Рабочая программа по чтению для обучающихся 6-го класса по адаптированным образовательным программам (с интеллектуальными нарушениями)
Оценка 5

Рабочая программа по чтению для обучающихся 6-го класса по адаптированным образовательным программам (с интеллектуальными нарушениями)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
чтение +1
6 кл
06.11.2021
Рабочая программа по чтению для обучающихся 6-го класса по адаптированным образовательным программам (с интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков чтения по ФГОС в 6 классе школы 8 вида
Рабочая программа по чтению для обучающихся по адаптированным образовательным программам.docx

                           Рабочая программа по чтению для обучающихся по адаптированным образовательным программам (с интеллектуальными нарушениями), 6 класс

 

               

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по чтению рассчитана на 4ч. в неделю.

Цель: учить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание; учить умению делиться впечатлениями о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи: формирование осознанного, правильного плавного чтения с переходом на чтение целыми словами вслух и «про себя»; формирование умения самоконтроля и самооценки; формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).  

 

Учебный предмет «Чтение» («Литературное чтение») занимает особое место в системе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Данный курс нацелен на формирование не только навыков чтения (правильность, осознанность, выразительность, беглость), но и речевых умений. Кроме того, уроки чтения должны развивать у старшеклассников интерес к чтению доступной литературы, духовно и нравственно обогащать их. 

Чтение является сложнейшим видом речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. 

В зависимости от механизма чтения выделяют три этапа становления этого процесса: 

1-й этап – этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква-слог и понимание отстаёт от произношения. 

2-й этап – этап становления синтетических приёмов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению. 

3-й этап – этап автоматизированного чтения, при котором единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение. 

Практика показывает, что ученики старших классов с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при чтении и понимании художественных произведений. Большинство из них находится на этапе становления синтетических приёмов чтения, и это обусловлено целым рядом причин: 

§     нарушение фонематического слуха; 

§     нарушение пространственного восприятия; 

§     нарушение взаимодействия между слуховым, зрительным и кинестетическим восприятием; 

§     нарушение мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, речи; 

§     нарушение поведения и работоспособности. 

В силу перечисленных интеллектуальных и речевых недостатков этап автоматизированного чтения оказывается для умственно отсталых старшеклассников практически недостижимым. 

Стандарты для учащихся с интеллектуальными нарушениями, адаптированная образовательная программа, специальная методика обучения чтению школьников с интеллектуальными нарушениями ставят перед педагогом следующие задачи: 

§     формирование четырёх качеств техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость; 

§     знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми представлениями и понятиями; 

§     коррекция высших психических функций обучающихся (речи, мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения); 

§     формирование коммуникативных умений обучающихся; 

§     развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся; 

§     формирование нравственно-этических норм поведения обучающихся. 

Эти задачи решаются с помощью текстов, представленных в учебниках по чтению, методического аппарата к данным текстам, а также рабочей программы, разработанной самим педагогом. 

Учебный предмет «Чтение («Литературное чтение») для старших школьников с интеллектуальными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе, представлен законченной линией учебников: 

5 класс – Чтение. Автор З. Ф. Малышева; 

6 класс – Чтение. Авторы И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина; 

7 класс – Чтение. Автор А. К. Аксёнова; 

8 класс – Чтение. Автор З. Ф. Малышева; 

9 класс – Чтение. Авторы А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова. 

Данная линия позволяет педагогу реализовать требования АООП по ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию. Учебники, входящие в эту линию, являются важным источником информации и средством передачи знаний, а также содержат комплекс заданий и упражнений, закрепляющих и проверяющих эти знания. Методический аппарат учебников не только обеспечивает школьников заданиями, но и задаёт общий тон работы над художественным произведением, помогает педагогу спланировать урок, определить подходы к обучению и эффективно организовать образовательный процесс. 

 

 

Содержание учебного предмета «Чтение» в 6 классе 

 

Примерная тематика чтения 

Устное народное творчество 

Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры — игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного). Народные и литературные сказки. Мир добра и зла. 

Люблю природу русскую 

Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в связи с разными временами года. 

О далёком прошлом России 

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о далеком прошлом, о нашем времени из истории России (см. программу по истории для 6 класса). 

Животные в нашем доме 

Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных черт. 

Будь человеком, человек! 

Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нём. 

Они прославили Россию 

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие сведения о жизни великих людей прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники). 

Смешное и весёлое 

Юмористические произведения разных жанров. 

Вечный свет подвига 

Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем. 

