Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 197 имени В.Маркелова»
РАССМОТРЕНО: Руководитель ШМО ___________ С.О. Пименова «_____» августа_ 2021 г.
|
СОГЛАСОВАНО: Председатель МС ___________ Т.В. Зарипова «____» августа_ 2021 г.
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ №197» ____________ М.В.Васильева «_____» августа_ 2021 г.
|
Рабочая программа
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
на 2021/2022 учебный год
11 а класс
(базовый уровень)
Учитель:
Лысенко Сергей Николаевич
Северск 2021
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
· Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
· Рабочая программа по ОБЖ для 11 класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Поддерживается УМК А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2011. Количество часов и содержание соответствует примерной программе среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, базовый уровень.
· Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года);
· приказа Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 №253 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
· основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №197»;
· учебного плана МБОУ «СОШ №197» на 2021-2022 учебный год.
.
В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков поведения в повседневной жизни, в различных опасных ситуациях. В деле защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций возрастает роль и ответственность системы подготовки учащихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни.
Специфика класса.
Рабочая программа по ОБЖ рассчитана на учащихся 11х классов и разработана с учетом их индивидуальных особенностей. Класс достаточно работоспособный, учащиеся принимают активное участие на уроках, присутствует интерес к предмету . Однако психологическая устойчивость, мотивация к учёбе, уровень подготовки, сформированность учебных навыков у школьников совершенно разная. Вместе с тем, в классе достаточно учащихся, проявляющих явный интерес к предмету, следовательно, очень важен индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Особенностью обучения ОБЖ в 11 классе является создание у учащихся представления о чрезвычайных ситуациях, безопасность и защита человека в ЧС, иметь представление о предотвращении возможных опасностей и навыки рационального поведения в условиях уже существующих опасностей в целом. Ознакомление учащихся с основами подготовки к военной службе.
Количество часов на изучение программы
Предмет «ОБЖ» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 11 классе по 1 час в неделю, 34 часа в год, что является оптимальным для изучения дисциплины. Предмет «ОБЖ» в 11 –м классе включает два курса: Два раздела; «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» - 12 час, «Основывоенной службы» - 22 часа, 4-и контрольные работы
Вклад учебного предмета в общее образование
В курсе ОБЖ предполагается понимание и принятие учащимся основных человеческих ценностей, которые осуществимы в случае его полной безопасности.
Это:
1.Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
2.Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
3.Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек
4.Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
5.Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности – любви.
6.Ценность семьи – как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
7.Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
8.Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
9.Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Изменения в авторскую рабочую программу внесены не были.
Цели:
Задачи обучения ОБЖ учащимися 11 – го класса:
Содержание курса ОБЖ позволяет:
Последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Сформировать представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях.
Уяснить основные положения законодательства Российской Федерации в области безопасности.
Сформировать морально-психологические и физические качества и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.
Более подробно ознакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности.
Эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся целостной картины окружающего мира.
Обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на третьей ступени образования.
Более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам.
Более эффективно организовывать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классах в программе предусмотрено 34 часа на 1 год обучения (1 час в неделю). Этот объем для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определен на базовом уровне.
Знать/понимать:
Формы и методы, используемые при реализации программы:
Лабораторная работа по документальным источникам, учебнику;
Групповая и парная работа;
Индивидуальное изучение отдельных исторических проблем с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания);
Проектная деятельность;
Исследовательская деятельность.
Также не маловажную роль играет применение таких методов, как РКМЧП, кейс-стади, кластер и тд. Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.
Типы уроков:
Урок ознакомления с новым материалом
Урок закрепления изученного
Урок применения знаний и умений
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Формы контроля: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы контроля: устный, письменный, практический, зачет.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения по пятибалльной системе оценивания.
Критерии оценивания ответов и работ учеников в курсе обучения ОБЖ
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, выполненное домашнее задание, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 50 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 49% и менее от максимально возможного количества баллов.
