Приложение
к Основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом директора
от 28.08.2021г. №933
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Белоярский»
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Спортивно-оздоровительного направления
курса внеурочной деятельности
«Медицина. Основы здорового образа жизни»
(6-9 классы)
Составитель: Бушманов Андрей Михайлович,
Преподаватель-организатор ОБЖ
СОШ № 1 г. Белоярский
г. Белоярский, 2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Ø Законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Ø Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации»,
Ø Приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2010 № 152н «О мерах, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака»,
Ø Федеральным Законом №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Ø На основе Положения «О рабочих программах отдельных учебных предметов, курсов (ФГОС)» №124 от 21.04.2015 СОШ №1 г. Белоярский.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по курсу «Медицина. Основы здорового образа жизни» предназначена для обучения учащихся 6-9 классов Белоярского кадетского корпуса имени Е.И.Артеевой. Данная программа составлена на основе программы курса В.Г.Бубнова«Основы медицинских знаний», рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Рабочая программа «Медицина. Основы здорового образа жизни» рассчитанана 4 года, изучение курса осуществляется в 6 - 9 кадетских классах школы в течение 72 часа учебного времени (0,5 часа в неделю).
Цели и задачи программы
Цель программы:
Формирование у учащихся ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья, практических навыков распознавания неотложных состояний человека и умений оказывать первую медицинскую помощь.
Реализация цели предусматривает решение следующих задач:
1. Познакомить учащихся с историей развития медицины, разнообразием и функциями медицинских специальностей и учреждений.
2. Формировать устойчивую потребность к ведению здорового образа жизни как ведущему фактору сохранения личного и общественного здоровья.
3. Дать общее представление об анатомии и физиологии человека.
4. Познакомить с видами заболеваний, различными травмами и неотложными состояниями человека.
5. Отработать практические приемы оказания первой медицинской помощи при различных травмах и повреждениях.
6. Сформировать тактику поведения в стрессовых ситуациях, способствующих сохранению жизни и здоровья.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Основным образовательным результатом обучения является комплекс знаний, умений, навыков, сообщаемых в процессе обучения, а также личностных качеств, ценностных ориентаций, формирующихся у воспитанников в данном процессе.
В основу учебного процесса положено проблемное обучение, когда конкретная ситуация или деловая игра ставят обучаемого в положение участника реальных событий.
В результате освоения программы курса «Медицина. Основы здорового образа жизни» учащийся должен
Знать:
- медицинские специальности и виды лечебных учреждений;
- строение и основные функции человеческого организма;
- основные элементы и принципы здорового образа жизни человека;
- виды заболеваний человека и направления их профилактики;
- особенности утопления;
- причины смерти и характерные повреждения при поражении электротоком;
- признаки и причины неотложных состояний и приемы оказания доврачебной помощи при них;
-признаки закрытых и открытых травм;
- признаки различных степеней ожога;
- медицинские и подручные средства для оказания само и взаимопомощи;
- правила ухода за больным человеком;
- правила личной гигиены
Владеть:
- правилами формирования здорового образа жизни;
- способами саморегуляции и рефлексии;
- методиками по оздоровлению организма;
- психологическими аспектами профилактики вредных привычек;
- основными манипуляциями, необходимыми для оказания первой медицинской помощи;
- техникой измерения артериального давления;
- способами перекладывания пострадавших с земли на носилки;
- способами переноски пострадавших
Уметь:
-применить на практике принципы здорового образа жизни;
- оценить состояние пострадавшего по внешним признакам;
- проводить комплекс сердечно-легочной реанимации в течение 15 минут;
- переворачивать пострадавшего и удалять содержимое ротовой полости;
- удалять воду из дыхательных путей и желудка пострадавшего;
- накладывать кровоостанавливающие жгуты;
- накладывать тугие и стерильные сухие повязки, в зависимости от вида травм;
- накладывать транспортные шины при переломах конечностей;
-оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
-оказывать первую помощь при закрытых и открытых травмах, кровотечениях, ожогах, обморожениях, электротравмах.
