Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету биология основного общего образования (базовый уровень) для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (VIII вид, инклюзивное обучение) составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
-Закона РФ «Об образовании»;
- Приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 17 августа 2011 года № 2252 «О внесении изменений в приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 01 июля 2011 года № 1922 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Белгородской области от 23 июня 2006 года № 1021 «Об утверждении базисного учебного плана для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений и классов VII и VIII видов»;
- Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (естествознание (биология) авторы: В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевырева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова ). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014. – сб.1;
- «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 г. № 288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, от 10.03.2000 г. № 212, от 23.12.2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. № 49);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
-Программа соответствует учебному плану школы, Сан Пину 2.4.2821 «Санитарно – эпидемиологического требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», Постановление Главного Санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №03-600 (зарегистрирован МинОстом Риссии 03.03.2011г. №22290)
-СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2011 г. N 19993 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10"),
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07. 15 СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России14.08.2015 N 38528)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Курс биология направлен на коррекцию недостатков умственного развития учащихся.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Основными задачами преподавания биологии являются:
1.сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воле, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
2.формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
3.проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
4.первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы;
5.привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Рабочая программа 9 класса рассчитана на 68 урочных часов, 2 часа в неделю. Количество определено в соответствии с учебным планом на учебный год, фактическими учебными днями и праздничными календарными днями. Календарно-тематическое планирование составлено с учетом расписания графика каникул и праздничных дней в этом учебном году.
Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, наглядности. В основе программы лежит принцип единства.
Для реализации рабочей программы на уроках биологии используются следующие методы и средства:
- методы устного сообщения материала: объяснение, беседа, описание.
- методы наглядного обучения: работа с технологическими картами, опорными таблицами, картинами, схемами, лабораторно-демонстрационным оборудованием.
Материал по биологии обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся, развивается мышление, внимание, память, способность анализировать, сравнивать, выделять сходство и различие понятий, умение планировать деятельность, работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. При выполнении практических заданий развиваются глазомер, мелкая и общая моторика, координация движений. Трудовая деятельность благотворно сказывается на становлении личностей учащихся: корригируются нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы, развивается умение преодолевать трудности, воспитывается самостоятельность, инициативность, стремление доводить начатое дело до конца.
- методы работы с текстом: выборочное или объяснительное чтение записей в тетрадях, чтение разделов учебника, чтение технологических карт и т.д.
Основная задача при работе с текстом — научить обучающихся сознательному чтению, закрепить знания, усвоенные на уроке при объяснении новой темы. Особое значение на уроках биологии , уделяется работе с новыми понятиями и терминами, для развития у учащихся мышления и речи. Систематическая словарная работа на уроках расширяет лексический запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
- практические методы – работа в тетради, (рисование), практические и самостоятельные работы.
Специфической особенностью обучения на уроках биологии является их практическая направленность. Коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья происходит в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач урока.
Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели. Это могут быть уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, умений и навыков, уроки практического повторения, контрольные уроки. Изучение новых тем, начинается с теоретических занятий и ознакомительных упражнений.
Основные технологии: личностно-ориентированное, уровневая дифференциация, информационно-коммуникативные, здоровье сберегающие, игровые. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках рисования, географии, истории и др. предметам. Материал по предмету имеет много смежных тем с русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью. На уроках большое внимание уделяется технике безопасности. На вводном занятии с учащимися проводится инструктаж по правилам безопасного поведения при выполнении практических заданий.
В инструктаж входит разъяснение:
· правил поведения в кабинете биологии.
· правил безопасной работы при проведении демонстрационно-лабораторных работ.
· правил пожарной безопасности. Учащимся даётся подробное разъяснение алгоритма действий во время пожарной тревоги.
В процессе обучения на уроках осуществляется подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются требования к их знаниям в зависимости от уровня общего развития, особенностей структуры дефекта, развития речи и индивидуальных возможностей усвоения учебного материала. По наиболее трудным темам программы уровень требований снижается, даются задания , раздаточный материал, они обеспечиваются посильными видами практических работ.
Задачи:
Образовательные:
· формирование основных биологических понятий;
· формирование понятий об особенностях животного мира; об окружающей среде, путях её сохранения и рационального использования;
· формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
· формирование и отработка практических навыков и умений.
Коррекционно-развивающие:
· коррекция недостатков умственного развития учащихся;
· в процессе знакомства с животными у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление;
· дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой;
· взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Воспитательные:
· воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;
· привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
· проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей).
Используемые технологии:
· разноуровневого и дифференцированного подхода;
· здоровье сберегающие;
· игровые;
· личностно-ориентированные;
· информационно-коммуникативные.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
практический метод;
наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
устные или письменные методы контроля; индивидуальные; итоговые и текущие.
Формы обучения:
По охвату детей в процессе обучения ( индивидуальные)
2. По месту организации (школьные)
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
Виды деятельности:
- обогащение и уточнение словаря,
- наблюдение за процессами жизнедеятельности животных,
- чтение литературы по изучаемому материалу,
- называние и характеристика органов и систем органов животных по их строению и выполняемым функциям,
- сравнение органов и систем органов между собой, их классификация, установление взаимосвязи между строением и выполняемыми функциями,
- активное участие в беседе,
- составление рассказов с опорой на план,
- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,
- дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного,
- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,
- использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,
- освоение на практике полученных знаний.
