Рабочая программа «Основы теории и практики журналистики» для 7-10 классов
Оценка 5

Рабочая программа «Основы теории и практики журналистики» для 7-10 классов

Оценка 5
doc
02.02.2023
Рабочая программа «Основы теории и практики журналистики» для 7-10 классов
Рабочая программа «Основы теории и практики журналистики» для 7-10 классов.doc

Рабочая программа курса по выбору

«Основы теории и практики журналистики»

для 7-10  классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

В современном мире профессия журналиста – одна из самых востребованных. Квалифицированный журналист нужен везде – и в газете, и на телевидении, и на радио, и в интернет-СМИ, и в пресс-службах и т.д. Но умение грамотно писать, говорить, излагать свои мысли важно не только для профессионального журналиста, но и для любого образованного человека. Программа курса «Основы теории журналистики» рассчитана на изучение элементарных знаний журналистики и развитие умения правильно говорить и писать.

Особенности курса -  изучение основы теории журналистики, ее истории, основных особенностей и постулатов.  В процессе изучения расширяется кругозор школьников, развивается логическое мышление, усваиваются нормы культуры речи.

Цели обучения: знакомство учащихся с газетными жанрами, их особенностями, языком прессы; теоретическое освоение публицистических жанров; подготовка учащихся к аналитическому чтению  материалов текущей периодики;  совершенствование связной устной и письменной речи; развитие творческого потенциала;  воспитание уважения к профессии журналиста.

Задачи обучения:

·        Знакомство с общими положениями теории журналистики;

·        развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;

·        формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе профессии;

·        развитие культуры речи учащихся;

·        развитие познавательного интереса к СМИ;

·        содействие личностному росту учащихся.

 

Формы и методы работы:

 

  • лекции с элементами беседы;
  • лекции с последующей дискуссией;
  • круглые столы;

 

 

Данная программа рассчитана на 96 часов. Возраст учащихся: 13-17 лет. Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Задача же взрослых в данный период (родителей, преподавателей) – направить энергию подростка в нужное русло и помочь ему определиться с выбором будущей профессии.

 

Содержание обучения

 

1.Вводное занятие (2 часа)

Знакомство с коллективом. Решение организационных вопросов.

 

2.Журналистика как вид деятельности (10 часов)

Что такое журналистика? Предмет, цели, задачи журналистики. Виды средств массовой информации.  Знакомство с основными понятиями журналистики. Социальные функции СМИ.

Журналист. Виды деятельности журналиста. Принципы творческой деятельности журналиста. Специфические черты журналистики. Журналист и цензура. Газета как средство массовой информации. Газета – периодическое издание. Структура газеты. Школьная пресса: тематика и жанровое наполнение. Сущность и задачи школьного издательства. Анализ районных школьных газет. Анализ российских школьных и студенческих газет (печатных и электронных). Мастер-класс (встреча с практикующим журналистом).

 

3. История журналистики в России (12 часов)

Рукописные и печатные газеты Петровской эпохи. Появление журналов в России. Печатные органы общественных организаций и кружков в дореволюционный период. Журналистика в СССР.

 

 

4. Происхождение и история «нового журнализма» (15 часа)

Понятие «новый журнализм». Его зарождение и развитие. Основные представители «нового журнализма». Джозеф Пулитцер. Уильям Херст. «Желтая» газета. Движение «макрейкеров». Комиксы, карикатуры, фельетоны в газете.

 

5. Роды, виды и жанры журналистики (30 часов)

Роды журналистики. Виды журналистики. Оперативно-новостные (заметка), оперативно – исследовательские (интервью, репортаж), исследовательско-новостные (рецензия, комментарий), исследовательские (статья, письмо, обозрение), исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет) жанры. Разнообразие лидов.  Специфика жанров и требования к их сообщениям: релевантность,  оперативность, краткость, лаконичность, точность. Поиск и работа с проблемной ситуацией. Сенсация. Актуальность материала. Объявление. Реклама. Тематические средства массовой информации. Различные специальности в журналистике

 

6. Основы профессиональной этики журналиста (22 часа)

Кодекс чести журналиста. «Международная декларация принципов поведения журналистов».

«Международные принципы профессиональной этики журналиста». «Кодекс профессиональной этики журналиста». «Кодекс профессиональной этики российского журналиста».Российский союз журналистов. «Большое жюри» СЖР. Работа журналиста в условиях боевых действий. Кодекс редакции.


2.Подведение итогов (2 часа)

Подведение итогов работы за год.

 

Учебно-тематический план:

№ п/п

Тема уроков

Кол-во часов

Тип урока

Использование ИКТ

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Вид контроля, измерители

Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт.

1

Вводное занятие: что такое

журналистика?

