Рассмотрено Руководитель ШМО
_______
Протокол №1 от «___» августа 2023 г |
Согласовано Заместитель директора по УР _______
|
Утверждаю Директор школы
_______
Приказ №__ от «___» августа 2023 г
|
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от ___ августа 2023 г
Рабочая программа по биологии
для учащихся 11 а класса
(углублённый уровень)
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«____________________________________________________»
Составитель: Павлова Ю.Ю.,
учитель биологии
первой квалификационной категории
2023-2024 учебный год
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Согласно ФГОС СОО, устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися программ среднего общего образования: личностные, метапредметные и предметные.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре личностных результатов освоения предмета «Биология» выделены следующие составляющие: осознание обучающимися российской гражданской идентичности — готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; наличие мотивации к обучению биологии; целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых ценностей и исторических традиций раз-вития биологического знания; готовность и способность обучающих-ся руководствоваться в своей деятельности ценностно-смысловыми установками, присущими системе биологического образования; наличие правосознания экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета «Биология» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правила-ми и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма и уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Биология» должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении биологических экспериментов;
способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её;
умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительного отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2. Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии, понимания значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
3. Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4. Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности.
5. Физического воспитания:
понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
понимание ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения).
6. Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7. Экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при решении проблем, связанных с рациональным природопользованием (соблюдение правил поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов, экосистем, биосферы);
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, готовности к участию в практической деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
понимание специфики биологии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;
убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечения нового уровня развития медицины; создание перспективных биотехнологий, способных решать ресурсные проблемы развития человечества; поиска путей выхода из глобальных экологических проблем и обеспечения перехода к устойчивому развитию, рациональному использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов жизни;
заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности, как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии;
понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений; умение делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;
способность самостоятельно использовать биологические знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Биология» включают: значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира и специфику методов познания, используемых в естественных науках (вещество, энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и др.); универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности и социальной компетенции обучающихся; способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике.
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;
применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в различных информационных источниках;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, вы-двигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) действия по работе с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических слова-рях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий, совершенствовать культуру активного использования различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и др.);
использовать научный язык в качестве средства при работе с биологи-ческой информацией: применять химические, физические и математические знаки и символы, формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, предпосылок возникновения конфликтных ситуаций; уметь смягчать конфликты и вести переговоры;
владеть различными способами общения и взаимодействия; понимать намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении учебной задачи;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имею-щихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения содержания учебного предмета «Биология» на углублённом уровне ориентированы на обеспечение профильного обучения старшеклассников биологии. Они включают: специфические для биологии научные знания, умения и способы действий по освоению, интерпретации и преобразованию знаний, виды деятельности по получению новых знаний и их применению в различных учебных, а также в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 11 классе должны отражать:
1) сформированность знаний о месте и роли биологии в системе естественных наук, в формировании современной естественно-научной картины мира, в познании законов природы и решении экологических проблем человечества, а также в решении вопросов рационального природопользования; и в формировании ценностного отношения к природе, обществу, человеку; о вкладе российских и зарубежных учёных-биологов в развитие биологии;
2) умение владеть системой биологических знаний, которая включает определения и понимание сущности основополагающих биологических терминов и понятий (вид, экосистема, биосфера); биологические теории (эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции); учения (А. Н. Северцова — о путях и направлениях эволюции, В. И. Вернадского — о биосфере); законы (генетического равновесия Дж. Харди и В. Вайнберга; зародышевого сходства К. М. Бэра); правила (минимума Ю. Либиха, экологической пирамиды энергии); гипотезы (гипотеза «мира РНК» У. Гилберта);
3) умение владеть основными методами научного познания, используемыми в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, наблюдение, эксперимент); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе;
4) умение выделять существенные признаки: видов, биогеоценозов, экосистем и биосферы; стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах;
5) умение устанавливать взаимосвязи между процессами эволюции; движущими силами антропогенеза; компонентами различных экосистем и приспособлениями к ним организмов;
6) умение выявлять отличительные признаки живых систем; приспособленность видов к среде обитания; абиотических и биотических компонентов экосистем; взаимосвязей организмов в сообществах; антропогенных изменений в экосистемах своей местности;
7) умение использовать соответствующие аргументы, биологическую терминологию и символику для доказательства родства организмов разных систематических групп; взаимосвязи организмов и среды обитания; единства человеческих рас; необходимости сохранения многообразия видов и экосистем как условия сосуществования природы и человечества;
8) умение решать биологические задачи; выявлять причинно-следственные связи между исследуемыми биологическими процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов;
9) умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать правила при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
10) умение выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы;
11) умение участвовать в учебно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ, и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях;
12) умение оценивать гипотезы и теории о происхождении жизни, человека и человеческих рас; о причинах, последствиях и способах предотвращения глобальных изменений в биосфере;
13) умение осуществлять осознанный выбор будущей профессиональной деятельности в области биологии, экологии, природопользования, медицины, биотехнологии, психологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности; углублять познавательный интерес, направленный на осознанный выбор соответствующей профессии и продолжение биологического образования в учреждениях среднего профессионального и высшего образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
11 КЛАСС
Тема 1. Зарождение и развитие эволюционных представлений в биологии
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения дарвинизма. Жизнь и научная деятельность Ч. Дарвина.
Движущие силы эволюции видов по Ч. Дарвину (высокая интенсив-ность размножения организмов, наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор).
Оформление синтетической теории эволюции (СТЭ). Нейтральная теория эволюции. Современная эволюционная биология. Значение эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.
Демонстрации. Портреты: Аристотель, К. Линней, Ж. Б. Ламарк, Э. Ж. Сент-Илер, Ж. Кювье, Ч. Дарвин, С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен, Дж. Холдейн, Д. К. Беляев.
Таблицы и схемы: «Система живой природы (по К. Линнею)», «Лестница живых существ (по Ламарку)», «Механизм формирования приспособлений у растений и животных (по Ламарку)», «Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина», «Находки Ч. Дарвина», «Формы борьбы за существование», «Породы голубей», «Многообразие культурных форм капусты», «Породы домашних животных», «Схема образования новых видов (по Ч. Дарвину)», «Схема соотношения движущих сил эволюции», «Основные положения синтетической теории эволюции».
Тема 2. Микроэволюция и её результаты
Популяция как элементарная единица эволюции. Современные ме-тоды оценки генетического разнообразия и структуры популяций. Изменение генофонда популяции как элементарное эволюционное явление. Закон генетического равновесия Дж. Харди, В. Вайнберга.
Элементарные факторы (движущие силы) эволюции. Мутационный процесс. Комбинативная изменчивость. Дрейф генов — случайные не-направленные изменения частот аллелей в популяциях. Эффект основателя. Эффект бутылочного горлышка. Снижение генетического разнообразия: причины и следствия. Проявление эффекта дрейфа ге-нов в больших и малых популяциях. Миграции. Изоляция популяций: географическая (пространственная), биологическая (репродуктивная).
Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, разрывающий (дизруптивный). Половой отбор. Возникновение и эволюция социаль-ного поведения животных.
Приспособленность организмов как результат микроэволюции. Возникновение приспособлений у организмов. Ароморфозы и идиоадаптации. Примеры приспособлений у организмов: морфологические, физиологические, биохимические, поведенческие. Относительность при-способленности организмов.
Вид, его критерии и структура. Видообразование как результат микроэволюции. Изоляция — ключевой фактор видообразования. Пути и способы видообразования: аллопатрическое (географическое), симпатрическое (экологическое), «мгновенное» (полиплоидизация, гибри-дизация). Длительность эволюционных процессов.
Механизмы формирования биологического разнообразия.
Роль эволюционной биологии в разработке научных методов сохранения биоразнообразия. Микроэволюция и коэволюция паразитов и их хозяев. Механизмы формирования устойчивости к антибиотикам и способы борьбы с ней.
Демонстрации. Портреты: С. С. Четвериков, Э. Майр.
Таблицы и схемы: «Мутационная изменчивость», «Популяционная структура вида», «Схема проявления закона Харди—Вайнберга», «Движущие силы эволюции», «Экологическая изоляция популяций севанской форели», «Географическая изоляция лиственницы сибирской и лиственницы даурской», «Популяционные волны численности хищников и жертв», «Схема действия естественного отбора», «Формы борьбы за существование», «Индустриальный меланизм», «Живые ископаемые», «Покровительственная окраска животных», «Предупреждающая окраска животных», «Физиологические адаптации», «Приспособленность организмов и её относительность», «Критерии вида», «Виды-двойники», «Структура вида в природе», «Способы видообразования», «Географическое видообразование трёх видов ландышей», «Экологическое видообразование видов синиц», «Полиплоиды растений», «Капустно-редечный гибрид».
Оборудование: гербарии растений; коллекции насекомых; чучела птиц и зверей с примерами различных приспособлений; чучела птиц и зверей разных видов; гербарии растений близких видов, образовавшихся различными способами.
Лабораторные и практические работы
1. Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида».
2. Лабораторная работа «Приспособления организмов и их относительная целесообразность».
3. Лабораторная работа «Сравнение видов по морфологическому критерию».
Тема 3. Макроэволюция и её результаты
Методы изучения макроэволюции. Палеонтологические методы изучения эволюции. Переходные формы и филогенетические ряды организмов.
Биогеографические методы изучения эволюции. Сравнение флоры и фауны материков и островов. Биогеографические области Земли. Ви-ды-эндемики и реликты.
Эмбриологические и сравнительно-морфологические методы изучения эволюции. Генетические механизмы эволюции онтогенеза и появления эволюционных новшеств. Гомологичные и аналогичные органы. Рудиментарные органы и атавизмы. Молекулярно-генетические, биохимические и математические методы изучения эволюции. Гомологичные гены. Современные методы построения филогенетических деревьев.
Хромосомные мутации и эволюция геномов.
Общие закономерности (правила) эволюции. Принцип смены функций. Необратимость эволюции. Адаптивная радиация. Неравномерность темпов эволюции.
Демонстрации. Портреты: К. М. Бэр, А. О. Ковалевский, Ф. Мюллер, Э. Геккель.
Таблицы и схемы: «Филогенетический ряд лошади», «Археоптерикс», «Зверозубые ящеры», «Стегоцефалы», «Риниофиты», «Семенные папоротники», «Биогеографические зоны Земли», «Дрейф континентов», «Реликты», «Начальные стадии эмбрионального развития позвоночных животных», «Гомологичные и аналогичные органы», «Рудименты», «Атавизмы», «Хромосомные наборы человека и шимпанзе», «Главные направления эволюции», «Общие закономерности эволюции».
Оборудование: коллекции, гербарии, муляжи ископаемых остатков организмов; муляжи гомологичных, аналогичных, рудиментарных органов и атавизмов; коллекции насекомых.
Тема 4. Происхождение и развитие жизни на Земле
Научные гипотезы происхождения жизни на Земле. Абиогенез и панспермия. Донаучные представления о зарождении жизни (креационизм). Гипотеза постоянного самозарождения жизни и её опровержение опытами Ф. Реди, Л. Спалланцани, Л. Пастера. Происхождение жизни и астробиология.
Основные этапы неорганической эволюции. Планетарная (геологическая) эволюция. Химическая эволюция. Абиогенный синтез органических веществ из неорганических. Опыт С. Миллера и Г. Юри. Образование полимеров из мономеров. Коацерватная гипотеза А. И. Опарина, гипотеза первичного бульона Дж. Холдейна, генетиче-ская гипотеза Г. Мёллера. Рибозимы (Т. Чек) и гипотеза «мира РНК» У. Гилберта. Формирование мембран и возникновение протоклетки.
История Земли и методы её изучения. Ископаемые органические остатки. Геохронология и её методы. Относительная и абсолютная гео-хронология. Геохронологическая шкала: эоны, эры, периоды, эпохи.
Начальные этапы органической эволюции. Появление и эволюция первых клеток. Эволюция метаболизма. Возникновение первых экосистем. Современные микробные биоплёнки как аналог первых на Земле сообществ. Строматолиты. Прокариоты и эукариоты.
Происхождение эукариот (симбиогенез). Эволюционное происхождение вирусов. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных групп многоклеточных организмов.
Основные этапы эволюции высших растений. Основные ароморфозы растений. Выход растений на сушу. Появление споровых растений и завоевание ими суши. Семенные растения. Происхождение цветковых растений.
Основные этапы эволюции животного мира. Основные ароморфозы животных. Вендская фауна. Кембрийский взрыв — появление современных типов. Первые хордовые животные. Жизнь в воде. Эволюция позвоночных. Происхождение амфибий и рептилий. Происхождение млекопитающих и птиц. Принцип ключевого ароморфоза. Освоение беспозвоночными и позвоночными животными суши.
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Общая характеристика климата и геологических процессов. Появление и расцвет характерных организмов. Углеобразование: его условия и влияние на газовый состав атмосферы.
Массовые вымирания — экологические кризисы прошлого. Причины и следствия массовых вымираний. Современный экологический кризис, его особенности. Проблема сохранения биоразнообразия на Земле.
Современная система органического мира. Принципы классификации организмов. Основные систематические группы организмов.
Демонстрации. Портреты: Ф. Реди, Л. Спалланцани, Л. Пастер, И. И. Мечников, А. И. Опарин, Дж. Холдейн, Г. Мёллер, С. Миллер, Г. Юри.
