Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ГОС ООО, Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №22-НП от 30.03.2022 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования») и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО, Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №586 от 18.07.2022 «Об утверждении Примерной основной образовательной программы основного общего образования»).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
- формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
- формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
- формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
- формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
- формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
- формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:
- приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
- овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
- освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
- воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Рабочая программа учителя для 5 класса рассчитана на 34 часов, из расчёта 1 час в неделю (2 х 45через неделю).
|
Количество часов за год |
Количество контрольных работ |
Количество лабораторных работ |
Количество практических работ |
Видеоэкскурсии |
5 класс |
34 |
4 |
3 |
3 |
4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «БИОЛОГИЯ, 5 КЛАСС»
№ п/п |
Дата |
№ урока в теме |
Тема |
Примечание |
|||||
План |
Факт |
||||||||
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
||||
Тема №1. Биология – наука о живой природе (6 ч).
Основные виды деятельности обучающихся: Ознакомление с объектами изучения биологии, её разделами. Применение биологических терминов и понятий: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология и др. Раскрытие роли биологии в практической деятельности людей, значения различных организмов в жизни человека. Обсуждение признаков живого. Сравнение объектов живой и неживой природы. Ознакомление с правилами работы с биологическим оборудованием в кабинете. Обоснование правил поведения в природе. |
|||||||||
1
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.) Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа – единое целое. Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология) Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4-5). |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека. |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
3 |
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами. Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, эксперимент и теория. Поиск информации с использованием различных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет). |
|
4 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Практическая работа 1.Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. |
|
Тема №2. Методы изучения живой природы (6 ч)
Основные виды деятельности обучающихся: Ознакомление с методами биологической науки: наблюдение, эксперимент, классификация, измерение и описывание. Ознакомление с правилами работы с увеличительными приборами. Проведение элементарных экспериментов и наблюдений на примерах растений (гелиотропизм и геотропизм) и одноклеточных животных (фототаксис и хемотаксис) и др. с описанием целей и выдвижением гипотез (предположений), получения новых фактов. Описание и интерпретация данных с целью обоснования выводов.
|
|||||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Видеоэкскурсия 1. Овладение методами изучения живой природы – наблюдением и экспериментом. |
|
7 |
|
|
|
|
|
|
3 |
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии. |
|
8 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Контрольная работа 1. |
|
9 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами. |
|
10 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Лабораторная работа 1. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.
|
|
Тема №3. Организмы – тела живой природы (8 ч)
Основные виды деятельности обучающихся: Определение по внешнему виду (изображениям), схемам и описание доядерных и ядерных организмов. Установление взаимосвязей между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов. Аргументирование доводов о клетке как единице строения и жизнедеятельности организмов. Выявление сущности жизненно важных процессов у организмов разных царств: питание, дыхание, выделение, их сравнение. Обоснование роли раздражимости клеток. Сравнение свойств организма: движения, размножения, развития. Анализ причин разнообразия организмов. Классификация организмов. Выявление существенных признаков вирусов: паразитизм, большая репродуктивная способность, изменчивость. Исследование и сравнение растительных, животных клеток и тканей |
|||||||||
11.
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Цитология – наука о клетке. Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. |
|
12 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Практическая работа 2. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата). |
|
13
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Клетки, ткани, органы, системы органов. Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. |
|
14 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. |
|
15 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Организм — единое целое. |
|
16 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Контрольная работа 2. |
|
17 |
|
|
|
|
|
|
7 |
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, |
|
18 |
|
|
|
|
|
|
8 |
Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и для человека. |
|
Тема №4. Организмы и среда обитания (4 ч)
Основные виды деятельности обучающихся: Раскрытие сущности терминов: среда жизни, факторы среды. Выявление существенных признаков сред обитания: водной, наземно-воздушной, почвенной, организменной. Установление взаимосвязей между распространением организмов в разных средах обитания и приспособленностью к ним. Объяснение появления приспособлений к среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие чешуи и плавников у рыб, крепкий крючковидный клюв и острые, загнутые когти у хищных птиц и др. Сравнение внешнего вида организмов на натуральных объектах, по таблицам, схемам, описаниям.
|
19 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. |
|
20 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Приспособления организмов к среде обитания. Лабораторная работа 2. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). |
|
21 |
|
|
|
|
|
|
3 |
Контрольная работа 3. |
|
22 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Сезонные изменения в жизни организмов. Видеоэкскурсия 2. Растительный и животный мир родного края (краеведение).
|
|
Тема №5. Природные сообщества (6ч).
Основные виды деятельности обучающихся: Раскрытие сущности терминов: природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания. Анализ групп организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических веществ. Выявление существенных признаков природных сообществ организмов (лес, пруд, озеро) Анализ искусственного и природного сообществ, выявление их отличительных признаков. Исследование жизни организмов по сезонам, зависимость сезонных явлений от факторов неживой природы. |
|||||||||
23 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). |
|
24 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Видеоэкскурсия 3. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.)
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
3 |
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека. |
|
26 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Лабораторная работа 3. Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.). |
|
27 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Видеоэкскурсия 4. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ. |
|
28 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные. |
|
Тема № 6. Живая природа и человек (6 ч).
Основные виды деятельности обучающихся: Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей на природу. Аргументирование введения рационального природопользования и применение безотходных технологий (утилизация отходов производства и бытового мусора). Определение роли человека в природе, зависимости его здоровья от состояния окружающей среды. Обоснование правил поведения человека в природу. |
|||||||||
29 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. |
|
30 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. |
|
31 |
|
|
|
|
|
|
3 |
Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга. |
|
32 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Осознание жизни как великой ценности. |
|
33 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Практическая работа 3. Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории.
|
|
34 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Контрольная работа 4. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.