Писатели мира — детям 

Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров. 

 

Навыки чтения 

Сознательное, правильное, выразительное и беглое чтение словосочетанием, в трудных случаях — целым словом в соответствии с нормами литературного произношения. Использование простых по содержанию и структуре слов, отрывков из текста учебника для совершенствования навыка беглого чтения. 

Чтение про себя при выполнении различных заданий. Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах. 

 

Работа с текстом 

Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания  прочитанного с опытом учащихся. 

Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту. 

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста. 

Деление текста на части, составление простого плана под руководством учителя. 

Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка. 

Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев. 

Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним. 

Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня). 

Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги. 

 

Основные требования к умениям учащихся 

1-й уровень (минимальный) 

·                читать вслух правильно, целым словом, трудные слова — по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания; 

·                читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя; 

·                отвечать на вопросы учителя; 

·                пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию; 

·                оценивать поступки героев (с помощью учителя); 

·                заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом индивидуальных особенностей учащихся); 

·                участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам. 

2-й уровень (достаточный) 

·                читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях — целым словом; 

·                читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту; 

·                делить текст на части под руководством учителя; 

·                пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова; 

·                определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним; 

·                выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя); 

·                выучить наизусть 8—10 стихотворений; 

·                читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя. 

 

Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 6 классе 

 

Личностные результаты 

·                формировать понимание важности процесса обучения; 

·                развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой; 

·                формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; 

·                развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом; 

·                формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 

·                формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; 

·                развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; 

·                развивать умение составлять тексты в устной форме; 

·                развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста; 

·                развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений; 

·                совершенствовать мотивации к систематическому, самостоятельному чтению. 

 

Предметные результаты 

·                читать текст правильно, осознанно и выразительно, вслух и про себя; 

·                делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий); 

·                определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним; 

·                пользоваться монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения, коллективном обсуждении и т. п.; 

·                самостоятельно составлять и задавать одноклассникам (или учителю) вопросы к тексту; 

·                понимать жанровые особенности произведений (сказка, стихотворение, рассказ, басня); 

·                заучивать наизусть стихотворения, басни; 

·                совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой (нахождение нужной книги по теме урока, выбор книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т. д.). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование уроков чтения и развития речи

в 6 классе, 2021-2022 учебный год (4 часа в неделю)

1 четверть

 п/п 

Кол-во часов 

Тема 

Виды работ 

Дата проведения

план

факт

1.

По В. Пескову 

 «Отечество» 

Беседа с опорой на иллюстративный материал, знания школьников. Знакомство с понятием «эпиграф». Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Объяснение таких понятий, как «Отчизна», «Отечество», «Родина», «Россия», «корни» 

 

 

2.

М. Ножкин

 «Россия» 

Беседа о России с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся. Сопоставление пословиц с текстом стихотворения. Работа над пониманием текста стихотворения (сравнения, непонятные слова и выражения, образные выражения). Работа над выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть 

 

 

3.

М. Пришвин  

«Моя Родина» 

Беседа с опорой на иллюстративный материал, знания школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Пересказ от первого лица по плану 

 

 

4.

В. Бианки

«Сентябрь» 

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Сопоставление пословиц с текстом. Выборочный пересказ 

 

 

5.

И. Бунин  

«Лес, точно терем расписной…» 

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами выразительности в стихотворении, сравнениями, описаниями, образными выражениями, сложными для понимания словами и выражениями. Сравнение описания осени у В. Бианки и И. Бунина. Высказывания учащихся, объяснения, доказательства. Заучивание стихотворения наизусть 

 

 

6.

Ю. Качаев 

«Грабитель» 

Беседа о лесных жителях с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Самостоятельный поиск незнакомых слов и их объяснение. Рассказ отрывков текста, полный пересказ 

 

 

7-8.

Б. Житков  

«Белый домик» 

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана рассказа. Словесное рисование. Работа над пересказом 

 

 

9.

Внеклассное чтение.

Чтение произведений устного народного творчества (выбор произведений на усмотрение учителя) 

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников, художественные произведения, музыку. Элементы драматизации. Выборочное чтение. Рассказывание. Работа с уголком внеклассного чтения, дневником внеклассного чтения. Конкурсы, викторины. Работа в парах и группах 

 

 

10-12.

