Рабочая программа по биологии 5-9 класс

  • docx
  • 21.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа биология 5-9.docx

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана на основе (ФГОС ООО),  требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №52 г. Шилки, с учётом Примерной программы основного общего образования по биологии и авторских рабочих программ к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой (учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М. : Вентана Граф, 2017.)

Общие цели учебного предмета.

 

Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:

• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

• развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

• создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

Согласно учебному плану на изучение биологии отводится:

в 5 классе 34 часа (1 раз в неделю, из них 3 лабораторных работы, 1 экскурсия);

в 6 классе 34 часа (1 раз в неделю, из них 12 лабораторных работ);

 

в 7 классе 68 часов (2 раза в неделю, из них 6 лабораторных работ);

в 8 классе 68 часов (2 раза в неделю, из них 2 лабораторных и 4 практических работы)

 

 

в 9 классе 68 часов (2 раза в неделю из них6 лабораторных работ).

         Рабочая программа ориентирована на УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой.

         Учебники:

         Биология 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017.

         Биология 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017.

         Биология 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ В.М. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2017.

         Биология 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.Г. Константинов, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2017.

         Биология 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М.Чернова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2019.

Срок реализации рабочей программы 5 лет.

Планируемые результаты

Личностные:

Изучение биологии в основной школе даѐт возможность достичь следующих личностных результатов:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

При изучении биологии обучающиеся усовершенствуют приобретённые навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения биологии обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные УУД

1.                 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

·           анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

·           идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

·           выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

·           ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

·           формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

·           обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.                 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

·           определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

·           обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

·           определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

·           выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

·           выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

·           составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

·           определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

·           описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

·           планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.                 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

·           определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

·           систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

·           отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

·           оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

·           находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

·           работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

·           устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

·           сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.                 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

·           определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

·           анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

·           свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

·           оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

·           обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

·           фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.                 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

·                наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

·                соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

·                принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

·                самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

·                ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

·                демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

         Познавательные УУД

6.                 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

·                подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

·                выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

·                выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

·                объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

·                выделять явление из общего ряда других явлений;

·                определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

·                строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

·                строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

·                излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

·                самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

·                вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

·                объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

·                выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

·                делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.                 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

·                обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

·                определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

·                создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

·                строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

·                создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

·                преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

·                переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

·                строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

·                строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

·                анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.                 Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

·                находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

·                ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

·                устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

·                резюмировать главную идею текста;

·                преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

·                критически оценивать содержание и форму текста.

9.                 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

·                определять свое отношение к природной среде;

·                анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

·                проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

·                прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

·                распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

·                выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

·                определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

·                осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

·                формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

·                соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

        Коммуникативные УУД

11.            Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

·                определять возможные роли в совместной деятельности;

·                играть определенную роль в совместной деятельности;

·                принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

·                определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

·                строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

·                корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

·                критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

·                предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

·                выделять общую точку зрения в дискуссии;

·                договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

·                организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

·                устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12.            Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

·                определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

·                отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

·                представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

·                соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

·                высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

·                принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

·                создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

·                использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

·                использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

·                делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13.            Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

·                целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

·                выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

·                выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

·                использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

·                использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

·                создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные:

В результате изучения курса биологии в основной школе 5-9 класс:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

·         осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

·         выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

·         ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

·         создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы 5-7 класс:

Выпускник научится:

·         выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

·         аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

·         аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

·         осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

·         раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

·         объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

·         выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

·         различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

·         сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

·         устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

·         использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

·         знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

·         анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

·         описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

·         знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

·         находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

·         основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

·         использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

·         ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

·         осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

·         создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

·         работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Человек и его здоровье 8 класс:

Выпускник научится:

·       выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

·       аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

·       аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

·       аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

·       объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

·       выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

·       различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

·       сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

·       устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

·       использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

·       знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

·       анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

·       описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

·       знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

·           объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

·           находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

·           ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

·           находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

·           анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

·           создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

·           работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Общие биологические закономерности 9  класс:

Выпускник научится:

·         выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

·         аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

·         аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

·         осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

·         раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

·         объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

·         объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

·         различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

·         сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

·         устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

·         использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

·         знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

·         описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

·         находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

·         знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

·         понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

·         анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

·         находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

·         ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

·         создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

·         работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Содержание курса

«Живые организмы» 5, 6,7 класс

         Биология — наука о живых организмах

         Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость), их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

         Клеточное строение организмов

         Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Ткани организмов.

