Приложение №1
к основной образовательной программе
среднего общего образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новомалыклинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза М.С. Чернова
(МОУ Новомалыклинская СОШ)
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР:
Лыжова С. Е.
26.08.2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет |
Астрономия
|
Указание параллели, уровни общего образования
|
10 класс |
Количество часов: недельных, годовых |
1 раз в неделю, 34 часа в год
|
Фамилия, имя, отчество разработчика рабочей программы |
Миллер Наталия Владимировна |
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
· умение управлять своей познавательной деятельностью;
· готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
· умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
· чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм;
· положительное отношение к труду, целеустремлённость;
· экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование.
Метапредметные результаты:
освоение регулятивных универсальных учебных действий:
· самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
· оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
· сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
· определять несколько путей достижения поставленной цели;
· задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
· сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
· осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
освоение познавательных универсальных учебных действий:
· критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
· распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
· использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
· осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
· искать и находить обобщённые способы решения задач;
· приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
· анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
· выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
· выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
· занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);
освоение коммуникативных универсальных учебных действий:
· осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами);
· при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. Д.);
· развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
· распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
· согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом (решением);
· представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
· подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
· воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
· точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
· воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
· объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
· описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
· объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
· характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы;
· описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
· характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
· описывать и объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
· описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
· определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
· определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период – светимость»;
· классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения – Большого взрыва.
Учащийся получит возможность научиться:
· формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
· объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
· объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения;
· описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
· сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
· объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
· характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура);
· приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах
1.2. Карта контрольно-оценочной деятельности
Вид контроля |
Форма контроля |
2 триместр |
|
Текущий |
Контрольная работа №1 «Строение солнечной системы» |
3 триместр |
|
Текущий |
Контрольная работа №2 «Астрофизика и звёздная астрономия» |
Промежуточная аттестация |
Контрольная работа за курс 10 класса |
2. Содержание учебного предмета
2.1. Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ I. Введение в астрономию (1 ч)
Строение и масштабы Вселенной. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Современные методы наблюдений. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
РАЗДЕЛ II. Астрометрия (4 ч)
Звёздное небо. Созвездия северного полушария. Навигационные звёзды. Движение Солнца по эклиптике. Петлеобразное движение планет. Небесный экватор и небесный меридиан. Экваториальная и горизонтальная система небесных координат. Видимое движение небесных светил. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Движение Луны. Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Причины наступления солнечных затмений. Сарос и предсказания затмений. Время и календарь. Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования. Юлианский и григорианский календари.
Проектные работы:
1. «Перспективы развития астрономии и космонавтики в России»
2. «Обзор отечественных астрономических обсерваторий»
3. «Крупнейшие астрономические обсерватории»
4. «Крупнейшие оптические телескопы мира. Проекты сверхбольших телескопов»
5. «Время и календарь»
РАЗДЕЛ III. Небесная механика (3 ч)
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек. Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Космические скорости. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов. Луна и её влияние на Землю. Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Проектные работы:
1. «Космические путешественники»
2. «Космос в настоящем и будущем»
3. «Космос начинается на Земле»
4. «Идеи космоса в художественном искусстве»
5. «Нетрадиционные средства для вывода космических аппаратов, исследования планет»
РАЗДЕЛ IV. Строение солнечной системы (8 ч)
Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы. Планета Земля. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Влияние парникового эффекта на климат Земли и Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса. Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов. Планеты-карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы. Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Метеоры и метеориты. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Проектные работы:
1. «В поисках системы мира»
2. «Экологически чистые сверхлегкие аппараты для контроля за состоянием окружающей среды»
3. «Строение солнечной системы»
4. «Гео или гелио?»
5. «Роль парникового эффекта в формировании климата Земли»
Контрольные работы:
Контрольная работа №1 «Строение солнечной системы»
РАЗДЕЛ V. Астрофизика и звёздная астрономия (5 ч)
Методы астрофизических исследований. Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры. Солнце. Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу. Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца. Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма "спектральный класс-светимость" звёзд, связь между массой и светимостью звёзд. Внутреннее строение звёзд. Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов. Строение звёзд белых карликов и предел на их массу – предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды – маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик. Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды – вспышка сверхновой I типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции – взрыв сверхновой II типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд, проверка теории эволюции звёзд.
