Департамент образования Кировской области
КОГОБУ СПО «Кировский механико-технологический техникум молочной промышленности»
|
УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по учебно – воспитательной работе ________Л.В. Вахрушева «___»___ ___ 20…г.
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономической теории
Киров
20….
Программа учебной дисциплины Основы экономической теории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 120714 «Земельно-имущественные отношения».
Организация-разработчик: КОГОБУ СПО КМТТМП
Разработчик:
Никонова Н С., преподаватель информационных и экономических дисциплин КОГОБУ СПО «Кировский механико-технологический техникум молочной промышленности».
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
предметно-цикловой комиссией экономических дисциплин
протокол № .
председатель: А.В. Стародубцева
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА |
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА |
12 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
13 |
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономической теории
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
уметь:
- оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
- cтроить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;
- анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
- распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
- разбираться в основных принципах ценообразования;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
- ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
- рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, методы ценообразовании, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
- роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
- задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
- закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа (в том числе практических занятий 18);
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Виды учебной работы |
Количество часов |
1 |
2 |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
72 |
в том числе: |
|
практические занятия |
18 |
семинар |
4 |
контрольные работы |
4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
36 |
в том числе: |
|
Подготовка реферата «Современные направления и школы экономической теории». Творческая работа на тему: История возникновения денег Составление конспектов по темам: Виды экономических систем Роль конкуренции в экономике Роль государства в рыночной экономике Подготовка презентации по индивидуальным темам История развития экономической науки. Ресурсы и факторы производства. Типы и фазы воспроизводства. Экономические системы. Формы собственности. Спрос и предложение. Ценообразование. Конкуренция. Формы монополий. Макроэкономические показатели состояния экономики. Основные макроэкономические модели общего равновесия. Методы государственного регулирования доходов Решение задач Альтернативная стоимость Анализ спроса и эластичность спроса Расчет динамики издержек Расчет инвестиций Расчет выгодности приобретения ценных бумаг Расчет процентов Основные закономерности экономической организации Подготовка к семинару Теория поведения потребителя. Особенности функционирования рынков производственных ресурсов Механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Подготовка к контрольным работам
|
6
2
4
10
4
6
4 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономической теории».
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Введение в экономику. Экономическая теория как наука. |
16 |
|
|
Тема 1.1.Основные направления развития экономической теории |
Содержание учебного материала: Теории Древнего мира, меркантилизм, физиократы, классическая школа, марксистская школа. Современные школы и направления экономической теории. |
1
|
1; 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка реферата «Современные направления и школы экономической теории». |
6 |
|
|
Тема 1.2. Сущность экономики. |
Содержание учебного материала Экономика как система жизнеобеспечения общества. Субъекты, объекты и ресурсы экономики. Проблема ограниченности ресурсов. Понятие альтернативной стоимости. |
1
|
1; 2 |
Практическая работа: Решение задач |
2 |
|
|
Тема 1.3. Общественное производство. |
Содержание учебного материала Основные факторы общественного производства. Стадии движения общественного продукта. Воспроизводство. Отраслевая структура. Объем производства. |
1
|
1; 2 |
Самостоятельная работа: Конспект по теме: . |
1 |
|
|
Тема 1.4. Экономическая система. Отношения собственности
|
Содержание учебного материала Отношения собственности – основа экономической системы. Содержание собственности. Два типа экономических связей в обществе. Виды экономических систем. Две сферы экономической системы – микроэкономика и макроэкономика. Многообразие форм собственности в России. |
3
|
1; 2 |
Самостоятельная работа: Конспекты по темам, анализ ситуаций. |
1 |
|
|
Тема 1.5. Эволюция общественного производства |
Содержание учебного материала Натуральное и товарное производство. Условия появления товарного производства. Две формы товарного производства. Капитал. |
1 |
1; 2 |
Тема 1.6. Товар и его свойства |
Содержание учебного материала Товар. Свойства товара – единство и противоречие свойств. Двойственный характер труда. |
1
|
1; 2 |
Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме |
1 |
|
|
Тема 1.7. Деньги и их функции.
|
Содержание учебного материала Исторические условия возникновения денег. Существо денег. Функции денег. Структура денежной массы. |
1
|
1; 2 |
Самостоятельная работа: Творческая работа «История происхождения денег» |
4 |
|
|
Тема 1.8. Труд и экономика.
