Рабочая программа «Основы микробиологии физиологии питания, санитарии и гигиены»
Оценка 4.6

Рабочая программа «Основы микробиологии физиологии питания, санитарии и гигиены»

Оценка 4.6
docx
28.11.2020
Рабочая программа «Основы микробиологии физиологии питания, санитарии и гигиены»
ОП.01 «Основы микробиологии физиологии питания, санитарии и гигиены».docx

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ   СЫСЕРТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ «РОДНИК»

 

 

 

 

утверждЕНА

приказом директора

                 от ________г №_______

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины

ОП.01. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ

 

 

 

опоп      43.01.09   ПОВАР, КОНДИТЕР

(код и наименование дисциплины)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма обучения: очная

Уровень подготовки: базовый

на базе основного общего образования

 

 

 

 

 





Рассмотрена и одобрена

Согласована

Согласована

на ПЦК «Сфера услуг»

_____________________________

 

Работодатель:

 

Зам. директора по УПР

Протокол № ____

_______________________

________________________

от «____» _____________ 20___ г

_______________________

«____» ___________ 20__  г

 

_______________________

 

председатель ПЦК

_______________________

 

__________________________

«____» __________ 20__ г

 

 

 

 

Рабочая программа ОП.01 «Основы микробиологии физиологии питания, санитарии и гигиены» разработана на основе требований:

Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО (утв. от 5 августа 2013 № 661, зарегистрированного Министерством юстиции (от 20 августа 2013 №29749).

Примерной образовательной программы по специальности (профессии) СПО

43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР

 

 

 

 

 

Организация разработчик ГАПОУ СО ССЭТ «Родник»

 

   Разработчик: Осипова Юлия Дмитриевна,

   Преподаватель спец. Дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. ПАСПОРТ рабочей программы дисциплины

 

стр.

4

 

2. контроль и оценка результатов освоения дисциплины

 

6

3.  тематический план и содержание учебной дисциплины

 

9

4. условия реализации программы

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП.01 «Основы микробиологии физиологии питания, санитарии и гигиены»

1.1.            Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы основной программы профессионального обучения по квалификации (профессии) ОП.01 «Основы микробиологии физиологии питания, санитарии и гигиены»

1.2.            В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-Основные группы микроорганизмов;

-основные пищевые инфекции и отравления;

-возможные источник загрязнения в пищевом производстве;

-санитарно -технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде;

-Правила личной гигиены работников пищевых помещений;

-Квалификацию моющих средств, правила их использования, условия и сроки их хранения;

Уметь:

-Соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования при приготовлении пищи;

-Производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;

-Готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

-Выполнять простейшие микробиологические исследования и давать оценку полученных результатов;                

1.3.Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины студент должен освоить вид профессиональной деятельности Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве и соответствующие ему общие и профессиональные компетенции

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1-1.5

 

Обеспечивать хранение сырья и пищевых продуктов в соответствии с инструкциями и регламентами, стандартами

чистоты, соблюдением товарного соседства

ПК 2.1-2.8

 

Соблюдать стандарты чистоты на рабочем месте

при обработке сырья.

ПК 3.1-3.6

Соблюдать правила утилизации непищевых отходов

ПК 4.1-4.5

 

Соблюдать товарное соседство пищевых продуктов при складировании. Соблюдать санитарно-гигиенические

Требования процессам приготовления полуфабрикатов.

ПК 5.1-5.5

Обеспечивать условия, сроки хранения, товарное

Соседство скомплектованных, упакованных полуфабрикатов,

готовой холодной, горячей кулинарной продукции,

хлебобулочных, мучных, кондитерских изделий

Соблюдать санитарно-гигиенические требования в процессе приготовления и подготовки к реализации готовой холодной, горячей кулинарной продукции, хлебобулочных мучных кондитерских изделий

ОК01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,

применительно к различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК.03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК.04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с

коллегами, руководством, клиентами

ОК.05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК.06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать

осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей

ОК.07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,

эффективно действовать в чрезвычайных ситуация х

ОК.09

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности

ОК.10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке

 

1.4  Количество часов на освоение программы:

Обязательной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, включая:

-        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;

-        самостоятельной работы обучающегося 2 часа;

-        практических занятий -22 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

     практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

Итоговая аттестация в форме /диф.зачет/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.         КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные критерии оценки результата

Соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к процессам производства и реализации блюд, кулинарных, мучных,

кондитерских изделий, закусок, напитков;

Оценка результатов опроса и тестирования,

выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Экспертная оценка выполнения практической работы

Обеспечивать требования системы анализа, оценки и управления опасными факторами (ХАССП) при выполнении работ;

Оценка результатов опроса и тестирования,

выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Производить  санитарную обработку оборудования и инвентаря,

готовить растворы дезинфицирующих, моющих средств;

Экспертная оценка выполнения практической работы Оценка результатов опроса и тестирования,

выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Проводить  органолептическую  оценку  безопасности  пищевого

сырья и продуктов;

Экспертная оценка

выполнения практической работы

 

Рассчитывать энергетическую ценность блюд;

Экспертная оценка выполнения практической работы

Оценка результатов опроса и тестирования,

выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Составлять рационы питания   для различных категорий потребителей.

