Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края
Управление образования муниципального района
«Нерчинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
РАССМОТРЕНО Методическим Советом. ____________ Кузнецова Е.А. Протокол № _____ от «____»______________2022 г. |
СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А. Протокол № ____ от «____»_____________2022 г. |
Утверждено. Директор школы: ___________ Тумаева О.В. Приказ № _____ от «_____» ____________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
7 класс
Составитель:
Пузырева Н.И.,
учитель биологии
с. Волочаевка, 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Биология» на 2022 – 2023 учебный год для 7 класса разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)).
6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;
10. Федерального перечня учебников, с учётом авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;
11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2022 – 2023 учебный год;
12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Волочаевка.
13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).
14. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
15. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.
16. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»
17. Письма Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
18. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».
19. Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
Цель изучения биологии в школе:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
Основные задачи изучения биологии в школе:
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях , о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Обоснование выбора программы:
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В ней также соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образовании.
Программа является базовой т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых, в частности включать обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
В рабочую программу внесены изменения.
В связи с тем, что программный материал довольно обширен, в рабочую программу по предмету биология для 7 класса внесены изменения. Увеличено количество часов на изучение предмета «Биология» из части, формируемой участниками образовательного процесса в количестве 1 час.
Сроки реализации программы –один учебный год.
Особенности класса – общеобразовательный.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о программе: Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Cодержание курса биологии включает:
Бактерии, грибы, растения. 35 ч, 1ч в неделю (5 класс);
Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч, 1ч в неделю (6 класс);
Животные. 35 ч, 1 ч в неделю (7 класс);
Человек. 68 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных (38 ч)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа № 1 «Знакомство с многообразием водных простейших»
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 2 «Знакомство с многообразием круглых червей».
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение дождевого червя».
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 4 «Особенности строения и жизни моллюсков».
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа № 5 «Знакомство с ракообразными».
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых».
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение и передвижение рыб».
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения птиц».
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (13 ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы № 9 «Изучение особенностей покровов тела».
Лабораторная работа № 10 «Изучение способов передвижения животных».
Лабораторная работа № 11 «Изучение способов дыхания животных». Лабораторная работа № 12 «Изучение ответной реакции животного на раздражение».
Лабораторная работа № 13 «Изучение органов чувств животных»
4. Развитие животного мира на Земле (2 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
5.Закономерности размещения животных на Земле (2 ч)
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
6. Биоценозы (5 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Биология» 7 класс
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Контрольные работы |
Лабораторные работы |
1. |
Введение |
2 |
|
|
2. |
Многообразие животных
|
38 |
№ 1 |
№ 1 - № 8 |
3 |
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных
|
13 |
№ 2 |
№ 9 - № 13 |
4. |
Развитие животного мира на Земле |
2 |
|
|
5. |
Закономерности размещения животных на Земле |
2 |
|
|
6. |
Биоценозы |
5 |
№ 3 |
|
7. |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека
|
4 |
№ 4 |
|
|
ИТОГО: |
66 ч.+2 ч. резерв |
4 |
13 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
· личностных
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
· метапредметных
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
У обучающихся сформированы УУД:
Регулятивные
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
· предметных
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов ( клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (об мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- составлять план текста;
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников;
определять отношения объекта с другими объектами;
- определять существенные признаки объекта
3. Предметные результаты
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
Понимать · Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона · Особенности строения организмов животных разных систематических групп
· Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды · Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратах и описывать биологические объекты · Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; · Оказания первой помощи при укусах животных · Соблюдения правил поведения в окружающей среде · Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними |
· Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем · Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; · Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация) · Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
|
В состав УМК входят:
Класс |
Реквизиты программы |
УМК обучающихся |
УМК учителя |
7
|
«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009. Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В. Рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию. |
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»: 7класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 304с.: ил.;
|
В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. – М.: Дрофа, 2004, - 192с.;
|
|
|
Электронное сопровождение УМК:
1. 1С: Школа. Биология. 7 класс. Животные. – М.: Вентана-Граф, 2007.
2. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.
3. Тесты для учащихся. Биология – 6-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.
4. Уроки биологии Кирилла и Мефодия.Биология. 7 класс Животные. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Москва: «Кирилл и Мефодий», 2005.
5. ЦОРы Единой коллекции: «Биология 7 класс» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29 (по Пономаревой);
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29 (по Сонину).
Дополнительная литература для учителя:
1. «Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.
2. «Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы». – М., Дрофа, 2006.
3. «Биология. 7 класс. Книга для учителя». Составитель Спиридонова Н.Ю. - М., Дрофа, 2010.
4. «Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.
5. Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Животные.». - М., Дрофа, 2009.
6. Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
7. Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;
8. Тесты по биологии к учебнику «Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений» В.В. Латюшин, В.А. Шапкин./ Н.Ю. Захарова. – М.: изд. «Экзамен», 2006.
9. Латюшин В.В, Уфимцева Г.А. Биология. Животные 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений» В.В. Латюшин, В.А. Шапкин: Пособие для учителя . – М.: Дрофа, 2001
Дополнительная литература для учащихся:
1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., Просвещение, 2010.
2. Батуев А.С. Загадки и тайны психики. - М., Дрофа, 2010.
3. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М., Дрофа, 2006.
4. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы. - М., Дрофа, 2006.
5. Никишов А.И. Школьный практикум. Биология. Животные. М.: Владос.2001.
6. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1999
7. Серия «Эрудит». Мир животных. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
8. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5 по 9 класс. Учебный предмет биология для 5 класса относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы».
Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 7 класса составляет 35 недель.
В учебном плане на предмет биологии в 7 классе отведёно 2 часа в неделю (1 час из обязательной части БУП и 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса). Итого 70 часов. Из них:
ü лабораторных работ – 13;
ü контрольно-обобщающих уроков – 4;
ü повторение – 1;
ü резерв – 3.
Итого на изучение нового материала – 49 часов.
ГРАФИК
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ 7 КЛАСС
Название лабораторной работы
|
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Знакомство с многообразием водных простейших |
Урок № 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Знакомство с многообразием круглых червей |
|
Урок № 9 |
|
|
|
|
|
|
|
Внешнее строение дождевого червя |
|
Урок № 11 |
|
|
|
|
|
|
|
Особенности строения и жизни моллюсков |
|
Урок № 12 |
|
|
|
|
|
|
|
Знакомство с ракообразными |
|
Урок № 16 |
|
|
|
|
|
|
|
Изучение представителей отрядов насекомых |
|
Урок № 18 |
|
|
|
|
|
|
|
Внешнее строение и передвижение рыб |
|
|
Урок № 24 |
|
|
|
|
|
|
Изучение внешнего строения птиц |
|
|
|
Урок № 31 |
|
|
|
|
|
Изучение особенностей покровов тела
|
|
|
|
|
|
Урок № 41 |
|
|
|
Изучение способов передвижения животных |
|
|
|
|
|
Урок № 43 |
|
|
|
Изучение способов дыхания животных |
|
|
|
|
|
Урок № 44 |
|
|
|
Изучение ответной реакции животного на раздражение |
|
|
|
|
|
|
Урок № 48 |
|
|
Изучение органов чувств животных |
|
|
|
|
|
|
Урок № 49 |
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Часы |
Примечание |
ВВЕДЕНИЕ. 2 ЧАСА
|
|||
1. |
История развития зоологии |
1 |
|
2. |
Современная зоология |
1 |
|
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ. 38 ЧАСОВ
|
|||
3. |
Простейшие. (Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики.) Л/Р № 1 «Знакомство с многообразием водных простейших» |
1 |
|
4. |
Простейшие (Жгутиконосцы. Инфузории) |
1 |
|
5. |
Тип Губки |
1 |
|
6. |
Тип Кишечнополостные. Строение и образ жизни гидры пресноводной |
1 |
|
7. |
Многообразие кишечнополостных, их значение. Общая характеристика типа |
1 |
|
8. |
Тип Плоские черви |
1 |
|
9. |
Тип Круглые черви. Л/Р № 2 «Знакомство с многообразием круглых червей» |
1 |
|
10. |
Тип Кольчатые черви, или Кольчецы |
1 |
|
11. |
Классы Кольчецов. Л/Р № 3 «Внешнее строение дождевого червя» |
1 |
|
12. |
Тип Моллюски. Л/Р № 4 «Особенности строения и жизни моллюсков» |
1 |
|
13. |
Тип Иглокожие |
1 |
|
14. |
Классы Моллюсков |
1 |
|
15. |
Организм животного, особенности строения и жизнедеятельности |
1 |
|
16. |
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные Л/Р № 5 «Знакомство с ракообразными» |
1 |
|
17. |
Тип Членистоногие. Класс Паукообразные |
1 |
|
18. |
Класс Насекомые.