         Многообразие организмов

         Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства живой природы.

         Среды жизни

         Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

         Царство Растения

         Ботаника — наука о растениях. Многообразие и значение растений в природе и в жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение — целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

         Органы цветкового растения

         Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

         Микроскопическое строение растений

         Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.

Жизнедеятельность цветковых растений

         Процессы жизнедеятельности растений: обмен веществ и превращение энергии, почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.

Многообразие растений

         Принципы классификации. Классификация растений. Водоросли — низшие растения. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие. Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

         Царство Бактерии

         Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, в жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство Грибы

         Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, в жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и в жизни человека.

Царство Животные

         Многообразие и значение животных в природе и в жизни человека. Зоология — наука о животных. Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе.

Одноклеточные животные, или Простейшие

         Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и в жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тип Кишечнополостные

         Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение и значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

         Черви

         Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тип Моллюски

         Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и в жизни человека.

Тип Членистоногие

         Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Инстинкты. Происхождение членистоногих.

         Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и в жизни человека. Охрана ракообразных.

         Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и в жизни человека. Клещи — переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

         Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые-вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Хордовые

         Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение, развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и в жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов.

         Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространения земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и в жизни человека.

         Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека.

         Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез — опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и в жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

         Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие — переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

 

«Человек и его здоровье» 8 класс

         Человек и окружающая среда

                Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

         Общие  сведения  об  организме  человека

         Место  человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы  органов.  Методы  изучения  организма человека.

         Опора и движение

         Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

         Транспорт веществ

         Внутренняя среда  организма,  значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание  крови.  Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс.  Приемы  оказания  первой  помощи при кровотечениях.

         Дыхание

         Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

         Питание

         Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

         Покровы тела

         Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи  при  травмах,  ожогах,  обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

         Выделение

         Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

         Размножение и развитие

         Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

         Органы чувств

         Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.  Рефлекс  и  рефлекторная  дуга. Эндокринная  система.  Гормоны,  механизмы  их  действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

         Поведение и психика человека

         Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

         Здоровый образ жизни

         Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

«Общие биологические закономерности» 9 класс

         Биология как наука

         Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира. Современные направления в биологии (геном человека, биоэнергетика, нанобиология и др.). Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.

Клетка

         Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строе­ние клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток — одна из причин заболевания организма. Деление клетки — основа размножения, роста и развития организмов.

         Организм

         Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

         Вид

         Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

         Экосистемы

         Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, парази­тизм). Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Список лабораторных и практических работ по разделу

«Живые организмы»

1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними.

2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата).

3. Изучение органов цветкового растения.

4. Изучение строения позвоночного животного.

5. Выявление передвижения воды и минеральных веществ в растении.

6. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

7. Изучение строения водорослей.

8. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).

9. Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).

10. Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений.

11. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.

12. Определение признаков класса в строении растений.

13. Изучение строения плесневых грибов.

14. Вегетативное размножение комнатных растений.

15. Изучение строения раковин моллюсков.

16. Изучение внешнего строения насекомого.

17. Изучение внешнего строения и передвижения рыб.

18. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц.

19. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.

Список экскурсий по разделу «Живые организмы»

1. Многообразие растений.

Список лабораторных и практических работ по разделу

«Человек и его здоровье»

1.    Строение клеток и тканей.

2.    Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

3.    Микроскопическое строение крови. Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

4.    Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких.

5.    Строение и работа органа зрения.

Список практических работ по разделу

 «Общебиологические закономерности»

1.Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах.

2. Выявление наследственных и ненаследственных признаков

3. Выявление изменчивости организмов.

4. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

5. Оценка качества окружающей среды.

