ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планируемые результаты:
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки, тканей, органов и систем органов человеческого организма;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;
- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины
Учащиеся должны уметь:
-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;
- объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- в системе моральных норм ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-получать информацию об организме человека из разных источников
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презентаций;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
- проводить исследовательскую и проектную работу;
- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье.
Личностные результаты обучения
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- уметь выделять эстетические достоинства человеческого тела;
- следить за соблюдением правил поведения в природе;
- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего
- уметь рационально организовывать труд и отдых;
- уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
- признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
- принимать ценности семейной жизни;
- уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
- понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Система уроков ориентирована на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, что соответствует требованиям ФГОС. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В рабочей программе изменена последовательность изучения тем. Изучение нервной и эндокринной системы перенесено в начало изучения курса, так как эти системы регулируют работу всех систем органов, соответственно, данная последовательность в изучении тем является более целесообразной.
Рабочая программа ориентирована на УМК «Пасечника В. В.: учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2015.-336 с.
Содержание курса
Биология. Человек
8 класс (72 часа, 2 часа в неделю)
Раздел 1. Введение (1 час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Раздел 3. Строение организма (4 часа)
Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Раздел 4. Нервная система (6 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Раздел 5. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (3 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Раздел 6. Опорно-двигательная система (8 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Раздел 8. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Раздел 9. Дыхание (5 часов)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Раздел 8. Пищеварение (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (4 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции.
Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.
Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Раздел 12. Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Повторение (3 часа).
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Практическая часть |
1 |
Введение. |
|
2 |
Происхождение человека |
|
3 |
Входная контрольная работа |
|
4. |
Строение организма |
Л. р.№1«Изучение микроскопического строения тканей организма человека» Л. р. №2. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения» Л. р. №3.«Коленный рефлекс» |
5 |
Нервная система
|
Л. р. №4«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» |
6 |
Эндокринная система |
|
7 |
Опорно-двигательная система |
Л. р. №5. «Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости» Л. р. №6 «Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома) Л.р.№7«Утомление при статической и динамической работе» Л. р. №8 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки» Л.р. №9«Выявление плоскостопия» (выполняется дома). Л.р. №10 «Выявление нарушений осанки» |
8 |
Внутренняя среда организма |
Л. р. №11 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» |
9 |
Кровеносная и лимфатическая система |
Л. р. №12 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке». Л. р. №13 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». Л. р. №14 «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Подсчет пульса и А\Д до и после нагрузки». |
10 |
Дыхание |
Л. Р.№15«Определение частоты дыхания. ЖЕЛ» |
11 |
Пищеварение |
Л. Р. №16 Изучение действия ферментов слюны на крахмал. |
12 |
Обмен веществ и энергии |
Л. Р.№17 «Обнаружение и устойчивость витамина С». Л. Р.№18 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». |
13 |
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение |
|
14 |
Анализаторы |
Л. Р.№19«Изучение изменений работы зрачка» Л. Р.№20«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». Лабораторная работа№21 «Поиск слепого пятна» |
15 |
Высшая нервная деятельность |
Л.Р. №22 «Выработка навыка зеркального письма» Л.Р.№23«Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста» Л.Р. №24 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в разных условиях» |
16 |
Индивидуальное развитие организма |
|
17 |
Итоговая контрольная работа |
|
18 |
Повторение |
|
|
итого |
К.р.-2, Л.р. - 24 |
Календарно - тематическое планирование
№п\п |
Тема урока |
Дата |
Характеристика деятельности обучающихся по содержанию |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся по способу работы |
Д/з |
||||
Тема 1. Введение (1 час) |
|||||||||
1 |
Правила ТБ. Науки о человеке. Здоровье и его охрана Становление наук о человеке |
1 нед сен |
Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека
|
Работают со слайдами презентации. Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине
|
П.1,2 |
||||
Происхождение человека (3 часа) |
|||||||||
2 |
Систематическое положение человека Историческое прошлое людей |
1 нед сен |
Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных |
Работают с таблицей. Выделяют основные этапы эволюции человека
|
П.3,4 |
||||
3 |
Расы человека. Среда обитания |
2 нед сен |
Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов |
Участие в эвристической беседе
|
П.5 |
||||
4 |
Общий обзор организма человека
|
2 нед сен |
Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих. |
Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами |
П.6 |
||||
5 |
Клеточное строение организма |
3 нед сен |
Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов. Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов
|
Беседа по таблице. Беседа на основе демонстрационного материала |
П.7 |
||||
6 |
Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная Лабораторная работа№1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека»
|
3 нед сен |
Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения.
