1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 6 классе ФГОС основного общего образования соответствует:
· Федеральному закону №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 года;
· Приказу Министерства образования и науки РФ №1577 от 31.12.2015 г» О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ» №1897 от 17.12.2010 года»
· Образовательной программе основного общего образования МБОУ К-Е СОШ №5;
· Учебному плану МБОУ К-Е СОШ №5 на 2020-2021 уч.г.
· Авторской программе В.В. Пасечника, С.В. Суматохина «Биология. 5-9 класс» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии.
· Учебник: Биология. 5-6 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника.– М.: Просвещение, 2020 г. (Линия жизни).
· Федеральному перечню учебников(приказ Минпросвещения России №345 от 28.12.2018 г. и приказ № 249 от 18.05.2020г.)
· Положению о рабочей программе МБОУ К-Е СОШ №5
1.1 Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы, годовым календарным учебным графиком МБОУ К- ЕСОШ №5, наличием выходных и праздничных дней в 2020-2021 учебном году, расписанием учебных занятий в условиях пятидневной рабочей недели на 2020-2021 учебный год рабочая программа по биологии в 6 классе рассчитана на 35 часов.
1.2 Планируемые результаты изучения курса биологии в 6 классе
в рамках ФГОС ООО.
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
• Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижения науки;
• Сформировывать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
• Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
• Знаниям основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• Обучающийся получит возможность научиться:
• экологическому мышлению: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Обучающийся получит возможность научиться:
• умению работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
• дихотомического деления (на основе отрицания).
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• Умению определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
• Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
• Умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
Обучающийся получит возможность научиться:
• Умению адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Обучающиеся научатся:
• Понимать смысл биологических терминов;
• Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
• Осуществлять элементарные биологические исследования;
• Перечислять свойства живого;
• Выделять существенные признаки клеток, организмов растений, животных, бактерий и грибов;
• Описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие и размножение;
• Различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
• Сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
• Определять роль в природе различных групп организмов;
• Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
• Составлять элементарные пищевые цепи;
• Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
• Находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
• Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
• Различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• Описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
• Формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
• Проводить биологические опыты, эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• Демонстрировать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
• Демонстрировать знания и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
• Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
• Демонстрировать навыки оказания первой доврачебной помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями.
• Уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
2.Содержание учебного предмета.
Жизнедеятельность организмов
Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме.
Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных.Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.
Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных.
Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных.
Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ в растении».
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Растения. Разнообразие и строение семени. Строение семян однодольных и двудольных
растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни. Побег и почки. Строение почек. Расположение почек на стебле. Строение стебля. Внутреннее строение ветки дерева. Внешнее строение листа. Жилкование листьев. Строение кожицы и мякоти листа. Видоизменения побегов. Строение и разнообразие цветков. Цветок – видоизменённый укороченный побег. Растения однодомные и двудомные. Соцветия. Соцветия, их биологическое значение. Плоды. Плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Распространение семян. Размножение покрытосеменных растений. Опыление. Признаки насеко моопыляемых растений. Признаки ветроопыляемых растений. Классификация покрытосемен- ных растений. Класс Однодольные растения и класс Двудольные растения.. Семейства покрытосеменных растений. Культурные растения семейства крестоцветные. Семейство Розоцветные. Семейство Паслёновые и семейство Сложноцветные. Семейство Мотыльковые или Бобовые. Класс Однодольные. Семейство Злаки. Важнейшие злаковые культуры. Семейство Лилейные. Многообразие живой природы. Охрана природы. Значение растений в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы:
Вегетативное размножение комнатных растений Изучение семян двудольных и однодольных растений.
Стержневые и мочковатые корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле
Внутреннее строение ветки дерева
Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. Строение кожицы листа
Строение клубня, луковицы, корневища Строение цветка
Соцветия Классификация плодов Семейства двудольных
Строение пшеницы (ржи, ячменя).
Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микро- строение стебля. Различные виды
соцветий. Сухие и сочные плоды.
