Рабочая программа по агрономии ОП.05

  • docx
  • 09.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОП.05 Агрономия.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИНАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «УСТЬ-КАЛМАНСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                                            УТВЕРЖДАЮ

Зам. дир. по УПР                                                                    Директор КГБПОУ «УКЛПО»

____________ Журавский С.В.                                               ______________Коротов В.Г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05 Основы Агрономии

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    С Усть-Калманка 2023г

 

 

Программа учебной дисциплины разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 35.01.27«Мастер сельскохозяйственного производства», утвержденного Приказом Минпросвещения России от 14 апреля 2022 г. N 235.;

- примерной основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства утвержденной протоколом Федерального учебно-методического объединения по УГПС 35.00.00 от 09 сентября 2022 г. № 2 Зарегистрировано в государственном реестре примерных основных образовательных программ: Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № 496 от 10.10.2022

Организация-составитель: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «УСТЬ-КАЛМАНСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

Составители:

Захарова И.А  преподаватель первой категории

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.      СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.      УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.      КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 

 


 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ОСНОВЫ АГРОНОМИИ

 

1.1.            Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы агрономии» является общепрофессиональной дисциплиной рабочей образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 07.

 

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:  

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:

 

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.4

 

Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составлять план действия; определять необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии;

настраивать и регулировать агрегаты для выполнения основной обработки и предпосевной подготовки почвы;

вносить удобрения с соблюдением агротехнических требований;

выполнять механизированные работы по посеву, посадке и уходу за сельскохозяйственными культурами;

проводить уборочные работы

Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

Номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации

Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения;

основы технологии механизированных работ в растениеводстве;

технологии, приемы основной и предпосевной обработки почвы с учетом агротехнических требований;

виды минеральных и органических удобрений;

технологические схемы, агротехнические требования на внесение минеральных и органических удобрений;

агротехнические требования, технологии, способы ухода за посевами и посадками сельскохозяйственных культур, в т.ч. с использованием оборудования для точного земледелия;

агротехнические требования к уборке сельскохозяйственных культур

 

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01, ОК 02, ОК 07

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4

определять виды, разновидности и сорта культурных растений;

определять особенности выращивания отдельных культур с учетом их биологических особенностей

основные культурные растения;

их происхождение и одомашнивание;

возможности хозяйственного использования культурных растений;

основные приемы и методы растениеводства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

34

в т.ч. в форме практической подготовки

10

в т. ч.:

теоретическое обучение

24

лабораторные работы

0

практические занятия

10

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация дифференцированный зачёт

2

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

Коды компетенций и личностных результатов[1], формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

 

Раздел 1. Почвоведение.  

6/2

 

Тема 1.1

Почва, её происхождение, состав и свойства. 

 

Содержание учебного материала 

6

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4

Роль сельского хозяйства в обеспечении населения продуктами питания, перспективы развития.

Понятие о почве, как природном образовании и основном средстве сельскохозяйственного производства. Общая схема почвообразовательного процесса Факторы и условия почвообразования. Происхождение и состав минеральной части почвы. Гранулометрический состав почвы и его влияние на агрономические свойства и плодородие. Классификация почв по гранулометрическому составу. Органическое вещество почвы. Состав и значение гумуса в почвообразовании и плодородии.

4

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Практическая работа 1. Определение механического состава почвы

2

 

 

Раздел 2. Земледелие 

18/6

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4

Тема .2.1 

Оптимизация условий жизни растений и воспроизводство плодородия почвы

Содержание учебного материала

2

Земные и космические факторы жизни растений. Требования культурных растений к основным факторам жизни растений. Законы земледелия.

2

Самостоятельная работа обучающихся 

 

 

Тема 2.2. 

Сорняки, болезни, вредители и меры борьбы с ними

 

Содержание учебного материала 

6

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4

Понятие о сорняках, вредителях и болезнях. Вред, причиняемый сорняками, вредителями и болезнями. Биологические особенности сорняков. Меры борьбы с сорняками, вредителями и болезнями.

4

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа 1. Классификация сорняков по гербариям.

2

Самостоятельная работа обучающихся 

 

Тема 2.3.

Севообороты.

Содержание учебного материала 

4

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4

Понятие о севообороте, повторных, бессменных и промежуточных культурах. Причины чередования культур в севообороте. Размещение паров и полевых культур в севообороте.

Классификация севооборотов.

Сочетание экономических и агротехнических целей при составлении севооборота.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа 2. Составление схем севооборотов.

2

Самостоятельная работа обучающихся 

 

 

Тема 2.4.

Система обработки почвы.

Содержание учебного материала 

4

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4

Задачи, приёмы обработки почвы. Предпосевная и посевная обработка почвы.  

Технологические процессы при обработке почвы.

Почвообрабатывающие орудия. Понятие о системе обработки почвы. Приемы основной обработки почвы.

