Рабочая программа по Безопасности жизнедеятельности

  • docx
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа БЖД 17.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГПОАУ АмАК)

 

 

 

 

 

          

Рабочая программа учебной дисциплины

 

ОП.07 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

(35.01.23) «Хозяйка(ин) усадьбы»

 

Программа базовой подготовки в очной форме обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Завитинск

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

И.о. Директора ГПОАУ АмАК

  ___________Н.В. Медведева               _________________________________

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 35.01.23  Хозяйка(ин) усадьбы

 

Организация-разработчик: государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский аграрный  колледж»

 

Разработчик:

Военкова Екатерина Андреевна,  преподаватель

Рассмотрена на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин

Протокол  №____________  от «____»__________201__ г.

Председатель ПЦК  ________________ /Е.А.Борзаковская/

 

Рекомендована научно-методическим советом (НМС)

 

Протокол №___  от «____»__________20__ г.

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                        180403.02 Матрос,

 

.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1.      ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

3.      условия реализации программы учебной дисциплины

 

 

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. паспорт рабочей  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 07 БЖД

 

 

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессиям среднего профессионального образования  35.01.23  Хозяйка(ин) усадьбы.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общепрофессиональный цикл. Базовая дисциплина.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

      уметь:

·                определять основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни;

·                анализировать влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека;   владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

·               пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для отказа от вредных привычек; оказания первой медицинской помощи; вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

·               оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

·                использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.

·                использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

       знать:

·                       потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

·                основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

·                предназначение, структуру и задачи РСЧС;

·                предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

·                основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

·                порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

·                состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

·                основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

·                основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

·                требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника.

·                основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

·                репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 98 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часа;

самостоятельной работы обучающегося 25 час.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

98

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

 

     практические занятия

38

     теоретические занятия

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

 

 

 

Раздел I

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Организация защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

 

22

 

 

Тема 1.1.

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера

Содержание учебного материала

4

 

 

1

1. Чрезвычайные ситуации природного характера

2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

2

3. Чрезвычайные ситуации военного времени

2

Практическое занятие №1:Порядок действия населения в различных ЧС;

2

 

Практическое занятие №2: Расчет параметров движения зараженного облака при авариях на химически опасных объектах.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Выполнить  презентацию по темам:

- «Чрезвычайные ситуации»,

- «Оружие массового поражения»

4

 

Тема 1.2.

Защита населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики

 

 

Содержание учебного материала

6

 

2

1. Вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека

2

2. Организация защиты населения и территорий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

2

3. Устойчивость объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций.

2

Практическое занятие №3: Порядок проверки исправности, сроков испытаний, использования первичных средств пожаротушения;

2

 

Практическое занятие №4: Порядок подбора, выдачи и практического использования индивидуальных средств защиты.

2

Практическое занятие  №5: Планирование, подготовка документов и организация эвакуационных мероприятий.

2

Практическое занятие  №6: Практическая отработка эвакуации людей при пожаре, действий при обнаружении заложенного взрывного устройства и поведения, будучи заложником;

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2. Составить конспект по теме: «Влияние на организм человека вредных производственных факторов»

3. Работа с нормативными документами:

- Федеральный закон от 21 декабря 1994 №68 ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

4.  Работа с нормативными документами:

- Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"

6

 

Раздел II

Основы военной службы и медицинских знаний

 

 

 

46

 

Тема 2.1.

Основы обороны государства.

Военная служба.

Военно-патриотическое воспитание.

Содержание учебного материала

12

 

 

 

1

1. Основы обороны государства.

2

2.Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России

2

3. Организация и порядок призыва граждан на военную службу, и поступление на нее в добровольном порядке

2

4. Боевые традиции и символы воинской чести.

2

5. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение.

2

6. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

2

Практическое занятие №7: «Виды и рода Вооруженных сил Российской Федерации их предназначение и особенности прохождения военной службы»;

2

 

Практическое занятие №8: «Знаки различия военнослужащих»;

2

Практическое занятие №9: «Права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащему»;

2

Практическое занятие №10: «Общие и специальные обязанности военнослужащих».

