Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса
Оценка 4.8

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Оценка 4.8
docx
20.01.2020
Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса
ДПИ 2019 - 2020 уч. год. на распечатку.docx

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Салаватская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

 

 

 

               СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей технологии и эстетического цикла (Протокол №__от____сентября 2019г.)

_______________ И.С. Новокрещенова

 

   СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

_________О.М.  Шивцова

«___»____________2019г.

                 УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Салаватская КШ

__________Т.П. Турбина

(Пр.№____от «_____» сентября 2019г.)

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по профессионально-трудовому обучению (декоративно-прикладному искусству)

для 5класса

на 2019 – 2020 учебный год

 

 

 

Автор – составитель: Суркина Елена Сергеевна,

 учитель  технологии высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

2019г.

 

 

 

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Общая характеристика учебного предмета

4

3.

Описание места учебного предмета  в учебном плане

5

4.

Личностные, базовые и предметные результаты; оценка достижения планируемых результатов

6

5.

Содержание учебного предмета

10

6.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

12

7.

Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (приложение 1)

16

8.

График проведения контрольных работ, реализации проектной деятельности (приложение 2)

29

9.

Контрольно-измерительные материалы (приложение 3)

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка.

Предлагаемая программа по декоративно-прикладному искусству предназначена для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Она составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ Салаватская коррекционная школа на 2019-2020 учебный год и на основании программ: «Ремесло» для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости в коррекционной школе VIII вида, авторы М.В. Лазорева, И.А. Анисимова; «Начала художественного ремесла» для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости в коррекционной школе VIII вида, авторы Е.В. Царева, С.Е. Щербакова. Программа носит вариативный характер, так как в классах вместе обучаются дети с лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости.

Структура адаптированной образовательной программы для умственно отсталых детей соответствует основной цели их образования ― введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, ориентированного на норму развития. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования умственно отсталых обучающихся как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования умственно отсталых детей как овладение знаниями, умениями и навыками, которые необходимы ребёнку в обыденной жизни, для решения различных практических задач. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи:

- развитие организационных умений и навыков;

- закрепление и расширение знаний;

- ознакомление учащихся с видами и свойствами, назначением и применением предметов, способами их обработки;

- совершенствование общетрудовых умений и навыков;

- осуществление эстетического воспитания;

- ознакомление учащихся с профессиональной деятельностью людей.

Наряду с основными задачами на уроках трудового обучения решаются и специальные (коррекционные) задачи направленные:

- на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности;

- на повышение познавательной активности;

- на компенсацию  недоразвития эмоционально-личностной сферы;

- на коррекцию недоразвития моторных функций.

Формы организации образовательного процесса:  индивидуальные, коллективные, групповые.

Технология обучения: вводный урок, урок формирования (сообщения) новых знаний, урок формирования и закрепления умений и навыков  обобщающий  (повторительно-обобщающий) урок,  комбинированный урок.

Методы, в основе которых лежит способ организации урока:

- словесный (беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

- практический (выполнение работ по образцу, по инструкционным картам, схемам, по памяти).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчёт о проделанной работы.

2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.

Трудовое обучение – важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Труд является благоприятным условием его обучения и воспитания. Формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков способствует социальной адаптации ребёнка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития. Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Темы в программе могут быть исключены и или включены новые темы, относящиеся к народным ремеслам, в зависимости от технического оснащения школы, профессионального уровня учителя, места проживания воспитанников, а также от народных традиций данной местности.

Целью программы является не только знакомство с различными техниками, древними и современными, традиционными и нетрадиционными, но и овладение элементарными навыками изготовления тех или иных изделий.

Особенности психофизического развития данной категории детей являются причиной того, что на первых порах обучения ученики нуждаются в значительной помощи учителя и ещё не могут самостоятельно выполнять многие трудовые задания. Однако помощь педагога на разных этапах обучения должна варьироваться и постепенно уменьшаться.

