Рабочая программа по биологии 10-11 класс ( базовый уровеь)
Оценка 5

Рабочая программа по биологии 10-11 класс ( базовый уровеь)

Оценка 5
Документация
docx
биология
10 кл—11 кл
31.01.2020
Рабочая программа по биологии 10-11 класс ( базовый уровеь)
составлена на основе авторской прогаммы И.Б. Агафоновой В.И.Сивоглазова (2015г)
рабочая программа по биологии 10-11 класс.docx

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

По биологии

 

Уровень образования (класс) среднее (полное) общее образование (10--11 классы)

 

Количество часов: 68 часов

 

 

 

Учитель: Селиванова Ирина Борисовна

 

 

 

Программа разработана в соответствии и на основе авторской программы

И. Б. Агафоновой,  В.И. Сивоглазова «Программа среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 класс. Базовый уровень(линейный курс);  М.: «Дрофа», 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Планируемые результаты изучения курса биологии в 10-11 классах

 

Деятельность образовательного учреждения общегообразования в обучении биологии в средней (полной) школедолжна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  -  реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

  - признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

  - сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связис будущей профессиональной деятельностью или бытовымипроблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

 

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определенияпонятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурироватьматериал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  -умение работать с разными источниками биологическойинформации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярнойлитературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  -способность выбирать целевые и смысловые установкив своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  -умение адекватно использовать речевые средства длядискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 

Предметные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по биологии представлены в содержании курса по разделам.

 

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

выпускник на базовом уровне научится:

– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе  биологических теорий;

– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

– объяснять причины наследственных заболеваний;

– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости;

– сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

–приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

– объяснять последствия влияния мутагенов;

– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

 

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных  сообществ.

 

Выпускник на углубленном уровне научится:

– оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

– оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

– устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

– обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

– проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

– выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

– устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

– решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

– делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

– сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

– выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

– обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

– определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

– решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

– раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

– сравнивать разные способы размножения организмов;

– характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

– выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

– обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

– обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;

– характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

– устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

– аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

– обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

– оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

– выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

 

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

– организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект):

– выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

– прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

– выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

– анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

– аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

– моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

– выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

– использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.

 

IIСодержание учебного курса биологии в 10-11 классахБазовый уровень

 

10 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 2— резервное время)

 

Раздел 1

 

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 ч)

 

Тема 1.1

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ.

СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК (1 ч)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественно-научной системы мира. Система биологических наук.

Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: « Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук».

Основные понятия. Биология. Жизнь.

 

Тема 1.2

СУЩНОСТЬ И СВОЙСТВА ЖИВОГО. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ

И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (2 ч)

Сущность жизни. Основные свойства живойматерии. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организацииживой материи. Методы познания живой природы.

Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».

Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащийся должен:

  -характеризовать вклад выдающихся ученых в развитиебиологической науки;

  -характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  -оценивать вклад биологических теорий в формированиесовременной естественно-научной картины мира;

  -выделять основные свойства живой природы и биологических систем;

  -иметь представление об уровневой организации живойприроды;

  -приводить доказательства уровневой организации живой природы;

  -представлять основные методы и этапы научного исследования;

  -анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

 

 

Раздел 2  КЛЕТКА (10 ч)

Тема 2.1

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (1 ч)

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория

М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.

Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».

Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.

 

Тема 2.2

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (4 ч)

Единство элементного химического состава живыхорганизмов как доказательство единства происхождения

живой природы. Общность живой и неживой природы науровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строенияи свойства. Минеральные соли. Значение неорганическихвеществ в жизни клетки и организма.Органические вещества — сложные углеродсодержащиесоединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярныеорганические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществвклетке и в организмечеловека.

Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы

белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулыРНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация

ДНК.

 

Тема 2.3

СТРОЕНИЕ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ И ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТОК (3 ч)

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основныеорганоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат

Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы.Функции основных частей и органоидов клетки. Основныеотличия в строении животной и растительной клеток. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значениепостоянства числа и формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение

растительной клетки», «Строение хромосом», «Строениепрокариотической клетки».