Экспертная оценка выполнения практической работы

Оценка результатов опроса и тестирования,

выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Знания:

 

 

Основные термины микробиологии

Оценка результатов опроса и тестирования

 

Основные группы микроорганизмов, их морфологию и

физиологию

Экспертная оценка выполнения практической работы

Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Микробиологию основных пищевых продуктов

 

Экспертная оценка

выполнения практической работы

Оценка результатов опроса и тестирования

 

 

 

 

 

Основные пищевые инфекции и пищевые отравления

Экспертная оценка

выполнения практической работы

Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Возможные   источники   микробиологического   загрязнения   в

процессе производства кулинарной продукции

Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции

 

Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения

Правила личной гигиены работников организации питания

Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения

 

Классификацию моющих средств, правила их применения, условия

и сроки хранения; правила проведения дезинфекции, дезинсекции,

дератизации

Экспертная оценка

выполнения практической работы

Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Пищевые вещества и их значение для организма человека

Экспертная оценка

выполнения практической работы

Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Суточную норму потребностей человека в питательных веществах

Основные процессы обмена веществ в организме

Экспертная оценка выполнения практической работы

Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Суточный расход энергии

Экспертная оценка выполнения практической работы

Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Состав,   физиологическую   и   пищевую   ценность   различных

продуктов питания

Экспертная оценка выполнения практической работы

Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Усвояемость пищи, влияющие на нее факторы

Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Нормы  и  принципы  рационального  сбалансированного  питания

для различных групп населения

Экспертная оценка

выполнения практической работы

Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Назначение   диетического (лечебного)   питания,   характеристику

диет

Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Методики составления рационов питания

Экспертная оценка выполнения практической работы

Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

Физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения

Оценка результатов опроса и тестирования, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

 

 

 

 


3.        ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01. Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены

 

РАЗДЕЛ ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

(темы теоретических, практических занятий, лабораторных работ, самостоятельной работы, а также контрольных работ, тестирования, консультаций – если предусмотрены)

Вид учебной нагрузки

Количество часов

(на каждое занятие, форму работы)

1

2

3

4

Тема 1.1. Морфология микроорганизмов

Понятие о микроорганизмах. Морфология микроорганизмов. Классификация микроорганизмов, их величина, форма, строение, размножение, спорообразование.

лекционное занятие

2

Физиология микроорганизмов: химический состав микробной клетки, питание и дыхание микроорганизмов

лекционное занятие

2

Изучение строения клеток дрожжей, бактерий и грибов

практическое занятие

2

Тема 1.2. Микроорганизмы в природе

Влияние внешней среды на микроорганизмы: физические факторы, химические факторы, биологические факторы.

лекционное занятие

2

Воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Влияние микроорганизмов на формирование санитарно-гигиенических условий предприятий общественного питания

лекционное занятие

2

Изучение методов определения количества дрожжей и молочнокислых бактерий в полуфабрикатах

практическое занятие

2

Тема 1.3. Пищевые инфекции и пищевые отравления

 

Общее понятие об инфекционном заболевании, пути передачи и проникновения инфекции в организм человека.

Понятие об инкубационном периоде, иммунитете, бациллоносительстве.

лекционное занятие

2

Пищевые инфекционные заболевания и их виды. Возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве. Методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции на предприятиях общественного питания.

лекционное занятие

2

Острые кишечные инфекции, их виды, признаки. Характеристика возбудителей, источники инфекций. Причины возникновения и меры предупреждения острых кишечных заболеваний. Зоонозы, их виды, признаки, характеристика возбудителей зоонозов, источники инфекций. Меры предупреждения пищевых инфекций

лекционное занятие

2

 

Решение ситуационных задач на определение пищевых отравлений микробного и немикробного происхождения

практическое занятие

4

Раздел 2. Основы физиологии питания

 

Тема 2.1 Основные пищевые вещества, их источники, роль в структуре питания

Пищевые вещества и их физиологическая роль в структуре питания и для организма человека. Суточная норма потребности человека в питательных веществах. Пищевая, энергетическая и биологическая ценность пищи

лекционное занятие

2

Определение пищевой, биологической и энергетической ценности

продуктов питания.

практическое занятие

2

 

Тема 2. Пищеварение и усвояемость пищи

Пищеварительная система человека. Процесс пищеварения: физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения. Типы пищеварения. Усвояемость пищи

лекционное занятие

2

 

Решение ситуационных задач на определение суточного расхода энергии в зависимости от основного энергетического обмена человека

практическое занятие

4

Тема 2.4 Рациональное

сбалансированное питание для различных групп населения

Рациональное питание. Нормы и принципы рационального сбалансированного питания. Понятие о коэффициенте физической активности.

лекционное занятие

2

Особенности рационального питания детей и подростков, студентов, лиц умственного труда, тяжёлого физического труда, лиц пожилого возраста. Основные принципы лечебно – профилактического и диетического (лечебного) питания. Характеристика основных диет.

лекционное занятие

2

 

Составление рациона питания для различных возрастных групп.

