Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»
(СОШ № 2 г. Белоярский)
СООТВЕТСТВУЕТ
МО учителей Протокол №__1__ от«_30_»_августа_2019 г |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР __Райзинк Е.В.______________ «_30_»_августа_2019_ г |
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета Протокол №__7___ от«_31__»_августа_2019_ г |
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 357 от«_1_»_сентября_2019г |
Рабочая программа
по биологии для 5 класса
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель: Костьянова И.Н.
учитель высшей квалификационной категории
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе программы по биологии для 5–9 классов авторов:
И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования.
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕРА
Личностными результатами являются следующие умения:
• Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
• Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
• Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
• Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе üдихотомического деления (на основе отрицания).
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
• Коммуникативные УУД:
• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
• определять роль в природе различных групп организмов;
• объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
• приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
• находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
• объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
• объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
• перечислять отличительные свойства живого;
• различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
• определять основные органы растений (части клетки);
• объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
• понимать смысл биологических терминов;
• характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
• проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
• использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
• различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Вари
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Биология — наука о живом мире (9 ч)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Отличительные признаки живых организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение.
Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов».
Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)
Принципы классификации. разных царств живой природы.
Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Роль бактерий в природе и жизни человека. Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля ( 10 ч )
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Пищевые связи в экосистеме. Кругов рот веществ и превращения энергии.
Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания.
Тема 4. Человек на планете Земля ( 5 ч)
Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека.
Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.
Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана живого мира планеты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
1. |
Биология—наука о живом мире |
9 |
2. |
Многообразие живых организмов |
11 |
3. |
Жизнь организмов на планете Земля |
10 |
4. |
Человек на планете Земля |
5 |
|
Итого: |
35 |
Приложение к рабочей программе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Дата |
Корректировка |
Тема урока |
Домашнее задание. |
1 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
111.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
2
221.
22.
23.
24.
25. 26.
27. 28.
29.
30.
31. 32. 33. 34. 35.
|
06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
10.01.18
17.01
24.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02
07.03
14.03 21.03
04.04 11.04
18.04
25.04
02.05 16.05 23.05 30.05 |
|
Биология—наука о живом мире. ( 9 ч)
Наука о живой природе.
Свойства живого.
Методы изучения природы.
Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов».
Строение клетки. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Ткани.
Химический состав клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки. Великие естествоиспытатели. Обобщение знаний по теме.
Многообразие живых организмов (11 ч)
Царства живой природы.
Бактерии: строение и жизнедеятельность.
Значение бактерий в природе и для человека.
Растения.
Растения.
Животные.
Животные
Грибы.
Многообразие и значение грибов.
Лишайники.
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Жизнь организмов на планете Земля ( 10 ч )
Многообразие условий обитания на планете.
Экологические факторы среды.
Приспособления организмов к жизни в природе.
Природные сообщества.
Природные зоны России. Природные зоны России.
Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов на разных материках.
Жизнь организмов в морях и океанах.
Обобщение и систематизация знаний по теме 3.
Человек на планете Земля ( 5 ч )
Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. Важность охраны живого мира планеты. Сохраним богатство живого мира. Обобщение по теме Повторение
|
П 1, вопросы
П 2, вопросы
П 3, вопросы
П 4, по рис.14 выучить строение микроскопа
П 5, задания
П 5, вопросы
П 6, вопросы
Повторить П 5-7
Не задано
П 8, вопросы и задания
П 9, рис.33 изучить
П 10, вопросы и задания
П 11, по рис.38 выучить строение растения
П 11, работа в тетради
П 12, изучить рис. 44-46
П 13, вопросы
П 14, сообщения
П 15, вопросы
П 16, повторить п 9- 15
Не задано
П 17, вопросы и задания
П 18, вопросы и задания
П 19, вопросы, сообщения
П 20, вопросы
П 21, изучить рис. 73, сообщения
П 22, вопросы, сообщения П 22, вопросы, сообщения
П 23, повторить п 21, 22
Не задано
П 24, вопросы П 25, вопросы П 26, вопросы Не задано
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.