Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
Согласовано. Зам. директора по УВР: ___________ Кузнецова Е.А. |
Утверждено. Директор школы: ___________ Тумаева О.В. Приказ № ___ от «___» ______________ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
8 класс
Составитель:
Пузырева Н.И.,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
с. Волочаевка, 2020 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету биология на 2020 – 2021 учебный год для 8 класса разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5. Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;
10. Федерального перечня учебников, с учётом авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;
11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2020 – 2021 учебный год;
12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Волочаевка.
13.Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).
14. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
15.Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.
16. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»
17. Письма Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
18. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».
19. Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
Цель изучения биологии в 8 классе:
·формирование и развитие знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека.
Задачи:
·гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения психического, психического и нравственного здоровья человека;
·развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о своем организме, формирование и развитие интеллектуальных умений и познавательных качеств личности, овладение методами исследования организма человека.
Особенности класса – общеобразовательный.
Сроки реализации программы – один учебный год.
За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф., опубликованная издательством «Дрофа» в 2011 году.
Отличительных особенностей программы в сравнении с авторской
программой для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор
Пасечник В.В.) нет.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном
существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании
социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5 по 9 класс. Учебный предмет биология для 8 класса относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы».
Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 8 класса составляет 35 недель. В учебном плане на предмет биологии в 8 классе отведёно 2 часа в неделю. Итого 70 часов. Из них:
ü лабораторных работ – 15;
ü контрольно-обобщающих уроков – 9;
Итого на изучение нового материала – 46 часов.
4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
Класс |
Реквизиты программы |
УМК обучающихся |
УМК учителя |
8
|
«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009. Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В. Рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию. |
Учебник: Д.В. Колесов и др. Биология. Человек. 8 кл. - Москва: «Дрофа», 2009 г.
|
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа» 2009 г.
|
Электронное сопровождение УМК:
1С: Школа. Биология. 8 класс. Человек. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.
Тесты для учащихся. Биология – 6-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.
Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Москва: «Кирилл и Мефодий», 2005.
ЦОРы Единой коллекции: «Биология 8 класс» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29;
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29.
Дополнительная литература для учителя:
«Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.
«Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы». – М., Дрофа, 2006.
«Биология. 8 класс. Книга для учителя». Составитель Спиридонова Н.Ю. - М., Дрофа, 2010.
«Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.
Уроки биологии по курсу «Биология. 8 класс. Человек». - М., Дрофа, 2009.
Дополнительная литература для учащихся:
Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., Просвещение, 2010.
Батуев А.С. Загадки и тайны психики. - М., Дрофа, 2010.
Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М., Дрофа, 2006.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., Просвещение, 1983.
Каменский А.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Карманный справочник. - М., Дрофа, 2010.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы. - М., Дрофа, 2006.
Тарасов В.В. Темы курса. Иммунитет. История открытий. - М., Дрофа, 2005.
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Рабочая тетрадь. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа» 2010 г.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Личностные результаты:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных
на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать,
строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника,
научно-популярной литературой, словарями и справочниками;
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной
формы в другую; овладение составляющими исследовательской и
проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить
вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать
свои идеи;
2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель
работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность
действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и
коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении
результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы —
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою
точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
1) выделение существенных признаков биологических объектов
(отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов
растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов,
экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот ве-
ществ и превращение энергии в экосистемах);
2) приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
1) классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
2) объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
3) различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
4) сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
5) выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
6) овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
К концу обучения в восьмом классе обучающиеся научатся (узнают):
· о человеке как о биосоциальном существе;
· о роли биологической науки в практической деятельности людей;
· о методах познания человека;
· о месте человека в природе
· о предмете и методах анатомии, физиологии и гигиены,
· о разноуровневой организации организма человека
· о строение и функциях систем органов человека
· о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека
· об обмене веществ,
· об анализаторах,
· о поведении и психике
· о индивидуальном развитии человека,
· наследственных и приобретенных качествах личности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
· использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
· работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
· проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
· иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
· оценке последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;
· соблюдению правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
8 класс «Человек и его здоровье»
(70 ч, 2 ч в неделю)
Введение (5 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
II. Раздел.
Строение и функции организма (57 часов)
Тема 2. Общий обзор организма (4 часа)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.
Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.
Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Тема 3. Опорно-двигательная система (8 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторная работа № 1. Микроскопическое строение кости.
Лабораторная работа № 2. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Лабораторная работа № 3. Утомление при статической и динамической работе.
Лабораторная работа № 4. Осанка и плоскостопие.
Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Тема 4. Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина «К» в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Тема 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
Лабораторная работа № 5. Функция венозных клапанов.
Лабораторная работа № 6. Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Лабораторная работа № 7. Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови.
Лабораторная работа № 8. Функциональная проба. Реакция ССС на дозированную нагрузку.
