Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено на заседании методического объединения естественнонаучных дисциплин Руководитель МО
__________ Хайбуллина А.Г.
Протокол № 1 от 26.08.2020 |
Согласовано
Заместитель директора по УВР:
_______________ Л.В. Лукаш
Протокол № 1 от 27.08.2020 |
Утверждаю
Директор школы
_____________ С.С. Васин
Приказ № 213 от 28.08.2020 |
Рабочая программа
по биологии
Предметная область – биология
Класс – 5Б
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 1 учебный год
Составитель:
Хайбуллина А.Г.
учитель биологии
соответствие
город Ульяновск
2020 год
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 3-4
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 5-11
Содержание учебного предмета стр. 12-13
Тематическое планирование стр. 14-15
Список использованных источников стр. 16
Лист коррекции выполнения рабочей программы стр. 17
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии, 5 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015;
– Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);
– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 28.12.2018 № 345 (с изменениями от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);
- Письмом Минобразования от 28.10.2015 № 08-176 «О рабочих программах учебных предметов»;
– Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29» города Ульяновска;
– Основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ СШ № 29.
- Положением о рабочей программе учебного предмета (курса).
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
1. Примерная Программа основного общего образования по биологии, Рабочие программы. Биология. 5—9 классы :учебно – методическое пособие / [сост. Г.М. Пальдяева]. — М. : Дрофа, 2016.
2. Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. – М.: Дрофа, 2015. – 158, [2] с. : ил.
3. Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» / Н.И.Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 111, [1] с.
Количество учебных часов в год – 35
Количество часов в неделю – 1.
Учебный предмет биология входит в предметную область «Естественнонаучные дисциплины», изучается на базовом уровне.
Основные цели предмета:
- овладение системой биологических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования в старших классах;
- интеллектуальное развитие, формирование таких качеств как точность мысли, логическое мышление, способность к преодолению трудностей,
- воспитание культуры личности;
- формирование опыта решения разнообразных классов задач из различных разделов биологии, требующих поиска путей решения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Метапредметные результаты:
Формирование и развитие основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Навыки работы с информацией. Учащиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Коммуникативные УУД
8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Предметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
— формирование основ экологической культуры.
Ученик получит возможность учиться:
— соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
— использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
— выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
— осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
— находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
— выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
— соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
— использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
— выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
— осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы).
Содержание учебного предмета.
(35 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение
(8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Устройство ручной лупы, светового микроскопа*. Строение клеток {на готовых микропрепаратах)1. Строение клеток кожицы чешуи лука*. Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 2. Многообразие живых организмов
(14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов
(4 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности. Лабораторные и практические работы Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резервное время – 4 часа
Тематическое планирование (по ФГОС)
Биология. Введение в биологию. 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю)
№ |
Тема |
Количество часов |
Контрольные (практические, лабораторные) работы |
1 |
Живой организм: строение и изучение |
8 |
Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука» Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы». Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ». |
2 |
Многообразие живых организмов |
14 |
|
3 |
Среда обитания живых организмов |
4 |
Лабораторная работа № 3 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания» Лабораторная работа № 4 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных
|
4 |
Человек на Земле |
5 |
Лабораторная работа №5 «Измерение своего роста и массы тела» Практическая работа №3 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» |
5 |
Резервное время |
4 |
|
|
|
35 |
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
• Биология: 5 класс. Электронное приложение к учебнику Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. – М.: Дрофа, 2015. – 158, [2] с. : ил.
• Биология: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». https://bio.1sept.ru/bioarchive.php
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
• Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуника ций»: http://www. informika.ru/
• Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
• Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
• Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
• Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
• электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции (www.school-collection.edu.ru)
Список используемых источников.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (Электронный ресурс.Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/);
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);
4. ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
5. ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);
6. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 28.12.2018 № 345 (с изменениями от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);
7. Письмо Минобразования от 28.10.2015 № 08-176 «О рабочих программах учебных предметов»;
8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Электронный ресурс.Режим доступа http://fgosreestr.ru/).
9. Примерная Программа основного общего образования по биологии, Рабочие программы. Биология. 5—9 классы :учебно – методическое пособие / [сост. Г.М. Пальдяева]. — М. : Дрофа, 2016.
10. Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. – М.: Дрофа, 2016. – 158, [2] с. : ил.
11. Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» / Н.И.Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 111, [1] с.
