ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования (базовый уровень) и программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова
На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов, в том числе: в 10 классе - 68 часов, в 11 классе - 34 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
Настоящий календарно-тематический план рассчитан на использование учебника:
Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2017. -207с;
Цели изучения биологии в средней школе следующие:
социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность-носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки)
ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки
развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания
овладение учебно-познавательными и ценностно- смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических
исследований
формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Задачи изучения биологии в средней школе следующие:
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); о строении, многообразии и
особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества;
самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции
Программа курса рассчитана на учащихся 11 класса общеобразовательных школ.
Всего 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|
Название темы |
Количество часов |
Лабораторные работы |
Практические работы |
Экскурсии |
1. |
Вид |
21 |
Л/р-4 |
П/р-3 |
Э-3 |
2. |
Экосистема |
11 |
Л/р-3 |
П/р-4 |
Э-1 |
3. |
Заключение |
1 |
|
- |
- |
4. |
Резерв |
1 |
- |
- |
- |
|
Итого в 11 классе |
34 |
Л/р-7 |
П/р-7 |
Э-4 |
ВИД (21 час)
Тема 1. История эволюционных идей(4 часа)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 2. Современное эволюционное учение (9 часов)
Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. . Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Лабораторные и практические работы
Л/р №1. Описание особей вида по морфологическому критерию.
Л/р №2. Выявление изменчивости у особей одного вида
Пр/р№1. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Экскурсия №1. Многообразие видов (окрестности школы)
Тема 3. Происхождение жизни на Земле(3 часа).
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л. Пастера. Гипотезы происхождения жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Лабораторные и практические работы
Л/р №3 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Пр/р№2. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Экскурсия №2. История развития жизни на Земле(краеведческий музей)
Тема 4. Происхождение человека (5 часов).
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Лабораторные и практические работы
Л/р №4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Пр/р№3 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
Экскурсия №3 Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей)
Демонстрации
Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции. Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Образование новых видов в природе. Эволюция растительного мира. Эволюция животного мира. Редкие и исчезающие виды. Формы сохранности ископаемых растений и животных. Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека. Происхождение человеческих рас
ЭКОСИСТЕМЫ (11 часов)
Тема 5. Экологические факторы( 3 часа).
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Закономерности влияния экологических факторов на организмы.. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Тема 6. Структура экосистемы (4 часа)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроценозы.
Лабораторные и практические работы
Пр/р№4 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Л/р №5 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Пр/р№5 Решение экологических задач
Л/р№6 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Пр/р№6 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях( аквариум)
Экскурсия №4. Естественные(лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.
Тема 7. Биосфера- глобальная экосистема( 2 часа)
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода).
Тема 8. Биосфера и человек (2 часа)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Лабораторные и практические работы
Л/р№7 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Пр/р №7 Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети. Экологическая пирамида. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Экосистема. Агроэкосистема. Биосфера. Круговорот углерода в
биосфере. Биоразнообразие. Глобальные экологические проблемы.
№
|
Тема урока |
Тип урока |
Виды учебной деятельности |
Планируемые результаты |
Виды и формы контроля |
Дата |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
предметные |
метапредметные |
личностные |
план |
факт |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 1. ВИД (21 час). |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Инструктаж по ТБ Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея. |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. |
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство. |
Познавательные: работать с разными источниками информации; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное. Регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и одноклассников, строить речевые высказывания в устной форме, выражать свои мысли согласно задачам коммуникации |
1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
|
Текущий Эвристическая беседа |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. Формулировать законы Объяснять единство живой и неживой природы. |
Текущий Вопросы .индивидуальные задания. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Предпосылки развития теории Ч.Дарвина. |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. Называть естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. |
Текущий Вопросы семинара, индивидуальные задания. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Эволюционная теория Ч.Дарвина. |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. Называть основные положения учения Ч.Дарвина |
Текущий Вопросы семинара, индивидуальные задания |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Вид: критерии и структура. Л/Р №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» |
УОН
|
Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать критерии вида. Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев.