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.

Сравнение строения клеток растений и животных (можнов форме таблицы)*.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.Прокариотическая клетка, бактерия.

 

Тема 2.4

РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИВ КЛЕТКЕ (1/2 ч)

ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».

Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.

 

Тема 2.5

ВИРУСЫ (1 ч)

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенностистроения и размножения. Значение в природе и жизни чело-

века. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».

Основные понятия. Вирус, бактериофаг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащийся должен:

  -характеризовать вклад выдающихся ученых в развитиебиологической науки;

  -характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  -характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира;

  -знать историю изучения клетки;

  -иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной, функциональной и генетическойединице живого;

  -приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов;

  -сравнивать биологические объекты (химический составтел живой и неживой природы, эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и грибов)и формулировать выводы на основе сравнения;

  -представлять сущность и значение процесса реализациинаследственной информации в клетке;

  -проводить биологические исследования: ставить опыты,наблюдать и описывать клетки, сравнивать клетки, выделятьсущественные признаки строения клетки и ее органоидов;

  -пользоваться современной цитологической терминологией;

  -иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;

  -обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекции);

  -находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;

  -анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

 

Раздел 3  ОРГАНИЗМ (18 ч)

Тема 3.1

ОРГАНИЗМ — ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ

ОРГАНИЗМОВ (1 ч)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».

Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные иорганизмы.

 

Тема 3.2

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ (2 ч)

Энергетический обмен — совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности

энергетического обмена у грибов и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности

обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».

Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы.

Фотосинтез.

 

Тема 3.3

РАЗМНОЖЕНИЕ (4 ч)

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бес-

полое и половое. Типы бесполого размножения. Половое размножение. Образование половых клеток.

Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз»,

«Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение

яйцеклетки и сперматозоида».

Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения.

Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и

сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.

 

Тема 3.4

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (2 ч)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы

эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии,

диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.

Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы

эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.

 

Тема 3.5

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (7 ч)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы. Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм  человека.

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания*.

Решение элементарных генетических задач*.

Изучение изменчивости (изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных или

сельскохозяйственных растений)**.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде(косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетическиекарты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость.Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

 

 

Тема 3.6

ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. БИОТЕХНОЛОГИЯ (2 ч)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.

Экскурсия

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия.

Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащийся должен:

  -характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  -характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

-иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен веществ, размножение,

деление клетки, оплодотворение), многообразии организмов;

  -выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных), сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, наследственность и изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать выводы на основе сравнения;

  -понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;

  -характеризовать содержание законов Г. Менделя иТ. Х. Моргана и понимать их роль в формировании современной естественно-научной картины мира;

  -решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания; пользоваться современной генетической терминологией и символикой;

  -приводить доказательства родства живых организмов наоснове положений генетики и эмбриологии;

  -объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

влияние мутагенов на организм человека;

  -характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные виды мутаций;

  -обосновывать и соблюдать меры профилактики вредныхпривычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  -выявлять источники мутагенов в окружающей среде(косвенно);

  -иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;

  -характеризовать основные методы и достижения селекции;

  -оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома);

  -овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять их результаты;

  -находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;

  -анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

Резервное время — 3 ч.

 

11 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч,из них 2 ч — резервное время)

 

Введение (1 ч)

Раздел 1

ВИД (19 ч)

Тема 1.1

ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ (4 ч)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения

Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.

Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии

и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.

 

Тема 1.2

СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (8 ч)

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория

эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого

развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.

Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных. Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию**.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений организмов к среде обитания*.

Экскурсия

Многообразие видов (окрестности школы).

Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс,

Популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.

 

Тема 1.3

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении

жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Экскурсия

История развития жизни на Земле (краеведческий музей).

Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.

 

Тема 1.4

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (4 ч)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие,

отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и

 позвоночных животных.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Экскурсия

Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей).

Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза.

