Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Оценка 4.9
docx
23.01.2020
Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник
Б - 8 ФГОС.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планируемые результаты:

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки, тканей, органов и систем органов человеческого организма;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;

- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины

Учащиеся должны уметь:

-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;

- объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

-  в системе моральных норм ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

 -получать информацию об организме человека из разных источников

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;

- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презентаций;

-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;

- проводить исследовательскую и проектную работу;

- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье.

Личностные результаты обучения

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- уметь  выделять эстетические достоинства человеческого тела;

- следить за соблюдением правил поведения в природе;

- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего

- уметь рационально организовывать труд и отдых;

- уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

- понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;

- признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознавать значение семьи в жизни человека и общества;

- принимать ценности семейной жизни;

- уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

- понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

- признавать право каждого на собственное мнение;

     - проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения   существующего мнения.

 

  Система уроков ориентирована на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, что соответствует требованиям ФГОС. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В рабочей программе изменена последовательность изучения тем. Изучение  нервной  и эндокринной  системы перенесено в начало изучения курса, так как  эти системы регулируют работу всех систем органов, соответственно,  данная последовательность в изучении  тем является более целесообразной.

   Рабочая программа ориентирована на УМК «Пасечника В. В.: учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2015.-336 с.

Содержание курса

Биология. Человек

8 класс  (72 часа, 2 часа в неделю)

Раздел 1. Введение (1 час)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Раздел 2. Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.

Раздел 3. Строение организма (4 часа)

Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Раздел 4. Нервная система (6 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.

Раздел 5. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (3 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Раздел 6. Опорно-двигательная система (8 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Раздел 8. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Раздел 9. Дыхание (5 часов)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Раздел 8. Пищеварение (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Раздел 9. Обмен веществ и энергии (4 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции.

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.

Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Раздел 12. Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Повторение (3 часа).

Тематическое планирование

 

Тема

 

Практическая часть

1

Введение.

 

2

Происхождение человека

 

3

Входная контрольная работа

 

 

4.

Строение организма

Л. р.№1«Изучение микроскопического строения тканей организма человека»

Л. р. №2. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»

Л. р. №3.«Коленный рефлекс»

 

5

Нервная система

 

Л. р. №4«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

6

Эндокринная система

 

7

Опорно-двигательная система

Л. р. №5. «Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости»

Л. р. №6 «Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома)

 Л.р.№7«Утомление при статической и динамической работе»

Л. р. №8 «Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»

Л.р. №9«Выявление плоскостопия» (выполняется дома).

Л.р. №10  «Выявление нарушений осанки»

8

Внутренняя среда организма

Л. р. №11 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

9

Кровеносная и лимфатическая система

Л. р. №12  «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».

Л. р. №13  «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

Л. р. №14    «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Подсчет пульса и А\Д до и после нагрузки».

10

Дыхание

Л. Р.№15«Определение частоты дыхания. ЖЕЛ»

11

Пищеварение

Л. Р. №16 Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

12

Обмен веществ и энергии

Л. Р.№17 «Обнаружение и устойчивость витамина С».

Л. Р.№18

«Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

13

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

 

14

Анализаторы

Л. Р.№19«Изучение изменений работы зрачка»

Л. Р.№20«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

Лабораторная работа№21 «Поиск слепого пятна»

15

Высшая нервная деятельность

Л.Р. №22 «Выработка навыка зеркального письма»

Л.Р.№23«Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста»

Л.Р. №24 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в разных условиях»

16

Индивидуальное развитие организма

 

17

Итоговая контрольная работа

 

18

Повторение

 

 

итого

К.р.-2, Л.р. - 24

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

№п\п

Тема урока

Дата

Характеристика деятельности обучающихся по содержанию

Характеристика основных видов деятельности обучающихся по способу работы

Д/з

Тема 1. Введение (1 час)

1

Правила ТБ. Науки о человеке. Здоровье и его охрана

Становление наук о человеке

1 нед сен

Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни. Выявляют методы изучения организма человека

 

Работают со слайдами презентации. Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине

 

 

 

П.1,2

Происхождение человека (3 часа)

2

Систематическое положение человека

Историческое прошлое людей

1 нед сен

Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных

Работают с таблицей. Выделяют основные этапы эволюции человека

 

 

П.3,4

3

Расы человека. Среда обитания

2 нед сен

Объясняют возникновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов

Участие в эвристической бе­седе

 

П.5

4

Общий обзор организма человека

 

2 нед сен

Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих.

Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами

П.6

5

Клеточное строение организма

3 нед сен

Устанавливают различия между растительной и животной клеткой. Приводят доказательства единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении всех живых организмов. Закрепляют знания о строении и функциях клеточных органоидов

 

Беседа по таблице.

Беседа на основе демонстра­ционного материала

П.7

6

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная

Лабораторная работа№1

«Изучение микроскопического строения тканей организма человека»

 

 

 

 

 

3 нед сен

Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов. Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения.

 

Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работают с микроскопом. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним

 

П.8

7

Входная котрольная работа

4 нед сен

 

 

 

8

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция

Лабораторная работа  №2. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»

Лабораторная работа  №3. «Коленный рефлекс»

 

Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объясняют необходимость согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека..  

Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Выполнение лабораторной работы «Проявление мига­тельного рефлекса»

П.9

Нервная система (6 часов)

9

Значение нервной системы

4 нед сен

Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

 

П.43

10

Строение нервной системы. Спинной мозг

 

 

 

1 нед окт

Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности

Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга

П.44

11

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Лабораторная работа №4  «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

1 нед окт

Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга

 

Выполняют лабораторную работу.

П.45

12

Функции переднего мозга

2 нед окт

Раскрывают функции переднего мозга

Поиск информации на основе анализа содержания рисунка

Участие в беседе с элемента­ми самостоятельной работы с текстом учебника

П.46

13

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

 

2 нед окт

Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Поиск информации на основе анализа содержания рисунка.

 

П.47

Эндокринная система (3 часа)

14

Роль эндокринной регуляции

3 нед окт

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции

Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции через работу с моделями.

 

П.58  

15

Функция желез внутренней секреции

3  нед окт

Профилактика эндокринных болезней.

Раскрывают влияние гормонов желез внутренней секреции на человека

П.59

16.

Обобщающий урок по темам: «Нервная и эндокринная системы»

4 нед окт

Обобщение и  закрепление знаний материала   по  нервной и эндокринной системам.

Применяют на практике ранее изученный материал, работая индивидуально и  по группам с заданиями разного уровня сложности, корректируют выявленные проблемы в знаниях.

П.43-47,

58-59

Опорно-двигательная система (8  часов)

17

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей

Лабораторная работа  №5. «Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости»

4 нед окт

Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

Распилы костей.

Выполнение лабораторной работы «Микроскопическое строение кости. Изучение внешнего вида отдельных костей»

П.10

18

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей

1 нед нояб

Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов конечностей, позвонков.

Смотрят презентацию. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника

П.11

19

Соединения костей

1 нед нояб

Определяют типы соединения костей

Участие в беседе по рисун­кам учебника

П.12

20

Строение мышц. Обзор мышц человека

Лабораторная работа №6«Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома)

2 нед нояб

Объясняют особенности строения мышц. Работа основных мышц

Роль плечевого пояса в движениях руки

Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

П.13

21

Работа скелетных мышц и их регуляция

Лабораторная работа  №7 «Утомление при статической и динамической работе»

Лабораторная работа №8«Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»

Лабораторная работа №9  «Выявление плоскостопия» (выполняется дома).

2 нед нояб

Объясняют особенности работы мышц. Раскрывают механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

 

Выполнение лабораторной работы «Утомление при ста­тической работе»

Участие в беседе по рисунку учебника

П.14

22

Нарушения опорно-двигательной системы

Лабораторная работа  10  «Выявление нарушений осанки»

 

3 нед нояб

Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия

 

Выполнение лабораторной работы «Осанка и плоско­стопие»

Участие в беседе

П.15

23

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

3 нед нояб

 

Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы

 

Поиск информации о прие­мах первой доврачебной по­мощи

П.16

24.

Обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система»

4 нед нояб

Обобщают и систематизируют свои знания об опорно-двигательной системе человека.

Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют  тестовую работу, корректируют выявленные проблемы в знаниях.

П.10-16

Внутренняя среда организма (3 часа)

25

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Лабораторная работа №11«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

4 нед нояб

Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним.

Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объясняют механизм свёртывания крови и его значение

Поиск информации об этапах свертывания крови

П.17

26

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

 

1 нед дек

Определяют механизм работы иммунитета.

Клеточный и гуморальный механизмы иммунитета.

Заполняют таблицу.

П.18

27

Иммунология на службе здоровья

1 нед дек

Определяют механизм работы иммунитета.