Вспашка. Отвальное и безотвальное рыхление. Поверхностная обработка почвы.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Лабораторная работа 3. Составление систем обработки почвы.

2

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

Тема 2.5.

Зональные системы земледелия.  

Содержание учебного материала 

2

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4

Понятие «системы земледелия». Элементы системы земледелия, развитие, эволюция систем земледелия. Агроландшафтные системы земледелия.

2

Самостоятельная работа обучающихся 

 

Раздел 3. Технология производства продукции растениеводства

4/2

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4

Тема 3.1.

Семена и посев.

 

Содержание учебного материала 

4

Семена, их посевные и сортовые качества, подготовка семян к посеву, посев. Сроки, способы посева, нормы высева.

Государственный стандарт качества посевного материала.

 

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Практическое занятие 2. Расчет нормы высева семян

2

Самостоятельная работа обучающихся 

 

Раздел 4. Мелиорация почв

6/2

 

Тема 4.1. Основные технологии мелиорации почв

Содержание учебного материала

6

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4

Назначение поливов. Виды и способы полива. Режимы, нормы и сроки поливов. Поливная и оросительная нормы расхода воды.

Мелиоративные системы осушения и их эксплуатация. Агротехнические основы осушения. Приемы борьбы с засолением почвы при орошении. Химическая мелиорация солонцовых почв с помощью гипсования и мелиоративной обработки. Известкование кислых почв.

Лесомелиорация. Влияние полезащитных насаждений на водный режим почвы. Размещение лесных полос, их оптимальная конструкция, посадка и уход за ними

6

Самостоятельная работа обучающихся 

 

Промежуточная аттестация

 

 

Всего 

34

 


 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Агрономии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 Рабочей образовательной программы по профессии.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

 

3.2.1. Основные печатные издания: 

1. Гатаулина Г.Г., Объедков М.Г., Долгоуворов В.С. Технология производства продукции растениеводства. Учебник и учебное пособие для учащихся техникумов. –М.:Колос, 2018. -448 с., ил.

 

3.2.2. Основные электронные издания: 

1.Глухих, М. А. Технологии производства продукции растениеводства / М. А. Глухих. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 148 с. — ISBN 978-5-507-45564-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/276386 (дата обращения: 15.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2.Колчина, Л. М.  Современные технологии, машины и оборудование для возделывания овощных культур / Л. М. Колчина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 200 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11425-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495659 (дата обращения: 15.11.2022).

3.Обработка почвы : учебное пособие для спо / О. И. Власова, Г. Р. Дорожко, В. М. Передериева, И. А. Вольтерс. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 88 с. — ISBN 978-5-8114-8445-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/193259

4.Основы агрономии : учебник для спо / И. Н. Гаспарян, В. И. Трухачев, В. Г. Сычев [и др.]. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 496 с. — ISBN 978-5-8114-8873-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/183230 .

5.Таланов, И. П.  Растениеводство. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. П. Таланов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 288 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08153-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492013 (дата обращения: 15.11.2022).

6.Ториков, В. Е. Основы опытного дела в агрономии : учебное пособие для спо / В. Е. Ториков, О. В. Мельникова, А. А. Осипов. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 128 с. — ISBN 978-5-8114-6814-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165820 .

 

3.2.3. Дополнительные источники

1. Сайт Научно-теоретического журнала "Проблемы агрохимии и экологии" [Электронный ресурс]: http://agroproblem.soil.msu.ru

2.Онлайн энциклопедия кругосвет: [Электронный ресурс]: http://krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/EKOLOGIYA.html

3.Кирюшин, В. И. Агрономическое почвоведение [Электронный ресурс]  : учебник / В.  И. Кирюшин. – Санкт-Петербург : Квадро, 2016. – 686

 

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

Основные культурные растения, их происхождение и одомашнивание.

Возможности хозяйственного использования культурных растений.

Традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы).

Зональные системы земледелия, технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур, приемы и методы растениеводства.

.

Знать:

-основные культурные растения, их происхождение и одомашнивание;

-возможности хозяйственного использования культурных растений;

-традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы);

-зональные системы земледелия, технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур, приемы и методы растениеводства; агротехнические требования на внесение минеральных и органических удобрений;

приемы и методы мелиорации

Тестирование

Устный опрос

Письменный опрос

Выполнение сообщений, рефератов, докладов,

Составление конспектов

Заполнение таблиц

Собеседование

Творческие задания

Подготовка стендовых докладов

Дифференцированные задания по карточкам

Зачет

Умения:

Определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур

с учетом их биологических особенностей и агротехнических требований

Уметь:

-определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур

с учетом их биологических особенностей и агротехнических требований

применять технологии выполнения культуртехнических работ

Ролевая игра

Ситуационные задачи

Практические задания

Кейс –задания

Индивидуальные проекты

Зачет



 

Скачано с www.znanio.ru



[1] В соответствии с Приложением 3 ПОП.