|
Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним
|
П.8 |
||||
7 |
Входная котрольная работа |
4 нед сен |
|
|
|
||||
8 |
Нервная ткань. Рефлекторная регуляция Лабораторная работа №2. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения» Лабораторная работа №3. «Коленный рефлекс» |
|
Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека.. |
Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов Выполнение лабораторной работы «Проявление мигательного рефлекса» |
П.9 |
||||
Нервная система (6 часов) |
|||||||||
9 |
Значение нервной системы |
4 нед сен |
Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности |
Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности
|
П.43 |
||||
10 |
Строение нервной системы. Спинной мозг
|
1 нед окт |
Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности |
Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга |
П.44 |
||||
11 |
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка Лабораторная работа №4 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» |
1 нед окт |
Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга
|
Выполняют лабораторную работу. |
П.45 |
||||
12 |
Функции переднего мозга |
2 нед окт |
Раскрывают функции переднего мозга Поиск информации на основе анализа содержания рисунка |
Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника |
П.46 |
||||
13 |
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы
|
2 нед окт |
Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов |
Поиск информации на основе анализа содержания рисунка. |
П.47 |
||||
Эндокринная система (3 часа) |
|||||||||
14 |
Роль эндокринной регуляции |
3 нед окт |
Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции |
Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции через работу с моделями. |
П.58 |
||||
15 |
Функция желез внутренней секреции |
3 нед окт |
Профилактика эндокринных болезней. |
Раскрывают влияние гормонов желез внутренней секреции на человека |
П.59 |
||||
16. |
Обобщающий урок по темам: «Нервная и эндокринная системы» |
4 нед окт |
Обобщение и закрепление знаний материала по нервной и эндокринной системам. |
Применяют на практике ранее изученный материал, работая индивидуально и по группам с заданиями разного уровня сложности, корректируют выявленные проблемы в знаниях. |
П.43-47, 58-59 |
||||
Опорно-двигательная система (8 часов) |
|||||||||
17 |
Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей Лабораторная работа №5. «Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости» |
4 нед окт |
Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов Распилы костей. |
Выполнение лабораторной работы «Микроскопическое строение кости. Изучение внешнего вида отдельных костей» |
П.10 |
||||
18 |
Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей |
1 нед нояб |
Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов конечностей, позвонков. |
Смотрят презентацию. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника |
П.11 |
||||
19 |
Соединения костей |
1 нед нояб |
Определяют типы соединения костей |
Участие в беседе по рисункам учебника |
П.12 |
||||
20 |
Строение мышц. Обзор мышц человека Лабораторная работа №6«Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома) |
2 нед нояб |
Объясняют особенности строения мышц. Работа основных мышц Роль плечевого пояса в движениях руки |
Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов |
П.13 |
||||
21 |
Работа скелетных мышц и их регуляция Лабораторная работа №7 «Утомление при статической и динамической работе» Лабораторная работа №8«Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки» Лабораторная работа №9 «Выявление плоскостопия» (выполняется дома). |
2 нед нояб |
Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов
|
Выполнение лабораторной работы «Утомление при статической работе» Участие в беседе по рисунку учебника |
П.14 |
||||
22 |
Нарушения опорно-двигательной системы Лабораторная работа 10 «Выявление нарушений осанки»
|
3 нед нояб |
Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия
|
Выполнение лабораторной работы «Осанка и плоскостопие» Участие в беседе |
П.15 |
||||
23 |
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов |
3 нед нояб |
Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы |
Поиск информации о приемах первой доврачебной помощи |
П.16 |
||||
24. |
Обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система» |
4 нед нояб |
Обобщают и систематизируют свои знания об опорно-двигательной системе человека. |
Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют тестовую работу, корректируют выявленные проблемы в знаниях. |
П.10-16 |
||||
Внутренняя среда организма (3 часа) |
|||||||||
25 |
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма Лабораторная работа №11«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» |
4 нед нояб |
Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. |
Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение Поиск информации об этапах свертывания крови |
П.17 |
||||
26 |
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет
|
1 нед дек |
Определяют механизм работы иммунитета. Клеточный и гуморальный механизмы иммунитета. |
Заполняют таблицу. |
П.18 |
||||
27 |
Иммунология на службе здоровья |
1 нед дек |
Определяют механизм работы иммунитета. Естественный иммунитет, искусственный иммунитет, аллергия, аллерген, тканевая совместимость. |
Заполняют таблицу. |
П.19 |
||||
28 |
Транспортные системы организма |
2 нед дек |
Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем Выявление параметров сравнения в ходе беседы по рисунку. |
Поиск информации для составления таблицы. Обсуждение содержания таблицы. |
|
||||
29 |
Круги кровообращения
|
2 нед дек |
Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. |
Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов |
|
||||
30 |
Строение и работа сердца |
3 нед дек |
Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями Поиск информации для характеристики сердечного цикла
|
Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями Поиск информации для характеристики сердечного цикла Участие в беседе |
|
||||
31 |
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения Лабораторная работа №12 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». Лабораторная работа №13 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке». |
3 нед дек |
Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки Выполнение лабораторных работ: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови».