|
Содержание учебного материала Понятия: труд, рабочая сила, трудовые ресурсы. Виды, количество и качество труда. Эффективность использования рабочей силы – производительность труда. Повышение производительности труда – необходимость и основные условия. Интенсивность труда. |
1
|
1; 2 |
Практическая работа: Решение задач |
2 |
|
|
Самостоятельная работа: Индивидуальные задания для более подробного изучения тем. |
1
|
||
Контрольная работа к разделу 1. |
1 |
||
Раздел 2. Законы рынка. |
22 |
|
|
Тема 2.1. Функции рынка. Закон стоимости.
|
Содержание учебного материала Функции рынка. Основной закон товарного производства. Последствия нарушения закона стоимости. Закон убывающей предельной полезности. |
1 |
1; 2 |
Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме |
1 |
|
|
Тема 2.2. Закон денежного обращения. Инфляция.
|
Содержание учебного материала Денежное обращение. Последствия нарушения закона денежного обращения. Основные причины инфляционного процесса. Инфляция и участники рыночных отношений. Виды инфляции. |
1
|
1; 2 |
Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме. Решение задач. |
1 |
|
|
Тема 2.3. Законы спроса и предложения
|
Содержание учебного материала Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена. Закон спроса и характер его действия. Закон предложения и характер его действия. Влияние неценовых факторов на изменения спроса и предложения. |
2
|
1; 2 |
Практическая работа: Решение задач, построение графиков. |
2 |
|
|
Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме |
1 |
||
Тема 2.4. Рыночное равновесие. Эластичность спроса. |
Содержание учебного материала Рыночное равновесие и равновесная цена. Эластичность спроса (предложения) по цене и по доходу. Основные функции и виды цены. Основные типы рынка и ценовая политика продавца. |
2
|
1; 2 |
Практическая работа: Решение задач, построение графиков. |
2 |
|
|
Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме Решение задач. |
1 |
||
Тема 2.5. Закон конкуренции. Монополия.
|
Содержание учебного материала Существо экономической свободы. Объективные условия конкуренции. Основные формы конкуренции: внутриотраслевая и межотраслевая. Основные виды конкуренции. Монополия. Формы монополий. Условия и последствия возникновения монополий. Антимонопольная политика государства. |
1
|
1; 2 |
Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме |
1 |
|
|
Тема 2.6. Закон убывающей предельной отдачи. |
Содержание учебного материала Издержки производства. Действие закона убывающей предельной отдачи. Динамика издержек. |
2
|
1; 2 |
Практическая работа: Расчет динамики издержек, решение задач. |
2 |
|
|
Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме. Решение задач, анализ ситуаций. |
1 |
||
Раздел 3. Структура рынка |
14 |
|
|
Тема 3.1. Товарный и денежный рынок. Их взаимосвязь |
Содержание учебного материала Общая структура рынка. Структура товарного рынка. Структура денежного рынка. Равновесие товарного и денежного рынков. |
1
|
1; 2 |
Самостоятельная работа: Создание презентаций по теме Конспекты по темам. |
1 |
|
|
Тема 3.2. Инвестиционный рынок
|
Содержание учебного материала Инвестиции. Основные формы инвестиций. Спрос и предложение на рынке инвестиций. |
1
|
1; 2 |
Самостоятельная работа: Конспекты по темам. Решение задач, анализ ситуаций. |
1 |
|
|
Тема 3.3. Рынок недвижимости и земли
|
Содержание учебного материала Недвижимость. Особенности рынка недвижимости и земли. Цена земли. |
1
|
1; 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов по теме «Особенности рынка недвижимости и земли региона» |
2 |
|
|
Тема 3.4. Рынок ценных бумаг |
Содержание учебного материала Ценные бумаги. Характеристика рынка ценных бумаг. Выгодность приобретения ценных бумаг. Экономическое значение обращения ценных бумаг. |
1
|
1; 2 |
Практическая работа: Решение задач. |
2 |
|
|
Самостоятельная работа: Конспекты по темам, анализ ситуаций. |
1 |
||
Тема 3.5. Рынок труда
|
Содержание учебного материала Понятие рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Цена труда. Семинар: Теория поведения потребителей. Особенности функционирования рынков производственных ресурсов. |
1
|
1; 2 |
Самостоятельная работа: Конспекты по темам, анализ ситуаций. |
1 |
|
|
Контрольная работа. |
1 |
|
|
Раздел 4. Макроэкономика. |
20 |
|
|
Тема 4.1. Инфраструктура рынка. Налоговая и бюджетная система.
