Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Медиа
docx
28.11.2019
5biologiya.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кушкинская основная общеобразовательная школа»

 

ПРИНЯТО

на заседании ШМО

Протокол №__от ______

Руководитель ШМО

_______ Трушкова В. М.

.

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

 

_________Елисеева Е.К.

«___»__________ 20 19    г

УТВЕРЖДАЮ

            Директор МБОУ   

 

Приказ от______ № ____

_______Возжунина Н. С.

 

 

 

 

 

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

учебного курса  «Биология»

Класс: ___5___

 

 

 

 

 

Рабочую программу составила Конакова Е. С.,

                                учитель  биологии высшей  категории

 

 


с.Кушки 2019г.

ВВОДНАЯ   ЧАСТЬ

Особенности Рабочей программы

Уровень образования: основное общее образование

Уровень изучения предмета: базовый

Срок реализации программы -2019/2020   гг.

Количество часов по учебному плану: всего – __34__ ч/год;  _1_ч/неделю

Программа составлена  на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Г.М. Пяльдяева ]. — М.: Дрофа, 2014 год (Стандарты второго поколения), Программы по биологии для 5–9 классов (автор В,В. Пасечник.; М.: «Дрофа», 2014 ).

Учебник _ Автор В.В.Пасечник «Биология. 5 класс», учебник для общеобразовательных организаций; Москва, «Дрофа, 2018г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа  разработана в соответствии  с:

         Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

         Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования           и науки Российской Федерации  от 30.08.2013 № 1015;

         Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным,  приказомМинистерства     образования   и науки   Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования          и     науки      Российской Федерации  от 31.12.2015 №1577;

         Основной образовательной программой школы и  Учебным планом школы;

         Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

         Примерной программы основного общего образования,  программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы  В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2014 г.

         Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.

УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин,  В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев,  Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2017., 2018 г., 2019г.

В учебном плане МБОУ «Кушкинская ООШ» на 2019-2020 учебный год  отведено для обязательного изучения предмета биология в 5 классе 34 часов (из расчета 1 час в неделю).   

Методическое обеспечение:

Программа для общеобразовательных учреждений, «Биология. 5-9 классы» Авторы: В.В. Пасечник,  В.М. Пакулова. стр.114., М., «Дрофа» 2000 г.

Учебник В. В. Пасечник Биология. 5 класс. Бактерии, грибы, растения.- предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин,  В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов , издательство «Дрофа», 2018 г., 2019г.

Рабочая тетрадь к  учебнику В. В. Пасечник Биология. 5 класс. Бактерии, грибы, растения,  издательство «Дрофа»,2019г.

Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника Биология.  5 класс. Бактерии, грибы, растения

Методическое пособие предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин,  В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев,  Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа»5-9 кл

Срок реализации программы -2019/2020   гг.

Структура рабочей программы

Рабочая программа включает следующие обязательные элементы:

1.  титульный лист;

2.  вводная часть (пояснительную записку); 

3.  личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии    класса

4.  контроль уровня обученности, контрольно-измерительные материалы с указанием основного инструментария для оценивания результатов

5.  учебно-тематический план; 

6.  содержание тем учебного курса; 

7.  тематическое планирование

8.  календарно-тематический  план

 

Планируемые  результаты изучения учебного курса.

В результате обучения биологии в 5 классе ученик научится:

         составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование; 

         работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

         составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

         выполнять лабораторные работы под руководством учителя;  оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;

         под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

         получать биологическую информацию из разных источников;

         анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;

         сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; 

         оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

         определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

         характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

         определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»; 

         работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;

         давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;

         отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

         находить отличия съедобных грибов и ядовитых;

         объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.

         давать общую характеристику растительного царства;

         давать характеристику основных группам растений;

         объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Ученик получит возможность учиться:

         соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

         использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

         выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

         осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

         ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

         находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;  выбирать целевые и смысловые установки в действиях и поступках по отношению к  природе.

         соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

         использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

         выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

         осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

         ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях

         (экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

         находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе. выполнять творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Бактерии, грибы, растения»

·         Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

·         знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

·         сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы,

·         овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

·         сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.