Программа содействует сохранению единого образовательного пространства.
В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе поиска решения у учеников формируются и развиваются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать разнообразные явления, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации.
Регулятивные: содержание курса позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы кадет учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Коммуникативные: в процессе изучения материала осуществляется знакомство с медицинским языком, формируются речевые умения: кадеты учатся высказывать суждения с использованием медицинских терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.Образовательные и воспитательные задачи решаются комплексно.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса программы кружка «Медицина. Основы здорового образа жизни» для 6-8 классов включает теорию и практику навыков здорового образа жизни, приемов оказания первой медицинской помощи.
6 класс
Раздел 1. Общие вопросы медицины
Тема 1. История медицины
Зарождение медицины. Возникновение врачевания. Врачевание в первобытном обществе и странах Древнего мира. Врачевание и знахарство Древней Руси.
Тема 2 Известные врачи: в России, в мире, в истории.
Отец медицины Гиппократ, Ибн Сина – один из известных средневековых врачей исламского мира. Светила отечественной медицины – Н. Склифосовский, Н.Пирогов, С.Боткин, Г.Илизаров и др.
Тема 3. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.
История создания международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Деятельность организаций, входящих в их состав. Эмблемы организации. Сестры милосердия в России.
Тема 4. Профессии в медицине.
История создания международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Деятельность организаций, входящих в их состав. Эмблемы организации. Сестры милосердия в России.
Тема 5. Виды медицинских учреждений.
Какие бывают медицинские профессии. Описания профессий, связанных с медициной. Врачи узких специальностей. Младший и средний медицинский персонал.Лечебно-профилактические и другие виды заведений, в которых людям оказываются медицинские услуги: диагностика, лечение, реабилитация. Системы медицинского обслуживания населения в России.
Практическая работа. Экскурсия в лечебные учреждения города.
Раздел 2. Строение и функции организма человека.
Тема 6. Опорно-двигательный аппарат. Скелет и мышцы.
Анатомическое строение организма человека. Органы и системы органов человека. Понятие об опорно-двигательном аппарате.
Тема 7. Дыхательная система человека.
Строение и функции дыхательной системы.
Тема 8. Сердечно-сосудистая система.
Сердечно-сосудистая система и ее функции. Понятие о работе сердца и кровеносных сосудов. Критерии оценки работы сердечно- сосудистой системы. Пульс и артериальное давление. Возрастные нормы. Оценка деятельности сердечно-сосудистой системы.
Тема 9. Пищеварительная система, ее функция.
Пищеварительная система и ее роль для организма человека. Состав пищи, пищевой рацион.
Тема 10.Мочеполовая и эндокринная системы человека.
Мочеполовая система, ее функции. Эндокринные железы, выработка гормонов и их значение для организма человека.
Тема 11. Центральная нервная система и органы чувств.
Центральная нервная система. Головной и спинной мозг, проводящие пути, нервные рецепторы. Руководящая роль центральной нервной системы в жизнедеятельности человека. Органы чувств. Строение органа зрения, слуха, обоняния, осязания, их значение для организма человека.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Тема 12. ЗОЖ и его влияние на здоровье человека.
Определение понятия «образ жизни». Основные пути формирования здоровья. Приоритеты здорового образа жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Тема 13. Влияние физической нагрузки на здоровье.
Влияние физической нагрузки на умственное и физическое развитие человека. Физкультура и спорт в нашей жизни.
Тема 14. Гигиена современного школьника.
Факторы, оказывающие отрицательное влияние на здоровье современных школьников. Компьютер и его влияние на здоровье. Правильная организация трудовой деятельности ребенка. Смена умственной и физической деятельности. Нагрузки в школе.
Практическая работа. Составление режима дня школьника с учетом возраста и санитарных норм.
Тема 15. Я и мои привычки.
Практическая работа.Привычки человека, основные понятия. Привычки вредные и полезные. Оценка своих привычек, каким образом они влияют на моё развитие и успешность как личности.
Тема 16. Вещества, вызывающие привычку.
