Рабочая программа по биологии для 10-11 классов

  • docx
  • 15.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Биология 10-11 классы.docx

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

 «Брянская кадетская школа имени Героя России В.И.Шкурного»

 

 

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол  № 1 от 28.08.2020

УТВЕРЖДЕНО

приказом ГАОУ "Брянская кадетская

школа"  от 31.08.2020 № 113

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 10-11 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Брянск

2020 г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 класса разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями);

- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013года 1015 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 189, зарегистрировано в Минюсте России   03.03.2011, регистрационный номер 19993 (с изменениями).

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 класса разработана на основе:

- авторской программы  Биология.10-11 классы.  Базовый уровень. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н.Пономаревой: учебно-методическое пособие./ И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова.-М.: Вентана-Граф, 2017.

- учебников: Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Лощилина Т.Е.  Биология 10 класс: базовый уровень.-М.: Вентана-Граф,2019

 - Пономарева И.Н. Корнилова О.А. Лощилина Т.Е.  Биология 10 класс: базовый уровень.-М.: Вентана-Граф,2019

Изучение программного материала предусматривает в 10 классе – 1 час в неделю, в год -35 часов; в 11 классе – 1 час  в неделю, 34 часа в год.

Итого по предмету «Биология» – 69 часов.

Цели и задачи предмета «Биология»

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и освоение  задач:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология”

10-11 классы

Личностные результаты:

- соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);

- проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.

                           

Метапредметные  результаты:

- умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- умение выявлятьприспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

-умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

- умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;

- владение навыками самообразования и саморазвития;

- использованиеприобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

- представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;

- владение практическими навыкамиполучения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;

-отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.

- умение  сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии.

-  находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Предметные результаты:

- знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения

биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;

- умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;

- знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;

 

Содержание учебного предмета

10 класс

Введение в курс общей биологии

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. (Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Биосферный уровень  жизни

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле: А. И. Опарина, и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.

Биогеоценотический уровень  жизни

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа 1

 «Приспособленность растений и животных  к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

Популяционно-видовой уровень  жизни

Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. История развития эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ). Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Человеческие расы. Гипотезы происхождения человека. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторная работа2 и 3:

«Морфологические критерии, используемые при определении видов»

«Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».

 Промежуточная  аттестация .

11 класс

Организменный уровень жизни

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи.  Размножение организмов. Оплодотворение и его значение. Развитие организма от рождения до смерти (онтогенез). Из истории развития генетики.

Изменчивость признаков организма и ее типы. Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Дигибридное скрещивание.  Взаимодействие генов. Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека.  Мутагены. Их влияние на живую природу и человека. Этические аспекты медицинской генетики. Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований.  Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество в жизни человека и общества.  Царство Вирусы: разнообразие и значение. Вирусные заболевания. Вирусология – наука о вирусах.

Лабораторная работа: Решение элементарных генетических задач.

Клеточный уровень  жизни

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.  Многообразие клеток. Ткани. Строение клетки. Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. Особенности клеток прокариот и эукариот. Клеточный цикл жизни. Деление клетки – митоз и мейоз. Деление клетки – митоз и мейоз. Решение задач по молекулярной биологии. Особенности образования половых клеток.  Структура и функции хромосом. Многообразие прокариот. Роль бактерий в природе. Многообразие одноклеточных эукариот. Микробиология на службе человека. История развития науки о клетке. Дискуссионные проблемы цитологии. Гармония и целесообразность в живой природе.

Лабораторная работа: Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

Молекулярный уровень  жизни

Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. Основные химические соединения живой материи.  Структура и функции нуклеиновых кислот. Процессы синтеза в живых клетках. Процессы биосинтеза белка. Молекулярные процессы расщепления. Регуляторы биомолекулярных процессов. Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.  Время экологической культуры.  Заключение: структурные уровни организации живой природы. Промежуточная аттестация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тематическое планирование 10 класс

№ п/п

Кол-во уроков темы

                    Тема урока

                               Тема 1. Введение в курс общей биологии(6часов)

1

1

Структура и содержание курса общей биологии

2

1

Основные свойства жизни

3

1

Структурные уровни организации жизни

4

1

Значение биологических знаний

5

1

Методы биологических исследований

6

1

Живой мир и культура

Тема  2 Биосферный уровень жизни(9 часов)