Тема 6. Дыхательная система (5 часов)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
Лабораторная работа № 9. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Тема 7. Пищеварительная система (6 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Лабораторная работа № 10. Действие ферментов слюны на крахмал.
Тема 8. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторная работа № 11. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки
Тема 9. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система (4 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Демонстрации модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Тема 10. Нервная система человека (6 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторная работа № 12. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка
Тема 11. Анализаторы (5 ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа № 13. Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением
Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторная работа № 14. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.
Лабораторная работа № 15. Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях.
Тема 13. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часов)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрации модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.
III. Раздел.
Тема 14. Индивидуальное развитие организма (5 ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние ПАВ веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов.
Резервное время – 3 часа.
7. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
|
Тема |
Кол -во часов |
|
Введение. |
1
|
1. |
Происхождение человека. |
4
|
2. |
Общий обзор организма человека. |
4
|
3. |
Опорно-двигательная система. |
8
|
4. |
Внутренняя среда организма. |
3
|
5. |
Кровеносная и лимфатическая системы |
6
|
6. |
Дыхательная система |
5
|
7. |
Пищеварительная система |
6
|
8. |
Обмен веществ и энергии |
3
|
9. |
Покровные органы. Терморегуляция. Выделительная система |
4
|
10. |
Нервная система. |
6
|
11. |
Анализаторы. |
5
|
12. |
ВНД. Поведение. Психика. |
5
|
13. |
Железы внутренней секреции |
2
|
14. |
Размножение и развитие организма. |
5
|
|
Резервное время |
3
|
Итого: |
|
70 |
7.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Часы |
Форма обучения |
ВВЕДЕНИЕ. 1 ЧАС
|
|||
1. |
Введение. Анатомия, физиология, психология и гигиена человека |
1 |
|
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. 4 ЧАСА
|
|||
2. |
Становление наук о человеке |
1 |
|
3. |
Систематическое положение человека |
1 |
|
4. |
Историческое прошлое людей |
1 |
|
5. |
Расы человека |
1 |
|
РАЗДЕЛ II. СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА. 57 ЧАСОВ.
ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. 4 ЧАСА
|
|||
1. |
Общий обзор организма |
1 |
|
7. |
Клеточное строение организма. |
1 |
|
8. |
Ткани. |
1 |
|
9. |
Рефлекторная регуляция |
1 |
|
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. 8 ЧАСОВ.
|
|||
10. |
Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Л/Р № 1 «Микроскопическое строение кости» |
1 |
|
11. |
Скелет человека. Осевой скелет |
1 |
|
12. |
Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей |
|
|
13. |
Строение мышц. Л/Р № 2 «Мышцы человеческого тела» |
1 |
|
14. |
Работа скелетных мышц и их регуляция. Л/Р № 3 «Утомление при статической работе» |
1 |
|
15. |
Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л/Р № 4 «Осанка и плоскостопие» |
1 |
|
16. |
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. |
1 |
|
17. |
Обобщающий урок по теме «ОДС» |
1
|
|
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. 3 ЧАСА.
|
|||
18. |
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. |
1 |
|
19. |
Борьба организма с инфекцией. иммунитет |
1 |
|
20. |
Иммунология на службе здоровья |
1 |
|
КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ. 6 ЧАСОВ.
|
|||
21. |
Транспортные системы организма |
1 |
|
22. |
Круги кровообращения. Л/Р № 5 «Функция венозных клапанов» |
1 |
|
23. |
Строение и работа сердца. |
1 |
|
24. |
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Л/Р № 6 «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» Л/Р № 7 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови» |
1 |
|
25. |
Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца. Л/Р № 8 «Функциональная проба. Реакция ССС на дозированную нагрузку» |
1 |
|
26. |
Первая помощь при кровотечениях |
1 |
|
ДЫХАНИЕ. 5 ЧАСОВ.
|
|||
27. |
Значение дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей |
1 |
|
28. |
Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание |
1 |
|
29. |
Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды |
1 |
|
30. |
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации. Л/Р № 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» |
1 |
|
31. |
Обобщающий урок по теме «Дыхание» |
1 |
|
ПИЩЕВАРЕНИЕ. 6 ЧАСОВ.
|
|||
32. |
Питание и пищеварение |
1 |
|
33. |
Пищеварение в ротовой полости |
1 |
|
34. |
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Л/Р № 10 «Действие слюны на крахмал» |
1 |
|
35. |
Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит. |
1 |
|
36. |
Регуляция пищеварения |
1 |
|
37. |
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно – кишечных инфекций |
1 |
|
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. 3 ЧАСА.
|
|||
38. |
Обмен веществ и энергии – основное свойство живых организмов |
1 |
|
39. |
Витамины. |
1 |
|
40. |
Энерготраты человека и пищевой рацион. Л/Р № 11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» |
1 |
|
ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ. 4 ЧАСА.
|
|||
41. |
Кожа – наружный покровный орган. |
1 |
|
42. |
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи |
1 |
|
43. |
Терморегуляция организма. Закаливание. |
1 |
|
44. |
выделение |
1 |
|
НЕРВНАЯ СИСТЕМА. 6 ЧАСОВ.
