Рабочая программа по биологии. 8 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии. 8 класс

Оценка 4.9
doc
19.11.2020
Рабочая программа по биологии. 8 класс
РП по биологии. 8 класс.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 основная общеобразовательная школа с. Волочаевка

 

 

Согласовано.

Зам. директора по УВР: ___________ Кузнецова Е.А.

Утверждено.

Директор школы: ___________ Тумаева О.В.

Приказ № ___ от «___» ______________ 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО   БИОЛОГИИ

 

8 класс 

 

 

Составитель:

  Пузырева Н.И.,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Волочаевка, 2020 год

 

 

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

  Рабочая программа по предмету биология на 2020 – 2021 учебный год для 8 класса разработана на основе:

1.   Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

2. Приказа  Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;

4. Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

5. Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

7. Приказа  Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;

10. Федерального перечня учебников, с учётом авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;

11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2020  – 2021  учебный год;

12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ  с. Волочаевка.

13.Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).

14. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные  общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

15.Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.

16.  Письма Минпросвещения  России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»

17. Письма Минпросвещения  РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».

18. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях  в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».

19. Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»

          Цель изучения биологии в 8 классе:

·формирование и развитие знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека.

Задачи:

·гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения психического, психического и нравственного здоровья человека;

·развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о своем организме, формирование и развитие интеллектуальных умений и познавательных качеств личности, овладение методами исследования организма человека.

       Особенности класса – общеобразовательный.

       Сроки реализации программы – один учебный год.

За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф., опубликованная издательством «Дрофа» в 2011 году.

        Отличительных особенностей программы в сравнении с авторской

        программой для    общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор  

         Пасечник В.В.) нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРЕДМЕТА

 

Программа предназначена для изуче­ния курса «Человек и его здоровье» в 8 классе сред­ней общеобразовательной школы.

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном   

существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании

социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5 по 9 класс. Учебный предмет биология для 8 класса относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы».

Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 8 класса составляет 35 недель. В учебном плане на предмет биологии в 8 классе отведёно 2 часа в неделю. Итого 70 часов. Из них:

ü лабораторных работ – 15;

ü контрольно-обобщающих уроков – 9;

Итого на изучение нового материала – 46 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ  КОМПЛЕКС.

 

 

Класс

 

Реквизиты программы

 

УМК обучающихся

 

УМК учителя

 

8

 

«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009.

Программа авторского коллектива под руководством

Пасечника В.В.

Рекомендована  ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию.

Учебник: Д.В. Колесов и др. Биология. Человек. 8 кл. - Москва: «Дрофа», 2009 г.

 

 

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа» 2009 г.

 

 

Электронное сопровождение УМК:

1С: Школа. Биология. 8 класс. Человек. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Лабораторный практикум. Биология 6-11  класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.

Тесты для учащихся. Биология – 6-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.

Уроки биологии  Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Москва: «Кирилл и Мефодий», 2005.

ЦОРы Единой коллекции: «Биология 8 класс»  http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29;

 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29.

 

 Дополнительная литература для учителя:

 

 «Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.

 «Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы». – М., Дрофа, 2006.

«Биология. 8 класс. Книга для учителя». Составитель Спиридонова Н.Ю. - М., Дрофа, 2010.

«Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.

Уроки биологии по курсу «Биология. 8 класс. Человек». - М., Дрофа, 2009.

 

Дополнительная литература для учащихся:

 

Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., Просвещение, 2010.

Батуев А.С. Загадки и тайны психики. - М., Дрофа, 2010.

Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М., Дрофа, 2006.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., Просвещение, 1983.

Каменский А.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Карманный справочник. - М., Дрофа, 2010.

Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы. - М., Дрофа, 2006.

Тарасов В.В. Темы курса. Иммунитет. История открытий. - М., Дрофа, 2005.

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Рабочая тетрадь. Биология. Человек.            8 класс. Издательство «Дрофа» 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Личностные результаты:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

        2) реализация установок здорового образа жизни;

         3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных   

            на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать,

            строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

            эстетического отношения к живым объектам.

