Министерство образования Республики Башкортостан
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Салаватская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей технологии и эстетического цикла (Протокол №__от____сентября 2019г.) _______________ И.С. Новокрещенова
|
СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР _________О.М. Шивцова «___»____________2019г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Салаватская КШ __________Т.П. Турбина (Пр.№____от «_____» сентября 2019г.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профессионально-трудовому обучению (декоративно-прикладному искусству)
для 5класса
на 2019 – 2020 учебный год
|
|
Автор – составитель: Суркина Елена Сергеевна, учитель технологии высшей категории |
2019г.
Содержание
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Общая характеристика учебного предмета |
4 |
3. |
Описание места учебного предмета в учебном плане |
5 |
4. |
Личностные, базовые и предметные результаты; оценка достижения планируемых результатов |
6 |
5. |
Содержание учебного предмета |
10 |
6. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности |
12 |
7. |
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (приложение 1) |
16 |
8. |
График проведения контрольных работ, реализации проектной деятельности (приложение 2) |
29 |
9. |
Контрольно-измерительные материалы (приложение 3) |
30 |
1. Пояснительная записка.
Предлагаемая программа по декоративно-прикладному искусству предназначена для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Она составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ Салаватская коррекционная школа на 2019-2020 учебный год и на основании программ: «Ремесло» для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости в коррекционной школе VIII вида, авторы М.В. Лазорева, И.А. Анисимова; «Начала художественного ремесла» для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости в коррекционной школе VIII вида, авторы Е.В. Царева, С.Е. Щербакова. Программа носит вариативный характер, так как в классах вместе обучаются дети с лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости.
Структура адаптированной образовательной программы для умственно отсталых детей соответствует основной цели их образования ― введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, ориентированного на норму развития. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования умственно отсталых обучающихся как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования умственно отсталых детей как овладение знаниями, умениями и навыками, которые необходимы ребёнку в обыденной жизни, для решения различных практических задач. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
- развитие организационных умений и навыков;
- закрепление и расширение знаний;
- ознакомление учащихся с видами и свойствами, назначением и применением предметов, способами их обработки;
- совершенствование общетрудовых умений и навыков;
- осуществление эстетического воспитания;
- ознакомление учащихся с профессиональной деятельностью людей.
Наряду с основными задачами на уроках трудового обучения решаются и специальные (коррекционные) задачи направленные:
- на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности;
- на повышение познавательной активности;
- на компенсацию недоразвития эмоционально-личностной сферы;
- на коррекцию недоразвития моторных функций.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, коллективные, групповые.
Технология обучения: вводный урок, урок формирования (сообщения) новых знаний, урок формирования и закрепления умений и навыков обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, комбинированный урок.
Методы, в основе которых лежит способ организации урока:
- словесный (беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по образцу, по инструкционным картам, схемам, по памяти).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчёт о проделанной работы.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Трудовое обучение – важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Труд является благоприятным условием его обучения и воспитания. Формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков способствует социальной адаптации ребёнка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития. Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Темы в программе могут быть исключены и или включены новые темы, относящиеся к народным ремеслам, в зависимости от технического оснащения школы, профессионального уровня учителя, места проживания воспитанников, а также от народных традиций данной местности.
Целью программы является не только знакомство с различными техниками, древними и современными, традиционными и нетрадиционными, но и овладение элементарными навыками изготовления тех или иных изделий.
Особенности психофизического развития данной категории детей являются причиной того, что на первых порах обучения ученики нуждаются в значительной помощи учителя и ещё не могут самостоятельно выполнять многие трудовые задания. Однако помощь педагога на разных этапах обучения должна варьироваться и постепенно уменьшаться.
Основное содержание подготовки состоит в том, чтобы в процессе обучения сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определённую сумму специальных знаний. На уроках труда учителю следует выявлять возможности каждого воспитанника обучению и соответствующим образом ориентировать его. При обучении труду также необходимо систематически осуществлять эстетическое воспитание. Помочь детям понять и почувствовать красоту изделий, красоту материала, отличать аккуратные работы от плохих, некачественно сделанных работ. Учителю нужно в каждом конкретном случае определить, на чём именно заострить внимание обучающихся.
Тематика занятий строится с учётом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более успешно усваивающим предмет детям предлагается более сложная конструкция, менее подготовленным модно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.
Контрольные работы составляются учителем, с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей детей, объёма изученного материала, с опорой на разработанное тематическое планирование.
