Государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Брянская кадетская школа имени Героя России В.И.Шкурного»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 28.08.2020 |
УТВЕРЖДЕНО приказом ГАОУ "Брянская кадетская школа" от 31.08.2020 № 113 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 10-11 классов
г. Брянск
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 класса разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями);
- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013года 1015 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993 (с изменениями).
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 класса разработана на основе:
- авторской программы Биология.10-11 классы. Базовый уровень. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н.Пономаревой: учебно-методическое пособие./ И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова.-М.: Вентана-Граф, 2017.
- учебников: Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Лощилина Т.Е. Биология 10 класс: базовый уровень.-М.: Вентана-Граф,2019
- Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Лощилина Т.Е. Биология 10 класс: базовый уровень.-М.: Вентана-Граф,2019
Изучение программного материала предусматривает в 10 классе – 1 час в неделю, в год -35 часов; в 11 классе – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Итого по предмету «Биология» – 69 часов.
Цели и задачи предмета «Биология»
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и освоение задач:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология”
10-11 классы
Личностные результаты:
- соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);
- проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.
Метапредметные результаты:
- умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- умение выявлятьприспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
- умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;
- владение навыками самообразования и саморазвития;
- использованиеприобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;
- владение практическими навыкамиполучения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;
-отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.
- умение сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии.
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Предметные результаты:
- знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения
биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;
- умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;
- знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;
Содержание учебного предмета
10 класс
Введение в курс общей биологии
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. (Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Биосферный уровень жизни
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле: А. И. Опарина, и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.
Биогеоценотический уровень жизни
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа 1
«Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»
Популяционно-видовой уровень жизни
Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. История развития эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ). Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Человеческие расы. Гипотезы происхождения человека. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторная работа2 и 3:
«Морфологические критерии, используемые при определении видов»
«Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».
Промежуточная аттестация .
11 класс
Организменный уровень жизни
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи. Размножение организмов. Оплодотворение и его значение. Развитие организма от рождения до смерти (онтогенез). Из истории развития генетики.
Изменчивость признаков организма и ее типы. Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Мутагены. Их влияние на живую природу и человека. Этические аспекты медицинской генетики. Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований. Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество в жизни человека и общества. Царство Вирусы: разнообразие и значение. Вирусные заболевания. Вирусология – наука о вирусах.
Лабораторная работа: Решение элементарных генетических задач.
Клеточный уровень жизни
Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток. Ткани. Строение клетки. Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. Особенности клеток прокариот и эукариот. Клеточный цикл жизни. Деление клетки – митоз и мейоз. Деление клетки – митоз и мейоз. Решение задач по молекулярной биологии. Особенности образования половых клеток. Структура и функции хромосом. Многообразие прокариот. Роль бактерий в природе. Многообразие одноклеточных эукариот. Микробиология на службе человека. История развития науки о клетке. Дискуссионные проблемы цитологии. Гармония и целесообразность в живой природе.
Лабораторная работа: Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.
Молекулярный уровень жизни
Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. Структура и функции нуклеиновых кислот. Процессы синтеза в живых клетках. Процессы биосинтеза белка. Молекулярные процессы расщепления. Регуляторы биомолекулярных процессов. Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Время экологической культуры. Заключение: структурные уровни организации живой природы. Промежуточная аттестация.