Тематическое планирование в 5 классе

№ раздела п/п

Название темы раздела

Количество часов

1

Биология – наука о живом мире

8

2

Многообразие живых организмов

12

3

Жизнь организмов на планете Земля

8

4

Человек на планете Земля

6

 

Итого:

34

Тематическое планирование в 6 классе

№ раздела п/п

Название темы раздела

Количество часов

1

Наука о растениях – ботаника

5

2

Органы растений

9

3

Основные процессы жизнедеятельности

5

4

Многообразие и развитие растительного мира

12

5

Природные сообщества

3

 

Итого:

34

Тематическое планирование в 7 классе

№ раздела п/п

Название темы раздела

Количество часов

1

Общие сведения о мире животных

3

2

Строение тела животных

2

3

Подцарство Простейшие

5

4

Тип Кишечнополостные

3

5

Тип Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

6

Тип Моллюски

5

7

Членистоногие

7

8

Тип хордовые: Бесчерепные, Рыбы

7

9

Класс Земноводные, или Амфибии

5

10

Пресмыкающиеся, или Рептилии

5

11

Птицы

8

12

Класс Млекопитающие, или Звери

10

13

Развитие Животного мира

2

 

Итого:

68

Тематическое планирование в 8 классе

№ раздела п/п

Название темы раздела

Количество часов

1

Организм человека. Общий обзор

5

2

Опорно-двигательная система

8

3

Кровь. Кровообращение

9

4

Дыхательная система

6

5

Пищеварительная система

8

6

Обмен веществ и энергии

3

7

Мочевыделительная система

2

8

Кожа

4

9

Эндокринная система

3

10

Нервная система

6

11

Органы чувств. Анализаторы

5

12

Поведение и психика

5

13

Индивидуальное развитие

3

14

Обобщение курса

1

 

Итого:

68

 

Тематическое планирование в 9 классе

№ раздела п/п

Название темы раздела

Количество часов

1

Общие закономерности жизни

2

2

Явления и закономерности жизни на клеточном уровне

14

3

Явления и закономерности жизни на организменном уровне

21

4

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

20

5

Закономерности взаимоотношений организмов и среды

11

 

Итого:

68


Календарно-тематическое планирование в 5 классе

№ п/п

раздела

и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Причина корректировки

 

 Раздел 1: Биология – наука о живом мире–8 ч

 

1

1.1

Наука о живой природе. Свойства живых организмов

1

 

 

2

1.2

Методы изучения природы

1

Экскурсия на пришкольном участке «Изучаем растения»

 

3

1.3

Увеличительные приборы

1

Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

 

4

1.4

Строение клетки. Ткани

1

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

 

5

1.5

Химический состав клетки

1

Опыты

 

6

1.6

Процессы жизнедеятельности клетки

1

 

 

7

1.7

Великие естествоиспытатели

1

 

 

8

1.8

Обобщение по темам раздела «Биология – наука о живом мире»

1

 

 

Раздел 2: Многообразие живых организмов–12 ч

 

9

2.1

Царства живой природы

1

 

 

10

2.2

Бактерии: строение и жизнедеятельность

1

 

 

11

2.3

Значение бактерий в природе и жизни человека

1

 

 

12

2.4

Растения. Общая характеристика Покрытосеменных и Голосеменных

1

 

 

13

2.5

Водоросли, мхи и папоротники

1

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строение растения»

 

14

2.6

Животные

1

 

 

15

2.7

Значение растений и животных в природе и жизни человека

1

 

 

16

2.8

Грибы

1

 

 

17

2.9

Многообразие и значение грибов

1

 

 

18

2.10

Лишайники

1

 

 

19

2.11

Значение живых организмов в природе и жизни человека

1

 

 

20

2.12

Обобщающий урок по темам раздела: «Многообразие живых организмов»

1

 

 

 Раздел 3: Жизнь организмов на планете Земля –8 ч

 

21

3.1

Среды жизни планеты Земля

1

 

 

22

3.2

Экологические факторы среды

1

 

23

3.3

Приспособления организмов к жизни в природе

1

 

 

24

3.4

Природные сообщества

1

 

 

25

3.5

Природные зоны России

1

 

 

26

3.6

Жизнь на разных материках

1

 

 

27

3.7

Жизнь в морях и океанах

1

 

 

28

3.8

Обобщающий урок по темам раздела «Жизнь организмов на планете»

1

 

 

 Раздел 4: Человек на планете Земля– 6 ч

 

29

4.1

Как появился человек на Земле

1

 

 

30

4.2

Изменение человеком окружающей среды

1

 

 

31

4.3

Важность охраны живого мира планеты

1

 

 

32

4.4

Ценность разнообразия живого мира

1

 