Важной обязанностью преподавателя ОБЖ является проверка практических навыков учащихся. На основании этих проверок преподаватель получает четкое представление об уровне навыков и умений ученика. Оценка практических навыков учащихся позволяет выявить учащихся, правильно выполняющих задания и тех, у кого возникли затруднения, чтобы организовать с ними дополнительные занятия. Во время практических занятий должна быть постоянная обратная связь ученика и преподавателя, который следит за работой и помогает им сосредоточить внимание на отработке практических навыков в рамках изучаемой темы.
Правила проверки практических навыков учащихся:
· Если ошибка легко устранима, то попросите исправить и сразу проведите повторную проверку.Результаты контроля и оценки знаний и умений учащихся являются важной составляющей для анализа организации и состояния учебного процесса. На основании этого анализа вносятся необходимые коррективы в систему обучения учащихся по ОБЖ
.
2.Планируемые результаты освоения программы ОБЖ
Личностные результаты:
Предметные результаты:
Знать/понимать:
По окончанию курса ученик научится:
По окончанию обучения ученик получает возможность научиться:
· самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
· самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
· самостоятельно соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
· классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций;
· адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести себя;
· анализировать последствия возможных опасных ситуаций;
· безопасно использовать ресурсы интернета;
· выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
· анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
· владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· оказывать первую помощь пострадавшему;
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками для достижения целей в ходе изучения основ безопасности жизнедеятельности;
· работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время моделирования возможных опасных и чрезвычайных ситуаций;
· слушать собеседника, понимать его точку зрения и признавать право другого человека на иное мнение при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· передавать содержание прослушанного, прочитанного текста в сжатом или развернутом виде при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· владеть устной и письменной речью, монологической и диалогическойречью при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
· использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
· осуществлять самостоятельный поиск, отбор и анализ необходимой информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения учебных и познавательных задач;
· самостоятельно развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
· усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
· исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
· творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
4.Содержание программы
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.(12 часов)
Кровотечения. Ранения. Виды ран. Травмы опорно-двигательного аппарата. Черепно-мозговые травмы и повреждения позвоночника. Травмы груди, живота и области таза. Первая медицинская помощь при травматическом шоке. Первая медицинская помощь при остановке сердца, острой сердечной недостаточности и инсульте.
Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья в современном обществе. Законодательство о семье. Семья в современном обществе. Законодательство о семье. Болезни передаваемые половым путём. Болезни передаваемые половым путём. СПИД и его профилактика.
Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами. Воздействие химических веществ на организм человека. Пути попадания ядовитых веществ в организм человека: через органы дыхания, через желудочно- кишечный тракт, через кожу. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие правила оказания первой помощи при поражении аварийно химически опасными веществами: удушающего действия; общеядовитого действия; удушающего и общеядовитого действия; нейротропного действия; удушающего и нейротропного действия. Первая помощь при поражении метаболическими ядами; при отравлении соединениями тяжелых металлов и мышьяка; при ожогах химическими веществами.
Первая помощь при бытовых отравлениях. Признаки отравления средствами бытовой химии (инсектицидами, уксусной эссенцией, перекисью водорода и др.) и оказание первой помощи. Причины, последствия и признаки отравления минеральными удобрениями. Оказание первой помощи при первых признаках отравления минеральными удобрениями (при отравлении через органы пищеварения, дыхательные пути, глаза и кожу).
Основы здорового образа жизни.
Физическая культура и закаливание. Влияние физических упражнений на развитие растущего организма. Развитие необходимых физических качеств. Составляющие хорошей физической формы. Пути развития сердечно-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростные качеств.
Понятие о закаливании. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Принципы закаливания. Факторы окружающей среды, применяемые для закаливания организма: воздушные и солнечные ванны, закаливание водой.