Таблицы и схемы: «Схема опыта Ф. Реди», «Схема опыта
Л. Пастера по изучению самозарождения жизни», «Схема опыта С. Миллера, Г. Юри», «Этапы неорганической эволюции», «Геохронологическая шкала», «Начальные этапы органической эволюции», «Схема образования эукариот путём симбиогенеза», «Система живой природы», «Строение вируса», «Ароморфозы растений», «Риниофиты», «Одноклеточные водоросли», «Многоклеточные водоросли», «Мхи», «Папоротники», «Голосеменные растения», «Органы цветковых растений», «Схема развития животного мира», «Ароморфозы животных», «Про-стейшие», «Кишечнополостные», «Плоские черви», «Членистоногие», «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы», «Млекопитающие», «Развитие жизни в архейской эре», «Развитие жизни в протерозойской эре», «Развитие жизни в палеозойской эре», «Развитие жизни в мезозойской эре», «Развитие жизни в кайнозойской эре», «Современная система органического мира».
Оборудование: гербарии растений различных отделов; коллекции насекомых; влажные препараты животных; раковины моллюсков; кол-лекции иглокожих; скелеты позвоночных животных; чучела птиц и зверей; коллекции окаменелостей, полезных ископаемых; муляжи органических остатков организмов.
Лабораторные и практические работы
1. Виртуальная лабораторная работа «Моделирование опытов Миллера—Юри по изучению абиогенного синтеза органических соединений в первичной атмосфере».
2. Лабораторная работа «Изучение и описание ископаемых остатков древних организмов».
3. Практическая работа «Изучение особенностей строения растений разных отделов».
4. Практическая работа «Изучение особенностей строения позвоночных животных».
Тема 5. Происхождение человека — антропогенез
Разделы и задачи антропологии. Методы антропологии.
Становление представлений о происхождении человека. Религиозные воззрения. Современные научные теории.
Сходство человека с животными. Систематическое положение человека. Свидетельства сходства человека с животными: сравнительно-морфологические, эмбриологические, физиолого-биохимические, поведенческие. Отличия человека от животных. Прямохождение и комплекс связанных с ним признаков. Развитие головного мозга и второй сигнальной системы.
Движущие силы (факторы) антропогенеза: биологические, социальные. Соотношение биологических и социальных факторов в антропогенезе.
Основные стадии антропогенеза. Ранние человекообразные обезьяны (проконсулы) и ранние понгиды — общие предки человекообразных обезьян и людей. Австралопитеки — двуногие предки людей. Че-ловек умелый, первые изготовления орудий труда. Человек прямоходящий и первый выход людей за пределы Африки. Человек гейдельбергский — общий предок неандертальского человека и человека разумного. Человек неандертальский как вид людей холодного климата. Человек разумный современного типа, денисовский человек, освоение континентов за пределами Африки. Палеогенетика и палеогеномика.
Эволюция современного человека. Естественный отбор в популяциях человека. Мутационный процесс и полиморфизм. Популяционные волны, дрейф генов, миграция и «эффект основателя» в популяциях современного человека.
Человеческие расы. Понятие о расе. Большие расы: европеоидная (евразийская), австрало-негроидная (экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Время и пути расселения человека по планете. Единство человеческих рас. Научная несостоятельность расизма. Приспособленность человека к разным условиям окружающей среды. Влияние географической среды и дрейфа генов на морфологию и физиологию человека.
Междисциплинарные методы в физической (биологической) антропологии. Эволюционная антропология и палеоантропология человеческих популяций. Биосоциальные исследования природы человека. Исследование коэволюции биологического и социального в человеке.
Демонстрации. Портреты: Ч. Дарвин, Л. Лики, Я. Я. Рогинский, М. М. Герасимов.
Таблицы и схемы: «Методы антропологии», «Головной мозг человека», «Человекообразные обезьяны», «Скелет человека и скелет шимпанзе», «Рудименты и атавизмы», «Движущие силы антропогенеза», «Эволюционное древо человека», «Австралопитек», «Человек умелый», «Человек прямоходящий», «Денисовский человек» «Неандертальцы», «Кроманьонцы», «Предки человека», «Этапы эволюции человека», «Расы человека».
Оборудование: муляжи окаменелостей, предметов материальной культуры предков человека; репродукции (фотографии) картин с мифологическими и библейскими сюжетами происхождения челове-ка; фотографии находок ископаемых остатков человека; скелет человека; модель черепа человека и черепа шимпанзе; модель кисти человека и кисти шимпанзе; модели торса предков человека.
Лабораторные и практические работы
1.Лабораторная работа «Изучение особенностей строения скелета человека, связанных с прямохождением».
2.Практическая работа «Изучение экологических адаптаций человека».
Тема 6. Экология — наука о взаимоотношениях организмов и надорганизменных систем с окружающей средой
Зарождение и развитие экологии в трудах А. Гумбольдта, К . Ф. Рулье, Н. А. Северцова, Э. Геккеля, А. Тенсли, В. Н. Сукачёва. Разделы и задачи экологии. Связь экологии с другими науками.
Методы экологии. Полевые наблюдения. Эксперименты в экологии: природные и лабораторные. Моделирование в экологии. Мониторинг окружающей среды: локальный, региональный и глобальный.
Значение экологических знаний для человека. Экологическое мировоззрение как основа связей человечества с природой. Формирование экологической культуры и экологической грамотности населения.
Демонстрации. Портреты: А. Гумбольдт, К. Ф. Рулье, Н. А. Северцов, Э. Геккель, А. Тенсли, В. Н. Сукачёв.
Таблицы и схемы: «Разделы экологии», «Методы экологии», «Схема мониторинга окружающей среды».
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа «Изучение методов экологических исследований».
Тема 7. Организмы и среда обитания
Экологические факторы и закономерности их действия. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Общие закономерности действия экологических факторов. Правило минимума (К. Шпренгель, Ю. Либих). Толерантность. Эврибионтные и стенобионтные организмы.
Абиотические факторы. Свет как экологический фактор. Действие разных участков солнечного спектра на организмы. Экологические группы растений и животных по отношению к свету. Сигнальная роль света. Фотопериодизм.
Температура как экологический фактор. Действие температуры на организмы. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Эвритермные и стенотермные организмы.
Влажность как экологический фактор. Приспособления растений к поддержанию водного баланса. Классификация растений по отношению к воде. Приспособления животных к изменению водного режима.
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, глубинная подпочвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах.
Биологические ритмы. Внешние и внутренние ритмы. Суточные и годичные ритмы. Приспособленность организмов к сезонным изменениям условий жизни.
Жизненные формы организмов. Понятие о жизненной форме. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, многолетние травы, однолетние травы. Жизненные формы животных: гидробионты, геобионты, аэробионты. Особенности строения и образа жизни.
Биотические факторы. Виды биотических взаимодействий: конкуренция, хищничество, симбиоз и его формы. Паразитизм, кооперация, мутуализм, комменсализм (квартирантство, нахлебничество). Нетрофические взаимодействия (топические, форические, фабрические). Значение биотических взаимодействий для существования организмов в среде обитания. Принцип конкурентного исключения.