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п |
Дата урока план |
Дата урока факт |
Содержание учебного материала (тема урока) |
Коли чество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
|
|
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов) |
|
||||||
1 |
|
|
Введение. Инструктаж по ТБ. Многообразие живых организмов. Что такое живой организм. |
1 |
Формировать познавательный интерес Уметь сопоставлять свойства живых организмов Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы). Формирование умения слушать и понимать речь других людей. |
|
|
2 |
|
|
Основные свойства живых организмов. Наука о живой природе |
1 |
Формировать навыки осознания ценности живых объектов Уметь сопоставлять свойства живых организмов Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; знать основные свойства живой природы умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений |
|
|
3 |
|
|
Методы изучения природы. |
1 |
Формировать ответственное отношение к обучению. Уметь проводить наблюдения, измерения, опыты Знать характеристику методов биологических исследований. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
|
|
|
4 |
|
|
Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». |
1 |
Формировать навыки работы с увеличительными приборами Уметь работать с увеличительными приборами Знать устройство светового микроскопа, лупы. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
|
|
|
5 |
|
|
Живые клетки. Клетка — элементарная единица живого. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука» |
1 |
Формировать навыки сравнения живых клеток. Уметь находить отличия у живых клеток. Знать основные органоиды клетки. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
|
|
|
6 |
|
|
Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. |
1 |
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений |
|
|
7 |
|
|
Химический состав клетки. Практическая работа№1 «Определение химического состава семян пшеницы». |
1 |
Сформировать познавательный интерес. Сформировать представление о единстве живого. Уметь работать с наглядным материалом Знать химический состав клетки, различать органические и неорганические вещества. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
|
|
|
8 |
|
|
Вещества и явления в окружающем мире. Практическая работа №2 «Описание и сравнение признаков различных веществ». Великие естествоиспытатели. |
1 |
Формировать познавательный интерес Умение работать с разными источниками биологической информации. Знать ученых сделавших, открытия. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
|
|
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов) |
|||||||
9 |
|
|
Как развивалась жизнь на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; |
1 |
Формировать познавательный интерес умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, Умение организовывать свою работу, планировать действия, развитие навыка самооценки и коррекции результатов деятельности Уметь находить закономерности Умение работать с текстом, выделять главное, классифицировать объекты Умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками |
|
|
10 |
|
|
Расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. |
1 |
Формировать познавательный интерес Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации Уметь находить закономерности Умение работать с текстом, выделять главное , классифицировать объекты Умение слушать и вступать в диалог, работать в группах и высказывать свои мысли, обсуждать вопросы с одноклассниками |
|
|
11 |
|
|
Бактерии, их строение, жизнедеятельность и роль в природе
|
1 |
Формировать познавательный интерес потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников Умение работать в составе творческих групп Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Умение работать в составе творческих групп |
|
|
12 |
|
|
Грибы, их строение, жизнедеятельность, роль грибов в природе и жизни человека
|
1 |
Формировать познавательный интерес Уметь оценить уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья Умение работать в составе творческих групп Уметь дать характеристику съедобных и ядовитых грибов Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Умение работать в составе творческих групп |
|
|
13 |
|
|
Общая характеристика растений. Водоросли, Мхи, Папоротники
|
1 |
Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов Знать особенности строения и жизнедеятельности водорослей Уметь дать характеристику водорослям Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение |
|
|
14 |
|
|
Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие голосеменных растений, их роль в природе |
1 |
Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов Знать особенности строения голосеменных Уметь дать характеристику голосеменных. Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение |
|
|
15 |
|
|
Покрытосеменные растения, особенности строения. Многообразие покрытосеменных растений Значение растений в природе и жизни человека
|
1 |
Формировать познавательный интерес потребность в справедливости оценивания своей работы, эстетическое восприятие природы Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Умение организовывать свою работу по выполнению заданий учителя, развитие навыка самооценки, коррекция результатов Знать отличительные признаки цветковых растений. Уметь дать характеристику покрытосеменным. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Умение эффективно строить взаимоотношения с одноклассниками, вступать в диалог, высказывать свое мнение |
|
|
16 |
|
|
Общая характеристика животных. Простейшие
|
1 |
Формировать осознание ценности живых объектов умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов Знать отличительные признаки. Уметь определять простейших Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации Готовить сообщения и презентовать результаты своей работы умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль |
|
|
17 |
|
|
Беспозвоночные Кишечнополостные, черви, моллюски. Членистоногие. Иглокожие |
1 |
Формировать осознание ценности беспозвоночных умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, осознание ценности своего здоровья умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов Знать отличительные признаки и значение беспозвоночных умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль |
|
|
18 |
|
|
Позвоночные Рыбы и Земноводные. |
1 |
Формировать осознание ценности позвоночных, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль |
|
|
19 |
|
|
Пресмыкающиеся. |
1 |
Формировать осознание ценности позвоночных, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважать учителя и одноклассников, эстетическое восприятие природы, умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыка самооценки коррекция результатов Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение умение работать в группах и парах, вступать в диалог совершать взаимоконтроль |
|
|
20 |
|
|
Позвоночные. Птицы. Млекопитающие |
1 |
Формировать осознание ценности позвоночных Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации Знать отличительные признаки позвоночных, их систематику, и значение умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений |
|
|
21 |
|
|
Значение животных в природе и жизни человека.
