Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рассмотрено на заседании методического объединения естественнонаучных дисциплин Руководитель МО
__________ Хайбуллина А.Г.
Протокол № 1 от 26.08.2020 |
Согласовано
Заместитель директора по УВР:
_______________ Л.В. Лукаш
Протокол № 1 от 27.08.2020 |
Утверждаю
Директор школы
_____________ С.С. Васин
Приказ № 213 от 28.08.2020 |
Рабочая программа
по биологии
Предметная область – биология
Класс – 8А
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 1 учебный год
Составитель:
Хайбуллина А.Г.
учитель биологии
соответствие
город Ульяновск
2020 год
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 3-4
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 5-11
Содержание учебного предмета стр. 12-15
Тематическое планирование стр. 16-18
Список использованных источников стр. 19
Лист коррекции выполнения рабочей программы стр. 20
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии, 8 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации:
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015;
– Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
– ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);
– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 28.12.2018 № 345 (с изменениями от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);
- Письмом Минобразования от 28.10.2015 № 08-176 «О рабочих программах учебных предметов»;
– Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29» города Ульяновска;
– Основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ СШ № 29.
- Положением о рабочей программе учебного предмета (курса).
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
1. Примерная Программа основного общего образования по биологии, Рабочие программы. Биология. 5—9 классы :учебно – методическое пособие / [сост. Г.М. Пальдяева]. — М. : Дрофа, 2016.
2. Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М.Р. Сапин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018.
3. Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек » / Н. И. Сонин, И.Б.Агафонова. –
4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019
Количество учебных часов в год – 70
Количество часов в неделю – 2.
Учебный предмет биология входит в предметную область «Естественнонаучные дисциплины», изучается на базовом уровне.
Основные цели предмета:
- овладение системой биологических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования в старших классах;
- интеллектуальное развитие, формирование таких качеств как точность мысли, логическое мышление, способность к преодолению трудностей,
- воспитание культуры личности;
- формирование опыта решения разнообразных классов задач из различных разделов биологии, требующих поиска путей решения.
Типы и виды уроков:
№ |
Тип урока |
Виды уроков |
1. |
Урок открытия нового знания |
Путешествие, проблемный урок, беседа, конференция, мультимедиа-урок, уроки смешанного типа |
2. |
Урок рефлексии |
Практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра. |
3. |
Урок общеметодологической направленности |
Конкурс, конференция, консультация, урок-игра, обсуждение, беседа, урок-откровение, урок-совершенствование |
4. |
Урок развивающего контроля |
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы |
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
1. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
2. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
3. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
4. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
5. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Формирование и развитие основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Навыки работы с информацией. Учащиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Предметные результаты.
Ученик научится:
· выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
· аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
· аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
· аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
· объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
· выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
· различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
· устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
· использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
· знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
· анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
· описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
· знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
· объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
· находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
· ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
· находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
· анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
· создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
· работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
• Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (3 часа)
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
• Демонстрация модели «Происхождение человека*, моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
(2 часа)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
• Демонстрация портретов великих ученых томов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
• Демонстрация схем систем органов человека.
• Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей*.
Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 5. Координация и регуляция (13 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
" Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
• Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
• Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека
Изучение изменения размера зрачка.
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямо хождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
• Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
• Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей*. Измерение массы и роста своего организма*. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.
• Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
• Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови.
Тема 8. Транспорт веществ (5 часов)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
• Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
• Лабораторные и практические работы Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Тема 9. Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
• Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
• Практическая работа Определение частоты дыхания.