Основное содержание подготовки состоит в том, чтобы в процессе обучения сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определённую сумму специальных знаний. На уроках труда учителю следует выявлять возможности каждого воспитанника обучению и соответствующим образом ориентировать его. При обучении труду также необходимо систематически осуществлять эстетическое воспитание. Помочь детям понять и почувствовать красоту изделий, красоту материала, отличать аккуратные работы от плохих, некачественно сделанных работ. Учителю нужно в каждом конкретном случае определить, на чём именно заострить внимание обучающихся.

Тематика занятий строится с учётом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более успешно усваивающим предмет детям предлагается более сложная конструкция, менее подготовленным модно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.

Контрольные работы составляются учителем, с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей детей, объёма изученного материала, с опорой на разработанное тематическое планирование.

Главными характерными особенностями изделий, которые делают дети, является практичность, красочность, декоративность и лаконичность. Это делает изделия понятными и доступными не только для изготовления, но и для восприятия. В прошлом традиционным мастерством овладевали с детства, начиная с наблюдения и выполнения каких-либо несложных работ. Здесь все основано на отработанных профессиональных навыках и приемах выработанных на протяжении многих поколений.

Ремесло и декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать, преобразовывать предметный мир. Люди стремились к тому, чтобы вещи были не только практичными и удобными для использования, но и привлекательными по внешнему виду. Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища – все служило объектом ремесла и творчества, любая вещь могла тать художественным произведением.

В программе предусматривается дифференцированный подход к обучающимся с разными возможностями в усвоении учебного плана по трудовому обучению, что обеспечивает вариативностью программы «ДПИ».

Дети с нарушениями в умственном и физическом развитии вполне способны овладеть многими из этих приемов, что и предусматривается программой.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Профессионально-трудовое обучение (ДПИ)» как часть предметной области  «Технология»  изучается в 5 классе при нагрузке 6 часов в неделю в качестве федерального компонента (обязательного) учебного плана, программа рассчитана на 34 учебных недели.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников,  причем не только по ДПИ, но и иным предметам. Изучение предмета «ДПИ» основано на межпредметных связях с предметами: «Чтение (литературное чтение), «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

4. Личностные, базовые  и предметные результаты освоения учебного предмета.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального госуда­рственного образовательного стандарта обучение на занятиях по «ДПИ» направлено на достижение обучающимися базовых, лично­стных и предметных результатов.

Базовые результаты характеризуют уровень сформиро­ванности способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

- умение   оценивать   правильность   выполнения  задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать и отстаивать свое мнение.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествен­ных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «ДПИ»:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России и Республики Башкортостан; знание культуры своего на­рода, своей республики, основ культурного наследия; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и своей республики, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета. АООП (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами:

- минимальный - является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью;

- достаточный - не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

·         знание правил организации рабочего места;

·         знание видов трудовых работ;

·         знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

·         знание названий инструментов, необходимых для урока, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

·         знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия);

·         умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;

·         умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;

·         умение составлять стандартный план работы по пунктам;

·         умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

·         умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; декоративными лентами, природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; бисером; древесиной и др.);

·         умение выполнять несложный ремонт одежды.

 

·         знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

·         знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

·         знание видов художественных ремесел;

·         умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

·         умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ;

·         умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

·         умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно расходовать материалы;

·         умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

·         умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

·         оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

·         устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

·         выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

 

Система оценки планируемых предметных результатов освоения программы.