 

33

4.5

Обобщающий урок по темам раздела «Человек на планете Земля»

1

 

 

34

4.6

Итоговый контроль

1

 

 

Календарно-тематическое планирование в 6 классе

№ п/п

раздела

и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Причина корректировки

 

 Раздел 1: Наука о растениях – ботаника – 5 ч

 

1

1.1

Царство Растения

1

Лабораторная работа №1 «Органы цветкового растения»

 

2

1.2

Многообразие растений  

1

 

 

3

1.3

Клеточное строение

1

Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы лука»

 

4

1.4

Ткани растений

1

 

 

5

1.5

Подведем итоги

1

 

 

 Раздел 2: Органы растений – 9 ч

 

6

2.1

 Семя  

1

Лабораторная работа №3 «Изучение строение семени фасоли»

 

7

2.2

Условия прорастания семян

1

 

 

8

2.3

Корень

1

Лабораторная работа №4 «Строение корня проростка»

 

9

2.4

Побег

1

Лабораторная работа №5 «Строение вегетативных и генеративных почек»

 

10

2.5

Лист

1

 

 

11

2.6

Стебель

1

Лабораторная работа №6 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»

 

12

2.7

Цветок

1

 

 

13

2.8

Плод

1

 

 

14

2.9

Подведем итоги

1

 

 

 Раздел 3: Основные процессы жизнедеятельности растений – 5 ч

 

15

3.1

 Минеральное питание  

1

Лабораторная работа №7 «Передвижение воды и минеральных веществ в растении»

 

16

3.2

Воздушное питание

1

 

 

17

3.3

Дыхание и обмен веществ

1

 

 

18

3.4

Размножение и оплодотворение растений

1

Лабораторная работа №8 «Черенкование комнатных растений»

 

19

3.5

Рост и развитие растений

1

 

 

 Раздел 4: Многообразие и развитие растительного мира – 12 ч

 

20

4.1

Систематика растений

1

 

21

4.2

Водоросли

1

Лабораторная работа №9 «Изучение внешнего строения водорослей»

22

4.3

Отдел Моховидные

1

Лабораторная работа №10 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

23

4.4

Плауны. Хвощи. Папоротники

1

Лабораторная работа №11 «Изучение внешнего строения папоротника»

24

4.5

Отдел Голосеменные

1

Лабораторная работа №12 «Изучение внешнего строения голосеменных растений»

25

4.6

Отдел Покрытосеменные

1

 

26

4.7

Семейства класса Двудольные

1

 

27

4.8

Семейства класса Однодольные

1

 

28

4.9

Историческое развитие растительного мира

1

 

29

4.10

Разнообразие и происхождение культурных растений

1

 

30

4.11

Дары Старого и Нового Света

1

 

31

4.12

Подведем итоги

1

 

 Раздел 5: Природные сообщества – 3 ч

 

32

5.1

Природные сообщества

1

 

33

5.2

Жизнь организмов в сообществе

1

 

34

5.3

Подведем итоги

1

 

Календарно-тематическое планирование в 7 классе

№ п/п

раздела

и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Примечание причина корректировки

Глава 1. Общие сведения о мире животных (2 часа)

1

1.1

Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда

1

 

2

1.2

Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных

1

 

Глава 2. Строение тела животных (1 час)

3

2.1

Клетка. Ткани, органы и системы органов

1

 

Глава 3. Подцарство Простейшие (5 часов)

4

3.1

Тип саркодовые и жгутиконосцы. Саркодовые. Амеба протей

1

 

5

3.2

Тип саркодовые и жгутиконосцы. Жгутиконосцы. Эвглена зеленая

1

 

6

3.3

Тип инфузории

1

 

7

3.4

Значение простейших

1

 

8

3.5

Обобщающий урок «Подцарство Простейшие»

1

 

Глава 4. Тип Кишечнополостные (3 часа)

9

4.1

Строение и жизнедеятельность кишечнополостных

1

 

10

4.2

Разнообразие кишечнополостных

1

 

11

4.3

Обобщающий урок «Тип Кишечнополостных»

1

 

Глава 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви  (6 часов)

12

5.1

Тип Плоские черви

1

 

13

5.2

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

1

 

14

5.3

Тип Круглые черви

1

 

15

5.4

Тип Кольчатые черви

1

 

16

5.5

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

1

 