|
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.
|
Познавательные: работать с разными источниками информации; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное. Регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и одноклассников, строить речевые высказывания в устной форме, выражать свои мысли согласно задачам коммуникации |
1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
|
.Текущий |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Популяция -структурная единица вида , как единица эволюции |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать: -популяцию как структурную единицу вида; -популяцию как единицу эволюции |
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Факторы эволюции. |
УОНЗ
|
Давать определения ключевым понятиям. Называть факторы эволюции. Характеризовать факторы эволюции. Объяснять причины изменяемости видов. . |
Текущий |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. Называть причину борьбы за существование. |
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Адаптации организмов к условиям обитания. Пр/р №1 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать:приспособленность как закономерный результат эволюции; - виды адаптации. |
Текщий Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по пр/р
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Видообразование как результат эволюции |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. Называть способы видообразования и приводить примеры. |
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Сохранение многообразия видов |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных. |
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Доказательства эволюции органического мира. |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. |
Текущий Индивидуальный, |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Развитие представлений о происхождении жизни на Земле Л/р №2 «Анализ и происхождения жизни» |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни. Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий. |
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. |
Познавательные: работать с разными источниками информации; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное. Регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и одноклассников, строить речевые высказывания в устной форме, выражать свои мысли согласно задачам коммуникации |
1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности. |
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Современные представления о возникновении жизни. Пр/р №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни». |
УОНЗ
|
Давать определения ключевым понятиям. Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни. Анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.И. Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле.
|
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. |
Познавательные: работать с разными источниками информации; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное. Регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и одноклассников, строить речевые высказывания в устной форме, выражать свои мысли согласно задачам коммуникации |
1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности. |
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Развитие жизни на Земле. |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.
|
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Гипотезы происхождения человека |
УОНЗ
|
Давать определения ключевым понятиям. Называть Положения гипотез происхождения человека. Характеризовать Развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза. Находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека. Анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека. |
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор. Вид, популяция; их критерии. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство. |
Познавательные: работать с разными источниками информации; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное. Регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и одноклассников, строить речевые высказывания в устной форме, выражать свои мысли согласно задачам коммуникации |
1) реализация к этических установок по отношению биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности. |
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
Положение человека в системе животного мира. |
УОНЗ
|
Давать определения ключевым понятиям. Называть Место человека в системе животного мира. Обосновывать Принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук. Доказывать, что человек - биосоциальное существо. |
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор. Вид, популяция; их критерии. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство. |
Познавательные: работать с разными источниками информации; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное. Регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и одноклассников, строить речевые высказывания в устной форме, выражать свои мысли согласно задачам коммуникации |
1) реализация к этических установок по отношению биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью |
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
Л/р №3«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» |
УОН |
Давать определения ключевым понятиям. Называть Место человека в системе животного |
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор. Вид, популяция; их критерии. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство. |
Познавательные: работать с разными источниками информации; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное. Регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные: слушать и слышать учителя и одноклассников, строить речевые высказывания в устной форме, выражать свои мысли согласно задачам коммуникации |
1) реализация к этических установок по отношению биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности. |
Текущий |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
Эволюция человека.
