МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АФАНАСЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Согласована Зам. директора по УВР ______________Т.Г.Зиборова 30.08.2024 г. |
Принята на заседании педагогического совета школы Протокол № 1 от 30. 08. 2024 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы________Е.В.Алябьева Приказ от 30.08.2024 г. № 98 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
8 класс
Суханова Инна Александровна
I квалификационная категория
с. Афанасьево
2024 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Изучение биологии в 8 классе даёт возможность достичь следующих УУД:
Личностные:
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
• Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
• Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Предметные:
характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум).
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
– оказывать первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней;
– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.
Содержание учебного предмета, курса
Наука о человеке. 3 ч
Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Биологическая природа человека. Расы человека. Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.
Общий обзор организма человека. 4 ч
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Ткани. Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» Строение организма человека. Органы. Системы органов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Гомеостаз. Нейрогуморальная регуляция.
Опора и движение. 7ч
Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц и её регуляция. Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. Обобщающий урок по теме «Опора и движение»
Внутренняя среда организма. 4ч
Состав внутренней среды организма и её функции.
Состав крови. Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»
Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови.
Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Вакцинация.
Кровообращение и лимфообращение. 4 ч
Органы кровообращения. Строение и работа сердца.
Сосудистая система, её строение. Лимфообращение.
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.
Обобщающий урок по теме «Кровообращение и лимфообращение»
Дыхание. 5 ч
Дыхание и его значение. Органы дыхания.
Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
Заболевания органов дыхания и их профилактика.
Обобщающий урок по теме «Дыхание»
Питание. 6 ч
Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.
Пищеварение в ротовой полости.
Пищеварение в желудке и кишечнике.
Всасывание питательных веществ в кровь.
Регуляция пищеварения. Гигиена питания.
Обобщающий урок по теме «Питание»
Обмен веществ и превращение энергии. 5 ч
Пластический и энергетический обмен.
Ферменты и их роль в организме человека.
Витамины и их роль в организме человека.
Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ.
Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и превращение энергии»
Выделение продуктов обмена. 3 ч
Выделение и его значение. Органы мочевыделения.
Заболевания органов мочевыделения.
Покровы тела. 3 ч
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.
Болезни и травмы кожи.
Гигиена кожных покровов.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. 8 ч
Железы внутренней секреции и их функции.
Работа эндокринной системы и её нарушения.
Строение нервной системы и её значение.
Спинной мозг.
Головной мозг.
Вегетативная нервная система, её строение.
Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.
Обобщающий урок по теме «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности»
Органы чувств. Анализаторы. 4 ч
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.
Слуховой анализатор, его строение.
Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.
Вкусовой и обонятельный анализатор.
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. 6 ч
Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы.
Память и обучение. Виды памяти.
Врождённое и приобретённое поведение.
Сон и бодрствование.
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Обобщающий урок по теме «Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность»
Размножение и развитие человека. 4 ч
Особенности размножения человека.
Органы размножения. Оплодотворение.
Беременность и роды.
Рост и развитие ребёнка после рождения.
Социальная и природная среда человека.
Окружающая среда и здоровье человека.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких.
Строение и работа органа зрения.