|
Содержание учебного материала Понятие макроэкономики. Понятие инфраструктуры рынка. Налоговая политика государства. Налоговая система. Принципы, цели и виды налогов. Бюджет. Бюджетная система. Группы и определение состояния бюджетной системы. Федеральный бюджет. Взаимосвязь Бюджетной и налоговой системы. |
2
|
1; 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации. |
2 |
|
|
Тема 4.2. Финансовая, банковская, кредитная система. |
Содержание учебного материала Финансы и их функции. Состав финансовой системы. Кредит. Принципы и формы кредита. Главная функция кредита. Кредитный риск. Банк. Банковская система. Основные функции центрального банка. Типы кредитно-денежной политики. Виды банков. Операции банков. Устойчивость банка. |
2
|
1; 2 |
Практическая работа: Решение задач |
2 |
|
|
Самостоятельная работа: Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации. |
2 |
||
Тема 4.3. Биржевая система. |
Содержание учебного материала Биржа. Биржевая система. Виды бирж. Основные положения функционирования биржи. Основные виды биржевых сделок. |
1
|
1; 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации. |
2 |
|
|
Тема 4.4. Валютная система. |
Содержание учебного материала Валюта. Характеристика валютной системы: виды валют, валютные ценности, валютные операции, валютные кредиты. Валютный курс. Экспорт, импорт. Конвертируемость валюты. |
1 |
1; 2 |
Тема 4.5. Макроэкономические регуляторы.
|
Содержание учебного материала Национальный рынок. Национальное богатство и его состав: национальный доход, Валовый национальный продукт, совокупный общественный продукт. Цикличность экономического развития. Экономический рост. Занятость и безработица. |
3
|
1; 2
|
Практическая работа: Решение задач |
2 |
|
|
Тема 4.6. Роль и функции государства в рыночной экономике |
Содержание учебного материала Функции и формы регулирования рынка государством. Социальная экономика и доходы. Социальная политика. Уровень жизни. |
2
|
1; 2 |
Практическая работа: Решение задач |
2 |
|
|
Самостоятельная работа: Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации. |
2 |
||
Тема 4.7. Актуальные проблемы мировой экономики. |
Содержание учебного материала Мировой рынок. Международное разделение труда. Мировые экономические отношения: внешняя торговля, движение капиталов , обмен в области науки, валютно-кредитные отношения, миграция рабочей силы, совместные предприятия. |
2
|
1; 2 |
Самостоятельная работа: Подготовка к семинару «Структура и инфраструктура рынка»: написание докладов, изготовление плакатов, раздаточного материала, презентации. |
2 |
|
|
|
Семинар «Механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики» |
2 |
1; 2 |
|
Всего |
72 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета экономики
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методического материала: тестового материала, аутотренинга, ситуационных задач, практических упражнений.
- раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Добрынина, Г.П. Журавлева, Л.С. Тарасевич – М.: Инфра-М, 2007 – 672 с.
Дополнительные источники:
|
Интернет-ресурсы:
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1. |
2. |
Умения: |
|
оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; |
Оценка результатов при фронтальном опросе |
использовать источники экономической информации, |
Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта |
различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; |
Защита реферата
|
строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей; |
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, |
распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, |
Оценка результатов при фронтальном опросе |
применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; |
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ |
разбираться в основных принципах ценообразования; |
Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта |
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях; |
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ |
Знания: |
|
предмет, метод, функции и инструменты экономической теории; |
Оценка результатов при фронтальном опросе |
ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, |
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ |
роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, |
Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта |
типы экономических систем, формы собственности; |
Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта |
рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, сущность и значение ценообразования, |
Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта |
методы ценообразования, роль конкуренции в экономике, |
Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта |
сущность и формы монополий, |
Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта |
теорию поведения потребителя, |
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ |
особенности функционирования рынков производственных ресурсов; |
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ |
роль и функции государства в рыночной экономике, |
Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта |
способы измерения результатов экономической деятельности, |
Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта |
макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, |
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ |
динамические модели экономического роста, |
Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта |
фазы экономических циклов; |
Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта |
задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, |
Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта |
механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, |
Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта |
направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов; |
Оценка выполнения домашней работы – составление конспекта |
закономерности и модели функционирования мировой экономики, взаимосвязи национальных экономик |
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.