ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Московское среднее специальное училище
олимпийского резерва № 2 (колледж)»
Департамента спорта города
Москвы
(ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта)
______________________________________________________________________
Принята на заседании Научно-методического совета Протокол от «___»__________ 2021 г. №_______ |
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УВР ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта ______________________ И.Ю.Радчич «________»____________________2021 г |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
По специальности 49.02.01 «Физическая культура»
(углубленная подготовка)
Квалификация «Педагог по физической культуре и спорту»
Москва, 2021
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 49.02.01 Физическая культура (углубленная подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2014 № 976 |
Составитель: Глушак Екатерина Николаевна
Преподаватель ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта
Ф.И.О., ученая степень, звание, должности, название ГОУ СПО
|
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
11 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
12 |
I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС по специальности
49.02.01 «Физическая культура» / Педагог по физической культуре и спорту
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общегуманитарный и социально-экономический цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· основные категории и понятия философии;
· роль философии в жизни человека и общества;
· основы философского учения о бытии;
· сущность процесса познания;
· основы научной, философской и религиозной картин мира;
· об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
· о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
По результатам изучения дисциплины Основы философии в комплексе с другими дисциплинами, у обучающегося развития способности и готовности анализировать закономерности строения и функционирования отдельных органов и систем, должны быть сформированы следующие общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.
ОК 11. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и видов физкультурно – спортивной деятельности.
ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) |
Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства |
ЛР 8 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры |
ЛР 11 |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Виды учебной работы |
Объем |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
72 часов |
Обязательная учебная нагрузка (всего) |
48 часов |
в том числе: |
|
лекции |
48 часов |
практические работы |
|
реферат |
|
Самостоятельная работа студента (всего) |
24 часа |
в том числе: |
|
внеаудиторная самостоятельная работа |
24 часа |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень усвоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Раздел 1. Основные этапы развития философии. |
|
|
|
Тема 1.1. Что такое философия? |
Содержание учебного материала: |
|
|
|
1. |
Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. |
3 |
1 |
|
2. |
Философия как выражение мудрости в рациональных формах. |
1 |
||
3. |
Категории как предмет философского знания и как результат его развития. |
1 |
||
4. |
Мировоззрение и его структура. |
1 |
||
5. |
Мифология, религия и философия – исторические формы мировоззрения. |
1 |
||
6. |
Человек и его бытие как центральная проблема философии. |
1 |
||
7. |
Философия и ее человеческое измерение. |
1 |
||
Самостоятельная работа учащихся при изучении темы: Составление конспектов: история философии. |
1 |
3 |
||
Тема 1.2. Развитие античной философии |
Содержание учебного материала: |
|
|
|
1. |
Периоды развития античной философии: досократовский , классический, эллинистический, римский. Космоцентризм ранней античной философии. |
6 |
1 |
|
2. |
Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Гераклит. |
1 |
||
3. |
Софисты. Сократ. |
1 |
||
4. |
Философская система Платона. Теория идей. |
1 |
||
5. |
Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии |
1 |
||
Самостоятельная работа учащихся при изучении темы: Составление таблицы: античные философы, их философские идеи и труды. |
3 |
3 |
||
Тема 1.3. Философия эпохи Средневековья |
Содержание учебного материала: |
|
|
|
1. |
Теоцентризм средневековой духовной культуры. |
6 |
1 |
|
2. |
Статус философии. |
1 |
||
3. |
Патристика. |
1 |
||
4. |
Блаженный Августин. |
1 |
||
5. |
Схоластическая философия. |
1 |
||
6. |
Учение об универсалиях: номинализм и реализм. |
1 |
||
7. |
Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики. |
1 |
||
Самостоятельная работа учащихся при изучении темы: Написание рефератов по теме «Выдающиеся философы средневековья» |
2 |
3 |
||
Тема 1.4. Философия эпохи Возрождения, Нового времени.