Тема 10. Пищеварение (6 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова, в области пищеварении.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
• Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюны
на крахмал.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
• Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (4 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
• Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. Человек и его здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска; стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Тематическое планирование (по ФГОС)
Биология. 8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
Практические работы |
Лабораторные работы |
1 |
Место человека в системе органического мира. |
2 |
|
|
2 |
Происхождение человека. |
3 |
|
|
3 |
История развития знаний о строении и функциях организма человека. |
2 |
|
|
4 |
Общий обзор строения и функциях организма человека |
4 |
1 |
1 |
5 |
Координация и регуляция. |
13 |
|
2 |
6 |
Опора и движение |
8 |
|
2 |
7 |
Внутренняя среда организма |
4 |
|
1 |
8 |
Транспорт веществ |
5 |
|
3 |
9 |
Дыхание |
5 |
|
1 |
10 |
Пищеварение |
6 |
|
2 |
11 |
Обмен веществ и энергии |
3 |
1 |
|
12 |
Выделение |
2 |
|
|
13 |
Покровы тела |
4 |
|
|
14 |
Размножение и развитие |
3 |
|
|
15 |
Высшая нервная деятельность |
6 |
|
1 |
Итого |
|
70 |
2 |
13 |
Перечень лабораторных работ по биологии 8 класс.
Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей»
Лабораторная работа № 2 «Изучение головного мозга человека»
Лабораторная работа №3 «Изучение изменения размера зрачка»
Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения костей»
Лабораторная работа № 5 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»
Лабораторная работа № 6 «Изучение микроскопического строения крови»
Лабораторная работа № 7 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»
Лабораторная работа № 8 «Измерение кровяного давления»
Лабораторная работа № 9 «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.»
Лабораторная работа № 10 «Определение частоты дыхания»
Лабораторная работа № 11 «Изучение действия желудочного сока на белки»
Лабораторная работа № 12 «Измерение массы и роста своего организма»
Лабораторная работа № 13 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья»
Перечень практических работ по биологии 8 класс.
Практическая работа № 1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»
Практическая работа № 2 «Определение норм рационального питания»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
• Биология: 8 класс. Электронное приложение к учебнику Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс М.: Дрофа, 2016.
• Биология: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». https://bio.1sept.ru/bioarchive.php
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
• Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуника ций»: http://www. informika.ru/
• Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
• Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
• Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
• Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
• электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции (www.school-collection.edu.ru)
Список используемых источников
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (Электронный ресурс.Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/);
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Электронный ресурс. Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/543);
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Электронный ресурс.Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/543);
4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Электронный ресурс.Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152890/);
5. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» (Электронный ресурс.Режим доступа http://base.garant.ru/71239306/);
6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Электронный ресурс.Режим доступа http://fgosreestr.ru/).
7. Примерная Программа основного общего образования по биологии, Рабочие программы. Биология. 5—9 классы :учебно – методическое пособие / [сост. Г.М. Пальдяева]. — М. : Дрофа, 2016.
8. Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М.Р. Сапин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018.
9. Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология .Человек » / Н. И. Сонин, И.Б.Агафонова. –
4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ урока |
Дата проведения урока |
Содержание учебного материала (тема урока) |
Количество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
|
||
план |
факт |
|
|||||
Тема I: «Место человека в системе органического мира» (2 часа)
|
|||||||
1. |
|
|
Место человека в системе органического мира.
|
1 |
Сформировать значимость понятия: «Человек – это звучит гордо». Уметь: работать с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме; давать определения «атавизм», «рудимент», приводить примеры. Знать: Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Человек разумный. *Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными.
|
|
|
2. |
|
|
Особенности человека. |
1
|
Сформировать значимость понятия: «Человек – это звучит гордо». Уметь: анализировать, сравнивать, обобщать, оформлять результаты логических операций в форме таблиц Знать: Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. |
|
|
Тема II: Происхождение человека (3 часа)
|
|||||||
3-4. |
|
|
Происхождение человека. Этапы его становления. |
2 |
Сформировать познавательный интерес к происхождению человека. Уметь: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции; работать с дополнительной литературой; рисовать эволюционное древо. Уметь структурировать учебный материал, выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, переводить один вид информации в другой. Знать: Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. * Биологические и социальные факторы антропогенеза. |
|
|
5. |
|
|
Расы человека, их происхождение и единство |
1 |
Сформировать познавательный интерес к происхождению человека. Уметь: самостоятельно работать с источниками знаний и извлекать из них нужную информацию; осуществлять мыслительные операции и оформлять результаты их в виде таблиц. Знать: Человеческие расы, их родство. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. *Расы человека, их происхождение и единство. |
|
|
Тема III: «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)
|
|||||||
6-7. |
|
|
История развития знаний о строении и функциях организма. |
2 |
Сформировать познавательный интерес к истории развития знаний о строении и функциях организма. Уметь: работать с учебником, дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в форме таблиц. Уметь: организовывать выполнение заданий учителя согласно правилам работы в кабинете, планировать работу представлять результаты. Знать: Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.