1

Лекция с элементами беседы

-

-

-

-

-

3.10

 

-

2

История

журналистики:

от базарной

площади до глянца

2

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Иметь представление о назначении журналистики

-

-

3.10

3.10

-

3

Журналистика в современном

 обществе

1

Лекции с элементами беседы, круглый стол

Презентация

Участие в беседе

Знать предмет, цели, задачи и функции

журналистики

Устный опрос

Ответить на вопросы

10.10

-

4

Профессия –

журналист

1

Комбинированный

-

Участие в беседе

Знать основные виды

СМИ

Устный опрос

-

10.10

-

5

Виды деятельности журналиста

1

Лекция с элементами беседы

Презентация

Участие в беседе

Знать основные журналистские понятия и

термины

Устный опрос

-

10.10

-

6

Принципы

творческой

 деятельности

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать особенности социального функционирования СМИ

-

-

17.10

-

7

Социальные

функции СМИ

1

Комбинированный

Презентация

Участие в беседе

Знать принципы деятельности журналиста

-

-

17.10

-

8

Средства массовой коммуникации

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в дискуссии

Знать виды

деятельности

журналиста

-

-

17.10

-

9

История

журналистики

в России:

от летописей до рукописных газет

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать специфику творческой деятельности журналиста

-

-

24.10

-

10

Эпоха Петра

Великого: первые

печатные газеты

1

Лекция с элементами беседы

-

-

-

-

-

24.10

-

11

Первые российские журналы

1

Комбинированный

-

-

-

-

-

24.10

-

12

Выдающиеся

журналисты

18-19 веков

1

Лекция с элементами беседы

Презентация

Участие в беседе

Знать основные вехи развития журналистики в России

-

-

31.10

-

13

Журналистика

в 20 веке:

до и после

Револиции

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать особенности рукописных газет

-

-

31.10

-

14

Война и слово: журналисты на фронтах Великой Отечественной

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать предпосылки возникновения печатных газет

-

 

31.10

-

15

Государство и СМИ

1

Лекция с элементами беседы

Презентация

Участие в беседе

Знать время появления журналов в России

-

-

14.11

-

16

Цензура

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

-

-

-

14.11

-

17

Что такое

«Свобода слова»?

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

-

-

-

14.11

-

18

Понятие

«новый

 журнализм»

1

Лекция с элементами беседы

Презентация

Участие в беседе

Знать основных представителей профессии того времени

-

-

21.11

-

19

Основные

представители «нового

журнализма»

1

Комбинированный

Видеофильм

Участие в беседе

Знать принципы функционирования СМИ в ту эпоху

-

-

21.11

-

20

Джозеф Пулитцер и Уильям Херст

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать принципы функционирования СМИ в ту эпоху

-

-

21.11

-

21

«Качественная»

и «желтая» пресса

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать принципы функционирования СМИ в ту эпоху

-

-

28.11

-

22

Информационный повод

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать принципы функционирования СМИ в ту эпоху

-

-

28.11

-

23

Сенсация

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

-

-

-

28.11

-

24

Радио:

от приемника

до СМИ

1

Лекция с элементами беседы

Презентация

Участие в беседе

Знать принципы «нового журнализма»

-

-

5.12

 

-

25

Телевидение:

мир становится

цветным

1

 

 

 

 

 

 

5.12

 

-

26

Интернет:

как не запутаться

в «паутине»

новостий

1

 

 

 

 

 

 

5.12

 

-

27

Различные специальности в журналистике

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать основных представителей «нового журнализма»

-

-

12.12

 

-

28

Тематические средства массовой информации

2

 

 

 

 

 

 

12.12

12.12

-

29

Профессиональная этика журналиста

1

Лекция с элементами беседы

Презентация

Участие в беседе

Знать основные вехи биографии Пулитцера

-

-

19.12

-

30

Закон о СМИ

2

Лекция с элементами беседы

Презентация

Участие в беседе

Знать основные вехи биографии Херста

-

-

19.12

19.12

 

-

31

Основные

журналистские термины и понятия

1

 

 

 

 

 

 

26.12

-

32

«Бумажные» люди:

должности

в редакции газеты

1

 

 

 

 

 

 

26.12

-

33

«Анатомия»

газеты:

составные

части номера

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать различия между этими группами изданий

-

-

26.12

-

34

Составные части журналистского материала

 

3

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Уметь применять эти виды художественной выразительности

-

-

16.01

16.01

16.01

-

35

Имя текста:

как придумать

заголовок?

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать роды и виды журналистики

-

-

23.01

 

-

36

Лид и его виды

1

 

 

 

 

 

 

23.01

 

-

37

Прямая речь

в тексте

1

 

 

 

 

 

 

23.01

-

38

Новостные, аналитические и информационные жанры

3

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать специфику жанров

-

-

30.01

30.01

30.01

-

39

Специфика жанров

2

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать структуру газетного материала

-

-

6.02

6.02

-

40

Требования к журналистскому материалу

1

Лекция с элементами беседы

-

-

-

-

-

6.02

-

41

Факт или не факт: проверяем

информацию

2

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать требования к журналистскому материалу

-

-

13.02

13.02

-

42

Новость:

как превратить

событие в текст?