Проектные работы:
1. «Топонимика звездного неба (происхождение названий в астрономии)»
2. «Звёздное небо — великая книга природы»
3. «И звёзды становятся ближе...»
4. «Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд»
5. «Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу»
Контрольные работы:
Контрольная работа №2 «Астрофизика и звёздная астрономия»
РАЗДЕЛ VI. Млечный Путь (4 ч)
Газ и пыль в Галактике. Образование отражательных туманностей. Причины свечения диффузных туманностей. Концентрация газовых и пылевых туманностей в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь с взрывами сверхновых звёзд.
Проектные работы:
1. «Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике»
2. «Наша Галактика»
3. «Утро космической эры»
4. «Наш космический дом»
РАЗДЕЛ VII. Галактики (3 ч)
Классификация галактик по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них. Закон Хаббла. Вращение галактик и тёмная материя в них. Активные галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них. Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.
Проектные работы:
1. «Квазары и кварки»
2. «Тайна черных дыр»
РАЗДЕЛ VIII. Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии. Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель "горячей Вселенной" и реликтовое излучение. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение – излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.
Проектные работы:
1. «Конечность и бесконечность Вселенной»
2. «Роль теории относительности в построении модели Вселенной»
3. «Модель "горячей Вселенной" и реликтовое излучение»
4. «Излучение»
5. «Парадоксы классической космологии»
РАЗДЕЛ IX. Современные проблемы астрономии (4 ч)
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия и её влияние на массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания. Обнаружение планет возле других звёзд. Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них. Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
Проектные работы:
1. «Расширение Вселенной»
2. «Темная энергия»
3. «Всемирное отталкивание»
4. «Методы обнаружения экзопланет»
Контрольные работы:
Контрольная работа за курс 10 класса
2.2. План реализации рабочей программы по предмету
10 класс
|
Общее количество |
||
Контрольных работ |
Лабораторных работ |
Проектов |
|
1 триместр |
- |
- |
2 |
2 триместр |
1 |
- |
2 |
3 триместр |
2 |
- |
2 |
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела
№ |
Раздел |
Ключевые воспитательные задачи |
Количество часов, отводимых на изучение темы |
10 класс |
|||
1 |
Введение |
1. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. 2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета, подбор соответствующих текстов для чтения. 3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми |
1 |
2 |
Астрометрия |
1. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. 2. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников |
4 |
|
Небесная механика |
1. Формирование мировоззренческих взглядов и убеждений относительно научной картины мира и ее значимости для человека на материале рассмотрения фундаментальных физических теорий и экспериментов. 2. Создание условий для получения опыта эмоционально-оценочной деятельности и собственных оценочных суждений применительно к теоретическим построениям и экспериментальным свершениям физической науки в целом, стимулирование учащихся сознательно и ответственно подходить к получению знаний. |
3 |
|
Строение Солнечной системы |
1.Формирование творческого мышления при знакомстве учащихся с основными этапами получения научных знаний и с имевшими место в истории науки научными заблуждениями и ошибками, с целью получения представления о сложности в исследовании природных явлений и осуществления психологической подготовки учащихся к творческой деятельности в будущем. 2. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. |
8 |
|
Астрофизика и звёздная астрономия |
1. Применение творческих работ, практических работ, лабораторных работ, демонстрация опытов в виртуальных физических лабораториях, виртуальные экскурсии. 2. Различные формы уроков: урок-размышление, урок-праздник, научно-практические конференции, уроки по заявкам, урок экскурсия, урок-исследование. 3.Использование на уроке знакомых детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр. |
5 |
|
Млечный путь |
1. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. 2. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. |
4 |
|
Галактики |
1. Создание условий для учебных дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога. 2. Применение индивидуальных и групповых исследований, которые дают обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
3 |
|
Строение и эволюция Вселенной |
1. Создание учебных проектов, которые развивают самостоятельную деятельность, когда ребенок самостоятельно выбирает ту проблему, над которой ему хотелось бы «поломать голову»; самостоятельно составляет индивидуальный график работы над ней; самостоятельно контролирует свое продвижение в ее решении. 2. Применение творческих работ, практических работ, лабораторных работ, демонстрация опытов в виртуальных физических лабораториях, виртуальные экскурсии. |
2 |
|
Современные проблемы астрономии |
1. Побуждение учащихся к анализу фактов диалектического взаимодействия науки и техники, с целью формирования у учеников научного мировоззрения и творческого мышления. 2. Создание условий для индивидуальных и групповых исследований, которые дают обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
4 |
Итого: |
34 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.