|
|
|
Тема IV: «Общий обзор организма человека» (4 часа)
|
|||||||
8. |
|
|
Клеточное строение организма. |
1 |
Сформировать познавательный интерес к Клеточному строению организма. Уметь определять понятия, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Уметь определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы, развивать навыки самооценки и самоанализа. Уметь слушать одноклассников, «выстраивать» свою точку зрения. Знать: Особенности строения и жизнедеятельности клеток. * Клеточное строение организма.
|
|
|
9. |
|
|
Лабораторная работа № 1 « Изучение микроскопического строения тканей»
|
1 |
Сформировать познавательный интерес к клеточному строению организма. Уметь: раскрывать особенности строения и функций отдельных частей органоидов клетки человека; работать со световым микроскопом; готовить микропрепараты; выделять главное, логически мыслить. Знать: Особенности строения и жизнедеятельности клеток.
|
|
|
10. |
|
|
Ткани и органы. |
1 |
Сформировать познавательный интерес. умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. Уметь: распознавать ткани и органы, ими образованные; самостоятельно работать с учебником, микроскопом, микропрепаратами. Знать: Особенности строения и жизнедеятельности тканей и органов. * Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.. |
|
|
11. |
|
|
Органы, системы органов. Организм. Практическая работа № 1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» |
1 |
Умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. Уметь: самостоятельно работать с учебником и другими источниками знаний, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной или устной форме. Знать: Особенности строения и жизнедеятельности органов, систем органов человека. * Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. |
|
|
Тема V: «Координация и регуляция (13 часов)
|
|||||||
12. |
|
|
Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. |
1 |
Понимать важность координации и регуляции жизненных процессов организма. Уметь: работать с различными источниками знаний, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме. Знать: Нервно – гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. *Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. |
|
|
13. |
|
|
Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения. |
1 |
Понимать важность координации и регуляции жизненных процессов организма. Уметь: работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, свободно излагать их содержание и формулировать вопросы; логически мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы. Знать: Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. *Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
|
|
|
14. |
|
|
Зачетный урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция, эндокринный аппарат человека, его особенности». |
1 |
Уметь: выполнять тестовые задания. |
|
|
15. |
|
|
Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. |
1 |
Сформировать познавательный интерес к Строению и значению нервной системы. Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Знать: Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. * Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
|
|
|
16. |
|
|
Спинной мозг. |
1 |
Осознание научного значения знаний о строении спинного, головного мозга, понимание их роли в жизни человека. Уметь: работать с текстом учебника; логически мыслить. Знать: Строение и функции спинного мозга.
|
|
|
17. |
|
|
Строение и функции головного мозга. Лабораторная работа № 2 «Изучение головного мозга человека» |
1 |
Рефлексия-оценивание результатов деятельности на уроке. Уметь: сравнивать строение и функции больших полушарий головного мозга человека и животных; рисовать рефлекторные дуги безусловных и условных рефлексов Знать: Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. *Строение и функции отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
|
|
|
18. |
|
|
Полушария большого мозга. |
1 |
Рефлексия-оценивание результатов деятельности на уроке. Уметь: сравнивать строение и функции больших полушарий человека и животных; рисовать рефлекторные дуги безусловных рефлексов. Особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий.
|
|
|
19. |
|
|
Объем внимания. Объем памяти при механическом и логическом запоминании.