Основы военной службы (22 часа)
Основные понятия о воинской обязанности. Исполнение военной службы в Российской федерации. Воинский учет. Подготовка граждан к военной службе. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Правовые основы военной службы. Конституция Российской Федерации. Федеральные законы в области обороны. Общевоинские уставы Вооруженных Сил. Военная присяга – клятва воина на верность Родине-России. Прохождение военной службы. Воинские звания военнослужащих Вооружённых Сил РФ. Военная форма одежды. Ответственность военнослужащих.
Военнослужащий – патриот своего Отечества. Военнослужащий-специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности. Система военного образования Российской Федерации. Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации. Международное гуманитарное право. Общевоинские уставы. Увольнение с военной службы, пребывание в запасе.Права и ответственность военнослужащих.
11 класс.
Полугодие |
Примерные сроки |
Содержание программы |
Кол-во часов |
Количество практических работ |
1 |
|
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. |
12
|
1
|
2 |
|
Основывоенной службы. |
22 |
3 |
|
|
|
|
|
Итого |
|
34 |
4 |
Календарно – тематическое планирование
по ОБЖ
на 2020/2021 учебный год
11класс.Iчетверть. (9 часов)
Раздел 1. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». 12 часов.
№ п/п |
дата по плану |
дата по факту |
тема урока |
тип урока |
дом задание |
характеристика деятельности учащихся |
|
1. |
|
|
Вводный инструктаж. Основы ЗОЖ. Правила личной гигиены и здоровья |
Урок контроля |
§ 11 |
Работа с терминами, Практикум, тренинг, работа с тестами. |
|
2. |
|
|
Основы ЗОЖ. Нравственность и здоровье. |
Урок открытия знаний . |
§ 12 |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности. |
|
3. |
|
|
Семья в современном обществе. |
Урок открытия знаний . |
§ 15 |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности. |
|
4. |
|
|
Болезни, передаваемые половым путем. |
Урок открытия знаний . |
§ 13 |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности. |
|
5. |
|
|
СПИД. |
Урок открытия знаний . |
§ 14 |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности. |
|
6. |
|
|
Основы медицинских знаний. ПП при кровотечениях и ранениях. |
Урок открытия знаний . |
§ 17 - 19 |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности. |
|
7. |
|
|
ПП при ушибах, растяжениях, переломах. |
Урок систематизации ЗУН |
§ 21 - 24 |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
|
8. |
|
|
ПП при черепно-мозговых травмах. |
Урок систематизации ЗУН |
§ 21 - 24 |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
|
9. |
|
|
Контрольная работа. |
Урок контроля ЗУН |
|
Практикум, тренинг, работа с тестами. |
|
II четверть. (8 часов)
10. |
|
|
ПП при травме груди, живота |
Урок открытия знаний . |
§ 21 - 24 |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности. |
11. |
|
|
ПП при шоке, при попадании инородных тел в дыхательные пути. |
Урок систематизации ЗУН |
§ 21 - 24 |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
12. |
|
|
ПП при остановке сердца, инсульте. |
Урок систематизации ЗУН |
§ 21 - 24 |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями. |
Раздел 2. «Основы военной службы». 22 часа
13. |
|
|
Патриотизм и верность воинскому долгу. |
Урок открытия знаний |
§ 52 |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