|
1 |
умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам и проводить коррекцию умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение Знать значение животных в природе и в жизни человека. Уметь находить изучаемые объекты в природе умение слушать учителя, одноклассников, высказывать свое мнение |
|
|
22 |
|
|
Обобщение знаний по теме «Многообразие живых организмов» Охрана живой природы. |
1 |
Формировать познавательный интерес Осознавать единство и целостность окружающего мира, Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) |
|
|
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 часа) |
|||||||
23 |
|
|
Среда обитания живых организмов.Характеристики трех сред обитания живых организмов
|
1 |
Формировать познавательный интерес, умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками |
|
|
24 |
|
|
Приспособленность организмов к среде обитания. Лабораторная работа № 3 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания» |
1 |
Формировать познавательный интерес Осознавать единство и целостность окружающего мира, Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
|
|
|
25 |
|
|
Растения и животные разных материков: Евразия и Африка Лабораторная работа №4 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных |
1 |
Формировать познавательный интерес Осознавать единство и целостность окружающего мира, Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
|
|
|
26 |
|
|
Природные зоны. Жизнь в морях и океанах.
|
1 |
Формировать познавательный интерес потребность в справедливом оценивании своей деятельности и работы одноклассников умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением. умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства. умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений |
|
|
Раздел 4. Человек на Земле (5 часов) |
|||||||
27 |
|
|
Как человек появился на Земле.Дриопитеки и австралопитеки.Человек умелый.Человек прямоходящий.Человек разумный. |
1
|
Формирование познавательного интереса Объяснить место и роль человека в природе. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Знать этапы появления человека на Земле. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.
|
|
|
28 |
|
|
Как человек изменил Землю.Экологические проблемы.Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. |
1 |
Формирование познавательного интереса и навыков поведения в природе. Объяснить необходимость защиты среды обитания человека, выявить экологические причины экологических проблем. Знать, как повлиял человек на окружающий мир, экологические проблемы современности. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. |
|
|
29
|
|
|
Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Здоровье человека и безопасность жизни
|
1 |
Формирование основ экологической культуры. Выявить и приводить примеры растений и животных, занесенных в Красную книгу России и Ульяновской области. Знать растения и животных, занесенных в Красную книгу России, нашего региона. умение работать в составе творческих групп |
|
|
30 |
|
|
Безопасность жизни человека. Лабораторная работа №5 «Измерение своего роста и массы тела»
|
1 |
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
|
|
|
31 |
|
|
Ядовитые растения и животные. Практическая работа №3 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» |
1 |
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
|
|
|
Повторение. Проектная деятельность. (4 часа) |
|||||||
32 |
|
|
Обобщающее повторение. Экскурсия «Весенние явления в природе» |
1 |
Формирование основ экологической культуры. Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее Умение наблюдать и описывать явления природы |
|
|
33 |
|
|
Экскурсия «Растительный и животный мир родного края»
|
1 |
Формирование основ экологической культуры. Проводить биолого-экологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов Находить информацию о живой природе в окружающей среде, анализировать и оценивать ее Умение наблюдать и описывать явления природы |
|
|
34 |
|
|
Повторение и обобщение. «Живые организмы и их многообразие |
1 |
Формировать познавательный интерес Осознавать единство и целостность окружающего мира, В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений
|
|
|
35 |
|
|
Повторение и обобщение. «Живые организмы и их многообразие |
1 |
Формировать познавательный интерес Осознавать единство и целостность окружающего мира, В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений
|
|
|
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по биологии, 5 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».
Составитель: Хайбуллина А.Г., учитель биологии.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
1. Примерная Программа основного общего образования по биологии, Рабочие программы. Биология. 5—9 классы :учебно – методическое пособие / [сост. Г.М. Пальдяева]. — М. : Дрофа, 2016.
2. Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. – М.: Дрофа, 2016. – 158, [2] с. : ил.
3. Сонин, Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» / Н.И.Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 111, [1] с.
Количество учебных часов в год – 35 часов.
Количество часов в неделю – 1 час.
Учебный предмет биология входит в предметную область «Естественно – научные предметы», изучается на базовом уровне.
Основные цели курса:
1. Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организма человека; об его индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира, структуре и функционировании человеческого общества.
2. Обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роль и место человека в биосфере, активной роли человека как социального существа.
3. Обеспечить экологическое образование и знание, формирование знаний об организации и эволюции органического мира.
4. Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием.
5. Сформировать умение учебного труда, как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач развития логического мышления школьников, их воспитания.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.