Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Оценка 4.9
doc
14.12.2019
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
рабочая прогр астрономия10-11.doc

 

 

Пояснительная записка

 

 Пояснительная записка

к рабочей программе  среднего общего образования по  астрономии

 

 

 Рабочая программа разработана на основе ФЗ  «Об образовании  в РФ»   №273-ФЗ, Федерального компонента  государственного образовательного стандарта   среднего (полного) общего , методического пособия для 10–11 классов. Базовый уровень : учеб

пособия для учителей общеобразовательных организаций. — М. : Просвещение, 2017. —32 с. — (Сферы 1-11). — ISBN 978-5-09-053966-1

 учебника  В.М.Чаругин  «Астрономия 10-11 класыс» - М.:  «Просвещение», 2018г, основной образовательной программы    среднего общего образования МБОУ «Валуецккая СОШ»( утвержденной приказом МБОУ «Валуецккая СОШ» от _______ №___,  календарного учебного графика МБОУ «Валуецккая СОШ» на 2019-2020 учебный год

                                                                       Цели изучения астрономии

освоение знаний   об основных астрономических объектах, заполняющих Вселенную;  о видимом движении Солнца, Луны и планет; развитии представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законах Кеплера о движении планет;   о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с

их помощью; о методах и результатах наблюдений небесных тел; о нашей Галактике —Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью; о законе Хаббла.

овладение умениями  использовать подвижную карту звездного неба для определения координат звезд, для определения вида звездного неба в данное время, отыскивать созвездия, определять высоту светила; применять законы Кеплера и всемирного тяготения к решению задач; находить планеты на небе, отличая их от звезд; анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса–светимость»; использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира; использовать знания,полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;

применение знаний для объяснения астрономических явлений, принципов работы технических устройств, необходимых для наблюдения за небесными телами, решения физических и астрономических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности  информации физического и астрономического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по  астрономии;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения  астрономических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов  небесных тел, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к  астрономии как к элементу общечеловеческой культуры; в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений;

·                использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

            Астрономия занимает особое место в системе естественно-научных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. На протяжении тысячелетий астрономия шагала в ногу с философией и религией, информацией, почерпнутой из наблюдений звёздного неба, питала внутренний мир человека, его религиозные представления об окружающем мире. Во всех древних философских школах астрономия занимала ведущее место. Так как астрономия не затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека, то потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного и духовного развития человека, и поэтому, она была доступна пониманию узкого круга образованных людей.

Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии. Достаточно вспомнить механику, математический анализ, развитые Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения небесных тел. Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных частиц — во многом зиждутся на достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология. Чтобы правильно понять современное естествознание,

необходимо изучать астрономию, пронизывающую его и лежащую в его основах. Многие специалисты считают, что вообще преподавание естествознания надо построить на основе его астрономических корней. По-видимому, такой подход позволит не только повысить качество естественно-научного образования, но и решить проблему потери интереса учащихся к изучению естественных наук.

 

Место предмета в учебном плане

 

 В учебном плане  МБОУ «СОШ имени Н.А. Некрасова» отводится  17ч в 10 классе и 17 ч в 11 классе для   изучения астрономии на  ступени среднего общего образования, из расчета 0,5 учебных часа в неделю в 10 классе,  0,5 учебных часа в неделю в 11 классе. Программа рассчитана на 36 часов за два года обучения.  Но продолжительность учебного года в 10, 11 классах – 34 учебных недели, что отражено в тематическом планировании.

Основным учебным пособием для учащихся является учебник для общеобразовательных организаций:

Астрономия 10-11 класс (базовый уровень) -   Чаругин В.М.  — М.: Просвещение, 2018.

 В тематическом планировании учтено, что продолжительность учебного года в 10, 11 классах – 34 учебных недели.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса астрономии на этапе  среднего общего образования являются:

познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения  задач;

информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

 

 

Содержание учебного курса

(реферативное описание тем)

10 класс (17 ч; 0,5 ч в неделю)

 

Введение в астрономию (2 ч)

 Основные астрономические объекты, заполняющие Вселенную: планеты, Солнце, звёзды, звёздные скопления, галактики, скопления галактик; физические процессы, протекающие в них и в окружающем их пространстве.  характерные масштабы, характеризующие свойства  небесных тел, современные оптические, инфракрасные, радио-рентгеновские телескопы и обсерватории.

