Рабочая программа по биологии 6 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 6 класс

Оценка 4.8
docx
20.09.2020
Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии 6 кл..docx

 

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

       Рабочая программа по биологии в 6 классе ФГОС  основного общего образования соответствует:

·         Федеральному закону №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 года;

·         Приказу Министерства образования и науки РФ №1577 от 31.12.2015 г» О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ» №1897 от 17.12.2010 года»

·         Образовательной программе основного  общего образования МБОУ К-Е СОШ №5;

·         Учебному плану МБОУ К-Е СОШ №5 на 2020-2021 уч.г.

·         Авторской программе В.В. Пасечника, С.В. Суматохина «Биология. 5-9 класс» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии.

·         Учебник: Биология. 5-6 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника.– М.: Просвещение, 2020 г. (Линия жизни).

·         Федеральному перечню учебников(приказ Минпросвещения России  №345 от 28.12.2018 г. и приказ № 249 от 18.05.2020г.)

·         Положению о рабочей программе МБОУ К-Е СОШ №5

 

1.1 Место предмета в учебном плане.

           В соответствии с учебным планом школы, годовым календарным учебным  графиком  МБОУ К- ЕСОШ №5, наличием  выходных  и праздничных  дней  в    2020-2021 учебном году, расписанием учебных  занятий  в условиях  пятидневной  рабочей  недели на 2020-2021 учебный год  рабочая  программа по биологии  в  6  классе рассчитана на 35  часов.

 

1.2 Планируемые результаты изучения курса биологии в 6 классе

 в рамках ФГОС ООО.

 

Личностные результаты.

Обучающийся научится:

         Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижения науки;

         Сформировывать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

         Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

         Знаниям основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

         Обучающийся получит возможность научиться:

         экологическому  мышлению: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

 

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

         Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

         Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

         Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

         В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 Обучающийся получит возможность научиться:

         умению работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

         Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

         Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе

         дихотомического деления (на основе отрицания).

         Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

         Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

         Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

         Вычитывать все уровни текстовой информации.

 Обучающийся получит возможность научиться:

         Умению определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

         Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

         Умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Обучающийся получит возможность научиться:

         Умению адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

Обучающиеся научатся:

       Понимать смысл биологических терминов;

       Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент,  измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

       Осуществлять элементарные биологические исследования;

       Перечислять свойства живого;

       Выделять существенные признаки клеток, организмов растений, животных, бактерий и грибов;

       Описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие и размножение;

       Различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

       Сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

       Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

       Определять роль в природе различных групп организмов;

       Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

       Составлять элементарные пищевые цепи;

       Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

       Находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

       Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

       Различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

       Описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

       Формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;

       Проводить биологические опыты, эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

Обучающиеся получат возможность научиться:

    Демонстрировать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

    Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

    Демонстрировать знания и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

    Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

    Демонстрировать навыки оказания первой доврачебной помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями.

   Уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

2.Содержание учебного предмета.

Жизнедеятельность организмов

Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме.

Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных.Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.

Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных.

Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных.

            Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.

Демонстрации:            модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ в растении».

Строение и многообразие покрытосеменных растений                   

Растения. Разнообразие и строение семени. Строение семян однодольных и двудольных

растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни. Побег и почки. Строение почек. Расположение почек на стебле. Строение стебля. Внутреннее строение ветки дерева. Внешнее строение листа. Жилкование листьев. Строение кожицы и мякоти листа. Видоизменения побегов. Строение и разнообразие цветков. Цветок – видоизменённый укороченный побег. Растения однодомные и двудомные. Соцветия. Соцветия, их биологическое значение. Плоды. Плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Распространение семян. Размножение покрытосеменных растений. Опыление. Признаки насеко моопыляемых растений. Признаки ветроопыляемых растений. Классификация покрытосемен- ных растений. Класс Однодольные растения и класс Двудольные растения.. Семейства покрытосеменных растений. Культурные растения семейства крестоцветные. Семейство Розоцветные. Семейство Паслёновые и семейство Сложноцветные. Семейство Мотыльковые или Бобовые. Класс Однодольные. Семейство Злаки. Важнейшие злаковые культуры. Семейство Лилейные. Многообразие живой природы. Охрана природы. Значение растений в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы:

Вегетативное размножение комнатных растений Изучение семян двудольных и однодольных растений.