Главными характерными особенностями изделий, которые делают дети, является практичность, красочность, декоративность и лаконичность. Это делает изделия понятными и доступными не только для изготовления, но и для восприятия. В прошлом традиционным мастерством овладевали с детства, начиная с наблюдения и выполнения каких-либо несложных работ. Здесь все основано на отработанных профессиональных навыках и приемах выработанных на протяжении многих поколений.
Ремесло и декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать, преобразовывать предметный мир. Люди стремились к тому, чтобы вещи были не только практичными и удобными для использования, но и привлекательными по внешнему виду. Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища – все служило объектом ремесла и творчества, любая вещь могла тать художественным произведением.
В программе предусматривается дифференцированный подход к обучающимся с разными возможностями в усвоении учебного плана по трудовому обучению, что обеспечивает вариативностью программы «ДПИ».
Дети с нарушениями в умственном и физическом развитии вполне способны овладеть многими из этих приемов, что и предусматривается программой.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Профессионально-трудовое обучение (ДПИ)» как часть предметной области «Технология» изучается в 5 классе при нагрузке 6 часов в неделю в качестве федерального компонента (обязательного) учебного плана, программа рассчитана на 34 учебных недели.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по ДПИ, но и иным предметам. Изучение предмета «ДПИ» основано на межпредметных связях с предметами: «Чтение (литературное чтение), «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
4. Личностные, базовые и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по «ДПИ» направлено на достижение обучающимися базовых, личностных и предметных результатов.
Базовые результаты характеризуют уровень сформированности способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «ДПИ»:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России и Республики Башкортостан; знание культуры своего народа, своей республики, основ культурного наследия; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и своей республики, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета. АООП (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами:
- минимальный - является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью;
- достаточный - не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
· знание правил организации рабочего места; · знание видов трудовых работ; · знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; · знание названий инструментов, необходимых для урока, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; · знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия); · умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; · умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей; · умение составлять стандартный план работы по пунктам; · умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; · умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; декоративными лентами, природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; бисером; древесиной и др.); · умение выполнять несложный ремонт одежды.
|
· знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; · знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; · знание видов художественных ремесел; · умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради; · умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ; · умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; · умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно расходовать материалы; · умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; · умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; · оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); · устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; · выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения. |
Система оценки планируемых предметных результатов освоения программы.
Подход к оценке знаний и умений обучающегося с умственной отсталостью по «академическому» компоненту предлагается в целом сохранить в его традиционном виде. При этом учёт особых образовательных потребностей умственно отсталого ребёнка предполагает введение специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребёнка в освоении образовательной программы, оценки собственно коррекционного эффекта обучения и обеспечения возможности гибкой индивидуальной корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» — от 51% до 65% заданий;
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Оценка практических работ
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы. Обучающийся хорошо владеет материалом, знает основы композиции, легко ориентируется в задании, творчески подходит к выполнению работы, аккуратен и соблюдает технику безопасности во время работы;
Оценка «4» - выставляется за аккуратное выполнение работы, обучающийся хорошо владеет материалом, но допускает неточности в выполнении работы, несмотря на помощь учителя; испытывает затруднения при выполнении работы творческого характера
Оценка «3» - выставляется обучающемуся за неаккуратную работу, имеющую грубые неточности в выполнении работы (в восприятии формы, конструкции, величины, цвета предметов, расположения в пространстве), выполненную со значительной помощью и требующую корректировки со стороны учителя, изобразительная деятельность только репродуктивного характера.
При сомнительных результатах практической работы, оценка всегда ставится в пользу ученика.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов во время бесед принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения материала; б) полнота ответа; в) последовательность изложения и речевое оформление ответа;
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя логично сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности; делает некоторые ошибки в речи; недостаточно свободно владеет материалом;
Оценка «3» ставится, если обучающийся излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить своё высказывание примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в значительной помощи учителя.
Выставление отметки за семестр выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.
Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по семестрам с учетом динамики индивидуальных учебных достижений обучающихся на конец года.
5. Содержание учебного предмета.
На всех этапах обучения учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами декоративно-прикладного искусства, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить традиции, связанные с украшением интерьера помещения. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.
5 класс
6 часов неделю.
В программу включены следующие разделы:
Вводный урок.
Работа с бисером.