А. Белорусец 

 «Звонкие ключи» 

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями сложными для понимания. Работа над описанием природы в тексте. Работа над характеристикой героя рассказа. Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом. Сравнительная характеристика героев рассказа Б. Житкова «Белый домик» и А. Белорусец «Звонкие ключи» 

 

 

13-15.

К. Паустовский 

«Заячьи лапы» 

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Работа над описанием грозы в тексте. Работа над характеристикой героя рассказа. Работа с иллюстрациями. Объяснение таких понятий, как «отзывчивость», «человечность», «сострадание», «помощь», «вина», «искупление». Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом 

 

 

16.

Внеклассное чтение.

Чтение рассказов о животных (выбор произведений и авторов на усмотрение учителя) 

Чтение и обсуждение рассказов о животных. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения 

 

 

17.

И. Тургенев 

«Осенний день в берёзовой роще» 

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Словесное рисование с опорой на текст, иллюстрации, картины, рисунки учащихся. Работа над рассказом-описанием 

 

 

18-19.

Е. Носов 

«Хитрюга» 

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями сложными для понимания. Работа над описанием осеннего дня в тексте. Сравнительный анализ описания осеннего дня в рассказе И. Тургенева «Осенний день в берёзовой роще» и в рассказе Е. Носова «Хитрюга». Работа над характеристикой героя рассказа. Работа с иллюстрациями. Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом. Беседа о животных, встречающихся в лесу, беседа о бережном отношении к природе 

 

 

20.

В. Бианки

«Октябрь» 

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Выборочное чтение. Словесное рисование. Пересказ по плану 

 

 

21.

С. Михалков  

«Будь человеком» 

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Объяснение приёма сравнения, который использует автор в стихотворении. Оценка поступков персонажей стихотворения. Выявление морально нравственной стороны описанного автором случая в лесу. Выяснение личного отношения к описанным событиям, чувств, которые они вызвали 

 

 

22.

Б. Заходер  

«Петя мечтает» 

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Заучивание стихотворения наизусть 

 

 

23.

По Д. Биссету  

«Слон и муравей» 

Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение 

 

 

24.

По Д. Биссету 

«Кузнечик Денди» 

Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Сравнительный анализ сказок Д. Биссета «Слон и муравей» и «Кузнечик Денди». Работа над рассказыванием сказок 

 

 

25.

Дж. Родари  

«Как один мальчик играл с палкой» 

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над пересказом 

 

 

26-27.

Дж. Родари 

«Пуговкин домик» 

Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Озаглавливание частей, работа над пересказом. Определение и объяснение мысли, объединяющей истории о мальчике Клавдио и плотнике Пуговке. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися 

 

 

28.

Внеклассное чтение.

Чтение авторских сказок (тематика сказок и выбор авторов на усмотрение учителя) 

Выборочное чтение, рассказывание отрывков из сказок. Использование элементов драматизации. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения 

 

 

29.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины) 

Беседа о произведениях устного народного творчества с опорой на иллюстрации, знания учащихся. Знакомство с новым жанром устного народного творчества – былиной. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями. 

 

 

30.

Ф. Глинка  

«Москва»

 (в сокращении) 

Беседа о Москве с опорой на иллюстрации, произведения искусства, музыку, рисунки школьников, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над образными выражениями, незнакомыми и сложными для понимания словами 

 

 

31.

В. Бианки

«Ноябрь».

 Обобщение произведений осенней тематики 

Беседа об изменениях, происходящих в природе поздней осенью, с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над техникой чтения. Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Рассказывание отрывков. Словесное рисование с опорой на иллюстрации. Составление рассказа-описания по опорным словам. Работа над образными выражениями, используемыми для описания осени. Чтение наизусть стихотворений об осени 

 

 

32-33.

По С. Алексееву  

«Без Нарвы не видать моря»,  

«На берегу Невы» 

Беседа об историческом периоде, описанном в рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями. Определение и объяснение мысли, объединяющей эти два рассказа. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 четверть


34-35.

Рассказы о русском подвиге.  

По С. Алексееву 

 «Медаль»,  

«Гришенька» 

Беседа об исторических периодах, описанных в рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями. Сравнение действий двух полководцев. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися 

 

 

36-39.

Великодушный русский воин.  

По Е. Холмогоровой 

 «Серебряный лебедь»,  

«Боевое крещение», 

 «День рождения Наполеона»,  

«В дни спокойные» 

Беседа об историческом периоде, описанном в рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами и выражениями 

 

 

40.

Внеклассное чтение.

 Чтение рассказов о подвигах народа (выбор произведений и авторов на усмотрение учителя) 

Чтение и обсуждение рассказов о войне и подвигах народа. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения 

 

 

41-43.

