Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень)
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень)

Оценка 4.8
docx
17.01.2022
Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень)
Программа биология 10-11 (Профильный уровень).docx

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана на основе (ФГОС СОО),  требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №52 г. Шилки, с учётом Примерной программы среднего общего образования по биологии и авторских рабочих программ:Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. К. Шумного, Г. М. Дымшица. 10— 11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2021. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. Биологические системы и процессы. 10-11 классы (профильный уровень) / авт.-сост. А.В. Теремов, Р.А. Петросова. – М.: Мнемозина, 2012.

Общие цели и задачи учебного предмета.

 

Изучение курса «Биология» в старшей школе направлено на решение следующих задач:

1) формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.

Целями биологического образования в старшей школе являются:

социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу либо общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:

ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательного интереса к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;

овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.

Согласно учебному плану на изучение биологии отводится:

в 10 классе 102 часа (3 раза в неделю, из них16 лабораторных работ);

в 11 классе 102 часа (4 раза в неделю, из них 3 лабораторных и 8 практических работ)

 

         Рабочая программа реализуется по учебникам:

         Биология. 10 класс:учебник для общеобразовательных организаций: углубленный уровень /  [Л.В. Высоцкая и др.]; под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.    

Биология. 11 класс:учебник для общеобразовательных организаций: углубленный уровень /  [П.М. Бородин и др.]; под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

Срок реализации рабочей программы 2 года.

Планируемые результаты

Деятельность образовательной организации в обучении биологии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) реализацию этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей;

3) реализацию установок здорового образа жизни;

4) сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии углублённого уровня являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии углублённого уровня являются:

1.     В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);

• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

• приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

• решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• описание особей видов по морфологическому критерию;

• выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

• сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыша человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения человека и возникновения жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;

• оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

3.     В сфере трудовой деятельности:

• овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

4.     В сфере физической деятельности:

• обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде.

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на углубленном уровне научится:

          оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

          оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

          устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

          обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

          проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

          выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

          устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

          решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

          делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

          сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

          выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

          обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

          определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

          решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

          раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

          сравнивать разные способы размножения организмов;

          характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

          выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

          обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

          обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;

          характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

          устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

          составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

          аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

          обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

          оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

          выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;

          представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

          организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

          прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

          выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

          анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

          аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

          моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

          выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

          использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.

Содержание курса 10 класс

Введение. Живое и жизнь

Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ

Молекулы и клетки

Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Ионы в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.

Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.

Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.

Углеводы. Моносахариды — рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды — сахароза, лактоза. Полисахариды — крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.

Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.

Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.

АТФ, макроэргические связи.

Клеточные структуры и их функции

Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны. Мембранные органоиды. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды. Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения.

Обеспечение клеток энергией

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятие метаболизма, анаболизма, катаболизма.

Источники энергии живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы.

Фиксация энергии солнечного света растениями. Молекулы — аккумуляторы энергии. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ.

Анаэробное расщепление глюкозы.

Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

Наследственная информация и реализация её в клетке

Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Понятие матричного синтеза. Транскрипция.

Генетический код и его свойства.

Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.

Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза.

Современное представление о строении генов. Понятие генома. Геномы митохондрий. Строение хромосом.

Генная инженерия.

Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция.

Индивидуальное развитие и размножение организмов

Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.

Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений.

Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет.

Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий (жизненный цикл). Партеногенез.

Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ

Основные закономерности явлений наследственности

Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности.

Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей.

Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.

Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом. 

Основные закономерности явлений изменчивости

Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Мутационная изменчивость. Генные, хромосомные, геномные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова.

Цитоплазматическая наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены. Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез.

Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость.

Генетические основы индивидуального развития

Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе. Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены млекопитающих. Мобильные генетические элементы.

Проявление генов в онтогенезе. Экспрессивность и пенетрантность. Множественное действие генов. Летальные мутации.

Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование.

Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.

Генетика человека

Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и «хромосомные» болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.

Содержание курса 11 класс

ЭВОЛЮЦИЯ 

Доместикация и селекция

Доместикация и селекция. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии происхождения культурных растений. Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор. Комбинационная селекция.

