Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7 станции Паницкая Красноармейского района Саратовской области»
«Согласовано» Руководитель МО _________ / /
Протокол № 1 от «___» ___________ 2019 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ №7 ст.Паницкая» ______ / Залова Л.С./
«___» _______________ 2019 г.
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ №7 ст.Паницкая»
___________ /М.В.Бурова/ Приказ № ____ от «___» ____________ 2019 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «биология»
для учащихся 8 класса
(базовый уровень)
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Кружалова Ольга Владимировна,
учитель биологии и химии
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Биология 8 класс» составлена на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1577);
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;
Примерной программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Биология» Авторов И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012;
Учебного плана основного общего образования на 2019-2020 уч.г.;
Рабочая программа по биологии для основной школы входит в состав основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «ООШ №7 ст.Паницкая».
Учебник : Биология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – 4-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2016. – 288 с.: ил. 2016, автор А.Г.Драгомилов.
Рабочая программа составлена на один учебный год.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета биологии
в рамках ФГОС.
Личностные:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интелектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения человека;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки и своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
• освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В результате изучения курса биологии за 8 класс
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
-применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; -выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
-ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
-использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
-выделять эстетические достоинства человеческого тела;
-реализовывать установки здорового образа жизни;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношениюк здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Содержание изучаемого курса
по учебному предмету биология
(2 часа в неделю, всего 68 ч.)
УМК : Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология: человек» М.:«Вентана-Граф» .2016 г.
№ п/п |
Тематический блок
|
Кол-во часов |
Разделы |
||
1. |
Введение. Общий обзор организма человека. |
6 |
2. |
Опорно-двигательная система. |
8 |
3 |
Кровь и кровообращение. |
8 |
4. |
Дыхательная система. |
5 |
5. |
Пищеварительная система. |
6 |
6. |
Обмен веществ и энергии. Витамины |
3 |
7. |
Мочевыделительная система |
2 |
8. |
Кожа |
3 |
9. |
Эндокринная система |
3 |
10. |
Нервная система . |
5 |
11. |
Органы чувств. Анализаторы |
5 |
12. |
Поведение и психика |
6 |
13. |
Индивидуальное развитие организма. |
8 |
|
Всего |
68 |
Практическая часть |
||
Контрольные работы |
9 |
|
Лабораторные работы |
9 |
|
Количество уроков с использованием ИКТ |
40 % |
Темы проектов, исследовательских работ,
социальных/учебных практик учащихся.
№ п/п |
Темы проектов, исследовательских работ, социальных проб учащихся |
Сроки реализации |
1 |
Проект №1«Развитие гибкости позвоночника» |
1 триместр |
2 |
Проект №2 «Кровь» |
2 триместр |
3 |
Проект №3 «Кожа» |
3 триместр |
Календарно-тематический план
по биологии (2 ч в неделю, всего 68 ч)
УМК : Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология: человек» М.: «Вентана-Граф» . 2016 г.
№ урока |
Наименование тем урока |
Кол-во часов
|
Дата проведения |
|
По плану |
По факту |
|||
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР |
6 |
|
|
|
1. |
Входная диагностическая работа. Введение. Науки об организме человека. |
1 |
|
|
2. |
Структура тела. Место человека в живой природе |
1 |
|
|
3. |
Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Л.р. № 1. «Действие фермента каталазы на пероксид водорода». |
1 |
|
|
4. |
Ткани. Л.р. № 2. «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей». |
1 |
|
|
5. |
Системы органов в организме. Уровни организации организма. нервная и гуморальная регуляции. П.р. № 1. «Получение мигательного рефлекса и его торможения». |
1 |
|
|
6. |
Контрольная работа №1 по теме: «Организм человека. Общий обзор». |
1 |
|
|
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА |
8 |
|
|
|
7. |
Скелет. Строение, состав и соединение костей. Л.р.