Подход к оценке знаний и умений обучающегося с умственной отсталостью по «академическому» компоненту предлагается в целом сохранить в его традиционном виде. При этом учёт особых образовательных потребностей умственно отсталого ребёнка предполагает введение специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребёнка в освоении образовательной программы, оценки собственно коррекционного эффекта обучения и обеспечения возможности гибкой индивидуальной корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оцени­вать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результа­ты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» — от 51% до 65% заданий;

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Оценка практических работ

Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы. Обучающийся хорошо владеет материалом, знает основы композиции, легко ориентируется в задании, творчески подходит к выполнению работы, аккуратен и соблюдает технику безопасности во время работы;

Оценка «4» - выставляется  за аккуратное выполнение работы, обучающийся хорошо владеет материалом, но допускает неточности в выполнении работы, несмотря на помощь учителя; испытывает затруднения при выполнении работы творческого характера

Оценка «3» - выставляется обучающемуся за неаккуратную работу, имеющую грубые неточности в выполнении работы (в восприятии формы, конструкции, величины, цвета предметов, расположения в пространстве), выполненную со значительной помощью и требующую корректировки со стороны учителя, изобразительная деятельность только репродуктивного характера.

При сомнительных результатах практической работы, оценка всегда ставится в пользу ученика.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов во время бесед принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения материала; б) полнота ответа; в) последовательность изложения и речевое оформление ответа;

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя логично сформулировать ответ, привести необходимые примеры;  

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности; делает некоторые ошибки в речи; недостаточно свободно владеет материалом;

Оценка «3» ставится, если обучающийся  излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить своё высказывание примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в значительной помощи учителя.

Выставление отметки за семестр выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.

Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по семестрам с учетом динамики индивидуальных учебных достижений обучающихся на конец года.

5. Содержание учебного предмета.

       На всех этапах обучения учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами декоративно-прикладного искусства, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить традиции, связанные с украшением интерьера помещения. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

5 класс

6 часов неделю.

В программу включены следующие разделы:

Вводный урок.

Работа с бисером.

Лепка. Пластилин.

Работа с природным материалом.

Работа с тканью, лентами. Шитье. Техника «Канзаши».

Работа с бросовым материалом.

Работа со шпагатом.

Работа с витражными красками.

Работа с бумагой и картоном. Квиллинг (работа с бумагой)

Композиционные и декоративные работы (выполнение в смешанных техниках).

Предполагаемые результаты обучения:

- знать название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

- знать правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- знать приёмы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

- уметь правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

- уметь организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

- выполнять изделия по инструкционной карте или собственному замыслу.

 

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в семестр

Количество часов

в год

1

2

3

5

6

62

64

78

204

 

Контрольные работы: 1 контрольная работа в семестр (3 семестра), 1 итоговая контрольная работа.

Запланирована 1 экскурсия.

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Учебно-методический комплекс:

Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ Салаватская КШ (вариант 1).

На уроках используется наглядный, иллюстративный, демонстрационный, раздаточный дидактический материал в соответствии с тематикой предмета.

           Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия.  В процессе обучения используются:

- наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета, каталог иллюстраций;

- оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер).

Дополнительная литература:

1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории. – СПб.: Детство-Пресс, 2001

2. Водяная, Л. Оригами. – чудеса из бумаги. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

3. Гайдаенко, Е.А. Нечто из ничего. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

4. Горнова, Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. - Волгоград, Учитель, 2008;

5. Давыдова, Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 32с.

6. Давыдова, Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80с.

7. Давыдова, Г.Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 96с.

8. Давыдова, Г.Н. Поделки из бросового материала. Выпуск 3. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 48с.

9. Леонова, О. Рисуем нитью. Ажурные картинкы. – СПб.: Литера, 2005

10. Нагибина, М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224с.

11. Петрова, И.М. Аппликация для дошкольников: Учебно-методическое пособие для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 64с.

12.  Петрова, И.М. Объёмная аппликация: учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 48с

13. Пищикова, Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 64с.

14. Проснякова, Т.П. Уроки мастерства. Учебник для 3-го класса. 2-е изд., исправленное. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2003. – 120с.

15. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 100с.

16. Соколова, С.В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитанников ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 64с.

Титова, Е. П. Методика преподавания модуля "Декоративно-прикладное творчество на уроке технологии" /1 - сентября. - 2008.

17. Узорова, О.В. Физкультурные минутки. – М.: Астрель-АСТ-Ермак, 2004. – 100с.

