Рабочая программа основы экономической теории

  • Документация
  • doc
  • 14.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

основы экономтеории
Иконка файла материала РПОЭТ.doc

Департамент образования Кировской области

КОГОБУ СПО «Кировский механико-технологический техникум молочной промышленности»

 

УТВЕРЖДАЮ:                   

Заместитель директора по учебно –

воспитательной работе

 ________Л.В. Вахрушева

«___»___ ___ 20…г.

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

20….

 


Программа учебной  дисциплины Основы экономической теории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 120714 «Земельно-имущественные отношения».

 

Организация-разработчик: КОГОБУ СПО КМТТМП

 

Разработчик:

 

Никонова Н С., преподаватель информационных и экономических дисциплин КОГОБУ СПО «Кировский механико-технологический техникум молочной промышленности».

 

 

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

предметно-цикловой комиссией экономических дисциплин

протокол № .

председатель: А.В. Стародубцева

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА

 

4

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА

 

6

3.      условия реализации программы учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА

 

12

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

13

 

 

 

 


I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономической теории

 

1.1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

уметь:

-        оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

-        cтроить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;

-        анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;

-        распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

-        разбираться в основных принципах ценообразования;

-        выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом  действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;

 

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

-        генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;

-        ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;

-        рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразовании, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

-        роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели  состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;

-        задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;

-        закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа (в том числе практических занятий 18);

самостоятельной работы обучающегося  36 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

                                            Виды учебной работы

Количество часов

1

2

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

 

практические занятия

18

семинар

4

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

 

Подготовка реферата

«Современные направления и школы экономической теории».

Творческая работа на тему:

История возникновения денег

Составление конспектов по темам:

Виды экономических систем

Роль конкуренции в экономике

Роль государства в рыночной экономике

Подготовка презентации по индивидуальным темам

История развития экономической науки.

Ресурсы и факторы производства. Типы и фазы воспроизводства.

Экономические системы. Формы собственности.

Спрос и предложение. Ценообразование.

Конкуренция. Формы монополий.

Макроэкономические показатели состояния экономики.

Основные макроэкономические модели общего равновесия.

Методы государственного регулирования доходов

Решение задач

Альтернативная стоимость

Анализ спроса и эластичность спроса

Расчет динамики издержек

Расчет инвестиций

Расчет выгодности приобретения ценных бумаг

Расчет процентов

Основные закономерности экономической организации

Подготовка к семинару

Теория поведения потребителя. Особенности функционирования рынков производственных ресурсов

Механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Подготовка к контрольным работам

 

6

 

2

 

4

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

4

Итоговая аттестация в форме                                                                           экзамена

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы  экономической теории».

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в экономику. Экономическая теория как наука.

16

 

Тема 1.1.Основные направления развития экономической теории

Содержание учебного материала:

Теории Древнего мира, меркантилизм, физиократы, классическая школа, марксистская школа.

Современные школы и направления экономической теории.

1

 

 

 

1; 2

Самостоятельная работа: Подготовка реферата «Современные направления и школы экономической теории».

6

 

Тема 1.2. Сущность экономики.

Содержание учебного материала

Экономика как система жизнеобеспечения общества. Субъекты, объекты и ресурсы экономики. Проблема ограниченности ресурсов. Понятие альтернативной стоимости.

1

 

 

 

1; 2

Практическая работа: Решение задач

2

 

Тема 1.3. Общественное производство.

Содержание учебного материала

Основные факторы общественного производства. Стадии движения общественного продукта. Воспроизводство. Отраслевая структура. Объем производства.

1

 

 

 

1; 2

Самостоятельная работа: Конспект по теме: .

1

 

Тема 1.4. Экономическая система. Отношения собственности

 

Содержание учебного материала

Отношения собственности – основа экономической системы. Содержание собственности. Два типа экономических связей в обществе. Виды экономических систем. Две сферы экономической системы – микроэкономика и макроэкономика. Многообразие форм собственности в России.

3

 

1; 2

Самостоятельная работа: Конспекты по темам, анализ ситуаций.

1

 

Тема 1.5. Эволюция общественного производства

Содержание учебного материала

 Натуральное и товарное производство. Условия появления товарного производства. Две формы товарного производства. Капитал.

 

1

 

1; 2

Тема 1.6. Товар и его свойства

Содержание учебного материала

Товар. Свойства товара – единство и противоречие свойств. Двойственный характер труда.

1

 

 

1; 2

Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме

1

 

Тема 1.7. Деньги и их функции.

 

Содержание учебного материала

Исторические условия возникновения денег. Существо денег. Функции денег. Структура денежной массы.

1

 

 

1; 2

Самостоятельная работа: Творческая работа «История происхождения денег»

4

 

Тема 1.8. Труд и экономика.

 

Содержание учебного материала

Понятия: труд, рабочая сила, трудовые ресурсы. Виды, количество и качество труда. Эффективность использования рабочей силы – производительность труда. Повышение производительности труда – необходимость и основные условия. Интенсивность труда.