14. |
|
|
Дружба и войсковое товарищество. |
Урок открытия знаний |
консект |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
15. |
|
|
Боевое знамя воинской части. |
Урок открытия знаний |
§ 27 |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
16. |
|
|
Ордена – почетные награды. |
Урок систематизации ЗУН |
§ 28 |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями. |
17. |
|
|
Контрольная работа |
Урок контроля ЗУН |
|
Практикум, тренинг,работа с тестами. |
III четверть. (9 часов)
18. |
|
|
Ритуалы ВС РФ. |
Урок открытия знаний |
§ 7-8 |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
19. |
|
|
Правовые основы военной службы. |
Урок открытия знаний |
§ 35 - 36 |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
20. |
|
|
Общевоинские уставы ВС РФ. |
Урок контроля ЗУН |
§ 44-48 |
Практикум, тренинг,работа с тестами. |
21. |
|
|
Военная присяга. |
Урок контроля ЗУН |
§ 58 |
Практикум, тренинг,работа с тестами. |
22. |
|
|
Прохождение военной службы по призыву. |
Урок контроля ЗУН |
§ 35 - 36 |
Практикум, тренинг,работа с тестами. |
23. |
|
|
Прохождение военной службы по контракту. |
Урок контроля ЗУН |
§64 |
Практикум, тренинг,работа с тестами. |
24. |
|
|
Увольнение с военной службы, пребывание в запасе. |
Урок контроля ЗУН |
§ 40 |
Практикум, тренинг,работа с тестами. |
25. |
|
|
Воинские звания. Военная форма одежды. |
Урок контроля ЗУН |
§ 29 |
Практикум, тренинг,работа с тестами. |
26. |
|
|
Контрольная работа |
Урок контроля ЗУН |
|
Практикум, тренинг, работа с тестами. |
IV четверть. (8 часов)
27. |
|
|
Права и ответственность военнослужащих. |
Урок открытия знаний |
§ 42-43 |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
28. |
|
|
Военнослужащий – защитник своего Отечества. |
Урок контроля ЗУН |
КОНСПЕКТ |
Практикум, тренинг,работа с тестами. |
29. |
|
|
Требования воинской деятельности к гражданам. |
Урок открытия знаний |
§ 35 |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
30. |
|
|
Как стать офицером ВС РФ. Международная деятельность ВС РФ. |
Урок открытия знаний |
КОНСПЕКТ |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
31. |
|
|
МГП. Ограничение средств и методов ведения войны. |
Урок контроля ЗУН |
КОНСПЕК |
Практикум, тренинг,работа с тестами. |
32. |
|
|
МГП. Международные отличительные знаки. |
Урок контроля ЗУН |
КОНСПЕК |
Практикум, тренинг,работа с тестами. |
33. |
|
|
Психологические основы подготовки к военной службе. |
Урок открытия знаний |
§ 39 |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
34. |
|
|
Контрольная работа |
Урок контроля ЗУН |
|
Практикум, тренинг,работа с тестами. |
Контрольных работ:14 Практических работ: 13 |
|
|
|
Итого: 34 часа.
5.Учебно-методическое и материально техническое обеспечение курса
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Преподаватель-организатор ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Преподавателю-организатору ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).
Интерактивный электронный контент преподавателя-организатора ОБЖ должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио – и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).
Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведение кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лабораторную комнату.
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.
Средства оснащения ОБЖ.