По Н. Носову  

«Как Незнайка сочинял стихи» 

Беседа с опорой на знания учащихся, иллюстративный материал, выставку книг, фрагменты мультфильмов о Незнайке. Работа над техникой чтения. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над характеристикой персонажей 

 

 

44.

Е. Пермяк  

«Тайна цены» 

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над смысловым значением сложных для понимания слов и словосочетаний. Составления плана к произведению. Пересказ произведения по плану 

 

 

45.

«Здравствуйте!»  

Перевод с польского

Д. Гальпериной  

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над смысловым и этимологическим значением слова «здравствуйте». Беседа о правилах приветствия старших, сверстников, знакомых и незнакомых людей. Использование элементов драматизации. Пересказ произведения по плану 

 

 

46.

В. Бианки

«Декабрь»,  

Е. Благинина 

 «Новогодние загадки» 

Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, музыку, рисунки учащихся, их знания и опыт. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Отгадывание загадок о зиме. Самостоятельное составление зимних загадок 

 

 

47.

А. Никитин  

«Встреча зимы» 

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Словесное рисование. Работа над средствами выразительности, сравнениями, описанием, трудными для понимания словами 

 

 

48.

А. Дорохов  

«Тёплый снег» 

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над описанием зимнего леса. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования 

 

 

49.

А. Пушкин  

«Вот север, тучи нагоняя…» 

Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, музыку. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности текста. Работа над раскрытием содержания произведения, объяснение смысла трудных для понимания слов и выражений. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть 

 

 

50.

Д. Хармс

 «Пушкин» 

Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Беседа об известных школьникам произведениях А. С. Пушкина 

 

 

51.

Внеклассное чтение.

Чтение произведений А.С. Пушкина (выбор произведений на усмотрение педагога) 

Беседа с опорой на иллюстративный материал, рисунки школьников, произведения искусства, музыку, отрывки из мультфильмов. Выборочное чтение. Чтение отрывков наизусть. Викторины, конкурсы. Работа с уголком внеклассного чтения, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг 

 

 

52.

В. Бианки

«Январь» 

Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации, рисунки школьников, знания и опыт учеников. Работа над пониманием народных примет, пословиц и поговорок о зиме. Работа над пересказом по плану 

 

 

53-55.

Х.-К. Андерсен

«Ель» 

Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстративный материал, рисунки учащихся, отрывки из мультфильмов, книги. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение 

 

 

56-58.

А. Чехов

 «Ванька» 

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Анализ текста по вопросам, выделение идеи произведения через отношение автора к герою и описанной ситуации. Характеристика героя рассказа. Работа над пересказом. Высказывание собственного отношения учащихся к герою рассказа 

 

 

59.

И. Никитин  

«Весело сияет месяц над селом…» 

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами выразительности. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть 

 

 

60.

И. Суриков  

«Белый снег пушистый…» 

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над средствами выразительности. Работа над выразительным чтением. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть. Сравнение стихотворения И. Никитина «Весело сияет месяц над селом…» со стихотворением И. Сурикова «Белый снег пушистый…» 

 

 

61-62.

М. Зощенко  

«Лёля и Минька. Ёлка» 

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ текста по вопросам. Сопоставление героев рассказа, составление словесного портрета. Работа над пересказом. Выделение главной мысли рассказа. Высказывание собственного отношения учащихся к героям рассказа и их поступку 

 

 

63-64.

Ю. Рытхэу

 «Пурга» 

Беседа о природе и жизни людей на Чукотке с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над описанием пурги. Словесное рисование. Работа над составлением характеристики персонажа. Работа над пересказом текста 

 

 

65-66.

Ю. Дмитриев 

 «Таинственный ночной гость» 

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Эмоциональная оценка произведения. Работа над сложными для понимания выражениями. Работа над пересказом 

 

 

 

 

3 четверть


67.

В. Бианки

«Февраль» 

Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации, рисунки школьников, знания и опыт учеников. Выборочное чтение. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения. Подготовка самостоятельных рассказов учащихся по теме произведения 

 

 

68-73.

С. Маршак 

«Двенадцать месяцев» 

Знакомство учащихся с новым жанром – пьеса-сказка. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над незнакомыми словами и выражениями. Чтение по ролям. Анализ нравственных качеств персонажей. Характеристика персонажей. Работа с иллюстративным материалом, отрывками из мультфильма, рисунками учащихся. Высказывание учащимися своего отношения к героям, коллективное обсуждение. Использование элементов драматизации. 