Человеческие расы, их единство.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащийся должен:

  -характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  -характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  -понимать сущность эволюционной теории, сложные и противоречивые пути ее становления, вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;

  -выделять существенные признаки биологических объектов (видов) и процессов (действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов);

  -объяснять причины эволюции, изменяемости видов;

  -приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия видов;

  -уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;

  -решать элементарные биологические задачи;

  -описывать особей видов по морфологическому критерию;

  -выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  -сравнивать процессы естественного и искусственного отбора;

  -анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; аргументировать свою точку

зрения в ходе дискуссий по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни, проблемы происхождения человека;

  -овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и учиться объяснять их результаты;

  -находить биологическую информацию в разных источниках;

  -анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

 

Раздел 2 ЭКОСИСТЕМЫ (11 ч)

Тема 2.1

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3 ч)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические,

антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.

Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические,  биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.

 

Тема 2.2

СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ (4 ч)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии

в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.

Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме*.

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.)**.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).Решение экологических задач.

Экскурсия

Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.

Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.

 

Тема 2.3

БИОСФЕРА — ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 ч)

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.

Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.

 

Тема 2.4

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 ч)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности чело-

века для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности

человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.

Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование.

Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.

Резервное время — 2 ч.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащийся должен:

  -характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  -характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

  -выделять существенные признаки биологических объектов (экосистем, биосферы) и процессов (круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);

  -обобщать и систематизировать представления об экосистемах как целостных биологических системах, о закономерностях, проявляющихся на данном уровне организации живого (круговороте веществ и превращениях энергии, динамики и устойчивости экосистем);

  -понимать содержание учения В. И. Вернадского о биосфере;

  -понимать необходимость реализации идеи устойчивого развития биосферы, ее охраны;

  -развивать общебиологические умения на экологическом содержании: наблюдать и выявлять приспособления у организмов, антропогенные изменения в экосистемах;

  -объяснять причины устойчивости и смены экосистем;

  -приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия видов;

  -решать элементарные биологические задачи; составлятьсхемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  -выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; изменения в экосистемах на биологическихмоделях;

  -сравнивать биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) и формулировать выводы на основе сравнения;

  -обосновывать и соблюдать правила поведения в природной среде;

  -анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде, глобальные экологические проблемы;

  -аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии пообсуждению экологических проблем;

  -уметь пользоваться биологической терминологией исимволикой;

  -овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и учиться объяснять их результаты;

  -находить биологическую информацию в разных источниках;

  -анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

 

III Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

 

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

10 КЛАСС (1ч в НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ч, ИЗ НИХ 2 ч — РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ)

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 ч)

1.1. Краткая история развития биологии. Система

биологических

наук (1 ч)

 

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история

развития биологии.

Роль биологических

теорий, идей, гипотез в

формировании современной естественнонаучной системы мира.

Система биологических наук

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.Объясняют роль биологии в формировании научного мировоззрения. Оценивают вклад различных ученых-биологов в развитие науки биологии, вклад биологических

теорий в формирование современной естественно-научной картины мира. Устанавливают связи биологии с другими науками. Готовят сообщения (доклады, рефераты, презентации) о вкладе выдающихся ученых в развитие биологии. Работают с электронным приложением

1.2. Сущность и

свойства живого.

Уровни организации и методы познания живой природы (2 ч)

 

Сущность жизни. Основные свойства живой

материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве

и во времени. Биологические системы. Основ

 

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Выделяют существенные признаки живой природы и биологических систем (клетки, организма, вида, экосистемы). Характеризуют основные свойства живого. Объясняют основные причины затруднений, связанных с определением понятия «жизнь». Объясняют различия и единство

живой и неживой природы. Приводят примеры систем

разного уровня организации. Приводят доказательства

уровневой организации и эволюции живой природы.

Определяют основные методы познания живой природы.

Готовят презентацию или стенд на тему «Современное научное оборудование и его роль в решении биологических

задач».

Работают с иллюстрациями учебника.

Работают с электронным приложением

Раздел 2. Клетка (10 ч + 1 ч резервного времени)

2.1. История изучения клетки.

Клеточная теория

(1 ч)

 

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная

теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные

положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения

темы. Определяют предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. Характеризуют содержание клеточной теории.