Естественный иммунитет, искусственный иммунитет, аллергия, аллерген, тканевая совместимость.

Заполняют таблицу.

П.19

28

Транспортные системы организма

2 нед дек

Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем

Выявление параметров срав­нения в ходе беседы по ри­сунку.

Поиск информации для со­ставления таблицы. Обсуждение содержания таб­лицы.

 

29

Круги кровообращения

 

 

2 нед дек

Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления.

Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов

 

30

Строение и работа сердца

3 нед дек

Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями

Поиск информации для ха­рактеристики сердечного цикла

 

Устанавливают взаимосвязь строения сердца с выполняемыми им функциями

Поиск информации для ха­рактеристики сердечного цикла

Участие в беседе

 

31

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Лабораторная работа №12   «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

Лабораторная работа  №13 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».

3 нед дек

Устанавливают зависимость кровоснабжения органов от нагрузки

Выполнение лабораторных работ: «Измерение скорости кро­вотока в сосудах ногтевого ложа»

«Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толч­ками, возникающими при движении крови».

 

 

Поиск информации для объ­яснения результатов опыта Моссо

 

32

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Лабораторная работа  №14    «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Подсчет пульса и А\Д до и после нагрузки».

4 нед дек

Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний

 

Анализ текста учебника

Участие в беседе

Выполнение лабораторной работы и  анализ ее результатов.

 

33

Первая помощь при кровотечениях

4 нед дек

Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Осваивают приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформляют её в виде рефератов, докладов.

 

34.

Урок-практикум. Оказание первой помощи при повреждениях скелета и кровотечениях

 

Закрепляют знания о  видах кровотечений и повреждениях скелета.

Осваивают приёмы  первой помощи при повреждениях скелета и различных видах кровотечений.

 

Дыхание (5 часов)

35

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование.

 

 

Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы

 

Поиск информации о строе­нии и функциях голосовых связок

Участие в беседе с элемента­ми самостоятельной работы с учебником

 

 

 

 

 

36

 

 

Легкие. Легочное и тканевое дыхание

 

 

 

 

Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Делают выводы на основе сравнения

 

 

 

 

 

Работа с текстом и рисунками учебника, Интернет-ресурсами. Просмотр слайд-фильма.

Составление схемы «Газообмен в легких».

Выявление факторов, способствующих газообмену в легких.

Составление схемы «Газообмен в тканях»

Выявление факторов, способствующих газообмену в тканях.

Составление сравнительной характеристики газообмена в легких и тканях в форме таблицы

 

 

 

37

 

 

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

 

 

 

 

Работа с текстом и рисунками учебника, Интернет-ресурсами. Просмотр слайд-фильма, видеофрагментов.

Заполнение таблицы «Дыхательные объемы и их характеристика».

Составление схем: «Механизм вдоха», «Механизм выдоха».

 

 

 

 

Сравнительная характеристика процессов вдоха и выдоха.

Определение жизненной емкости легких.

 

 

Пищеварение (6 ч)

 

40.

Питание и пищеварение

 

  Работа с текстом и рисунками учебника, таблицами и муляжами. Просмотр слайд-фильма. Выделяют существенные признании процессов питания и пищеварения. Отвечают на проблемный вопрос: «Почему вещества, пригодные для пищи, например молоко или куриное яйцо, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека»». Сравнивают пищеварительный тракт млекопитающих и человека.

Составляют схему «Пищеварительная система человека».

Устанавливают взаимосвязь между функциями пищеварительной системы и сущностью каждой из них с помощью таблицы. Заслушивают сообщение «Значение кулинарной обработки пищи» и  отвечают на вопросы после полученной информации.

 

41.

Пищеварение в ротовой полости

Лабораторная работа №16

Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

 

Работа с текстом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.

Исследуют особенности пищеварения в ротовой полости (работа в группах).

Выполняют лабораторную работу. Делают выводы на основе полученных результатов.

 

 

42.

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

 

 

Работа с текстом и рисунками учебника, торсом человека. Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике. Распознают и описывают на

наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Характеризуют сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

Проводят биологические исследования. Делают выводы

на основе полученных результатов.

Используют приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

 

 

43.

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

 

Работа с текстом и рисунками учебника, таблицами и муляжами, торсом человека. Просмотр слайд-фильма. Изучают строение кишечных ворсинок. Объясняют механизм всасывания веществ в кровь и лимфу.