|
Содержание учебного материала: |
|
|
|
1. |
Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии. Патристика. Блаженный Августин. Схоластическая философия. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики. |
9 |
1 |
|
2. |
Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Достижения возрожденческой науки и искусства. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник, Галилео Галилей. |
1 |
||
3. |
Эпоха научной революции. Проблемы методологии научного познания. Френсис Бэкон. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта. Дедуктивный метод. |
1 |
||
4. |
Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи. |
1 |
||
5. |
Критическая философия И. Канта. Обоснование активности субъекта. Априорные формы знания. Кант о возможностях и границах разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как априорный принцип практического разума. |
1 |
||
6. |
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля. |
1 |
||
7. |
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии. |
1 |
||
Самостоятельная работа учащихся при изучении темы Составление конспектов: Критическая философия И. Канта, Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля, Антропологический материализм Л. Фейербаха. |
5 |
3 |
||
Тема 1.5. Русская философия |
Содержание учебного материала: |
|
|
|
1. |
Специфические особенности русской философии: исторические и социальные условия ее формирования. Периодизация развития философской мысли в России. «Русская идея». М.В. Ломоносов – первый русский ученый, мыслитель, просветитель. Н.А.Радищев и постановка проблемы свободы. |
6 |
1 |
|
2. |
П.Я.Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии. |
1 |
||
3. |
Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). Философия всеединства. Идея богочеловечества. Философия свободы. |
1 |
||
4. |
Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры-демократы. |
1 |
||
5. |
Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Судьба русской философии в XX веке. |
1 |
||
Самостоятельная работа при изучении темы Написание рефератов на тему «Выдающиеся русские философы» |
3 |
3 |
||
Раздел 2. Основные направления современной западной философии. |
|
|
||
Тема 2.1. Аналитическая философская традиция
|
Содержание учебного материала: |
|
|
|
1. |
Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной, основанные на принципе материального единства мира. |
3 |
1 |
|
2. |
Религиозная картина мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания. |
1 |
||
3. |
Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия. |
1 |
||
4. |
Аксиология как философское учение о ценностях. Нравственные ценности добра, зла, справедливости, свободы, их анализ. |
1 |
||
Самостоятельная работа учащихся при изучении темы. Подготовка сообщений: религиозная и философская картина мира. |
1 |
3 |
||
Тема 2.2. Феноменология -философия предметных смыслов |
Содержание учебного материала: |
|
|
|
1. |
Понятие феноменологии. |
3 |
1 |
|
2. |
Раскрытие предметных смыслов философами. |
1 |
||
3. |
Основные труды феноменологов. |
1 |
||
Самостоятельная работа учащихся при изучении темы. Составление конспектов |
2 |
3 |
||
Тема 2.3. Постмодернистская философская альтернатива
|
Содержание учебного материала: |
|
|
|
1. |
Постмодернизм как направление современной философии. |
3 |
1 |
|
2. |
Известные философы постмодернисты. |
1 |
||
3. |
Изучение работ философов постмодернистов. |
1 |
||
Самостоятельная работа учащихся при изучении темы. Составление ответов на вопросы. |
1 |
3 |
||
Тема 2.4 Понятие познания. Чувственное и рациональное
|
Содержание учебного материала: |
|
|
|
1. |
Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Проблема субъективности и объективности в познании. |
3 |
1 |
|
2. |
Понятие «знания». Знание, познание и язык. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании. Абсолютности и относительности в познании. Сенсуализм и рационализм. Интуитивное познание. |
1 |
||
3. |
Этапы познания. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины. |
1 |
||
4. |
Анализ форм и методов научного познания. |
1 |
||
Самостоятельная работа учащихся при изучении темы. Составление конспекта «Научное познание. Философские основания науки. Этические проблемы современной науки». |
2 |
3 |
||
Тема 2.5. Познание и истина Познание и наука
|
Содержание учебного материала: |
|
2 |
|
1. |
Познание как предмет философского анализа. Структура познания, анализ его важнейших видов и форм. |
6 |
|
|
2. |
Философское понятие истины. |
2 |
||
Самостоятельная работа учащихся при изучении темы. Проведение контроля уровня усвоения основных философских категорий. Тестирование |
4 |
3 |
||
|
Примерная тематика рефератов: 1. Философия, религия, наука: их единство и различие. 2. Философские идеи милетской школы и Гераклита, их анализ 3. Философское учение Демокрита, его оценка. 4. Философские идеи пифагорейцев и элеатов, их анализ. 5. Личность и учение Сократа. 6. Учение Платона об идеях. 7. Учение Платона о человеке и космосе. 8. Учение Аристотеля о бытии. «Метафизика» Аристотеля. 9. Учение Аристотеля о категориях и его логика. 10. Политика и этика Аристотеля. 11. Средневековая философия. Патристика и её основные идеи. 12. Схоластика в западноевропейской философии. Спор реализма и номинализма в схоластике. 13. Фома Аквинский как крупнейший схоласт, его философское учение. 14. Философия эпохи Возрождения. 15. Спиноза, его философское учение. 16. Методологические и гносеологические идеи философии Нового времени: Ф. Бекон, Р. Декарт. 17. Методологические и гносеологические идеи в философии Нового времени: Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм. 18. Социальные идеи в философии Нового времени: Т. Гоббс, Дж. Локк. 19. Лейбниц, его философское учение. 