18. Цирулик, Н.А. Уроки творчества. Учебник для 2-го класса. 2-е изд., исправленное. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2003. – 112с.

Электронные образовательные ресурсы:

Ремесло, декоративно-прикладное искусство

Энциклопедия искусства - http://www.artprojekt.ru/Menu.html

Электроннная библиотека - http://www.bibliotekar.ru/index.htm

Страна мастеров - http://stranamasterov.ru/

Методическая копилка - Искусство - http://vmo.omskedu.ru/modules/smartsection/category.php?categoryid=75

Для учителя ИЗО - http://www.proshkolu.ru/user/kuchina70/folder/45623/

Творческое объединение учителей технологии - https://vk.com/club31110104

Екатерина Богдановна, автор сайта Masterclassy.ru. - http://masterclassy.ru/rassylka/14101-30-luchshih-master-klassov-konkursy-i-podarki-vypusk-247.html

Блог дизайнера Kulikova Anastasia:

https://e.mail.ru/message/14417825820000000488/

Клуб рукоделия - https://vk.com/be.kreativ

Идеи для творчества и подарков своими руками - https://vk.com/i_d_t

Рукодельный домик, хобби, вкусные рецепты - https://vk.com/public51453752

Романтика и декор своими руками - https://vk.com/romantika_for_you

Природный материал/аппликации - http://aplikacii.ru/category/natural

Поделки своими руками - http://montessoriself.ru/sledyi-zhivotnyih-dlya-detey

Канзаши - http://mamakuban.ru/index.php/blog?start=44; https://www.youtube.com/watch?v=JIDHKXGgDc4; http://vk.com/wall-40119191_316992

Роспись витражными красками - http://urozhayniy.com/vitrazhnaya-rospis-diska-svoimi-rukami-master-klass-lyudmilyi-vorontsovoy/

Образовательный процесс оснащается.

Для выполнения работ необходимы определённые материалы, инструменты и приспособления:

-  бисер разных видов и размеров;

- проволока №3 и №4;

- леска;

- природный материал (веточки, крылатки клёна, ракушки, жёлуди, семена тыквы, подсолнуха, арбуза, ягоды рябины, шишки);

- бумага цветная, гофрированная, бархатная, писчая, обёрточная; картон цветной, белый, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки;

- различные оригинальные материалы (пуговицы, камешки, блёстки, бусинки);

- нитки для вязания ярких цветов;

- разного вида ткань, атласные ленты;

- вата, синтепон, капрон;

- шпагат;

- разная фурнитура для декора;

- бросовый материал (старые газеты, туалетная бумага, коробки картонные, пластиковые стаканчики, пластмассовые бутылки, баночки, компьютерные диски, одноразовые тарелки; поролон, спички, кусочки кожи, ткани, проволоки);

- клей ПВА и «Момент»;

- иголки, иголки для вышивки, ножницы, линейки и пр.;

- клеевой пистолет;

- карандаши простые и цветные, краски, кисти.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематическое планирование

 

Дата

Дата проведения

Кол-во часов

Содержание материала

Словарь

Эколого-валеологическое и региональный компонент

I семестр

1

2

2.09.19

 

2

Вводное занятие. Беседа,  ознакомление учащихся с особенностями предмета. Правила техники безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте.

 

 

Работа с бисером 

3

4

4.09.19

 

2

Вводное занятие. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Техника безопасности. Материалы и инструменты в бисероплетении.

 

 

5

6

5.09.19

 

2

Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция. Техники плетения.

 

 

7

8

9.09.19

 

2

Техники плетения: параллельное, игольчатое, петельное.

 

 

9

10

11.09.19

 

2

Техники плетения: параллельное, игольчатое, петельное.

 

 

11

12

12.09.19

 

2

Плетение на проволоке. Практическая работа по плетению  в плоской параллельной технике, с применением петельного плетения.

 

 

13

14

16.09.19

 

2

Плетение на проволоке. Игрушки-сувениры. Практическая работа по плетению  в плоской параллельной технике, с применением петельного плетения.