Лепка. Пластилин.
Работа с природным материалом.
Работа с тканью, лентами. Шитье. Техника «Канзаши».
Работа с бросовым материалом.
Работа со шпагатом.
Работа с витражными красками.
Работа с бумагой и картоном. Квиллинг (работа с бумагой)
Композиционные и декоративные работы (выполнение в смешанных техниках).
Предполагаемые результаты обучения:
- знать название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- знать правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- знать приёмы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- уметь правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
- уметь организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- выполнять изделия по инструкционной карте или собственному замыслу.
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество часов в семестр |
Количество часов в год |
||
1 |
2 |
3 |
|||
5 |
6 |
62 |
64 |
78 |
204 |
Контрольные работы: 1 контрольная работа в семестр (3 семестра), 1 итоговая контрольная работа.
Запланирована 1 экскурсия.
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Учебно-методический комплекс:
Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ Салаватская КШ (вариант 1).
На уроках используется наглядный, иллюстративный, демонстрационный, раздаточный дидактический материал в соответствии с тематикой предмета.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются:
- наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета, каталог иллюстраций;
- оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер).
Дополнительная литература:
1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории. – СПб.: Детство-Пресс, 2001
2. Водяная, Л. Оригами. – чудеса из бумаги. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
3. Гайдаенко, Е.А. Нечто из ничего. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
4. Горнова, Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. - Волгоград, Учитель, 2008;
5. Давыдова, Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 32с.
6. Давыдова, Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80с.
7. Давыдова, Г.Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
8. Давыдова, Г.Н. Поделки из бросового материала. Выпуск 3. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 48с.
9. Леонова, О. Рисуем нитью. Ажурные картинкы. – СПб.: Литера, 2005
10. Нагибина, М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224с.
11. Петрова, И.М. Аппликация для дошкольников: Учебно-методическое пособие для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 64с.
12. Петрова, И.М. Объёмная аппликация: учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 48с
13. Пищикова, Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 64с.
14. Проснякова, Т.П. Уроки мастерства. Учебник для 3-го класса. 2-е изд., исправленное. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2003. – 120с.
15. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 100с.
16. Соколова, С.В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитанников ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 64с.
Титова, Е. П. Методика преподавания модуля "Декоративно-прикладное творчество на уроке технологии" /1 - сентября. - 2008.
17. Узорова, О.В. Физкультурные минутки. – М.: Астрель-АСТ-Ермак, 2004. – 100с.
18. Цирулик, Н.А. Уроки творчества. Учебник для 2-го класса. 2-е изд., исправленное. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2003. – 112с.
Электронные образовательные ресурсы:
Ремесло, декоративно-прикладное искусство |
Энциклопедия искусства - http://www.artprojekt.ru/Menu.html |
Электроннная библиотека - http://www.bibliotekar.ru/index.htm |
Страна мастеров - http://stranamasterov.ru/ |
Методическая копилка - Искусство - http://vmo.omskedu.ru/modules/smartsection/category.php?categoryid=75 |
Для учителя ИЗО - http://www.proshkolu.ru/user/kuchina70/folder/45623/ |
Творческое объединение учителей технологии - https://vk.com/club31110104 |
Екатерина Богдановна, автор сайта Masterclassy.ru. - http://masterclassy.ru/rassylka/14101-30-luchshih-master-klassov-konkursy-i-podarki-vypusk-247.html |
Блог дизайнера Kulikova Anastasia: https://e.mail.ru/message/14417825820000000488/ |
Клуб рукоделия - https://vk.com/be.kreativ |
Идеи для творчества и подарков своими руками - https://vk.com/i_d_t |
Рукодельный домик, хобби, вкусные рецепты - https://vk.com/public51453752 |
Романтика и декор своими руками - https://vk.com/romantika_for_you |
Природный материал/аппликации - http://aplikacii.ru/category/natural |
Поделки своими руками - http://montessoriself.ru/sledyi-zhivotnyih-dlya-detey |
Канзаши - http://mamakuban.ru/index.php/blog?start=44; https://www.youtube.com/watch?v=JIDHKXGgDc4; http://vk.com/wall-40119191_316992 |
Роспись витражными красками - http://urozhayniy.com/vitrazhnaya-rospis-diska-svoimi-rukami-master-klass-lyudmilyi-vorontsovoy/ |
Образовательный процесс оснащается.