К метапредметным результатам обучения относятся:

·         овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;

·         освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

·         формирование приемов работы с разными источниками информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;

·         способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

·         развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы.

Предметными результатами обучения являются:

         В ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества.

         В познавательной сфере:

         – расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;

         - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;

         - объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, роли организмов в жизни человека;

         - различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов растений, съедобных и ядовитых грибов;

         - формирование элементарных исследовательских умений, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.

         В ценностно-ориентационной сфере – знание основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

         В сфере трудовой деятельности – знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), формирование навыков ухода за комнатными и культурными растениями.

         В сфере физической деятельности – освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях.

         В эстетической сфере – овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Контроль уровня обученности, контрольно-измерительные материалы с указанием основного инструментария для оценивания результатов

Для оценивания качества знаний учащихся (УУД), применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий и итоговый.

Предварительный контроль в пятом классе не применяется.

Текущий контроль проводится по таким видам работ: устный опрос, биологические диктанты (проверка понятий и определений), дидактический карточки, тесты, контрольные работы (разноуровневые), творческие работы, выступления с сообщениями и рефератами, проектные работы, лабораторные и практические работы и зачеты.

Итоговый контроль: итоговые контрольные работы за год(полугодие) по всем темам.

Контрольно – измерительные материалы в рабочей программе  представлены в виде тестовых заданий. Система тестовых заданий имеет разные уровни сложности, согласно которым они сгруппированы в разные наборы. В настоящей программе предлагаются тесты двух и трех  уровней сложности: уровень А – низкий («3») , уровень В  – высокий («4» и «5»). Каждый уровень содержит по два варианта.

  Виды заданий в КИМах :

  • Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.
  • Задания с выбором нескольких правильных ответов.
  • Задания на сопоставление объекта  с его свойствами, особенностями.
  • Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов.
  • Задания на дополнение, вставку пропущенных терминов.
  • Задания на выявление ошибок в тексте.
  • Задания со свободным ответом.
  • Задания в рисунках

Тестовые задания можно варьировать или заменять вопросы, корректировать их содержание в рамках учебного материала, с учетом особенностей учащихся.

Оценка тестовых заданий:

Предлагаемая система оценок для рабочей программы исходит из возрастающей шкалы стоимости вопросов из разных заданий. Правильный ответ за каждый вопрос из заданий А стоит один балл, из задний В –2- 3балла,  Любой уровень позволяет набирать максимальную сумму балов, которая затем переводится в оценку.

Итоговая контрольная работа построена по аналогии с тестами  ЕГЭ, содержит три части: А, В, С. Поэтому предусмотрены только два варианта. В зависимости от набранных баллов, выставляется оценка.

 

 

 

Содержание учебного предмета «Биология 5 класс»

Введение (6 часов)

·         Биология – наука о живой природе.

·         Биологические науки и объекты их изучения.

·         Значение биологов для развития отраслей народного хозяйства и охраны природы.

·         Методы исследования в биологии.

·         Биосфера – живая оболочка планеты, границы биосферы.

·         Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные и Грибы.

·         Признаки и свойства живых организмов.

·         Среды обитания организмов: наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная.

·         Приспособления организмов к обитанию в различных средах.

·         Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

·         Влияние экологических факторов на живые организмы.

Основные понятия:

·         биология,

·         биосфера,

·         границы биосферы,

·         экология,

·         методы исследования (наблюдение, измерение, эксперимент),

·         царства живой природы (Бактерии, Растения, Животные, Грибы),

·         признаки и свойства живого (клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, размножение, рост, развитие),

·         среды обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная).

Практическая работа №1 «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью».

Глава 1. Клеточное строение организмов (6 часов)

·         Увеличительные приборы (лупа, микроскоп).

·         Устройство светового микроскопа и правила работы с ним.

·         Клетка.

·         Особенности строения растительной клетки, её части и органоиды.

·         Химический состав клетки (неорганические и органические вещества).

·         Роль химических веществ в клетке.

·         Процессы жизнедеятельности клетки.

·         Ткань.

·         Типы тканей растительного организма и их функции.

