РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметная область «Язык и речевая практика» по факультативному занятию «Занимательный русский язык» для 2 класса
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметная область «Язык и речевая практика» по факультативному занятию «Занимательный русский язык» для 2 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
2 кл
24.03.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по АООП с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)  предметная область «Язык и речевая практика»  по факультативному занятию  «Занимательный русский язык» для 2 класса
Кор Факультатив Занимательный русский язык 2 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  посёлка Первое Мая

Конаковского района Тверской области

                                                                    

СОГЛАСОВАНО:

Методический Совет

МБОУ СОШ п. Первое Мая

Протокол МС №1  от 29.08.2022 г.

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы

____________ Вьюнова Н.В.      

Приказ №38 от 29.08.2022 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по АООП с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

предметная область «Язык и речевая практика»

по факультативному занятию

«Занимательный русский язык»

для 2 класса

 

 

 

 

                                                                                                                                                         

Разработала

Ковригина Екатерина Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год.

Примерная рабочая программа факультативного занятия «Занимательный русский язык» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Программа факультатива «Занимательный русский язык» разработана для занятий с учащимися 2 класса. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории своего родного языка. Факультативный курс «Занимательный русский язык» является  частью предметной области «Язык и речевая практика».

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Занимательный русский язык», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу «Занимательный русский язык».

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Актуальность программы определена тем, что позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательный русский язык» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательный русский язык» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения курса «Занимательный русский язык» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий по программе используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель и задачи курса.                                           

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.                   

Задачи курса:

Обучающие:

·                     развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·                     приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·                     пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·                     развитие мотивации к изучению русского языка;

·                     развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·                     совершенствование общего языкового развития учащихся;

·                     углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·                     воспитание культуры обращения с книгой;

·                      формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·                     развивать  смекалку и сообразительность;

·                     приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·                     развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

·                     учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

  Планируемые результаты.

Личностные результаты:

·                     осознавать роль языка и речи в жизни людей;

·                     эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 

·                     понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

·                     обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·                     определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

·                     учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

·                     учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

·                     находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·                     делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·                     преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

·                     оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

·                     слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

·                     выразительно читать и пересказывать текст;

·                     договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

·                     учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 Формы проведения занятий

·                    лекции;

·                    практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

·                    анализ и просмотр текстов;

·                    самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

·                     игровая;

·                     теоретическая;

·                     практическая.

Описание места курса  в учебном плане

Занятия проводятся 1 раз в неделю  по 40 минут. Курс изучения  программы  рассчитана для учащихся 2-х классов

Результативность изучения программы

Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях, викторинах, тестовых работах,  соревнованиях,  создание проектов в рамках тематического планирования программы

Содержание программы

1. Наша речь – 5 часов.

Как возникла наша письменность?

Как обходились без письма?

Древние письмена.

«Я вам пишу…». Какие они – эти письма?

Родной язык! Он с детства мне знаком.

2. Звуки и буквы – 14 часов.

Меня зовут Фонема.

Для всех ли фонем есть буквы?

Тайны фонемы.

Такие разные согласные.

Опасные согласные.

На сцене гласные.

Когда ь пишется, а когда не пишется?

Ваши старые знакомые.

Правила о непроизносимых согласных.

Занимательная орфография.

Строительная работа морфем.

Поговорим о всех приставках сразу.

3. Слова, слова – 11 часов.

Где же хранятся слова?

Слова – родственники.

Кто командует корнями?

«Не лезьте за словом в карман!»

Занимательная морфология.

Из истории  происхождения русских фамилий и имён.

Словари- наши друзья и помощники.

Устаревшие слова.

Крылатые выражения в русской речи.

4. Культура речи – 4 часа.

Волшебные слова нашей речи.

Что такое культура речи?

В мире мудрых мыслей.

Язык - зеркало нашей души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока.

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Как возникла наша письменность?

1

06.09

 

2

Как обходились без письма?

1

13.09

 

3

Древние письмена.

1

20.09

 

4

«Я вам пишу…». Какие они – эти письма?

1

27.09

 

5

Родной язык! Он с детства мне знаком.

1

04.10

 

6

Меня зовут Фонема.

1

11.10

 

7

Для всех ли фонем есть буквы?

1

18.10

 

8

Тайны фонемы.

1

25.10

 

9

Такие разные согласные.

1

08.11

 

10

Такие разные согласные.

1

15.11

 

11

Опасные согласные.

1

22.11

 

12

На сцене гласные.

1

29.11

 

13

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

06.12

 

14

Ваши старые знакомые.

1

13.12

 

15

Правила о непроизносимых согласных.

1

20.12

 

16

Занимательная орфография.

1

27.12

 

17

Занимательная орфография.

1

10.01

 

18

Строительная работа морфем.

1

17.01

 

19

Поговорим о всех приставках сразу.

1

24.01

 

20

Где же хранятся слова?

1

31.01

 

21

Слова – родственники.

1

07.02

 

22

Кто командует корнями?

1

14.02

 

23

«Не лезьте за словом в карман!»

1

21.02

 

24

Занимательная морфология.

1

28.03

 

25

Из истории  происхождения русских фамилий и имен.

1

07.03

 

26

Словари – наши друзья и помощники.

1

14.03

 

27

Словари - наши друзья и помощники.

1

28.03

 

28

Устаревшие слова.

1

04.04

 

29

Крылатые выражения в русской речи.

1

11.04

 

30

Крылатые выражения в русской речи.

1

18.04

 

31

Волшебные слова нашей речи.

1

25.04

 

32

Что такое культура речи?

1

02.05

 

33

В мире мудрых мыслей.

1

16.05

 

34

Язык - зеркало нашей души.

1

23.05

 

 

Итого:

34 ч.

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа посёлка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа посёлка

Примерная рабочая программа факультативного занятия «Занимательный русский язык» разработана на основе: -

Примерная рабочая программа факультативного занятия «Занимательный русский язык» разработана на основе: -

Для успешного проведения занятий по программе используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды,…

Для успешного проведения занятий по программе используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды,…

Коммуникативные УУД: · оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); · слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами…

Коммуникативные УУД: · оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); · слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами…

Где же хранятся слова? Слова – родственники

Где же хранятся слова? Слова – родственники

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2023