Пр/р №3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека». |
УОН |
Называть: - стадии эволюции человека; - представителей каждой эволюционной стадии Характеризовать: - особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиции; - роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. |
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
Человеческие расы. |
УОНЗ
|
Давать определения ключевым понятиям. Называть и различать человеческие расы. Объяснять механизмы формирования расовых признаков. |
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
Тест по теме: «Вид» |
УРК |
Давать определения ключевым понятиям. |
Промежуточный |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 2. ЭКОСИСТЕМЫ. (12 часов) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
Организм и среда. Экологические факторы. |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. Называть: >задачи экологии; >экологические факторы. Обосновывать роль экологии в решении практических задач Объяснять взаимосвязь
организмов и окружающей Выявлять закономерности
влияния факторов на *Прогнозировать результаты изменения действия факторов. |
Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга. Знать основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; |
Познавательные: работать с различными источниками информации, осуществлять элементарные научные исследования, работать с натуральными объектами Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность, делать выводы по результатам выполненной работы. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. |
1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
|
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
Абиотические факторы среды |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. Называть основные абиотические факторы. Описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов. Выявлять: >действие местных абиотических факторов на живые |
ТекущийИндивидуальный, фронтальный опрос |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
Биотические факторы среды. |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. Называть основные биотические факторы. |
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
Структура экосистем. Пищевые связи.
Круговорот энергии в экосистемах. |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям. Описывать структуру экосистемы. Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни. Характеризовать: >трофическую структуру биоценоза; >роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии; ^солнечный свет как энергетический ресурс.
|
Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга. Знать основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей при охране окружающей среды и здоровья человека; |
Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую; структурировать учебный материал, разделять текст на смысловые блоки и составлять план параграфа; работать с натуральными объектами. Регулятивные: выполнять задания по предложенному плану; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми |
1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
|
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
Причины устойчивости и смены экосистем. |
УОНЗ
|
Давать определения ключевым понятиям. Объяснять: - причину устойчивости экосистем - причины смены экосистем - необходимость сохранения многообразия видов Описывать Этапы смены экосистем. Выявлять Изменения в экосистемах Решать Простейшие экологические задачи. |
Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга. Знать основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; |
Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую; структурировать учебный материал, разделять текст на смысловые блоки и составлять план параграфа; работать с натуральными объектами. Регулятивные: выполнять задания по предложенному плану; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми |
1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
|
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
Влияние человека на экосистемы. Л/р №4 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» |
УОН |
Давать определения ключевым понятиям Приводить примеры экологических нарушений. Называть:>способы оптимальной эксплуатации агроценозов; >способы сохранения естественных экосистем. Характеризовать влияние человека на экосистемы. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения. *Прогнозировать результаты экологических нарушений по заданным параметрам. |
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 |
Л/р № 5«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» |
УОН
|
Давать определения ключевым понятиям Приводить примеры экологических нарушений.
|
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р, экскурсии |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
Биосфера- глобальная экосистема Роль живых организмов в биосфере |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям Давать определения ключевым понятиям. Называть: >структурные
компоненты границы биосферы и факторы, их обуславливающие. Характеризовать: >живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы; распределение биомассы на земном шаре. |
Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга. Знать основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
|
Познавательные: работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения |
1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
|
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос. |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
Итоговая аттестация в форме тестирования |
УРК |
Давать определения ключевым понятиям |
Итоговый |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
Биосфера и человек. |
УОНЗ |
Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу. Оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде». |
Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга. Знать основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
|
Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми |
1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
|
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по л/р |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
Основные экологические проблемы современности |
УОНЗ |
Характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем. Находить и систематизировать информацию в различных источниках о глобальных экологических
|
Текущий Индивидуальный, фронтальный опрос, отчет по п/р . |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
Пути решения экологических проблем |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям |
Текущий |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ЧАС) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
Обобщение знаний. Роль биологии в будущем |
УОНЗ |
Давать определения ключевым понятиям Оценивать последствия роста населения планеты; этические аспекты решения проблем, связанных с будущим человечества в связи с его отношением к природе; значение работ ученых, занимающихся прогнозированием взаимодействия общества с природными экосистема Характеризовать роль международного сотрудничества |
Основные
понятия:
Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой
материи. Объ |
Познавательные: выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: выполнять задания по предложенному плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: работать в группах; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. |
Объяснять необходимость применения сведений об экологических закономерностях для правильной организации хозяйственной деятельности человека, для решения комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. |
Мини-проекты: информационные буклеты, памятки-рекомендации. Индивидуальный, фронтальный опрос |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.