Демонстрации:
Таблицы и схемы: «Экологические факторы», «Световой спектр», «Экологические группы животных по отношению к свету», «Тепло-кровные животные», «Холоднокровные животные», «Физиологические адаптации животных», «Среды обитания организмов», «Биологические ритмы», «Жизненные формы растений», «Жизненные формы животных», «Экосистема широколиственного леса», «Экосистема хвойного леса», «Цепи питания», «Хищничество», «Паразитизм», «Конкуренция», «Симбиоз», «Комменсализм».
Оборудование: гербарии растений и животных, приспособленных к влиянию различных экологических факторов; гербарии светолюбивых, тенелюбивых и теневыносливых растений; светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые комнатные растения; гербарии и коллекции теплолюбивых, зимостойких, морозоустойчивых растений; чучела птиц и зверей; гербарии растений, относящихся к гигрофитам, ксерофитам, мезофитам; комнатные растения данных групп; коллекции животных, обитающих в разных средах; гербарии и коллекции растений и животных, обладающих чертами приспособленности к сезонным изменениям условий жизни; гербарии и коллекции растений и животных различных жизненных форм; коллекции животных, участвующих в различных биотических взаимодействиях.
Лабораторные и практические работы
1. Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к влиянию света».
2. Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к влиянию температуры».
3. Лабораторная работа «Анатомические особенности растений из разных мест обитания».
Тема 8. Экология видов и популяций
Экологические характеристики популяции. Популяция как биологическая система. Роль неоднородности среды, физических барьеров и особенностей биологии видов в формировании пространственной структуры популяций. Основные показатели популяции: численность, плотность, возрастная и половая структура, рождаемость, прирост, темп роста, смертность, миграция.
Экологическая структура популяции. Оценка численности популяции. Динамика популяции и её регуляция. Биотический потенциал популяции. Моделирование динамики популяции. Кривые роста численности популяции. Кривые выживания. Регуляция численности популяций: роль факторов, зависящих и не зависящих от плотности. Экологические стратегии видов (r- и K-стратегии).
Понятие об экологической нише вида. Местообитание. Многомерная модель экологической ниши Дж. И. Хатчинсона. Размеры экологической ниши. Потенциальная и реализованная ниши.
Вид как система популяций. Ареалы видов. Виды и их жизненные стратегии. Экологические эквиваленты.
Закономерности поведения и миграций животных. Биологические инвазии чужеродных видов.
Демонстрации. Портрет: Дж. И. Хатчинсон.
Таблицы и схемы: «Экологические характеристики популяции», «Пространственная структура популяции», «Возрастные пирамиды популяции», «Скорость заселения поверхности Земли различными организмами», «Модель экологической ниши Дж. И. Хатчинсона».
Оборудование: гербарии растений; коллекции животных.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа «Приспособления семян растений к расселению».
Тема 9. Экология сообществ. Экологические системы
Сообщества организмов. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе.
Экосистема как открытая система (А. Дж. Тенсли). Функциональные блоки организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты. Трофические уровни. Трофические цепи и сети. Абиотические блоки экосистем. Почвы и илы в экосистемах. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии.
Динамика экосистем. Катастрофические перестройки. Флуктуации. Направленные закономерные смены сообществ — сукцессии. Первичные и вторичные сукцессии и их причины.
Антропогенные воздействия на сукцессии. Климаксное сообщество. Биоразнообразие и полнота круговорота веществ — основа устойчивости сообществ.
Природные экосистемы. Экосистемы озёр и рек. Экосистемы морей и океанов. Экосистемы тундр, лесов, степей, пустынь.
Антропогенные экосистемы. Агроэкосистема. Агроценоз. Различия между антропогенными и природными экосистемами.
Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем. Городская флора и фауна. Синантропизация городской фауны. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем.
Закономерности формирования основных взаимодействий организмов в экосистемах. Роль каскадного эффекта и видов-эдификаторов (ключевых видов) в функционировании экосистем. Перенос энергии и веществ между смежными экосистемами. Устойчивость организмов, популяций и экосистем в условиях естественных и антропогенных воз-действий.
Механизмы воздействия загрязнений разных типов на
суборганизменном, организменном, популяционном и экосистемном уровнях; основы экологического нормирования
антропогенного воздействия. Методология мониторинга естественных и антропогенных экосистем.
Демонстрации. Портрет: А. Дж. Тенсли.
Таблицы и схемы: «Структура биоценоза», «Экосистема широко-лиственного леса», «Экосистема хвойного леса», «Функциональные группы организмов в экосистеме», «Круговорот веществ в экосистеме», «Цепи питания (пастбищная, детритная)», «Экологическая пирамида чисел», «Экологическая пирамида биомассы», «Экологическая пирамида энергии», «Образование болота», «Первичная сукцессия», «Восстановление леса после пожара», «Экосистема озера», «Агроценоз», «Круговорот веществ и поток энергии в агроценозе», «Примеры урбоэкосистем».
Оборудование: гербарии растений; коллекции насекомых; чучела птиц и зверей; гербарии культурных и дикорастущих растений; аквариум как модель экосистемы.
Лабораторные и практические работы
1. Практическая работа «Изучение и описание урбоэкосистемы».
2. Лабораторная работа «Изучение разнообразия мелких почвенных членистоногих в разных экосистемах».
3. Экскурсия «Экскурсия в типичный биогеоценоз (в дубраву, березняк, ельник, на суходольный или пойменный луг, озеро, болото)».
4. Экскурсия «Экскурсия в агроэкосистему (на поле или в тепличное хозяйство)».
Тема 10. Биосфера — глобальная экосистема
Биосфера — общепланетарная оболочка Земли, где существует или существовала жизнь. Развитие представлений о биосфере в трудах Э. Зюсса. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы (углерода, азота). Ритмичность явлений в биосфере.
Зональность биосферы. Понятие о биоме. Основные биомы суши: тундра, хвойные леса, смешанные и широколиственные леса, степи, саванны, пустыни, тропические леса, высокогорья. Климат, растительный и животный мир биомов суши.
Структура и функция живых систем, оценка их ресурсного потенциала и биосферных функций.
Демонстрации. Портреты: В. И. Вернадский, Э. Зюсс.
Таблицы и схемы: «Геосферы Земли», «Круговорот азота в природе», «Круговорот углерода в природе», «Круговорот кислорода в природе», «Круговорот воды в природе», «Основные биомы суши», «Климатические пояса Земли», «Тундра», «Тайга», «Смешанный лес», «Широколиственный лес», «Степь», «Саванна», «Пустыня», «Тропический лес».
Оборудование: гербарии растений разных биомов; коллекции животных.
Тема 11. Человек и окружающая среда
Экологические кризисы и их причины. Воздействие человека на биосферу. Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха. Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов. Разрушение почвы. Охрана почвенных ресурсов. Изменение климата.
Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. Охрана растительного и животного мира. Основные принципы охраны природы. Красные книги. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Ботанические сады и зоологические парки.