Основные понятия:

·         клетка,

·         оболочка,

·         цитоплазма,

·         ядро,

·         ядрышко,

·         вакуоли,

·         пластиды,

·         хлорофилл,

·         неорганические вещества,

·         органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты),

·         межклеточники,

·         межклеточное вещество,

·         движение цитоплазмы,

·         хромосомы,

·         типы растительных тканей (образовательные, механические, покровные, проводящие, основные).

Персоналии:

·         Роберт Гук,

·         Марчелло Мальпиги,

·         НеемияГрю.

Лабораторные работы:

·         Лабораторная работа №1 «Знакомство с увеличительными приборами».

·         Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».

·         Лабораторная работа №3«Приготовление и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».

·         Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

Глава 2. Царство Бактерии (3 часа)

  • Строение бактериальной клетки.
  • Отличия бактериальной клетки от клетки растений.
  • Формы бактериальных клеток.
  • Особенности питания и размножения бактерий.
  • Спорообразование.
  • Причины широкого распространения бактерий на планете.
  • Значение бактерий в природе и жизни человека.

Основные понятия:

  • бактерии,
  • сине-зелёные (цианобактерии),
  • сапрофиты,
  • паразиты,
  • спора бактерий,
  • клубеньковые бактерии,
  • симбиоз,
  • болезнетворные бактерии,
  • эпидемия.

Глава 3. Царство Грибы (5 часов)

  • Особенности строения грибов.
  • Отличия клетки грибов от бактериальных клеток и клеток растений.
  • Питание и размножение грибов.
  • Отличительные признаки трубчатых и пластинчатых шляпочных грибов.
  • Съедобные и ядовитые шляпочные грибы.
  • Правила сбора грибов.
  • Правила оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.
  • Дрожжи.
  • Плесневые грибы.
  • Значение дрожжей и плесневых грибов в природе и жизни человека.
  • Грибы-паразиты.
  • Значение паразитических грибов в природе и жизни человека.
  • Методы борьбы с грибами-паразитами.

Основные понятия:

  • грибница (мицелий),
  • гифы,
  • шляпочные грибы (пластинчатые и трубчатые),
  • микориза,
  • симбиоз,
  • ядовитые грибы,
  • съедобные грибы,
  • плесневые грибы (мукор и пеницилл, дрожжи),
  • спорангии,
  • паразитизм,
  • грибы-паразиты (головня, спорынья, гриб-трутовик).

Лабораторные работы:

  • Лабораторная работа №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».
  • Лабораторная работа №16«Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей».

Глава 4. Царство Растения (13 часов)

·         Ботаника – наука о растениях.

·         Особенности строения растительной клетки.

·         Высшие и низшие растения.

·         Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей.

·         Многообразие водорослей.

·         Среда обитания водорослей.

·         Значение водорослей в природе и жизни человека.

·         Особенности строения лишайников.

·         Распространение лишайников.

·         Формы слоевищ лишайников: накипная, листовая, кустистая.

·         Значение лишайников в природе и жизни человека.

·         Мхи.

·         Особенности строения мхов.

·         Многообразие мхов.

·         Среда обитания мхов.

·         Значение мхов в природе и жизни человека.

·         Папоротники, хвощи и плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека.

·         Голосеменные, их строение, распространение, многообразие, значение в природе и жизни человека.

·         Цветковые растения, их строение и многообразие.

·         Распространение цветковых (покрытосеменных) растений.

·         Значение цветковых растений в природе и жизни человека.

·         Происхождение растений.

·         Основные этапы развития растительного мира.

·         Охрана растений.

Основные понятия:

  • ботаника,
  • низшие растения,
  • высшие растения,
  • слоевище (таллом),
  • водоросли,
  • хроматофор,
  • ризоиды,
  • лишайники,
  • лишайники по форме слоевища (накипные, листоватые, кустистые),
  • мох,
  • спора,
  • высшие споровые растения,
  • сперматозоид,
  • яйцеклетка,
  • плауны,
  • хвощи,
  • папоротники,
  • вайи,
  • корневище,
  • спорангии,
  • голосеменные,
  • семя,
  • высшие семенные растения,
  • женская шишка,
  • мужская шишка,
  • покрытосеменные (цветковые),
  • цветок,
  • плод,
  • растения (однолетние, двулетние, многолетние),
  • жизненные формы растений (деревья, кустарники, травы),
  • палеонтология,
  • палеоботаника,
  • риниофиты.

