Рабочая программа по биологии 8 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 8 класс

Оценка 4.8
docx
26.12.2024
Рабочая программа по биологии 8 класс
биология +.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АФАНАСЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

Согласована

Зам. директора по УВР

______________Т.Г.Зиборова

30.08.2024 г.

Принята на заседании педагогического совета школы Протокол № 1 от 30. 08. 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы________Е.В.Алябьева

Приказ от 30.08.2024 г. № 98

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по биологии

 

8 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Суханова Инна Александровна

 

                                                                              I квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Афанасьево

 

2024 г.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

 

Изучение биологии в 8 классе даёт возможность достичь следующих УУД:

Личностные:

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

• Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:

– риск взаимоотношений человека и природы;

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

• Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.

• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Предметные:

характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.

– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;

– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;

– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).

– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;

– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;

– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;

– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;

– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;

– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;

– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;

– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);

– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;

– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;

– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;

– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);

– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум).

– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);

– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

– оказывать первую помощь при травмах;

– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;

– называть симптомы некоторых распространенных болезней;

– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета, курса

Наука о человеке.  3 ч

Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Биологическая природа человека. Расы человека.  Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

 

Общий обзор организма человека.  4 ч

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Ткани. Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» Строение организма человека. Органы. Системы органов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Гомеостаз. Нейрогуморальная регуляция.

 

Опора и движение. 7ч

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.  Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц и её регуляция.  Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. Обобщающий урок по теме «Опора и движение»

 

Внутренняя среда организма.  4ч

Состав внутренней среды организма и её функции.

Состав крови. Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»

Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови.

Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Вакцинация.

 

Кровообращение и лимфообращение.  4 ч

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.

Сосудистая система, её строение. Лимфообращение.

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.

Обобщающий урок по теме «Кровообращение и лимфообращение»

 

Дыхание.   5 ч

Дыхание и его значение. Органы дыхания.

Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких.

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

Обобщающий урок по теме «Дыхание»

 

Питание.   6 ч

 

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

Пищеварение в ротовой полости.

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Всасывание питательных веществ в кровь.

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

Обобщающий урок по теме «Питание»

 

Обмен веществ и превращение энергии.    5 ч

Пластический и энергетический обмен.

Ферменты и их роль в организме человека.

Витамины и их роль в организме человека.

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ.

Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и превращение энергии»

 

Выделение продуктов обмена.    3 ч

Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

Заболевания органов мочевыделения.

 

Покровы тела.     3 ч

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.

Болезни и травмы кожи.

Гигиена кожных покровов.

 

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.   8 ч

Железы внутренней секреции и их функции.

Работа эндокринной системы и её нарушения.

Строение нервной системы и её значение.

Спинной мозг.

Головной мозг.

Вегетативная нервная система, её строение.

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.

Обобщающий урок по теме «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности»

 

Органы чувств. Анализаторы.    4 ч

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.

Слуховой анализатор, его строение.

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

Вкусовой и обонятельный анализатор.

 

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность.   6 ч

Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы.

Память и обучение. Виды памяти.

Врождённое и приобретённое поведение.

Сон и бодрствование.

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Обобщающий урок по теме «Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность»

 

Размножение и развитие человека.     4 ч

Особенности размножения человека.

Органы размножения. Оплодотворение.

Беременность и роды.

Рост и развитие ребёнка после рождения.

Социальная и природная среда человека.

Окружающая среда и здоровье человека.

 

Лабораторные и практические работы

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития. Выяв­ление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Подсчет пульса в разных условиях и измерение артери­ального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких.

Строение и работа органа зрения.

 

 

 

 

 


 

Календарно-тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Науки о человеке и их методы.

1

 

 

2

Биологическая природа человека. Расы человека. Входная контрольная работа

1

 

 

3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

1

 

 

4

Строение организма человека.

1

 

 

5

Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека»

1

 

 

6

Строение организма человека.

1

 

 

7

Регуляция процессов жизнедеятельности.

1

 

 

8

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости.

1

 

 

9

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.

1

 

 

10

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.

1

 

 

11

Строение и функции скелетных мышц.

1

 

 

12

Работа мышц и её регуляция.

1

 

 

13

Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм.

1

 

 

14

Контрольная работа за 1 четверть

1

 

 

15

Состав внутренней среды организма и её функции.

1

 

 

16

Состав крови. Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»

1

 

 

17

Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови.

1

 

 

18

Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Вакцинация.

1

 

 

19

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.

1

 

 

20

Сосудистая система, её строение. Лимфообращение.

