Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено на заседании методического объединения естественнонаучных дисциплин Руководитель МО
__________ Хайбуллина А.Г.
Протокол № 1 от 26.08.2020 |
Согласовано
Заместитель директора по УВР:
_______________ Л.В. Лукаш
Протокол № 1 от 27.08.2020 |
Утверждаю
Директор школы
_____________ С.С. Васин
Приказ № 213 от 28.08.2020 |
Рабочая программа
по элективному курсу индивидуальная проектная деятельность «Я создаю проект»
Предметная область – биология
Класс – 10А
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 1 учебный год
Составитель:
Хайбуллина А.Г.
учитель биологии
соответствие занимаемой должности
город Ульяновск
2020 год
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 3-4
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 5-11
Содержание учебного предмета стр. 12-13
Тематическое планирование стр. 14-15
Список использованных источников стр. 16
Лист коррекции выполнения рабочей программы стр. 17
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу индивидуальная проектная деятельность (ИПД) «Я создаю проект», 10 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015;
– Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);
– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 28.12.2018 № 345 (с изменениями от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);
- Письмом Минобразования от 28.10.2015 № 08-176 «О рабочих программах учебных предметов»;
– Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29» города Ульяновска;
– Основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ СШ № 29.
- Положением о рабочей программе учебного предмета (курса).
Количество учебных часов в год – 35
Количество часов в неделю – 1.
Изучение ИПД на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование навыков адаптации в условиях сложного, изменчивого мира;
- умение проявлять социальную ответственность;
- формирование навыков самостоятельного приобретения новых знаний, работа над развитием интеллекта;
- навыки конструктивного сотрудничества с окружающими людьми.
Задачи рабочей программы заключаются в следующем:
- формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
- формирование у обучаемых представления об основных науках (углубление и расширение знаний, усвоение основных понятий, формирование первичных исследовательских умений и навыков);
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
- формирование навыков сотрудничества учащихся с различными организациями при работе над проектом;
- формирование интереса учащихся к изучению проблемных вопросов;
- приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
- формирование навыков работы с архивными публицистическими материалами.
Основной формой организации образовательной деятельности является учебное занятие (урок).
Организация контроля по ИПД:
Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль.
Формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы: устный опрос, диагностическая работа, анализ динамики текущей успеваемости, участие в олимпиадах, конкурсах, активность программах внеурочной деятельности.
Формы организации деятельности обучающихся во время контроля: групповая, индивидуальная, комбинированная.
Типы контроля: внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы
Информационно-коммуникативные средства:
- рабочая программа ИПД для 10 класса, разработанная в соответствии с основными положениями ФГОС ООО.
Технические средства обучения: компьютер; проектор.
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; -
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
- навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
- умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
- выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
- определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
- рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
- наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
- описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
- проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
- выполнять письменные инструкции правил безопасности;
- оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обращение с устройствами ИКТ
Учащийся научится:
- подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
- соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
- правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- входить в информационную среду школы, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Фиксация изображений и звуков
Учащийся научится:
- осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
- учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
- выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;
- проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;
- проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;
- осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
- осуществлять трёхмерное сканирование.
Создание письменных сообщений
Учащийся научится:
- создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
- сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
- создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
- использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
Учащийся получит возможность научиться:
- создавать текст с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
- использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Учащийся научится:
- выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
- участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
- использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Учащийся получит возможность научиться:
- взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
- участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
- взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Поиск и организация хранения информации
Учащийся научится:
- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
- использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
- искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
- формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать и заполнять различные определители;
- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Учащийся научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
- использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Учащийся научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Учащийся получит возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Учащийся научится:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Учащийся получит возможность научиться:
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Учащийся научится:
- откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
- находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Содержание учебного предмета.
(35 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Введение в проектно-исследовательскую деятельность. Виды исследовательских работ (4 часа)
Содержание занятий. Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно-исследовательская работа и др. Знакомство с понятием «учебный исследовательский проект». Научно-практические конференции. Просмотр готовых проектов.
Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика (5 часов)
Логика научного исследования. Планирование деятельности. Выбор темы. Целесообразность выбора. Эффективность научной темы. Постановка проблемы. Формулирование цели и гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Представление проектов, результатов исследовательской работы.