Лабораторные работы:

  • Лабораторная работа №7 «Изучение особенностей строения зелёных водорослей».
  • Лабораторная работа №8«Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов).
  • Лабораторная работа №9 Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника».
  • Лабораторная работа №10 «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов».
  • Заключение  ( 2 часа )

Контрольная работа № 1 по теме «Царство Растения».                       

 

Тематическое планирование

 

 

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

(в соответствии со спецификой предмета, курса)

Практическая часть

(в соответствии со спецификой предмета, курса)

1

Введение

6

 

П.р.№1

2

Клеточное строение организмов

6

 

Л.р.№1,2,3,4

3

Царство Бактерии

3

 

 

4

Царство Грибы

5

 

Л.р.№5,6

5

Царство Растения

13

 

Л.р.№7,8,9,10

Заключение

1

1

 

 

Итого:

34

1

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

 

УОНЗ - Уроки «открытия» нового знания.

УОУР - Уроки отработки умения и  рефлексии.

УСЗ - Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности).

УРК-Уроки развивающего контроля.

КУ – Комбинированный урок.

РК-Региональный компонент

п/п

 

Тема урока.  \ тип урока \    региональное содержание

Количество часов

практическая часть программы;\

подготовка к ВПР, ГИА

Характеристика основных видов деятельности

 

 

Д.з.

Дата

по плану

Дата

по факту

 

Введение  (6 часов)

6

 

Определяют понятия

Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни.

 Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Характеризуют основные методы исследования в биологии.

 Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

 Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

 Составляют план параграфа.

 Анализируют связи организмов со средой обитания.

 Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

Анализируют и сравнивают экологические факторы.

Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.

Готовят отчет по экскурсии.

Ведут дневник

 

 

 

1.

Биология - наука о живой природе.  \УОНЗ

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §1

 

 

2

Методы исследования в биологии. \КУ

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §2

 

 

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. \ УОУР

РК: Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»

1

Практическая работа №1 «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью».

задания в р.т.к § и §3

 

 

4

Среды обитания организмов.\КУ

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §4

 

 

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.\КУ

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §5

 

 

6

Обобщение и повторение\КУ

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §1-5

 

 

Глава1.Клеточное строение организмов

6

 

Определяют понятия.

Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа.

Отрабатывают правила работы с микроскопом.

Выделяют существенные признаки строения клетки.

Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Учатся готовить микропрепараты.

Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.

Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки.

Учатся работать с лабораторным оборудованием.

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки.

Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.

Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей

 

 

 

7

Устройство увеличительных приборов. \УОНЗ

1

Лабораторная работа №1 «Знакомство с увеличительными приборами».

задания в р.т.к § и §6

 

 

8

Строение клетки.\КУ

1

Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».

задания в р.т.к § и §7

 

 

9

Химический состав клетки.\КУ

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §8

 

 

10

Жизнедеятельность клетки , её деление и рост.\КУ

1

Лабораторная работа №3«Приготовление и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».

задания в р.т.к § и §9

 

 

11

Ткани.\КУ

1

Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

задания в р.т.к § и §10

 

 

12

Повторение. \ УСЗ

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §6-10

 

 

 

Глава 2.Царство бактерий (3 часа)

3

 

Выделяют существенные признаки бактерий

Определяют понятия

Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

 

 

 

13

Строение и жизнедеятельность бактерий \УОНЗ

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §11

 

 

14

Роль бактерий в природе и жизни человека.\КУ

РК Роль бактерий на примерах региональных производств

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §12

 

 

15

Повторение..\ УСЗ

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §11-12

 

 

 

Глава 3. Царство грибы ( 5 часов )

5

 

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.

Заполняют таблицы.

Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. 

Готовят сообщения

 

 

 

16

Общая характеристика грибов. \УОНЗ

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §13

 

 

17

Шляпочные грибы\КУ

РК:  Шляпочные грибы нашей местности. Правило грибника.

1

Лабораторная работа №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

задания в р.т.к § и §14

 

 

18

Плесневые грибы и дрожжи\КУ

1

Лабораторная работа №16«Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей».

