МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39
|
УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ СОШ № 39 от «____» ______20___г. № _____
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ______________________________алгебре___________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования, класс: основное общее образование (9 класс)_________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Срок реализации: 2022-2023 учебный год _______________________________________
Учитель математики: Мищенко Инна Николаевна___________________________
(ФИО, занимаемая должность)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
– личностным;
– метапредметным;
– предметным.
ЛИЧНОСТНЫЕ
- сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональны предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность компонентов целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- умение самостоятельно планировать альтернативные нули достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и
представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
ПРЕДМЕТНЫЕ
1. осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2. представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5. систематические знания о функциях и их свойствах;
6. практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
- выполнять вычисления с действительными числами;
- решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
- решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
- использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
- проверять практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- выполнять операции над множествами;
- исследовать функции и строить их графики;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
- решать простейшие комбинаторные задачи.
В результате изучения темы «Неравенства» обучающиеся
научатся:
- понимать терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления.
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
получат возможность:
- освоить разнообразные приёмы доказательства неравенств;
- применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты;
- применять аппарат неравенства для решения разнообразных математических задач, задач из смежных предметов и практики;
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
- понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
В результате изучения темы «Квадратичная функция» обучающиеся
научатся:
- понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
- строить график квадратичной функции, исследовать ее свойства;
- понимать квадратичную функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
получат возможность:
- проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций стоить более сложные графики (кусочно-заданные, с "выколотыми" точками и т. п.);
- использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
В результате изучения темы «Уравнения и системы уравнений» обучающиеся
научатся:
- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
- применять аналитический и графический языки для интерпретации понятий, связанных с понятием уравнения, для решения уравнений и систем уравнений;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько и пр.)
получат возможность:
- использовать широкий спектр специальных приемов решения уравнений и систем уравнений;
- уверенно применять аппарат уравнений и неравенств для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, реальной практики.
В результате изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» обучающиеся
научатся:
- понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
- применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
получат возможность:
- решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
- понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую - с экспоненциальным ростом.
В результате изучения темы «Статистика и вероятность» обучающиеся
научатся:
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
- находить относительную частоту и вероятность случайного события;
- решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
получат возможность:
- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
- научиться приводить содержательные примеры использования для описания данных;
- приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
В результате изучения темы «Повторение» обучающиеся
научатся:
- сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
- использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты;
- применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
- выполнять операции над множествами;
- решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
оперировать понятиями "квадратный корень", применять его в вычислениях;
- выполнять преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
- выполнять разложение многочленов на множители;
применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики.
получат возможность:
- использовать начальные представления о множестве действительных чисел.
- развить представление о множествах;
- развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
- научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
- применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ
Данная программа составлена для 9 класса базового уровня по учебнику Е.А.Бунимович «Алгебра», Москва, издательство «Просвещение» 2019 года. Согласно календарно-учебному графику на уроки алгебры отводится 34 учебные недели по 4 часа в неделю. Общее количество часов на год обучения составляет 136 часов. Ввиду утвержденного годового календарного учебного графика МАОУ СОШ № 39 на 2020-2021 учебный год получаем 126 часов.
Формулировка некоторых тем урока авторской рабочей программы расширена указанием проведения дополнительного промежуточного контроля и указанием вида деятельности.
В соответствии с учебным планом основного общего образования в курсе математики выделяются два этапа — 5-6 классы и 7-9 классы, у каждого из которых свои самостоятельные функции. В 5-6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», в 7-9 классах — два предмета «Алгебра» и «Геометрия». Курс 5-6 классов, с одной стороны, является непосредственным продолжением курса математики начальной школы, систематизирует, обобщает и развивает полученные там знания, с другой стороны, позволяет учащимся адаптироваться к новому уровню изучения предмета, создает необходимую основу, на которой будут базироваться систематические курсы 7-9 классов.
Повторение курса 8 класса (5 ч)
Неравенства (31 ч)
Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Точность приближения, относительная точность.
Основная цель — познакомить учащихся со свойствами числовых неравенств и их применением к решению задач (сравнение и оценка значений выражений, доказательство неравенств и др.); выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Изучение темы начинается с обобщения и систематизации знаний о действительных числах, повторения известных учащимся терминов: натуральные, целые, рациональные, действительные числа — и рассмотрения отношений между соответствующими числовыми множествами.
Свойства числовых неравенств иллюстрируются геометрически и подтверждаются числовыми примерами. Рассмотрение вопроса о решении линейных неравенств с одной переменной сопровождается введением понятий равносильных уравнений и неравенств, формулируются свойства равносильности уравнений и неравенств. Приобретенные учащимися умения получают развитие при решении систем линейных неравенств с одной переменной. Рассматривается вопрос о доказательстве неравенств. Учащиеся знакомятся с некоторыми приемами доказательства неравенств; система упражнений содержит значительное число заданий на применение аппарата неравенств.
