Рабочая программа по биологии, 11 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Оценка 4.6
doc
24.02.2021
Рабочая программа  по биологии, 11 класс
11 кл. биология.doc

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска «Средняя школа № 29»

 

 

Рассмотрено

на заседании методического объединения  

естественнонаучных дисциплин

Руководитель МО

 

__________ Хайбуллина А.Г.

 

Протокол № 1 от 26.08.2020

Согласовано

 

Заместитель директора по УВР:

 

_______________ Л.В. Лукаш

 

Протокол № 1 от 27.08.2020

Утверждаю

 

 Директор школы

 

_____________ С.С. Васин

 

Приказ № 213 от 28.08.2020

 

Рабочая программа

по биологии

 

 

Предметная область – биология

Класс – 11А

Уровень изучения предмета – базовый

Срок реализации программы – 1 учебный год

         Составитель:

Хайбуллина А.Г.

учитель биологии

соответствие занимаемой должности

 

 

 

город Ульяновск

2020 год

 

 

 

 

 

Содержание  рабочей  программы:

 

 

           Пояснительная записка                                                                                                                                        стр. 3-4

Планируемые результаты освоения учебного предмета                                                                                   стр. 5-11

Содержание учебного предмета                                                                                                                          стр. 12-13

Тематическое планирование                                                                                                                                стр. 14-16

Список использованных источников                                                                                                                  стр. 17                                                                 

Лист коррекции выполнения рабочей программы                                                                                            стр. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии, 11 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. от 24 ноября 2015 г. N 81 «О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

–  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015;

– Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);

– ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);

– ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом  Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);

– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 28.12.2018 № 345 (с изменениями от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);

- Письмом Минобразования от 28.10.2015 № 08-176 «О рабочих программах учебных предметов»;

– Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Средняя школа № 29» города Ульяновска;

– Основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ                СШ № 29.

- Положением о рабочей программе учебного предмета (курса).

 

Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

 

1.     Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов //Программа среднего полного общего образования. Биология. Базовый уровень., Москва Дрофа 2016.

2.     Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2018.

 

Количество учебных часов в год – 68

Количество часов в неделю – 2.

Учебный предмет биология входит в предметную область «Естественнонаучные дисциплины», изучается на базовом уровне.    

Основные цели предмета:

- овладение системой биологических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования в старших классах;

- интеллектуальное развитие, формирование таких качеств как точность мысли, логическое мышление, способность к преодолению трудностей,

- воспитание культуры личности;

- формирование опыта решения разнообразных классов задач из различных разделов биологии, требующих поиска путей решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные результаты:

Формирование и развитие основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Навыки работы с информацией. Учащиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД

1.        Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.        Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

 

Познавательные УУД

3.        Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выделять явление из общего ряда других явлений;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

4.        Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

 

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-     определять возможные роли в совместной деятельности;

-     играть определенную роль в совместной деятельности;

-     принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

-     определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

-     строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-     корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-     критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-     предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-     выделять общую точку зрения в дискуссии;

-     договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-     организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-     устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

 

Предметные результаты

Выпускник научится:

– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; – понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

 – формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

 – обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

 – распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

 – объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

 – классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

 – составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

 – приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

 – оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

 – представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

 – оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

 – объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

 – объяснять последствия влияния мутагенов;

 – объяснять возможные причины наследственных заболеваний. – объяснять причины наследственных заболеваний;

Выпускник получит возможность научиться:

– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

 – характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

 – решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

 – решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

 – решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

 – оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета.

Биология. Общая биология. 11 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Введение -1ч.

Раздел 1. Вид-38 ч.

Тема 1.1.

История эволюционных идей-7 ч.

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвинский период. Значений работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка

Теория Ж. Кювье предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании естественно - научной картины.

Тема 1.2.

Современное эволюционное учение 18ч.

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции.

Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.