Демонстрации: модели цветков, модели семян; коллекции семян; модель стебля растения; видеофильмы, иллюстрирующие строение цветка, соцветий, гербарии растений.
3.Календарно-тематическое планирование.
Биология 6 класс
№ п/п |
Кол-во час |
Тема раздела, урока |
Дата |
Примечания, изменения, вносимые в рабочую программу |
||
Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (14 часов) |
||||||
1 |
1 |
Обмен веществ - главный признак жизни |
01.09 |
|
||
2 |
1 |
Питание бактерий |
08.09 |
|
||
3 |
1 |
Питание грибов |
15.09 |
|
||
4 |
1 |
Питание животных |
22.09 |
|
||
5 |
1 |
Питание растений. Удобрения |
29.09 |
|
||
6 |
1 |
Фотосинтез |
06.10 |
|
||
7 |
1 |
Дыхание растений |
13.10 |
|
||
8 |
1 |
Дыхание животных |
20.10 |
|
||
9 |
1 |
Передвижение веществ у растений Л/р №1«Передвижение воды и минеральных веществ в растении». |
27.10 |
|
||
10 |
1 |
Передвижение веществ у животных |
10.11 |
|
||
11 |
1 |
Выделение у растений |
17.11 |
|
||
12 |
1 |
Выделение у животных |
24.11 |
|
||
13 |
1 |
Размножение организмов и его значение. Бесполое размножение. Л/р №2 «Вегетативное размножение комнатных растений». |
01.12 |
|
||
14 |
1 |
Половое размножение |
08.12 |
|
||
15 |
1 |
Рост и развитие – свойства живых организмов |
15.12 |
|
||
16 |
1 |
Контрольно-обобщающий урок по теме: «Жизнедеятельность организмов» К/ работа №2 |
22.12 |
|
||
Раздел 2. Строение и многообразие покрытосеменных растений (10 часов) |
||||||
17 |
1 |
Строение семян Л/р №3 « Строение семян однодольных и двудольных растений» |
29.12 |
|
||
18 |
1 |
Виды корней и типы корневых систем Л/р №4 «Стержневые и мочковатые корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски» |
12.01 |
|
||
19 |
1 |
Видоизменения корней |
19.01 |
|
||
20 |
1 |
Побег и почки Л/р №5 «Строение почек. Расположение почек на стебле» |
26.01 |
|
||
21 |
1 |
Строение стебля Л/р №6 « Внутреннее строение ветки дерева» |
02.02 |
|
||
22 |
1 |
Внешнее строение листа Л/р №7 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» |
09.02 |
|
||
23 |
1 |
Клеточное строение листа Л/р №8 «Строение кожицы листа» |
16.02 |
|
||
24 |
1 |
Видоизменения побегов Л/р №9 «Строение клубня , луковицы, корневища» |
02.03 |
|
||
25 |
1 |
Строение и разнообразие цветков Л/р №10 «Строение цветка» |
09.03 |
|
||
26 |
1 |
Соцветия Л/р №11 « Соцветия» |
16.03 |
|
||
27 |
1 |
Плоды Л/р №12 « Классификация плодов» |
30.03 |
|
||
28 |
1 |
Размножение покрытосеменных растений Тестирование по теме «Строение покрытосеменных»
|
06.04 |
|
||
29 |
1 |
Классификация покрытосеменных |
13.04 |
|
||
30 |
1 |
Класс Двудольные Л/р №13 « Семейства двудольных» |
20.04 |
|
||
31 |
1 |
Класс Однодольные Л/р №14 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)» |
27.04 |
|
||
32 |
1 |
Многообразие живой природы. Охрана природы |
04.05 |
|
||
33 |
1 |
Итоговая контрольная работа |
11.05 |
|
||
34 |
1 |
Обобщающий урок по теме: «Строение и многообразие живой природы» |
18.05 |
|
||
35 |
1 |
Задание на лето |
25.05 |
|
||
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО ЕМЦ №1 от 27.08.2020 г. ____________ рук.МО С.И.Дюбо
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________А.А.Акиншина 27.08.2020г. |
|||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.