Курение и его влияние на здоровье человека. Употребление алкогольных напитков и их последствия. Алкоголизм как социальная болезнь. Наркомания и ее последствия. Профилактика вредных привычек и борьба с ними.
Практическая работа. Составление схемы (таблицы) «Составляющие ПАВ».
Тема 17. Осанка человека, профилактика нарушений осанки.
Практическая работа. Осанка человека, её значение. Причины нарушения осанки в детском и подростковом возрасте. Профилактика нарушения осанки, гимнастические упражнения на укрепление мышечного корсета подростков.
Тема 18. Итоговый контроль.
7 класс
Раздел 1. «Основы ЗОЖ»
Тема 1. Гигиена органов зрения.
Факторы, влияющие на остроту зрения человека. Гигиенические нормы просмотра телевизора и работы у компьютера.
Тема 2. Предупреждение глазных болезней и травм
Болезни глаз, травмы. Профилактические мероприятия, направленные на защиту органов зрения человека.
Раздел 2. Виды заболеваний человека.
Тема 3. Понятие о заболеваниях человека. Врожденные и приобретенные болезни
Что значит жить долго? Факторы внешней среды, влияющие на долголетие человека. Влияние образа жизни на продолжительность жизни человека. Самые известные долгожители мира.
Тема 4. Понятие о заболеваниях человека. Врожденные и приобретенные болезни
Влияние образа жизни на продолжительность жизни человека. Самые известные долгожители мира.
Тема 5. Неинфекционные заболевания, их причины и профилактика
Понятие о неинфекционных заболеваниях. Факторы, влияющие на рост числа неинфекционных заболеваний в современном мире.
Тема 6. Неинфекционные заболевания, их причины и профилактика
Профилактика заболеваний.
Тема 7. Инфекции органов дыхания, их особенности
Инфекционные заболевания. Пути передачи инфекции.
Тема 8. Инфекции органов дыхания, их особенности
Инфекции органов дыхания, их отличительные признаки. Опасности от осложнений инфекций органов дыхания. Профилактика. Общие признаки инфекций. Особенности протекания болезней.
Тема 9. Кишечные инфекции, их профилактика
Кишечные инфекции. Виды кишечных инфекций, пути их передачи.
Тема 10. Кишечные инфекции, их профилактика
Общие признаки заболеваний. Последствия и профилактика.
Тема 11. Кишечные инфекции, их профилактика
Повторение материала.
Тема 12. Болезни кожных покровов
Болезни кожных покровов. Факторы, влияющие на рост числа кожных заболеваний.
Тема 13. Болезни кожных покровов
Личная гигиена как ведущий фактор профилактики распространения кожных инфекций.
Тема 14. Болезни кожных покровов
Игра –викторина.
Тема 15. Заболевания, вызванные паразитическими червями
Понятие о паразитах. Глистные инвазии. Пути проникновения паразитов в организм человека, их влияние на состояние здоровья.
Тема 16. Заболевания, вызванные паразитическими червями
Профилактика глистных инвазий.
Тема 17. Меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными
Уход за больным инфекционными заболеваниями. Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.
Тема 18. Итоговый контроль.
8 класс
Раздел 1. Основные навыки при оказании первой помощи.
Тема 1. Средства оказания первой помощи. Аптечка.
Понятие об асептике и антисептике. Средства оказания первой помощи: перевязочный материал, шины, антисептики, табельные и подручные средства. Медицинская аптечка. Правила приема лекарственных веществ. Использование природных лекарственных средств.
Тема 2. Понятие о повязке и перевязке, виды повязок
Понятие о повязке и перевязке. Типы бинтов, их предназначение. Правила наложения бинтовых повязок. Виды повязок.
Тема 3. Повязки на голову
Практическая работа. Особенности наложения повязок на голову. Виды повязок в зависимости от характера повреждений. Техника наложения повязки «уздечка», «чепец», «шапка Гиппократа». Простая круговая перевязка, крестообразная повязка на затылок, перевязка на глаз и др.