Объясняют вклад клеточной теории в формирование современной естественно-научной картины мира; вклад

ученых — исследователей клетки в развитие биологической науки.

Приводят доказательства родства живых организмов

с использованием положений клеточной теории.

Работают с иллюстрациями учебника.

Работают с электронным приложением

2.2. Химический

состав клетки

(4 ч)

 

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы.  Неорганические вещества. Вода

как колыбель всего живого, особенности

строения и свойства. Минеральные соли.

Значение неорганических веществ в жизни

клетки и организма. Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения

темы. Приводят доказательства (аргументация) единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава.

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы и делают выводы на основе сравнения Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма.Характеризуют особенности строения, свойства и роль неорганических и органических веществ, входящих в состав живых организмов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями веществ на основе текстов и рисунков учебника. Приводят примеры органических веществ (углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот), входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли. Работают с иллюстрациями учебника. Решают биологические задачи. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Работают с электронным приложением

2.3. Строение

эукариотической и

прокариотической

клеток (3 ч)

 

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро.

Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат  Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы

хромосом в клетках. Прокариотическаяклетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки

 

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Характеризуют клетку как структурно-функциональную единицу живого. Выделяют существенные признаки строения клетки, ее органоидов, ядра, мембраны,

хромосом, доядерных и ядерных клеток, клеток растений, животных и грибов. Сравнивают особенности строения доядерных и ядерных клеток, клеток растений, животных и грибов и делают выводы на основе сравнения.

Устанавливают причинно-следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций.

Работают с иллюстрациями учебника.

Пользуются цитологической терминологией.

Обосновывают меры профилактики бактериальных заболеваний.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Работают с электронным приложением

2.4. Реализация

наследственной

информации в

клетке (1 ч)

 

ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют фундаментальный процесс в биологических системах — реализация информации в клетке.

Выделяют существенные признаки генетического кода.

Описывают и сравнивают процессы транскрипции и

трансляции. Объясняют роль воспроизведения и передачи наследственной информации в существовании и развитии жизни

на Земле. Решают биологические задачи.

Работают с иллюстрациями учебника.

Работают с электронным приложением

2.5. Вирусы (1 ч)

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа

 

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения

темы. Выделяют существенные признаки строения и жизненных циклов вирусов. Характеризуют роль вирусов как

возбудителей болезней и как переносчиков генетической

информации. Обосновывают меры профилактики вирусных заболеваний.

Находят информацию о вирусах и вирусных заболеваниях в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио).

Работают с иллюстрациями учебника.

Работают с электронным приложением

Раздел 3. Организм (18 ч +  1ч резервного времени)

3.1. Организм —

единое целое. Многообразие живых

организмов (1 ч)

 

Многообразие организмов. Одноклеточные и

многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов

 

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют существенные признаки одноклеточных

и многоклеточных организмов. Сравнивают одноклеточные, многоклеточные организмы и колонии одноклеточных организмов и делают выводы на основе сравнения.

Работают с электронным приложением

3.2. Обмен веществ и превращение энергии

(2 ч)

 

Энергетический обмен — совокупность

реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов

и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы.

Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют фундаментальные процессы в биологических системах — обмен веществ и превращение энергии. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Сравнивают пластический и энергетический обмены и делают выводы на основе строения. Сравнивают организмы по типу питания и делают выводы на основе сравнения. Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют световую и темновую фазы фотосинтеза.

Работают с иллюстрациями учебника.

Решают биологические задачи.

Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют

и представляют в разных формах (тезисы, сообщение

репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио).

Работают с электронным приложением

3.3. Размножение

(4 ч)

 

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых

клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и

растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Выделяют существенные признаки процесса деления

клетки. Характеризуют биологическое значение и основные фазы митоза, используя рисунки учебника.

Выделяют существенные признаки процессов размножения и оплодотворения. Описывают способы вегетативного размножения. Приводят примеры организмов, размножающихся бесполым и половым путем.

Характеризуют биологическое значение и основные фазы

мейоза, используя рисунки учебника. Характеризуют

стадии образования половых клеток, используя схему

учебника.