№ п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
4 |
Нормативно-правовые документы. |
|||
1 |
Конституция РФ |
шт. |
1 |
2 |
Закон «Об образовании» |
шт. |
1 |
3 |
Концепция противодействия терроризму в РФ. |
шт |
1 |
4 |
Постановление Правительства РФ от 30.12.2007 г. № 804 «О единой государственной предупреждения и ликвидации ЧС» |
шт. |
1 |
5 |
Стратегия национальной безопасности |
шт. |
1 |
6 |
Федеральный закон «О безопасности». |
шт. |
1 |
7 |
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» |
шт. |
1 |
8 |
ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера» |
шт. |
1 |
9 |
Федеральный закон «О гражданской обороне» |
шт. |
1 |
10 |
Федеральный закон «О пожарной безопасности» |
шт. |
1 |
11 |
Федеральный закон «О противодействии терроризму» |
шт. |
1 |
12 |
ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» |
шт. |
1 |
13 |
ФЗ «О аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» |
шт. |
1 |
14 |
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» |
шт. |
1 |
15 |
Общевоинские уставы ВС РФ |
шт. |
1 |
16 |
ФЗ «Об обороне» |
шт. |
1 |
17 |
Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы |
шт. |
1 |
18 |
Военная доктрина РФ |
шт. |
1 |
19 |
Указ Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» |
шт. |
1 |
20 |
Указ Президента РФ «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» |
шт. |
1 |
21 |
ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» |
шт. |
1 |
22 |
ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» |
шт. |
1 |
23 |
ФЗ «О статусе военнослужащих» |
шт. |
1 |
24 |
Правила дорожного движения РФ |
шт. |
1 |
Учебная литература. |
|||
25 |
Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для 10 и 11 классов |
шт. |
По кол-ву учащихся |
26 |
Наставления по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия 7,62 мм (или 5,45 мм) модернизированный автомат Калашникова. |
шт. |
1 |
27 |
Учебник по основам медицинских знаний (для девушек) |
шт. |
По кол-ву учащихся |
Учебные и учебно-наглядные пособия. |
|||
28 |
Набор плакатов или или электронные издания: |
|
|
|
- Организационная структура ВС РФ |
компл. |
1 |
|
- Ордена России |
компл. |
1 |
|
- Текст Военной Присяги |
шт. |
1 |
|
- Воинские звания и знаки различия |
компл. |
1 |
|
- Военная форма одежда |
компл. |
1 |
|
- Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе |
компл. |
1 |
|
- Военно-прикладные виды спорта |
компл. |
1 |
|
- Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин. |
компл. |
1 |
|
- Военно-образовательные учреждения профессионального образования РФ. |
компл. |
1 |
|
- ТТХ вооружения и военной техники |
компл. |
1 |
|
- Приемы и правила метания ручных гранат |
компл. |
1 |
|
- Мины Российской армии |
компл. |
1 |
|
- Фортификационные сооружения |
компл. |
1 |
|
- Индивидуальные средства защиты |
компл. |
1 |
|
- Приборы радиационной разведки |
компл. |
1 |
|
- Приборы химической разведки |
компл. |
1 |
|
- Организация и несение внутренней службы |
компл. |
1 |
|
- Строевая подготовка |
компл. |
1 |
|
- Оказание первой помощи |
компл. |
1 |
|
- Гражданская оборона |
компл. |
1 |
29 |
Средства индивидуальной защиты: |
|
|
|
- Общевойсковой противогаз |
шт. |
30 |
|
- Общевойсковой защитный комплект |
шт. |
4 |
|
- Респиратор |
шт. |
10 |
30 |
Приборы: |
|
|
|
ВПХР |
шт. |
1 |
|
ДП-5А |
шт. |
1 |
|
ДП-22 |
шт. |
1 |
31 |
Компас |
шт. |
1 |
32 |
Телевизоп |
шт. |
1 |
33 |
DVDплеер |
шт. |
1 |
34 |
Компьютер |
шт. |
1 |
35 |
Проектор |
шт. |
1 |
Медицинское имущество. |
|||
36 |
Индивидуальные средства медицинской защиты; |
|
|
|
- Аптечка АИ |
шт. |
1 |
|
- Пакеты перевязочные ППИ |
шт. |
1 |
|
- Пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11 |
шт. |
1 |
37 |
Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой и доврачебной помощи |
шт. |
1 |
38 |
Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластари: |
|
|
|
- бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м х 14см |
шт. |
3 |
|
- бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5м х 10см |
шт. |
3 |
|
- вата медицинская компрессная |
кг. |
0,1 |
|
- косынка медицинская (перевязочная) |
шт. |
3 |
|
- повязка медицинская большая стерильная |
шт |
3 |
|
- повязка медицинская малая стерильная |
шт. |
3 |
39 |
Медицинские предметы расходные: |
|
|
|
- булавка безопасная |
шт. |
3 |
|
- шина проволочная (лестничная) для ног |
шт. |
1 |
|
- шина проволочная (лестничная) для рук |
шт. |
1 |
|
- шина фанерная длиной 1 м. |
шт. |
1 |
42 |
Носилки медицинские |
шт. |
1 |
43 |
Тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации «МАКСИМ 11-01» |
шт. |
1 |
Литература.