Для выполнения работ необходимы определённые материалы, инструменты и приспособления:
- бисер разных видов и размеров;
- проволока №3 и №4;
- леска;
- природный материал (веточки, крылатки клёна, ракушки, жёлуди, семена тыквы, подсолнуха, арбуза, ягоды рябины, шишки);
- бумага цветная, гофрированная, бархатная, писчая, обёрточная; картон цветной, белый, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки;
- различные оригинальные материалы (пуговицы, камешки, блёстки, бусинки);
- нитки для вязания ярких цветов;
- разного вида ткань, атласные ленты;
- вата, синтепон, капрон;
- шпагат;
- разная фурнитура для декора;
- бросовый материал (старые газеты, туалетная бумага, коробки картонные, пластиковые стаканчики, пластмассовые бутылки, баночки, компьютерные диски, одноразовые тарелки; поролон, спички, кусочки кожи, ткани, проволоки);
- клей ПВА и «Момент»;
- иголки, иголки для вышивки, ножницы, линейки и пр.;
- клеевой пистолет;
- карандаши простые и цветные, краски, кисти.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Дата проведения |
Кол-во часов |
Содержание материала |
Словарь |
Эколого-валеологическое и региональный компонент |
||
I семестр |
||||||||
1 2 |
2.09.19 |
|
2 |
Вводное занятие. Беседа, ознакомление учащихся с особенностями предмета. Правила техники безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. |
|
|
||
Работа с бисером |
||||||||
3 4 |
4.09.19 |
|
2 |
Вводное занятие. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Техника безопасности. Материалы и инструменты в бисероплетении. |
|
|
||
5 6 |
5.09.19 |
|
2 |
Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция. Техники плетения. |
|
|
||
7 8 |
9.09.19 |
|
2 |
Техники плетения: параллельное, игольчатое, петельное. |
|
|
||
9 10 |
11.09.19 |
|
2 |
Техники плетения: параллельное, игольчатое, петельное. |
|
|
||
11 12 |
12.09.19 |
|
2 |
Плетение на проволоке. Практическая работа по плетению в плоской параллельной технике, с применением петельного плетения. |
|
|
||
13 14 |
16.09.19 |
|
2 |
Плетение на проволоке. Игрушки-сувениры. Практическая работа по плетению в плоской параллельной технике, с применением петельного плетения. |
|
|
||
Пластилинография |
||||||||
15 16 |
18.09.19 |
|
2 |
Из истории лепки. Понятие «пластилинография». Свойства пластилина. Основные способы и приемы работы с пластилином. |
пластилинография |
|
||
17 18 |
19.09.19 |
|
2 |
Открытка «Осенний лист». Вымазывание. |
|
|
||
19 20 |
23.09.19 |
|
2 |
Панно «Осеннее дерево». Жгут. |
|
|
||
21 22 |
25.09.19 |
|
2 |
Композиция «Ветка рябины». |
композиция |
|
||
23 24 |
26.09.19 |
|
2 |
Композиция «Подсолнух». Жгут. |
|
|
||
25 26 |
30.09.19 |
|
2 |
Композиция «Бабочка». Жгут. |
|
|
||
27 28 |
2.10.19 |
|
2 |
Композиция «Фрукты». Вымазывание. |
|
|
||
29 30 |
3.10.19 |
|
2 |
Экскурсия в парк с целью сбора природного материала. Обработка природного материала. |
|
|
||
31 32 |
7.10.19 |
|
2 |
Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей). |
аппликация |
|
||
33 34 |
14.10.19 |
|
2 |
Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей). |
|
|
||
35 36 |
16.10.19 |
|
2 |
Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей). |
|
|
||
Работа с природным материалом |
||||||||
37 38 |
17.10.19 |
|
2 |
Приёмы обработки природного материала. Правила работы с засушенными листьями. Демонстрация образцов, иллюстраций, выполненных из природного материала. |