 

7

1

Учение о биосфере

8

1

Происхождение вещества

9

1

Биологическая эволюция в развитии биосферы

10

1

Биосфера как глобальная экосистема

11

1

Круговорот веществ в природе

12

1

Человек как житель биосферы

13

1

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле

14

1

Взаимоотношения человека и природы как фактора развития биосферы. Экологические факторы и их значение

15

1

Обобщение темы «Биосферный уровень жизни». Самостоятельная работа «Биосферный уровень жизни»

Тема 3 Биогеоценотический уровень жизни(8 часов)

16

1

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

17

1

Биогеоценоз как многовидовая  биосистема и экосистема

18

1

Строение и свойства биогеоценоза

19

1

Совместная жизнь видов в биогеоценозе. Л/р1. «Приспособленность растений и животных  к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

20

1

Причины устойчивости биогеоценозов

21

1

Зарождение и смена биогеоценозов

22

1

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем). Экологические законы природопользования.

23

1

Обобщение темы «Биогеоценотический уровень жизни» Контрольная работа 1 по теме: Биогеоценотический уровень.

            Тема 4 Популяционно - видовой уровень жизни (12 часов)

24

1

Вид, его критерии и структура.

Л/р 2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов»

25

1

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

26

1

Популяция как основная единица эволюции.

27

1

Видообразование - процесс увеличения видов на Земле. Система живых организмов на Земле.

28

1

Этапы происхождения человека

29

1

Человек как уникальный вид живой природы.

30

1

История развития эволюционных идей. Естественный отбор и его формы. Современное учение об эволюции

31

1

Результаты  эволюции и её основные закономерности.

32

1

Основные направления эволюции.

Л/р №3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».

33

1

Особенности популяционно-видового уровня жизни. Всемирная стратегия охраны природных видов.

34

1

Обобщающий урок по теме” » Популяционно-видовой уровень жизни»

Проверочная  работа2» Популяционно-видовой уровень жизни»

35

1

Промежуточная аттестация.

 

Тематическое планирование 11 класс

№ п/п

Кол-во уроков темы

                    Тема урока

Тема 1. Организменный уровень жизни(17 часов)

1

1

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе

2

1

Организм как биосистема

3

1

Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов

4

1

Размножение организмов

5

1

Оплодотворение и его значение. Развитие организма.

6

1

Основные понятия генетики. Хромосомная теория и теория гена.

7

1

Изменчивость признаков организма и ее типы.

8

1

Основные генетические закономерности

9

1

Основные генетические закономерности

10

1

Генетика пола и наследование сцепленное с полом Лабораторная работа 1: Решение элементарных генетических задач.

.

11

1

Наследственные болезни человека , их причины и профилактика

12

1

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.

13

1

Этические аспекты применения генных технологий

14

1

Факторы, определяющие здоровье человека

15

1

Роль жизнедеятельности и творчества человека в обществе

16

1

Вирусы

17

1

Обобщающий урок по теме:”Организменный уровень жизни”

Тема2. Клеточный уровень жизни(9 часов)

18

1

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе

19

1

Клетка как этап эволюции живого в истории развития Земли

20

1

Строение клеток

21

1

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы

22

1

Клеточный цикл

23

1

Деление клетки- митоз и мейоз. Лабораторная работа2.:Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

24

1

Структура и функции хромосом. Современные представления о гене и геноме.

25

1

История развития науки о клетке. Гармония и целесообразность в природе

26

1

Обобщающий урок по теме:”Клеточный уровень организации жизни”. Проверочная работа.

Тема 3. Молекулярный уровень жизни(8 часов)

27

1

Молекулярный уровень жизни и его особенности

28

1

Нуклеиновые кислоты, их строение и функции в клетке

29

1

Биосинтез углеводов в клетке- фотосинтез

30

1

Процессы биосинтеза белка

31

1

Молекулярные процессы расщепления

32

1

Химическое загрязнение окружающей среды. Время экологической культуры.

33

1

Обобщающий урок по курсу общей биологии.

34

1

Промежуточная аттестация