Теория эволюции. Свидетельства эволюции

Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.

Факторы эволюции

Вид. Развитие представлений о виде. Критерии вида. Виды-двойники. Репродуктивная изоляция. Популяционная структура вида. Популяция — элементарная единица эволюции. Изменчивость природных популяций. Внутривидовая изменчивость. Генофонд. Мутации как фактор эволюции. Генные мутации: нейтральные, вредные, полезные. Частота возникновения новых мутаций.

Популяционная генетика. Генетическая структура популяций. Уравнение Харди — Вайнберга и его биологический смысл. Факторы (движущие силы) эволюции. Случайные изменения частот аллелей в популяциях. Дрейф генов. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания. Борьба за существование. Формы естественного отбора.

Направления и пути эволюции. Адаптации. Ароморфоз. Идиоадаптация. Видообразование. Аллопатрическое (географическое) и симпатрическое (экологическое) видообразование. Изоляция как пусковой механизм видообразования.

Микро- и макроэволюция. Формы эволюции. Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм. Генетические механизмы крупных эволюционных преобразований. Дупликации генов и возникновение новых функций и органов. Эволюция и мы.

Возникновение и развитие жизни на Земле

Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.

Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Способы питания первых организмов.

Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменения климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.

Возникновение и развитие человека — антропогенез

Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.

Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.

Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Человеческие расы. Роль изоляции в формировании расовых признаков. Ложность расистских теорий.

Живая материя как система

Системы и их свойства. Самоорганизация в живых системах. Саморегуляция, поддержание гомеостаза. Многообразие органического мира. Систематика. Принципы классификации. Основные систематические группы органического мира. Современные методы классификации организмов.

ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Организмы и окружающая среда

Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Понятие экологической ниши. Жизненные формы.

Сообщества и экосистемы

Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правила экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.

Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. 

Биосфера

Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Биологические основы охраны природы

Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.

Перечень лабораторных и практических работ

1. Использование различных методов при изучении биологических объектов.

2. Техника микроскопирования.

3. Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

4. Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.

5. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

6. Изучение движения цитоплазмы.

7. Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.

8. Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.

9. Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.

10. Выделение ДНК.

11. Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).

12. Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.

13. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

14. Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.

15. Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.

16. Решение элементарных задач по молекулярной биологии.

17. Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.

18. Составление элементарных схем скрещивания.

19. Решение генетических задач.

20. Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.

21. Составление и анализ родословных человека.

22. Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

23. Описание фенотипа.

24. Сравнение видов по морфологическому критерию.

25. Описание приспособленности организма и её относительного характера.

26. Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.

27. Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.

28. Методы измерения факторов среды обитания.

29. Изучение экологических адаптаций человека.

30. Составление пищевых цепей.

31. Изучение и описание экосистем своей местности.

32. Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.

33. Оценка антропогенных изменений в природе.

 

Тематическое планирование в 10 классе

№ раздела п/п

Название темы раздела

Количество часов

 

Введение

2

1

Биологические системы: клетка, организм

64

Глава 1. Молекулы и клетки

16

Глава 2.Клеточные структуры и их функции

7

Глава 3. Обеспечение клеток и организмов энергией

7

Глава 4. Наследственная информация и ее реализация в клетке

15

Глава 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов

17

2

Основные закономерности наследственности и изменчивости

36

Глава 6. Основные закономерности явлений наследственности

15

Глава 7. Основные закономерности явлений изменчивости

9

Глава 8.генетические основы индивидуального развития

7

Глава 9. Генетика человека

8

 

Итого:

102

Тематическое планирование в 11 классе

№ раздела п/п

Название темы раздела

Количество часов

1

Эволюция

52

Глава 1. Доместикация и селекция

7

Глава 2. Теория эволюции. Свидетельства эволюции

5

Глава 3. Факторы эволюции

17

Глава 4. Возникновение и развитие жизни на земле

8

Глава 5. Возникновение и развитие человека – антропогенез

9

Глава 6. Живая материя как система

6

2

Организмы в экологических системах

34

Глава 7. Организмы и окружающая среда

12

Глава 8. Сообщества и экосистемы

11

Глава 9. Биосфера

6

Глава 10. Биологические основы охраны природы

5

 

