Рабочая программа по биологии 5 класс (2020-2023 уч.г)
Оценка 5

Рабочая программа по биологии 5 класс (2020-2023 уч.г)

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
биология
01.04.2023
Рабочая программа по биологии 5 класс (2020-2023 уч.г)
рабочая программа 5 биология.docx

                                    Пояснительная записка

            Рабочая программа учителя  по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ГОС ООО, Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №22-НП от 30.03.2022 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования») и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО, Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №586 от 18.07.2022 «Об утверждении Примерной основной образовательной программы основного общего образования»).

Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:

-      формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;

-      формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;

-      формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;

-      формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;

-      формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;

-      формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.

Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:

-      приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;

-      овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;

-      освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;

-      воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.

            Рабочая программа учителя для 5 класса рассчитана на 34 часов, из расчёта 1 час в неделю (2 х 45через неделю).

 

Количество часов за год

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

Количество практических работ

Видеоэкскурсии

5 класс

34

4

3                             

3

4

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «БИОЛОГИЯ, 5 КЛАСС»

 

п/п

                         Дата

урока в теме

             

                          Тема

 

Примечание

        План

        Факт

А

Б

В

А

Б

В

Тема №1. Биология – наука о живой природе (6 ч).

 

Основные виды деятельности обучающихся:

Ознакомление с объектами изучения биологии, её разделами.

Применение биологических терминов и понятий: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.

Раскрытие роли биологии в практической деятельности людей, значения различных организмов в жизни человека.

Обсуждение признаков живого.

Сравнение объектов живой и неживой природы.

Ознакомление с правилами работы с биологическим оборудованием в кабинете.

Обоснование правил поведения в природе.

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.) Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа – единое целое. Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология) Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4-5).

 

2

 

 

 

 

 

 

2

Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека.

 

3

 

 

 

 

 

 

3

Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, эксперимент и теория. Поиск информации с использованием различных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет).

 

4

 

 

 

 

 

 

4

Практическая работа 1.Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.

 

Тема №2. Методы изучения живой природы (6 ч)

 

Основные виды деятельности обучающихся:

Ознакомление с методами биологической науки: наблюдение, эксперимент, классификация, измерение и описывание.

Ознакомление с правилами работы с увеличительными приборами.

Проведение элементарных экспериментов и наблюдений на примерах растений (гелиотропизм и геотропизм) и одноклеточных животных (фототаксис и хемотаксис) и др. с описанием целей и выдвижением гипотез (предположений), получения новых фактов.

Описание и интерпретация данных с целью обоснования выводов.

 

5

 

 

 

 

 

 

1

Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация.

 

6

 

 

 

 

 

 

2

Видеоэкскурсия 1.

Овладение методами изучения живой природы – наблюдением и экспериментом.

 

7

 

 

 

 

 

 

3

Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.

 

8

 

 

 

 

 

 

4

Контрольная работа 1.

 

9

 

 

 

 

 

 

5

Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.

 

10

 

 

 

 

 

 

6

Лабораторная работа 1. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.

 

 

Тема №3. Организмы – тела живой природы (8 ч)

 

Основные виды деятельности обучающихся:

Определение по внешнему виду (изображениям), схемам и описание доядерных и ядерных организмов.

Установление взаимосвязей между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов.

Аргументирование доводов о клетке как единице строения и жизнедеятельности организмов.

Выявление сущности жизненно важных процессов у организмов разных царств: питание, дыхание, выделение, их сравнение.

Обоснование роли раздражимости клеток.

Сравнение свойств организма: движения, размножения, развития.

Анализ причин разнообразия организмов.

Классификация организмов.

Выявление существенных признаков вирусов: паразитизм, большая репродуктивная способность, изменчивость.

Исследование и сравнение растительных, животных клеток и тканей

11.

 

 

 

 

 

 

 

1

 Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Цитология – наука о клетке. Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.

 

12

 

 

 

 

 

 

2

Практическая работа 2. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата).

 

13

 

 

 

 

 

 

 

3

 Клетки, ткани, органы, системы органов. Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов.

 

14

 

 

 

 

 

 

4

Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность.

 

15

 

 

 

 

 

 

5

Организм — единое целое.

 

16

 

 

 

 

 

 

6

 Контрольная работа 2.

 

17

 

 

 

 

 

 

7

Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды,

 

18

 

 

 

 

 

 

8

Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и для человека.

 

Тема №4. Организмы и среда обитания (4 ч)

 

Основные виды деятельности обучающихся:

Раскрытие сущности терминов: среда жизни, факторы среды.

Выявление существенных признаков сред обитания: водной, наземно-воздушной, почвенной, организменной.

Установление взаимосвязей между распространением организмов в разных средах обитания и приспособленностью к ним.

Объяснение появления приспособлений к среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие чешуи и плавников у рыб, крепкий крючковидный клюв и острые, загнутые когти у хищных птиц и др.

Сравнение внешнего вида организмов на натуральных объектах, по таблицам, схемам, описаниям.

 

 

19

 

 

 

 

 

 

1

Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов.

 

20

 

 

 

 

 

 

2

Приспособления организмов к среде обитания. Лабораторная работа 2. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

 

21

 

 

 

 

 

 

3

Контрольная работа 3.

 

22

 

 

 

 

 

 

4

Сезонные изменения в жизни организмов.

 Видеоэкскурсия 2.

Растительный и животный мир родного края (краеведение).

 

 

Тема №5. Природные сообщества (6ч).

 

Основные виды деятельности обучающихся:

Раскрытие сущности терминов: природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания.

Анализ групп организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических веществ.

Выявление существенных признаков природных сообществ организмов (лес, пруд, озеро)

Анализ искусственного и природного сообществ, выявление их отличительных признаков.

Исследование жизни организмов по сезонам, зависимость сезонных явлений от факторов неживой природы.

23

 

 

 

 

 

 

1

Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.).

 

24

 

 

 

 

 

 

2

Видеоэкскурсия 3. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.)

 

 

25

 

 

 

 

 

 

3

Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека.

 

26

 

 

 

 

 

 

4

Лабораторная работа 3.

Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.).

 

27

 

 

 

 

 

 

5

Видеоэкскурсия 4.

Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ.

 

28

 

 

 

 

 

 

6

Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные.

 

Тема № 6. Живая природа и человек (6 ч).

 

Основные виды деятельности обучающихся:

Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей на природу.

Аргументирование введения рационального природопользования и применение безотходных технологий (утилизация отходов производства и бытового мусора).

Определение роли человека в природе, зависимости его здоровья от состояния окружающей среды.

Обоснование правил поведения человека в природу.

29

 

 

 

 

 

 

1

Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории.

 

30

 

 

 

 

 

 

2

Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия.

 

31

 

 

 

 

 

 

3

Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга.

 

32

 

 

 

 

 

 

4

Осознание жизни как великой ценности.

 

33

 

 

 

 

 

 

5

Практическая работа 3.

Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории.

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

6

Контрольная работа 4.

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка

Пояснительная записка

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «БИОЛОГИЯ, 5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «БИОЛОГИЯ, 5

Тема №2. Методы изучения живой природы (6 ч)

Тема №2. Методы изучения живой природы (6 ч)

Анализ причин разнообразия организмов

Анализ причин разнообразия организмов

Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания

Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания

Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ

Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2023