         Метапредметные результаты:

         1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника,  

            научно-популярной литературой, словарями и справочниками;

            анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной

            формы в другую; овладение составляющими исследовательской и

            проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить

            вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,

             классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и

             заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать

            свои идеи;

 

2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель

    работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность

    действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и

    коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении

    результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы —

    выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще

    подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях

    и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и

    окружающих;

 

4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном    

    обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить

    продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение

    адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации

    своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою

    точку зрения, отстаивать свою позицию.

 

Предметные результаты

1) выделение существенных признаков биологических объектов

    (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов

    растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов,

     экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение   

    энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,

    размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот ве-   

    ществ и превращение энергии в экосистемах);

       2) приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

1)                       классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

2)                      объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

 

3)                       различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

4)                      сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

5)                      выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

6)                      овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

К концу обучения в восьмом классе обучающиеся научатся (узнают):

·          о человеке как о биосоциальном существе;

·          о роли биологической науки в практической деятельности людей;

·       о методах познания человека;

·       о месте человека в природе

·       о предмете и методах анатомии, физиологии и гигиены,

·       о разноуровневой организации организма человека

·       о строение и функциях систем органов человека

·       о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека

·       об обмене веществ,

·       об анализаторах,

·       о поведении и психике

·       о индивидуальном развитии человека,

·       наследственных и приобретенных качествах личности.

 

       Обучающиеся получат возможность научиться:

·       применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;

·       использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

·       работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

·       проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

·       иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;

·       оценке последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;

·       соблюдению правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

8 класс «Человек и его здоровье»

(70 ч, 2 ч в неделю)

 

Введение (5 ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Место человека в систематике. Доказательства жи­вотного происхождения человека. Основные этапы эво­люции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», мо­делей остатков древней культуры человека.

II. Раздел.

Строение и функции организма (57 часов)

 

Тема 2. Общий обзор организма (4 часа)

Уровни организации. Структура тела. Органы и си­стемы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.

Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жиз­ненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Рост и развитие клетки. Состоя­ния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соеди­нительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной систе­мы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.

Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Про­цессы возбуждения и торможения, их значение. Чувст­вительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприя­тии раздражений.

 

Тема 3. Опорно-двигательная система (8 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Ске­лет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с разви­тием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвиж­ные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц челове­ческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Рабо­та скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двига­тельной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного со­кращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскосто­пия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов кос­тей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторная работа № 1. Микроскопическое строение кости.

Лабораторная работа № 2. Мышцы челове­ческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Лабораторная работа № 3. Утомление при статической и динамической работе.

Лабораторная работа № 4. Осанка и плоскостопие.

Самонаблюдение работы основных мышц, роль пле­чевого пояса в движениях руки.

 

Тема 4. Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Со­став крови: плазма и форменные элементы (тромбо­циты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Сверты­вание крови. Роль кальция и витамина «К» в свертыва­нии крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защит­ные барьеры организма. Луи Пастер и  И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифиче­ский иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и па­разитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Те­чение инфекционных болезней. Профилактика. Имму­нология на службе здоровья: вакцины и лечебные сы­воротки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совмес­тимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фак­тор. Пересадка органов и тканей.

 

Тема 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфати­ческих сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Арте­риальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно­сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболе­вании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотече­ниях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторная работа № 5. Функция венозных клапанов.

          Лабораторная работа  № 6. Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Лабораторная работа № 7. Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови.

          Лабораторная  работа № 8. Функциональная проба. Реакция ССС на дозированную нагрузку.

Тема 6. Дыхательная система (5 часов)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и орга­нические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здо­ровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биоло­гическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнару­жению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; из­мерения жизненной емкости легких; приемов искус­ственного дыхания.

Лабораторная работа № 9. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

 

Тема 7. Пищеварительная система (6 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеваритель­ный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена орга­нов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишеч­ных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Лабораторная работа № 10. Действие ферментов слюны на крахмал.

