Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 197 имени В.Маркелова»
РАССМОТРЕНО: Руководитель ШМО ___________ С.О. Пименова «_____» августа_ 2021 г.
|
СОГЛАСОВАНО: Председатель МС ___________ Т.В. Зарипова «____» _августа 2021 г.
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ №197» ____________ М.В.Васильева «____» августа 2021г.
|
Рабочая программа
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
на 2021/2022 учебный год
8 А класс
(базовый уровень)
Учитель:
Лысенко Сергей Николаевич
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
· Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федерального государственного образовательного стандарта
· Рабочая программа, составленная на основе авторской Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В.
· приказа Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 №253 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
· Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года);
· основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №197»;
· учебного плана МБОУ «СОШ №197» на 2021-2022 учебный год.
Специфика классов:
Характеристика 8А класс – класс общеобразовательный. Некоторые учащиеся имеют статус ОВЗ, у большинства ребят ослаблено внимание и память. Рекомендуется частая смена деятельности на уроке, с обязательным включением физминуток. Отдельные учащиеся требуют повышенного контроля поведения.
В учебной деятельности используются дифференцированное обучение, информационные технологии, обучение в сотрудничестве, самостоятельная творческая деятельность, тестирование. Применяются коммуникативные и игровые методы, показ, объяснение. Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Количество часов на изучение программы
Предмет «ОБЖ» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 8 классе по 1 час в неделю, 34 часа в год, что является оптимальным для изучения дисциплины. Предмет «ОБЖ» в 8 –м классе включает три курса:
«Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.»– 11 часов и «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения» – 9 часов, «Основы здорового образа жизни» - 14 часов. Предполагается последовательное изучение трёх курсов. Планируется провести 5 контрольных работ.
Вклад учебного предмета в общее образование
В курсе ОБЖ предполагается понимание и принятие учащимся основных человеческих ценностей, которые осуществимы в случае его полной безопасности.
Это:
1.Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
2.Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
3.Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек
4.Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
5.Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности – любви.
6.Ценность семьи – как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
7.Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
8.Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
9.Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Изменения в авторскую рабочую программу внесены не были.
Цели:
В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей:
-усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-понимание ими
важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной
и общественной ценности;
-антиэкстремистское
и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость
к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;
-отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
-готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Формы и методы, используемые при реализации программы:
Лабораторная работа по документальным источникам, учебнику;
Групповая и парная работа;
Индивидуальное изучение отдельных исторических проблем с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания);
Проектная деятельность;
Исследовательская деятельность.
Также не маловажную роль играет применение таких методов, как РКМЧП, кейс-стади, кластер и тд. Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.
Типы уроков:
Урок ознакомления с новым материалом
Урок закрепления изученного
Урок применения знаний и умений
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Формы контроля: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы контроля: устный, письменный, практический, зачет.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения по пятибалльной системе оценивания.
Критерии оценивания ответов и работ учеников в курсе обучения ОБЖ
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, выполненное домашнее задание, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 50 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 49% и менее от максимально возможного количества баллов.
Важной обязанностью преподавателя ОБЖ является проверка практических навыков учащихся. На основании этих проверок преподаватель получает четкое представление об уровне навыков и умений ученика. Оценка практических навыков учащихся позволяет выявить учащихся, правильно выполняющих задания и тех, у кого возникли затруднения, чтобы организовать с ними дополнительные занятия. Во время практических занятий должна быть постоянная обратная связь ученика и преподавателя, который следит за работой и помогает им сосредоточить внимание на отработке практических навыков в рамках изучаемой темы.
