1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 5 классе ФГОС основного общего образования соответствует:
· Федеральному закону №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 года;
· Приказу Министерства образования и науки РФ №1577 от 31.12.2015 г» О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ» №1897 от 17.12.2010 года»
· Образовательной программе основного общего образования МБОУ К-Е СОШ №5;
· Учебному плану МБОУ К-Е СОШ №5 на 2020-2021 уч.г.
· Авторской программе В.В. Пасечника, С.В. Суматохина «Биология. 5-9 класс» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии.
· Учебник: Биология. 5-6 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника.– М.: Просвещение, 2020 г. (Линия жизни).
· Федеральному перечню учебников(приказ Минпросвещения России №345 от 28.12.2018 г. и приказ № 249 от 18.05.2020г.)
· Положению о рабочей программе МБОУ К-Е СОШ №5
1.1 Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы, годовым календарным учебным графиком МБОУ К- ЕСОШ №5, наличием выходных и праздничных дней в 2020-2021 учебном году, расписанием учебных занятий в условиях пятидневной рабочей недели на 2020-2021 учебный год рабочая программа по биологии в 5 классе рассчитана на 35 часов.
1.2 Планируемые результаты изучения курса биологии в 5 классе
в рамках ФГОС ООО.
Личностные результаты
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· Умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
Обучающийся получит возможность научиться:
• Умению адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» является следующее:
Обучающийся научится:
• осознавать роль жизни:
• определять роль в природе различных групп организмов;
• объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
• приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
• использовать биологические знания в быту:
• объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
• объяснять мир с точки зрения биологии:
• перечислять отличительные свойства живого;
• различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
• определять основные органы растений (части клетки);
• объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
• понимать смысл биологических терминов;
• характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
• проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
• оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
• использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
• различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
• объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
2.Содержание учебного предмета «Биология» 5-й класс
Предмет «Биология» в 5 классе изучается на базовом уровне. Учащимся предлагается базовое содержание учебного предмета «Биология»
Глава 1. Введение. Биология как наука
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Глава 2. Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.
Глава 3. Многообразие организмов
Классификация организмов. Строение и многообразие бактерий. Строение и многообразие грибов. Характеристика царства Растения. Водоросли. Лишайники. Мхи, папоротники, плауны, хвощи. Семенные растения. Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Многообразие живой природы.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии 5 класс на 2020-2021 уч.год.
№ п/п |
Кол-во час. |
Тема раздела, урока |
Дата |
Примечания, изменения, вносимые в рабочую программу |
|
Введение. Биология как наука (5 часов) |
|||||
1 |
1 |
Биология-наука о живой природе. |
01.09 |
|
|
2 |
1 |
Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории |
08.09 |
|
|
3 |
1 |
Разнообразие живой природы. |
15.09 |
|
|
4 |
1 |
Среды обитания организмов. |
22.09 |
|
|
5 |
1 |
Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». |
29.09 |
|
|
Глава 1. Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов) |
|
||||
6-7 |
2 |
Увеличительные приборы. Лабораторные работы №1 «Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним» и №2 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы». |
06.10 13.10 |
|
|
8 |
1 |
Химический состав клетки. Неорганические вещества. Лабораторная работа №3 «Обнаружение неорганических веществ в клетках растений». |
20.10 |
|
|
9 |
1 |
Химический состав клетки. Органические вещества. Лабораторная работа №4 «Обнаружение органических веществ в клетках растений». |
27.10 |
|
|
10 |
1 |
Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). Лабораторная работа №5 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом». |
10.11 |
|
|
11 |
1 |
Особенности строения клеток. Пластиды. Лабораторная работа №6 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника». |
17.11 |
|
|
12 |
1 |
Процессы жизнедеятельности в клетке. |
24.11 |
|
|
13 |
1 |
Деление и рост клеток. |
01.12 |
|
|
14 |
1 |
Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. |
08.12 |
|
|
15 |
1 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов». |
15.12 |
|
|
16 |
1 |
Контольная работа по теме «Клеточное строение организмов» |
22.12 |
|
|
Глава 2. Многообразие организмов ( 18 часов) |
|
||||
17 |
1 |
Характеристика царства Бактерии |
29.12 |
|
|
18 |
1 |
Роль бактерий в природе и жизни человека. |
12.01 |
|
|
19 |
1 |
Характеристика царства Растения. |
19.01 |
|
|
20 |
1 |
Водоросли. |
26.01 |
|
|
21 |
1 |
Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека |
02.02 |
|
|
22 |
1 |
Высшие споровые растения. |
09.02 |
|
|
23 |
1 |
Моховидные |
16.02 |
|
|
24 |
1 |
Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные |
02.03 |
|
|
25 |
1 |
Голосеменные растения. |
09.03 |
|
|
26 |
1 |
Разнообразие хвойных растений |
16.03 |
|
|
27 |
1 |
Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №7 «Внешнее строение цветкового растения». |
30.03 |
|
|
28 |
1 |
Характеристика царства Животные. |
06.04 |
|
|
29 |
1 |
Характеристика царства Грибы |
13.04 |
|
|
30 |
1 |
Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Лабораторная работа №8 «Особенности строения мукора и дрожжей». |
20.04 |
|
|
31 |
1 |
Грибы-паразиты растений, животных, человека |
27.04 |
|
|
32 |
1 |
Лишайники- комплексные симбиотические организмы |
04.05 |
|
|
33 |
1 |
Происхождение бактерий, грибов, животных и растений. |
11.05 |
|
|
34 |
1 |
Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы». Тематический тестовый контроль |
18.05 |
|
|
35 |
1 |
Экскурсия 2 «Весенние явления в жизни природы» |
25.05 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО ЕМЦ №1 от 27.08.2020г. ____________ рук.МО С.И. Дюбо
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________А.А.Акиншина 27.08. 2020г. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.