Для реализации рабочей программы используется:
Программа «Биология» В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевырева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова, которая включена в сборник: Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014-224с
Учебник:Биология. Человек. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва.- 10-е изд.- М.: Просвещение, 2019.-239с.:ил.- ISBN 978-5-09067872-8.
Срок реализации программы – 1 год.
Место предмета в учебном плане
В индивидуальном учебном плане МБОУ «Сафоновская ООШ», обучающегося по адаптированной основной образовательной программе (VIII вид, инклюзивное обучение) на изучение предмета биология по адаптированной основной общеобразовательной программе (VIII вид, инклюзивное обучение) отведено в 9 классе 68 часов в год- 2 ч. в неделю.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
· названия, строение и расположение основных органов организма человека;
· элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
· влияние физических нагрузок на организм:
· вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм:
· основные санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
· применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
· соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Тематический планирование
I |
Введение |
1 |
II |
Общий обзор строения организма человека |
4 |
III |
Опора и движение |
11 |
IV |
Кровь. Кровообращение |
7 |
V |
Дыхание |
6 |
VI |
Пищеварение |
12 |
VII |
Выделение |
2 |
VIII |
Кожа |
5 |
IX |
Нервная система |
7 |
X |
Органы чувств |
8 |
XI |
Охрана здоровья человека в Российской Федерации |
4 |
XII |
Повторение |
1 |
|
Итого год: |
68 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Наименование раздела и тем |
Часы учебного времени |
Плановые сроки прохождения |
Фактические сроки прохождения |
Повторение |
I |
Введение |
1 |
|
|
|
1 |
Инструктаж по техники безопасности. Место человека среди обитающих. |
1 |
|
|
|
II |
Общий обзор строения организма человека. |
4 |
|
|
|
2 |
Строение клетки. |
1 |
|
|
|
3 |
Химический состав и жизнедеятельность клетки. |
1 |
|
|
|
4 |
Ткани и органы. |
1 |
|
|
|
5 |
Системы органов. Организм. Демонстрация торса человека. |
1 |
|
|
|
III |
Опора и движение |
11 |
|
|
|
6 |
Значение опорно-двигательной системы. Демонстрация скелета человека, позвонков. |
1 |
|
|
|
7 |
Опыт:№1 Свойства декальцинированных и прокалённых костей. |
1 |
|
|
|
8 |
Скелет головы. |
1 |
|
|
|
9 |
Скелет туловища. |
1 |
|
|
|
10 |
Скелет конечностей. |
1 |
|
|
|
11 |
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. |
1 |
|
|
|
12 |
Строение и значение мышц. |
1 |
|
|
|
13 |
Основные группы мышц. |
1 |
|
|
|
14 |
Работа мышц. Утомление. Гигиена физического труда. Опыт:№2 Статическая и динамическая нагрузка на мышцы.
|
1 |
|
|
|
15. |
Осанка и здоровье человека. |
1 |
|
|
|
16 |
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. |
1 |
|
|
|
IY |
Кровь. Кровообращение |
7 |
|
|
|
17 |
Значение крови и ее состав. Лабораторная работа №1:Микроскопическое строение крови. |
1 |
|
|
|
18 |
Строение и работа сердца. |
1 |
|
|
|
19 |
Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. |
1 |
|
|
|
20 |
Движение крови по сосудам. Лабораторная работа №2:Подсчёт частоты пульса
|
1 |
|
|
|
21 |
Первая помощь при кровотечениях. |
1 |
|
|
|
22 |
Предупреждение заболевания сердца и сосудов. |
1 |
|
|
|
23 |
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. |
1 |
|
|
|
Y |
Дыхание |
6 |
|
|
|
24 |
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. |
1 |
|
|
|
25 |
Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Опыт№3: Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе. |
1 |
|
|
|
26 |
Дыхательные движения. Регуляция дыхания. |
1 |
|
|
|
27 |
Болезни органов дыхания, и их предупреждение. |
1 |
|
|
|
28 |
Гигиена дыхания. Искусственное дыхание. |
1 |
|
|
|
29 |
Охрана воздушной среды. |
1 |
|
|
|
YI |
Пищеварение |
12 |
|
|
|
30 |
Значение и состав пищи. Опыт: №4 Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле. |
1 |
|
|
|
31 |
Органы пищеварения. Значение пищеварения. |
1 |
|
|
|
32 |
Строение и значение зубов. |
1 |
|
|
|
33 |
Пищеварение в ротовой полости. Опыт: № 5 Действие слюны на крахмал. |
1 |
|
|
|
34 |
Пищеварение в желудке. Опыт: № 6 Действие желудочного сока на белки. |
1 |
|
|
|
35 |
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Опыт №7: Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке. |
1 |
|
|
|
36 |
Гигиена питания. |
1 |
|
|
|
37 |
Нормы питания. |
1 |
|
|
|
38 |
Витамины. |
1 |
|
|
|
39 |
Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний. |
1 |
|
|
|
40 |
Предупреждение пищевых отравлений. |
1 |
|
|
|
41 |
Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на органы пищеварения. |
1 |
|
|
|
YII |
Выделение |
2 |
|
|
|
42 |
Значение и строение почек. |
1 |
|
|
|
43 |
Предупреждение почечных заболеваний. |
1 |
|
|
|
YIII |
Кожа |
5 |
|
|
|
44 |
Значение и строение кожи. |
1 |
|
|
|
45 |
Роль кожи в терморегуляции. Оказание первой помощи при тепловом и солнечных ударах. |
1 |
|
|
|
46 |
Закаливание организма человека. |
1 |
|
|
|
47
|
Гигиена кожи.