Повторение, обобщение. Решения тестов и заданий ЕГЭ

50

 

Итого:

136


Календарно-тематическое планирование в 10 классе

№ п/п

раздела

и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Примечание причина корректировки

Введение

1

2

0.1

0.2

Биология как комплексная наука

2

 

Раздел1. Биологические системы: клетка, организм (64 часа)

Глава 1. Молекулы и клетки (16 часов)

3

4

1.1.1

1.1.2

Клетка – структурная и функциональная единица живого организма

2

 

5

1.1.3

Молекулярные основы жизни. Микро и макроэлементы. Неорганические вещества

1

 

6

1.1.4

Органические вещества. Биополимеры. Аминокислоты

1

 

7

8

1.1.5

1.1.6

Белки

2

Лабораторная работа «Обнаружение белков»

9

10

1.1.7

1.1.8

Биологические функции белков

2

Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов»

11

12

1.1.9

1.1.10

Углеводы и их функции

2

Лабораторная работа «Обнаружение углеводов»

13

14

1.1.11

1.1.12

Липиды. Жиры, масла, воски. Функции липидов.

2

Лабораторная работа «Обнаружение липидов»

15

16

1.1.13

1.1.14

Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, локализация, функции. Принцип комплементарности

2

 

17

1.1.15

РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции

1

 

18

1.1.16

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Глава 2. Клеточные структуры и их функции (7 часов)

19

20

1.2.1

1.2.2

Строение и функции биологических мембран

2

Лабораторная работа «Физиологические свойства мембраны»

21

22

1.2.3

1.2.4

Мембранные органеллы клетки. Ядро. Цитоплазма. Вакуоли. Митохондрии и пластиды

2

Лабораторная работа «Определение наличия каталазы в живых тканях»

23

24

1.2.5

1.2.6

Немембранные органеллы. Цитоскелет. Реснички и Жгутики. Рибосомы. Включения

2

Лабораторная работа «Размеры клеток и внутриклеточных структур»

25

1.2.7

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Глава 3. Обеспечение клеток и организмов энергией (7 часов)

26

1.3.1

Метаболизм. Автотрофы и гетеротрофы

1

 

27

1.3.2

Хемосинтез. Фотосинтез

1

 

28

1.3.3

Фотосинтез. Световая фаза

1

 

29

1.3.4

Темновая фаза фотосинтеза

1

 

30

1.3.5

Обеспечение клеток энергией путем окисления органических веществ

1

 

31

1.3.6

Цикл Кребса. Цепь переноса электронов и окислительное фосфорилирование

1

 

32

1.3.7

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Глава 4. Наследственная информация и ее реализация в клетке (15 часов)

33

1.4.1

Генетическая информация

1

 

34

1.4.2

Генетический код, его свойства

1

 

35

1.4.3

Решение задач по генетическому коду

1

 

36

1.4.4

Транскрипция. Матричные РНК. Транспортные РНК

1

 

37

1.4.5

Решение задач по транскрипции

1

 

38

1.4.6

Биосинтез белка. Реализация генетической информации в клетках. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке

1

 

39

1.4.7

Решение задач по молекулярной биологии

1

 

40

1.4.8

Регуляция транскрипции и трансляции. Регуляторные РНК

1

 

41

1.4.9

Принципы репликации ДНК

1

 

42

1.4.10

Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене

1

 

43

1.4.11

Хромосомы, кариотип. Геномы

1

 

44

1.4.12

Вирусы

1

 

45

1.4.13

Болезнетворные вирусы, ВИЧ. Вирусы – фактор изменения генетической информации организмов

1

 

46

1.4.14

Генная инженерия

1

 

47

1.4.15

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Глава 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов (17 часов)

48

49

1.5.1

1.5.2

Организм как уровень организации живого. Одноклеточные и колониальные организмы

2

Лабораторная работа «Особенности строения клеток прокариот и эукариот»

50

1.5.3

Многоклеточные организмы

1

 

51

1.5.4

Многоклеточные организмы как единая система

1

 

52

1.5.5

Контроль индивидуальности многоклеточного организма

1

 

53

54

1.5.6

1.5.7

Самовоспроизведение клеток. Митоз

2

Лабораторная работа «Митоз в клетках корешка лука»