Квадратичная функция (16 ч)
Функция у = ах2 + bх + с и ее график. Свойства квадратичной функции: возрастание и убывание, сохранение знака на промежутке, наибольшее (наименьшее) значение. Решение неравенств второй степени с одной переменной.
Основная цель — познакомить учащихся с квадратичной функцией как с математической моделью, описывающей многие зависимости между реальными величинами; научить строить график квадратичной функции и читать по графику ее свойств сформировать умение использовать графические представлен для решения квадратных неравенств.
Изучение темы начинается с общего знакомства с функцией у =ах2 + bх + с; рассматриваются готовые графики квадратичных функций и анализируются их особенности (наличие оси симметрии, вершины, направление ветвей, расположение по отношению к оси х), при этом активизируются общие сведения о функциях, известные учащимся из курса 8 класса; учащиеся учатся строить параболу по точкам с опорой на ее симметрию. Далее следует более детальное изучение свойств квадратичной функции, особенностей ее графика и приемов его построения. В связи с этим рассматривается перенос вдоль осей координат произвольных графиков. Центральным моментом темы является доказательство того, что график любой квадратичной функции у = ах2 + bх + с может быть получен с помощью сдвигов вдоль координатных осей параболы у = ах2. Теперь учащиеся по коэффициентам квадратного трехчлена ах2 + bх+ с могут представить общий вид соответствующей параболы и вычислить координаты ее вершины.
В системе упражнений значительное место должно отводиться задачам прикладного характера, которые решаются с опорой на графические представления.
Уравнения и системы уравнений (28 ч)
Рациональные выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождество, доказательство тождеств. Решение целых и дробных уравнений с одной переменной. Примеры решения нелинейных систем уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач. Графическая интерпретация решения уравнений и систем уравнений.
Основная цель — систематизировать сведения о рациональных выражениях и уравнениях; познакомить учащихся с некоторыми приемами решения уравнений высших степеней, обучить решению дробных уравнений, развить умение решать системы нелинейных уравнений с двумя переменными, а также текстовые задачи; познакомить с применением графиков для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и уравнений с одной переменной.
В данной теме систематизируются, обобщаются и развиваются теоретические представления и практические умения учащихся, связанные с рациональными выражениями, уравнениями, системами уравнений. Уточняется известное из курса 7 класса понятие тождественного равенства двух рациональных выражений; его содержание раскрывается с двух позиций — алгебраической и функциональной. Вводится понятие тождества, обсуждаются приемы доказательства тождеств.
Значительное место в теме отводится решению уравнений с одной переменной. Систематизируются и углубляют знания, учащихся о целых уравнениях, основное внимание уделяется решению уравнений третьей и четвертой степени уже знакомыми учащимся приемами — разложением на множители и введением новой переменной. Продолжается решение систем уравнений, в том числе рассматриваются системы, в которых одно уравнение первой, а другое — второй степени, и примеры более сложных систем.
В заключение проводится графическое исследование уравнений с одной переменной. Вообще графическая интерпретация алгебраических выражений, уравнений и систем должна широко использоваться при изложении материала всей темы.
Арифметическая и геометрическая прогрессии (13 ч)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n – гочлена и суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий. Простые и сложные проценты.
Основная цель — расширить представления, учащихся о числовых последовательностях; изучить свойства арифметической и геометрической прогрессий; развить умение решать задачи на проценты.
В данной теме вводятся необходимые термины и символика, в результате чего создается содержательная основа для осознанного изучения числовых последовательностей, которые неоднократно встречались в предыдущих темах курса. Введение понятий арифметической и геометрической прогрессий следует осуществлять на основе рассмотрения примеров из реальной жизни. На конкретных: примерах вводятся понятия простых и сложных процентов, которые позволяют рассмотреть большое число практико-ориентированных задач.
Статистические исследования (12 ч)
Генеральная совокупность и выборка. Ранжирование данных. Полигон частот. Интервальный ряд. Гистограмма. Выборочная дисперсия, среднее квадратичное отклонение.
Основная цель — сформировать представление о статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов.
В данной теме представлен завершающий фрагмент вероятностно-статистической линии курса. В ней рассматриваются доступные учащимся примеры комплексных статистических исследований, в которых используются полученные ранее знания о случайных экспериментах, способах представления данных и статистических характеристиках.
