1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС основного общего образования соответствует:
· Федеральному закону №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 года;
· Приказу Министерства образования и науки РФ №1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ» №1897 от 17.12.2010 года»
· Образовательной программе основного общего образования МБОУ К-Е СОШ № 5;
· Учебному плану МБОУ К-Е СОШ №5 на 2020-2021 уч.г.;
· Авторской программе основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов. (биология.5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/сост.Г.М.Пальдяева.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2015)
· Учебнику Биология: Введение в общую биологию.9 класс, учебник/ В.В. Пасечник, Каменский А.А., Криксунов Е.А., Швецов Г.Г. - М.: Дрофа, 2016.
· Федеральному перечню учебников(приказ Минпросвещения России №345 от 28.12.2018 г. и приказ № 249 от 18.05.2020г.)
· Положению о рабочей программе МБОУ К-Е СОШ №5
1.1 Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы, годовым календарным учебным графиком МБОУ К- ЕСОШ №5, наличием выходных и праздничных дней в 2020-2021 учебном году, расписанием учебных занятий в условиях пятидневной рабочей недели на 2020-2021 учебный год данная рабочая программа по биологии в 9 классе рассчитана на 65 часов.
1.2 Планируемые результаты освоения курса биологии
в 9 классе в рамках ФГОС ООО
В результате изучения биологии раздела «Введение в общую биологию» выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно- научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологичес кой науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразно образия и природных местообитаний видов растений и животных; 5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
2.Содержание программы
Введение в общую биологию 9 класс
Введение
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1Молекулярный уровень
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
РАЗДЕЛ 2. Клеточный уровень
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
• Лабораторные работы
1.Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
2.Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
РАЗДЕЛ 3. Организменный уровень
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Селекция. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
• Лабораторная работа
3. Выявление изменчивости организмов.
РАЗДЕЛ 4. Популяционно-видовой уровень
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
• Лабораторная работа
4. Изучение морфологического критерия вида.
5. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)
РАЗДЕЛ 5. Экосистемный уровень
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем.
Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
• Экскурсия в биогеоценоз.
• Лабораторная работа
6. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме
7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
8. Изучение и описание экосистемы своей местности.
РАЗДЕЛ 6. Биосферный уровень
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу. Экологические кризисы. Рациональное природопользование.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек ».
ЭволюцияОсновные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Приспособленность и ее относительность. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
• Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.
Возникновение и развитие жизниВзгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
• Лабораторная работа
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
• Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии 9 класс на 2020-2021уч.год
№ п/п |
Кол-во час |
Название раздела, темы уроков |
Дата |
Примечания, изменения, вносимые в рабочую программу |
||
Введение (3ч.) |
||||||
1 |
1 |
Биология –наука о живой природе. |
03.09 |
|
||
2 |
1 |
Методы исследования в биологии. |
07.09 |
|
||
3 |
1 |
Сущность жизни и свойства живого. |
10.09 |
|
||
|
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч.) |
|||||
4 |
1 |
Молекулярный уровень: общая характеристика |
14.09 |
|
||
5 |
1 |
Углеводы |
17.09 |
|
||
6 |
1 |
Липиды |
21.09 |
|
||
7 |
1 |
Состав и строение белков |
24.09 |
|
||
8 |
1 |
Функции белков |
28.09 |
|
||
9 |
1 |
Нуклеиновые кислоты |
01.10 |
|
||
10 |
1 |
АТФ и другие органические соединения клетки |
05.10 |
|
||
11 |
1 |
Биологические катализаторы. Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках» |
08.10 |
|
||
12 |
1 |
Вирусы |
12.10 |
|
||
13 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» (контрольная работа) |
15.10 |
|
||
|
Раздел 2. Клеточный уровень (15 ч.)
|
|||||
14 |
1 |
Клеточный уровень: общая характеристика.