 

Тема 8. Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический об­мен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минераль­ных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторная работа № 11. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки

 

Тема 9. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система (4 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и пара­зитарные болезни, их профилактика и лечение у дерма­толога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при об­щем охлаждении организма. Первая помощь при тепло­вом и солнечном ударе.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их пре­дупреждение.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Демонстрации модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

 

Тема 10. Нервная система человека (6 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Стро­ение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших по­лушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной сис­темы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторная  работа № 12. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка

 

Тема 11. Анализаторы (5 ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализато­ров. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зритель­ного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зре­ния. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Кор­рекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутренне­го уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового ана­лизатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодей­ствие анализаторов.

Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выяв­ляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; опре­деление остроты слуха; зрительные, слуховые, тактиль­ные иллюзии.

Лабораторная работа № 13. Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением

 

Тема 12. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Бе­зусловные и условные рефлексы. Безусловное и услов­ное торможение. Закон взаимной индукции возбужде­ния-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудоч­ная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной дея­тельности человека: речь и сознание, трудовая деятель­ность. Потребности людей и животных. Речь как сред­ство общения и как средство организации своего поведе­ния. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Фи­зиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдатель­ности и мышления.

Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойст­венных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторная работа № 14. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.

Лабораторная работа № 15. Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях.

 

Тема 13. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часов)              

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрации модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.

 

III. Раздел.

 

Тема 14. Индивидуальное развитие организма (5 ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, опло­дотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние ПАВ веществ (та­бака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и забо­левания, передающиеся половым путем: СПИД, сифи­лис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Ин­тересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрации тестов, определяющих типы темпера­ментов.

 

Резервное время – 3 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН.

 

 

 

 

Тема

 

Кол -во часов

 

Введение.

1

 

1.      

Происхождение человека.

4

 

2.      

Общий  обзор  организма  человека.

4

 

3.      

Опорно-двигательная система.

8

 

4.      

Внутренняя среда организма.

3

 

5.      

Кровеносная и лимфатическая системы

6

 

6.      

Дыхательная система

5

 

7.      

Пищеварительная система

6

 

8.      

Обмен веществ и энергии

3

 

9.      

Покровные органы. Терморегуляция. Выделительная система

4

 

 

10.  

Нервная система.

6

 

11.  

Анализаторы.

5

 

12.  

ВНД. Поведение. Психика.

5

 

13.  

Железы внутренней секреции

2

 

14.  

Размножение и развитие организма.

5

 

 

Резервное время

3

 

 

Итого:

 

 

 

70

 

 

 

 

 

 

 

 

7.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Тема

Часы

Форма обучения

 

ВВЕДЕНИЕ. 1 ЧАС

 

1.

Введение. Анатомия, физиология, психология и гигиена человека

1

 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. 4 ЧАСА

 

2.

Становление наук о человеке

1

 

3.

Систематическое положение человека

1

 

4.

Историческое прошлое людей

1

 

5.

Расы человека

1

 

 

РАЗДЕЛ II.

СТРОЕНИЕ  ОРГАНИЗМА.  57 ЧАСОВ.

 

ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. 4 ЧАСА

 

1.      

Общий обзор организма

1

 

7.

Клеточное строение организма.

1

 

8.

Ткани.

1

 

9.

Рефлекторная регуляция

1

 

 

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. 8 ЧАСОВ.

 

10.

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей.

Л/Р № 1 «Микроскопическое строение кости»

1

 

11.

Скелет человека. Осевой скелет

1

 

12.

Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей

 

 

13.

Строение мышц.

Л/Р № 2 «Мышцы человеческого тела»

1

 

14.

Работа скелетных мышц и их регуляция.

Л/Р № 3 «Утомление при статической работе»

1

 

15.

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Л/Р № 4 «Осанка и плоскостопие»

1

 

16.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1

 

17.

Обобщающий урок по теме «ОДС»

1

 

 

 

ВНУТРЕННЯЯ  СРЕДА  ОРГАНИЗМА. 3 ЧАСА.

 

18.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

1

 

19.

Борьба организма с инфекцией. иммунитет

1

 

20.

Иммунология на службе здоровья

1

 

 

КРОВЕНОСНАЯ  И  ЛИМФАТИЧЕСКАЯ  СИСТЕМЫ. 6 ЧАСОВ.

 

21.

Транспортные системы организма

1

 

22.

Круги кровообращения.