1

 

 

1; 2

Практическая работа: Решение задач

2

 

Самостоятельная работа: Индивидуальные задания для более подробного изучения тем.

1

 

Контрольная работа к разделу 1.

1

Раздел 2. Законы рынка.

22

 

Тема 2.1. Функции рынка. Закон стоимости.

 

Содержание учебного материала

Функции рынка. Основной закон товарного производства. Последствия нарушения закона стоимости. Закон убывающей предельной полезности.

 

 

1

1; 2

Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме

1

 

Тема 2.2. Закон денежного обращения. Инфляция.

 

Содержание учебного материала

Денежное обращение. Последствия нарушения закона денежного обращения. Основные причины инфляционного процесса. Инфляция и участники рыночных отношений. Виды инфляции.

1

 

 

 

1; 2

Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме. Решение задач.

1

 

Тема 2.3. Законы спроса и предложения

 

Содержание учебного материала

Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена.

Закон спроса и характер его действия. Закон предложения и характер его действия. Влияние неценовых факторов на изменения спроса и предложения.

2

 

 

 

1; 2

Практическая работа: Решение задач, построение графиков.

2

 

Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме

1

Тема 2.4. Рыночное равновесие. Эластичность спроса.

Содержание учебного материала

Рыночное равновесие и равновесная цена. Эластичность спроса (предложения) по цене и по доходу. Основные функции и виды цены. Основные типы рынка и ценовая политика продавца.

2

 

 

1; 2

Практическая работа: Решение задач, построение графиков.

2

 

Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме Решение задач.

1

Тема 2.5. Закон конкуренции. Монополия.

 

Содержание учебного материала

Существо экономической свободы. Объективные условия конкуренции. Основные формы конкуренции: внутриотраслевая и межотраслевая. Основные виды конкуренции. Монополия. Формы монополий. Условия и последствия возникновения  монополий. Антимонопольная политика государства.

1

 

 

 

 

1; 2

Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме

1

 

Тема 2.6. Закон убывающей предельной отдачи.

Содержание учебного материала

Издержки производства. Действие закона убывающей предельной отдачи. Динамика издержек.

2

 

 

1; 2

Практическая работа: Расчет динамики издержек, решение задач.

2

 

Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме. Решение задач, анализ ситуаций.

 

1

Раздел 3. Структура рынка

14

 

Тема 3.1. Товарный и денежный рынок. Их взаимосвязь

Содержание учебного материала

Общая структура рынка. Структура товарного рынка. Структура денежного рынка. Равновесие товарного и денежного рынков.

1

 

1; 2

Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме Конспекты по темам.

1

 

Тема 3.2. Инвестиционный рынок

 

Содержание учебного материала

Инвестиции. Основные формы инвестиций. Спрос и предложение на рынке инвестиций.

1

 

 

1; 2

Самостоятельная работа: Конспекты по темам. Решение задач, анализ ситуаций.

1

 

Тема 3.3. Рынок  недвижимости и земли

 

Содержание учебного материала

Недвижимость. Особенности рынка недвижимости и земли. Цена земли.

1

 

1; 2

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка  докладов по теме  «Особенности рынка недвижимости и земли региона»

2

 

Тема 3.4. Рынок ценных бумаг

Содержание учебного материала

Ценные бумаги. Характеристика рынка ценных бумаг. Выгодность приобретения ценных бумаг. Экономическое значение обращения ценных бумаг.

1

 

 

1; 2

Практическая работа: Решение задач.

2

 

Самостоятельная работа: Конспекты по темам, анализ ситуаций.

1

Тема 3.5. Рынок труда

 

Содержание учебного материала

Понятие рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Цена труда.

Семинар: Теория поведения потребителей. Особенности функционирования рынков производственных ресурсов.

1

 

1; 2

Самостоятельная работа: Конспекты по темам, анализ ситуаций.

1

 

Контрольная работа.

1

 

Раздел 4. Макроэкономика.

20

 

Тема 4.1. Инфраструктура рынка. Налоговая и бюджетная система.

 

Содержание учебного материала

 Понятие макроэкономики. Понятие инфраструктуры рынка.  Налоговая политика государства. Налоговая система. Принципы, цели и виды налогов. Бюджет. Бюджетная система. Группы и определение состояния бюджетной системы. Федеральный бюджет. Взаимосвязь Бюджетной и налоговой системы.

2

 

 

 

 

1; 2

Самостоятельная работа:

Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации.

2

 

Тема 4.2. Финансовая, банковская, кредитная система.

Содержание учебного материала

Финансы и их функции. Состав финансовой системы. Кредит. Принципы и формы кредита. Главная функция кредита. Кредитный риск. Банк. Банковская система. Основные функции центрального банка.  Типы кредитно-денежной политики. Виды банков. Операции банков. Устойчивость банка.

2

 

 

 

 

1; 2

Практическая работа: Решение задач

2

 

Самостоятельная работа:

Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации.

2

Тема 4.3. Биржевая система.

Содержание учебного материала

Биржа. Биржевая система.  Виды  бирж. Основные положения функционирования биржи. Основные виды биржевых сделок.