Лабораторные и практические работы:

1.Описание особей вида по морфологическому критерию.  
2.Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Экскурсия – Многообразие видов.

Тема 1.3.

Происхождение жизни на Земле - 6ч.

Развитие представлений о происхождении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновении жизни. Теория Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Экскурсия-История развития жизни на Земле.

Тема 1.4.

Происхождение человека-8ч.

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Экскурсия -   Происхождение и эволюция человека.

 

Раздел «Экосистемы» - 23ч.                                               

Тема 2.1.

Экологические факторы - 5ч.

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды, их значения в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами.

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Тема 2.2.

Структура экосистем - 8ч.

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества -агроценозы.

Экскурия - Естественные и искусственные экосистемы.

Тема 2.3.

Биосфера-глобальная экосистема - 4ч.

Биосфера-глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о   биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ на примере круговорота воды и углерода.

Тема 2.4.

Биосфера и человек-6ч.

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Заключение -1.

Резервное время 4 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование (по ФГОС)

2 часа в неделю, всего 68 часов

 

Наименование темы

Всего часов

Лабораторные работы

Тестовые работы

Введение – 1 ч.

Раздел 1. Вид – 38 ч.

Тема 1.1

История эволюционных идей.

7

 

 

Тема 1.2

Современное эволюционное учение.

18

Лабораторная работа №1

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Лабораторная работа №2

Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Экскурсия №1

Многообразие видов.

 

Тест по темам:

История эволюционных идей

Современное эволюционное учение

Тема 1.3

Происхождение жизни на Земле.

6

Экскурсия

История развития жизни на Земле.

 

 

Тема 1.4

Происхождение человека.

8

Экскурсия

Происхождение человека

Тестовая работа по темам:

Происхождение жизни на Земле.

Происхождение человека.

Раздел 2. Экосистемы 23ч.

Тема 2.1.

Экологические факторы

 

 

5

 

 

Тема 2.2.

Структура экосистем

8

Лабораторная работа № 3

Составление цепей питания

Лабораторная работа № 4

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Экскурсия № 3

Естественные и искусственные экосистемы.

Тест по теме:

Экологические факторы

Структура экосистем

Тема 2.3.

Биосфера глобальная экосистема.

4

 

 

Тема 2.4.

Биосфера и человек.

6

 

Тестовая работа по темам:

Биосфера глобальная экосистема.

Биосфера и человек.

Заключение 1 ч.

Резервное время

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:

            Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

         •        Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2018.

         •         Биология: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». https://bio.1sept.ru/bioarchive.php

             Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:

        • Министерство образования и науки РФ:  http://www.mon.gov.ru/

          Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуника    ций»: http://www. informika.ru/

         •         Тестирование on-line: 5-11 классы:  http://www.kokch.kts.ru/cdo/

        • Путеводитель «В мире науки» для школьников:  http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/

        • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/

        • Сайт энциклопедий:  http://www.encyclopedia.ru/

        • электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции (www.school-collection.edu.ru)

 

 

 

Список используемых источников

 

1.     Федеральный закон от 29.12.2012 №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (Электронный ресурс.Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/);

2.     Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Электронный ресурс. Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/543);

3.     Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Электронный ресурс.Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/543);

4.     Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Электронный ресурс.Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152890/);

5.     Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» (Электронный ресурс.Режим доступа http://base.garant.ru/71239306/);

6.     Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов //Программа среднего полного общего образования. Биология. Базовый уровень., Москва Дрофа 2016.

 

7.     Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2018.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету

№ урока

Раздел

Планируемое количество часов

Фактическое количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

Согласовано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ урока

Дата проведения урока

Содержание учебного материала

(тема урока)

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

план

факт

Введение

Раздел 1 Вид

Тема 1.1

История эволюционных идей

 

1

 

 

Введение

 

 

 

2

 

 

История эволюционных идей.