Л/Р № 5 «Функция венозных клапанов»

1

 

23.

Строение и работа сердца.

1

 

24.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Л/Р № 6 «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Л/Р № 7 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови»

1

 

25.

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца.

Л/Р № 8 «Функциональная проба. Реакция ССС на дозированную нагрузку»

1

 

26.

Первая помощь при кровотечениях

1

 

 

ДЫХАНИЕ. 5 ЧАСОВ.

 

27.

Значение дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

1

 

28.

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание

1

 

29.

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

1

 

30.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации.

Л/Р № 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

1

 

31.

Обобщающий урок по теме «Дыхание»

1

 

 

ПИЩЕВАРЕНИЕ. 6 ЧАСОВ.

 

32.

Питание и пищеварение

1

 

33.

Пищеварение в ротовой полости

1

 

34.

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

Л/Р № 10 «Действие слюны на крахмал»

1

 

35.

Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит.

1

 

36.

Регуляция пищеварения

1

 

37.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно – кишечных инфекций

1

 

 

ОБМЕН  ВЕЩЕСТВ  И  ЭНЕРГИИ. 3 ЧАСА.

 

38.

Обмен веществ и энергии – основное свойство живых организмов

1

 

39.

Витамины.

1

 

40.

Энерготраты человека и пищевой рацион.

Л/Р № 11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

1

 

 

ПОКРОВНЫЕ  ОРГАНЫ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ.  ВЫДЕЛЕНИЕ. 4 ЧАСА.

 

41.

Кожа – наружный покровный орган.

1

 

42.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

1

 

43.

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

 

44.

выделение

1

 

 

НЕРВНАЯ  СИСТЕМА.  6 ЧАСОВ.

 

45.

Значение нервной системы.

1

 

46.

Строение нервной системы. Спинной мозг.

1

 

47.

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

Л/Р № 12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

1

 

48.

Функции переднего мозга

1

 

49.

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

1

 

50.

Обобщающий урок по теме «Нервная система»

1

 

 

АНАЛИЗАТОРЫ.  ОРГАНЫ  ЧУВСТВ.  5 ЧАСОВ.

 

51.

Анализаторы.

1

 

52.

Зрительный анализатор.

Л/Р № 13 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

1

 

53.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

 

54.

Слуховой анализатор.

1

 

55.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

1

 

 

ВЫСШАЯ  НЕРВНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.  ПСИХИКА.  5 ЧАСОВ.

 

56.

Вклад отечественных учёных в разработку учения о ВНД

1

 

57.

Врождённые и приобретённые программы поведения.

Л/Р № 14 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа»

1

 

58.

Сон и сновидения

1

 

59.

Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

1

 

60.

Воля. Эмоции. Внимание.

Л/Р № 15 «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях»

1

 

 

ЭНДОКРИННАЯ  СИСТЕМА. 2 ЧАСА.

 

61.

Роль эндокринной регуляции

1

 

62.

Функции желёз внутренней секреции

1

 

 

РАЗДЕЛ III.      

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ  ОРГАНИЗМА.  5 ЧАСОВ.

 

63.

Жизненные циклы размножения.

1

 

64.

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

1

 

65.

Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передаваемые половым путём

1

 

66.

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.

1

 

67.

Интересы, склонности, способности

1

 

68 – 70.

Резервное время

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГРАФИК

 

ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

 

 

Название лабораторной работы

 

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

декабрь

 

январь

 

февраль

 

март

 

апрель

 

май

 

Лабораторная работа № 1 «Микроскопическое строение кости»

 

 

 

Урок

№ 10

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 2 «Мышцы человеческого тела»

 

 

 

Урок

№ 13

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 3 «Утомление при статической работе»

 

 

Урок

№ 14

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 4 «Осанка и плоскостопие»

 

 

Урок

№ 15

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 5 « Функция венозных клапанов»

 

 

 

Урок

№ 22

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 6 «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

 

Лабораторная работа №  7 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови»

 

 

 

Урок

№ 24

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 8 «Функциональная проба. Реакция ССС на дозированную нагрузку»

 

 

 

 

Урок

№ 25

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

 

 

 

 

Урок

№ 30

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №  10 «Действие слюны на крахмал»

 

 

 

 

 

Урок

№ 34

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа № 11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 40

 

 

 

 

Лабораторная работа № 12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 47

 

 

 

Лабораторная работа № 13 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 52

 

 

 

Лабораторная работа № 14 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 57

 

 

Лабораторная работа № 15 «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Возрастные особенности младшего подростка.