Правила проверки практических навыков учащихся:
· Если ошибка легко устранима, то попросите исправить и сразу проведите повторную проверку.Результаты контроля и оценки знаний и умений учащихся являются важной составляющей для анализа организации и состояния учебного процесса. На основании этого анализа вносятся необходимые коррективы в систему обучения учащихся по ОБЖ
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Результаты освоения учебного предмета
Личностнымирезультатами являются:
-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих -защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного ,бережного отношения к окружающей среде
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять -правила безопасности жизнедеятельности;
-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному -здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметнымирезультатами являются:
-овладение
умениями формулировать личные понятия о
безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять
причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность
жизнедеятельности человека;
-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природногоо и социального характера;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметнымирезультатами являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3.В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
4.В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5.В трудовой сфере:
-
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических
средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных
ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую помощь.
6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
-
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости,
гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать
необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую помощь при занятиях физической
культурой и спортом.
Содержание учебного предмета, курса
МОДУЛЬ I
Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I.
Основы комплексной безопасности
Тема 1. Пожарная безопасность – 3 часа.
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
Тема 2. Безопасность на дорогах – 3 часа.
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.Велосипедист — водитель транспортного средства
Тема 3. Безопасность на водоемах - 2 +1 часа.
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах.
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Тема 4.Экология и безопасность- 2 часа.
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
РАЗДЕЛ II.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения.
Тема 5.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия – 6 часов.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
Тема6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций – 3 часа.
Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
МОДУЛЬ II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
РАЗДЕЛ IV
Основы здорового образа жизни
Тема8. Здоровый образ жизни и его составляющие – 9 часов.
Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
РАЗДЕЛ V
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 9Первая медицинская помощь при неотложных состояниях – 5 часа.
Первая помощь пострадавшим и ее значение.
Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.
Первая помощь при травмах
Первая помощь при утоплении
Итого: 34 часа.
Учебно-тематический план
Тема раздела |
Кол-во часов |
Кол – во контрольных работ |
Кол – во практических работ, проектов. |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. |
11 |
2 |
- |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения |
9 |
2 |
1 |
Основы здорового образа жизни |
14 |
2 |
3 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по ОБЖ
на 2021/2022 учебный год
8 А класс
(базовый уровень)
№ п/п |
дата по плану |
дата по факту |
тема урока |
Дом задание |
тип урока |
характеристика деятельности учащихся |
|
I четверть ( 9 часов) Раздел 1.( 11 часов) Тема: Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Глава 1. (3 часа) |
|||||||
|
|
||||||
1. |
|
|
Входная контрольная работа. Пожарная безопасность. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. |
§ 1.1 |
Контроль знаний. Урок открытия знаний. |
Организация самостоятельной работы с материалами учебника, составление плана статьи учебника, работа по вопросам, беседа. |
|
2. |
|
|
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. |
§ 1.2 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
|
3. |
|
|
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности |
§ 1.3 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями. |
|
Глава2. (3часа)
4. |
|
|
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. |
§ 2.1 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
|
5. |
|
|
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. |
§ 2.2 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
|
6. |
|
|
Велосипедист – водитель транспортного средства. |
§ 2.3 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
|
Глава 3. (2 часа + 1)
7. |
|
|
Безопасное поведение и безопасный отдых на водоемах. |
§ 3.1 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
8. |
|
|
Оказание помощи терпящим бедствие на воде. |
§ 3.2 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
9. |
|
|
Контрольная работа. |
|
Урок контроля ЗУН |
Практикум, тренинг, работа с тестами. |
II четверть (8 часов)
Глава 4. (2 часа)
10. |
|
|
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. |
§ 4.1 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
11. |
|
|
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. |
§ 4.2 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
Раздел 2. (9 часов).
Тема: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.»
Глава 5.(6 часов).
12. |
|
|
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
§ 5.1 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
13. |
|
|
Аварии на радиационно опасных объектах и их последствия. |
§ 5.2 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
14. |
|
|
Обеспечение радиационной безопасности населения. |
§ 5.3 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
15. |
|
|
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия |
§ 5.4 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
16. |
|
|
Обеспечение химической защиты населения. |
§ 5.5 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
17. |
|
|
Контрольная работа. |
|
Урок контроля ЗУН |
Практикум, тренинг, работа с тестами. |
III четверть (9 часов)
Раздел 2. (3 часа).