Раздел 3. Виды информации. Методики поиска и отбора информации (9 часов)
Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Документация архивов и их структура. Виды справочной литературы: справочники, энциклопедии, периодические издания, словари. Особенности словарных статей в разных источниках информации.
Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Применение информационных технологий в исследовании. Практическая работа с каталогами в библиотеке. Сбор информации по проблеме исследования. Представление проектов, результатов исследовательской работы.
Раздел 4. Методы и методика исследования (5 часов)
Отличие понятий: «метод исследования» и «методики исследования». Наблюдение и эксперимент. Эксперимент как ведущий способ познания. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Представление результатов в форме отчёта. Представление проектов, результатов исследовательской работы.
Раздел 5. Оформление работы (6 часов)
Структура проектно-исследовательской работы. Основные разделы работы: введение, основная часть, заключение. Правила оформления проектно-исследовательской работы. Оформление результатов научной работы. Аннотация, энциклопедическая справка. Составление энциклопедической справки. Составление плана работы. Дискуссия по результатам выполненных заданий. Представление проектов, результатов исследовательской работы.
Раздел 6. Подготовка к защите исследовательской работы (3 часа)
Подготовка к защите. Требования к докладу. Критерии оценки проекта. Способы оценки. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. Способы преодоления трудностей. Публичное выступление. Культура публичного выступления. Оформление и демонстрация мини-проекта. Составление текста доклада, выступления. Критерии оценки выступления при защите проекта. Представление проектов, результатов исследовательской работы.
Раздел 7. Защита проектно-исследовательской работы (2 часа)
Научная аргументация. Использование навыков публичного выступления. Презентация проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Подготовка и защита проектно-исследовательских работ. Дискуссия по результатам выполненных заданий. Защита проектов.
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе контрольные работы |
|
Промежуточные |
Итоговые |
|||
|
|
|
|
защита проектов |
1 |
Введение в проектно-исследовательскую деятельность. Виды исследовательских работ |
5 |
|
|
2 |
Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика |
5 |
|
|
3 |
Виды информации. Методики поиска и отбора информации |
9 |
|
|
4 |
Методы и методика исследования |
5 |
|
|
5 |
Оформление работы |
6 |
|
|
6 |
Подготовка к защите исследовательской работы |
3 |
|
|
7 |
Защита проектно-исследовательской работы |
2 |
|
2 |
Итого |
35 |
|
2 |
Тематическое планирование (по ФГОС)
№
|
Содержание учебного материала |
Количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
|
Раздел 1. Введение в проектно - исследовательскую деятельность (5 часов) |
||||
1 |
Введение в исследовательскую деятельность. Цели, задачи и содержание учебного курса |
1 |
Использовать основные понятия исследовательской деятельности. Анализировать, конкретизировать, логически мыслить, и организовать себя на выполнение поставленной задачи. Находить существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний. Решать познавательные задачи (проблемы). Анализировать проблемную ситуацию. Объяснять наблюдаемые факты и явления. Выполнять проблемные анализ на основе учебного исследования.
|
|
2 |
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект. |
1 |
||
3 |
Основные понятия исследовательской работы. |
1 |
||
4 |
Самостоятельная работа обучающегося по определению вида индивидуального исследовательского проекта |
1 |
||
5 |
Выбор темы. Составление плана учебно-исследовательской работы. |
1 |
||
Раздел 2. Методология научного творчества (9 часов) |
||||
6 |
Этапы работы в процессе исследования. Понятийный аппарат исследования |
|
Составлять план эксперимента. Прогнозировать результаты эксперимента. Объяснять целесообразность выбора темы исследования. Разделять исследовательскую деятельность на этапы. Определять предмет и объект исследования. Формулировать цель и гипотезу исследования. Строить гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Работать с разными источниками. Определять объект и предмет, методы исследования. Формулировать цели, задачи, гипотезу исследования. Находить внешние признаки и свойства объектов познания. Разрабатывать и проверять методики экспериментальной работы.