8  класс (13,14 лет):

Познавательные процессы:

В 8-мом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:

·           внимания,

·           памяти,

·           воображения,

·           мышления,

·           речи.

У восьмиклассника становление  теоретического рефлексивного мышления тесно связано с развитием воображения, что дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п. Существует и вторая линия развития воображения: потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа. Игра воображения не только доставляет удовольствие, но и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Ведущий вид деятельности:

В 8-ом классе, как и в 7-ом, ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение. Оно пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на учебные занятия, и на отношения с родителями. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. 

Социальная ситуация развития:

  В 8-ом классе, как и в 7-ом, дети все меньше общаются со взрослыми и все больше общаются со сверстниками. Круг общения подростка со сверстниками не ограничивается близкими друзьями, напротив он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

Мотивация:

Главная мотивационная линия 7 – 8-х классов связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Подростки начинают систематически заниматься самовоспитанием. Они задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Типичной целью восьмиклассника является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности, таких, как уверенность в себе и др., через применение специальных средств и упражнений, физическое развитие.

 Новообразование:

Центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет) считается  чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости восьмиклассника проявляется:

·          в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы.

·          в подражании взрослым. Подражание не ограничивается манерами и одеждой, оно идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «Взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, ночные клубы и т. п.

Общение:

·           Общение  со сверстниками. Общение носит информационный характер. Подросток обращает внимание на «Что? Где? Когда?», а не «Почему?» и «Зачем?». Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений.

·           Общение  со взрослыми. Подросток ждет от взрослых сотрудничества. Он ждет общение, включенное в деятельность, где бы он чувствовал себя на равных со взрослыми. Он не терпит приказов и указаний. Принимает советы только от референтных, то есть значимых для него взрослых. Если появляется смысловой барьер, это – конфликт. Инициатива разрешения конфликтной ситуации чаще принадлежит взрослому, потому что он ответственен за то, что происходит с подростком.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с

Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с

Задачи : · гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения психического, психического и нравственного здоровья человека; · развитие познавательных мотивов, направленных на получение…

Задачи : · гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения психического, психического и нравственного здоровья человека; · развитие познавательных мотивов, направленных на получение…

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Биология. 8 класс. Книга для учителя»

Биология. 8 класс. Книга для учителя»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

Предметные результаты 1) выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы)…

Предметные результаты 1) выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы)…

К концу обучения в восьмом классе обучающиеся научатся (узнают): · о человеке как о биосоциальном существе; · о роли биологической науки в практической деятельности людей;…

К концу обучения в восьмом классе обучающиеся научатся (узнают): · о человеке как о биосоциальном существе; · о роли биологической науки в практической деятельности людей;…

ВИЧ-инфекции.

ВИЧ-инфекции.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 8 класс «Человек и его здоровье» (70 ч, 2 ч в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 8 класс «Человек и его здоровье» (70 ч, 2 ч в неделю)

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Лабораторная работа № 8. Функциональная проба

Лабораторная работа № 8. Функциональная проба

Тема 9. Покровные органы. Теплорегуляция

Тема 9. Покровные органы. Теплорегуляция

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

Причины сахарного диабета. Демонстрации модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками

Причины сахарного диабета. Демонстрации модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. №

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. №

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Осанка. Предупреждение плоскостопия

Осанка. Предупреждение плоскостопия

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание1 29

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание1 29

ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ

ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ

Врождённые и приобретённые программы поведения

Врождённые и приобретённые программы поведения

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ

Лабораторная работа № 10 « Действие слюны на крахмал»

Лабораторная работа № 10 « Действие слюны на крахмал»

Рабочая программа по биологии. 8 класс

Рабочая программа по биологии. 8 класс

Возрастные особенности младшего подростка

Возрастные особенности младшего подростка

Они задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия

Они задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2020