17

5.6

Обобщающий урок «Черви»

1

 

Глава 6. Тип Моллюски (5 часов)

18

6.1

Общая характеристика моллюсков

1

 

19

6.2

Класс Брюхоногие моллюски

1

 

20

6.3

Класс Двустворчатые моллюски

1

Лабораторная работа №1 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

21

6.4

Класс Головоногие моллюски

1

 

22

6.5

Обобщающий урок «Моллюски»

1

 

Глава 7. Членистоногие (7 часов)

23

7.1

Класс Ракообразные

1

 

24

7.2

Класс Паукообразные

1

 

25

7.3

Класс Насекомые

1

Лабораторная работа №2 «Внешнее строение насекомых»

26

7.4

Типы развития насекомых

1

 

27

7.5

Общественные насекомые – пчелы, муравьи. Значение насекомых. Охрана насекомых

1

 

28

7.6

Насекомые вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

1

 

29

7.7

Обобщение «Членистоногие»

1

 

Глава 8. Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы (7 часов)

30

8.1

Бесчерепные

1

 

31

8.2

Черепные, или позвоночные. Внешнее строение рыб

1

Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб»

32

8.3

Внутреннее строение рыб

1

 

33

8.4

Особенности размножения рыб

1

 

34

8.5

Основные систематические группы рыб

1

 

35

8.6

Промысловые рыбы. Их использование и охрана

1

 

36

8.7

Обобщающий урок «Бесчерепные и рыбы»

1

 

Глава 9. Класс Земноводные, или Амфибии (5 часов)

37

9.1

Среда обитания и строение тела земноводных

1

 

38

9.2

Строение и функции внутренних органов земноводных

1

 

39

9.3

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных

1

 

40

9.4

Разнообразие и значение земноводных

1

 

41

9.5

Обобщающий урок «Амфибии»

1

 

Глава 10. Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 часов)

42

10.1

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся

1

 

43

10.2

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

1

 

44

10.3

Разнообразие пресмыкающихся

1

 

45

10.4

Значение и происхождение пресмыкающихся

1

 

46

10.5

Обобщающий урок «Рептилии»

1

 

Глава 11. Птицы (8 часов)

47

11.1

Внешнее строение птиц

1

Лабораторная работа №4 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

48

11.2

Опорно-двигательная система птиц

1

Лабораторная работа №5 «Строение скелета птицы»

49

11.3

Внутреннее строение птиц

1

 

50

11.4

Размножение и развитие птиц

1

 

51

11.5

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

1

 

52

11.6

Разнообразие птиц

1

 

53

11.7

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц

1

 

54

11.8

Обобщающий урок «Птицы»

1

 

Глава 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов)

55

12.1

Внешнее строение млекопитающих

1

 

56

12.2

Внутреннее строение млекопитающих

1

Лабораторная работа №6 «Строение скелета млекопитающих»

57

12.3

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл

1

 

58

12.4

Происхождение и разнообразие млекопитающих. Первозвери. Сумчатые

1

 

59

12.5

Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные

1

 

60

12.6

Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные

1

 

61

12.7

Высшие, или плацентарные, звери: приматы

1

 

62

12.8

Экологические группы млекопитающих

1

 

63

12.9

Значение млекопитающих

1

 

64

12.10

Обобщающий урок «Млекопитающие»

1

 

Глава 13. Развитие Животного мира (2 часа)

65

13.1

Доказательства эволюции животного мира. Учение Чарльза Дарвина об эволюции

1

 

66

13.2

Развитие животного мира на Земле. Современный животный мир

1

 

67

13.3

Уровни организации жизни

1

 

68

13.4

Итоговый урок

1

 

Календарно-тематическое планирование в 8 классе

№ п/п

раздела

и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Примечание причина корректировки

Глава 1. Организм человека. Общий обзор (5 часов)

1

1.1

Биологическая и социальная сущность человека. Наука об организме человека. Структура тела

1

 

2

1.2

Клетка: строение, состав. Жизнедеятельность

1

 

3

1.3

Ткани

1

Лабораторная работа №1 «Строение клеток и тканей»

4

1.4

Органы, системы органов. Организм

1

 

5

1.5

Нервная регуляция, рефлекс, рефлекторная дуга. Обобщающий урок

1

 

Глава 2. Опорно-двигательная система (8 часов)

6

2.1

Скелет. Значение. Строение, состав и соединение костей

1

 