|
1 |
Рефлексия-оценивание результатов деятельности на уроке. Умение организовывать выполнение заданий учителя. Осуществлять расширенный поиск информации. Умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками. Знать: Знание и различение на таблицах основных отделов головного мозга и их определение их функций. |
|
|
20. |
|
|
Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. Выполнение лабораторной работы №3 « Изучение изменения размера зрачка» |
1 |
Понимание роли анализаторов. Уметь: выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с дополнительной литературой и текстом учебник Знать: Гигиена органов чувств. *Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Гигиена органов чувств. |
|
|
21. |
|
|
Анализаторы слуха и равновесия. |
1 |
Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях. Уметь: показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой; работать с текстом и рисунками учебника, опорными схемами; разъяснять правила гигиены слуха, равновесии; воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены; логически мыслить. Знать: Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Гигиена органов чувств. |
|
|
22. |
|
|
Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. |
1 |
Рефлексия- оценивание результатов своей деятельности. Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме; объяснять их значение для человека. Знать: Гигиена органов чувств. * Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. |
|
|
23. |
|
|
Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. |
1 |
Осознание взаимосвязи и взаимодействия всех анализаторов. Уметь: внимательно слушать и слышать; совершать основные логические операции. Знать: Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. |
|
|
24. |
|
|
Зачетный урок по темам: «Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы». «Анализаторы».
|
1 |
Рефлексия- оценивание результатов своей деятельности. Уметь: выполнять тестовые задания.
|
|
|
Тема VI: «Опора и движение» (8 часов)
|
|||||||
25. |
|
|
Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение. |
1 |
Развитие представлений о необходимости вести здоровый образ жизни. Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника. Распознавать: части опорно – двигательного аппарата. Знать: Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.
|
|
|
26. |
|
|
Строение, свойства костей, типы их соединения. Выполнение лабораторной работы № 4 « Изучение внешнего строения костей »
|
1 |
Развитие представлений о необходимости вести здоровый образ жизни. Уметь: самостоятельно работать с тестом учебника; анализировать изученный текст, сравнивать, обобщать, абстрагировать и оформлять в письменной и устной форме результаты логических операций. Знать: Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. |
|
|
27. |
|
|
Строение, свойства костей, типы их соединения. |
1 |
Рефлексия-оценивание результатов деятельности на уроке. Умение организовывать выполнение заданий учителя. Осуществлять расширенный поиск информации. Умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками Знать: Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. |
|
|
28. |
|
|
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. |
1 |
Принятие правил оказания мер первой помощи. Уметь: оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей. Умение выделять главное, приобретать элементарные навыки первой помощи. Знать: Профилактика заболеваний и травматизма. Приемы оказания первой помощи. * Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. |
|
|
29. |
|
|
Мышцы, их строение и функции. Лабораторная работа № 5 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».
|
1 |
Понимание роли мышц в жизни человека. Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме; определять местонахождение основных мышц. Знать: Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. |
|
|
30. |
|
|
Работа мышц. |
1 |
Понимание роли мышц в жизни человека. Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме. Знать: Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. |
|
|
31. |
|
|
Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. |
1 |
Самоопределение. Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармонически развитого человека. Уметь: внимательно слушать и слышать устную речь; коротко записывать суть излагаемого; логически мыслить. Анализировать полученные данные. Знать: Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
|
|
|
32. |
|
|
Взаимосвязь строения и функций опорно – двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. |
1 |
Понимать влияние физического труда и спорта на сохранение здоровья, меры предупреждающие нарушения осанки и плоскостопия. Уметь оказать первую доврачебную помощь. Уметь: работать с тестовыми заданиями; давать ответы на вопросы с опорой на таблицы. Знать: Строение и функции скелета и мышц; о чертах сходства и различия в аппарате опоры и движения человека и млекопитающих животных; значение мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма.
|
|
|
Тема VII: «Внутренняя среда организма (4 часа) |
|||||||
33. |
|
|
Внутренняя среда организма. |
1 |
Осмысливать важность изучения данной темы. Понимать важность взаимосвязи компонентов внутренней среды. Интерпретирует результаты своей деятельности. Рефлексируют. Уметь: самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Знать: Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. *Значение постоянства внутренней среды организма |
|
|
34. |
|
|
Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции. Лабораторная работа № 6 «Микроскопическое строение крови»
|
1 |
Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность и способность к выполнению норм и требований при работе в кабинете биологии при выполнении лабораторной работы. Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в письменной и устной форме.