|
1
|
|
|
|
48 |
Гигиенические требования к одежде и обуви. |
1 |
|
|
|
IX |
Нервная система |
7 |
|
|
|
49 |
Значение и строение нервной системы. |
1 |
|
|
|
50 |
Спинной мозг, его строение, значение. |
1 |
|
|
|
51 |
Головной мозг, его строение и значение. |
1 |
|
|
|
52 |
Гигиена нервной деятельности. Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна. |
1 |
|
|
|
53 |
Режим дня. Особенности высшей нервной деятельности. Речь. |
1 |
|
|
|
54 |
Эмоции. Внимание и память. |
1 |
|
|
|
55 |
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему. Повторение по теме: «Нервная система». |
1 |
|
|
|
X |
Органы чувств |
8 |
|
|
|
56 |
Значение органов чувств. |
1 |
|
|
|
57 |
Орган зрения. Демонстрация моделей глазного яблока. |
1 |
|
|
|
58 |
Гигиена зрения. |
1 |
|
|
|
59 |
Орган слуха. Демонстрация моделей уха. |
1 |
|
|
|
60 |
Гигиена слуха. |
1 |
|
|
|
61 |
Орган осязания. |
1 |
|
|
|
62 |
Орган обоняния. |
1 |
|
|
|
63 |
Орган вкуса. |
1 |
|
|
|
XI |
Охрана здоровья человека в Российской Федерации |
4 |
|
|
|
64 |
Система здравоохранения в Российской Федерации. |
1 |
|
|
|
65 |
Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. |
1 |
|
|
|
66 |
Герпес, онкология, ВИЧ-инфекция. |
1 |
|
|
|
67 |
Меры профилактики болезней цивилизации. |
1 |
|
|
|
XII |
Повторение |
1 |
|
|
|
68 |
Обобщение по курсу биологии в 9 классе |
1 |
|
|
|
|
Итого 68 часов |
|
|
|
|
Содержание программного учебного предмета
В 9 классе в программу включены разделы:
Введение
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение.
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение.
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно- сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).
Лабораторные работы
1. Микроскопическое строение крови.
2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание.
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение.
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
3. Действие слюны на крахмал.
4. Действие желудочного сока на белки.
Почки.
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа.
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма.
Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система.
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств.
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.
Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.
Формы и средства контроля
Текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Знания по предмету оцениваются по активному участию в работе , по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки:
· неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
· нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
· неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
· ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
· незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
· отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
· ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
· неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов.
Недочеты:
· преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
· неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
· отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
· неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.
1. Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Для проверки усвоения программного материала по биологии и с целью разнообразить
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Организуя проверку знаний школьника с нарушениями интеллектуального развития, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальным дефектом.
Оценку «удовлетворительно» можно поставить, если дети верно выполняют от 35 до 50 % заданий.
Оценку «хорошо» можно поставить, если дети верно выполняют от 50 до 65 % заданий.
Оценку «отлично» можно поставить, если дети верно выполняют свыше 65 % заданий.
Перечень учебно-методических средств обучения
№ |
Наименование объектов и средств МТО
|
9 класс |
||
необходимо |
имеется |
% обеспеченности |
||
1. Библиотечный фонд (книжная продукция) |
||||
1 |
Программа «Биология» В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевырева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова, которая включена в сборник: Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014-224с |
1 |
1 |
100% |
2 |
Учебник:Биология. Человек. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва.- 10-е изд.- М.: Просвещение, 2019.-239с.:ил.- ISBN 978-5-09067872-8. |
1 |
1 |
100% |
3 |
Рабочая тетрадь: Биология. Человек рабочая тетрадь.9класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Автор сост.: Е.Н.Соломина, Т.В. Шевырёва - М.: издание Москва. Просвещение, 2019г.-112с. ил. |
1 |
1 |
100% |
2. Технические средства обучения
|
||||
1 |
Мультимедийный компьютер |
1 |
1 |
100% |
2 |
Мультимедийный проектор |
1 |
1 |
100% |
3 |
Средства телекоммуникации |
1 |
1 |
100% |
3. Учебно- практическое оборудование
|
||||
1 |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью |
1 |
1 |
100% |
Интернет-ресурсы
https://infourok.ru/ ИНФОУРОК Ведущий образовательный портал России
https://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
интернет портал «Pro школу.ru», http://www.proshkolu.ru
интернет портал завуч.инфо,http://www.zavuch.ru
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.
Лист корректировки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.