Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено на заседании методического объединения естественнонаучных дисциплин Руководитель МО
__________ Хайбуллина А.Г.
Протокол № 1 от 26.08.2020 |
Согласовано
Заместитель директора по УВР:
_______________ Л.В. Лукаш
Протокол № 1 от 27.08.2020 |
Утверждаю
Директор школы
_____________ С.С. Васин
Приказ № 213 от 28.08.2020 |
Рабочая программа
по биологии
Предметная область – биология
Класс – 11А
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 1 учебный год
Составитель:
Хайбуллина А.Г.
учитель биологии
соответствие занимаемой должности
город Ульяновск
2020 год
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 3-4
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 5-11
Содержание учебного предмета стр. 12-13
Тематическое планирование стр. 14-16
Список использованных источников стр. 17
Лист коррекции выполнения рабочей программы стр. 18
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии, 11 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015;
– Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);
– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 28.12.2018 № 345 (с изменениями от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);
- Письмом Минобразования от 28.10.2015 № 08-176 «О рабочих программах учебных предметов»;
– Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29» города Ульяновска;
– Основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ СШ № 29.
- Положением о рабочей программе учебного предмета (курса).
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
1. Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов //Программа среднего полного общего образования. Биология. Базовый уровень., Москва Дрофа 2016.
2. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2018.
Количество учебных часов в год – 68
Количество часов в неделю – 2.
Учебный предмет биология входит в предметную область «Естественнонаучные дисциплины», изучается на базовом уровне.
Основные цели предмета:
- овладение системой биологических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования в старших классах;
- интеллектуальное развитие, формирование таких качеств как точность мысли, логическое мышление, способность к преодолению трудностей,
- воспитание культуры личности;
- формирование опыта решения разнообразных классов задач из различных разделов биологии, требующих поиска путей решения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты:
Формирование и развитие основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Навыки работы с информацией. Учащиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Познавательные УУД
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Предметные результаты
Выпускник научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; – понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний. – объяснять причины наследственных заболеваний;
Выпускник получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Содержание учебного предмета.
Биология. Общая биология. 11 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Введение -1ч.
Раздел 1. Вид-38 ч.
Тема 1.1.
История эволюционных идей-7 ч.
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвинский период. Значений работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка
Теория Ж. Кювье предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании естественно - научной картины.
Тема 1.2.
Современное эволюционное учение 18ч.
Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции.
Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.
Лабораторные и практические работы:
1.Описание особей вида по
морфологическому критерию.
2.Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Экскурсия – Многообразие видов.
Тема 1.3.
Происхождение жизни на Земле - 6ч.
Развитие представлений о происхождении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.
Современные взгляды на возникновении жизни. Теория Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Экскурсия-История развития жизни на Земле.
Тема 1.4.
Происхождение человека-8ч.
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Экскурсия - Происхождение и эволюция человека.
Раздел «Экосистемы» - 23ч.
Тема 2.1.
Экологические факторы - 5ч.
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды, их значения в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами.
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Тема 2.2.
Структура экосистем - 8ч.
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества -агроценозы.
Экскурия - Естественные и искусственные экосистемы.
Тема 2.3.
Биосфера-глобальная экосистема - 4ч.
Биосфера-глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ на примере круговорота воды и углерода.
Тема 2.4.
Биосфера и человек-6ч.
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Заключение -1.
Резервное время 4 ч.
Тематическое планирование (по ФГОС)
2 часа в неделю, всего 68 часов
Наименование темы |
Всего часов |
Лабораторные работы |
Тестовые работы |
Введение – 1 ч. |
|||
Раздел 1. Вид – 38 ч. |
|||
Тема 1.1 История эволюционных идей. |
7 |
|
|
Тема 1.2 Современное эволюционное учение. |
18 |
Лабораторная работа №1 Описание особей вида по морфологическому критерию. Лабораторная работа №2 Выявление приспособлений организмов к среде обитания. Экскурсия №1 Многообразие видов.
|
Тест по темам: История эволюционных идей Современное эволюционное учение |
Тема 1.3 Происхождение жизни на Земле. |
6 |
Экскурсия История развития жизни на Земле.