задания в р.т.к § и §15

 

 

19

Грибы-паразиты\КУ

РК:Грибы - паразиты нашей местности

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §16

 

 

20

Повторение..\ УОУР

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §13-16

 

 

 

Глава 4. Царство растений(13 часов)

13

 

Определяют понятия

Выделяют существенные признаки растений.

Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений.

Сравнивают представителей низших и высших растений.

Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Выделяют существенные признаки водорослей.

Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей.

Готовят микропрепараты и работают с микроскопом.  Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека.

Обосновывают необходимость охраны водорослей.

Находят лишайники в природе.

Выделяют существенные признаки высших споровых растений.

Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаков голосеменных растений.

Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений.

Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

Характеризуют основные этапы развития растительного мира

 

 

 

21

Разнообразие, распространение, значение растений. \УОНЗ

1

 

задания в р.т.к § и §17

 

 

22

Водоросли\КУ\РК

1

Лабораторная работа №7 «Изучение особенностей строения зелёных водорослей».

задания в р.т.к § и §18

 

 

23

Лишайники\КУ\РК

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §19

 

 

24

Мхи\КУ\РК

1

Лабораторная работа №8«Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов).

задания в р.т.к § и §20

 

 

25

Плауны. Хвощи. Папоротники\КУ\РК

1

Лабораторная работа №9 Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника».

задания в р.т.к § и §21

 

 

26

Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека\КУ\РК

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §17-21

 

 

27

Голосеменные \КУ\РК

1

Лабораторная работа №10 «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов».

задания в р.т.к § и §22

 

 

28

Многообразие голосеменных\КУ\РК

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §22

 

 

29

Покрытосеменные или Цветковые \КУ

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §23

 

 

30

Многообразие покрытосеменных \ УОУР

\РК: Экскурсия «Многообразие растений»

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §23

 

 

31

Происхождение растений\КУ

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §24

 

 

32

Основные этапы развития растительного мира.

Обобщение и повторение «Царство Растения».\УСЗ

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

задания в р.т.к § и §Записи

задания в р.т.к § и §17-24

 

 

Контрольная работа  по теме: «Царство Растения»  УК

1

 

 

 

 

 

Заключение(1 часа)

1

 

 

 

 

 

33

Подготовка к контрольной работе работе  по теме: «Царство Растения» .\УСЗ УОУР

1

Выполнение заданий  по подготовке к ВПР и ГИА .

 

Подготовиться к контрольной работе

 

 

34

Контрольная работа №1по теме:Царство Растения» \ УРК

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения к программе


 

Основные понятия и термины курса.

биология,

биосфера,

границы биосферы,

экология,

методы исследования (наблюдение, измерение, эксперимент),

царства живой природы (Бактерии, Растения, Животные, Грибы),

признаки и свойства живого (клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, размножение, рост, развитие),

среды обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная).

клетка,

оболочка,

цитоплазма,

ядро,

ядрышко,

вакуоли,

пластиды,

хлорофилл,

неорганические вещества,

органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты),

межклеточники,

межклеточное вещество,

движение цитоплазмы,

хромосомы,

типы растительных тканей (образовательные, механические, покровные, проводящие, основные).

Персоналии:

Роберт Гук,

Марчелло Мальпиги,

НеемияГрю.

бактерии,

сине-зелёные (цианобактерии),

сапрофиты,

паразиты,

спора бактерий,

клубеньковые бактерии,

симбиоз,

болезнетворные бактерии,

эпидемия.

грибница (мицелий),

гифы,

шляпочные грибы (пластинчатые и трубчатые),

микориза,

симбиоз,

ядовитые грибы,

съедобные грибы,

плесневые грибы (мукор и пеницилл, дрожжи),

спорангии,

паразитизм,

грибы-паразиты (головня, спорынья, гриб-трутовик).

