1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Основы религиозных культур и светской этики» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты
· Овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
· понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
· формирование первоначальных общих представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в развитии культуры, в истории и современности России;
· формирование представлений о православии и его роли в культуре Отечества и истории российской государственности;
· знакомство и формирование навыков понимания духовно – нравственного смысла народной мудрости;
· формирование внутренней установки личности поступать согласной своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
· осознание ценности человеческой жизни;
· овладение основными понятиями религиозной культуры;
· овладение основными понятиями православной культуры;
· знания об особенностях и традициях православия и их понимание;
· ознакомление в общих чертах с понятиями христианства и православия, с историей христианства и историей православия в России;
· формирование общего представления о Священном Писании и Священном Предании, о содержании Библии как Священном Писании христиан;
· овладение духовной и историко-культурологической лексики в объеме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;
· ознакомление с главными православными праздниками, их происхождением и особенностями празднования;
· формирование представлений о Русской Православной Церкви, Таинствах Церкви;
· понимание религиозного и исторического основания православной культуры;
· формирование умений описывать различные явления религиозных традиций и культур;
· устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
· излагать сове мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
· соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
· строить уважительные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Выпускник научится:
· раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
· ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
· на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
· излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
· соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
· развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
· устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
· выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
· акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
2. Содержание учебного предмета ОРКСЭ
Учебный модуль «Основы православной культуры» (34ч.)
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
34 часа
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
Россия – наша Родина |
1 |
2 |
Культура и религия |
1 |
3 |
Человек и Бог в православии |
1 |
4 |
Православная молитва |
1 |
5 |
Библия и Евангелие |
1 |
6 |
Проповедь Христа |
1 |
7 |
Христос и Его крест |
1 |
8 |
Пасха |
1 |
9 |
Православное учение о человеке |
1 |
10 |
Совесть и раскаяние |
1 |
11 |
Заповеди |
1 |
12 |
Милосердие и сострадание |
1 |
13 |
Золотое правило этики |
1 |
14 |
Храм |
1 |
15 |
Икона |
1 |
16 |
Творческие работы учащихся |
2 |
17 |
Как христианство пришло на Русь |
1 |
18 |
Подвиг |
1 |
19 |
Заповеди блаженств |
1 |
20 |
Зачем творить добро? |
1 |
21 |
Чудо в жизни христианина |
1 |
22 |
Православие о Божием суде |
1 |
23 |
Таинство Причастия |
1 |
24 |
Монастырь |
1 |
25 |
Отношение христианина к природе |
1 |
26 |
Христианская семья |
1 |
27 |
Защита Отечества |
1 |
28 |
Христианин в труде |
1 |
29 |
Любовь и уважение к Отечеству |
1 |
30 |
Подготовка творческих проектов учащихся |
1 |
31 |
Выступления учащихся со своими творческими работами |
2 |
32 |
Промежуточная аттестация |
1 |
|
Всего: |
34 часа |
Приложение к рабочей программе
«Основы религиозных культур и светской этики» НОО
Календарно-тематическое планирование для 4 класса
№ урока |
Название темы |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата факт. |
Дом. задание |
1 |
Вводный инструкаж по ТБ. Россия – наша Родина. |
1 |
7.09 |
|
Урок 1 |
2 |
Культура и религия. |
1 |
14.09 |
|
Урок 2 |
3 |
Человек и Бог в православии. |
1 |
21.09 |
|
Урок 3 |
4 |
Православная молитва. |
1 |
28.09 |
|
Урок 4 |
5 |
Библия и Евангелие. |
1 |
12.10 |
|
Урок 5 |
6 |
Проповедь Христа. |
1 |
19.10 |
|
Урок 6 |
7 |
Христос и Его крест. |
1 |
26.10 |
|
Урок 7 |
8 |
Пасха |
1 |
2.11 |
|
Урок 8 |
9 |
Православное учение о человеке. |
1 |
9.11 |
|
Урок 9 |
10 |
Совесть и раскаяние. |
1 |
16.11 |
|
Урок 10 |
11 |
Заповеди |
1 |
24.11 |
|
Урок 11 |
12 |
Милосердие и сострадание. |
1 |
1.12 |
|
Урок 12 |
13 |
Золотое правило этики. |
1 |
8.12 |
|
Урок 13 |
14 |
Храм |
1 |
15.12 |
|
Урок 14 |
15 |
Икона |
1 |
22.12 |
|
Урок 15 |
16 |
Творческие работы учащихся. |
1 |
29.12 |
|
Урок 16 |
17 |
Творческие работы учащихся. |
1 |
12.01 |
|
Урок 16 |
18 |
Как христианство пришло на Русь. |
1 |
19.01 |
|
Урок 17 |
19 |
Подвиг |
1 |
26.01 |
|
Урок 18 |
20 |
Заповеди блаженств. |
1 |
2.02 |
|
Урок 19 |
21 |
Зачем творить добро? |
1 |
9.02 |
|
Урок 20 |
22 |
Чудо в жизни христианина. |
1 |
16.02 |
|
Урок 21 |
23 |
Православие о Божием суде. |
1 |
2.03 |
|
Урок 22 |
24 |
Таинство Причастия. |
1 |
9.03 |
|
Урок 23 |
25 |
Монастырь |
1 |
16.03 |
|
Урок 24 |
26 |
Отношение христианина к природе. |
1 |
23.03 |
|
Урок 25 |
27 |
Христианская семья. |
1 |
30.03 |
|
Урок 26 |
28 |
Защита Отечества. |
1 |
6.04 |
|
Урок 27 |
29 |
Христианин в труде. |
1 |
20.04 |
|
Урок 28 |
30 |
Любовь и уважение к Отечеству. |
1 |
27.04 |
|
Урок 29 |
31 |
Подготовка творческих проектов учащихся. |
1 |
4.05 |
|
|
32 |
Выступления учащихся со своими творческими работами. |
1 |
11.05 |
|
|
33 |
Выступления учащихся со своими творческими работами. |
1 |
18.05 |
|
|
34 |
Промежуточная аттестация. |
1 |
25.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.