|
|
Тема 1.4 Происхождение человека. |
8 |
Экскурсия Происхождение человека |
Тестовая работа по темам: Происхождение жизни на Земле. Происхождение человека. |
Раздел 2. Экосистемы 23ч. |
|||
Тема 2.1. Экологические факторы
|
5 |
|
|
Тема 2.2. Структура экосистем |
8 |
Лабораторная работа № 3 Составление цепей питания Лабораторная работа № 4 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Экскурсия № 3 Естественные и искусственные экосистемы. |
Тест по теме: Экологические факторы Структура экосистем |
Тема 2.3. Биосфера глобальная экосистема. |
4 |
|
|
Тема 2.4. Биосфера и человек. |
6 |
|
Тестовая работа по темам: Биосфера глобальная экосистема. Биосфера и человек. |
Заключение 1 ч. |
|||
Резервное время |
6 |
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
• Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2018.
• Биология: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». https://bio.1sept.ru/bioarchive.php
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
• Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуника ций»: http://www. informika.ru/
• Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
• Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
• Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
• Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
• электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции (www.school-collection.edu.ru)
Список используемых источников
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (Электронный ресурс.Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/);
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Электронный ресурс. Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/543);
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Электронный ресурс.Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/543);
4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Электронный ресурс.Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152890/);
5. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» (Электронный ресурс.Режим доступа http://base.garant.ru/71239306/);
6. Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов //Программа среднего полного общего образования. Биология. Базовый уровень., Москва Дрофа 2016.
7. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2018.
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Дата проведения урока |
Содержание учебного материала (тема урока) |
Количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
||
план |
факт |
|||||
Введение Раздел 1 Вид Тема 1.1 История эволюционных идей
|
||||||
1 |
|
|
Введение
|
|
|
|
2 |
|
|
История эволюционных идей. |
|
характеризовать вклад выдающихся учёных в развитии биологической науки, умение выделять проблему, ставить вопросы, реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям. |
|
3 |
|
|
Развитие биологии в додарвинский период. Значение работ К.Линнея. |
|
объяснять вклад первых русских эволюционистов в развитии эволюционных представлений |
|
4 |
|
|
Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. |
|
характеризовать работы К. Линнея по систематике растений и животных. Обобщать положения и законы эволюционной теории Ламарка. |
|
5 |
|
|
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. |
|
называть отдельные предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина |
|
6 |
|
|
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Искусственный отбор. Борьба за существование и естественный отбор |
|
понимать сущность эволюционной теории, сложные и противоречивые пути её становления |
|
7 |
|
|
Роль эволюционной теории в. формировании естественнонаучной картины мира |
|
объяснять представления Ч.Дарвина об образовании новых видов |
|
8 |
|
|
Обобщение и повторение по теме: «История эволюционных идей». |
|
объяснять причины эволюции, изменяемости видов |
|
Тема 1.2. Современное эволюционное учение |
||||||
9 |
|
|
Вид, его критерии.