Повторение курса 9 класса (12 ч)
Тематическое планирование по информатике для учащихся 9 классов
на 2022-2023 учебный год
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Кол-во часов |
Повторение курса алгебры 8 класса |
5 |
|
1 |
Повторение. Преобразование рациональных выражений. |
1 |
2 |
Повторение. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. |
1 |
3 |
Повторение. Решение квадратных уравнений. |
1 |
4 |
Входная контрольная работа. |
1 |
5 |
Анализ входной контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
Неравенства |
31 |
|
6 |
Числовые множества. |
1 |
7 |
Действительные числа. |
1 |
8 |
Действительные числа на координатной прямой. |
1 |
9 |
Общие свойства неравенств. |
1 |
10-11 |
Практическое применение свойств неравенств. Оценка выражений. |
2 |
12 |
Линейные неравенства. Числовые промежутки. |
1 |
13-14 |
Решение линейных неравенств. |
2 |
15 |
Решение задач с помощью линейных неравенств. Составление неравенства по условию задачи. |
1 |
16 |
Решение задач с помощью линейных неравенств. |
1 |
17-18 |
Решение систем линейных неравенств. |
2 |
19 |
Составление систем линейных неравенств по условию задачи. |
1 |
20 |
Решение задач с помощью систем линейных неравенств. |
1 |
21 |
Доказательство линейных неравенств. Алгебраические приёмы. |
1 |
22-24 |
Доказательство линейных неравенств. |
3 |
25-27 |
Доказательство линейных неравенств с радикалами. |
3 |
28-30 |
Что означают слова «с точностью до…» |
3 |
31-33 |
Относительная точность. |
3 |
34 |
Повторение и обобщение темы "Неравенства". Решение задач. |
1 |
35 |
Контрольная работа №1 «Неравенства». |
1 |
36 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
Квадратичная функция |
16 |
|
37 |
Квадратичная функция. |
1 |
38 |
Квадратичная функция и ее график. |
1 |
39-40 |
График и свойства функции у=ах2. |
2 |
41-42 |
Сдвиг графика функции у=ах2 вдоль осей координат. |
2 |
43-45 |
График функции у=ах2+bx+c. |
3 |
46-47 |
Квадратные неравенства. |
2 |
48-49 |
Метод интервалов. |
2 |
50 |
Повторение главы "Квадратичная функция". |
1 |
51 |
Контрольная работа №2 по теме: "Квадратичная функция". |
1 |
52 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
Уравнения и системы уравнений |
28 |
|
53-54 |
Рациональные выражения. |
2 |
55-57 |
Тождество. |
3 |
58-60 |
Целые уравнения. |
3 |
61-64 |
Дробные уравнения. |
4 |
65-67 |
Решение задач на составление уравнений. |
3 |
68-70 |
Графическое решение систем уравнений с двумя переменными. |
3 |
71-74 |
Алгебраическое решение систем уравнений с двумя переменными. |
4 |
75-76 |
Решение задач на составления уравнений и их систем. |
2 |
77-78 |
Графическое решение уравнений с одной переменной. |
2 |
79 |
Повторение главы "Уравнения и системы уравнений". |
1 |
80 |
Контрольная работа №3 по теме: "Уравнения и системы уравнений". |
1 |
Арифметическая и геометрическая прогрессии |
13 |
|
81 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Числовые последовательности. |
1 |
82 |
Числовые последовательности. |
1 |
83-84 |
Арифметическая прогрессия. |
2 |
85-87 |
Сумма первых n членов геометрической прогрессии. |
3 |
88-91 |
Простые и сложные проценты. |
4 |
92 |
Повторение главы "Арифметическая и геометрическая прогрессии". |
1 |
93 |
Контрольная работа №4 по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии". |
1 |
Статистика и вероятность |
12 |
|
94 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Выборочные исследования. |
1 |
95 |
Выборочные исследования. |
1 |
96 |
Интервальный ряд. |
1 |
97 |
Гистограмма. |
1 |
98-99 |
Характеристика разброса. |
2 |
100 |
Статистическое оценивание и прогноз. |
1 |
101-102 |
Размещения и сочетания. |
2 |
103 |
Повторение главы "Статистика и вероятность". |
1 |
104 |
Контрольная работа №5 по теме: "Статистика и вероятность". |
1 |
105 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
Повторение курса алгебры 9 класса |
12 |
|
106-107 |
Повторение. Неравенства. |
2 |
108-109 |
Повторение. Квадратичная функция. |
2 |
110-111 |
Повторение. Уравнение и системы уравнений. |
2 |
112-113 |
Повторение. Арифметическая и геометрическая прогрессии. |
2 |
114-115 |
Повторение. Статистика и вероятность. |
2 |
116 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
117 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
Резерв: |
9 |
|
ИТОГО: |
126 |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО зам. директора по УВР
Протокол № ___ ____________________
от «____» _____20__г. ____________________
Руководитель МО «_____» _______20___г.
___________________
___________________
Лист
корректировки рабочей программы учителя
по алгебре в 9 классе
№ урока |
Название темы |
Ко-во часов по плану |
Причина корректировки |
Кол-во часов по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.