55

56

1.5.8

1.5.9

Онтогенез. Эмбриональное развитие

2

Лабораторная работа «Начальные стадии дробления яйцеклетки»

57

1.5.10

Постэмбриональное развитие

1

 

58

59

1.5.11

1.5.12

Обмен генетической информацией между организмами. Мейоз

2

Лабораторная работа «Изучение мейоза в пыльниках цветковых растений»

60

61

1.5.13

1.5.14

Размножение организмов

2

Лабораторная работа «Мейоз и развитие мужских половых клеток»

62

63

1.5.15

1.5.16

Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток и оплодотворение

2

Лабораторная работа «Сперматогенез и овогенез»

64

1.5.17

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Раздел 2. Основные закономерности наследственности и изменчивости (36 часов)

Глава 6. Основные закономерности явлений наследственности (15 часов)

65

2.6.1

Генетика. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя

1

 

66

2.6.2

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

1

 

67

2.6.3

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

1

 

68

2.6.4

Решение генетических задач на дигибридное и полигибридное скрещивание

1

 

69

2.6.5

Взаимодействие аллельных генов

1

 

70

2.6.6

Взаимодействие неаллельных генов

1

 

71

2.6.7

Решение генетических задач на взаимодействие генов

1

 

72

2.6.8

Статистическая природа генетических закономерностей. Теория вероятности в генетике

1

 

73

2.6.9

Решение  генетических задач на теорию вероятности в генетике

1

 

74

2.6.10

Наследование сцепленных генов

1

 

75

2.6.11

Решение  генетических задач на сцепление

1

 

76

2.6.12

Картирование хромосом

1

 

77

2.6.13

Наследование, сцепленное с полом

1

 

78

2.6.14

Решение  генетических задач на сцепленное наследование с полом

1

 

79

2.6.15

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Глава 7. Основные закономерности явлений изменчивости  (9 часов)

80

2.7.1

Комбинативная изменчивость

1

 

81

2.7.2

Мутационная изменчивость

1

 

82

83

2.7.3

2.7.4

Геномные и хромосомные мутации

2

Лабораторная работа «Геномные и хромосомные мутации»

84

2.7.5

Внеядерная наследственность и изменчивость

1

 

85

2.7.6

Причины возникновения мутаций искусственный мутагенез

1

 

86

87

2.7.7

2.7.8

Взаимодействие генотипа и среды

2

Лабораторная работа «Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

88

2.7.9

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Глава 8. Генетические основы индивидуального развития (7 часов)

89

2.8.1

Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития

1

 

90

2.8.2

Перестройки генома в онтогенезе

1

 

91

2.8.3

Проявления генов в онтогенезе

1

 

92

2.8.4

Решение задач

1

 

93

2.8.5

Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы

1

 

94

2.8.6

Генетические основы поведения

1

 

95

2.8.7

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Глава 9. Генетика человека (8 часов)

96

2.9.1

Методы генетики человека. Доминантные и рецессивные признаки

1

 

97

2.9.2

Близнецовый метод исследования в генетике человека

1

 

98

99

2.9.3

2.9.4

Цитогенетика человека

2

Лабораторная работа «Кариотип человека. Хромосомные болезни человека»

100

2.9.5

Методы картирования хромосом человека

1

 

101

2.9.6

Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней

1

 

102

2.9.7

Готовимся к ЕГЭ

1

 

 

 

Календарно-тематическое планирование в 11 классе

№ п/п

раздела

и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Примечание причина корректировки

Раздел 1. Эволюция (52)

Глава 1. Доместикация и селекция (7 часов)

1

1.1.1

Доместикация

1

 

2

1.1.2

Искусственный отбор

1

 

3

1.1.3

Современные методы отбора

1

 

4

1.1.4

Гетерозис и его использование в селекционном процессе

1

 

5

1.1.5

Расширение генетического разнообразия селекционного материала

1

 

6

1.1.6

Использования в селекции методов генной и геномной инженерии

1

 

7

1.1.7

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Глава 2. Теория эволюции. Свидетельства эволюции (5 часов)

8

1.2.1

Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка. Теория катастроф Кювье

1

 