|
|
называть и характеризовать отдельные критерии вида, популяционную структуру вида ,соотносить биологические процессы с теориями. |
|
10 |
|
|
Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» |
|
называть и характеризовать отдельные критерии вида, популяционную структуру вида ,соотносить биологические процессы с теориями. |
|
11 |
|
|
Популяция структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. |
|
характеризовать популяционную структуру вида ,формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, разрывающий. |
|
12 |
|
|
Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция. |
|
характеризовать мутационный процесс, популяционные волны, изоляцию ,борьбу за существование, естественный отбор, их влияние на генофонд популяции. |
|
13 |
|
|
Движущие силы. Борьба за существование, естественный отбор популяционные волны, изоляция. |
|
характеризовать борьба за существование, естественный отбор популяционные волны, изоляция |
|
14 |
|
|
Движущий и стабилизирующий естественный отбор. |
|
характеризовать формы естественного отбора: движущий ,стабилизирующий ,разрывающий; объяснять их связь с факторами окружающей среды. |
|
15 |
|
|
Адаптации организмов к условиям обитания. |
|
обосновывать приспособительные особенности организмов к среде обитания |
|
16 |
|
|
Лабораторная работа№2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» |
|
обосновывать приспособительные особенности организмов к среде обитания |
|
17 |
|
|
Экскурсия № 1 «Многообразия видов» (окрестности школы) |
|
|
|
18 |
|
|
Видообразование как результат эволюции. |
|
характеризовать современные представления о видообразовании , объяснять пути видообразования, характеризовать результаты эволюции: :многообразие видов, органическую целесообразность, постепенное усложнение организации. |
|
19 |
|
|
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. |
|
приводить доказательства необходимости сохранения видов; находить биологическую информацию в разных источниках. |
|
20 |
|
|
Главные направления эволюционного процесса. |
|
называть главные направления эволюционного процесса, характеризовать пути достижения биологического прогресса :арогенез, аллогенез и катагенез соотносить биологические процессы с теориями, их объясняющими. |
|
21 |
|
|
Биологический прогресс. |
|
характеризовать биологический прогресс и биологический регресс ( по А.Н. Северцеву); воспроизводить определения биологических понятий |
|
22 |
|
|
Пути достижения биологического прогресса. |
|
характеризовать пути достижения биологического прогресса: арогенез, аллогенез, катагенез |
|
23 |
|
|
Биологический регресс. |
|
воспроизводить определение биологических понятий ,соотносить биологические процессы с теориями, .их объясняющими |
|
24 |
|
|
Причины вымирания видов. |
|
обобщать полученные при изучении учебного материала сведения и представлять их в структурированном виде. |
|
25 |
|
|
Доказательство эволюции органического мира. |
|
называть доказательство эволюции |
|
26 |
|
|
Тестовая работа по темам: «История эволюционных идей». «Современное эволюционное учение» |
|
должны уметь применять знания при решении биологических задач |
|
Тема 1.3.Происхождение жизни на Земле |
||||||
27 |
|
|
Развитие представлений о возникновении жизни. |
|
характеризовать различные гипотезы возникновения жизни на Земле и начальные этапы развития, обобщать полученные при изучении учебного материала сведения и представлять их в структурированном виде. |
|
28 |
|
|
Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. |
|
характеризовать роль опытов Ф.Реди, Л.Пастера |
|
29 |
|
|
Гипотезы о происхождении жизни. |
|
анализировать и оценивать различные гипотезы о происхождении жизни. |
|
30 |
|
|
Современные взгляды на происхождении жизни. |
|
выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни, высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. |
|
31 |
|
|
Теория Опарина-Холдейна. |
|
описывать начальные этапы биологической эволюции, характеризовать теорию Опарина-Холдейна. |
|
32 |
|
|
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. |
|
характеризовать основные закономерности эволюции, в частности понятие дивергенции. |
|
Тема 1. 4. Происхождение человека |
||||||
33 |
|
|
Положение человека в системе животного мира. |
|
объяснять систематическое положение вида человек разумный в системе животного мира. |
|
34 |
|
|
Гипотезы происхождения человека. |
|
анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссий по обсуждению гипотез о происхождении человека. |
|
35 |
|
|
Эволюция человека, основные этапы. |
|
называть отдельные стадии эволюции человека, характеризовать древнейших, древних и первых современных людей. |
|
36 |
|
|
Расы человека. Происхождение человеческих рас. |
|
характеризовать человеческие расы их единство. |
|
37 |
|
|
Видовое единство человеческих рас. |
|
характеризовать соотношение социального и биологического в эволюции человека. |
