Рабочая программа по английскому языку для 3 класса (Spotlight)

  • docx
  • 13.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП 3 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 Утверждена приказом образовательного учреждения     ________________________________

                                                                                                                    Дата, номер приказа

                                

 

                                                     Директор школы: _________________  С.М. Акатушев

 

                                                      

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

по английскому языку для 3 класса

 

 

                                 Разработчики программы: Чупахина Г.А.

                                                                      

 

Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения     __________________________

                                                                                      Дата, номер протокола                                                                             

Руководитель межшкольного

методического объединения:     _______________________________ Н.Н.Богодаева

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета               __________________________

                                                                                      Дата, номер протокола                                                                                

 

Председатель  межшкольного

методического совета:                 _______________________________ Г.А.Чупахина

 

 

 

 

 

 

2019 – 2020 учебный год

 

 

 

Планируемые  результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

1. Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность,  основные исторические события; госу-дарственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.

2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.

3. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

4. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

5. Выполнять основные правила бережного от-ношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.

6. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

7.Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

7. Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с эталоном

           

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.

4. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

6. Выявлять аналогии  и использовать их при выполнении заданий.

7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия

           

Коммуникативные УУД

1.Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников,  художественных  книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

 

Специальные учебные умения:

1.      Пользоваться двуязычным словарем учебника (в том числе транскрипцией).

2.      Пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил.

3.      Вести словарь (словарную тетрадь);.

4.      Систематизировать слова, например, по тематическому принципу;.

5.      Пользоваться языковой догадкой, например, при опознавании интернационализмов.

6.      Делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения.

7.      Опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли.

 

Предметные результаты

Говорение 

Ученик 3-го класса научится: 

- осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне со взрослыми и сверстниками, в том числе и с носителями иностранного языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения.

-  порождать элементарные связные высказывания о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение;

-  приветствовать собеседника, используя языковые средства, адекватные возрасту собеседника и целям общения;

-   прощаться после разговора, используя при этом разные речевые клише;

-   описывать человека, животное, предмет, картину;

-   рассказывать о ком-то, о происшедшем событии.

Ученик 3-го класса получит возможность научиться:

-      представляться самому, назвав имя, возраст, место и дату рождения, основное занятие;

-   просить о помощи или предложить свою помощь;

-  запрашивать необходимую информацию о ком-либо или о чем-либо;

-      приглашать к совместной деятельности (например, к игре), используя при этом адекватные средства;

-обменяться мнениями о прочитанном или увиденном, аргументируя свою точку зрения.

 

Аудирование 

Ученик 3-го класса научится: 

-   понимать и реагировать на устное высказывание партнеров по общению в пределах сфер, тематики и ситуаций общения, обозначенных программой;

-     понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;

-   понимать общее содержание учебных и аутентичных текстов (рассказы, стихи, считалки) и реагировать вербально и, преимущественно, невербально на их содержание;

-   полностью и точно понимать короткие сообщения, в основном монологического характера, построенные на знакомом учащимся языковом материале.

Ученик 3-го класса получит возможность научиться:

-   догадываться о значении некоторых слов по контексту;

-     догадываться о значении слов по словообразовательным элементам или по сходству звучания со словами родного языка;

-   «обходить» незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста;

-    переспрашивать с целью уточнения содержания с помощью соответствующих клише типа: «Excuse me?» и т.д.

Чтение 

Ученик 3-го класса научится: 

-     выразительно читать вслух;

-   читать про себя с целью:

а) понимания основного содержания учебных, а также несложных аутентичных текстов;

б)   поиска необходимой (интересующей) информации (приемы поискового чтения).

Ученик 3-го класса получит возможность научиться:

-   читать про себя с целью полного и точного понимания содержания учебных

и адаптированных аутентичных текстов, построенных на знакомом учащимся языковом материале или содержащих незнакомые слова, о значении которых можно догадаться;

-   читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию.