1

 

 

1; 2

Самостоятельная работа:

Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации.

 

2

 

Тема 4.4. Валютная система.

Содержание учебного материала

Валюта. Характеристика валютной системы: виды валют, валютные ценности, валютные операции, валютные кредиты. Валютный курс.  Экспорт, импорт. Конвертируемость валюты.

1

1; 2

Тема 4.5. Макроэкономические регуляторы.

 

Содержание учебного материала

Национальный рынок.  Национальное богатство и его состав: национальный доход, Валовый  национальный продукт, совокупный общественный продукт.  Цикличность экономического развития. Экономический рост. Занятость и безработица.

3

 

 

 

1; 2

 

 

Практическая работа: Решение задач

2

 

Тема 4.6. Роль и функции государства в рыночной экономике

Содержание учебного материала

Функции и формы регулирования рынка государством. Социальная экономика и доходы. Социальная политика. Уровень жизни.

 

2

 

1; 2

Практическая работа: Решение задач

2

 

Самостоятельная работа:

Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации.

 

2

Тема 4.7. Актуальные проблемы мировой экономики.

Содержание учебного материала

Мировой рынок. Международное разделение труда. Мировые экономические отношения: внешняя торговля, движение капиталов , обмен в области науки, валютно-кредитные отношения, миграция рабочей силы, совместные предприятия.

2

 

 

 

1; 2

Самостоятельная работа:

Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации.

 

2

 

 

Семинар «Механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики»

2

1; 2

 

Всего

72

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета экономики

 

Оборудование учебного кабинета:

-        посадочные места по количеству обучающихся;

-        рабочее место преподавателя;

-        комплект учебно-методического материала: тестового материала, аутотренинга, ситуационных задач, практических упражнений.

-        раздаточный материал.

 

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор; 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

 

Основные источники:

  1. Казначевская Г.Б. Экономическая теория: учебник для колледжей - 3-е изд.,доп. и перераб. СПО – М.: Феникс, 2009. - 352 с.
  2. Слагода В.Г., Экономическая теория: учебник СПО –М.: ФОРУМ, 2010. –. 368с
  3. Булатов А.С. Экономика. - М. Юристъ, 2009.
  4. Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. - М. Владос, 2010.
  5.  Максимова В.Ф. Микроэкономика. М., 2008
  6. Экономическая теория: Учебник исп. и доп. / Под общей ред. В.И. Видякина, А.И.

Добрынина, Г.П. Журавлева, Л.С. Тарасевич – М.: Инфра-М, 2007 – 672 с.

 

Дополнительные источники:

  1. Еремина Е.И., Щукина А.Я. Практикум по экономической теории: Учеб. пособие для СПО-  М.:Академия, 2009. – 224с.
  2. Куликов Л.М., Основы экономической теории: учебник СПО – М.: ЮРАЙТ ИД ЮРАЙТ, 2011. – 455с.
  3. Липсиц И.В., Экономика: учебник – М.: КНОРУС, 2011 – 312с.
  4. Басовская Е.Н., Басовский Л.Е., Экономика: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2011 – 375с
  5. Основы экономики: учебник / С.С. Носова. – 4-е изд.,стер. – М.: КНОРУС, 2009, 312 с.
  6. Экономическая теория: учебник / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. М.: Эксмо, 2008, 608с.
  7. Экономическая теория: практикум / О.В. Корниенко. Ростов н/Д: Феникс, 2008, 316 с

 

 Интернет-ресурсы:

 

  1. Сайт Минэкономразвития. Форма доступа: www.economi.gov.ru
  2. Сайт Центрального Банка России. Форма доступа: www.cbr.ru
  3. Электронный ресурс «КонсультантПлюс» Форма доступа: www.consultant.ru
  4. http://www.businesslearning.ru/
  5. http://www.aup.ru/books/m63/
  6. http://works.tarefer.ru/102/100676/index.html
  7. http://deadbeef.narod.ru/work/docs/eko/10.htm

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1.

2.

Умения:

 

оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;

Оценка результатов при фронтальном опросе

использовать источники экономической информации,

Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта

различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;

Защита реферата

 

строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ,

распознавать экономические взаимосвязи,

оценивать экономические процессы и явления,

Оценка результатов при фронтальном опросе

применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов  при выполнении и защите практических работ

разбираться в основных принципах ценообразования;

Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта

выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ

Знания:

 

предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;

Оценка результатов при фронтальном опросе

ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства,

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ

роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности,

Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта

типы экономических систем, формы собственности;

Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта

рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования,

Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта

методы ценообразования, роль конкуренции в экономике,

Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта

сущность и формы монополий,

Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта

теорию поведения потребителя,

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ

особенности функционирования рынков производственных ресурсов;

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ

роль и функции государства в рыночной экономике,

Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта

способы измерения результатов экономической деятельности,

Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта

макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия,

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ

динамические модели экономического роста,

Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта

фазы экономических циклов;

Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта

задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства,

Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта

механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики,

Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта

направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;

Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта

закономерности и модели функционирования мировой экономики, взаимосвязи национальных экономик

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ

 



Скачано с www.znanio.ru