Знать: Значение постоянства внутренней среды организма. *Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. |
|
|
35. |
|
|
Иммунитет. |
1 |
Осмысливать важность изучения данной темы. Жизненное, личностное самоопределение. Знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения, а также ориентации в межличностных отношениях. Выделяют и формулируют познавательную цель. Ведут поиск и выделение необходимой информации с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Знать: Иммунитет. *Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. |
|
|
36. |
|
|
Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус – фактор. |
1 |
Осмысливать важность изучения данной темы. Жизненное, личностное самоопределение. Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме. Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации владение монологической и диалогической формами речи. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение интегрироваться в группу сверстников. Знать: Профилактика ВИЧ – инфекции и заболевания СПИдом. *Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Донорство. |
|
|
Тема VIII: «Транспорт веществ» (5 часов)
|
|||||||
37. |
|
|
Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. Лабораторная работа №7 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» |
1 |
Осознание важности для здоровья человека работы лимфатической и кровеносной систем. Уметь: работать с текстом и рисунками учебника; подсчитывать пульс; измерять кровяное давление. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать их с целью выявления общих закономерностей. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. Знать: Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообра-щение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. |
|
|
38. |
|
|
Работа сердца. |
1 |
Понимать особенности работы сердца, нормального ритма сердечных сокращений для жизнедеятельности человека. Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Приводить аргументы, подтверждая их фактами. Владение механизмом эквивалентных замен. Учиться, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его, понимая позицию другого человека. Углублять знания о сердечном цикле и регулярной работе сердца, полученные ранее. Выявить взаимосвязь строения и функций сердца. |
|
|
39. |
|
|
Движение крови и лимфы по сосудам. Лабораторная работа № 8 «Измерение кровяного давления».
|
1 |
Научиться определять пульс для знания о состоянии сердца и сосудов, понимать влияние уровня кровяного давления и частоты пульса на здоровье человека. Уметь: подсчитывать пульс; измерять артериальное давление; самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; логически мыслить: абстрагировать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. Знать: Кровяное давление; в каких пределах кровеносной системы оно наибольшее, а где наименьшее; причины изменения кровяного давления и движения крови по организму; что такое пульс; скорость движения крови в разных отделах кровеносной системы; особенности движения крови по венам; особенности работы лимфатической системы. |
|
|
40. |
|
|
Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. Лабораторная работа 9 «Приемы остановки кровотечения».
|
1 |
В чем опасность сердечно-сосудистых заболеваний? Какова их распространенность и основные профилактические меры сердечно-сосудистых заболеваний. Физиологические правила работоспособности. Уметь: распознавать виды кровотечений; оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы); оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетрадь. Знать: Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. * Приемы оказания первой помощи. Вредные привычки, их влияние на организм. |
|
|
41. |
|
|
Зачетный урок по темам: «Опора и движение» «Внутренняя среда организма» «Транспорт веществ». |
1 |
Рефлексия- оценивание результатов своей деятельности. Уметь: выполнять тестовые задания.