 Астрометрия (5 ч)

 Вид звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересные объекты в созвездиях и мифологии созвездий, развитие астрономии в античные времена.  Видимое движение Солнца, Луны и планет, затмения; получение представления об

одной из основных задач астрономии с древнейших времён —измерение времени и ведение календаря.

Небесная механика (4 ч)

Развитие представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы

Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.

Строение Солнечной системы (6 ч)

Строение Солнечной системы,   физическая природа Земли и Луны, явления приливов и прецессии; физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; особенности природы и движения астероидов,  представления о кометах, метеорах и метеоритах; о развитие взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.

 

 

 

 

11 класс (17 ч; 0,5 ч в неделю)

 

Астрофизика и звёздная астрономия (9 ч)

Разные типы оптических телескопов, радиотелескопов и методы наблюдений с их помощью; методы и результаты наблюдений Солнца, его основные характеристики; проявления солнечной активности и связанные с ней процессы на Земле и в биосфере;  внутреннее строение Солнца, основные характеристики звёзд, их взаимосвязи, внутреннее строение звёзд различных типов, природа белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр,   массы звёзд,  новые и сверхновые звёзды,  жизнь звёзды.

Млечный Путь – наша Галактика (2 ч)

Наша Галактика —Млечный Путь,   распределение газа и пыли в ней; рассеянные и шаровые скопления,  её спиральная

структура;  исследование её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью;  сверхмассивная чёрная дыра, расположенная в самом центре Галактики.

Галактики (2 ч)

Различные типы галактик,  определение расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах,   закон Хаббла;  вращение галактик и скрытой тёмной массы в них;   активные галактики и квазары,   физические процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скопления во Вселенной, горячий межгалактический газ, заполняющий скопления галактик.

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

 Конечность или бесконечность Вселенной,  парадоксы, связанные с этим;   общая теория относительности,

лежащая в основе построения космологических моделей Вселенной; расширяющаяся модель Вселенной,  радиус и возраст Вселенной;  высокая температура вещества в начальные периоды жизни Вселенной; природа реликтового излучения.

Современные проблемы астрономии (2 ч)

 Современные направления изучения Вселенной,  определение расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд; открытие ускоренного расширения Вселенной; роль тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; экзопланеты; высокоразвитые цивилизации в нашей Галактике;   методы поиска жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки   выпускников

 

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

                         Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.

                     Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.

                     Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и познее, закон всемирного тяготения.

                     На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.

                     Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет.

                     Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физиких, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.

                     Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.

                     Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.

                     Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.

                     Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.

                     Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.

                     Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.

                     Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.

                     Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.

                     Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.

                     Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.

                     Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.

 

_________________________________________

 

Перечень  учебно-методических средств обучения

 

Литература для учащихся:

 

 Астрономия 10-11 класс-учебник (базовый уровень) -   Чаругин В.М.  — М.: Просвещение, 2018.

 

 

Литература для учителя:

 

Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М. : Просвещение, 2017. —32 с. — (Сферы 1-11). — ISBN 978-5-09-053966-1

 

Оборудование:

  1. Подвижная карта звездного неба
  2. Макет небесной сферы
  3. Модель Луны

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по  астрономии. 10 класс

 

№ п/п

 

 

 

 

Наименование раздела, тема урока 

 Дата проведения (плановая/ фактическая)  

Количество часов

 

Вид учебного занятия

 

Содержание и  формы контроля знаний  

Введение в астрономию (2 ч)

 

1.1/1

 Структуры и масштабы Вселенной.

 

1

Урок-лекция

Что изучает астрономия; роль наблюдений в астрономии; значение астрономии; что такое Вселенная. Взаимоконтроль.

1.2/2

Далёкие глубины Вселенной

 

1

Урок-лекция

Структура и масштабы Вселенной. Взаимоконтроль.

Астрометрия (5 ч)

 

2.1/3

Звёздное небо

 

1

Урок-практикум

что такое созвездие;

названия некоторых созвездий, их конфигурация, альфа каждого из этих созвездий; основные точки, линии и круги на небесной сфере.

Индивидуальный контроль.

2.2/4

Небесные координаты

 

1

Урок-практикум

Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат. Самоконтроль.

2.3/5

Видимое движение планет и Солнца

 

1

Урок-практикум

Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике. Взаимоконтроль.