9

1.2.2

Эволюционная теория Дарвина. Синтетическая теория эволюции

1

 

10

11

1.2.3

1.2.4

Доказательства эволюции

2

 

12

1.2.5

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Глава 3. Факторы эволюции (17 часов)

13

1.3.1

Вид. Критерии вида

1

 

14

1.3.2

Популяция – элементарная единица эволюции

1

 

15

16

1.3.3

1.3.4

Мутации как фактор эволюции

2

Лабораторная работа «Анализ генетической изменчивости»

17

1.3.5

Популяционная генетика. Генетическая структура популяций. Уравнение Харди-Вайнберга

1

 

18

1.3.6

Решение задач по популяционной генетике

1

 

19

1.3.7

Случайные изменения частот аллелей в популяциях. Дрейф генов как фактор эволюции

1

 

20

1.3.8

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Приспособленность к среде обитания. Борьба за существование

1

 

21

1.3.9

Эффективность естественного отбора. Кумулятивное действие отбора

1

 

22

1.3.10

Формы естественного отбора. Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Дизруптивный отбор

1

 

23

1.3.11

Половой отбор. Выявление следов различных форм отбора при анализе современных популяций

1

 

24

1.3.12

Направление и пути эволюции. Адаптации. Ароморфоз. Идиоадаптации

1

 

25

1.3.13

Видообразование и изоляция

1

 

26

1.3.14

Микро и макроэволюция.

1

 

27

1.3.15

Генетические механизмы крупных эволюционных преобразований

1

 

28

1.3.16

Эволюция и мы

1

 

29

1.3.17

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Глава 4. Возникновение и развитие жизни на Земле (8 часов)

30

1.4.1

Сущность жизни. Представления о возникновении жизни на Земле

1

 

31

1.4.2

Образование биологических мономеров и полимеров

1

 

32

1.4.3

Формирование и эволюция пробионтов

1

 

33

1.4.4

Изучение истории Земли. Палеонтология

1

 

34

1.4.5

Развитие жизни в криптозое. Основные эволюционные события в архее и протерозое

1

 

35

1.4.6

Развитие жизни на земле в палеозое

1

 

36

1.4.7

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1

 

37

1.4.8

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Глава 5. Возникновение и развитие человека – антропогенез (9 часов)

38

1.5.1

Место человека в системе живого мира – морфологические и физиологические данные

1

 

39

1.5.2

Место человека в системе живого мира – данные молекулярной биологии и биологии развития

1

 

40

1.5.3

Происхождение человека. Палеонтологические данные. Ископаемые приматы. Австралопитеки

1

 

41

1.5.4

Первые представители рода Homo

1

 

42

1.5.5

Появление человека разумного

1

 

43

1.5.6

Расселение людей по Земле. Эволюция человека разумного. Биологические факторы эволюции человека

1

 

44

1.5.7

Социальные факторы эволюции человека

1

 

45

1.5.8

Человеческие расы

1

 

46

1.5.9

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Глава 6. Живая материя как система (6 часов)

47

1.6.1

Системы и их свойства

1

 

48

1.6.2

Саморегуляция в живых системах

1

 

49

1.6.3

Усложнение биологических систем в ходе эволюции

1

 

50

1.6.4

Многообразие органического мира

1

 

51

1.6.5

Основные систематические группы органического мира. Современные методы классификации организмов

1

 

52

1.6.6

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Раздел 2. Организмы в экологических системах (34 часа)

Глава 7. Организмы и окружающая среда (12 часов)

53

54

55

2.7.1

2.7.2

2.7.3

Взаимоотношения организма и среды

3

Практическая работа «Влияние температуры воздуха на самочувствие человека»   Практическая работа «Изучение разнообразия мелких почвенных членистоногих в разных экосистемах»

56

2.7.4

Популяция как природная система. Структура популяции

1

 

57

2.7.5

Динамика популяции

1

 

58

2.7.6

Вид как система популяций

1

 

59

60

2.7.7

2.7.8

Приспособленность. Переживание неблагоприятных условий и размножение

2

Лабораторная работа «Определение приспособлений растений к разным условиям среды»

61

62

2.7.9

2.7.10

Вид и его жизненная стратегия

2

Практическая работа «Выделение признаков для отнесения выбранных растений или животных к K- илиr-стратегам»