Тема: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.»
Глава 6.(3 часа).
18. |
|
|
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. |
§ 6.1 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
19. |
|
|
Эвакуация населения. |
§ 6.2 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
20. |
|
|
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
§ 6.3 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
Раздел 3.
Тема: «Основы здорового образа жизни».
Глава 7(6 часов)
21. |
|
|
Понятие о здоровье как основной ценности человека. |
§ 7.1 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
22. |
|
|
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная, и социальная сущность. |
§ 7.2 |
Урок открытия знаний |
Работа с терминами, беседа, чтение материала учебника, организация коллективной и индивидуальной деятельности |
23. |
|
|
Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья и общества. |
§ 7.3 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
24. |
|
|
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья и общества. |
§ 7.4 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
25. |
|
|
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. |
§ 7.5 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
26. |
|
|
Контрольная работа. |
|
Урок контроля ЗУН |
Практикум, тренинг, работа с тестами. |
IV четверть (8 часов)
Глава 7(3 часа)
27. |
|
|
Вредные привычки и их влияние на здоровье. |
§ 7.6 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
28. |
|
|
Профилактика вредных привычек. |
§ 7.7 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
29. |
|
|
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. |
§ 7.8 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
Глава 8.(4 часа)
30. |
|
|
Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение. |
§ 8.1 |
Урок систематизации ЗУН |
Организация групповой работы, работа с таблицами, кластерами, защита слайдовых презентаций, беседа, работа с иллюстрациями |
31. |
|
|
Первая мед.помощь при отравлениях химически опасными веществами. |
§ 8.2 |
практическое |
Отработка приёмов оказания ПМП |
32. |
|
|
Первая мед.помощь при травмах. |
§ 8.3 |
практическое |
Отработка приёмов оказания ПМП |
33. |
|
|
Первая мед помощь при утоплениях. |
§ 8.4 |
практическое |
Отработка приёмов оказания ПМП |
34. |
|
|
Контрольная работа.. |
|
|
Тест |
Контрольных работ:5 Практических работ: 3
|
Итого: 34 часа
Учебно-методическое и материально-технического обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение курса
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Преподаватель-организатор ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Преподавателю-организатору ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).
Интерактивный электронный контент преподавателя-организатора ОБЖ должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио – и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).
Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведение кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лабораторную комнату.
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.
Средства оснащения ОБЖ.
№ п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|||
1 |
Конституция РФ |
шт. |
1 |
2 |
Закон «Об образовании» |
шт. |
1 |
3 |
Концепция противодействия терроризму в РФ. |
шт |
1 |
4 |
Постановление Правительства РФ от 30.12.2007 г. № 804 «О единой государственной предупреждения и ликвидации ЧС» |
шт. |
1 |
5 |
Стратегия национальной безопасности |
шт. |
1 |
6 |
Федеральный закон «О безопасности». |
шт. |
1 |
7 |
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» |
шт. |
1 |
8 |
ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера» |
шт. |
1 |
9 |
Федеральный закон «О гражданской обороне» |
шт. |
1 |
10 |
Федеральный закон «О пожарной безопасности» |
шт. |
1 |
11 |
Федеральный закон «О противодействии терроризму» |
шт. |
1 |
12 |
ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» |
шт. |
1 |