 

 

Пластилинография

15

16

18.09.19

 

2

Из истории лепки. Понятие «пластилинография». Свойства пластилина. Основные способы и приемы работы с пластилином.

пластилинография

 

17

18

19.09.19

 

2

Открытка  «Осенний лист». Вымазывание.

 

 

19

20

23.09.19

 

2

Панно «Осеннее дерево». Жгут.

 

 

21

22

25.09.19

 

2

Композиция «Ветка рябины».

композиция

 

23

24

26.09.19

 

2

Композиция «Подсолнух». Жгут.

 

 

25

26

30.09.19

 

2

Композиция «Бабочка». Жгут.

 

 

27

28

2.10.19

 

2

Композиция «Фрукты». Вымазывание.

 

 

29

30

3.10.19

 

2

Экскурсия в парк с целью сбора природного материала. Обработка природного материала.

 

 

31

32

7.10.19

 

2

Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).

аппликация

 

33

34

14.10.19

 

2

Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).

 

 

35

36

16.10.19

 

2

Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей).

 

 

Работа с природным материалом

37

38

17.10.19

 

2

Приёмы обработки природного материала. Правила работы с засушенными листьями. Демонстрация образцов, иллюстраций, выполненных из природного материала.

 

 

39

40

21.10.19

 

2

Изготовление композиции из засушенных растений.

композиция

 

41

42

23.10.19

 

2

Изготовление композиции из шишек и семечек.

 

 

43

44

24.10.19

 

2

Изготовление композиции из жёлудей и крылаток клёна.

 

 

45

46

28.10.19

 

2

Изготовление композиции из камней, веток.

 

 

47

48

30.10.19

 

2

Изготовление композиции из засушенных листьев.

 

 

49

50

31.10.19

 

2

Мозаика (с использованием семян, листьев).

мозаика

 

51

52

6.11.19

 

2

Мозаика (с использованием семян, листьев).

 

 

53

54

7.11.19

 

2

Изготовление композиции с использованием природного материала.

 

 

Работа с бумагой, картоном. Квиллинг

55

56

11.11.19

 

2

История бумаги. Опыты с бумагой. Техника безопасности при работе.

 

 

57

58

13.10.19

 

2

Вырезание симметричных форм. Простые симметричные формы. Аппликация из геометрических фигур.

аппликация

 

59

60

14.11.19

 

2

Контрольная работа. Правила безопасной работы с ножницами, клеем, пластилином, с природным материалом.

 

 

61

62

18.11.19

 

2

Работа над ошибками.

симметрия

 

II семестр

1

2

25.11.19

 

2

Квиллинг. Основные формы и фигуры.

 

 

3

4

27.11.19

 

2

Заготовки в квиллинге.

 

 

5

6

28.11.19

 

2

Картина на плоскости в технике квиллинг.

оригами

 

7

8

2.12.19

 

2

Картина на плоскости в технике квиллинг.

 

 

9

10

4.12.19

 

2

Объёмный квиллинг.

 

 

11

12

5.12.19

 

2

Объёмный квиллинг.

 

 

13

14

9.12.19

 

2

Снежинка в технике квиллинг.

 

 

15

16

11.12.19

 

2

Снежинка в технике квиллинг.

 

 

Работа со шпагатом и бросовым материалом

17

18

12.12.19

 

2

Вводное занятие. Правила безопасной работы с клеем «Момент Кристалл». Изготовление вазы из пластиковой бутылки.

 

 

19

20

16.12.19

 

2

Обмотка ваза, бутылки шпагатом.

папье-маше

 

21

22

18.12.19

 

2

Обмотка ваза, бутылки шпагатом.

грунтовка

 

23

24

19.12.19

 

2

Декорирование вазы, бутылки.

 

 

25

26

23.12.19

 

2

Декорирование вазы, бутылки.