Тема 4. Повязки на верхние конечности
Практическая работа. Техника наложения повязок на палец, несколько пальцев, кисть руки. Спиральная повязка на предплечье. Черепашья повязка на локтевой сустав. Повязка на плечо и плечевой сустав.
Тема 5. Повязки на нижние конечности
Практическая работа. Техника наложения повязки на пятку, восьмиобразной повязки на голеностопный сустав. Черепашья повязка на коленный сустав. Спиральная повязка на бедро.
Тема 6. Повязки на область груди и живота
Практическая работа. Техника наложения спиралевидной повязки на живот в сочетании с колосовидной повязкой на бедро. Особенности наложения повязки при выпадении внутренних органов брюшной полости. Повязка Дезо, спиральнаяи крестовидная повязки на грудную клетку.
Тема 7. Способы транспортировки пострадавшего
Практическая работа. Основные задачи транспортировки. Выбор способов, методов и маршрутов передвижения в зависимости от вида и сложности травм. Переноска пострадавших на носилках и без носилочным способом.
Тема 8. Понятие о травме. Виды травм.
Понятие травмы. Виды травм в зависимости от повреждающего фактора. Травмы закрытые и открытые. Детские травмы. Анатомические и физиологические характеристики.
Тема 9. Раны и кровотечения. Способы остановки кровотечений
Раны по механизму нанесения их краткая характеристика и особенности. Кровотечения. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений.
Практическая работа. Отработка навыка остановки кровотечений путем пальцевого прижатия артерии, наложение жгута или закрутки. Техника выполнения давящей повязки при венозном кровотечении.
Тема 10. - Носовое кровотечение. Причины и первая помощь
Практическая работа. Основные причины носового кровотечения. Опасности носовых кровотечений. Алгоритм оказания первой помощи пострадавшему.
Тема 11. Первая помощь при закрытых и открытых переломах
Переломы. Виды переломов. Признаки закрытых и открытых переломов. Особенности оказания первой помощи при переломах. Осложнение открытых переломов.
Практическая работа. Техника наложения транспортных шин при переломах. Особенности оказания ПМП при открытых переломах. Транспортировка пострадавшего с переломами.
Тема 12. Первая помощь при отравлениях
Отравления, виды отравлений. Пищевые отравления, отравления ядовитыми растениями и грибами, способы промывания желудка. Алгоритм оказания первой помощи пострадавшим.
Тема 13. Основные приемы реанимации пострадавшего. ИВЛ и НМС.
Понятие реанимации. Признаки клинической смерти. Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. Особенности техники выполнения.
Практическая работа. Отработка навыков проведения реанимационных мероприятийна роботе-тренажере ГОША.
Тема 14. Как спасти при поражении электрическим током или молнией
Электротравма. Причины и последствия. Петли прохождения электрического тока. По человеческому телу. Характерные повреждения при поражении электрическим током. Особенности оказания неотложной помощи при электротравме.
Тема 15. Первая помощь при истинном (синем) утоплении
Практическая работа. Признаки истинного утопления. Причины смерти в первые минуты после спасения. Механизм развития отека легких. Особенности реанимации при утоплении.
Тема 16. Утопление в холодной воде (бледное)
Практическая работа.Наиболее частые ситуации бледного утопления. Правила безопасного приближения к полынье. Особенности оказания первой помощи при утоплении в холодной воде.
Тема 17. Первая помощь при асфиксии
Практическая работа. Асфиксия. Признаки синей асфиксии. Признаки бледной асфиксии. Виды инородных тел. Экстренная помощь в зависимости от вида инородных тел.
Тема 18. Итоговый контроль.
9 класс
Раздел 1 Первая доврачебная помощь
Тема 1. Потеря сознания, первая помощь
Причины потери сознания. Первая помощь. Признаки потери сознания.
Тема 2. Первая помощь при травматическом шоке
Механизм развития травматического шока. Стадии развития шока. Причины смерти при шоке.