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п |
Кол-во уроков темы |
Тема урока |
Тема 1. Введение в курс общей биологии(6часов) |
||
1 |
1 |
Структура и содержание курса общей биологии |
2 |
1 |
Основные свойства жизни |
3 |
1 |
Структурные уровни организации жизни |
4 |
1 |
Значение биологических знаний |
5 |
1 |
Методы биологических исследований |
6 |
1 |
Живой мир и культура |
Тема 2 Биосферный уровень жизни(9 часов)
|
||
7 |
1 |
Учение о биосфере |
8 |
1 |
Происхождение вещества |
9 |
1 |
Биологическая эволюция в развитии биосферы |
10 |
1 |
Биосфера как глобальная экосистема |
11 |
1 |
Круговорот веществ в природе |
12 |
1 |
Человек как житель биосферы |
13 |
1 |
Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле |
14 |
1 |
Взаимоотношения человека и природы как фактора развития биосферы. Экологические факторы и их значение |
15 |
1 |
Обобщение темы «Биосферный уровень жизни». Самостоятельная работа «Биосферный уровень жизни» |
Тема 3 Биогеоценотический уровень жизни(8 часов) |
||
16 |
1 |
Биогеоценоз как особый уровень организации жизни |
17 |
1 |
Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема |
18 |
1 |
Строение и свойства биогеоценоза |
19 |
1 |
Совместная жизнь видов в биогеоценозе. Л/р1. «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» |
20 |
1 |
Причины устойчивости биогеоценозов |
21 |
1 |
Зарождение и смена биогеоценозов |
22 |
1 |
Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем). Экологические законы природопользования. |
23 |
1 |
Обобщение темы «Биогеоценотический уровень жизни» Контрольная работа 1 по теме: Биогеоценотический уровень. |
Тема 4 Популяционно - видовой уровень жизни (12 часов) |
||
24 |
1 |
Вид, его критерии и структура. Л/р 2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов» |
25 |
1 |
Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система |
26 |
1 |
Популяция как основная единица эволюции. |
27 |
1 |
Видообразование - процесс увеличения видов на Земле. Система живых организмов на Земле. |
28 |
1 |
Этапы происхождения человека |
29 |
1 |
Человек как уникальный вид живой природы. |
30 |
1 |
История развития эволюционных идей. Естественный отбор и его формы. Современное учение об эволюции |
31 |
1 |
Результаты эволюции и её основные закономерности. |
32 |
1 |
Основные направления эволюции. Л/р №3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных». |
33 |
1 |
Особенности популяционно-видового уровня жизни. Всемирная стратегия охраны природных видов. |
34 |
1 |
Обобщающий урок по теме” » Популяционно-видовой уровень жизни» Проверочная работа2» Популяционно-видовой уровень жизни» |
35 |
1 |
Промежуточная аттестация. |
Тематическое планирование 11 класс
№ п/п |
Кол-во уроков темы |
Тема урока |
Тема 1. Организменный уровень жизни(17 часов) |
||
1 |
1 |
Организменный уровень организации жизни и его роль в природе |
2 |
1 |
Организм как биосистема |
3 |
1 |
Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов |
4 |
1 |
Размножение организмов |
5 |
1 |
Оплодотворение и его значение. Развитие организма. |
6 |
1 |
Основные понятия генетики. Хромосомная теория и теория гена. |
7 |
1 |
Изменчивость признаков организма и ее типы. |
8 |
1 |
Основные генетические закономерности |
9 |
1 |
Основные генетические закономерности |
10 |
1 |
Генетика пола и наследование сцепленное с полом Лабораторная работа 1: Решение элементарных генетических задач. . |
11 |
1 |
Наследственные болезни человека , их причины и профилактика |
12 |
1 |
Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. |
13 |
1 |
Этические аспекты применения генных технологий |
14 |
1 |
Факторы, определяющие здоровье человека |
15 |
1 |
Роль жизнедеятельности и творчества человека в обществе |
16 |
1 |
Вирусы |
17 |
1 |
Обобщающий урок по теме:”Организменный уровень жизни” |
Тема2. Клеточный уровень жизни(9 часов) |
||
18 |
1 |
Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе |
19 |
1 |
Клетка как этап эволюции живого в истории развития Земли |
20 |
1 |
Строение клеток |
21 |
1 |
Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы |
22 |
1 |
Клеточный цикл |
23 |
1 |
Деление клетки- митоз и мейоз. Лабораторная работа2.:Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня. |
24 |
1 |
Структура и функции хромосом. Современные представления о гене и геноме. |
25 |
1 |
История развития науки о клетке. Гармония и целесообразность в природе |
26 |
1 |
Обобщающий урок по теме:”Клеточный уровень организации жизни”. Проверочная работа. |
Тема 3. Молекулярный уровень жизни(8 часов) |
||
27 |
1 |
Молекулярный уровень жизни и его особенности |
28 |
1 |
Нуклеиновые кислоты, их строение и функции в клетке |
29 |
1 |
Биосинтез углеводов в клетке- фотосинтез |
30 |
1 |
Процессы биосинтеза белка |
31 |
1 |
Молекулярные процессы расщепления |
32 |
1 |
Химическое загрязнение окружающей среды. Время экологической культуры. |
33 |
1 |
Обобщающий урок по курсу общей биологии. |
34 |
1 |
Промежуточная аттестация |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.