13 |
ФЗ «О аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» |
шт. |
1 |
14 |
Правила дорожного движения РФ |
шт. |
1 |
|
|||
15 |
Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов |
шт. |
По кол-ву учащихся |
|
|||
16 |
Набор плакатов или электронные издания |
компл |
10 |
17 |
Средства индивидуальной защиты: |
|
|
|
- Общевойсковой противогаз |
шт. |
30 |
|
- Общевойсковой защитный комплект |
шт. |
4 |
|
- Респиратор |
шт. |
10 |
18 |
Приборы: |
шт. |
1 |
|
ВПХР |
шт. |
1 |
|
ДП-5А |
шт. |
1 |
|
ДП-22 |
шт. |
1 |
19 |
Телевизор |
шт. |
1 |
20 |
DVDплеер |
шт. |
1 |
21 |
Компас |
шт. |
1 |
22 |
Визирная линейка |
шт. |
1 |
23 |
Компьютер |
шт. |
1 |
24 |
Проектор |
шт. |
1 |
|
|||
25 |
Индивидуальные средства медицинской защиты; |
|
|
|
- Аптечка АИ |
шт. |
1 |
|
- Пакеты перевязочные ППИ |
шт. |
1 |
|
- Пакеты противохимические индивидуальные ИПП-8 |
шт. |
1 |
26 |
Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой и доврачебной помощи: |
|
|
|
- сумка СМС |
шт. |
1 |
27 |
Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластари: |
|
|
|
- бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7м х 14см |
шт. |
3 |
|
- бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5м х 10см |
шт. |
3 |
|
- вата медицинская компрессная |
кг. |
0,1 |
|
- косынка медицинская (перевязочная) |
шт. |
3 |
|
- повязка медицинская большая стерильная |
шт |
3 |
|
- повязка медицинская малая стерильная |
шт. |
3 |
28 |
Медицинские предметы расходные: |
|
|
|
- булавка безопасная |
шт. |
3 |
|
- шина проволочная (лестничная) для ног |
шт. |
1 |
|
- шина проволочная (лестничная) для рук |
шт. |
1 |
|
- шина фанерная длиной 1 м. |
шт. |
1 |
29 |
Тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации «Александр 2-02» |
шт. |
1 |
Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий учебную программу
1.Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.
2.Когда не один противостоишь злу…: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.
3.Сальникова И.В. «Свой?» - «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И.В.Сальникова. – М.: Просвещение, 2010.
4.Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс. В.В. Поляков, В.В. Марков, В.Н. Латчук. Изд. – ООО «Дрофа», 2014г.
5.Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2011.
Литература. Нормативно-правовые документы РФ
Конституция РФ (последняя редакция).
Семейный кодекс РФ (последняя редакция).
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 237).
Уголовный кодекс РФ (последняя редакция).
Основная и дополнительная литература
Аварийно-химически-опасные вещества.-М.,2000.
Знай и умей: Учебное пособие по ГО и ЧС.-М.,1991.
Защита населения в ЧС.-М.,2000.
Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС. Защитные сооружения.- М.,2000
Мошкин В.Н. Как уберечься от преступника.-Барнаул, 1995.
Михайлов Л.А., Копылов Н.Д. Основы безопасности жизнедеятельности
человека: Пособие для учителя для 7-9 классов.-М., 1998.
Новейшие средства защиты органов дыхания и кожи.-М.,2000.
Нарицын Н. Азбука психологической безопасности.-М.,2000.
Основные положения права войны.-МККК., 2000.
Основы РСЧС. Эвакуационные мероприятия.-М., 2000.
Помощь пострадавшим. Защитные меры.-М., 2000.
Первая помощь в экстремальных ситуациях.-М., 2000.
Правила безопасности для взрослых и детей.-М., 2000.
Программные и методические материалы по курсу ОБЖ.-М., 2008.
Программно-методические материалы ОБЖ, 1-11 классы.-М., 2008.
Русак О.Н. Предупреждение и ликвидация ЧС.-М., 1998.
Радиоактивные загрязнения.-М., 2000.
Состояние преступности в России.-М., 1998.
Современная война и гражданская оборона.-М., 2000.
Стихийные бедствия, аварии, катастрофы: Правила поведения.-М., 2000.
Топоров И.К. Методика преподавания курса ОБЖ, 1-9 классы.-М., 1999.
Топоров И.К. ОБЖ - учебное пособие.-М., 1992.
ЧС - краткая характеристика и классификация.-М., 2000.
Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения.-М., 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.