7

2.2

Скелет головы, туловища, конечностей

1

 

8

2.3

Особенности скелета человека

1

 

9

2.4

Первая помощь при повреждениях

1

 

10

2.5

Мышцы. Строение, значение. Основные группы мышц

1

 

11

2.6

Работа мышц

1

 

12

2.7

Нарушение осанки

1

Практическая работа №1  «Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия»

13

2.8

Опорно-двигательная система – связь строения и функции

1

 

Глава 3. Кровь и кровообращение (9 часов)

14

15

3.1

3.2

Внутренняя среда организма. Кровь. Значение, состав. Клетки крови (эритроциты, тромбоциты)

2

Лабораторная работа № 2 «Микроскопическое строение крови»

16

3.3

Лейкоциты. Иммунитет

1

 

17

3.4

Тканевая совместимость. Группы крови

1

 

18

3.5

Органы кровообращения. Сердце, сосуды

1

 

19

3.6

Круги кровообращения. Движение лимфы

1

 

20

3.7

Движение крови по сосудам. Давление, скорость

1

Практическая работа №2 «Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления»

21

3.8

Регуляция работы сердца. И кровеносных сосудов

1

 

22

3.9

Кровотечение. Первая помощь. Обобщающий урок

1

 

Глава 4. Дыхательная система (6 часов)

23

4.1

Органы дыхания. Значение, строение воздухоносных путей

1

 

24

4.2

Строение легких. Дыхательные движения

1

Практическая работа № 3 «Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких»

25

4.3

Газообмен в легких и тканях

1

 

26

4.4

Регуляция дыхания

1

 

27

4.5

Первая помощь при поражении органов дыхания

1

 

28

4.6

Болезни органов дыхания, предупреждение, гигиена

1

 

Глава 5. Пищеварительная система (8 часов)

29

5.1

Значение пищи. Органы пищеварения. Значение органов пищеварения

1

 

30

5.2

Пищеварение в ротовой полости

1

 

31

5.3

Пищеварение в желудке

1

 

32

5.4

Пищеварение в кишечнике

1

 

33

5.5

Печень. Функции

1

 

34

5.6

Регуляция пищеварения

1

 

35

5.7

Заболевания органов пищеварения

1

 

36

5.8

Обобщающий урок

1

 

Глава 6. Обмен веществ и энергии (3 часа)

37

6.1

Общая характеристика обмена веществ

1

 

38

6.2

Витамины

1

 

39

6.3

Нормы питания

1

 

Глава 7. Мочевыделительная система (2 часа)

40

7.1

Строение и функции почек

1

 

41

7.2

Регуляция мочеобразования. Гигиена

1

 

Глава 8. Кожа (4 часа)

42

8.1

Строение и значение кожи

1

 

43

8.2

Роль кожи в терморегуляции

1

 

44

8.3

Гигиена кожи

1

 

45

8.4

Обмен веществ. Обобщающий урок

1

 

Глава 9. Эндокринная система (3 часа)

46

9.1

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. ЖВС (гипофиз, щитовидная железа)

1

 

47

9.2

Железы внутренней секреции

1

 

48

9.3

Гуморальная регуляция

1

 

Глава 10. Нервная система (6 часов)

49

10.1

Нервная система. Значение, строение. Нервная регуляция. Рефлекторный принцип работы

1

 

50

10.2

Вегетативный отдел нервной системы

1

 

51

10.3

Спинной мозг. Строение и функции

1

 

52

10.4

Головной мозг. Строение и функции

1

 

53

10.5

Нейрогуморальная регуляция

1

 

54

10.6

Контрольно-обобщающий урок

1

 

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов)

55

11.1

Анализаторы. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза

1

 

56

11.2

Зрительное восприятие. Гигиена зрения

1

Практическая работа № 4 «Строение и работа органа зрения»

 

57

11.3

Строение и функции уха

1

 

58

11.4

Органы обоняния, осязания и вкуса

1

 

59

11.5

Контрольно-обобщающий урок

1

 

Глава 12. Поведение и психика (5 часов)

60

12.1

Рефлексы. Врожденные и приобретенные формы поведения

1

 

61

12.2

Закономерности работы головного мозга. Торможение

1

 

62

12.3

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

 

63

12.4

Особенности высшей нервной деятельности

1

 

64

12.5

Темперамент. Характер

1

 