Объясняют биологическую сущность оплодотворения.

Характеризуют особенности двойного оплодотворения

у растений.

Определяют значение искусственного оплодотворения.

Сравнивают митоз и мейоз, яйцеклетки и сперматозоиды, сперматогенез и овогенез, половое и бесполое размножение и делают выводы на основе сравнения.

Работают с иллюстрациями учебника.

Решают биологические задачи.

Участвуют в дискуссии по изучаемой теме.

Работают с электронным приложением

3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 ч)

 

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный

и постэмбриональныйпериоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека.

Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения

темы.

Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности индивидуального развития человека.

Оценивают влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Объясняют отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие

зародыша человека; причины нарушений развития

организмов.

Анализируют и оценивают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к

своему здоровью, последствия влияния факторов риска

на здоровье.

Обосновывают меры профилактики вредных привычек.

Сравнивают эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития, прямое и непрямое развитие и делают выводы на основе сравнения.

Работают с иллюстрациями учебника.

Работают с электронным приложением

3.5. Наследственность и изменчивость (7 ч)

 

Наследственность и изменчивость — свойства

организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования.  Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя —закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория

наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменномерностей в формировании современной естественнонаучной картины мира; причины наследственных и ненаследственных изменений.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационнаяизменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактик

Приводят доказательства родства живых организмов на

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Определяют основные задачи современной генетики.

Характеризуют содержание закономерностей наследования, установленных Г. Менделем, хромосомной теории наследственности; современных представлений о гене и геноме, закономерностей изменчивости. Объясняют вклад Г. Менделя и других ученых в развитие биологической науки, значение установленных ими законов. Моногибридное скрещивание.

Пользуются генетической терминологией и символикой.

Решают элементарные генетические задачи.

Составляют элементарные схемы скрещивания. Выявляют источники мутагенов в окружающей среде

(косвенно).

Проводят элементарные биологические исследования и

делают выводы на основе полученных результатов.

Объясняют влияние мутагенов на организм человека,

возникновение наследственных заболеваний, мутаций.

Устанавливают взаимосвязь генотипа человека и его

здоровья. Оценивают значение здорового образа жизни

как наиболее эффективного метода профилактики наследственных заболеваний. Характеризуют роль медикогенетического консультирования для снижения вероятности возникновения наследственных заболеваний.

Работают с иллюстрациями учебника.

Решают биологические задачи.

Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и

представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио).

Значение генетики для медицины.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Работают с электронным приложением

3.6. Основы селекции. Биотехнология (2 ч)

 

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение

Н. И. Вавилова о центрах многообразия и

происхождения культурных растений.

Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения. Биотехнология: достижения и перспективы

развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения

темы. Определяют главные задачи и направления современной селекции. Характеризуют вклад Н. И. Вавилова в

развитие биологической науки. Оценивают достижения и

перспективы отечественной и мировой селекции.

Характеризуют методы селекционной работы. Сравнивают массовый и индивидуальный отбор.

Выделяют существенные признаки процесса искусственного отбора.

Оценивают достижения и перспективы развития современной биотехнологии.

Анализируют и оценивают этические аспекты некоторых

исследований в области биотехнологии.

направления развития современной селекции.

Работают с иллюстрациями учебника.

Находят информацию по изучаемой теме в различных

источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио).Выполняют практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Работают с электронным приложением

Заключение 1 час

Резервное время — 2ч

 

11 КЛАСС (1 ч В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ч, ИЗ НИХ 2 ч — РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ)

Введение (1 ч)

Раздел 1. Вид (19 ч + 1ч резервного времени)

1.1.История эволюционных идей

(4 ч)

 

История эволюционных идей. Развитие

биологии в додарвиновский период.

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Роль эволюционной теории в формировании

современной естественно-научной картины мира

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения

темы. Оценивают вклад различных ученых в развитие биологической науки.работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье.Оценивают предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Характеризуют содержание эволюционной теории Ч. Дарвина. Сравнивают определенную и неопределенную изменчивость, искусственный и естественный отбор, формы

борьбы за существование и делают выводы на основе

сравнения.