Календарно-тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1 |
Науки о человеке и их методы. |
1 |
|
|
2 |
Биологическая природа человека. Расы человека. Входная контрольная работа |
1 |
|
|
3 |
Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. |
1 |
|
|
4 |
Строение организма человека. |
1 |
|
|
5 |
Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» |
1 |
|
|
6 |
Строение организма человека. |
1 |
|
|
7 |
Регуляция процессов жизнедеятельности. |
1 |
|
|
8 |
Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. |
1 |
|
|
9 |
Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. |
1 |
|
|
10 |
Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. |
1 |
|
|
11 |
Строение и функции скелетных мышц. |
1 |
|
|
12 |
Работа мышц и её регуляция. |
1 |
|
|
13 |
Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. |
1 |
|
|
14 |
Контрольная работа за 1 четверть |
1 |
|
|
15 |
Состав внутренней среды организма и её функции. |
1 |
|
|
16 |
Состав крови. Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)» |
1 |
|
|
17 |
Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. |
1 |
|
|
18 |
Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Вакцинация. |
1 |
|
|
19 |
Органы кровообращения. Строение и работа сердца. |
1 |
|
|
20 |
Сосудистая система, её строение. Лимфообращение. |
1 |
|
|
21 |
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. |
1 |
|
|
22 |
Обобщающий урок по теме «Кровообращение и лимфообращение» |
1 |
|
|
23 |
Дыхание и его значение. Органы дыхания. |
1 |
|
|
24 |
Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. |
1 |
|
|
25 |
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. |
1 |
|
|
26 |
Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация |
1 |
|
|
27 |
Контрольная работа за 2 четверть |
1 |
|
|
28 |
Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. |
1 |
|
|
29 |
Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. |
1 |
|
|
30 |
Пищеварение в желудке и кишечнике. |
1 |
|
|
31 |
Всасывание питательных веществ в кровь. |
1 |
|
|
32 |
Регуляция пищеварения. Гигиена питания. |
1 |
|
|
33 |
Обобщающий урок по теме «Питание» |
1 |
|
|
34 |
Пластический и энергетический обмен. |
1 |
|
|
35 |
Ферменты и их роль в организме человека. |
1 |
|
|
36 |
Витамины и их роль в организме человека. |
1 |
|
|
37 |
Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. |
1 |
|
|
38 |
Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и превращение энергии» |
1 |
|
|
39 |
Выделение и его значение. Органы мочевыделения. |
1 |
|
|
40 |
Заболевания органов мочевыделения. |
1 |
|
|
41 |
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. |
1 |
|
|
42 |
Болезни и травмы кожи. |
1 |
|
|
43 |
Гигиена кожных покровов. |
1 |
|
|
44 |
Железы внутренней секреции и их функции. |
1 |
|
|
45 |
Работа эндокринной системы и её нарушения. |
1 |
|
|
46 |
Строение нервной системы и её значение. |
1 |
|
|
47 |
Спинной мозг. |
1 |
|
|
48 |
Головной мозг. |
1 |
|
|
49 |
Вегетативная нервная система, её строение. |
1 |
|
|
50 |
Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. |
1 |
|
|
51 |
Контрольная работа за 3 четверть |
1 |
|
|
52 |
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. |
1 |
|
|
53 |
Слуховой анализатор. |
1 |
|
|
54 |
Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. |
1 |
|
|
55 |
Вкусовой и обонятельный анализатор. Боль |
1 |
|
|
56 |
Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. |
1 |
|
|
57 |
Память и обучение. Виды памяти. |
1 |
|
|
58 |
Врождённое и приобретённое поведение. |
1 |
|
|
59 |
Сон и бодрствование. |
1 |
|
|
60 |
Особенности высшей нервной деятельности человека. |
1 |
|
|
61 |
Обобщающий урок по теме «Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность» |
1 |
|
|
62 |
Особенности размножения человека. |
1 |
|
|
63 |
Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. |
1 |
|
|
64 |
Беременность и роды. |
1 |
|
|
65 |
Рост и развитие ребёнка после рождения. |
1 |
|
|
66 |
Социальная и природная среда человека. |
1 |
|
|
67 |
Итоговая контрольная работа за год |
1 |
|
|
68 |
Окружающая среда и здоровье человека. |
1 |
|
|
69-70 |
Обобщение материала |
2 |
|
|
Реализация воспитательного потенциала на уроках биологии в 8 классе будет осуществляться в соответствии с Рабочей программой воспитания МБОУ «Афанасьевская СОШ» на 2024 – 2025 учебный год и предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципа учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимо информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций и кейсов для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников, дискуссий, дебатов, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимопомощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов как возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- организация деятельности, предполагающей использование современных инструментов образования (социальные сети, интернет-платформы для обучения, вебинары, онлайн-квесты, сетевые сообщества);
Таким образом при реализации рабочей программы по биологии в 8 классе основными воспитательными целями на уроках станут:
- формирование основных мировоззренческих понятий;
- формирование у школьников эстетических чувств;
- воспитание нравственных качеств (патриотизма, гуманизма, активной жизненной позиции и др.);
- формирование навыка соблюдения этических норм;
- привитие аккуратности, сосредоточенности, ответственности;
- воспитание сознательного отношения к процессу обучения и к любой другой деятельности;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, сочувствия, сострадания;
- воспитание средствами окружающего мира культуры личности: отношения к биологии как части общечеловеческой культуры, знакомство с историей развития литературы, понимания значимости литературы для общественного прогресса.
В результате чего будут развиты навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать возникающие проблемы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.