Письмо 

Ученик 3-го класса научится: 

-   писать короткое поздравление (с днем рождения, Новым годом, Рождеством) с опорой на образец, выражать пожелание;

-   составлять и записывать план прочитанного;

-   составлять и записывать рассказ на определенную тему;

-   списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;

-   самостоятельно и графически правильно выполнять письменные лексические и грамматические упражнения, используя в случае необходимости словарь;

-   составлять подписи к картинкам.

Ученик 3-го класса получит возможность научиться: 

-   письменно отвечать на вопросы по прочитанному тексту (с опорой на текст);

-   составлять план устного сообщения в виде ключевых слов, делать выписки их текста;

-     писать краткое письмо или поздравление зарубежному сверстнику по образцу на доступном уровне и в пределах изученной тематики, используя словарь в случае необходимости.

Языковые средства и навыки оперирования ими

Графика, каллиграфия, орфография

Ученик 3-го класса научится: 

-      воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);

-   пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нем;

-   отличать буквы от знаков транскрипции.

-   применять основные правила чтения и орфографии (умение их применять при чтении и письме).

Ученик 3-го класса получит возможность научиться: 

-   группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;

-  уточнять написание слова по словарю

Фонетическая сторона речи

Ученик 3-го класса научится: 

-   произносить все звуки английского алфавита;

-   различать на слух звуки английского и русского алфавита;

Ученик 3-го класса получит возможность научиться:

-   соблюдать интонацию перечисления;

-   читать изучаемые слова по транскрипции;

-   грамотно в интонационном отношении оформлять различные типы предложений.

-   адекватное произносить и различать на слух звуки изучаемого иностранного языка, в том числе долгих и кратких гласных, гласных с твердым приступом, звонких и глухих согласных;

-    различать оглушение/неоглушение согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными; словесное и фразовое ударение, членение предложений на смысловые группы; ритмико-интонационные особенности основных коммуникативных типов предложений (утверждения, вопроса, побуждения).

Лексическая сторона речи

Ученик 3-го класса научится: 

-    узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики;

-    употреблять в процессе общения активную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;

Ученик 3-го класса получит возможность научиться: 

-  узнавать простые словообразовательные элементы;

-   опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).

-узнавать лексические единицы, простейшие устойчивые словосочетания, оценочную лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка (употребление и распознавание в речи).

-  узнавать о способах словообразования (словосложение и аффиксация), о заимствованиях из других языков (интернациональные слова).

Грамматическая сторона речи

Ученик 3-го класса научится: 

-      употреблять речевые образцы с глаголами to have, to be, модальными и смысловыми глаголами в настоящем времени;

-  употреблять правильный порядок слов в предложении;

-  употреблять единственное и множественное число;

Ученик 3-го класса получит возможность научиться: 

-     распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы).

 

Предметные результаты по разделам учебника

Вводный раздел. С возвращением! (повторение) - 2 ч

Обучающийся научится:

- Приветствовать друг друга и учителя, знакомиться с новыми одноклассниками.

- спрашивать и называть номер телефона, рассказывать о своих каникулах.

Обучающийся получит возможность научиться:

                    соблюдать интонацию перечисления;

                    читать изучаемые слова по транскрипции.

 

Раздел 1. Школьные дни - 8 ч

Обучающийся научится:

- называть школьные принадлежности

- называть числа от 11 до 20, читать букву «е» в закрытом и открытом слогах.

- называть школьные предметы, вести беседу о любимых школьных предметах, употреблять краткие формы глагола to be.

- называть школьные предметы, вести беседу о любимых школьных предметах, употреблять краткие формы глагола to be.

- Употреблять глаголы в повелительном наклонении, называть геометрические фигуры.

- составлять  рассказ о школе на элементарном уровне. Распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы и грамматические явления.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- Овладевать навыками чтения текста вслух и про себя, развивать языковую догадку.

 

Раздел  2. Семья - 8 ч

Обучающийся научится:

-Называть членов семьи

- Употреблять притяжательные местоимения, я читать букву а в открытом и закрытом слогах.

- задавать вопросы о предметах в единственном и множественном числе и отвечать на них.

- Употреблять существительные во множественном числе.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

          - воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора.

 

Раздел 3. Всё, что я люблю! - 8 ч

Обучающийся научится:

- работать с новыми словами и повторение ранее изученной лексики, диалог-расспрос о любимой еде, прослушивание и чтение текста диалога.

- употреблять глагол like в утвердительной, вопросительной и отрицательной форме в простом настоящем времени, знакомство с правилами чтения букв.

- употреблять слова some и any, составлять списока покупок (продуктов).

- составление высказывания по образцу, прослушивание и воспроизведение текста песни.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- Определять значения новых слов с помощью картинок, контекста и словаря в учебнике

- воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию

 

Раздел  4. Давайте поиграем! -8 ч

Обучающийся научится:

- называть игрушки, спрашивать и говорить, чьи они.

- употреблять неопределенный артикль a/an, местоимения this, that и читать букву о в открытом и закрытом слогах.

- называть и описывать предметы в комнате, употреблять указательные местоимения.

- задавать вопросы об окружающих предметах и отвечать на вопросы.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- правильно сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения).

 

Раздел  5. Пушистые друзья - 8 ч

Обучающийся научится:

- называть и описывать части тела, описывать животных (внешний вид).

- Употреблять структуру have got в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах, познакомится с существительными, образующими форму множественного числа не по правилам

- Спрашивать и говорить о том, что умеют и не умеют делать животные.

- называть числа от 20 до 50, уметь задавать вопросы о возрасте и отвечать на них.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале;

- догадываться о значении незнакомых слов по контексту.

 

Раздел 6. Дом, милый дом! - 8 ч

Обучающийся научится:

- Спрашивать и говорить о том, кто в какой комнате находится.

- употреблять предлоги места, читать букву и в открытом и закрытых слогах.

- Познакомиться с образованием множественного числа существительных, заканчивающихся на –ss, -x, -sh, -y, -f, научиться употреблять утвердительную форму структуры there is / there are.

- употреблять вопросительную форму  структуры there is / there are и давать краткий ответ.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

 

Раздел 7.  Выходной! - 8 ч

Обучающийся научится:

- говорить о том, чем можно заниматься в свободное время.

- спрашивать и говорить о том, что происходит / не происходит в данный момент.

- Рассказывать о том, что делают люди в данный момент.

- подбирать рифму к словам.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.

- группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения

 

Раздел 8. День за днём -10 ч

Обучающийся научится:

- называть дни недели. Рассказывать о распорядке дня.

- рассказывать о распорядке дня другого человека, читать букву с в различных положениях и буквосочетаниях.

- называть различное время суток и говорить, который час, спрашивать и рассказывать о том, что мы делаем в разное время суток.

- употреблять  изученную лексику и структуры.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать коммуникативные типы предложений по интонации;

- распознавать связующее r в речи и уметь его использовать

Резерв – 2 часа

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Вводный раздел. С возвращением! (повторение) - 2 ч

Приветствие  одноклассников и учителя. Какого цвета предметы.  Рассказ  о своих каникулах. Как назвать номер телефона.

 

Раздел 1. Школьные дни - 8 ч

Школьные принадлежности. Счёт от 11 до 20? Буква е в открытом и закрытом слогах.

Школьные предметы.  Употребление кратких форм  глагола to be. Выполнение различных команды. Геометрические фигуры. Школы в Великобритании  и в России.

Контрольная работа

Проектная работа «Моя школа»

 

Раздел  2. Семья - 8 ч

Рассказ  о своей семье. Притяжательные местоимения. Чтение а в открытом и закрытом слогах. Рассказ  о членах семьи. Вопросы о предметах в ед .ч и мн.ч  и ответы на них.

Предметы во мн.ч. Знакомство с одним из периодов творчества Пикассо.

Семейное древо.

Проверочная работа

Проектная работа «Семейное древо»

 

Раздел 3. Всё, что я люблю! - 8 ч

Расспрос и рассказ  о любимых продуктах. Употребление глагола «нравится» в утвердительной,  вопросительной и отрицательной форме настоящего времени. Чтение  буквы I  в открытом и закрытом слогах. Вежливое общение за столом. Правильное употребление слова «Несколько». Традиционная еда в Англии и России.

Контрольная работа

Проектная работа «Эмблема фестиваля мороженого»

 

Раздел  4. Давайте поиграем! -8 ч

Игрушки. Неопределенный артикль a\an .Местоимения this\that.  Буква о в открытом и закрытом слогах. Предметы в моей комнате. Местоимения these\those? Новый год в России.

Проверочная работа

Проектная работа «Письмо деду Морозу»

 

Раздел  5. Пушистые друзья - 8 ч

Части тела животные. Исключения в образовании множественного числа имен существительных. Буква у в открытом и закрытом слогах. Что умеют и не умеют делать животные. Счет от 20до 50. 

Контрольная работа

Проектная работа «Мои любимые животные»

 

Раздел 6. Дом, милый дом! - 8 ч

Комнаты   в доме. Предлоги места Буква и в открытом и закрытом слогах?

Образование множественного числа имен существительных, оканчивающихся на ss\x\f\sh\y\ Структура There are\there is.  Фамильные гиральдические знаки?

Проверочная работа

Проектная работа «Дом –музей выбранного героя»

 

Раздел 7.  Выходной! - 8 ч

Действие, происходящее в данных момент. Буквосочетание ing. Рифма к словам. Соревнования в США. Свободное время детей в России.

Проверочная работа

Проектная работа «Моё свободное время»

 

Раздел 8. День за днём -10 ч

Распорядок дня.  Дни недели. Буква  с в различных положениях и буквосочетаниях.

Время суток. Как спросить и ответить, который час. День матери в Великобритании.

Контрольная работа

Проектная работа «Любимый герой мультфильма»

Резерв – 2 часа

 

Тематическое планирование

№п/п

Название раздела

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Вводный раздел. С возвращением! (повторение)

 

2 ч

Составляют диалоги и используют речевые  клише. Прослушивают и поют песню о цветах (colours). Играют в игру с цветами на чтение.

Читают тексты и выбирают соответствующее слово. Показывают свои фотографии летнего отдыха и описывают их. Играют в подвижную игру и игру с лексикой 2 класса. Составляют диалоги на повторение алфавита и числительных.

2

Раздел 1. Школьные дни

 

8 ч

Знакомятся с новой лексикой. Составляют диалоги. Слушают и читают сюжетный диалог.

Знакомятся с числительными от 11 до 20, решают примеры. Учатся читать букву “E”  в открытом и закрытом слоге. Учатся отличать буквы от транскрипционных значков.

Ведут диалог-расспрос о любимых предметах. Выполняют упражнения на совершенствование грамматических навыков. Читают электронное письмо и отвечают на вопросы. Обсуждают написание собственного письма по образцу. 

Тренируются в употреблении глаголов в повелительном наклонении. Учатся называть геометрические фигуры. Слушают и читают комиксы.

Читают и обсуждают тексты о школах в Великобритании и России.

3

Раздел  2. Семья

 

8 ч

Знакомятся с новой лексикой. Рассказывают о семье от имени Лулу. Слушают и читают сюжетный диалог.

Систематизируют знания о притяжательных местоимениях. Учатся читать букву “А”  в открытом и закрытом слоге. Учатся отличать буквы от транскрипционных значков.

Ведут диалог-расспрос о членах семьи. Систематизируют знания о единственном и множественном числе существительных, образованных по правилу. Обсуждают, как написать о своей семье по образцу. 

Совершенствуют навыки и употребления существительных в единственном и множественном числе. Формируют понятие о межпредметных связях и выбирают названия для картин.

Читают и обсуждают тексты о семье в Великобритании и о семейном дереве России.

4

Раздел 3. Всё, что я люблю!

 

8 ч

Знакомятся с новой лексикой.

Систематизируют знания о простом настоящем времени и знакомятся с употреблением этого времени в 3-ем лице единственного числа. Составляют диалоги с опорой на картинки. Учатся читать букву “I”  в открытом и закрытом слоге. Учатся отличать буквы от транскрипционных значков. Говорят о еде.

Учатся вести этикетный  диалог «за столом». Учатся употреблять неопределённые местоимения some и any. Обсуждают написание собственной записки маме по образцу.  Составляют диалоги о том, что есть в их коробке для завтрака

Учатся говорить о том, что любят есть родители. Знакомятся с традицией празднования Дня матери в Великобритании.

Читают и обсуждают тексты о традиционной еде  в Великобритании и о мороженном в России. Делают презентации своих проектных работ о семейном дереве.

5

Раздел  4. Давайте поиграем!

 

8 ч

Знакомятся с новой лексикой. Знакомятся с правилом употребления неопределённого артикля и с указательными местоимениями в единственном числе. Учатся читать букву “O”  в открытом и закрытом слоге. Учатся отличать буквы от транскрипционных значков.

Ведут диалог-расспрос о предметах в комнате. Знакомятся с правилом с указательными местоимениями во множественном числе.

Тренируются в употреблении указательных местоимений в единственном и множественном числе.

Читают и обсуждают тексты о популярном супермаркете  в Великобритании и  о Новом годе в России. Делают презентации своих проектных работ – эмблемы фестиваля мороженого.

6

Раздел  5. Пушистые друзья

 

8 ч

Знакомятся с новой лексикой. Описывают вымышленное животное.

Систематизируют знания об употреблении глагола have got. Знакомятся с существительными во множественном числе, образованными не по правилу. Учатся читать букву “Y”  в открытом и закрытом слоге. Учатся отличать буквы от транскрипционных значков.

Знакомятся с числительными от 20 до 50. Поют песню. Учатся различать животных по видам.

Читают и обсуждают тексты о животном мире (страусе эму) в Австралии и о театре зверей в Москве. Делают презентации своих проектных работ – писем к Деду Морозу.

 

7

Раздел 6. Дом, милый дом!

 

8 ч

Знакомятся с предлогами места. Учатся читать букву “U”  в открытом и закрытом слоге. Учатся отличать буквы от транскрипционных значков.

Ведут диалог-расспрос о местонахождении предметов в комнатах. Знакомятся с существительными во множественном числе, образованными не по правилу и со структурой there is/there are. Читают описание комнат в доме. Обсуждают описание своей квартиры/дома по образцу. 

Совершенствуют навыки употребления структуры there is/there are .

Читают и обсуждают тексты о домах в Великобритании и домах-музеях в России. Делают презентации своих проектных работ о животных.

 

8

Раздел 7.  Выходной!

 

8 ч

Употребляют настоящее продолженное время в различных упражнениях . Учатся читать буквосочетание “ng”  . Учатся отличать буквы от транскрипционных значков.

Читают о выходном дне и отвечают на вопросы. Обсуждают, как написать о своем выходном дне по образцу. 

Совершенствуют навыки употребления настоящего продолженного времени.

Читают и обсуждают тексты о детских спортивных состязаниях в США и о внеурочных занятиях в России. Делают презентации своих проектных работ о домах музеях.

 

9

Раздел 8. День за днём

 

10 ч

. Совершенствуют навыки употребления настоящего простого времени в 3-ем лице единственного числа. Учатся читать букву “С”  в буквосочетаниях “ck”, “ch” и перед гласными. Учатся отличать буквы от транскрипционных значков.

Ведут диалог-расспрос о том, что делают в разное время дня. Выполняют упражнения на совершенствование грамматических навыков употребления настоящего простого времени. Знакомятся с предлогами времени. Обсуждают свой собственный любимый день по образцу. 

Учатся определять время в разных городах мира..

Читают и обсуждают тексты о популярных героях мультфильмов  в США и России. Делают презентации своих проектных работ о свободном времени.