|
38 |
|
|
Проверочная работа «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека» |
|
уметь применять знания при решении биологических задач. |
|
39 |
|
|
Экскурсия №2 по теме: «История развития жизни на Земле. Происхождение человека». |
|
|
|
40 |
|
|
Экскурсия №2 по теме: «История развития жизни на Земле. Происхождение человека». |
|
|
|
Раздел 2 Экосистемы Тема 2.1.Экологические факторы
|
||||||
41 |
|
|
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. |
|
характеризовать предмет и задачи экологии. |
|
42 |
|
|
Экологические факторы среды. |
|
характеризовать абиотические и биотические факторы среды. |
|
43 |
|
|
Закономерности влияния экологических факторов на организм. |
|
объяснять роль интенсивности действия факторов, понятие «ограничивающий фактор, характеризовать биотические факторы среды. Их взаимосвязь. |
|
44 |
|
|
Взаимоотношения между организмами. |
|
называть отдельные формы взаимоотношений между организмами, их характеризовать. |
|
45 |
|
|
Межвидовые взаимоотношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. |
|
называть отдельные формы взаимоотношений, характеризовать их. |
|
Тема 2.2 Структура экосистем |
||||||
46 |
|
|
Экосистемы. Видовая структура экосистем |
|
характеризовать биоценозы, их видовое разнообразие, плотность популяций ,биомассу; объяснять причину смены биоценозов |
|
47 |
|
|
Пространственная структура экосистем. |
|
характеризовать экологические пирамиды чисел, биомассы, энергии. |
|
48 |
|
|
Пищевые связи в экосистемах. |
|
характеризовать цепи и сети питания. |
|
49 |
|
|
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. |
|
характеризовать круговорот веществ в природе: круговорот воды, углерода ,азота, серы и фосфора ;значение круговоротов. |
|
50 |
|
|
Лабораторная работа № 3 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистемах. |
|
|
|
51 |
|
|
Причины устойчивости и смены экосистем. |
|
|
|
52 |
|
|
Искусственные сообщества-агроценозы. Лабораторная работа № 4 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». |
|
характеризовать искусственные агроценозы. Сравнить искусственные и естественные биоценозы. |
|
53 |
|
|
Экскурсия№3 «Естественные (лес, поле) и искусственные (парк, сквер школы) экосистемы» Влияние человека на экосистемы. |
|
|
|
Тема 2.3. Биосфера - глобальная экосистема |
||||||
54 |
|
|
Биосфера-глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. |
|
называть границы и компоненты биосферы; характеризовать биосферу как живую оболочку планеты. |
|
55 |
|
|
Учение В.И. Вернадского о биосфере. |
|
приводить примеры связей компонентов биосферы и их участия в формировании сред жизни; объяснять зависимость жизнедеятельности каждого организма от всеобщих законов природы. |
|
56 |
|
|
Роль живых организмов в биосфере. |
|
приводить примеры связей компонентов биосферы и их участия в формировании сред жизни. |
|
57 |
|
|
Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода). |
|
приводить примеры связей в живой природе, обеспечивающих биогенную миграцию атомов. |
|
Тема 2.4. Биосфера и человек |
||||||
58 |
|
|
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. |
|
характеризовать роль человека в природе; называть экологические проблемы и пути их решения. |
|
59 |
|
|
Последствия деятельности человека для окружающей среды. |
|
характеризовать причины загрязнения пресных вод и Мирового океана; влияние человека на растительный и животный мир; приводить примеры радиоактивного загрязнения окружающей среды. |
|
60 |
|
|
Правила поведения в природной среде. |
|
формулировать проблемы рационального природопользования, характеризовать методы защиты от загрязнений. |
|
61 |
|
|
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. |
|
формулировать проблемы рационального природопользования. |
|
62 |
|
|
Обобщение и повторение по теме: «Экосистемы». |
|
характеризовать компоненты биогеоценозов, цепи и сети питания, приводить примеры связей в живой природе. |
|
63 |
|
|
Тестовая работа по теме «Экосистемы». |
|
|
|
64 |
|
|
Резервное время. |
|
|
|
65 |
|
|
Резервное время. |
|
|
|
66 |
|
|
Резервное время. |
|
|
|
67 |
|
|
Резервное время. |
|
|
|
68 |
|
|
Резервное время. |
|
|
|
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по биологии, 11 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».
Автор-составитель: Хайбуллина А.Г., учитель биологии.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
1. Программа по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов //Программа среднего полного общего образования. Биология. Базовый уровень. Москва Дрофа 2016.
2. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2018.
Количество учебных часов в год – 68 часов.
Количество часов в неделю – 2 часа.
Учебный предмет биология входит в предметную область «Естественно – научные предметы», изучается на базовом уровне.
Основные цели курса:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.