|
|||
45. |
Значение нервной системы. |
1 |
|
46. |
Строение нервной системы. Спинной мозг. |
1 |
|
47. |
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Л/Р № 12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка» |
1 |
|
48. |
Функции переднего мозга |
1 |
|
49. |
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы |
1 |
|
50. |
Обобщающий урок по теме «Нервная система» |
1 |
|
АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. 5 ЧАСОВ.
|
|||
51. |
Анализаторы. |
1 |
|
52. |
Зрительный анализатор. Л/Р № 13 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» |
1 |
|
53. |
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. |
1 |
|
54. |
Слуховой анализатор. |
1 |
|
55. |
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса |
1 |
|
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПСИХИКА. 5 ЧАСОВ.
|
|||
56. |
Вклад отечественных учёных в разработку учения о ВНД |
1 |
|
57. |
Врождённые и приобретённые программы поведения. Л/Р № 14 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» |
1 |
|
58. |
Сон и сновидения |
1 |
|
59. |
Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. |
1 |
|
60. |
Воля. Эмоции. Внимание. Л/Р № 15 «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях» |
1 |
|
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА. 2 ЧАСА.
|
|||
61. |
Роль эндокринной регуляции |
1 |
|
62. |
Функции желёз внутренней секреции |
1 |
|
РАЗДЕЛ III. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА. 5 ЧАСОВ.
|
|||
63. |
Жизненные циклы размножения. |
1 |
|
64. |
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. |
1 |
|
65. |
Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передаваемые половым путём |
1 |
|
66. |
Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. |
1 |
|
67. |
Интересы, склонности, способности |
1 |
|
68 – 70. |
Резервное время |
3 |
|
ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ
Название лабораторной работы
|
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Лабораторная работа № 1 «Микроскопическое строение кости» |
|
Урок № 10 |
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 2 «Мышцы человеческого тела» |
|
Урок № 13 |
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 3 «Утомление при статической работе» |
|
Урок № 14 |
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 4 «Осанка и плоскостопие» |
|
Урок № 15 |
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 5 « Функция венозных клапанов» |
|
|
Урок № 22 |
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 6 «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»
Лабораторная работа № 7 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови» |
|
|
Урок № 24 |
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 8 «Функциональная проба. Реакция ССС на дозированную нагрузку» |
|
|
|
Урок № 25 |
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» |
|
|
|
Урок № 30 |
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 10 «Действие слюны на крахмал» |
|
|
|
|
Урок № 34
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» |
|
|
|
|
|
Урок № 40 |
|
|
|
Лабораторная работа № 12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка» |
|
|
|
|
|
|
Урок № 47 |
|
|
Лабораторная работа № 13 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» |
|
|
|
|
|
|
Урок № 52 |
|
|
Лабораторная работа № 14 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» |
|
|
|
|
|
|
|
Урок № 57 |
|
Лабораторная работа № 15 «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях» |
|
|
|
|
|
|
|
Урок № 60 |
|
Возрастные особенности младшего подростка.
8 класс (13,14 лет):
Познавательные процессы:
В 8-мом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:
· внимания,
· памяти,
· воображения,
· мышления,
· речи.
У восьмиклассника становление теоретического рефлексивного мышления тесно связано с развитием воображения, что дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п. Существует и вторая линия развития воображения: потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа. Игра воображения не только доставляет удовольствие, но и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.
Ведущий вид деятельности:
В 8-ом классе, как и в 7-ом, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Оно пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на учебные занятия, и на отношения с родителями. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания.
Социальная ситуация развития:
В 8-ом классе, как и в 7-ом, дети все меньше общаются со взрослыми и все больше общаются со сверстниками. Круг общения подростка со сверстниками не ограничивается близкими друзьями, напротив он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.
Мотивация:
Главная мотивационная линия 7 – 8-х классов связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Подростки начинают систематически заниматься самовоспитанием. Они задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Типичной целью восьмиклассника является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности, таких, как уверенность в себе и др., через применение специальных средств и упражнений, физическое развитие.
Новообразование:
Центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет) считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости восьмиклассника проявляется:
· в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы.
· в подражании взрослым. Подражание не ограничивается манерами и одеждой, оно идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «Взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, ночные клубы и т. п.
Общение:
· Общение со сверстниками. Общение носит информационный характер. Подросток обращает внимание на «Что? Где? Когда?», а не «Почему?» и «Зачем?». Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений.
· Общение со взрослыми. Подросток ждет от взрослых сотрудничества. Он ждет общение, включенное в деятельность, где бы он чувствовал себя на равных со взрослыми. Он не терпит приказов и указаний. Принимает советы только от референтных, то есть значимых для него взрослых. Если появляется смысловой барьер, это – конфликт. Инициатива разрешения конфликтной ситуации чаще принадлежит взрослому, потому что он ответственен за то, что происходит с подростком.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.