Практическая работа. Принципы оказания неотложной помощи. Правила транспортировки пострадавшего в состоянии шока
Тема 3. Ожоговый шок. Первая помощь
Признаки различных степеней ожога. Правила определения площади ожога. Ожоговый шок и ожоговая болезнь.
Практическая работа. Тактика оказания первой помощи. Правила обработки ожоговой поверхности в зависимости от степени ожога.
Тема 4. Обморожения и переохлаждения. Первая помощь
Обморожения, признаки обморожения степени обморожения. Особенности оказания первой помощи при признаках обморожения. Переохлаждение организма. Факторы, способствующие переохлаждению. Первая помощь пострадавшему.
Тема 5. Первая помощь при синдроме сдавливания
Механизм развития синдрома длительного сдавливания. Признаки синдрома длительного сдавливания. Правила извлечения пострадавшего из-под завалов.
Тема 6. Помощь при автодорожном происшествии
Практическая работа. Механизм оказания первой помощи. Наложение жгутов, тугих давящих повязок на конечности. Накладывание шин.Причины смерти в автодорожных происшествиях. Характерные ошибки при оказании первой помощи на месте происшествия, приводящие к смерти. Практическая работа.
Тема 7. Черепно-мозговые травмы, особенности первой помощи
Черепно-мозговые травмы и коматозные состояния. Причины смерти пострадавших в состоянии комы. Правила переноса пострадавшего с земли на носилки.
Тема 8. Первая помощь при ранениях грудной клетки и живота
Практическая работа. Механизм наложения герметичной повязки на грудную клетку при ее травме. Особенности наложения повязок на живот при выпадении внутренних органов.
Тема 9. Первая помощь при отравлении алкоголем
Внешние признаки проявления алкоголизма. Характерные черты лица, осанки, походки и поведения. Причины смерти при алкогольной коме. Первая помощь в стадии алкогольного опьянения и комы.Практическая работа.
Тема 10. Как помочь больным сахарным диабетом в критических для них ситуациях
Диабет и причины его возникновения. Предвестники диабетической комы. Проблемы больного сахарным диабетом в быту. Предвестники гипогликемической комы - маска диабета, дурашливость, эпилептический припадок. Первая помощь при появлении масок диабета. Практическая работа.
Тема 11. Как помочь при резком повышении артериального давления
Гипертоническая болезнь. Правила измерения АД. Определение личного артериального давления. Правила оказания первой помощи.
Практическая работа. Технология проблемного обучения.
Тема 12. Как помочь во время приступа эпилепсии, истерического припадка
Эпилепсия и эпилептический припадок. Признаки эпилептического припадка. Оказание первой помощи. Истерический припадок. Способы прекращения истерики. Практическая работа.
Практическая работа. Навыки оказания помощи на тренажере.
Тематическое планирование
курса «Медицина. Основы здорового образа жизни»
6 класс (18 часов)
|
Название разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. |
Практич |
||
1 |
Общие вопросы медицины
|
5 |
4
|
1 |
2 |
Строение и функции организма человека |
6 |
3 |
3 |
3 |
Основы здорового образа жизни - |
6 |
3 |
3 |
4 |
Итоговый контроль |
1 |
1 |
|
|
ИТОГО |
18 |
11 |
7 |
7 класс (18 часов)
|
Название разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. |
Практич |
||
1 |
Основы здорового образа жизни
|
2 |
0 |
2 |
2 |
Виды заболеваний человека
|
15 |
5 |
10 |
3. |
Итоговый контроль
|
1 |
1 |
0 |
|
ИТОГО |
18 |
6 |
12 |
8 класс(18 часов)
|
Название разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. |
Практич |
||
1
2
3 |
Основные навыки при оказании первой помощи:
|
17 |
7 |
10 |
Итоговый контроль |
1 |
1 |
0 |
|
ИТОГО |
18 |
8 |
10 |
9 класс (18 часов)
|
Название разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. |
Практич |
||
1
2
3 |
Первая доврачебная помощь:
|
17 |
7 |
10 |
Итоговый контроль |
1 |
1 |
0 |
|
ИТОГО |
18 |
8 |
10 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.