|
|
||
39 40 |
21.10.19 |
|
2 |
Изготовление композиции из засушенных растений. |
композиция |
|
||
41 42 |
23.10.19 |
|
2 |
Изготовление композиции из шишек и семечек. |
|
|
||
43 44 |
24.10.19 |
|
2 |
Изготовление композиции из жёлудей и крылаток клёна. |
|
|
||
45 46 |
28.10.19 |
|
2 |
Изготовление композиции из камней, веток. |
|
|
||
47 48 |
30.10.19 |
|
2 |
Изготовление композиции из засушенных листьев. |
|
|
||
49 50 |
31.10.19 |
|
2 |
Мозаика (с использованием семян, листьев). |
мозаика |
|
||
51 52 |
6.11.19 |
|
2 |
Мозаика (с использованием семян, листьев). |
|
|
||
53 54 |
7.11.19 |
|
2 |
Изготовление композиции с использованием природного материала. |
|
|
||
Работа с бумагой, картоном. Квиллинг |
||||||||
55 56 |
11.11.19 |
|
2 |
История бумаги. Опыты с бумагой. Техника безопасности при работе. |
|
|
||
57 58 |
13.10.19 |
|
2 |
Вырезание симметричных форм. Простые симметричные формы. Аппликация из геометрических фигур. |
аппликация |
|
||
59 60 |
14.11.19 |
|
2 |
Контрольная работа. Правила безопасной работы с ножницами, клеем, пластилином, с природным материалом. |
|
|
||
61 62 |
18.11.19 |
|
2 |
Работа над ошибками. |
симметрия |
|
||
II семестр |
||||||||
1 2 |
25.11.19 |
|
2 |
Квиллинг. Основные формы и фигуры. |
|
|
||
3 4 |
27.11.19 |
|
2 |
Заготовки в квиллинге. |
|
|
||
5 6 |
28.11.19 |
|
2 |
Картина на плоскости в технике квиллинг. |
оригами |
|
||
7 8 |
2.12.19 |
|
2 |
Картина на плоскости в технике квиллинг. |
|
|
||
9 10 |
4.12.19 |
|
2 |
Объёмный квиллинг. |
|
|
||
11 12 |
5.12.19 |
|
2 |
Объёмный квиллинг. |
|
|
||
13 14 |
9.12.19 |
|
2 |
Снежинка в технике квиллинг. |
|
|
||
15 16 |
11.12.19 |
|
2 |
Снежинка в технике квиллинг. |
|
|
||
Работа со шпагатом и бросовым материалом |
||||||||
17 18 |
12.12.19 |
|
2 |
Вводное занятие. Правила безопасной работы с клеем «Момент Кристалл». Изготовление вазы из пластиковой бутылки. |
|
|
||
19 20 |
16.12.19 |
|
2 |
Обмотка ваза, бутылки шпагатом. |
папье-маше |
|
||
21 22 |
18.12.19 |
|
2 |
Обмотка ваза, бутылки шпагатом. |
грунтовка |
|
||
23 24 |
19.12.19 |
|
2 |
Декорирование вазы, бутылки. |
|
|
||
25 26 |
23.12.19 |
|
2 |
Декорирование вазы, бутылки. |
|
|
||
Мелкий ремонт одежды. Работа с тканью, изготовление изделий |
||||||||
27 28 |
25.12.19 |
|
2 |
Из истории шитья и вышивания. Основные инструменты. Правила безопасной работы с иголкой. Шов «вперед иголку». Двойной шов «вперед иголку» |
шов «вперед иголка» |
|
||
29 30 |
26.12.19 |
|
2 |
Шов «ручная строчка». Шов «через край». Шов «петельный» и его варианты Тамбурные швы и его варианты |
«ручная строчка», «через край», «петельный» |
|
||
31 32 |
30.12.19 |
|
2 |
Выполнение вышивки с использованием разных видов швов |
вышивка |
|
||
33 34 |
9.01.20 |
|
2 |
Выполнение вышивки с использованием разных видов швов |
|
|
||
35 36 |
13.01.20 |
|
2 |
Выполнение вышивки с использованием разных видов швов |
|
|
||
37 38 |
15.01.20 |
|
2 |
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. Способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями |
|
|
||
39 40 |
16.01.20 |
|
2 |
Кройка и шитьё игольницы – подушечки. |
|
|
||
41 42 |
20.01.20 |
|
2 |
Декоративное украшение готового изделия. |
|
|
||
43 44 |
22.01.20 |
|
2 |
Кройка и шитье футляра для ножниц. |
|
|
||
45 46 |
23.01.20 |
|
2 |