 

 

Мелкий ремонт одежды. Работа с тканью, изготовление изделий

27

28

25.12.19

 

2

Из истории шитья и вышивания. Основные инструменты. Правила безопасной работы с иголкой. Шов «вперед иголку». Двойной шов «вперед иголку»

шов «вперед иголка»

 

29

30

26.12.19

 

2

Шов «ручная строчка». Шов «через край». Шов «петельный» и его варианты Тамбурные швы и его варианты

«ручная строчка», «через край», «петельный»

 

31

32

30.12.19

 

2

Выполнение вышивки с использованием разных видов швов

вышивка

 

33

34

9.01.20

 

2

Выполнение вышивки с использованием разных видов швов

 

 

35

36

13.01.20

 

2

Выполнение вышивки с использованием разных видов швов

 

 

37

38

15.01.20

 

2

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. Способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями

 

 

39

40

16.01.20

 

2

Кройка и шитьё игольницы – подушечки.

 

 

41

42

20.01.20

 

2

Декоративное украшение готового изделия.

 

 

43

44

22.01.20

 

2

Кройка и шитье футляра для ножниц.

 

 

45

46

23.01.20

 

2

Пошив мягкой игрушки по выбору. Выкройка деталей.

 

 

47

48

27.01.20

 

2

Пошив мягкой игрушки по выбору. Выкройка деталей.

 

 

49

50

29.01.20

 

2

Пошив основных деталей.

 

 

51

52

30.01.20

 

2

Пошив основных деталей.

 

 

53

54

3.02.20

 

2

Пошив основных деталей.

 

 

55

56

5.02.20

 

2

Сборка деталей мягкой игрушки.

 

 

57

58

6.02.20

 

2

Сборка деталей мягкой игрушки.

 

 

59

60

10.02.20

 

2

Набивка игрушки наполнителем. Декорирование.

 

 

61

62

12.02.20

 

2

Контрольная работа за 2 семестр «Панно в технике квиллинг».

 

 

63

64

13.02.20

 

2

Работа над ошибками.

 

 

III семестр

Композиционные и декоративные работы (выполнение в смешанных техниках)

1

2

24.02.20

 

2

Из истории «канзаши». Основные инструменты. Правила безопасной работы в технике «канзаши».

 

 

3

4

26.02.20

 

2

Цветок в технике канзаши. Подготовка заготовок-лепестков цветка.

 

 

5

6

27.02.20

 

2

Подготовка заготовок-лепестков цветка.

 

 

7

8

2.03.20

 

2

Подготовка заготовок-лепестков цветка.

канзаши

 

9

10

4.03.20

 

2

Правила безопасной работы с клеевым термопистолетом. Сборка цветка.

 

 

11

12

5.03.20

 

2

Обмотка ободка атласными лентами.

 

 

13

14

9.03.20

 

2

Изготовление бантика из атласных лент. Украшение ободка.

 

 

15

16

11.03.20

 

2

Украшения для волос в технике канзаши. Подготовка лепестков.

 

 

17

18

12.03.20

 

2

Сборка лепестков в цветок.

 

 

19

20

16.03.20

 

2

 Панно с элементами канзаши. Подготовка заготовок.

 

 

21

22

18.03.20

 

2

Панно с элементами канзаши. Сборка. Декорирование.

 

 

Работа с витражными красками

23

24

19.03.20

 

2

 ТБ при работе со стеклом. Витраж. Приемы, способы выполнения.

 

 

25

26

23.03.20

 

2

Нанесение контура. Картина на стекле фоторамки. Заполнение контура.

 

 

27

28

25.03.20

 

2

Картина на фоторамке по выбору.

 

 

29

30

26.03.20

 

2

Картина на фоторамке по выбору.

витраж

 

31

32

30.03.20

 

2

Точечная роспись акриловыми контурами.

краски по стеклу

 

33

34

1.04.20

 

2

Точечная роспись акриловыми контурами.

 

 

35

36

2.04.20

 

2

Ваза. Витражные краски.

 

 

37

38

13.04.20

 

2

Подсвечник. Витражные краски.

 

 

39

40

15.04.20

 

2

Роспись тарелки. Витражные краски.