Основные принципы устойчивого развития человечества и природы. Рациональное природопользование и сохранение биологического разнообразия Земли. Общие закономерности глобальных экологических кризисов. Особенности современного кризиса и его вероятные послед-ствия.
Развитие методов мониторинга развития опасных техногенных про-цессов. Системные исследования перехода к ресурсосберегающей и конкурентоспособной энергетике. Биологическое разнообразие и биоресурсы. Национальные информационные системы, обеспечивающие доступ к информации по состоянию отдельных видов и экосистем. Основы экореабилитации экосистем и способов борьбы с биоповреждениями. Реконструкция морских и наземных экосистем.
Демонстрации :
Таблицы и схемы: «Загрязнение атмосферы», «Загрязнение гидросферы», «Загрязнение почвы», «Парниковый эффект», «Особо охраняемые природные территории», «Модели управляемого мира».
Оборудование: фотографии охраняемых растений и животных Красной книги РФ, Красной книги региона.
Место предмета в базисном учебном плане
Общее число часов, отведенных на изучение биологии на углубленном уровне среднего общего образования, составляет в 11 классе 170 часов (5 часов в неделю). Из этого времени 102 часа отведено на освоение основной программы и 68 часов – на освоение модуля «Молекулярная биология и генетика», который направлен на формирование умений решать задачи по цитологии и генетике, необходимых для успешной итоговой аттестации.
Тематическое планирование уроков биологии в 11 классе
(углублённый уровень)
№ |
Тема, раздел |
Всего часов |
Контрольных работ |
Лабораторных работ |
Практических работ |
1 |
Зарождение и развитие эволюционных представлений в биологии |
8 |
|
|
|
2 |
Микроэволюция и её результаты |
15 |
|
3 |
|
3 |
Макроэволюция и её результаты |
8 |
1 |
|
|
4 |
Происхождение и развитие жизни на Земле |
15 |
|
2 |
2 |
5 |
Происхождение человека - антропогенез |
13 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Экология — наука о взаимоотношениях организмов и надорганизменных систем с окружающей средой |
3 |
|
1 |
|
7 |
Организмы и среда обитания |
10 |
|
3 |
|
8 |
Экология видов и популяций |
7 |
1 |
1 |
|
9 |
Экология сообществ. Экологические системы |
11 |
|
1 |
1 |
10 |
Биосфера — глобальная экосистема |
6 |
|
|
|
11 |
Человек и окружающая среда |
6 |
1 |
|
|
12 |
Модуль «Молекулярная биология и генетика» |
68 |
|
|
17 |
|
Итого |
170 |
4 |
12 |
21 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Ко-во часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
Зарождение и развитие эволюционных представлений в биологии |
||||
1 |
Развитие эволюционных идей в додарвиновскую эпоху |
1 |
|
|
2 |
Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. |
1 |
|
|
3 |
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения дарвинизма. Жизнь и научная деятельность Ч. Дарвина |
1 |
|
|
4 |
Движущие силы эволюции видов по Ч. Дарвину (высокая интенсивность размножения организмов, наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор). |
1 |
|
|
5 |
Оформление синтетической теории эволюции (СТЭ). Основные положения. |
1 |
|
|
6 |
Нейтральная теория эволюции. |
1 |
|
|
7 |
Современная эволюционная биология. |
1 |
|
|
8 |
Значение эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира. |
1 |
|
|
Микроэволюция и её результаты (15) |
||||
9 |
Популяция как элементарная единица эволюции. |
1 |
|
|
10 |
Современные методы оценки генетического разнообразия и структуры популяций. Изменение генофонда популяции как элементарное эволюционное явление |
1 |
|
|
11 |
Закон генетического равновесия Дж. Харди, В. Вайнберга. |
1 |
|
|
12 |
Решение задач на применение закона Харди-Вайнберга |
1 |
|
|
13 |
Элементарные факторы (движущие силы) эволюции. Мутационный процесс. Комбинативная изменчивость. Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида». |
1 |
|
|
14 |
Дрейф генов — случайные ненаправленные изменения частот аллелей в популяциях. |
1 |
|
|
15 |
Эффект основателя. Эффект бутылочного горлышка. Снижение генетического разнообразия: причины и следствия. Проявление эффекта дрейфа генов в больших и малых популяциях. |
1 |
|
|
16 |
Миграции. Изоляция популяций: географическая (пространственная), биологическая (репродуктивная). |
1 |
|
|
17 |
Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, разрывающий (дизруптивный). Половой отбор. Возникновение и эволюция социального поведения животных |
1 |
|
|
18 |
Приспособленность организмов как результат микроэволюции. Возникновение приспособлений у организмов. Ароморфозы и идиоадаптации |
1 |
|
|
19 |
Примеры приспособлений у организмов: морфологические, физиологические, биохимические, поведенческие. Относительность приспособленности организмов. Лабораторная работа «Приспособления организмов и их относительная целесообразность». |
1 |
|
|
20 |
Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа «Сравнение видов по морфологическому критерию». |
1 |
|
|
21 |
Видообразование как результат микроэволюции. Изоляция — ключевой фактор видообразования. Пути и способы видообразования: аллопатрическое (географическое), симпатрическое (экологическое), «мгновенное» (полиплоидизация, гибридизация). Длительность эволюционных процессов. |
1 |
|
|
22 |
Механизмы формирования биологического разнообразия. Роль эволюционной биологии в разработке научных методов сохранения биоразнообразия. |
1 |
|
|
23 |
Микроэволюция и коэволюция паразитов и их хозяев. Механизмы формирования устойчивости к антибиотикам и способы борьбы с ней. |
1 |
|
|
Макроэволюция и её результаты (8 ч) |
||||
24 |
Методы изучения макроэволюции. Палеонтологические методы изучения эволюции. Переходные формы и филогенетические ряды организмов |
1 |
|
|
25 |
Биогеографические методы изучения эволюции. Сравнение флоры и фауны материков и островов. Биогеографические области Земли. Виды-эндемики и реликты |
1 |
|
|
26 |
Эмбриологические и сравнительно-морфологические методы изучения эволюции. Генетические механизмы эволюции онтогенеза и появления эволюционных новшеств. Гомологичные и аналогичные органы. Рудиментарные органы и атавизмы. |
1 |
|
|
27 |
Молекулярно-генетические, биохимические и математические методы изучения эволюции. Гомологичные гены. Современные методы построения филогенетических деревьев. |
1 |
|
|
28 |
Хромосомные мутации и эволюция геномов. |
1 |
|
|
29 |
Общие закономерности (правила) эволюции. Принцип смены функций. Необратимость эволюции. Адаптивная радиация. Неравномерность темпов эволюции. |
1 |
|
|
30 |
Обобщение по теме «Микроэволюция. Макроэволюция» |
1 |
|
|
31 |
Контрольная работа по теме «Развитие знаний об эволюции. Микро- и макроэволюция» |
1 |
|
|
Происхождение и развитие жизни на Земле |
||||
32 |
Научные гипотезы происхождения жизни на Земле. Абиогенез и панспермия. Донаучные представления о зарождении жизни (креационизм). Гипотеза постоянного самозарождения жизни и её опровержение опытами Ф. Реди, Л. Спалланцани, Л. Пастера. Происхождение жизни и астробиология. |