Работают с иллюстрациями учебника.

Работают с электронным приложением

1.2. Современное

эволюционное учение (8 ч)

 

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория

эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к

условиям обитания как результат действияестественного отбора.Видообразование как

результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития  биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического  мира основе положений эволюционного учения.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения

темы. Объясняют вклад эволюционной теории в формирование

современной естественно-научной картины мира. Определяют критерии вида. Описывают особей вида по морфологическому критерию. Характеризуют популяцию как структурную единицу

вида и единицу эволюции, процессов естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов. Характеризуют основные факторы эволюции. Сравнивают пространственную и экологическую изоляции,

формы естественного отбора и делают выводы на основе

сравнения. Характеризуют основные адаптации организмов к условиям обитания. Сравнивают основные способы

и пути видообразования, биологический прогресс и регресс и делают выводы на основе сравнения.

Объясняют причины эволюции, изменяемости видов.

Приводят доказательства родства живых организмов.

Приводят основные доказательства эволюции органического мира.

Решают биологические задачи. Работают с иллюстрациями учебника. Доказывают, что сохранение многообразия видов является основой устойчивого развития биосферы.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Работают с электронным приложением

1.3. Происхождение жизни на Земле (3 ч)

 

Развитие представлений о возникновении

жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о

происхождении жизни. Современные взгляды

на возникновение жизни. Теория Опарина — Холдейна. Усложнение живых организмов

на Земле в процессе эволюции

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Анализируют и оценивают различные гипотезы происхождения жизни. Характеризуют основные этапы биологической эволюции на Земле. Участвуют в дискуссии по обсуждению гипотез происхождения жизни и аргументируют свою точку зрения.

Работают с иллюстрациями учебника.

Находят информацию по изучаемой теме в различных

источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио).Работают с электронным приложением

1.4. Происхождение человека

(4 ч)

 

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс

Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества

 

Характеризуют основные этапы антропогенеза. Аргументируют свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы происхождения человека.

Знакомятся с механизмом расообразования, отмечая

единство происхождения рас. Приводят аргументированную критику антинаучной сущности расизма.

Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют

и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио).

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Анализируют и оценивают различные гипотезы

происхождения человека.

Определяют положение человека в системе животного

мира. Аргументированно доказывают принадлежность

человека к определенной систематической группе. Выявляют признаки сходства зародышей человека и других

млекопитающих как доказательство их родства.

Работают с иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Работают с электронным приложением

Раздел 2. Экосистемы (11 ч + 1 ч резервного времени)

2.1.Экологические факторы

(3 ч)

 

Организм и среда.

Предмет и задачи экологии. Экологические

факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни

организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Определяют основные задачи современной экологии.

Различают основные группы экологических факторов

(абиотических, биотических, антропогенных). Объясняют закономерности влияния экологических факторов

на организмы. Характеризуют основные абиотические

факторы (температуру, влажность, свет). Описывают основные биотические факторы, на конкретных примерах

демонстрируют их значение. Оценивают роль экологических факторов в жизнедеятельности организмов.

Приводят доказательства взаимосвязей организмов и

окружающей среды. Решают биологические задачи.

Находят информацию по изучаемой теме в различных

источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио).

Работают с иллюстрациями учебника.

Работают с электронным приложением

2.2. Структура

экосистем (4 ч)

 

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Определяют структуру экосистемы (пространственная,

видовая, экологическая). Дают характеристику

продуцентов, консументов, редуцентов. Выделяют существенные признаки экосистем, процесса круговорота

веществ и превращений энергии в экосистемах.

Объясняют причины устойчивости и смены экосистем.

Характеризуют влияние человека на экосистемы.

Сравнивают искусственные и естественные экосистемы.

Делают выводы на основе сравнения.

Составляют элементарные схемы переноса веществ и

энергии в экосистемах (цепи и сети).

Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют

и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио).

Решают биологические задачи.

Работают с иллюстрациями учебника.

Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме.