|
|
7 |
Целесообразность выбора. Эффективность научной темы |
|
||
8 |
Предмет и объект исследования. |
|
||
9 |
Работа с понятийным аппаратом учебно-исследовательской работы |
|
||
10 |
Методы и методика исследования. Отличие понятий: «метод исследования» и «методики исследования». |
|
||
11 |
Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента |
|
||
12 |
Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. |
|
||
13 |
Представление результатов в форме отчёта. |
|
||
14 |
Методы научного познания: эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез |
|
||
Раздел 3. Виды информации. Методика поиска и отбора информации (7 часов) |
||||
15 |
Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. |
|
Работать с библиотечными каталогами, справочными материалами, энциклопедиями, книгами, периодическими изданиями, Интернетом. Собирать информацию по проблеме исследования. Обрабатывать полученную информацию разными способами. Применять информационные технологии в исследовании. Анализировать, обобщать, делать выводы. Систематизировать информацию, изложенную в учебной, научной и научно-популярной литературе. Проводить эксперимент в соответствии с обозначенной проблемой и аппаратом исследования. Работать с научно-популярной литературой. Отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам. Классифицировать коллекционный материал по теме исследования. Проводить исследовательский эксперимент. Моделировать и конструировать в ходе выполнения исследовательского проекта.
|
|
16 |
Представление результатов в форме отчёта. |
|
||
17 |
Виды справочной литературы: справочники, энциклопедии, периодические издания, словари. Особенности словарных статей в разных источниках информации. |
|
||
18 |
Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет |
|
||
19 |
Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). |
|
||
20 |
Применение информационных технологий в исследовании. |
|
||
21 |
Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента |
|
||
Раздел 5. Оформление работы (6 часов) |
||||
22 |
Общие требования по оформлению исследовательских работ |
|
|
|
23 |
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список источников |
|
||
24 |
Работа по оформлению исследовательского проекта (соответствие общей структуре) |
|
||
25 |
Работа по оформлению исследовательского проекта (соответствие темы исследования и аппарата исследования) |
|
||
26 |
Работа по оформлению исследовательского проекта (составление презентации) |
|
||
27
|
Анализ структуры и содержания исследовательской работы |
|
||
Раздел 6. Подготовка к защите исследовательской работы. (5 часов) |
||||
28 |
Требования к докладу. Критерии оценки проекта |
|
|
|
29 |
Способы оценки. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. |
|
||
30 |
Сильные и слабые стороны работы над проектом. Способы преодоления трудностей. Корректировка |
|
||
31 |
Публичное выступление. Культура публичного выступления. |
|
||
32 |
|
Составление текста доклада. Критерии оценки исследовательского. |
|
|
|
Раздел 7. Защита проектно-исследовательской работы(3 часа) |
|||
33 |
|
Научная аргументация. Использование навыков публичного выступления |
|
Аргументировать свои заключения. Пользоваться навыками публичного выступления. Вести научную дискуссию по теме. Оппонировать. Уметь отвечать на вопросы. Использовать наглядные средства во время выступления. Анализировать достигнутые результаты, определять причины успехов и неудач. Соизмерять планируемые и полученные результаты. Слушать и анализировать выступления своих товарищей. Разрабатывать новые варианты исследований.
|
34 |
|
Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. |
|
|
35 |
|
Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Дискуссия по результатам выполненных проектов |
|
Список использованных источников.
1. Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29.
2. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
3. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций //www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
6. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
7. Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.
8. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
9. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
10. Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
11. Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.
12. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .
13. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 296 с.
14. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы // Практика административной работы в школе. – 2003. - №5 – с.61-72.
15. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. – 2004.- №6.-с.61-66.
16. Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.
17. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – с. 24-29.
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
|
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по курсу индивидуальная проектная деятельность «Я создаю проект», 10 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».
Составитель: Хайбуллина Алсу Гирфановна, учитель биологии, соответствие занимаемой должности.
Программа составлена с целью учебно-методического обеспечения образовательной деятельности обучающихся 10 класса по выполнению индивидуальных итоговых проектов.
Программа рассчитана на 35 часов.
Программа составлена с учётом психолого-педагогических особенностей развития учащихся в 10 классе, связанных:
- с осуществлением качественного преобразования учебных действий моделирования, оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
- с формированием у обучающегося на данном возрастном уровне первичного научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, связанных с изменением характера и способа общения, а также способов получения информации (через СМИ, телевидение, Интернет).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.