1

 

 

21

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.

1

 

 

22

Обобщающий урок по теме «Кровообращение и лимфообращение»

1

 

 

23

Дыхание и его значение. Органы дыхания.

1

 

 

24

Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких.

1

 

 

25

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

 

 

26

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация

1

 

 

27

Контрольная работа за 2 четверть

1

 

 

28

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

1

 

 

29

Пищеварение в ротовой полости. Глотка  и пищевод.

1

 

 

30

Пищеварение в желудке и кишечнике.

1

 

 

31

Всасывание питательных веществ в кровь.

1

 

 

32

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

1

 

 

33

Обобщающий урок по теме «Питание»

1

 

 

34

Пластический и энергетический обмен.

1

 

 

35

Ферменты и их роль в организме человека.

1

 

 

36

Витамины и их роль в организме человека.

1

 

 

37

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ.

1

 

 

38

Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и превращение энергии»

1

 

 

39

Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

1

 

 

40

Заболевания органов мочевыделения.

1

 

 

41

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.

1

 

 

42

Болезни и травмы кожи.

1

 

 

43

Гигиена кожных покровов.

1

 

 

44

Железы внутренней секреции и их функции.

1

 

 

45

Работа эндокринной системы и её нарушения.

1

 

 

46

Строение нервной системы и её значение.

1

 

 

47

Спинной мозг.

1

 

 

48

Головной мозг.

1

 

 

49

Вегетативная нервная система, её строение.

1

 

 

50

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.

1

 

 

51

Контрольная работа за 3 четверть

1

 

 

52

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.

1

 

 

53

Слуховой анализатор.

1

 

 

54

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

1

 

 

55

Вкусовой и обонятельный анализатор. Боль

1

 

 

56

Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы.

1

 

 

57

Память и обучение. Виды памяти.

1

 

 

58

Врождённое и приобретённое поведение.

1

 

 

59

Сон и бодрствование.

1

 

 

60

Особенности высшей нервной деятельности человека.

1

 

 

61

Обобщающий урок по теме «Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность»

1

 

 

62

Особенности размножения человека.

1

 

 

63

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

1

 

 

64

Беременность и роды.

1

 

 

65

Рост и развитие ребёнка после рождения.

1

 

 

66

Социальная и природная среда человека.

1

 

 

67

Итоговая контрольная работа за год

1

 

 

68

Окружающая среда и здоровье человека.

1

 

 

69-70

Обобщение материала

2

 

 

 

 

 

 

Реализация воспитательного потенциала на уроках биологии в 8 классе будет осуществляться в соответствии с Рабочей программой воспитания МБОУ «Афанасьевская СОШ» на 2024 – 2025 учебный год и предполагает следующее:

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками;

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципа учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимо информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций и кейсов для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников, дискуссий, дебатов, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в  классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимопомощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов как возможность приобрести навык  самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах  других  исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

- организация деятельности, предполагающей использование современных инструментов образования (социальные сети, интернет-платформы для обучения, вебинары, онлайн-квесты, сетевые сообщества);

Таким образом при реализации рабочей программы по биологии в 8 классе основными воспитательными целями на уроках станут:

- формирование основных мировоззренческих понятий;

- формирование у школьников эстетических чувств;

- воспитание нравственных качеств (патриотизма, гуманизма, активной жизненной позиции и др.);

- формирование навыка соблюдения этических норм;

- привитие аккуратности, сосредоточенности, ответственности;

- воспитание сознательного отношения к процессу обучения и к любой другой деятельности;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, сочувствия, сострадания;

- воспитание средствами окружающего мира культуры личности: отношения к биологии как части общечеловеческой культуры, знакомство с историей развития литературы, понимания значимости литературы для общественного прогресса.

В результате чего будут развиты навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать возникающие проблемы.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер)

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер)

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)

– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.); – характеризовать биологические корни…

– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.); – характеризовать биологические корни…

Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета, курса

Всасывание питательных веществ в кровь

Всасывание питательных веществ в кровь

Размножение и развитие человека

Размножение и развитие человека

Календарно-тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п

Календарно-тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п

Регуляция пищеварения. Гигиена питания

Регуляция пищеварения. Гигиена питания

Реализация воспитательного потенциала на уроках биологии в 8 классе будет осуществляться в соответствии с

Реализация воспитательного потенциала на уроках биологии в 8 классе будет осуществляться в соответствии с

В результате чего будут развиты навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать возникающие проблемы

В результате чего будут развиты навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать возникающие проблемы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2024