1

Комбинированный

-

-

-

-

-

13.02

-

43

Фотография

как вид журналистского материала

2

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Уметь работать с информацией

-

-

20.02

20.02

-

44

Зачем людям

это читать:

актуальность

материала

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Уметь работать с проблемной ситуацией

-

-

20.02

-

45

Услышать всех: работа с проблемной ситуацией

3

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Уметь находить и работать с сенсацией

-

-

27.02

27.02

27.02

-

46

Новостная заметка: виды

и особенности

3

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Уметь находить актуальную информацию

-

-

5.03

5.03

5.03

-

47

Опрос:

как перестать

стесняться

и начать работать?

3

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

-

-

-

12.03

12.03

12.03

-

48

Интервью:

как сделать беседу интересной?

3

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать специфику работы тематических изданий

-

-

19.03

19.03

19.03

-

49

Комментарий: ищем компетентный источник

3

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать различны специальности печатных изданий

-

-

26.03

26.03

26.03

-

50

Репортаж:

превращаем

читателя в участника события

3

Комбинированный

Видеофильм

Участие в беседе

-

-

-

2.04. 2.04.

2.04

-

51

Жанры публицистики:

очерк – особый почерк

3

Лекция с элементами беседы

Презентация

Участие в беседе

Знать основные положения закона о СМИ

-

-

9.04

9.04

9.04

-

52

Дневник и путевые заметки

3

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

-

-

-

16.04

16.04

16.04

-

53

Сам себе редактор: учимся

конструировать текст

3

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

-

-

-

23.04

23.04

23.04

-

54

Социальные сети и новости: создаем новостную страничку «ВКонтакте»

2

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

-

-

-

30.04

30.04

-

55

Верстка: как собирают газету?

1

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

-

-

-

30.04

-

56

Встречают по одежке: дизайн периодического издания

2

Лекция с элементами беседы

Презентация

Участие в беседе

Знать принципы работы «Большого жюри»

-

-

7.05

7.05

-

57

Знакомство с газетами России

1

 

 

 

 

 

 

7.05

-

58

Практикум:

создаем свою

газету

2

Лекция с элементами беседы

-

Участие в беседе

Знать нормативные документы, определяющие принципы журналисткой этики

 

 

14.05

14.05

-

59

Рубрики:

делим тексты

на темы

1

 

 

 

 

 

 

14.05

-

60

Мультимедийная школьная редакция: газета, интернет и телевидение – как заставить их работать вместе?

3

 

 

 

 

 

 

21.05

21.05

21.05

-

61

Практикум: создаем проект современного школьного пресс-центра

2

 

 

 

 

 

 

28.05

28.05

-

62

Подведение итогов работы за год

 

1

-

-

-

-

-

-

28.05

-

 

 

 

 

 

 

 

Список учебно-методической литературы

 

1. Ворошилов В.В. Журналистика. – С.-Петербург,2009;

2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М., 2000.

3. Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. М., 2005.

4. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

5. Грабельников А.А. Средства массовой информации в постсоветской России.- М., 1996;

6. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы Волгоград, 2000;

7. Клочихина Е.В. Выпускаем стенгазету // Начальная школа. 2004. № 3. С. 61–67.

8. Лотман Ю.В. Структура художественного текста. М., 1970.

9. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.

10. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2004.

11. Волкова В.В. Дизайн газеты и журнала. – М., 2003.

12. Шайхитдинова С.К. Региональные СМИ: проблематика, тенденции развития. – Казань, 2011.

13. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.


Рабочая программа курса по выбору «Основы теории и практики журналистики» для 7-10 классов

Рабочая программа курса по выбору «Основы теории и практики журналистики» для 7-10 классов

Пояснительная записка В современном мире профессия журналиста – одна из самых востребованных

Пояснительная записка В современном мире профессия журналиста – одна из самых востребованных

Содержание обучения 1.Вводное занятие (2 часа)

Содержание обучения 1.Вводное занятие (2 часа)

Учебно-тематический план: № п/п

Учебно-тематический план: № п/п

История журналистики в России: от летописей до рукописных газет1Лекция с элементами беседы-Участие в беседеЗнать специфику творческой деятельности журналиста--24

История журналистики в России: от летописей до рукописных газет1Лекция с элементами беседы-Участие в беседеЗнать специфику творческой деятельности журналиста--24

Основные представители «нового журнализма»1КомбинированныйВидеофильмУчастие в беседеЗнать принципы функционирования

Основные представители «нового журнализма»1КомбинированныйВидеофильмУчастие в беседеЗнать принципы функционирования

Профессиональная этика журналиста 1

Профессиональная этика журналиста 1

Требования к журналистскому материалу1Лекция с элементами беседы-----6

Требования к журналистскому материалу1Лекция с элементами беседы-----6

Комбинированный Видеофильм

Комбинированный Видеофильм

Мультимедийная школьная редакция: газета, интернет и телевидение – как заставить их работать вместе? 3 21

Мультимедийная школьная редакция: газета, интернет и телевидение – как заставить их работать вместе? 3 21
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023