Стержневые и мочковатые корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек. Расположение почек на стебле

Внутреннее строение ветки дерева

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. Строение кожицы листа

Строение клубня, луковицы, корневища Строение цветка

Соцветия Классификация плодов Семейства двудольных

Строение пшеницы (ржи, ячменя).

Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микро- строение стебля. Различные виды

соцветий. Сухие и сочные плоды.

Демонстрации: модели цветков, модели семян; коллекции семян; модель стебля растения; видеофильмы, иллюстрирующие строение цветка, соцветий, гербарии растений.


 

3.Календарно-тематическое планирование.

Биология  6 класс

 

п/п

Кол-во час

Тема раздела,  урока

Дата

Примечания, изменения, вносимые в рабочую программу

Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (14 часов)

1

1

Обмен веществ - главный признак  жизни

01.09

 

2

1

Питание бактерий

08.09

 

3

1

Питание грибов

15.09

 

4

1

Питание животных

22.09

 

5

1

Питание растений. Удобрения

29.09

 

6

1

Фотосинтез

06.10

 

7

1

Дыхание растений

13.10

 

8

1

Дыхание животных

20.10

 

9

1

Передвижение веществ у растений Л/р №1«Передвижение воды и минеральных веществ в растении».

27.10

 

10

1

Передвижение веществ у животных

10.11

 

11

1

Выделение у растений

17.11

 

12

1

Выделение у животных

24.11

 

13

1

Размножение  организмов и его значение. Бесполое размножение. Л/р №2 «Вегетативное размножение комнатных растений».

01.12

 

14

1

Половое размножение

08.12

 

15

1

Рост и развитие – свойства живых организмов

15.12

 

16

1

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Жизнедеятельность организмов»  К/ работа №2

22.12

 

Раздел 2. Строение и многообразие покрытосеменных растений (10 часов)

17

1

Строение семян Л/р №3 « Строение семян однодольных и двудольных растений»

29.12

 

18

1

Виды корней и типы корневых систем Л/р №4 «Стержневые и мочковатые корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски»

12.01

 

19

1

Видоизменения корней

19.01

 

20

1

Побег и почки Л/р №5 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

26.01

 

21

1

Строение стебля Л/р №6 « Внутреннее строение ветки дерева»

02.02

 

22

1

Внешнее строение листа Л/р №7 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

09.02

 

23

1

Клеточное строение листа Л/р №8  «Строение кожицы листа»

16.02

 

24

1

Видоизменения  побегов Л/р №9 «Строение клубня , луковицы, корневища»

02.03

 

25

1

Строение и разнообразие цветков Л/р №10 «Строение цветка»

09.03

 

26

1

Соцветия Л/р №11 « Соцветия»

16.03

 

27

1

Плоды Л/р №12 « Классификация плодов»

30.03

 

28

1

Размножение покрытосеменных растений

Тестирование по теме «Строение покрытосеменных»

 

06.04

 

29

1

Классификация покрытосеменных

13.04

 

30

1

Класс Двудольные Л/р №13 « Семейства двудольных»

20.04

 

31

1

Класс Однодольные Л/р №14 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»

27.04

 

32

1

Многообразие живой природы. Охрана природы

04.05

 

33

1

Итоговая контрольная работа  

11.05

 

34

1

Обобщающий урок по теме: «Строение и многообразие живой природы» 

18.05

 

35

1

Задание на лето

25.05

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО ЕМЦ №1

от 27.08.2020 г.

____________ рук.МО С.И.Дюбо

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________А.А.Акиншина

27.08.2020г.

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Сравнивать биологические объекты и процессы , делать выводы и умозаключения на основе сравнения; •

Сравнивать биологические объекты и процессы , делать выводы и умозаключения на основе сравнения; •

Лабораторные работы: Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ в растении»

Лабораторные работы: Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ в растении»

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Виды корней и типы корневых систем

Виды корней и типы корневых систем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020