ботаника,

низшие растения,

высшие растения,

слоевище (таллом),

водоросли,

хроматофор,

ризоиды,

лишайники,

лишайники по форме слоевища (накипные, листоватые, кустистые),

мох,

спора,

высшие споровые растения,

сперматозоид,

яйцеклетка,

плауны,

хвощи,

папоротники,

вайи,

корневище,

спорангии,

голосеменные,

семя,

высшие семенные растения,

женская шишка,

мужская шишка,

покрытосеменные (цветковые),

цветок,

плод,

растения (однолетние, двулетние, многолетние),

жизненные формы растений (деревья, кустарники, травы),

палеонтология,

палеоботаника,

риниофиты.

·          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы проектов, темы творческих работ

Лекарственные растения в жизни человека.
Ядовитые растения с пользой для человека.
Лук — наш зеленый друг
Лук от семи недуг
Мох для леса и человека.
Много ли железа в железном дереве?
Можно ли обнять Секвойю?
Моя морская свинка
Общие признаки растений
Ожившие мифы (образы животных).
Особенности насекомоядных растений.
Особенности содержания гигантской улитки Ахатины (Achatina fulica).
Пальмовое масло: вред или польза?
Папоротники на комнатном окне.
Плоды — экзоты.
По страницам Красной книги. Животные.
Полезные свойства растений интерьера
Получение кисломолочных продуктов в квартире.
Порода собак «Сибирские хаски»
Почему исчезает Амурский Горал?
Почему о папоротниках сложены легенды?
Почему при длительном хранении скисает даже пастеризованное молоко?
Приспособления растений к опылению
Приспособленность растений степей к засушливым условиям обитания.
Птицы, сошедшие со страниц сказок

Прочнее ли железа Железное дерево?
Растения - взломщики асфальта.
Растения – символы разных стран
Растения в легендах и преданиях
Растения Красной книги нашей местности.
Растет ли земляника на Земляничном дереве?
Растут ли дыни на Дынном дереве?
Растут ли тюльпаны на Тюльпанном дереве?
Редкие комнатные растения в интерьере нашей школы.
Сколько места нужно для Баньяна?
Современное понимание роли образов растений в геральдике.
Созвездие Андромеды
Съедобные водоросли.
Такой ли он добрый – этот сок «Добрый»?
Условия обитания жука носорога
Хлебное дерево - сказка или реальность?
Целебные свойства комнатных растений.
Чистая вода
Шляпочные грибы.

Грибы

Темы исследовательских работ о грибах:

В лес по грибы

В царстве грибов.

Вездесущие грибы

Влияние урбанизации на распространение грибов, их видовой состав.

Влияние факторов внешней среды на развитие плесневых грибов.

Вред и польза грибов, их роль в жизни человека.

Выращивание грибов вешенок в домашних условиях.

Выявление условий развития плесневых грибов. Их роль в природе и для человека.

Гриб масленок, растущий в наших лесах

Гриб: растение или живой организм?

Грибное царство

Грибы и их лечебные свойства.

Грибы нашего леса

Грибы — природные разрушители.

Грибы-подснежники

Грибы: растения или животные?

Зачем грибы лесу?

Значение трутовых грибов в природе и жизни человека.

Изучение способов размножения и сохранения грибов в лесах.

Какие разные грибы...

Лишайники как биоиндикаторы экологического состояния окружающей среды.

Лишайники — индикаторы чистоты воздуха.

Лишайники. Союз водоросли с грибом.

Мухомор

Съедобные грибы

Такие загадочные грибы вешенки.

Чайный гриб и его влияние на организм человека.

Чага.

 

Водоросли

Темы исследовательских работ о водорослях:

Альгология и химия морских водорослей.

Влияние внешних условий на жизнедеятельность элодеи канадской.

Водные труженики.

Водоросли и их роль в жизни человека.

Исследование влияния изменений факторов среды на фотосинтез валлиснерии и элодеи.

Некоторые особенности видового состава водорослей семейства рдестовых.

Ряска малая, хлорелла обыкновенная – индикаторы загрязнения воды нефтью и буровыми растворами.

Этот удивительный чилим.

 

Плесень

Темы исследовательских работ о плесени:

Загадочная плесень.

Исследование развития плесени.

Плесень — опасная болезнь хлеба.

Плесень, съедающая крахмал

Плесень: условия возникновения и роль в жизни человека.

Появление мукора в хлебнице, или Влияние фитонцидов растений на рост мукора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)