 

 

Работа в технике декупаж

41

42

16.04.20

 

2

Из истории техники «декупаж». Основные инструменты и материал. Правила безопасной работы.

декупаж

 

43

44

20.04.20

 

2

Дизайнерские возможности декупажа. Понятие цвета и цветового круга.

 

 

45

46

22.04.20

 

2

Рамка для фотографии.

 

 

47

48

23.04.20

 

2

Декупаж свечей

 

 

49

50

27.04.20

 

2

Декупаж на дереве. Декупаж деревянной разделочной доски.

 

 

51

52

29.04.20

 

2

 Декупаж на дереве. Декупаж шкатулки.

 

 

53

54

30.04.20

 

2

Покрытие лаком. Декорирование изделия.

 

 

55

56

4.05.20

 

2

Декупаж на металле. Правильная подготовка металлической поверхности. Информация по специальным грунтам.

 

 

57

58

6.05.20

 

2

 Декор металлической баночки.

 

 

59

60

7.05.20

 

2

Декупаж на картоне. Приемы декорирования.

 

 

61

62

11.05.20

 

2

 Декупаж картонной коробки для подарка.

 

 

63

64

13.05.20

 

2

Подставка под горячее (из шпагата). Анализ образца, планирование работы.

 

 

65

66

14.05.20

 

2

Контрольная работа за семестр «Украшения для волос в технике канзаши». Работа над ошибками.

 

 

67

68

18.05.20

 

2

Контрольная работа за год. Работа над ошибками.

 

 

69

70

20.05.20

 

2

Декорирование фоторамки с использованием природного материала.

 

 

71

72

21.05.20

 

2

Коллективная работа по замыслу обучающихся.

 

 

73

74

25.05.20

 

2

Коллективная работа по замыслу обучающихся.

 

 

75

76

27.05.20

 

2

Подготовка к выставке. Декорирование изделий.

 

 

77

78

28.05.20

 

2

Выставка работ за год. Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Вид деятельности

Тема

Сроки проведения

Дата проведения

Фактическая дата

1

Экскурсия в парк

Сбор природного материала

3.10.19

 

2

Контрольная работа за 1 семестр

Правила безопасной работы с ножницами, клеем, пластилином, с природным материалом

14.11.19

 

3

Контрольная работа за 2 семестр

Панно в технике квиллинг

12.02.20

 

4

Контрольная работа за 3 семестр

Украшения для волос в технике канзаши

14.05.20

 

5

Контрольная работа за год

Композиция по замыслу воспитанников с использованием акриловых контуров «Точечная роспись»

18.05.20

 

6

Проектная деятельность

Декорирование стеклянной тары в технике пейп-арт

декабрь 2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Контрольная работа

по декоративно-прикладному искусству

за 1 семестр 2019-2020 учебный год

Правила безопасной работы с ножницами, клеем, пластилином, с природным материалом

5 класс

1. Дополнить правила безопасной работы с пластилином:

·                    Работай на _____________________ или на ________________________.

·                    Бери для работы ___________________ цвет пластилина.

·                    Отрежь ___________________ количество пластилина.

·                    Согрей кусочек пластилина ____________ своих рук, чтобы он стал мягким.

·                    По окончании работы __________________________ с мылом.

(Слова для справок: руки помой, теплом, необходимое, нужный, доске или клеенке)

 

2. Дополни правила безопасной работы с ножницами:

·                    Ножницы хранить в определенном месте - ___________________________ или __________________________________ .

·                    Передавать ножницы _____________________ .

·                    Работать хорошо _______________________ и ____________________________ ножницами.

·                    Не оставлять ножницы ________________________ лезвиями.

·                    Следить за ___________________ и ____________________ лезвий ножниц во время работы.

·                    Использовать ножницы только по __________________________ .

(Слова для справок: раскрытыми, движением и направлением, отрегулированными и исправными, кольцами вперед, по назначению, в чехле или стакане)

3. Дополни правила безопасной работы с клеем:

·                    _____________ хранить в плотной упакованной коробке, емкости.