 

 

74-81.

По Х.-К. Андерсену 

«Снежная королева» 

Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстративный материал, рисунки учащихся, отрывки из мультфильмов, книги. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение. Использование элементов драматизации. 

 

 

82.

Внеклассное чтение.

Чтение произведений по зимней тематике (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) 

Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Рассказы школьников. Работа с уголком внеклассного чтения, читательскими дневниками 

 

 

83.

С. Смирнов  

«Первые приметы» 

Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Разучивание стихотворения наизусть 

 

 

84.

В. Бианки

 «Март» 

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения. Отгадывание весенних загадок. Самостоятельное придумывание загадок о весне 

 

 

85.

По В. Пескову  

«Весна идёт» 

Беседа о признаках весны, об особенностях прихода весны в разных странах и на разных континентах. Рассматривание иллюстративного материала, произведений искусства. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования с опорой на картину 

 

 

86.

М. Пришвин 

«Жаркий час» 

Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Работа над формированием навыка беглого чтения. Работа над средствами художественной выразительности 

 

 

87-88.

Г. Скребицкий 

«Весенняя песня» 

Беседа о признаках весны и поведении птиц с опорой на иллюстративный материал. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над составлением рассказа-описания. Чтение по ролям. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования с опорой на иллюстрацию. Рассказывание сказки 

 

 

89.

В. Жуковский 

«Жаворонок» 

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности. Разучивание стихотворения наизусть 

 

 

90.

А. Толстой  

«Детство Никиты» 

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над непонятными словами. Анализ текста по вопросам учителя. Описание весны в рассказе. Составление рассказа-описания. Пересказ текста 

 

 

91.

А. Твардовский  

«Как после мартовских метелей…» 

Беседа с опорой на произведения искусства, музыку, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Словесное рисование. Заучивание стихотворения наизусть 

 

 

92.

А. Плещеев  

«И вот шатёр свой голубой…» 

Беседа с опорой на произведения искусства, музыку, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Словесное рисование 

 

 

93.

В. Бианки

«Апрель» 

Совершенствование техники чтения. Беседа о признаках весны с опорой на иллюстрации, знания и опыт школьников. Рассказ по картине с опорой на текст произведения. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения 

 

 

94.

Внеклассное чтение.

Чтение произведений весенней тематики (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) 

Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок. Составление рассказа по плану. Работа с дневниками внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения 

 

 

95-97.

К. Паустовский 

«Стальное колечко» 

Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над описанием весеннего леса. Работа над образом героини произведения. Озаглавливание частей произведения. Работа над пересказом 

 

 

98-100.

По В. Астафьеву 

«Злодейка» 

Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами. Выборочное чтение. Работа над описанием собаки (внешность, поведение). Работа над пересказом текста 

 

 

101-102.

По Е. Барониной

 «Рассказы про зверей» 

Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Подготовка самостоятельного рассказа о понравившемся животном с опорой на план, иллюстрацию, рисунок. Рассказы учащихся о посещении зоопарка. Рассказы школьников о своих домашних питомцах. Коллективное обсуждение 

 

 

103-104.

В. Драгунский  

«Кот в сапогах» 

Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика персонажей. Работа над пересказом текста 

 

 

105.

Д. Хармс

«Заяц и ёж» 

Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям 

 

 

 

 

4 четверть


106.

И. А. Крылов 

«Зеркало и обезьяна» 

Понятие «басня» как литературный жанр. Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над иллюстративным материалом. Работа над трудными для понимания словами и выражениями. Использование элементов драматизации. Выяснение и обсуждение морали басни 

 

 

107.

Внеклассное чтение.

Чтение рассказов о дружбе и взаимовыручке (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) 

Чтение и обсуждение прочитанных произведений. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Соотнесение пословиц и поговорок с героями произведений и их поступками. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения 

 

 

108-114.

По Р. Киплингу 

«Рики-Тики-Тави» 

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Работа над описанием внешнего вида мангуста с опорой на иллюстративный материал. Составление характеристик героев сказки. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение 

 

 

115.

В. Набоков  

«Дождь пролетел…» 

Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности текста. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть 

 

 

116.

В. Бианки «Май» 

Беседа о весне с опорой на знания школьников, иллюстрации, рисунки, художественные произведения, музыку. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Сопоставление народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения. Работа над пониманием незнакомых слов и выражений 

 

 

117.