Работают с электронным приложением

2.3. Биосфера —

глобальная экосистема (2 ч)

 

 

Биосфера — глобальная экосистема. Состав

и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Характеризуют и сравнивают основные типы вещества

биосферы. Характеризуют содержание учения В. И. Вернадского

о биосфере, его вклад в развитие биологической науки.

Приводят доказательства единства живой и неживой

природы, используя знания о круговороте веществ

Земли. Биологический круговорот веществ (на

примере круговоротаводы и углерода)в биосфере. Характеризуют роль живых организмов в биосфере. Выделяют существенные признаки процесса круговорота веществ и превращений энергии в биосфере. Принимают участие в дискуссии по теме «Вечна ли

биосфера?», аргументированно высказывают собственное

мнение. Находят информацию по изучаемой теме в различных

источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио).

Решают биологические задачи. Работают с иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Работают с электронным приложением

2.4. Биосфера и

человек (2 ч)

 

Биосфера и человек.

Глобальные экологические проблемы и пути

их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Анализируют и оценивают современные глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; биологическую информацию о глобальных экологических проблемах, получаемую из разных источников; целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающей среде.

Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов

Выдвигают гипотезы о возможных последствиях

деятельности человека в экосистемах.

Аргументируют свою точку зрения в ходе дискуссий по

обсуждению экологических проблем. Представляют

результаты своего исследования (проекта).

Обосновывают правила поведения в природной среде.

Раскрывают проблемы рационального природопользования, охраны природы: защиты от загрязнений, сохранения естественных биогеоценозов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор,

портфолио).Работают с иллюстрациями учебника.

Решают биологические задачи. Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы по изучаемой теме. Работают с электронным приложением

Заключение (1 ч)

Резервное время — 2 ч

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются: -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать…

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются: -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать…

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы…

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы…

Выпускник на углубленном уровне научится: – оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей; – оценивать роль биологии…

Выпускник на углубленном уровне научится: – оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей; – оценивать роль биологии…

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: – организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): – выдвигать гипотезы, планировать работу,…

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: – организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): – выдвигать гипотезы, планировать работу,…

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ

Единство элементного химического состава живыхорганизмов как доказательство единства происхождения живой природы

Единство элементного химического состава живыхорганизмов как доказательство единства происхождения живой природы

Основные понятия. Генетический код, триплет, ген

Основные понятия. Генетический код, триплет, ген

Тема 3.2 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ

Тема 3.2 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ

Тема 3.5 НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (7 ч)

Тема 3.5 НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ (7 ч)

Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии

Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии

Резервное время — 3 ч. 11 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч,из них 2 ч — резервное время)

Резервное время — 3 ч. 11 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч,из них 2 ч — резервное время)

Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление изменчивости у особей одного вида

Раздел 2 ЭКОСИСТЕМЫ (11 ч)

Раздел 2 ЭКОСИСТЕМЫ (11 ч)

Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме*

Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме*

В. И. Вернадского о биосфере; -понимать необходимость реализации идеи устойчивого развития биосферы, ее охраны; - развивать общебиологические умения на экологическом содержании: наблюдать и выявлять приспособления…

В. И. Вернадского о биосфере; -понимать необходимость реализации идеи устойчивого развития биосферы, ее охраны; - развивать общебиологические умения на экологическом содержании: наблюдать и выявлять приспособления…

Сущность жизни. Основные свойства живой материи

Сущность жизни. Основные свойства живой материи

Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества

Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества

Работают с иллюстрациями учебника

Работают с иллюстрациями учебника

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения

Сравнивают эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития, прямое и непрямое развитие и делают выводы на основе сравнения

Сравнивают эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития, прямое и непрямое развитие и делают выводы на основе сравнения

Значение генетики для медицины

Значение генетики для медицины

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы

Земле в процессе эволюции Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы

Земле в процессе эволюции Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы

Взаимоотношения между организмами

Взаимоотношения между организмами

Биосфера — глобальная экосистема (2 ч)

Биосфера — глобальная экосистема (2 ч)

Биосфера и человек (2 ч)

Биосфера и человек (2 ч)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020