2.4/6

Движение Луны и затмения

 

1

Урок-практикум

Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений. Взаимоконтроль.

2.5/7

Время и календарь

 

1

Урок-практикум

Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь. Взаимоконтроль.

Небесная механика (4 ч)

 

3.1/8

Система мира

 

1

Урок-лекция

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд. Взаимоконтроль.

3.2/9

Законы   движения планет

 

1

Урок-практикум

Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел. Взаимоконтроль.

3.3/10

Космические скорости. Межпланетные перелёты

 

1

Урок-лекция

Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете. Индивидуальный контроль.

3.4/11

Решение задач с использованием Законов Кеплера

 

1

Урок-практикум

Решение задач с использованием Законов Кеплера. Индивидуальный контроль.

Строение Солнечной системы (6 ч)

 

4.1/12

Современные представления о  Солнечной системе

 

1

Урок-лекция

Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта. Взаимоконтроль.

 

4.2/13

Планета Земля

 

1

Урок-лекция

Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли.

4.3/14

Луна и её влияние на Землю

 

1

Урок-лекция

Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия. Индивидуальный контроль.

4.4/15

Планеты земной группы

 

1

Урок-лекция

Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами. Индивидуальный контроль.

4.5/16

Планеты-гиганты. Планеты- карлики

 

1

Урок-лекция

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера По; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики. Самоконтроль.

4.6/17

Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы.

 

1

Урок-лекция

Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов. Взаимоконтроль.

 

 

Календарно-тематическое планирование по  астрономии. 11 класс

 

№ п/п

 

 

 

 

Наименование раздела, тема урока 

 Дата проведения (плановая/ фактическая)  

Количество часов

 

Вид учебного занятия

 

Содержание и  формы контроля знаний  

Астрофизика и звёздная астрономия (9 ч)

 

5.1/1

Методы астрофизических исследований

 

1

Урок-лекция

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

5.2/2

Солнце

 

1

Урок-лекция

Солнечно-земные связи.

5.3/3

Внутреннее строение и источник энергии Солнца

 

1

Урок-лекция

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце.

5.4/4

Основные характеристики звезд

 

1

Урок-лекция

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс.

5.5/5

Внутреннее строение звезд

 

1

Урок-лекция

Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов.

5.6/6

Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары и черные дыры

 

1

Урок-лекция

Переменные и вспыхивающие звезды. Белые карлики.

5.7/7

Двойные, кратные и переменные звезды

 

1

Урок-лекция

Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной.

5.8/8

Новые и сверхновые звезды

 

1

Урок-лекция

Новые и сверхновые звезды

5.9/9

Эволюция звезд

 

1

Урок-лекция

Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Млечный Путь – наша Галактика (2 ч)

6.1/10

Газ и пыль в галактике. Рассеянные и шаровые звездные скопления

 

1

Урок-лекция

 

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

6.2/11

Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики

 

1

Урок-лекция

Галактики (2 ч)

7.1/12

Классификация галактик. Активные галактики и квазары

 

1

Урок-лекция

Различные типы галактик,  определение расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах,   закон Хаббла;  вращение галактик и скрытой тёмной массы в них;   активные галактики и квазары,   физические процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скопления во Вселенной, горячий межгалактический газ, заполняющий скопления галактик.

7.2/13

Скопления галактик

 

1

Урок-лекция

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

8.1/14

Конечность и бесконечность Вселенной-парадоксы классической космологии

 

1

Урок-лекция

Конечность или бесконечность Вселенной,  парадоксы, связанные с этим;   общая теория относительности,

лежащая в основе построения космологических моделей Вселенной; расширяющаяся модель Вселенной,  радиус и возраст Вселенной;  высокая температура вещества в начальные периоды жизни Вселенной; природа реликтового излучения.

8.2/15

Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей вселенной и реликтовое излучение

 

1

Урок-лекция

Современные проблемы астрономии (2 ч)

9.1/16

Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия.

 

1

Урок-лекция

Современные направления изучения Вселенной,  определение расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд; открытие ускоренного расширения Вселенной; роль тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; экзопланеты; высокоразвитые цивилизации в нашей Галактике;   методы поиска жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.

9.2/17

Обнаружение планет около других звезд. Поиск жизни и разума во Вселенной

 

1

Урок-лекция

 

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2019