1 |
|
|
33 |
Основные этапы неорганической эволюции. Планетарная (геологическая) эволюция. Химическая эволюция. Абиогенный синтез органических веществ из неорганических. Опыт С. Миллера и Г. Юри. Образование полимеров из мономеров. Виртуальная лабораторная работа «Моделирование опы-тов Миллера—Юри по изучению абиогенного синтеза органических соединений в первичной атмосфере». |
1 |
|
|
34 |
Коацерватная гипотеза А. И. Опарина, гипотеза первичного бульона Дж. Холдейна, генетическая гипотеза Г. Мёллера. Рибозимы (Т. Чек) и гипотеза «мира РНК» У. Гилберта. Формирование мембран и возникновение протоклетки |
1 |
|
|
35 |
История Земли и методы её изучения. Ископаемые органические остатки. Геохронология и её методы. Относительная и абсолютная гео-хронология. Геохронологическая шкала: эоны, эры, периоды, эпохи. Лабораторная работа «Изучение и описание ископаемых остатков древних организмов». |
1 |
|
|
36 |
Начальные этапы органической эволюции. Появление и эволюция первых клеток. Эволюция метаболизма. Возникновение первых экосистем. Современные микробные биоплёнки как аналог первых на Земле сообществ. Строматолиты. Прокариоты и эукариоты. |
1 |
|
|
37 |
Происхождение эукариот (симбиогенез). Эволюционное происхождение вирусов. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных групп многоклеточных организмов |
1 |
|
|
38 |
Основные этапы эволюции высших растений. Основные ароморфозы растений. Выход растений на сушу. Появление споровых растений и завоевание ими суши. Семенные растения. Происхождение цветковых растений. Практическая работа «Изучение особенностей строения растений разных отделов». |
1 |
|
|
39 |
Основные этапы эволюции животного мира. Основные ароморфозы животных. Вендская фауна. Кембрийский взрыв — появление современных типов. Первые хордовые животные. Жизнь в воде. |
1 |
|
|
40 |
Эволюция позвоночных. Происхождение амфибий и рептилий. Происхождение млекопитающих и птиц. Принцип ключевого ароморфоза. Освоение беспозвоночными и позвоночными животными суши. Практическая работа «Изучение особенностей строения позвоночных животных». |
1 |
|
|
41 |
Развитие жизни на Земле по эрам: архей, протерозой. Общая характеристика климата и геологических процессов. Появление и расцвет характерных организмов. |
1 |
|
|
42 |
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам: палеозой. Общая характеристика климата и геологических процессов. Появление и расцвет характерных организмов. Углеобразование: его условия и влияние на газовый состав атмосферы |
1 |
|
|
43 |
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам: мезозой, кайнозой. Общая характеристика климата и геологических процессов. Появление и расцвет характерных организмов. |
1 |
|
|
44 |
Массовые вымирания — экологические кризисы прошлого. Причины и следствия массовых вымираний. Современный экологический кризис, его особенности. Проблема сохранения биоразнообразия на Земле. |
1 |
|
|
45 |
Современная система органического мира. Принципы классификации организмов. Основные систематические группы организмов. |
1 |
|
|
46 |
Обобщение по теме «Происхождение и развитие жизни на Земле». Зачёт |
1 |
|
|
Происхождение человека — антропогенез |
||||
47 |
Разделы и задачи антропологии. Методы антропологии. |
1 |
|
|
48 |
Становление представлений о происхождении человека. Религиозные воззрения. Современные научные теории |
1 |
|
|
49 |
Сходство человека с животными. Систематическое положение человека. Свидетельства сходства человека с животными: сравнительно-морфологические, эмбриологические, физиолого-биохимические, поведенческие. |
1 |
|
|
50 |
Отличия человека от животных. Прямохождение и комплекс связанных с ним признаков. Развитие головного мозга и второй сигнальной системы. Лабораторная работа «Изучение особенностей строения скелета человека, связанных с прямохождением». |
1 |
|
|
51 |
Движущие силы (факторы) антропогенеза: биологические, социальные. Соотношение биологических и социальных факторов в антропогенезе. |
1 |
|
|
52 |
Основные стадии антропогенеза. Ранние человекообразные обезьяны (проконсулы) и ранние понгиды — общие предки человекообразных обезьян и людей. Австралопитеки — двуногие предки людей. Человек умелый, первые изготовления орудий труда. |
1 |
|
|
53 |
Человек прямоходящий и первый выход людей за пределы Африки. Человек гейдельбергский — общий предок неандертальского человека и человека разумного. Человек неандертальский как вид людей холодного климата. Человек разумный современного типа, денисовский человек, освоение континентов за пределами Африки. Палеогенетика и палеогеномика. |
1 |
|
|
54 |
Эволюция современного человека. Естественный отбор в популяциях человека. Мутационный процесс и полиморфизм. Популяционные волны, дрейф генов, миграция и «эффект основателя» в популяциях современного человека. |
1 |
|
|
55 |
Человеческие расы. Понятие о расе. Большие расы: европеоидная (евразийская), австрало-негроидная (экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Время и пути расселения человека по планете. Единство человеческих рас. Научная несостоятельность расизма. |
1 |
|
|
56 |
Приспособленность человека к разным условиям окружающей среды. Влияние географической среды и дрейфа генов на морфологию и физиологию человека. Практическая работа «Изучение экологических адаптаций человека». |
|
|
|
57 |
Междисциплинарные методы в физической (биологической) антропологии. Эволюционная антропология и палеоантропология человеческих популяций. Биосоциальные исследования природы человека. Исследование коэволюции биологического и социального в человеке. |
1 |
|
|
58 |
Обобщение знаний по теме «Происхождение человека» |
1 |
|
|
59 |
Контрольная работа по теме «Происхождение и развитие жизни на Земле. Антропогенез» |
1 |
|
|
Экология — наука о взаимоотношениях организмов и надорганизменных систем с окружающей средой (3 ч) |
||||
60 |
Зарождение и развитие экологии в трудах А. Гумбольдта, К . Ф. Рулье, Н. А. Северцова, Э. Геккеля, А. Тенсли, В. Н. Сукачёва. Разделы и задачи экологии. Связь экологии с другими науками. |
1 |
|
|
61 |
Методы экологии. Полевые наблюдения. Эксперименты в экологии: природные и лабораторные. Моделирование в экологии. Мониторинг окружающей среды: локальный, региональный и глобальный. Лабораторная работа «Изучение методов экологических исследований». |
1 |
|
|
62 |
Значение экологических знаний для человека. Экологическое миро-воззрение как основа связей человечества с природой. Формирование экологической культуры и экологической грамотности населения. |
1 |
|
|
Организмы и среда обитания (10 ч) |
||||
63 |
Экологические факторы и закономерности их действия. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Общие закономерности действия экологических факторов. Правило минимума (К. Шпренгель, Ю. Либих). Толерантность. Эврибионтные и стенобионтные организмы |