Пошив мягкой игрушки по выбору. Выкройка деталей. |
|
|
||
47 48 |
27.01.20 |
|
2 |
Пошив мягкой игрушки по выбору. Выкройка деталей. |
|
|
||
49 50 |
29.01.20 |
|
2 |
Пошив основных деталей. |
|
|
||
51 52 |
30.01.20 |
|
2 |
Пошив основных деталей. |
|
|
||
53 54 |
3.02.20 |
|
2 |
Пошив основных деталей. |
|
|
||
55 56 |
5.02.20 |
|
2 |
Сборка деталей мягкой игрушки. |
|
|
||
57 58 |
6.02.20 |
|
2 |
Сборка деталей мягкой игрушки. |
|
|
||
59 60 |
10.02.20 |
|
2 |
Набивка игрушки наполнителем. Декорирование. |
|
|
||
61 62 |
12.02.20 |
|
2 |
Контрольная работа за 2 семестр «Панно в технике квиллинг». |
|
|
||
63 64 |
13.02.20 |
|
2 |
Работа над ошибками. |
|
|
||
III семестр |
||||||||
Композиционные и декоративные работы (выполнение в смешанных техниках) |
||||||||
1 2 |
24.02.20 |
|
2 |
Из истории «канзаши». Основные инструменты. Правила безопасной работы в технике «канзаши». |
|
|
||
3 4 |
26.02.20 |
|
2 |
Цветок в технике канзаши. Подготовка заготовок-лепестков цветка. |
|
|
||
5 6 |
27.02.20 |
|
2 |
Подготовка заготовок-лепестков цветка. |
|
|
||
7 8 |
2.03.20 |
|
2 |
Подготовка заготовок-лепестков цветка. |
канзаши |
|
||
9 10 |
4.03.20 |
|
2 |
Правила безопасной работы с клеевым термопистолетом. Сборка цветка. |
|
|
||
11 12 |
5.03.20 |
|
2 |
Обмотка ободка атласными лентами. |
|
|
||
13 14 |
9.03.20 |
|
2 |
Изготовление бантика из атласных лент. Украшение ободка. |
|
|
||
15 16 |
11.03.20 |
|
2 |
Украшения для волос в технике канзаши. Подготовка лепестков. |
|
|
||
17 18 |
12.03.20 |
|
2 |
Сборка лепестков в цветок. |
|
|
||
19 20 |
16.03.20 |
|
2 |
Панно с элементами канзаши. Подготовка заготовок. |
|
|
||
21 22 |
18.03.20 |
|
2 |
Панно с элементами канзаши. Сборка. Декорирование. |
|
|
||
Работа с витражными красками |
||||||||
23 24 |
19.03.20 |
|
2 |
ТБ при работе со стеклом. Витраж. Приемы, способы выполнения. |
|
|
||
25 26 |
23.03.20 |
|
2 |
Нанесение контура. Картина на стекле фоторамки. Заполнение контура. |
|
|
||
27 28 |
25.03.20 |
|
2 |
Картина на фоторамке по выбору. |
|
|
||
29 30 |
26.03.20 |
|
2 |
Картина на фоторамке по выбору. |
витраж |
|
||
31 32 |
30.03.20 |
|
2 |
Точечная роспись акриловыми контурами. |
краски по стеклу |
|
||
33 34 |
1.04.20 |
|
2 |
Точечная роспись акриловыми контурами. |
|
|
||
35 36 |
2.04.20 |
|
2 |
Ваза. Витражные краски. |
|
|
||
37 38 |
13.04.20 |
|
2 |
Подсвечник. Витражные краски. |
|
|
||
39 40 |
15.04.20 |
|
2 |
Роспись тарелки. Витражные краски. |
|
|
||
Работа в технике декупаж |
||||||||
41 42 |
16.04.20 |
|
2 |
Из истории техники «декупаж». Основные инструменты и материал. Правила безопасной работы. |
декупаж |
|
||
43 44 |
20.04.20 |
|
2 |
Дизайнерские возможности декупажа. Понятие цвета и цветового круга. |
|
|
||
45 46 |
22.04.20 |
|
2 |
Рамка для фотографии. |
|
|
||
47 48 |
23.04.20 |
|
2 |
Декупаж свечей |
|
|
||
49 50 |
27.04.20 |
|
2 |
Декупаж на дереве. Декупаж деревянной разделочной доски. |
|
|
||
51 52 |
29.04.20 |
|
2 |
Декупаж на дереве. Декупаж шкатулки. |
|
|
||
53 54 |
30.04.20 |
|
2 |
Покрытие лаком. Декорирование изделия. |
|
|
||
55 56 |
4.05.20 |
|
2 |
Декупаж на металле. Правильная подготовка металлической поверхности. Информация по специальным грунтам. |
|
|
||
57 58 |
6.05.20 |
|
2 |
Декор металлической баночки. |
|
|
||
59 60 |
7.05.20 |
|
2 |
Декупаж на картоне. Приемы декорирования. |
|
|
||
61 62 |
11.05.20 |
|
2 |
Декупаж картонной коробки для подарка. |
|
|
||
63 64 |
13.05.20 |
|
2 |
Подставка под горячее (из шпагата). Анализ образца, планирование работы. |
|
|
||
65 66 |
14.05.20 |
|
2 |
Контрольная работа за семестр «Украшения для волос в технике канзаши». Работа над ошибками. |
|
|
||
67 68 |
18.05.20 |
|
2 |
Контрольная работа за год. Работа над ошибками. |
|
|
||
69 70 |
20.05.20 |
|
2 |
Декорирование фоторамки с использованием природного материала. |
|
|
||
71 72 |
21.05.20 |
|
2 |
Коллективная работа по замыслу обучающихся. |
|
|
||
73 74 |
25.05.20 |
|
2 |
Коллективная работа по замыслу обучающихся. |
|
|
||
75 76 |
27.05.20 |
|
2 |
Подготовка к выставке. Декорирование изделий. |
|
|
||
77 78 |
28.05.20 |
|
2 |
Выставка работ за год. Подведение итогов. |
|
|
||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
№ |
Вид деятельности |
Тема |
Сроки проведения |
|
Дата проведения |
Фактическая дата |
|||
1 |
Экскурсия в парк |
Сбор природного материала |
3.10.19 |
|
2 |
Контрольная работа за 1 семестр |
Правила безопасной работы с ножницами, клеем, пластилином, с природным материалом |
14.11.19 |
|
3 |
Контрольная работа за 2 семестр |
Панно в технике квиллинг |
12.02.20 |
|
4 |
Контрольная работа за 3 семестр |
Украшения для волос в технике канзаши |
14.05.20 |
|
5 |
Контрольная работа за год |
Композиция по замыслу воспитанников с использованием акриловых контуров «Точечная роспись» |
18.05.20 |
|
6 |
Проектная деятельность |
Декорирование стеклянной тары в технике пейп-арт |
декабрь 2019 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Контрольная работа
по декоративно-прикладному искусству
за 1 семестр 2019-2020 учебный год
Правила безопасной работы с ножницами, клеем, пластилином, с природным материалом
5 класс
1. Дополнить правила безопасной работы с пластилином:
· Работай на _____________________ или на ________________________.
· Бери для работы ___________________ цвет пластилина.
· Отрежь ___________________ количество пластилина.
· Согрей кусочек пластилина ____________ своих рук, чтобы он стал мягким.
· По окончании работы __________________________ с мылом.
(Слова для справок: руки помой, теплом, необходимое, нужный, доске или клеенке)
2. Дополни правила безопасной работы с ножницами:
· Ножницы хранить в определенном месте - ___________________________ или __________________________________ .
· Передавать ножницы _____________________ .
· Работать хорошо _______________________ и ____________________________ ножницами.
· Не оставлять ножницы ________________________ лезвиями.
· Следить за ___________________ и ____________________ лезвий ножниц во время работы.
· Использовать ножницы только по __________________________ .
(Слова для справок: раскрытыми, движением и направлением, отрегулированными и исправными, кольцами вперед, по назначению, в чехле или стакане)
3. Дополни правила безопасной работы с клеем:
· _____________ хранить в плотной упакованной коробке, емкости.
· При работе с клеем используй _________________________ , если это требуется.
· Излишки клея убирай __________________ или _______________________ , осторожно прижимая ее.
· Не допуская попадания клея на _____________ или в _______________. Если клей попал в глаза, срочно вымой руки и промой глаза теплой водой.
· __________ и _______________ после работы хорошо помой теплой водой с мылом.
(Слова для справок: клей, кисточку, салфеткой или тряпочкой, на одежду, в глаза, кисточку и руки)
4. Пользоваться иглой надо:
· осторожно
· быстро
· красиво
5. При работе с иглой:
· запрещается брать в рот и вкалывать в одежду
· брать в рот и вкалывать в одежду
6. Ножницы – это
· закругленный инструмент
· острый инструмент
· тупой инструмент
7. При работе с ножницами:
· можно хранить в любом месте
· бегать по мастерской
· держать ножницы острыми концами вверх
· передавать ножницы кольцами вперед
8. При работе с клеем:
· следить, чтобы клей не попал на кожу рук, лица, в глаза
· не нужно убирать в определенное место
· после работы не надо мыть руки
9. Подчеркни, какими инструментами надо пользоваться при работе с бумагой:
· ножницы, иголка, линейка, клей
· ножницы, линейка, циркуль, отвертка
· ножницы, линейка, шило, циркуль
10. Подчеркни, какими инструментами надо пользоваться при работе с пластилином:
· стека, ножницы, доска, тряпочка
· стека, карандаш, посуда с водой
Контрольная работа
по декоративно-прикладному искусству, интерьерному дизайну
за 2 семестр 2019-2020 учебный год
5 класс
1. Квиллинг это...
a) аппликация;
b) бумагокручение;
c) складывание бумаги.
2. Родина квиллинга
a) Япония
b) Китай
c) Европа
3. Когда возникло искусство квиллинга
a) конец 14, начало 15 века;
b) начало 21 века;
c) конец 19, начало 20 века.
4. Квиллинг это...
a) оригами;
b) коллаж;
c) бумажная филигрань.
5. Инструменты для квиллинга
a) клей, зубочистка, пластилин;
b) зубочистка, ножницы, бумага;
c) ножницы, проволока, бисер.
6. Техника «Квиллинг» невозможна без:
a) клей;
b) картон;
c) зубочистка.
7. Сколько существует базовых элементов?
a) 10;
b) 30;
c) 20.
8. Этапы выполнения элемента:
a) склеивание;
b) приготовление полосок;
c) скручивание спирали.
9. Квиллинг это...
a) искусство;
b) развлечение;
c) работа.
10. Нарисуйте элементы:
«Свободная спираль» «лепесток» «полумесяц»
«глаз» «капля» «ромб»
11. Назовите не менее пяти наименований, чем можно закрутить спираль (кроме инструмента для квиллинга)
Ответы
1. b
2. c
3. a
4. c
5. b
6. a
7. c
8. b, c, a
9. a
10. Правильно нарисованные элементы
11. Например:
1. Зубочистка;
2. стержень от ручки шариковой;
3. шило;
4. игла;
5. крючок для вязания.
Практическая работа:
1. выбор фона работы;
2. выбор цвета для создания композиции;
3. работа с деталями (элементами);
4. оформление работы.
Критерии оценки:
1. Соблюдение правил ТБ.
2. Умение пользоваться технологической картой
3. Самостоятельность.
4. Подбор цветовой гаммы.
5. Аккуратность.
6. Законченность композиции.
Контрольная работа
по декоративно-прикладному искусству, интерьерному дизайну
за 3 семестр 2019-2020 учебный год
Украшения для волос в технике канзаши.
5 класс
Теоретическое задание: Определение техники канзаши. Материалы, инструменты, приспособления. ТБ при работе с ножницами, иглой, клей «Момент».
Практическое задание:
1. Отмерить 6 отрезков длиной 13 см на атласной ленте шириной 2.5 см. Отрезать.
2. Вдеть нитку в иголку, на конце сделать узелок.
3. Сложить каждую полоску атласной ленты пополам. Сшить смёточном швом каждый лепесток.
4. Стянуть нитку, сделать узелок, обрезать нитку.
5. Приклеить пуговицу в середину.
6. По трафарету обвести круг на атласной ленте шириной 5 см. Вырезать.
7. Приклеить с обратной стороны цветка круг.
Критерии оценки:
1. Соблюдение правил ТБ.
2. Умение пользоваться технологической картой
3. Самостоятельность.
4. Подбор цветовой гаммы.
5. Аккуратность.
6. Законченность композиции.
Контрольная работа
по декоративно-прикладному искусству, интерьерному дизайну
за 3 семестр 2019-2020 учебный год
Точечная роспись стеклянной поверхности.
5 класс
Теоретическое задание: Определение техники точечная роспись. Основные материалы, инструменты, приспособления. ТБ
Точечная роспись стеклянной поверхности.
1. Обезжирить поверхность.
2. Выбрать и выполнить эскиз.
3. Перенести эскиз на стеклянную поверхность.
4. Выполнить рисунок.
Критерии оценки:
1. Владение материалом.
2. Соблюдение пропорций.
3. Знание основных законов композиции.
4. Самостоятельность.
7. Аккуратность.
8. Законченность композиции.
9. Соблюдение ТБ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.