РАБОЧАЯ ПРОГРАММА платных дополнительных образовательных услуг «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА платных дополнительных образовательных услуг «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

Оценка 4.9
doc
04.04.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   платных дополнительных образовательных услуг   «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
ПУ 8 класс 22-23.doc

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение                                               «Средняя общеобразовательная школа №23»                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

платных дополнительных образовательных услуг

 «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

для 8 класса

35 часов (1 час в неделю)

 

 

 

 

Составитель  рабочей программы:

Шишкина Наталья Игоревна

Квалификационная категория

первая                                                                                                                                        

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург, 2022

 

 

Пояснительная записка

     В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Программа курса для предоставления платных образовательных услуг «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» рассчитана на учащихся 8-х классов, имеющих повышенные образовательные потребности и желающих повысить уровень овладения предметом и расширить знания по темам, на которые в школьном курсе отводится недостаточное количество времени. Данная программа ориентирует на осмысленное пользование знаками препинания и развитие способности анализировать пунктуационное оформление разных по жанровой и функционально-стилевой принадлежности текстов, что позволяет расширить и углубить изучаемый материал. В рамках данной дополнительной образовательной программы осуществляется подготовка учащихся к таким видам работы, которые не являются для них новыми, но представляют определенную сложность. Изложение материала рассчитано на анализ трудностей и тонкостей русской пунктуации – причем пунктуации не как механического набора правил, а как живой, подвижной, развивающейся системы.

Цели обучения

Групповые занятия по русскому языку направлены на достижение следующих целей:

·                     воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;

·                     совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

·                     освоение знаний о русском языке;

·                     формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Групповые занятия проводятся в количестве часов в год – 25, в неделю – 1.

Программа составлена на основе Программы по русскому языку Баранова М.Т. Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. М.: Просвещение, 2015 г.

Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

 Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская «Русский язык 8 кл», Москва, «Просвещение», 2014г                       

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Русский язык в современном мире

1

2

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

1

3

Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий . Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

1

4

Основные единицы синтаксиса.

1

5

Виды словосочетаний.

1

6

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1

7

Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

1

8

Подлежащее. Сказуемое

1

9

Подлежащее. Сказуемое

1

10

Составное глагольное и составное именное сказуемые

1

11

Тире между подлежащим и сказуемым.

 1

12

Дополнение. Определение. Приложение.

1

13

Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

14

Назывные предложения.

1

15

Безличные предложения . Неполные предложения.

1

16

Определенно-личные, неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения

1

17

Однородные и неоднородные определения

1

18

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

19

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

1

20

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

1

21

Обращение Распространенные обращения. Назначение обращения. Выделительные знаки препинания при обращении

1

22

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

1

23

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1

24

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

25

Чужая речь, синтаксический разбор предложения с чужой речью

1

25

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны:

знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

Речевая деятельность:

аудирование:

·                     дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

·                     фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

·                     определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной раз­новидности языка;

·                     рецензировать устный ответ обучающегося;

·                     задавать вопросы по прослушанному тексту;

·                     отвечать на вопросы по содержанию текста;

·                     слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

·                     прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпи­графа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

·                     используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

·                     при необходимости переходить на изучающее чтение;

·                     читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

·                     пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора ис­ходного текста;

·                     вести репортаж о школьной жизни;

·                     строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

·                     создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

·                     составлять инструкции по применению того или иного правила;

·                     принимать участие в диалогах различных видов;

·                     адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.

письмо:

·                     пересказывать фрагмент прослушанного текста;

·                     пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

·                     создавать сочинение – описание, сочинение - сравни­тельную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

·                     писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для пуб­лицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.).

Текст:

·                     находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

·                     распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языко­вые и речевые средства воздействия на читателя.

Фонетика и орфоэпия:

·                     правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

·                     оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование:

·                     разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

·                     разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

·                     пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.

Лексикология и фразеология:

·                     разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их опре­делять;

·                     пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);

·                     оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

·                     находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, осно­ванные на лексических возможностях русского языка.

Морфология:

·                     распознавать части речи и их формы;

·                     соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, поль­зоваться словарем грамматических трудностей;

·                     опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.

Орфография:

·                     применять орфографические правила;

·                     объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов.

Синтаксис и пунктуация:

·                     опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

·                     различать простые предложения разных видов, использовать односоставные пред­ложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

·                     правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, одно­родными и обособленными членами;

·                     правильно строить предложения с обособленными членами;

·                     проводить интонационный анализ простого предложения;

·                     выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

·                     проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при про­ведении синтаксического и пунктуационного разбора;

·                     использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази­тельности речи;

·                     владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуа­ции, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.     

Перечень учебно-методического обеспечения

1.                  Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.10).

2.                  Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.

3.                  Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2009.

4.                  Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2011.

5.                  Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

6.                  Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

7.                  Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.

Список справочной литературы по русскому языку для учащихся

1.                  Ушаков Д.Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.— 41-е изд.— М„ 1990.

2.                  Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.— 4-е изд.— М., 1999.

3.                  Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.— 3-е изд., испр. и доп.— М., 1991.

4.                  Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Фили­на.—-2-е изд., дораб.—М., 1998.

5.                  Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред.

6.                  В.В. Иванова.—4-е изд., дораб, — М., 1999.

7.                  Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка.— М., 1997.

8.                  Потиха 3.А. Школьный словарь строения слов русского язы­ка.—2-е изд.—М., 1998.

9.                  Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь рус­ского языка.—2-е изд., перераб.—М., 1991.

10.              Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.— 3-е изд., перераб.— М., 1994,

11.              Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.—4-е изд.—М., 2000.

12.              Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологиче­ский словарь русского языка.— М., 1997.

Образовательные электронные ресурсы

1.                  http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

2.                  http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

3.                  http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

4.                  http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

5.                  http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

6.                  http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23»

Пояснительная записка В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения

Пояснительная записка В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения

Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А.

Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А.

Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения 1 14

Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения 1 14

Текст: · находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

Текст: · находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

Фонетика и орфоэпия: · правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; · оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм

Фонетика и орфоэпия: · правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; · оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм

Перечень учебно-методического обеспечения 1

Перечень учебно-методического обеспечения 1

Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка

Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2023