№ 3. «Строение костной ткани». |
1 |
|
|
8. |
Скелет головы и туловища |
1 |
|
|
9. |
Скелет конечностей П.р. № 2. «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти». |
1 |
|
|
10. |
Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. |
1 |
|
|
11. |
Мышцы человека. |
1 |
|
|
12. |
Работа мышц. Проект №1«Развитие гибкости позвоночника» |
1 |
|
|
13. |
Нарушение осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. П.р. № 3. «Определение нарушений осанки и плоскостопия». |
1 |
|
|
14. |
Контрольная работа № 2 по теме: Опорно- двигательная система |
1 |
|
|
КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ |
8 |
|
|
|
15. |
Внутренняя
среда. Значение крови и её состав. |
1 |
|
|
16. |
Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. |
1 |
|
|
17. |
Строение и работа сердца. Круги кровообращения. |
1 |
|
|
18. |
Движение
лимфы. |
1 |
|
|
19. |
Движение
крови по сосудам. |
1 |
|
|
20. |
Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Проект №2 «Кровь» |
1 |
|
|
21. |
Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. П.р. № 7. «Функциональная сердечно-сосудистая проба». |
1 |
|
|
22. |
Контрольная работа по теме «Кровь . Кровообращение.» |
1 |
|
|
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА |
5 |
|
|
|
23. |
Значение дыхания. Органы дыхания. |
1 |
|
|
24. |
Строение
легких. Газообмен в легких и тканях. |
1 |
|
|
25. |
Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Л.р. № 7. «Дыхательные движения» |
1 |
|
|
26. |
Болезни
органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. |
1 |
|
|
27. |
Контрольная работа по теме: " Дыхательная система". |
1 |
|
|
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА |
6 |
|
|
|
28. |
Значение и состав пищи. Органы пищеварения |
1 |
|
|
29 |
Зубы. |
1 |
|
|
30. |
Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л.р.
№ 8. «Действие ферментов слюны на крахмал». |
1 |
|
|
31. |
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ |
1 |
|
|
32. |
Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения. |
1 |
|
|
33. |
Контрольная работа по теме: « Пищеварительная система» |
1 |
|
|
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ ЭНЕРГИИ |
3 |
|
|
|
34. |
Обменные процессы в организме. Нормы питания. П.р. № 11. «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки». |
1 |
|
|
35. |
Витамины. |
1 |
|
|
36. |
Контрольная работа № 4 по теме" Обмен веществ и энергии". |
1 |
|
|
МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА |
2 |
|
|
|
37. |
Строение и функции почек. |
1 |
|
|
38. |
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. |
1 |
|
|
КОЖА |
3 |
|
|
|
39. |
Кожа. Значение и ее строение П.р. № 12. «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки». |
1 |
|
|
40. |
Нарушение кожных покровов и повреждение кожи |
1 |
|
|
41. |
Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Проект №3 «Кожа» |
1 |
|
|
Эндокринная система |
3 |
|
|
|
42. |
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. |
1 |
|
|
43. |
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. |
1 |
|
|
44. |
Контрольная работа № 5 по темам " Мочевыделительная система. Кожа. Эндокринная система". |
1 |
|
|
НЕРВНАЯ СИСТЕМА |
5 |
|
|
|
45. |
Значение, строение и функционирование нервной системы П.р. № 13. «Действие прямых и обратных связей». |
1 |
|
|
46. |
Автономный (вегетативный) отдел нервной системы П.р. № 14. «Штриховое раздражение кожи». |
1 |
|
|
47. |
Нейрогормональная регуляция |
1 |
|
|
48. |
Спинной мозг |
1 |
|
|
49. |
Головной мозг: строение и функции П.р. № 15. «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка» |
1 |
|
|
ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ |
6 |
|
|
|
50. |
Как действуют органы чувств и анализаторы Орган зрения и зрительный анализатор. |
1 |
|
|
51. |
Заболевания и повреждения глаз . |
1 |
|
|
52. |
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы П.р. № 17. «Проверка чувствительности вестибулярного аппарата». |
1 |
|
|
53. |
Органы осязания, обоняния, вкуса. |
1 |
|
|
54. |
Контрольная работа № 6 по темам " Нервная система. Органы чувств". |
1 |
|
|
ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА, |
6 |
|
|
|
55. |
Врожденные и приобретенные формы поведения П.р. № 19. «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма». |
1 |
|
|
56. |
Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. |
1 |
|
|
57. |
Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. |
1 |
|
|
58. |
Воля и эмоции. Внимание П.р. № 20. «Изучение внимания при разных условиях». |
1 |
|
|
59. |
Работоспособность. Режим дня. |
1 |
|
|
60. |
Обобщение по теме «Поведение и психика» |
1 |
|
|
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА |
8 |
|
|
|
61. |
Половая система человека. |
1 |
|
|
62. |
Наследственные и врождённые заболевания. |
1 |
|
|
63. |
Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. |
1 |
|
|
64. |
О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности |
1 |
|
|
65. |
Контрольная работа по теме " Индивидуальное развитие организма". |
1 |
|
|
66. |
Итоговое тестирование по курсу биология человека.
|
1 |
|
|
67. |
Повторение за курс биологии 8 класса Анализ итогового тестирования. |
1 |
|
|
68. |
Повторение.
|
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.