1 |
|
|
64 |
Абиотические факторы. Свет как экологический фактор. Действие разных участков солнечного спектра на организмы. Экологические группы растений и животных по отношению к свету. Сигнальная роль света. Фотопериодизм. Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к влиянию света». |
1 |
|
|
65 |
Температура как экологический фактор. Действие температуры на организмы. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Эвритермные и стенотермные организмы. Лабораторная работа «Выявление приспособлений организмов к влиянию температуры». |
1 |
|
|
66 |
Влажность как экологический фактор. Приспособления растений к поддержанию водного баланса. Классификация растений по отношению к воде. Приспособления животных к изменению водного режима. |
1 |
|
|
67 |
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, глубинная подпочвенная, внутри-организменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. |
1 |
|
|
68 |
Биологические ритмы. Внешние и внутренние ритмы. Суточные и годичные ритмы. Приспособленность организмов к сезонным изменениям условий жизни. |
1 |
|
|
69 |
Жизненные формы организмов. Понятие о жизненной форме. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, многолетние травы, однолетние травы. Лабораторная работа «Анатомические особенности растений из разных мест обитания». |
1 |
|
|
70 |
Жизненные формы животных: гидробионты, геобионты, аэробионты. Особенности строения и образа жизни. |
1 |
|
|
71 |
Биотические факторы. Виды биотических взаимодействий: конкуренция, хищничество, симбиоз и его формы. |
1 |
|
|
72 |
Паразитизм, кооперация, мутуализм, комменсализм (квартирантство, нахлебничество). Нетрофические взаимодействия (топические, форические, фабрические). Значение биотических взаимодействий для существования организмов в среде обитания. Принцип конкурентного исключения. |
1 |
|
|
Экология видов и популяций (7 ч) |
||||
73 |
Экологические характеристики популяции. Популяция как биологическая система. Роль неоднородности среды, физических барьеров и особенностей биологии видов в формировании пространственной структуры популяций. |
1 |
|
|
74 |
Основные показатели популяции: численность, плотность, возрастная и половая структура, рождаемость, прирост, темп роста, смертность, миграция |
1 |
|
|
75 |
Экологическая структура популяции. Оценка численности популяции. Динамика популяции и её регуляция. Биотический потенциал популяции. Моделирование динамики популяции. Кривые роста численности популяции. Кривые выживания. Регуляция численности популяций: роль факторов, зависящих и не зависящих от плотности. Экологические стратегии видов (r- и K-стратегии). |
1 |
|
|
76 |
Понятие об экологической нише вида. Местообитание. Многомерная модель экологической ниши Дж. И. Хатчинсона. Размеры экологической ниши. Потенциальная и реализованная ниши. |
1 |
|
|
77 |
Вид как система популяций. Ареалы видов. Виды и их жизненные стратегии. Экологические эквиваленты. Лабораторная работа «Приспособления семян растений к расселению». |
1 |
|
|
78 |
Закономерности поведения и миграций животных. Биологические инвазии чужеродных видов |
1 |
|
|
79 |
Контрольная работа по теме «Организмы и среда обитания. Экология популяций и видов» |
1 |
|
|
Экология сообществ. Экологические системы (12 ч) |
||||
80 |
Сообщества организмов. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе |
1 |
|
|
81 |
Экосистема как открытая система (А. Дж. Тенсли). Функциональные блоки организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты. Трофические уровни. Трофические цепи и сети. |
1 |
|
|
82 |
Абиотические блоки экосистем. Почвы и илы в экосистемах. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Лабораторная работа «Изучение разнообразия мелких почвенных членистоногих в разных экосистемах». |
1 |
|
|
83 |
Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. |
1 |
|
|
84 |
Динамика экосистем. Катастрофические перестройки. Флуктуации. Направленные закономерные смены сообществ — сукцессии. Первичные и вторичные сукцессии и их причины. |
1 |
|
|
85 |
Антропогенные воздействия на сукцессии. Климаксное сообщество. Биоразнообразие и полнота круговорота веществ — основа устойчивости сообществ |
1 |
|
|
86 |
Природные экосистемы. Экосистемы озёр и рек. Экосистемы морей и океанов. Экосистемы тундр, лесов, степей, пустынь. |
1 |
|
|
87 |
Антропогенные экосистемы. Агроэкосистема. Агроценоз. Различия между антропогенными и природными экосистемами. |
1 |
|
|
88 |
Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем. Городская флора и фауна. Синантропизация городской фауны. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем. Практическая работа «Изучение и описание урбоэкосистемы». |
1 |
|
|
89 |
Закономерности формирования основных взаимодействий организмов в экосистемах. Роль каскадного эффекта и видов-эдификаторов (ключевых видов) в функционировании экосистем. Перенос энергии и веществ между смежными экосистемами. Устойчивость организмов, популяций и экосистем в условиях естественных и антропогенных воз-действий. |
1 |
|
|
90 |
Методология мониторинга естественных и антропогенных экосистем. Механизмы воздействия загрязнений разных типов на суборганизменном, организменном, популяционном и экосистемном уровнях; основы экологического нормирования антропогенного воздействия. |
1 |
|
|
Биосфера — глобальная экосистема (6 ч) |
||||
91 |
Биосфера — общепланетарная оболочка Земли, где существует или существовала жизнь. Развитие представлений о биосфере в трудах Э. Зюсса. |
1 |
|
|
92 |
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции |
1 |
|
|
93 |
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. |
1 |
|
|
94 |
Круговороты веществ и биогеохимические циклы (углерода, азота). Ритмичность явлений в биосфере. |
1 |
|
|
95 |
Зональность биосферы. Понятие о биоме. Основные биомы суши: тундра, хвойные леса, смешанные и широколиственные леса, степи, саванны, пустыни, тропические леса, высокогорья. Климат, растительный и животный мир биомов суши. |
1 |
|
|
96 |
Структура и функция живых систем, оценка их ресурсного потенциала и биосферных функций |
1 |
|
|
Человек и окружающая среда (6 ч) |
||||
97 |
Экологические кризисы и их причины. Воздействие человека на биосферу. Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха. Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов. Разрушение почвы. Охрана почвенных ресурсов. Изменение климата. |
1 |
|
|
98 |
Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. Охрана растительного и животного мира. Основные принципы охраны природы. Красные книги. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Ботанические сады и зоологические парки. |
1 |
|
|
99 |
Основные принципы устойчивого развития человечества и природы. Рациональное природопользование и сохранение биологического разнообразия Земли. Общие закономерности глобальных экологических кризисов. Особенности современного кризиса и его вероятные последствия. |