 

характеризовать вклад выдающихся учёных в развитии биологической науки,

умение выделять проблему, ставить вопросы,

реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям.

3

 

 

Развитие биологии в додарвинский период.   Значение работ К.Линнея.

 

объяснять вклад первых русских эволюционистов в развитии эволюционных представлений

4

 

 

Эволюционная  теория Ж.Б. Ламарка.

 

характеризовать работы К. Линнея по систематике растений и животных. Обобщать положения и законы эволюционной теории Ламарка.

5

 

 

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

 

называть отдельные предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

6

 

 

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Искусственный отбор. Борьба за существование и естественный отбор

 

понимать сущность эволюционной теории, сложные и противоречивые  пути её становления

7

 

 

Роль эволюционной теории в. формировании естественнонаучной картины мира

 

объяснять представления Ч.Дарвина  об образовании новых видов

8

 

 

Обобщение и повторение по теме: «История эволюционных идей».

 

объяснять причины эволюции, изменяемости видов

Тема 1.2. Современное эволюционное учение

9

 

 

Вид, его критерии.

 

 

называть и характеризовать отдельные критерии вида, популяционную структуру вида ,соотносить биологические процессы с теориями.

10

 

 

Лабораторная работа №1

«Описание особей вида по морфологическому критерию»

 

называть и характеризовать отдельные критерии вида, популяционную структуру вида ,соотносить биологические процессы с теориями.

11

 

 

Популяция   структурная единица вида, единица эволюции.

Синтетическая теория эволюции.

 

характеризовать популяционную структуру вида ,формы естественного  отбора: движущий, стабилизирующий, разрывающий.

12

 

 

Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция.

 

характеризовать мутационный процесс, популяционные волны, изоляцию ,борьбу за существование, естественный отбор, их влияние на генофонд популяции.

13

 

 

Движущие силы. Борьба за существование, естественный отбор популяционные волны, изоляция.

 

характеризовать борьба  за существование, естественный отбор популяционные волны, изоляция

14

 

 

Движущий и стабилизирующий естественный отбор.

 

характеризовать формы естественного отбора: движущий ,стабилизирующий ,разрывающий; объяснять их связь с факторами окружающей среды.

15

 

 

Адаптации организмов к условиям обитания.

 

обосновывать приспособительные особенности организмов к среде обитания

16

 

 

Лабораторная работа№2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

 

обосновывать приспособительные особенности организмов к среде обитания

17

 

 

Экскурсия № 1 «Многообразия видов» (окрестности школы)

 

 

18

 

 

Видообразование как результат эволюции.

 

характеризовать современные представления о  видообразовании , объяснять пути видообразования, характеризовать результаты эволюции: :многообразие видов, органическую целесообразность, постепенное усложнение организации.

19

 

 

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

 

приводить доказательства необходимости сохранения видов; находить биологическую информацию в разных источниках.

20

 

 

Главные направления эволюционного процесса.

 

называть главные направления эволюционного процесса, характеризовать пути достижения биологического прогресса :арогенез, аллогенез  и  катагенез соотносить биологические процессы с теориями, их объясняющими.

21

 

 

Биологический прогресс.

 

характеризовать биологический прогресс и биологический регресс ( по А.Н. Северцеву); воспроизводить определения биологических понятий

22

 

 

Пути достижения биологического прогресса.

 

характеризовать пути достижения биологического прогресса: арогенез,  аллогенез, катагенез

23

 

 

Биологический регресс.

 

воспроизводить определение биологических понятий ,соотносить биологические процессы с теориями, .их объясняющими

24

 

 

Причины вымирания видов.

 

обобщать полученные при изучении учебного материала сведения и представлять их в структурированном виде.

25

 

 

Доказательство эволюции органического мира.

 

называть доказательство эволюции

26

 

 

Тестовая работа по темам:

«История

эволюционных идей».

«Современное эволюционное учение»

 

должны уметь применять знания при решении биологических задач

Тема 1.3.Происхождение жизни на Земле

27

 

 

Развитие представлений о возникновении жизни.