М. Дудин  

«Наши песни спеты на войне» 

Беседа о подвигах солдат во время ВОВ с опорой на иллюстрации, знания школьников. Работа над пониманием незнакомых слов и выражений. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением 

 

 

118-122.

В. Медведев 

«Звездолёт „Брунька”» 

Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ произведения по вопросам учителя. Составление характеристики героя произведения. Деление произведения на части, озаглавливание частей. Работа над пересказом по плану 

 

 

123-126.

По К. Паустовскому 

«Корзина с еловыми шишками»  

Беседа о композиторе Э. Григе с опорой на иллюстрации и отрывки из музыкальных произведений. Работа по совершенствованию техники чтения. Анализ текста произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над описанием осеннего леса. Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя. Работа над кратким пересказом текста 

 

 

127-130.

По А. де Сент-Экзюпери

 «Маленький принц» 

Работа по совершенствованию техники чтения. Анализ текста произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя. Работа над характеристикой образа главного героя. Словесное рисование. Работа над пересказом текста 

 

 

131.

Внеклассное чтение.

Чтение рассказов зарубежных писателей (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) 

Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников. Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям. Рассказы учащихся. Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение 

 

 

132.

В. Астафьев 

«Зорькина песня» 

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над описанием. Выделение главной мысли произведения с опорой на вопросы учителя 

 

 

133.

Н. Рыленков  

«Нынче ветер, как мальчишка …» 

Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть 

 

 

134.

Обобщающий урок по теме

«Весна» 

Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок. Составление рассказа по плану 

 

 

135.

Внеклассное чтение.

 Чтение юмористических стихотворений и рассказов (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя) 

Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, знания школьников. Оценка персонажей, прочитанных произведений, высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям. Рассказы учащихся. Викторины, конкурсы, коллективное обсуждение 

 

 

136.

1

Резерв

 

 

 

 


 

Рабочая программа по чтению для обучающихся по адаптированным образовательным программам (с интеллектуальными нарушениями), 6 класс

Рабочая программа по чтению для обучающихся по адаптированным образовательным программам (с интеллектуальными нарушениями), 6 класс

Практика показывает, что ученики старших классов с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при чтении и понимании художественных произведений

Практика показывает, что ученики старших классов с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при чтении и понимании художественных произведений

Учебники, входящие в эту линию, являются важным источником информации и средством передачи знаний, а также содержат комплекс заданий и упражнений, закрепляющих и проверяющих эти знания

Учебники, входящие в эту линию, являются важным источником информации и средством передачи знаний, а также содержат комплекс заданий и упражнений, закрепляющих и проверяющих эти знания

Сознательное, правильное, выразительное и беглое чтение словосочетанием, в трудных случаях — целым словом в соответствии с нормами литературного произношения

Сознательное, правильное, выразительное и беглое чтение словосочетанием, в трудных случаях — целым словом в соответствии с нормами литературного произношения

Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 6 классе

Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 6 классе

Предметные результаты · читать текст правильно, осознанно и выразительно, вслух и про себя; · делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ,…

Предметные результаты · читать текст правильно, осознанно и выразительно, вслух и про себя; · делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ,…

Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 6 классе, 2021-2022 учебный год (4 часа в неделю) 1 четверть № п/п

Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 6 классе, 2021-2022 учебный год (4 часа в неделю) 1 четверть № п/п

Сопоставление пословиц с текстом

Сопоставление пословиц с текстом

Б. Житкова «Белый домик» и А.

Б. Житкова «Белый домик» и А.

Выборочное чтение. Словесное рисование

Выборочное чтение. Словесное рисование

Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины)

Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины)

Рассказы о русском подвиге.

Рассказы о русском подвиге.

Использование элементов драматизации

Использование элементов драматизации

Беседа с опорой на иллюстративный материал, рисунки школьников, произведения искусства, музыку, отрывки из мультфильмов

Беседа с опорой на иллюстративный материал, рисунки школьников, произведения искусства, музыку, отрывки из мультфильмов

И. Сурикова «Белый снег пушистый…» 61-62

И. Сурикова «Белый снег пушистый…» 61-62

По Х.-К. Андерсену «Снежная королева»

По Х.-К. Андерсену «Снежная королева»

М. Пришвин «Жаркий час» Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку

М. Пришвин «Жаркий час» Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку

Внеклассное чтение. Чтение произведений весенней тематики (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя)

Внеклассное чтение. Чтение произведений весенней тематики (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя)

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

М. Дудин «Наши песни спеты на войне»

М. Дудин «Наши песни спеты на войне»

Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка …»

Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка …»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2021