практическое занятие

4

Раздел 3. Санитария и гигиена в пищевом производстве

 

Тема 3.1 Личная и производственная

гигиена

Понятие о гигиене труда работников в пищевом производстве. Работоспособность человека и факторы, влияющие на нее. Рациональная организация трудового процесса.

лекционное занятие

2

Требования к внешнему виду и содержанию форменной одежды.

Влияние внешней среды на здоровье человека. Медицинский контроль: значение и сроки проведения медицинских обследований. Предохранительные прививки и их значение

лекционное занятие

2

Санитарные требования к инвентарю и инструментам; маркировка, мытье, дезинфицирование и хранение инвентаря и инструментов. Санитарные требования к посуде. Борьба с грызунами и насекомыми

лекционное занятие

2

 

Приготовление моющих и дезинфицирующих растворов

практическое занятие

2

Тема 3.3 Санитарно-гигиенические

требования к кулинарной обработке пищевых продуктов

Санитарно-гигиеническое значение кулинарной обработки продуктов. Санитарные требования к механической кулинарной обработке продуктов, выбор оптимального режима процесса обработки и хранения полуфабрикатов с целью сохранения пищевой ценности их и обеспечению качественной санитарной обработки.

лекционное занятие

2

Санитарные требования к тепловой кулинарной обработке продуктов, процессу приготовления блюд. Физиологическое и эпидемиологическое значение тепловой обработки, соблюдение температурных режимов и сроков тепловой обработки продуктов.

лекционное занятие

2

Гигиеническая оценка качества готовой продукции (бракераж)

практическое занятие

2

Тема 3.4 Санитарно- гигиенические

требования к транспортированию,

приемке и хранению пищевых продуктов

Санитарные требования к транспортировке, хранению, обработке пищевых продуктов. Санитарные требования к условиям перевозки. Сопроводительная документация. Санитарные требования к складским помещениям, таре. Условия хранения и сроки реализации готовой пищи на раздаче

лекционное занятие

2

Всего по дисциплине

практических знаний

 

 

56

22

 



 

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет Физиологии питания, санитарии и гигиены, Основ микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве.

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно – методической документации;

- комплект документов для организации обучения; наглядные пособия.

Средства для проведения практических работ:

1.Дизенфицирующие и моющие средства

2.Образцы санитарной одежды

3.Препараты для микроскопических исследований

4. Лабораторное оборудование и посуда

 

Технические средства обучения:

1.Видеофильмы по темам;

2. Плакаты, таблицы

3. Компьютер

 

 

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

 

1.     Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: учебник для нач. проф. образования  / З.П. Матюхина. –  4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.

 

Дополнительные источники:

 

1.     Королёв А.А. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. Учеб. заведений / А.А. Королев. -  3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 528 с.

2.     Рубина Е.А. Микробиология, физиология питания, санитария: учебное пособие / Е.А. Рубина, В.Ф. Малыгина. - М.: ФОРУМ, 2008.- 240 с. – (Профессиональное образование).

3.     Радченко Л.А. Обслуживание на предприятиях общественного питания: учебное пособие/Л.А. Радченко. – изд.6-е, доп.и переработ. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2012. – 318 с.:илл. – (Среднее профессиональное образование).

4.     Химический состав российских продуктов питания: справочник/ Под.ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. – М.: ДеЛиПринт,2002.

5.      Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий. Нормативная документация для предприятий общественного питания: Учебно-методическое пособие/ Сост. А.В. Румянцев – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 1016 с.

 

 

Интернет-ресурсы

 

1.     «Кулинарный портал».

Форма доступа: http://www.kylina.ru, http://www.povary.ru, http://www.vkus.ru

2.     Инфекционные болезни .

Форма доступа: http://medportal.ru/enc/infection/ 

3.     Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1 дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: в ред. на 13.07.2015г. № 213-ФЗ]. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102063865&rdk=&backlink=1

4.     Российская Федерация. Постановления. Правила оказания услуг общественного питания [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ: [Утв. 15 авг. 1997 г. № 1036: в ред. от 10 мая 2007 № 276].- http://ozpp.ru/laws2/postan/post7.html

5.     СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20 августа 2002 г. № 27

http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/

6.     СанПиН 2.3.6. 1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 г. № 31 [в редакции СП 2.3.6. 2867-11 «Изменения и дополнения» № 4»]. –



 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ

Рассмотрена и одобрена

Рассмотрена и одобрена

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ рабочей программы дисциплины стр

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ рабочей программы дисциплины стр

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПК 4.1-4.5 Соблюдать товарное соседство пищевых продуктов при складировании

ПК 4.1-4.5 Соблюдать товарное соседство пищевых продуктов при складировании

Объем и виды учебной работы

Объем и виды учебной работы

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Правила личной гигиены работников организации питания

Правила личной гигиены работников организации питания

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ

Тема 3.1 Личная и производственная гигиена

Тема 3.1 Личная и производственная гигиена

Рабочая программа «Основы микробиологии физиологии питания, санитарии и гигиены»

Рабочая программа «Основы микробиологии физиологии питания, санитарии и гигиены»

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Материально-техническое обеспечение

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Материально-техническое обеспечение

Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий

Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2020