63

2.7.11

Экологическая ниша вида. Жизненные формы

1

 

64

2.7.12

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Глава 8. Сообщества и экосистемы (11 часов)

65

66

2.8.1

2.8.2

Сообщества и экосистемы

2

Практическая работа «Изучение и описание экосистем»

67

2.8.3

2.8.4

Функциональные блоки сообщества. Энергетические связи и трофические сети

2

Практическая работа «Составление пищевых цепей»

68

69

2.8.5

Межвидовые и межпопуляционные связи в сообществах

1

 

70

71

2.8.6

2.8.7

Пространственное устройство сообществ

2

Практическая работа «Оценка влияния ярусной структуры на распределение лишайников»

72

73

2.8.8

2.8.9

Динамика сообществ

2

Лабораторная работа «Выявление экологических особенностей сообщества аквариума»

74

2.8.10

Формирование сообществ

1

 

75

2.8.11

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Глава 9. Биосфера (6 часов)

76

2.9.1

Биосфера – экосистема высшего ранга

1

 

77

2.9.2

Живое вещество и биохимические круговороты

1

 

78

79

80

2.9.3

2.9.4

2.9.5

Роль человека в биосфере

3

Практическая работа «Оценка антропогенных изменений в природе» Практическая работа «Воздействие человека на водную среду и берега водоемов»

81

2.9.6

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Глава 10. Биологические основы охраны природы (5 часов)

82

2.10.1

Сохранение и поддержание биологического разнообразия на популяционно-видовом и генетическом уровнях

1

 

83

2.10.2

Сохранение и поддержание биологического разнообразия на экосистемном уровне

1

 

84

2.10.3

Биологический мониторинг и биоиндикация

1

 

85

2.10.4

Достижения биологии и охрана природы

1

 

86

2.10.5

Готовимся к ЕГЭ

1

 

Повторение, обобщение. Решения тестов и заданий ЕГЭ (50 часов)

Основные закономерности наследственности

87

1

Моногибридное скрещивание

1

Решение задач, тесты

88

2

Неполное доминирование, анализирующее скрещивание

1

Решение задач, тесты

89

3

Дигибридное скрещивание, законы независимого наследования

1

Решение задач, тесты

90

4

Взаимодействие генов

1

Решение задач, тесты

91

5

Кодоминирование. Наследование групп крови у человека. Резус фактор

1

Решение задач, тесты

92

6

Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана

1

Решение задач, тесты

93

7

Закон сцепленного наследования

1

Решение задач, тесты

94

8

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1

Решение задач, тесты

Основные закономерности изменчивости

95

9

Наследственная (генотипическая) изменчивость

1

Тесты

96

10

Ненаследственная модификационная изменчивость

1

Тесты

97

11

Основные закономерности изменчивости. Сравнение наследственной и ненаследственной изменчивости

1

Практическая работа

Генетика человека

98

12

Методы изучения генетики человека

1

Тесты

99

13

Наследственные, ненаследственные заболевания человека

1

Тесты

Царство растения

100

14

Органы цветковых растений

1

Тесты

101

102

15

16

Систематика растений – царство, отделы, семейства

2

Тесты

103

17

Царство Бактерии и Грибы

1

Тесты

Царство животные

104

18

Одноклеточные – Простейшие

1

Тесты

105

19

Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

1

Тесты

106

20

Тип Плоские черви

1

Тесты

107

21

Тип Круглые черви

1

Тесты

108

22

Тип Кольчатые черви

1

Тесты

109

23

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

1

Тесты

110

24

Класс Паукообразные

1

Тесты

111

25

Класс Насекомые

1

Тесты

112

26

Тип Моллюски

1

Тесты

113

27

Тип Хордовые. Класс Хрящевые, Костные рыбы

1

Тесты

114

28

Класс Земноводные

1

Тесты

115

29

Класс Пресмыкающиеся

1

Тесты

116

30

Класс Птицы

1

Тесты

117

31

Класс Млекопитающие

1

Тесты

118

32

Многообразие Млекопитающих

1

Тесты

Человек и его здоровье

119

33

Клетки, ткани

1

Тесты

120

34

Нервная система (центральная, периферическая, соматический и вегетативный отделы)