 

характеризовать различные гипотезы возникновения жизни на Земле и начальные этапы развития, обобщать полученные при изучении учебного материала сведения и представлять их в структурированном виде.

28

 

 

Опыты Ф.Реди, Л.Пастера.

 

характеризовать роль опытов Ф.Реди, Л.Пастера

29

 

 

Гипотезы о происхождении жизни.

 

анализировать и оценивать различные гипотезы о происхождении жизни.

30

 

 

Современные взгляды на происхождении жизни.

 

выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни, высказывать свою точку зрения о сложности вопроса  возникновения жизни.

31

 

 

Теория Опарина-Холдейна.

 

описывать начальные этапы биологической эволюции, характеризовать теорию Опарина-Холдейна.

32

 

 

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

 

характеризовать основные закономерности эволюции, в частности понятие дивергенции.

Тема  1. 4. Происхождение человека

33

 

 

Положение человека в системе животного мира.

 

объяснять систематическое положение вида человек разумный в системе животного мира.

34

 

 

Гипотезы происхождения человека.

 

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссий по обсуждению гипотез о происхождении человека.

35

 

 

Эволюция  человека, основные этапы.

 

называть отдельные стадии эволюции человека, характеризовать древнейших, древних и первых современных людей.

36

 

 

Расы человека. Происхождение человеческих рас.

 

характеризовать человеческие расы их единство.

37

 

 

Видовое единство человеческих рас.

 

характеризовать соотношение социального и биологического в эволюции человека.

38

 

 

Проверочная работа «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека»

 

уметь применять знания при решении биологических задач.

39

 

 

Экскурсия №2 по теме: «История развития жизни на Земле. Происхождение человека».

 

 

40

 

 

Экскурсия №2 по теме: «История развития жизни на Земле. Происхождение человека».

 

 

Раздел 2 Экосистемы

Тема 2.1.Экологические факторы

 

41

 

 

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. 

 

характеризовать предмет и задачи экологии. 

42

 

 

Экологические факторы среды. 

 

характеризовать абиотические и биотические факторы среды. 

43

 

 

Закономерности влияния экологических факторов на организм. 

 

объяснять роль интенсивности действия факторов, понятие «ограничивающий фактор, характеризовать биотические факторы среды. Их взаимосвязь.

44

 

 

Взаимоотношения между организмами.

 

называть отдельные формы взаимоотношений между организмами, их характеризовать. 

45

 

 

Межвидовые взаимоотношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. 

 

называть отдельные формы взаимоотношений,  характеризовать их. 

Тема 2.2 Структура экосистем

46

 

 

Экосистемы. Видовая структура экосистем

 

характеризовать биоценозы, их видовое разнообразие, плотность популяций ,биомассу; объяснять причину смены биоценозов

47

 

 

Пространственная структура экосистем.

 

характеризовать экологические пирамиды чисел, биомассы, энергии. 

48

 

 

Пищевые связи в экосистемах. 

 

характеризовать цепи и сети питания. 

49

 

 

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. 

 

характеризовать круговорот веществ в природе: круговорот воды, углерода ,азота, серы и фосфора ;значение круговоротов. 

50

 

 

Лабораторная работа № 3 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)

в экосистемах.

 

 

51

 

 

Причины устойчивости и смены экосистем.

 

 

52

 

 

Искусственные сообщества-агроценозы. 

Лабораторная работа № 4 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

 

характеризовать искусственные агроценозы. Сравнить искусственные и естественные биоценозы.

53

 

 

Экскурсия№3 «Естественные (лес, поле) и искусственные (парк, сквер школы) экосистемы» Влияние человека  на экосистемы. 

 

 

Тема 2.3.   Биосфера - глобальная экосистема

54

 

 

Биосфера-глобальная экосистема. Состав и структура   биосферы. 