По ходу объяснения заполняют таблицу «Всасывание питательных веществ в организме». Исследуют роль печени в организме. Анализируют сообщение о влиянии алкоголя на здоровье печени.

 

44.

Регуляция пищеварения

 

Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пищеварения. Изучают роль И.П.Павлова в изучении механизмов условного и безусловного сокоотделения.

Сравнивают нервную и гуморальную регуляцию пищеварения.

Работа с текстом и рисунками учебника, просмотр презентации.

 

 

45.

 

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

 

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни. Формируют представление о гигиенических условиях нормального пищеварения, о режиме питания.дезинфицирующие средства.

Работа с учебником, дополнительной литературой, презентацией. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы в повседневной жизни. Формируют представление о гигиенических условиях нормального пищеварения, о режиме питания.

 

Обмен веществ и энергии(4 часа)

46.

 Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

 

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объясняют механизмы работы ферментов. Раскрывают роль ферментов в организме человека.

Работа с учебником, мультимедийным диском.

 

 

 

 

47

Витамины

Лабораторная работа №17«Обнаружение и устойчивость витамина С».

 

Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов в обмене веществ (работа в группах). Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов.

Работа с презентацией, дополнительной литературой, лабораторным оборудованием.

 

48.

Энергозатраты человека и пищевой рацион

Лабораторная работа№18

«Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

 

 

Обсуждают правила рационального питания. Объяснять энерготраты человека и пищевой рацион, энергетическую ёмкость пищи.

Обосновывают нормы и режим питания. Повторяют гуморальную регуляцию дыхания.

 

Работа с учебником, мультимедийным диском. Обсуждают правила рационального питания. Объяснять энерготраты человека и пищевой рацион, энергетическую ёмкость пищи.

Обосновывают нормы и режим питания. Повторяют гуморальную регуляцию дыхания.

 

49.

Обобщающий урок по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ».

 

Систематизация знаний и контроль уровня усвоения материала данных тем.

 

Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют  тестовую работу, корректируют выявленные проблемы в знаниях.

 

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов)

50.

Выделение

 

Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма.  Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы.

 

51.

Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган

 

Отвечают на проблемные вопросы.  Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями слоев кожи. Заполняют таблицу. Анализируют сообщения о производных кожи. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

Работа с презентацией, дополнительной литературой, лабораторным оборудованием.

 

52.

Терморегуляция организма. Закаливание

 

Приводят доказательства роли кожи в терморегуляции, разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания, значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви. Осваивают приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

Работа с презентацией, учебником, тетрадью.

 

53.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

 

Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены. Осваивают приёмы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

Работа с презентацией, учебником, тетрадью, дополнительной литературой.

 

54.

Обобщающий урок по теме «Выделение. Покровы тела. Терморегуляция»

 

Углубление и закрепление знаний материала  тем «Выделение. Покровы тела. Терморегуляция».

Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, корректируют выявленные проблемы в знаниях.

 

 

 

                                            Анализаторы(5 часов)

55.

Анализаторы

 

Выделяют существенные признаки строения и функционирования анализаторов. Изучают свойства и роль анализаторов во взаимодействии и их взаимозаменяемости в организме;

оценивают значимость нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.

Работа с учебником, мультимедийной презентацией, видеофрагментом, карточками, рабочей тетрадью, моделями глаза и уха.

 

56.

Зрительный анализатор

Лабораторная работа№19 «Изучение изменений работы зрачка» Лабораторная работа№20 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». Лабораторная работа№21 «Поиск слепого пятна»

 

 

Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора. Изучают строение глаза, объясняют значение частей глаза. В результате обсуждения строят таблицу.

 

 

 

Работа с учебником, рисунками, презентацией. Участвуют в беседе с элемента­ми самостоятельной работы с учебником. Выполняют лабораторные работы  и анализируют их результаты.

 

57.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

 

Изучают ход лучей через прозрачную среду глаза, причины нарушения зрения. Выделяют признаки дальнозоркости и близорукости. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения.

 

Работа с текстом и рисунками учебника, таблицами и муляжами. Просмотр слайд-фильма.

 

58.

Слуховой анализатор

 

Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Описывают механизм передачи звуковых сигналов.

Показывают взаимосвязь строе­ния органа слуха и выполняемой им функции.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Работают с учебником.

 

 

 

59.

 Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус

 

Называют расположение зон чув­ствительности в коре больших по­лушарий.