|
Поиск информации для объяснения результатов опыта Моссо |
|
||||
32 |
Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов Лабораторная работа №14 «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Подсчет пульса и А\Д до и после нагрузки». |
4 нед дек |
Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний
|
Анализ текста учебника Участие в беседе Выполнение лабораторной работы и анализ ее результатов. |
|
||||
33 |
Первая помощь при кровотечениях |
4 нед дек |
Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. |
Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов. |
|
||||
34. |
Урок-практикум. Оказание первой помощи при повреждениях скелета и кровотечениях |
|
Закрепляют знания о видах кровотечений и повреждениях скелета. |
Осваивают приёмы первой помощи при повреждениях скелета и различных видах кровотечений. |
|
||||
Дыхание (5 часов) |
|||||||||
35 |
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование.
|
|
Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы
|
Поиск информации о строении и функциях голосовых связок Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником |
|
||||
36 |
Легкие. Легочное и тканевое дыхание
|
|
Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения
|
Работа с текстом и рисунками учебника, Интернет-ресурсами. Просмотр слайд-фильма. Составление схемы «Газообмен в легких». Выявление факторов, способствующих газообмену в легких. Составление схемы «Газообмен в тканях» Выявление факторов, способствующих газообмену в тканях. Составление сравнительной характеристики газообмена в легких и тканях в форме таблицы |
|
||||
37 |
Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды
|
|
Работа с текстом и рисунками учебника, Интернет-ресурсами. Просмотр слайд-фильма, видеофрагментов. Заполнение таблицы «Дыхательные объемы и их характеристика». Составление схем: «Механизм вдоха», «Механизм выдоха».
|
Сравнительная характеристика процессов вдоха и выдоха. Определение жизненной емкости легких. |
|
||||
|
|||||
Пищеварение (6 ч)
|
|||||
40. |
Питание и пищеварение |
|
Работа с текстом и рисунками учебника, таблицами и муляжами. Просмотр слайд-фильма. Выделяют существенные признании процессов питания и пищеварения. Отвечают на проблемный вопрос: «Почему вещества, пригодные для пищи, например молоко или куриное яйцо, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека»». Сравнивают пищеварительный тракт млекопитающих и человека. |
Составляют схему «Пищеварительная система человека». Устанавливают взаимосвязь между функциями пищеварительной системы и сущностью каждой из них с помощью таблицы. Заслушивают сообщение «Значение кулинарной обработки пищи» и отвечают на вопросы после полученной информации. |
|
41. |
Пищеварение в ротовой полости Лабораторная работа №16 Изучение действия ферментов слюны на крахмал. |
|
Работа с текстом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Исследуют особенности пищеварения в ротовой полости (работа в группах). |
Выполняют лабораторную работу. Делают выводы на основе полученных результатов.
|
|
42. |
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. |
|
Работа с текстом и рисунками учебника, торсом человека. Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают и описывают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Характеризуют сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении. |
Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов. Используют приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.