 

называть границы и компоненты биосферы; характеризовать биосферу как живую оболочку планеты. 

55

 

 

Учение  В.И. Вернадского  о биосфере.

 

приводить примеры связей компонентов биосферы и их участия в формировании сред жизни; объяснять зависимость жизнедеятельности каждого организма от всеобщих законов природы. 

56

 

 

Роль живых организмов в биосфере.

 

приводить примеры связей компонентов биосферы и их участия в формировании сред жизни. 

57

 

 

Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

 

приводить примеры связей в живой природе, обеспечивающих биогенную миграцию атомов.

Тема 2.4.  Биосфера и человек

58

 

 

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. 

 

характеризовать роль человека в природе; называть экологические проблемы и пути их решения. 

59

 

 

Последствия деятельности человека для окружающей среды. 

 

характеризовать причины загрязнения пресных вод и Мирового океана; влияние человека на растительный и животный мир; приводить примеры радиоактивного загрязнения окружающей среды. 

60

 

 

Правила поведения в природной среде.

 

формулировать проблемы рационального природопользования, характеризовать методы защиты от загрязнений. 

61

 

 

Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. 

 

формулировать проблемы рационального природопользования. 

62

 

 

Обобщение и повторение по теме: «Экосистемы». 

 

характеризовать компоненты биогеоценозов, цепи и сети питания, приводить примеры связей в живой природе. 

63

 

 

Тестовая работа по теме «Экосистемы».

 

 

64

 

 

Резервное время.

 

 

65

 

 

Резервное время.

 

 

66

 

 

Резервное время.

 

 

67

 

 

Резервное время.

 

 

68

 

 

Резервное время.

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

       АННОТАЦИЯ

         Рабочая программа по биологии, 11 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».

         Автор-составитель: Хайбуллина А.Г., учитель биологии.

Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

1.     Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов //Программа среднего полного общего образования. Биология. Базовый уровень. Москва Дрофа 2016.

2.     Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2018.

 

Количество учебных часов в год – 68 часов.

Количество часов в неделю – 2 часа.

Учебный предмет биология входит в предметную область «Естественно – научные предметы», изучается на базовом уровне.

 

         Основные цели курса:

  • Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Содержание рабочей программы:

Содержание рабочей программы:

Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии, 11 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования

Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии, 11 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования

Количество часов в неделю – 2

Количество часов в неделю – 2

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Метапредметные результаты : Формирование и развитие основ читательской компетенции

Метапредметные результаты : Формирование и развитие основ читательской компетенции

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Предметные результаты Выпускник научится: – раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; – понимать и описывать…

Предметные результаты Выпускник научится: – раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; – понимать и описывать…

Выпускник получит возможность научиться: – давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;…

Выпускник получит возможность научиться: – давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;…

– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его…

– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его…

Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета.

Раздел «Экосистемы» - 23ч.

Раздел «Экосистемы» - 23ч.

Тематическое планирование (по

Тематическое планирование (по

Тема 2.1. Экологические факторы 5

Тема 2.1. Экологические факторы 5

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:

Список используемых источников 1

Список используемых источников 1

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету № урока

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету № урока

Календарно-тематическое планирование № урока

Календарно-тематическое планирование № урока

Синтетическая теория эволюции.характеризовать популяционную структуру вида ,формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, разрывающий

Синтетическая теория эволюции.характеризовать популяционную структуру вида ,формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, разрывающий

Опыты Ф.Реди, Л.Пастера.характеризовать роль опытов

Опыты Ф.Реди, Л.Пастера.характеризовать роль опытов

Межвидовые взаимоотношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Межвидовые взаимоотношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Тема 2.4. Биосфера и человек 58

Тема 2.4. Биосфера и человек 58

АННОТАЦИЯ Рабочая программа по биологии, 11 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования

АННОТАЦИЯ Рабочая программа по биологии, 11 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2021