Глава 13. Индивидуальное развитие организма (3 часа)

65

13.1

Половая система. Половое созревание

1

 

66

13.2

Внутриутробное развитие. Развитие после рождения

1

 

67

13.3

Болезни, передающиеся половым путем

1

 

68

14.1

Обобщающий урок «Суд над вредными привычками»

1

 

Календарно-тематическое планирование в 9 классе

№ п/п

раздела

и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Примечание причина корректировки

Глава 1. Общие закономерности жизни (2 часа)

1

1.1

Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований

1

 

2

1.2

Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов

1

 

Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (14 час)

3

2.1

Многообразие клеток

1

Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток»

4

2.2

Химические вещества в клетке

1

 

5

2.3

Белки. Нуклеиновые кислоты

1

 

6

2.4

Строение клетки

1

 

7

8

2.5

2.6

Органоиды клетки и их функции

2

Лабораторная работа №2 «Строение клеток»

9

2.7

Обмен веществ – основа существования клетки

1

 

10

11

2.8

2.9

Биосинтез белка в клетке

2

 

 

12

2.10

Фотосинтез – биосинтез углеводов

1

 

13

2.11

Обеспечение клеток энергией

1

 

14

2.12

Обобщающий урок «Химический состав клетки»

1

 

15

2.13

Размножение клеток

1

 

16

2.14

Подведем итоги

1

 

Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (21 час)

17

3.1

Организм – открытая система

1

 

18

3.2

Примитивные организмы

1

 

19

3.3

Растительный организм и его особенности

1

 

20

3.4

Многообразие растений и их значение

1

 

21

3.5

Царство Грибы. Лишайники

1

 

22

3.6

Царство Животные

1

 

23

3.7

Многообразие животных

1

 

24

3.8

Сравнение организма человека и животных

1

 

25

3.9

Размножение живых организмов

1

 

26

3.10

Образование половых клеток

1

 

27

3.11

Индивидуальное развитие

1

 

28

3.12

Обобщающий урок «Размножение и индивидуальное развитие»

1

 

29

3.13

Изучение механизмов наследственности

1

 

30

3.14

Основные закономерности наследования признаков у организмов

1

Лабораторная работа №3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов»

31

3.15

Закономерности изменчивости

1

 

32

33

3.16

3.17

Ненаследственная изменчивость

2

Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов»

34

3.18

Обобщающий урок «Наследственность и изменчивость»

1

 

35

3.19

Основы селекции

2

 

36

3.20

 

 

 

37

3.21

Подведем итоги

1

 

Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни                                     на Земле (20 часов)

38

4.1

Гипотезы о происхождении жизни

1

 

39

4.2

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1

 

40

4.3

Значение фотосинтеза и круговорота веществ

1

 

41

42

4.4

4.5

Этапы развития жизни на Земле

2

 

43

4.6

Идеи развития органического мира

1

 

44

4.7

Чарльз Дарвин об эволюции органического мира

1

 

45

4.8

Современные представления об эволюции

1

 

46

4.9

Вид, его критерии и структура

1

 

47

4.10

Микроэволюция

1

 

48

4.11

Макроэволюция

1

 

49

4.12

Основные направления эволюции

1

 

50

4.13

Примеры эволюционных преобразований живых организмов

1

 

51

4.14

Основные закономерности эволюции

1

Лабораторная работа №5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

52

4.15

Человек – представитель животного мира

1

 

53

4.16

Эволюционное происхождение человека

1

 

54

4.17

Этапы эволюции человека

1

 

55

4.18

Человеческие расы

1

 

56

4.19

Человек как житель биосферы

1

 

57

4.20

Подведем итоги

1

 

Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (11 часов)

58

5.1

Среды жизни. Экологические факторы. Законы действия факторов.

1

 

59

5.2

Приспособленность организмов к действию факторов среды

1

Лабораторная работа №6 «Оценка качества окружающей среды»

60

5.3

Биотические связи в природе

1

 

61

5.4

Популяции. Функционирование популяции

1

 

62

5.5

Сообщества

1

 

63

5.6

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

1

 

64

5.7

Развитие и смена биогеоценозов

1

 

65

5.8

Основные законы устойчивости живой природы

1

 

66

5.9

Экологические проблемы

1

 

67

5.10

Охрана природы

1

 

68

5.11

Подведем итоги

1

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru