Министерство образования и науки РФ
Селенгинское районное управление образованием
МБОУ СОШ №4 г. Гусиноозерска имени Героя социалистического труда Г.Д. Тучинова
Утверждаю
Директор школы
Жигжитова Т.Г._______
« 31 » августа 2019
Рабочая программа
Предмет: английский язык
Класс: 7А, 7Б
Учебник: Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В.
Количество часов в неделю: 3 часа, всего: 102
Составитель: Цыденова Сэсэг Владимировна
учитель английского языка
Рабочая программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей английского языка
Протокол №____ от «27» августа 2019г.
__________________ Цыденова Д.Д..
Подпись руководителя МО
Рабочая программа согласована с методическим советом школы
Протокол №___ от «28» августа 2019 г.
__________________ Гергенова А.А.
Подпись руководителя МО
г. Гусиноозерск
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Английский язык» для 7 класса составлена на основе:
1. Закона «Об образовании» РФ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта по английскому языку. – М.: Просвещение, 2013 г.;
3. Авторской программы учебно-методического комплекса «Английский в фокусе», авторы: О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс, «Просвещение» 2012г.;
4. Основной образовательной программы МБОУ СОШ №4 г. Гусиноозерска имени Героя социалистического труда Г.Д. Тучинова;
Настоящая рабочая программа разработана применительно к авторской учебной программе «Spotlight» для 2-11 классов общеобразовательных учреждений Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс и предназначена для использования на уроках в 7х классах.
Цели и задачи курса
В процессе изучения английского языка согласно примерным программам реализуются следующие цели:
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно‐познавательной):
- развитие речевой компетенции ‐ совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- развитие языковой компетенции ‐ систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- развитие социокультурной компетенции ‐ приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы в 5‐7 классах; формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
- обеспечить развитие личности ребёнка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения,
-создать условия для коммуникативно-психологической адаптации школьников к изучаемому языку и преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
-формировать лингвистические представления, развивать речевые, интеллектуальные познавательные способности школьников, а также общеучебные умения;
-воспитывать дружелюбное отношение к представителям других стран.
Задачи:
1) изучить новую лексику по темам: семья, внешность, досуг и увлечения, родная страна и страна изучаемого языка, здоровье и гигиена;
2)изучить грамматическое время Past continuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous, модальные глаголы;
3)совершенствовать навыки составления письменного сообщения по темам;
4)совершенствовать навыки составления устного сообщения по темам;
5)совершенствовать техники чтения учащихся.
Уровень усвоения: репродуктивно-продуктивный, творческий.
Общая характеристика учебного предмета
Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык как учебный предмет характеризуется :
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению английскому языку. В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Личностно-ориентированный подход предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Описание места предмета в учебном плане
Согласно действующему в школе учебному плану, рабочая программа в седьмых классах предполагает обучение английскому языку в объеме 3 часов , всего 102 часа, продолжительностью изучения 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МБОУ СОШ №4 г. Гусиноозерска имени героя социалистического труда Г.Д. Тучинова , темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой используемых учебных средств.
В соответствии с этим реализуется авторская учебная программа ««Spotlight»» для 2-11 классов общеобразовательных учреждений Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по английскому языку, реализуется программа базисного уровня в 7х классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.
В программе предусмотрена реализация авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Планируемые результаты изучаемого предмета
В результате изучения английского языка ученик 7 класса должен уметь/знать:
– основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
– особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений;
– признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
– основные нормы речевого этикета (реплики‐клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в стране изучаемого языка;
– роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры англоговорящих стран (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и англоговорящих стран;
в области говорения:
– начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения,
соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико‐грамматический материал;
– рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка; – делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
– использовать перефраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
в области аудирования:
– понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле‐ и радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;
– понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
– использовать переспрос, просьбу повторить;
в области чтения:
– ориентироваться в тексте на английском языке; прогнозировать его содержание по заголовку;
– читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
– читать несложные аутентичные тексты
разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
– читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
в области письма:
– заполнять анкеты и формуляры;
– писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Портрет учащегося:
Ученик 7 класса будет способен к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке), будет развивать самостоятельность, инициативность и ответственность личности как условия ее самоактуализации, а также самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе. Ученик сможет выражать свою позицию и поддерживать беседу на пройденные темы. Будет иметь представление о традициях и культуре народа страны изучаемого языка.
№ |
Содержание материала |
Количество часов |
1 |
Образ жизни Жизнь в городе и загородом. Семь раз отмерь, один раз отрежь.На досуге. Главные достопримечательности Британских островов. Покупка билета в метро. Мехико.
|
10 |
2
|
Время рассказов Книголюбы. Читаем классику. Он исчез! Дар рассказчика. Кантервилльское привидение по О.Уайльду
|
9 |
3
|
Внешность и характер Найди себя! Кто есть кто? Вопреки всему. На страже Тауэра. Дети во времена королевы Виктории. |
9 |
4 |
Об этом говорят и пишут Заметки в газету. А вы слышали о …? Действуй! Журналы для подростков в Великобритании. Включайся и настраивайся! |
9 |
5 |
Что ждет нас в будущем Взгляд в будущее. Помешанные на электронике. Каково ваше мнение? Поколение высоких технологий! Симуляторы реальности. |
9 |
6 |
Развлечения Здесь начинается удовольствие. Лагеря отдыха для подростков. Замечательное время! Парки развлечений: Леголэнд, Калифорния. Бронирование места в летнем лагере. Правила поведения в бассейне. |
9 |
7 |
В центре внимания Дорога славы. DVD-мания! На вершине рейтингов популярности. Национальный вид спорта в Англии. Приобретение билетов в кино. Эта музыка вам знакома? |
9 |
8 |
Проблемы экологии Спасем нашу планету! Помощники природы. Рожденные свободными. Мир природы в Шотландии. Денежные пожертвования. Пищевая цепь. |
9 |
9 |
Время покупок. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты. Чем могу помочь? Подарки всем! Давай поговорим о еде! Выражение благодарности восхищения. Выбор за вами. |
9 |
10 |
В здоровом теле – здоровый дух Жизнь без стрессов. Невезучий. Врача! Королевская воздушная медицинская служба Австралии. У школьного врача. Д. Дефо. Робинзон Крузо. |
10 |
11 |
Повторение
|
10 |
ИТОГО |
102 часа |
102 |
Содержание учебного предмета
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ 7 класс
№ урока |
№ урока в теме |
Тема урока |
Сроки прохождения |
|
|
Модуль 1 «Образ жизни» (10 ч.) |
I ЧЕТВЕРТЬ – 27 часов |
1 |
1 |
Введение и первичное закрепление лексики по теме «Жизнь в городе и загородом» |
Сентябрь
Октябрь |
2 |
2 |
Отработка лексики по теме «правила безопасности». Настоящее простое и длительное время |
|
3 |
3 |
Развитие навыков чтения и аудирования «На досуге» |
|
4 |
4 |
Развитие навыков чтения «Главные достопримечательности Британских островов». Словообразование – наречий от прилагательных |
|
5 |
5 |
Развитие навыков чтения, монологической речи «Подростки» |
|
6 |
6 |
Развитие навыков диалогической речи «Покупка балета в метро» |
|
7 |
7 |
Развитие навыков чтения и аудирования «Мехико» |
|
8 |
8 |
Развитие навыков письменной речи. Повторение. Обобщение. |
|
9 |
9 |
Лексико-грамматические упражнения |
|
10 |
10 |
Проверочная работа №1 |
|
|
|
Модуль 2 «Время рассказов» (9 ч.) |
|
11 |
1 |
Введение и первичное закрепление лексики по теме «Книги». Прошедшее простое время. |
|
12 |
2 |
Лексико-грамматические упражнения по теме «Читаем классику». Союзы в придаточных предложениях времени |
|
13 |
3 |
Развитие навыков чтения и аудирования «Он пропал» |
|
14 |
4 |
Развитие навыков чтения «Дар рассказчика» |
|
15 |
5 |
Развитие навыков чтения и аудирования «А.П.Чехов» |
|
16 |
6 |
Развитие навыков чтения, диалогической речи «Рассказ о событиях в прошлом» |
|
17 |
7 |
Развитие навыков чтения «Кантервильское привидение по О.Уайльду» |
|
18 |
8 |
Повторение. Обобщение материала. Развитие навыков письменной речи. |
|
19 |
9 |
Проверочная работа №2 |
|
|
|
Модуль 3 «Внешность и характер» (9 ч.) |
|
20 |
1 |
Введение и первичное закрепление лексики по теме «Черты характера». Относительные местоимения и наречия. |
|
21 |
2 |
Лексико-грамматические упражнения по теме «Внешность». Причастия настоящего и прошедшего времени. Порядок имен прилаг в функции определения |
|
22 |
3 |
Развитие навыков чтения «Вопреки всему» |
|
23 |
4 |
Развитие навыков чтения и аудирования «На страже лондонского Тауэра» |
|
24 |
5 |
Развитие навыков чтения «После уроков» |
|
25 |
6 |
Развитие навыков чтения и диалогической речи «Разговор об увлечениях, работе» |
|
26 |
7 |
Развитие навыков чтения «Дети во времена королевы Виктории» |
|
27 |
8 |
Проверочная работа №3 |
|
II ЧЕТВЕРТЬ – 21 ч |
|||
28 |
9 |
Модуль 4 «Об этом говорят и пишут» (9 ч.) |
Ноябрь |
29 |
1 |
Введение и первичное закрепление лексики по теме «Заметки в газету». Прошедшее длительное время. Соотнесение языковых явлений с родным языком при изучении грамматики. |
|
30 |
2 |
Развитие навыков чтения «А вы слышали о…?». прошедшее простое и длительное время. |
|
31 |
3 |
Развитие навыков чтения и аудирования «Действуй!» |
|
32 |
4 |
Развитие навыков чтения и аудирования «Журналы для подростков в Великобритании» |
|
33 |
5 |
Развитие навыков монологической и диалогической речи «Школьный журнал» |
|
34 |
6 |
Развитие навыков диалогической речи «Что посмотреть». Словообразование – прилагательные от глаголов с суффиксами. |
|
35 |
7 |
Развитие навыков письма «Радио т ТВ программы» |
|
36 |
8 |
Повторение. Обобщение материала. |
|
37 |
9 |
Проверочная работа №4 |
|
|
|
Модуль 5 «Что ждёт нас в будущем» (9 ч.) |
|
38 |
1 |
Введение и первичное закрепление лексики по теме «Взглад в будущее». Будущее простое время. |
|
39 |
2 |
Развитие навыков чтения и монологической и диалогической речи «Помешенные на электронике». Формы для выражения будущего времени. |
|
40 |
3 |
Развитие навыков чтения и аудирования «Каково ваше мнение». Лексические упражнения |
|
41 |
4 |
Развитие навыков чтения «Поколение высоких технологий» |
|
42 |
5 |
Развитие навыков чтения «Музей космоса» |
|
43 |
6 |
Развитие навыков диалогической речи «Инструкции» |
|
44 |
7 |
Развитие навыков чтения «Симуляторы реальности» |
Декабрь
Январь |
45 |
8 |
Повторение. Обобщение материала. Развитие навыков письменной речи |
|
46 |
9 |
Проверочная работа №5 |
|
|
|
Модуль 6 «Развлечения» (9 ч.) |
|
47 |
1 |
Введение и первичное закрепление лексики по теме «Развлечения». Настоящее совершенное время. |
|
48 |
2 |
Развитие навыков чтения «Лагерь отдыха для подростков». Настоящее совершенное время. |
|
III четверть – 30 часов |
|||
49 |
3 |
Развитие навыков чтения «Замечат6ельное время» |
|
50 |
4 |
Развитие навыков чтения и аудирования «Парки развлечений: Лэголэнд, Калифорния». Словообразование – прилаг с отрицательным значением с приставками. |
|
51 |
5 |
Развитие навыков чтения и аудирования «В компьютерном лагере» |
|
52 |
6 |
Развитие навыков диалогической речи «Бронирование места в летнем лагере» |
|
53 |
7 |
Развитие навыков чтения «Правила поведения в бассейне» |
|
54 |
8 |
Повторение. Обобщение материала. Развитие навыков письменной речи. |
|
55 |
9 |
Проверочная работа №6 |
|
|
|
Модуль 7 «В центре внимания» (9 ч.) |
|
56 |
1 |
Введение и первичное закрепление лексики по теме «Дорога славы». Степени сравнения прилагательных и наречий. |
|
57 |
2 |
Развитие навыков чтения и аудирования «DVD-мания». Настоящее простое и прошедшее время. |
|
58 |
3 |
Развитие навыков чтения «На вершине рейтингов популярности». Прилагательные синонимы и антонимы. |
|
59 |
4 |
Развитие навыков чтения и аудирования «Национальный вид спорта в Англии» |
Февраль |
60 |
5 |
Развитие навыков диалогической речи «ТВ в России» |
|
61 |
6 |
Развитие навыков монологической и диалогической речи «Приобретение билетов в кино» |
|
62 |
7 |
Развитие навыков чтения «Эта музыка вам знакома?» |
|
63 |
8 |
Повторение. Обобщение материала. Развитие навыков письменной речи. |
|
64 |
9 |
Проверочная работа №7 |
|
|
|
Модуль 8 «Проблемы экологии» (9 ч.) |
|
65 |
1 |
Введение и первичное закрепление лексики по теме «Экология». Настоящее совершенно-длительное время. |
|
66 |
2 |
Развитие навыков чтения «Помощники природы». Разделительные вопросы. |
|
67 |
3 |
Развитие навыков чтения и монологической речи «Рожденные свободными» |
|
68 |
4 |
Развитие навыков чтения «Мир природы в Шотландии» |
|
69 |
5 |
Развитие навыков монологической и диалогической речи «В экологическом лагере» |
|
70 |
6 |
Развитие навыков чтения «Денежные пожертвования». Словообразование – глаголы от прилагательных |
|
71 |
7 |
Развитие навыков чтения и письменной речи «Пищевая цепь» |
|
72 |
8 |
Повторение. Обобщение материала. |
Март
Апрель |
73 |
9 |
Проверочная работа №8 |
|
|
|
Модуль 9 «Время покупок» (9 ч.) |
|
74 |
1 |
Введение и первичное закрепление лексики по теме «Еда» |
|
75 |
2 |
Развитие навыков диалогической речи «Чем могу помочь?». Выражение значения количества. |
|
76 |
3 |
Развитие навыков чтения и монологической речи «Подарки» |
|
77 |
4 |
Развитие навыков чтения и аудирования, диалогической речи «Давай поговорим о еде!» |
|
78 |
5 |
Развитие навыков чтения «Прощальная вечеринка»
|
|
IV четверть – 24 часа |
|||
79 |
6 |
Развитие навыков диалогической речи «Выражение благодарности и восхищения» |
|
80 |
7 |
Развитие навыков чтения, письменной речи «Выбор» |
|
81 |
8 |
Повторение. Обобщение материала.
|
|
82 |
9 |
Проверочная работа №9 |
|
|
|
Модуль 10 «В здоров теле – здоровый дух» (10 ч.) |
Апрель
Май |
83 |
1 |
Введение и первичное закрепление лексики по теме «Жизнь без стрессов». Модальный глагол «следует» |
|
84 |
2 |
Лексико-грамматические упражнения – возвратные местоимения |
|
85 |
3 |
Развитие навыков чтения , аудирования, диалогической речи «Вызов врача» |
|
86 |
4 |
Развитие навыков чтения «Королевская воздушная медицинская служба Австралии». Словообразование – прилаг от глаголов |
|
87 |
5 |
Развитие навыков чтения и аудирования «Вопросы здоровья» |
|
88 |
6 |
Развитие навыков диалогической речи «У школьного врача» |
|
89 |
7 |
Развитие навыков чтения «Д.Дефо. Робинзон Крузо» |
|
90 |
8 |
Повторение. Обобщение материала. |
|
91 |
9 |
Проверочная работа №10 |
|
92 |
10 |
Повторение темы «Образ жизни» |
|
|
|
Повторение (10 ч.) |
|
93 |
1 |
Повторение темы «Время рассказов» |
|
94 |
2 |
Повторение темы «Внешность и характер» |
|
95 |
3 |
Повторение темы «Об этом говорят и пишут» |
|
96 |
4 |
Повторение темы «Что ждёт нас в будущем» |
|
97 |
5 |
Повторение темы «Развлечения» |
|
98 |
6 |
Повторение темы «В центре внимания» |
|
99 |
7 |
Повторение темы «Проблемы экологии» |
|
100 |
8 |
Повторение темы «Время покупок» |
|
101 |
9 |
Повторение темы «В здоровом теле – здоровый дух» |
|
102 |
10 |
Итоговый урок |
Список учебно-методической литературы
1. Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089);
2. Примерная программа основного общего образования по английскому языку. Английский язык. Содержание образования. – М.: Вентана – Граф, 2008;
3. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. УМК «Английский в фокусе» для 7 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2014.
4. Ваулина Ю.Е. Книга для чтения к учебнику «Spotlight-5» для 7 класса общеобразовательных школ/Ю.Е. Ваулина.- М: Просвещение, 2014.
5. Ваулина Ю.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Spotlight-5» для 7 класса общеобразовательных школ/Ю.Е. Ваулина.- М: Просвещение, 2014.
6. Ваулина Ю.Е. Сборник контрольных заданий к учебнику «Spotlight-7» для 5 класса общеобразовательных школ/Ю.Е. Ваулина.- М: Просвещение, 2014.
7. Интернет-страница курса ( www.spotlightonrussia.ru)
8. Цифровые образовательные ресурсы, CD и DVD диски к урокам.
Обеспеченность материально-техническими и информационно -
техническими ресурсами:
CD-проигрыватель;
Ноутбук с DVD проигрывателем;
Предметные интернет-ресурсы;
Цифровые образовательные ресурсы.
CD и DVD диски к урокам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.