|
|
43. |
Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника |
|
Работа с текстом и рисунками учебника, таблицами и муляжами, торсом человека. Просмотр слайд-фильма. Изучают строение кишечных ворсинок. Объясняют механизм всасывания веществ в кровь и лимфу. |
По ходу объяснения заполняют таблицу «Всасывание питательных веществ в организме». Исследуют роль печени в организме. Анализируют сообщение о влиянии алкоголя на здоровье печени. |
|
44. |
Регуляция пищеварения |
|
Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения. Изучают роль И.П.Павлова в изучении механизмов условного и безусловного сокоотделения. |
Сравнивают нервную и гуморальную регуляцию пищеварения. Работа с текстом и рисунками учебника, просмотр презентации. |
|
45. |
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций |
|
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни. Формируют представление о гигиенических условиях нормального пищеварения, о режиме питания.дезинфицирующие средства. |
Работа с учебником, дополнительной литературой, презентацией. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни. Формируют представление о гигиенических условиях нормального пищеварения, о режиме питания. |
|
Обмен веществ и энергии(4 часа) |
|||||
46. |
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ |
|
Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека. |
Работа с учебником, мультимедийным диском. |
|
|
|
||||
47 |
Витамины Лабораторная работа №17«Обнаружение и устойчивость витамина С». |
|
Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в обмене веществ (работа в группах). Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов. |
Работа с презентацией, дополнительной литературой, лабораторным оборудованием. |
|
48. |
Энергозатраты человека и пищевой рацион Лабораторная работа№18 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».
|
|
Обсуждают правила рационального питания. Объяснять энерготраты человека и пищевой рацион, энергетическую ёмкость пищи. Обосновывают нормы и режим питания. Повторяют гуморальную регуляцию дыхания.
|
Работа с учебником, мультимедийным диском. Обсуждают правила рационального питания. Объяснять энерготраты человека и пищевой рацион, энергетическую ёмкость пищи. Обосновывают нормы и режим питания. Повторяют гуморальную регуляцию дыхания. |
|
49. |
Обобщающий урок по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ». |
|
Систематизация знаний и контроль уровня усвоения материала данных тем.
|
Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют тестовую работу, корректируют выявленные проблемы в знаниях. |
|
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов) |
|||||
50. |
Выделение |
|
Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы. |
Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. |
|
51. |
Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган |
|
Отвечают на проблемные вопросы. Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями слоев кожи. Заполняют таблицу. Анализируют сообщения о производных кожи. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов. |
Работа с презентацией, дополнительной литературой, лабораторным оборудованием. |
|
52. |
Терморегуляция организма. Закаливание |
|
Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции, разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания, значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах. |
Работа с презентацией, учебником, тетрадью. |
|
53. |
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи |
|
Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены. Осваивают приёмы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова. |
Работа с презентацией, учебником, тетрадью, дополнительной литературой. |
|
54. |
Обобщающий урок по теме «Выделение. Покровы тела. Терморегуляция» |
|
Углубление и закрепление знаний материала тем «Выделение. Покровы тела. Терморегуляция». |
Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, корректируют выявленные проблемы в знаниях.
|
|
|
Анализаторы(5 часов) |
||||
55. |
Анализаторы |
|
Выделяют существенные признаки строения и функционирования анализаторов. Изучают свойства и роль анализаторов во взаимодействии и их взаимозаменяемости в организме; оценивают значимость нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения. |
Работа с учебником, мультимедийной презентацией, видеофрагментом, карточками, рабочей тетрадью, моделями глаза и уха. |
|
56. |
Зрительный анализатор Лабораторная работа№19 «Изучение изменений работы зрачка» Лабораторная работа№20 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». Лабораторная работа№21 «Поиск слепого пятна» |
|
Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора. Изучают строение глаза, объясняют значение частей глаза. В результате обсуждения строят таблицу.
|
Работа с учебником, рисунками, презентацией. Участвуют в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником. Выполняют лабораторные работы и анализируют их результаты. |
|
57. |
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней |
|
Изучают ход лучей через прозрачную среду глаза, причины нарушения зрения. Выделяют признаки дальнозоркости и близорукости. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения.