Нормативно-правовые документы РФ.
Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г.
Конституция РФ (последняя редакция).
Общевоинские уставы ВС РФ (последняя редакция).
Семейный кодекс РФ (последняя редакция).
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 237).
Уголовный кодекс РФ (последняя редакция).
Основная и дополнительная литература.
1. |
Аварийно-химически-опасные вещества.-М.,2000. |
2. |
Боевой устав сухопутных войск.-М., 1989. |
3. |
Вооруженные силы России.-М., 2000. |
4. |
Верность воинскому долгу.-М.,2000. |
5. |
Дисциплинарный устав.-М.,1989. |
6. |
Женевская конвенция от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним.-МККК.,2000 |
7. |
Знай и умей: Учебное пособие по ГО и ЧС.-М.,1991. |
8. |
Защита населения в ЧС.-М.,2000. |
9. |
Защита Отечества - обязанность каждого гражданина.-М.,2000. |
10. |
Кодекс поведения участников боевых действий.-МККК.,2000. |
11. |
Международное гуманитарное право. Введение.-МККК.,2000. |
12. |
Международное гуманитарное право:Учебно-методические материалы для9-х классов.-МККК.,2000 |
13. |
Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС. Защитные сооружения.- М.,2000 |
14. |
Мошкин В.Н. Как уберечься от преступника.-Барнаул, 1995. |
15. |
Михайлов Л.А., Копылов Н.Д. Основы безопасности жизнедеятельности |
|
человека: Пособие для учителя для 7-9 классов.-М., 1998. |
16. |
Новейшие средства защиты органов дыхания и кожи.-М.,2000. |
17. |
Нарицын Н. Азбука психологической безопасности.-М.,2000. |
18. |
Наставления по стрелковому делу "Ручные гранаты".-М.,1972. |
19. |
На службе Отечеству.-М.,2000. |
20. |
Наставления по стрелковому делу "АК и РПК".-М., 1967. |
21. |
Общевоинские уставы ВС РФ.-М., 1980. |
22. |
Основные положения права войны.-МККК., 2000. |
23. |
Основы РСЧС. Эвакуационные мероприятия.-М., 2000. |
24. |
Помощь пострадавшим. Защитные меры.-М., 2000. |
25. |
Первая помощь в экстремальных ситуациях.-М., 2000. |
26. |
Правила безопасности для взрослых и детей.-М., 2000. |
27. |
Программные и методические материалы по курсу ОБЖ.-М., 2008. |
28. |
Программно-методические материалы ОБЖ, 1-11 классы.-М., 2008. |
29. |
Развитие и принципы международного гуманитарного права.-МККК., 2000. |
30. |
Россия и Красный Крест.-МККК., 2000. |
31. |
Русак О.Н. Предупреждение и ликвидация ЧС.-М., 1998. |
32. |
Радиоактивные загрязнения.-М., 2000. |
33. |
Состояние преступности в России.-М., 1998. |
34. |
Современная война и гражданская оборона.-М., 2000. |
35. |
Стихийные бедствия, аварии, катастрофы: Правила поведения.-М., 2000. |
36. |
Топоров И.К. Методика преподавания курса ОБЖ, 1-9 классы.-М., 1999. |
37. |
Топоров И.К. ОБЖ - учебное пособие.-М., 1992. |
38. |
Учебно-методические рекомендации по ориентированию и |
|
целеуказанию на местности.- Омск, 1988. |
39. |
Уголовный кодекс РФ.- М., 2010. |
40. |
Устав Внутренней службы.-М., 1990. |
41. |
ЧС - краткая характеристика и классификация.-М., 2000. |
42. |
Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения.-М., 2000. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.