|
1 |
|
19 - 22 |
Отряды насекомых Л/Р № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых» |
4 |
|
23. |
Тип Хордовые |
1 |
|
24 - 27 |
Классы Рыб Л/Р № 7 «Внешнее строение и передвижение рыб» |
4 |
|
28. |
Класс Земноводные |
1 |
|
29. |
Класс Пресмыкающиеся |
1 |
|
30. |
Отряды пресмыкающихся |
1 |
|
31. |
Класс Птицы. Л/Р № 8 «Изучение внешнего строения птиц» |
1 |
|
32 - 34 |
Отряды птиц |
3 |
|
35. |
Класс Млекопитающие |
1 |
|
36 – 39. |
Отряды млекопитающих |
4 |
|
40. |
Обобщающий урок. Тип Хордовые |
1 |
|
ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ. 13 ЧАСОВ.
|
|||
41. |
Покровы тела. Л/Р № 9 «Изучение особенностей покровов тела» |
1 |
|
42. |
Опорно-двигательная система |
1 |
|
43. |
Способы передвижения животных. Полости тела. Л/Р № 10 «Изучение способов передвижения животных» |
1 |
|
44. |
Органы дыхания и газообмен. Л/Р № 11 «Изучение способов дыхания животных» |
1 |
|
45. |
Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии |
1 |
|
46. |
Кровеносная система. Кровь. |
1 |
|
47. |
Органы выделения |
1 |
|
48. |
Нервная система. Инстинкт. Рефлекс. Л/Р № 12 «Изучение ответной реакции животного на раздражение» |
1 |
|
49. |
Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Л/Р № 13 «Изучение органов чувств животных» |
1 |
|
50. |
Продление рода. Органы размножения |
1 |
|
51. |
Способы размножения животных. Оплодотворение. |
1 |
|
52. |
Развитие и продолжительность жизни животных |
1 |
|
53. |
КОУ по теме «Эволюция животных» |
1 |
|
РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ. 4 ЧАСА
|
|||
54. |
Доказательства эволюции животных. |
1 |
|
55. |
Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира |
1 |
|
56. |
Многообразие видов как результат эволюции |
1 |
|
57. |
Арелы обитания. Миграции. |
1 |
|
БИОЦЕНОЗЫ. 5 ЧАСОВ.
|
|||
58. |
Естественные и искусственные биоценозы |
1 |
|
59. |
Факторы среды и их влияние на биоценозы |
1 |
|
60. |
Цепи питания. Поток энергии |
1 |
|
61. |
Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу |
1 |
|
62. |
КОУ по теме «Биоценозы» |
1 |
|
ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. 4 ЧАСА.
|
|||
63. |
Воздействие человека и его деятельности на животных |
1 |
|
64. |
Одомашнивание животных. |
1 |
|
65. |
Законы России об охране животного мира |
1 |
|
66. |
Охрана и рациональное использование животного мира |
1
|
|
67. |
ПОВТОРЕНИЕ |
1 |
|
68 – 70. |
РЕЗЕРВ |
3 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.