Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Приложение
к основной адаптированной
образовательной программе, утверждённой
приказом № от « » 2018 г.
Рабочая программа по дефектологии
«Я познаю окружающий мир»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
1 класс (2 группа)
Разработчик программы: Лазарева Любовь Геннадьевна,
учитель начальных классов
«Рассмотрена» на методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «Гатчинская НОШ №5» «19 » мая2018г. |
«Согласована» Заместитель директора по УВР ____________________(Кохович Н.К.) |
Содержание:
1. Пояснительная записка…………………………………………………стр.3
2. Особенности познавательной активности детей 1 класса……………стр.3
3. Планируемые результаты………………………………………………стр.3-4
4. Цели и задачи реализации программы…………………………………стр.4
5. Содержание программы………………………………………………..стр.4
6. Тематический план……………………………………………………...стр.4
Рабочая программа по дефектологии
«Я познаю окружающий мир»
(групповая работа)
1. Пояснительная записка:
Богатство представлений о явлениях природы и общественной жизни, о мире предметов и вещей, созданных руками человека, имеет существенное значение для умственного и нравственного развития, для формирования личностных качеств ребенка. Представления об окружающем мире влияют на содержание игр детей, на их общение со сверстниками и взрослыми. Чем ярче впечатления детей, тем больше они знают, тем интереснее и богаче их жизнь, тем вернее они отражают действительность в продуктивных видах деятельности.
На занятиях дефектолога по ознакомлению с окружающим обогащается чувственный опыт умственно отсталого ребенка: он учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, дефектолог способствует тому, что у детей создается чувственная основа для речевых обобщений. Стержнем всей программы является работа по коррекции и развитию высших психических функций, на основе которой и формируется как речевая деятельность, так и социальная адаптация.
Состав 1-1 класса крайне неоднороден. Среди 9 учащихся -2 с умеренной умственной отсталостью, семеро с умственной отсталостью легкой степени осложненной различными дефектами:1 ребенок с РДА (Валерия), двое с аутичным поведением, влияющим на усвоение информации из окружающего мира (Денис и Андрей), двое с глубокими нарушениями речи (ринолалия и дизартрия- Егор и Сергей), один ученик слабовидящий (Михаил).
2. Особенности познавательной активности детей 1 класса
Учащиеся избегают умственных усилий, часто протестуют против организованной совместной деятельности. У детей не выражены игровые интересы, часто наблюдаются неспецифические манипуляции с игрушками и предметами. Обучающиеся не проявляют интереса к новому, не замечают дополнений / изменений в окружающей обстановке. Дети запоминают длительно, воспроизводят неточно. Пассивный словарь беден, накапливание слов происходит медленно. Артикуляционная моторика развита недостаточно.
3.Планируемые результаты:
Личностные результаты:
-Формирование потребности в общении – высказывание детьми желания любыми способами взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-Снятие «режима молчания» - т.е. вовлечение всех участников коррекционного процесса в доступный диалог с применением вербальных и невербальных средств общения.
Достаточный уровень:
-Появление мотивации связного устного высказывания, на основе постоянного включения в работу различных операций высших психических функций (мышления, памяти, внимания).
-Расширение кругозора об окружающем мире.
Коррекционно-развивающая программа «Я познаю окружающий мир» нацелена создать условия для социализации детей со сложной структурой дефекта, создать условия для эмоционального комфорта, сохранения физического и психического здоровья учащихся 1 класса.
4.Цели и задачи реализации программы:
Цель: реализация коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, направленных на развитие познавательной сферы уч-ся 1-1 класса (1 вариант программы АООП)
Задачи:
- учить различать общее и частное, целое и
части, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи;
-учить ориентироваться в пространстве;
-развивать зрительное и слуховое восприятие,
воображение, память и речь;
-формировать способность к распределению и
устойчивости внимания;
- воспитывать у детей умение отвечать
распространёнными предложениями и выслушивать ответы товарищей.
5.Содержание программы:
Программа по ознакомлению
младших школьников с окружающим миром предполагает использование различных
средств и методов. Прежде всего, это наблюдение (рассматривание,
исследование, выявление свойств).
Большое внимание отводится беседам с детьми, во время которых педагог не только
закрепляет знания, но и формирует у детей положительное эмоциональное отношение
к содержанию беседы.
Основным видом деятельности по-прежнему остаётся игра. Большое значение приобретают
дидактические игры и упражнения, развивающие мышление, внимание,
воображение ребят. Они помогают детям не только закрепить полученные ими
ранее знания, но и учат общаться друг с другом, быть увереннее.
Программа состоит из практических упражнений, занятий по конструированию, игр-соревнований, игр-путешествий, игр-имитаций и практикумов по темам: «Развитие геометрических понятий», «Развитие высших психических функций», «Совершенствование графо-моторных навыков» и «Развитие когнитивных процессов».
Занятия проводятся в полной группе, (1-3 среда месяца) и призваны расширять кругозор учеников, их представления об окружающем мире.
6. Тематический план:
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Развитие геометрических понятий |
3 ч |
2. |
Развитие ВПФ |
8 ч |
3. |
Совершенствование графо -моторных навыков |
3 ч |
4. |
Развитие когнитивных процессов |
4 ч |
|
Итого: |
17 часов |
Календарно-тематический план
«Я познаю окружающий мир»
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма проведения |
|
Факт. дата |
|
Развитие геометрических понятий |
|
|
|
|
1 |
Геометрия рядом с нами |
1 |
Практич. упражнения |
05.09 |
|
2 |
Кровать для Мишки |
1 |
Занятие по конструированию |
19.09 |
|
3 |
Один-много. Шар-куб. |
1 |
Практич.упражнения |
03.10 |
|
|
Развитие ВПФ |
|
|
|
|
4 |
Развиваем внимание и память |
1 |
Игра-соревнование |
17.10 |
|
5 |
Помоги Незнайке |
1 |
Игра-путешествие |
13.11 |
|
6 |
Школа |
1 |
Игра-имитация |
27.11 |
|
7 |
Остров Внимания |
1 |
Игра-путешествие |
12.12 |
|
8 |
Развиваем восприятие и память |
1 |
Игра-соревнование |
26.12 |
|
9 |
Поиграй с Буратино |
1 |
Практич.упражнения |
09.01 |
|
10 |
Развиваем память |
1 |
Игра-соревнование |
23.01 |
|
11 |
Лесная школа |
1 |
Игра-путешествие |
06.02 |
|
|
Совершенствование графо -моторных навыков |
|
|
|
|
12 |
Я рисую лучше всех! |
1 |
Игра-соревнование |
27.02 |
|
13 |
Мы разведчики |
1 |
Игра-путешествие |
13.03 |
|
|
Развитие когнитивных процессов |
|
|
|
|
14 |
Игры с зайчиком |
1 |
Практ.упр. |
03.04 |
|
15 |
В гостях у зайца |
1 |
Игра-имитация |
17.04 |
|
16 |
Поможем волку |
1 |
Игра-соревнование |
15.05 |
|
17 |
Поможем Буратино |
1 |
Практикум |
29.05 |
|
|
Итого: |
17 часов |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.