Практическое занятие №11: «Правила приема в военные образовательные учреждения профессионального образования гражданской молодежи»;

2

Практическое занятие №12: «Военно-учетные специальности»

 

2

Практическое занятие №13: «Способы бесконфликтного общения и поведения»

2

 Практическое занятие №14:  «Ритуал принятия Военной присяги»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

5. Работа с нормативными документами: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"

6.  Работа с нормативными документами: Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"

7. Изучение требований Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации

8. Выполнение  презентаций по темам:

- «Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации»

- «Дни воинской Славы»

- «Символы воинской чести»

9.   Работа с нормативными документами: «Положение о Боевом знамени Вооруженных Сил Российской Федерации»

10. Подготовка к контрольной работе

         11

 

Тема 2.2.

Основы медицинских знаний и

здоровый образ жизни

 

Содержание учебного материала

6

 

2

1. Здоровый образ жизни и его составляющие

2

2. Факторы, разрушающие здоровье

2

3.Изучение факторов, способствующих укреплению здоровья

4. Изучение роли двигательной активности, закаливания организма и занятий физической культурой в укреплении здоровья

2

Практическое занятие №15: «Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при кровотечении, при травмах опорно-двигательного аппарата, при отравлении аварийно-химическими отравляющими веществами, при ожогах; Проведение реанимационных мероприятий».

2

 

Практическая работа №16: «Способы закаливания организма»

Практическая работа №17: «Влияние двигательной активности на здоровье

 человека»

2

4

Самостоятельная работа обучающихся:

11. Выполнение презентаций по теме: «Факторы, разрушающие здоровье и их профилактика»

12. Подготовка к зачету

4

 

Дифференцированный зачет

2

Всего:

68

 

 

 

 


 

 

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Безопасность    жизнедеятельности»

        Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

-  рабочее место преподавателя;

- комплект плакатов, макет участка местности учебного заведения;

- индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи;

- медицинские средства защиты, санитарная сумка;

- первичные средства пожаротушения (в т. ч. все виды огнетушителей);

          Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор, компьютер,  экран, средства программного обучения.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

1. Основы военной службы: учебник / В.Ю.Микрюков. – М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.

2. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко. -5-е изд., стер. – М.:КНОРУС, 2013.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Ю.Микрюков. – 5-е изд., стер. - М.:КНОРУС, 2013.

4. Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие.-М.:ИНФРА-М: Академцентр,  2013.

5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. Э.А.Арустамов,     Н.В. Косолапова и др. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009г.

6. Первая медицинская помощь: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений П.В.Глыбочко и др. М.: Издательский центр «Академия», 2009г.

 

Дополнительные источники:

1.  Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. спец. учеб. заведений. С.В.Белов, В.А. Девисилов и др. – М.: Высш. шк, 2008г.

2.  Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. – М.: Издательский центр «Академия», 2006г.

3.  Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум - Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

4.  Алексеев В.С., Мурадова Е.О., Давыдова И.С.  Безопасность жизнедеятельности в вопросах и ответах: учебное пособие – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.

5.  Учебно-практическое пособие по оказанию первой медицинской помощи на месте        происшествия после несчастного случая на дороге. «Библиотека инженера по охране труда» 2006г.

6.  Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учеб. для студ. высш. учеб. заведений Б.С.Мастрюков .- М.: Издательский центр «Академия», 2006г.

7.   Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации

 

  Журналы:

1. «Основы безопасности жизнедеятельности»,

2. «Военные знания».

 

Справочная правовая система:

 1.«Консультант Плюс»

 

Нормативно-правовые источники:

 

1.      Федеральный закон от 21.12.1994г. № 68-ФЗ (ред. от 25.11.09) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

2.     Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"

3.        Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"

4.      Постановление Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 (ред. от 16.07.09)

  «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

5.      Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ (ред. от 14.03.09) «Об охране окружающей среды»

6.      Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

7.      Федеральный закон от 28.03.1998г. № 53-ФЗ (ред. 21.12.09) «О воинской обязанности и воинской службе»

8.        Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"

9.      Постановление Правительства РФ от 11.11.2006г. № 663 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации»

10.  Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495

 

Интернет-сайты:

 

1. Официальный сайт МЧС России- http://www.emercom.gov.ru/

2. http://www.nrk.cross-ipk.ru/body/pie/body/8/first-aid/first-aid.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Контроль и оценка результатов  освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

- применять первичные средства пожаротушения;

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- оказывать первую помощь пострадавшим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·    Оценка выполнения:

- практических работ;

- внеаудиторной самостоятельной работы.

·    Устный опрос

·    Тестирование

·    Контрольная работа

·    Зачет (дифференцированный)

 

 

 

 

Знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности, быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основы военной службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

- способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящего на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

- область применения полученных профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.