1

Тесты

121

35

Спинной и головной мозг

1

Тесты

122

36

Микро- и макроскопическое строение костей. Прочность, легкость. Соединение костей

1

Тесты

123

37

Скелет человека

1

Тесты

124

38

Мышцы, работа мышц, утомление

1

Тесты

125

39

Внутренняя среда организма. Плазма, форменные элементы крови

1

Тесты

126

40

Сердце, строение, расположение, работа, регуляция

1

Тесты

127

41

Сосуды. Круги кровообращения

1

Тесты

128

42

Воздухоносные пути, строение, функции

1

Тесты

129

43

Легкие, газообмен в легких, тканях

1

Тесты

130

44

Органы пищеварения, строение, функции, пищеварительные железы

1

Тесты

131

45

Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике

1

Тесты

132

46

Мочевыделительная система. Строение и функции

1

Тесты

133

47

Железы внутренней секреции. Строение и функции

1

Тесты

134

48

Половая система. Строение и функции

1

Тесты

135

49

Сенсорные органы – органы чувств, анализаторы

1

Тесты

136

50

Органы зрения, слуха, равновесия

1

Тесты

 


Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (профильный уровень)

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии разработана на основе (ФГОС

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии разработана на основе (ФГОС

Согласно учебному плану на изучение биологии отводится: в 10 классе 102 часа (3 раза в неделю, из них 16 лабораторных работ); в 11 классе 102…

Согласно учебному плану на изучение биологии отводится: в 10 классе 102 часа (3 раза в неделю, из них 16 лабораторных работ); в 11 классе 102…

Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов

Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов

В сфере физической деятельности: • обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде

В сфере физической деятельности: • обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: – организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать…

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: – организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать…

Содержание курса 10 класс Введение

Содержание курса 10 класс Введение

Клеточные включения. Обеспечение клеток энергией

Клеточные включения. Обеспечение клеток энергией

Наследственность — свойство живых организмов

Наследственность — свойство живых организмов

Доместикация и селекция. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии происхождения культурных растений

Доместикация и селекция. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии происхождения культурных растений

Возникновение и развитие человека — антропогенез

Возникновение и развитие человека — антропогенез

Техника микроскопирования. 3

Техника микроскопирования. 3

Оценка антропогенных изменений в природе

Оценка антропогенных изменений в природе

Оценка антропогенных изменений в природе

Оценка антропогенных изменений в природе

Календарно-тематическое планирование в 10 классе № п/п № раздела и темы урока

Календарно-тематическое планирование в 10 классе № п/п № раздела и темы урока

АТФ: строение, функции1 181

АТФ: строение, функции1 181

Транскрипция. Матричные РНК. Транспортные

Транскрипция. Матричные РНК. Транспортные

Контроль индивидуальности многоклеточного организма1 53 541

Контроль индивидуальности многоклеточного организма1 53 541

Взаимодействие аллельных генов1 702

Взаимодействие аллельных генов1 702

Взаимодействие генотипа и среды2Лабораторная работа «Изменчивость

Взаимодействие генотипа и среды2Лабораторная работа «Изменчивость

Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней 1 102 2

Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней 1 102 2

Доказательства эволюции 2 12 1

Доказательства эволюции 2 12 1

Направление и пути эволюции. Адаптации

Направление и пути эволюции. Адаптации

Место человека в системе живого мира – данные молекулярной биологии и биологии развития 1 40 1

Место человека в системе живого мира – данные молекулярной биологии и биологии развития 1 40 1

Взаимоотношения организма и среды 3

Взаимоотношения организма и среды 3

Межвидовые и межпопуляционные связи в сообществах 1 70 71 2

Межвидовые и межпопуляционные связи в сообществах 1 70 71 2

Сохранение и поддержание биологического разнообразия на экосистемном уровне 1 84 2

Сохранение и поддержание биологического разнообразия на экосистемном уровне 1 84 2

Основные закономерности изменчивости

Основные закономерности изменчивости

Класс Пресмыкающиеся1Тесты 11630

Класс Пресмыкающиеся1Тесты 11630

Тесты 132 46

Тесты 132 46
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2022