|
19.10 |
|
||
15 |
1 |
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. |
22.10 |
|
||
16 |
1 |
Ядро. |
26.10 |
|
||
17 |
1 |
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы . |
29.10 |
|
||
18 |
1 |
Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. |
09.11 |
|
||
19 |
1 |
Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» |
12.11 |
|
||
20 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Строение клетки» |
16.11 |
|
||
21 |
1 |
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. |
19.11 |
|
||
22 |
1 |
Энергетический обмен в клетке. |
23.11 |
|
||
23 |
1 |
Фотосинтез и хемосинтез. |
26.11 |
|
||
24 |
1 |
Автотрофы, гетеротрофы. |
30.11 |
|
||
25 |
1 |
Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. |
03.12 |
|
||
26 |
1 |
Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. |
07.12 |
|
||
27 |
1 |
Деление клетки. Митоз. |
10.12 |
|
||
28 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы» (тест) |
14.12 |
|
||
Раздел 3. Организменный уровень (13 ч.)
|
||||||
29 |
1 |
Бесполое и половое размножение организмов. |
17.12 |
|
||
30 |
1 |
Развитие половых клеток. Мейоз.Оплодотворение. |
21.12 |
|
||
31 |
1 |
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. |
24.12 |
|
||
32 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Размножение и развитие организмов» |
28.12 |
|
||
33 |
1 |
Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Лабораторная работа № 3 Решение генетических задач на моногибридное скрещивание |
11.01 |
|
||
34 |
1 |
Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Лабораторная работа № 4 Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании |
14.01 |
|
||
35 |
1 |
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Лабораторная работа № 5 Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. |
18.01 |
|
||
36 |
1 |
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Лабораторная работа № 6 Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом. |
21.01 |
|
||
37 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Основы генетики» (тестирование) |
25.01 |
|
||
38 |
1 |
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Лабораторная работа № 7 «Выявление изменчивости организмов». |
28.01 |
|
||
39 |
1 |
Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость |
01.02 |
|
||
40 |
1 |
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов |
04.02 |
|
||
41 |
1 |
Обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого». (контрольная работа) |
08.02 |
|
||
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8ч.)
|
||||||
42 |
1 |
Популяционно-видовой уровень: общая характеристика Лабораторная работа № 8 «Изучение морфологического критерия вида» |
11.02 |
|
||
43 |
1 |
Экологические факторы и условия среды |
15.02 |
|
||
44 |
1 |
Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений |
18.02 |
|
||
45 |
1 |
Популяция как элементарная единица эволюции
|
22.02 |
|
||
46 |
1 |
Борьба за существование и естественный отбор.
|
25.02 |
|
||
47 |
1 |
Видообразование |
01.03 |
|
||
48 |
1 |
Макроэволюция |
04.03 |
|
||
49 |
1 |
Контрольно-обобщающий урок |
11.03 |
|
||
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч.)
|
||||||
50 |
1 |
Сообщество, экосистема, биогеоценоз.
|
15.03 |
|
||
51 |
1 |
Состав и структура сообщества. |
18.03 |
|
||
52 |
1 |
Межвидовые отношения организмов в экосистеме |
01.04 |
|
||
53 |
1 |
Потоки веществ и энергии в экосистеме |
05.04 |
|
||
54 |
1 |
Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. |
08.04 |
|
||
55 |
1 |
Обобщающий урок-экскурсия в биогеоценоз.
|
12.04 |
|
||
Раздел 6. Биосферный уровень (12 ч.) |
||||||
56 |
1 |
Биосфера. Средообразующая деятельность организмов |
15.04 |
|
||
57 |
1 |
Круговорот веществ в биосфере. |
19.04 |
|
||
58 |
1 |
Эволюция биосферы. |
22.04 |
|
||
59 |
1 |
Гипотезы возникновения жизни |
26.04 |
|
||
60 |
1 |
Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы |
29.04 |
|
||
61 |
1 |
Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни. |
06.05 |
|
||
62 |
1 |
Развитие жизни в мезозое и кайнозое. |
13.05 |
|
||
63 |
1 |
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования
|
17.05 |
|
||
64 |
1 |
Урок-конференция по теме «Биосферный уровень» |
20.05 |
|
||
65 |
1 |
Обобщающее повторение за курс 9 класса |
24.05 |
|
||
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО ЕМЦ №1 от 27.08.2020 г. ____________ рук.МО С.И.Дюбо
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________А.А.Акиншина 27.08.2020г. |
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.