|
Работа с текстом и рисунками учебника, таблицами и муляжами. Просмотр слайд-фильма. |
|
58. |
Слуховой анализатор |
|
Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Описывают механизм передачи звуковых сигналов. Показывают взаимосвязь строения органа слуха и выполняемой им функции. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха. |
Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Работают с учебником.
|
|
59. |
Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус |
|
Называют расположение зон чувствительности в коре больших полушарий. Описывают строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, вкуса.
|
Узнают по немым рисункам структурные компоненты вестибулярного аппарата Объясняют механизм взаимодействия органов чувств, формирования чувств. |
|
|
|
||||
60. |
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности |
|
Дают определение ВНД. Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Объясняют природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты. |
Повторяют материал о разноуровневой организации деятельности мозга, безусловных и условных рефлексах и их дугах. Изучают механизм выработки условного рефлекса. |
|
61. |
Врожденные и приобретенные программы поведения Лабораторная работа №22 «Выработка навыка зеркального письма» |
|
Приводят примеры врожденных и приобретенных программ поведения. Объясняют механизм формирования динамического стереотипа. Анализируют содержание рисунков и основных понятий. Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. |
Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Используют лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений.
|
|
62. |
Сон и сновидения |
|
Раскрывают биологическое значение чередования сна и бодрствования. Изучают фазы сна, их характеристики, сущность и значение снов. Доказывают вредное влияние переутомления, алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему. |
Характеризуют фазы сна. Работа с учебником, дополнительной литературой. Знакомятся с правилами гигиены сна, предупреждающими его нарушение. Слушают сообщения: «Расстройство сна», «Гипноз – частичный сон». |
|
63. |
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы Лабораторная работа №23 Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста |
|
Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. |
Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов |
|
64. |
Воля. Эмоции. Внимание Лабораторная работа №24 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в разных условиях» |
|
Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Приводят примеры ситуаций проявления воли; объяснять термин аффект. Описывают физиологические основы внимания Называют этапы волевого действия. Приводят примеры эмоций. Анализируют содержания определений основных понятий. Характеризуют основные виды внимания.
|
Объясняют причины рассеянности на примерах жизненных ситуаций и описания жизни литературных героев. Отличают проявление произвольного и непроизвольного внимания. Сравнивают понятия внушаемость и негативизм. Сравнивают по самостоятельно выбранным критериям непроизвольное и произвольное внимание. Используют лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений. |
|
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) |
|||||
65. |
Жизненные циклы. Размножение. Половая система |
|
Перечисляют этапы жизненного цикла особи. Узнают по рисункам органы размножения. Выделяют существенные признаки органов размножения человека. |
Сравнивают по выделенным параметрам бесполое и половое размножение. Характеризуют процесс оплодотворения. |
|
66. |
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды |
|
Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. |
Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека. Доказывают справедливость биогенетического закона. |
|
67. |
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем |
|
Характеризуют наследственные и врожденные заболевания человека. Называют меры профилактики заболеваний, передаваемых половых путем. |
Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. |
|
68. |
Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности |
|
Называют и характеризуют типы темперамента. Сопоставляют понятия «темперамент» и «характер». Раскрывают суть понятий «темперамент», «черты характера». Изучают отличия понятий «индивид» и «личность». |
Определяют возрастные этапы развития человека. |
|
69 |
Обобщающий. Гигиена систем органов. Основные заболевания, меры предупреждение болезней. Здоровый образ жизни. |
|
Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Характеризуют место и роль человека в природе. Закрепляют знания о правилах поведения в природе. |
Закрепляют знания о правилах поведения в природе. Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Проводят наблюдений за состоянием собственного организма |
|
Повторение(3 часа) |
|||||
70.
|
Повторение. |
|
Материал курса «Биология. Человек».
|
|
|
71. |
Повторение. |
|
Материал курса «Биология. Человек». |
|
|
72. |
Итоговая контрольная работа. |
|
|
Выполняют разноуровневую контрольную работу. |
|
Методическое обеспечение
Учебно-методическая литература для учащихся
Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Литература:
- Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
1. «Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.
2. «Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы». – М., Дрофа, 2006.
3. «Биология. 8 класс. Книга для учителя». Составитель Спиридонова Н.Ю. - М., Дрофа, 2010.
4. «Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.
5. Уроки биологии по курсу «Биология. 8 класс. Человек». - М., Дрофа, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.