1 |
|
|
100 |
Развитие методов мониторинга развития опасных техногенных процессов. Системные исследования перехода к ресурсосберегающей и конкурентоспособной энергетике. Биологическое разнообразие и биоресурсы. Национальные информационные системы, обеспечивающие доступ к информации по состоянию отдельных видов и экосистем. Основы экореабилитации экосистем и способов борьбы с биоповреждениями. Реконструкция морских и наземных экосистем. |
1 |
|
|
101 |
Обобщение и систематизация знаний по курсу 11 класса |
1 |
|
|
102 |
Итоговая контрольная работа за курс 11 класса |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
МОДУЛЬ «МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ и ГЕНЕТИКА»
|
||||
Зарождение и развитие эволюционных представлений в биологии |
||||
103 |
Введение. |
1 |
|
|
Основы молекулярной биологии (10 ч) |
||||
104 |
Нуклеиновые кислоты. Строение, функции и сравнительная характеристика ДНК и РНК. |
1 |
|
|
105 |
Правила Чаргаффа. Пр.р. Решение задач по теме «Нуклеиновые кислоты». |
1 |
|
|
106 |
Генетический код и его свойства. |
1 |
|
|
107 |
Реализация генетической информации - синтез белков. Транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка. |
1 |
|
|
108 |
Белки: белки-полимеры, структура белковой молекулы, функции белков в клетке. |
1 |
|
|
109-111 |
Пр.р. Решение задач на тему «Синтез белка». |
3 |
|
|
112 |
Энергетический обмен: метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция. . |
1 |
|
|
113 |
Этапы энергетического обмена: подготовительный, гликолиз, клеточное дыхание. Пр.р. Решение задач на тему «Энергетический обмен». |
1 |
|
|
Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков (7 ч) |
||||
114 |
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетическая терминология и символика. |
1 |
|
|
115 |
ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. |
1 |
|
|
116 |
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Половое размножение. |
1 |
|
|
117-118 |
Гаметогенез. Оплодотворение. Пр.р. Решение задач по теме «Половое размножение». |
2 |
|
|
119-120 |
Мейоз, его биологическое значение. Пр.р. Решение задач по теме «Мейоз». |
2 |
|
|
Законы Менделя и их цитологические основы (7 ч) |
||||
121 |
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Пр.р. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. |
1 |
|
|
122 |
Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели.. |
1 |
|
|
123 |
Полное и неполное доминирование. Пр.р. Решение генетических задач на неполное доминирование. |
1 |
|
|
124 |
Анализирующее скрещивание. Пр.р. Решение генетических задач на анализирующее скрещивание. |
1 |
|
|
125 |
Дигибридное и полигибридное скрещивание. |
1 |
|
|
126 |
Закон независимого наследования. Пр.р Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. |
1 |
|
|
127 |
Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования. |
1 |
|
|
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Множественный аллелизм. Плейотропия (8 ч) |
||||
128 |
Генотип как целостная система. |
1 |
|
|
129 |
Множественный аллелизм. Плейотропия. Условия, влияющие на результат взаимодействия между генами |
1 |
|
|
130 |
Взаимодействие аллельных генов (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование). |
1 |
|
|
131 |
Наследование групп крови человека (кодоминирование) |
1 |
|
|
132 |
Пр.р. Решение генетических задач на взаимодействие аллельных генов |
1 |
|
|
133 |
Взаимодействие неаллельных генов (комплементарность, эпистаз и полимерия) в определении признаков. |
1 |
|
|
134 |
Пр.р. Решение генетических задач на взаимодействие неаллельных генов» |
1 |
|
|
135 |
Решение комбинированных задач |
1 |
|
|
Сцепленное наследование признаков и кроссинговер (6 ч) |
||||
136 |
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. |
1 |
|
|
137 |
Группы сцепления генов. Полное и неполное сцепление генов. |
1 |
|
|
138- 139 |
Пр.р. Решение генетических задач на сцепленное наследование признаков. |
2 |
|
|
140 |
Генетические карты хромосом. Цитологические основы сцепленного наследования генов, кроссинговера |
1 |
|
|
141 |
Решение задач на картирование хромосом |
1 |
|
|
Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность (6 ч) |
||||
142 |
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом |
1 |
|
|
143 |
Пенетрантность – способность гена проявляться в фенотипе. |
1 |
|
|
144 |
Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование. (Пр.р.) |
1 |
|
|
145 |
Голандрический тип наследования. Пр.р. Решение задач |
1 |
|
|
146 |
Псевдоаутосомный тип наследования. Пр.р. Решение задач |
1 |
|
|
Генеалогический метод (4 ч) |
||||
147 |
Генеалогический метод – фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека. |
1 |
|
|
148 |
Установление генетических закономерностей у человека. Пробанд. Символы родословной. |
1 |
|
|
149-150 |
Методы изучения генетики человека. Пр.р. Составление и анализ родословной. |
2 |
|
|
Популяционная генетика. Закон Харди-Вейнберга (4 ч) |
||||
151 |
Генетика и теория эволюции. Генетика популяции. Закон Харди-Вейнберга, используемый для анализа генетической структуры популяций. |
1 |
|
|
152-153 |
Применение закона Харди-Вейнберга. Пр.р. Анализ генетической структуры популяции на основе закона Харди-Вейнберга. |
2 |
|
|
154 |
Популяционно-статистический метод – основа изучения наследственных болезней в медицинской генетике. |
1 |
|
|
Изменчивость организмов (7 ч) |
||||
155 |
Типы изменчивости. Фенотипическая изменчивость. Онтогенетическая и модификационная изменчивость. |
1 |
|
|
156 |
Норма реакции. Статические закономерности модификационной изменчивости. |
1 |
|
|
157 |
Пр.р. «Статистические закономерности модификационной изменчивости» |
1 |
|
|
158 |
Цитоплазматическая, комбинативная и мутационная изменчивость. |
1 |
|
|
159 |
Мутации, их классификация и причина. Внутрихромосомные и межхромосомные перестройки. Мозаицизм. Кариотип человека. |
1 |
|
|
160 |
Решение задач по теме «Типы изменчивости» |
1 |
|
|
161 |
Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова. |
1 |
|
|
Генетические основы селекций растений, животных и микроорганизмов (6 ч) |
||||
162 |
Селекция - наука о создании новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Задачи селекции. |
1 |
|
|
163 |
Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений. Центры древнего земледелия. Селекция растений. Основные методы селекции. |
1 |
|
|
164 |
Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. |
1 |
|
|
165 |
Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. |
1 |
|
|
166 |
Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности. Основные направления биотехнологии |
1 |
|
|
167 |
Решение задач на тему «Методы селекции организмов. Биотехнология» |
1 |
|
|
Заключение (3 ч) |
||||
168-170 |
Итоговое повторение по модулю «Молекулярная биология и генетика» |
3 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.