20. И. Кант как основоположник немецкой классической философии. Коперниканский переворот Канта в философии. 21. Агностицизм Канта, его учение о «вещи в себе» и «феноменах». 22. Система трансцендентального идеализма Канта. 23. Гегель, основные черты его философии. 24. Система объективного идеализма Гегеля. 25. Позитивизм как важнейшее направление философии XIX века. 26. Философия Ницше и её оценка. 27. Прагматизм, его основные идеи. 28. Марксистская философия, её основные идеи и историческое место. 29. Философское учение В.С. Соловьёва. 30. Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Лосский как крупнейшие представители русской религиозной философии. 31. Постмодернизм как направление современной философии. 32. Структура сознания, важнейшие свойства сознания. 33. Понятие как форма мышления. Важнейшие виды понятий и основные операции над понятиями. 34. Суждение и умозаключение как формы мышления. Структура суждения и умозаключения. Важнейшие виды суждений и отношения между суждениями. Понятие силлогизма. 35. Познание как предмет философского анализа. 36. Структура познания, анализ его важнейших видов и форм. 37. Философское понятие истины. 38. Аксиология как философское учение о ценностях. Нравственные ценности добра, зла, справедливости, свободы, их анализ. |
|
|
|
|
Всего |
72 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: оборудованного для проведения лекционных и семинарских занятий.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютеры, оснащенные программными пакетами Excel for Windows, Word for Windows, PowerPoint, SPSS for Windows; мультимедийный проектор, экран; широкоформатный телевизор, DVD плеер, видео плеер, доступ к библиотечным и сетевым источникам информации и пр.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Сычев, А.А. Основы философии: учебное пособие / А.А.Сычев. – 3-е изд., испр. – М. : КНОРУС, 2019.
2. Коломиец, Г.Г. Философия. Основные этапы европейской философии от Античности до Нового времени [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.Г. Коломиец. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 121 c. — 978-5-7410-1490-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61423.html
3. Звиревич, В.Т. Древняя и средневековая философия: цикл лекций [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Т. Звиревич. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. — 324 c. — 978-5-7996-1405-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68239.html
Дополнительные источники:
1. Бессонов Б.Н. Европейская философия (вторая половина XIX в. – XX в.). Основные школы, традиции и тенденции [Электронный ресурс] : учебное пособие / Б.Н. Бессонов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский городской педагогический университет, 2011. — 348 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26474.html
2. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века [Электронный ресурс] : монография / П.П. Гайденко. — Электрон. текстовые данные. — М. : Прогресс-Традиция, 2001. — 472 c. — 89826-076-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7259.html
3. Липовой С.П. История новоевропейской философии (XVII – первая половина XVIII в.) [Электронный ресурс] : учебник / С.П. Липовой. — Электрон. текстовые данные. — Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2008. — 192 c. — 978-5-9275-0459-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46970.html
Ресурсы Интернет
1. IPRbooksЭлектронно – библиотечная система [ Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru
2. Школа цифрового века: образовательный проект [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://шцв.рф
3. Российская государственная библиотека. - Режим доступа: http://www.rsl.ru
4. Национальная электронная библиотека. - Режим доступа: http://нэб.рф
5. Российский государственный университет физической культуры - Центральная отраслевая библиотека РГУФКСМиТ - Электронный каталог. - Режим доступа: http://www.sportedu.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тестирования, реферативной работы, составления конспектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания, ОК, ПК) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Освоенные умения: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. |
- оценка выполнения заданий по сопоставлению основных философских категорий и понятий; - оценка результатов тестирования. |
Усвоенные знания: - основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. |
- оценка точности определений разных философских понятий в форме терминологического диктанта; - оценка индивидуальных устных ответов; - оценка результатов письменного опроса в форме тестирования; - оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий; - оценка точности определения различных философских концепций; - оценка результатов защиты рефератов;
- оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций. |
ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности. ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта. |
Практические занятия, подготовка устных сообщений. Практические занятия. Подготовка рефератов. Выполнение индивидуальных заданий. |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности. ОК 11. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и видов физкультурно – спортивной деятельности. |
Тестирование. Подготовка устных сообщений, выполнение индивидуальных заданий. Практические занятия. Выполнение групповых заданий, подготовка проектов. Подготовка и выполнение рефератов. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.