Описывают строение и располо­жение органов равновесия, мышеч­ного чувства, кожной чувствитель­ности, обоняния, вкуса.

 

Узнают по немым рисункам структурные компоненты вестибу­лярного аппарата

Объясняют механизм взаимодей­ствия органов чувств, формирова­ния чувств.

 

 

 

60.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

 

Дают определение ВНД. Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.  Объясняют природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты.

Повторяют материал о разноуровневой  организации деятельности мозга, безусловных и условных рефлексах и их дугах. Изучают механизм выработки условного рефлекса.

 

61.

Врожденные и приобретенные программы поведения

Лабораторная работа №22 «Выработка навыка зеркального письма»

 

Приводят  примеры врожденных и приобретенных программ поведе­ния.

Объясняют  механизм формирова­ния динамического стереотипа.  Анализируют содержание ри­сунков

и ос­новных понятий.

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Используют лаборатор­ную работу для доказательства вы­двигаемых предположений.

 

 

62.

Сон и сновидения

 

Раскрывают биологическое значение чередования сна и бодрствования. Изучают фазы сна, их характеристики,  сущность и значение снов.

Доказывают  вредное влияние переутомления,  алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему.

Характеризуют фазы сна. Работа с учебником, дополнительной литературой. Знакомятся с  правилами гигиены сна, предупреждающими его нарушение. Слушают сообщения: «Расстройство сна», «Гипноз – частичный сон».

 

63.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

Лабораторная работа №23

Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста

 

Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти.

Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов

 

64.

Воля. Эмоции. Внимание

Лабораторная работа №24 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в разных условиях»

 

Объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Приводят  примеры ситуа­ций проявления воли; объяснять термин аффект.

Описывают физиологические ос­новы внимания

Называют этапы волевого дейст­вия. Приводят примеры эмоций.

Анализируют содержания оп­ределений основных понятий. Характеризуют  основ­ные виды внимания.

 

Объясняют  причины рассе­янности на примерах жизненных ситуаций и описания жизни литера­турных героев.

Отличают проявление произволь­ного и непроизвольного внимания.

Сравнивают понятия вну­шаемость и негативизм. Сравнивают по самостоя­тельно выбранным критериям не­произвольное и произвольное вни­мание.

Используют  лаборатор­ную работу для доказательства вы­двигаемых предположений.

 

 

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

65.

Жизненные циклы. Размножение. Половая система

 

Перечисляют этапы жизненного цикла особи.

Узнают по рисункам органы размножения. Выделяют существенные признаки органов размножения человека.

Сравнивают по выделенным па­раметрам бесполое и половое размножение.

Характеризуют процесс оп­лодотворения.

 

66.

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

 

Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности.

Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека. Доказывают справедливость биогенетического закона.

 

67.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

 

Характеризуют наследствен­ные и врожденные заболевания че­ловека.

Называют меры профилактики заболеваний, передаваемых поло­вых путем.

Раскрывают вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода.

 

68.

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности

 

Называют и характеризуют типы темперамента. Сопоставляют понятия «темперамент» и «характер». Раскрывают суть понятий «темперамент», «черты характера». Изучают отличия понятий «индивид» и «личность».

Определяют возрастные этапы развития человека.

 

69

Обобщающий. Гигиена систем органов. Основные заболевания, меры предупреждение болезней. Здоровый образ жизни.

 

Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Характеризуют место и роль человека в природе. Закрепляют знания о правилах поведения в природе.

Закрепляют знания о правилах поведения в природе. Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Проводят наблюдений за состоянием собственного организма

 

Повторение(3 часа)

70.

 

Повторение.

 

Материал курса «Биология. Человек».

 

 

 

 

71.

Повторение.

 

 

Материал курса «Биология. Человек».

 

 

 

72.

Итоговая контрольная работа.

 

 

Выполняют разноуровневую контрольную работу.

 

 

Методическое обеспечение

Учебно-методическая  литература для учащихся

Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

           

Литература:

 - Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

1.      «Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.

2.      «Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы». – М., Дрофа, 2006.

3.      «Биология. 8 класс. Книга для учителя». Составитель Спиридонова Н.Ю. - М., Дрофа, 2010.

4.      «Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.

5.      Уроки биологии по курсу «Биология. 8 класс. Человек». - М., Дрофа, 2009.

 

 

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник

Рабочая программа по биологии, ориентированнная на программу Пасечника В.В.Пасечник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020