|
|
|
Тема IX: «Дыхание» (5 часов)
|
|||||||
42. |
|
|
Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. |
1 |
Дыхание - самая драгоценная часть нашего земного существования. Особенности строение органов дыхания. Меры профилактики заболеваний голосовых связок. Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в письменной и устной форме; выполнять несложные практические задания. Знать: Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека на основе знаний ботаники и зоологии. Строение органов дыхания в связи с их функциями, процесс образования голоса, меры профилактики заболеваний голосовых связок. |
|
|
43.-44. |
|
|
Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. Лабораторная работа № 10 «Определение частоты дыхания» |
2 |
Роль дыхания для человека. Выявление законов физики, определения их единства для органического и неорганического мира. Жизненная емкость легких – показатель работы легких. Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; извлекать нужную информацию быстро и качественно логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Структурировать знания. Поиск и выделение необходимой информации. Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Знать: Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм. Профилактика заболеваний. * Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. |
|
|
45-46. |
|
|
Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания. |
2 |
Учиться самостоятельно, противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. Приобретать опыт участия в делах приносящих пользу. Уметь: разъяснять необходимость проветривания в жилых помещениях; оказывать первую помощь при нарушении дыхания и сердечной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Работать по предложенному плану, использовать наряду с основными, и дополнительные средства обучения. Знать: Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм. Профилактика заболеваний. * Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. |
|
|
Тема X: «Пищеварение» (6 часов)
|
|||||||
47. |
|
|
Пищевые продукты и питательные вещества. |
1 |
Осмысливать важность изучения данной темы. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Контролировать путем сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознавать качество и уровень усвоения. Знать: Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения.
|
|
|
48. |
|
|
Пищеварение в ротовой полости. |
1 |
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекать из них нужную информацию; логически мыслить, оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме. Формулируют тему цели, и задачи урока. Знать: Строение и функции органов пищеварения. Этапы процессов пищеварения. Процессы пищеварения в ротовой полости, строения и функции языка, зубов, слюнных желез. |
|
|
49. |
|
|
Пищеварение в желудке. Лабораторная работа № 11 «Изучение действия желудочного сока на белки»
|
1 |
Приобретать опыт участия в делах приносящих пользу. Умение организовывать выполнение заданий учителя. Осуществлять расширенный поиск информации. Умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками.
|
|
|
50. |
|
|
Пищеварение в кишечнике. |
1 |
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекать их них точно и быстро нужную информацию; логически мыслить; выполнять несложные эксперименты, делать предположения и выводы. Знать: Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. *особенности строения желудка и кишечника, процессы, происходящие в них; свойства ферментов желудочного сока, условия их активации; роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока. |
|
|
51-52. |
|
|
Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний. Лабораторная работа №12 «Измерение массы и роста своего организма» |
2 |
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, подбирать к каждой проблеме адекватную ей теоретическую модель, уметь оценивать степень успешности своей деятельности Знать: Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм. Профилактика заболеваний, личная и общественная гигиена. * Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
|
|
|
Тема XI: «Обмен веществ и энергии» (3 часа)
|
|||||||
53-54. |
|
|
Обмен веществ. Практическая работа №2 «Определение норм рационального питания» |
2 |
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Знать: Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма. * Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
|
|
|
55. |
|
|
Витамины. |
1 |
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Знать: Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма. Профилактика заболеваний. * Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
|
|
|
Тема XII: «Выделение» (2 часа)
|
|||||||
56. |
|
|
Выделение. Строение и работа почек. |
1 |
Знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения, а также ориентации в межличностных отношениях. Гордость за свою страну, ее ученых. Уметь: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника. Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, Планировать и прогнозировать на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Составлять план и последовательность действий. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки. Давать оценку своим личностным качествам. Знать: Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма. * Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
|
|
|
57. |
|
|
Заболевание почек и их предупреждение. |
1 |
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Уметь: самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию, делать сообщения, формулировать вопросы и отвечать на них. Знать: Профилактика заболеваний. Личная и общественная гигиена. Здоровый образ жизни. Вредные привычки и их отрицательное влияние на организма .* Болезни органов выделения, их предупреждение
|
|
|
Тема XIII: «Покровы тела (4 часа)
|
|||||||
58. |
|
|
Строение и функции кожи. |
1 |
Осознавать важность бережного отношения к своему организму. Соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. Осуществлять планирование. Составлять план и последовательность действий. Осознавать качество и уровень усвоения. Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме Знать: Строение и функции кожи. |
|
|
59. |
|
|
Роль кожи в терморегуляции организма. |
1 |
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Знать: Нервно – гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма – как основа его целостности, связи со средой. Профилактика заболеваний, травматизма. Приемы оказания первой помощи. * Роль кожи в теплорегуляции. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.
|
|
|
60. |
|
|
Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. |
1 |
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Работать с различными источниками информации. Выделять главное. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Структурировать учебный материал. Давать определения понятиям. Представлять информацию в виде таблиц и схем. Развивать навыки самооценки и самоанализа. Знать: Личная и общественная гигиена. Здоровый образ жизни. * Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. |
|
|
61. |
|
|
Зачетный урок по темам: «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ», «Выделение», «Покровы тела» |
1 |
Уметь: выполнять тестовые задания.
|
|
|
Тема XIV: «Размножение и развитие» (3 часа)
|
|||||||
62-63. |
|
|
Половая система человека. |
2 |
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Работать по предложенному плану, использовать наряду с основными, и дополнительные средства обучения. Знать: Личная и общественная гигиена. Здоровый образ жизни. Профилактика ВИЧ – инфекции и заболевания СПИДом. Вредные привычки и их отрицательное влияние на организм. * Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. |
|
|
64. |
|
|
Развитие человека и возрастные процессы. |
1 |
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Знать: Рост и развитие ребенка. |
|
|
Тема XV: «Высшая нервная деятельность» (6 часов) |
|||||||
65. |
|
|
Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. |
1 |
Формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме Знать: Высшая нервная деятельность, психика и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека. * Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения.
|
|
|
66. |
|
|
Торможение, его виды и значение. |
1 |
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью. Уметь: самостоятельно работать с текстом, рисунками, схемами учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме Знать: понятие торможения , его значение и виды. |
|
|
67. |
|
|
Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. |
1 |
Формирование чувства уважения к ценностям семьи, любовь к людям, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; Учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями. Знать: Высшая нервная деятельность, психика и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека. Биоритмы. Факторы здоровья, факторы риска, адаптация. * Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. |
|
|
68. |
|
|
Особенности высшей нервной деятельности. Лабораторная работа №13 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье» |
1 |
Формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями. Знать: Высшая нервная деятельность, психика и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека. * Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Речь. Мышление. Сознание. Гигиена умственного труда.
|
|
|
69. |
|
|
Типы нервной деятельности. Итоговая контрольная работа. |
1 |
Признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; ситуациях. Позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; слушать и слышать слово; отвечать на вопросы; логически мыслить; выступать с небольшими сообщениями. давать определения на основе изученного учебного материала, обобщают понятия.
Знать: Высшая нервная деятельность, психика и поведение человека. Психическое и физическое здоровье человека. * Типы нервной деятельности. |
|
|
70. |
|
|
Итоговый тест по курсу «Человек и его здоровье». |
1 |
|
|
|
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по биологии, 8 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».
Автор-составитель: Хайбуллина А.Г., учитель биологии.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
1. Примерная Программа основного общего образования по биологии, Рабочие программы. Биология. 5—9 классы :учебно – методическое пособие / [сост. Г.М. Пальдяева]. — М. : Дрофа, 2016.
2. Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М.Р. Сапин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018.
3. Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология .Человек » / Н. И. Сонин, И.Б.Агафонова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2019
Количество учебных часов в год – 70 часов.
Количество часов в неделю – 2 часа.
Учебный предмет биология входит в предметную область «Естественно – научные предметы», изучается на базовом уровне.
Основные цели курса:
1. Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организма человека; об его индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира, структуре и функционировании человеческого общества.
2. Обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роль и место человека в биосфере, активной роли человека как социального существа.
3. Обеспечить экологическое образование и знание, формирование знаний об организации и эволюции органического мира.
4. Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием.
5. Сформировать умение учебного труда, как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач развития логического мышления школьников, их воспитания.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.