·                    При работе с клеем используй _________________________ , если это требуется.

·                    Излишки клея убирай __________________ или _______________________ , осторожно прижимая ее.

·                    Не допуская попадания клея на _____________ или в _______________. Если клей попал  в глаза, срочно вымой руки и промой глаза теплой водой.

·                    __________ и _______________ после работы хорошо помой теплой водой с мылом.

(Слова для справок: клей, кисточку, салфеткой или тряпочкой, на одежду, в глаза, кисточку и руки)

4. Пользоваться иглой надо:

·         осторожно

·         быстро

·         красиво

5. При работе с иглой:

·         запрещается брать в рот и вкалывать в одежду

·         брать в рот и вкалывать в одежду

6. Ножницы – это

·         закругленный инструмент

·         острый инструмент

·         тупой инструмент

7. При работе с ножницами:

·         можно хранить в любом месте

·         бегать по мастерской

·         держать ножницы острыми концами вверх

·         передавать ножницы кольцами вперед

8. При работе с клеем:

·         следить, чтобы клей не попал на кожу рук, лица, в глаза

·         не нужно убирать в определенное место

·         после работы не надо мыть руки

9. Подчеркни, какими инструментами надо пользоваться при работе с бумагой:

·         ножницы, иголка, линейка, клей

·         ножницы, линейка, циркуль, отвертка

·         ножницы, линейка, шило, циркуль

10. Подчеркни, какими инструментами надо пользоваться при работе с пластилином:

·         стека, ножницы, доска, тряпочка

·         стека, карандаш, посуда с водой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по декоративно-прикладному искусству, интерьерному дизайну

за 2 семестр 2019-2020 учебный год

5 класс

1. Квиллинг это...

a) аппликация;

b) бумагокручение;

c)  складывание бумаги.

 

2.     Родина квиллинга

a)    Япония

b)    Китай

c)     Европа

 

3.     Когда возникло искусство квиллинга

a)     конец 14, начало 15 века;

b)    начало 21 века;

c)     конец 19, начало 20 века.

 

4.     Квиллинг это...

a)    оригами;

b)    коллаж;

c)     бумажная филигрань.

 

5.     Инструменты для квиллинга

a)     клей, зубочистка, пластилин;

b)    зубочистка, ножницы, бумага;

c)     ножницы, проволока, бисер.

 

6.     Техника «Квиллинг» невозможна без:

a)    клей;

b)    картон;

c)    зубочистка.

 

7.     Сколько существует базовых элементов?

a)     10;

b)    30;

c)     20.

 

8.     Этапы выполнения элемента:

a)     склеивание;

b)    приготовление полосок;

c)     скручивание спирали.

 

9.     Квиллинг это...

a)     искусство;

b)    развлечение;

c)     работа.

 

10.  Нарисуйте элементы:

 «Свободная спираль»                   «лепесток»                      «полумесяц»      

 

 

 

 «глаз»                                                  «капля»                             «ромб»

 

 

 

11. Назовите не менее пяти наименований, чем можно закрутить спираль (кроме инструмента для квиллинга)

 

Ответы

1.     b

2.     c

3.     a

4.     c

5.     b

6.     a

7.     c

8.     b, c, a

9.     a

 

10.  Правильно нарисованные элементы

 

11.  Например:

 

1. Зубочистка;

2. стержень от ручки шариковой;

3. шило;

4. игла;

5. крючок для вязания.

 

Практическая работа:

1. выбор фона работы;

2. выбор цвета для создания композиции;

3. работа с деталями (элементами);

4. оформление работы.

 

Критерии оценки:

1. Соблюдение правил ТБ.

2. Умение пользоваться технологической картой

3. Самостоятельность.

4. Подбор цветовой гаммы.

5. Аккуратность.

6. Законченность композиции.

 

Контрольная работа

по декоративно-прикладному искусству, интерьерному дизайну

за 3 семестр 2019-2020 учебный год

Украшения для волос в технике канзаши.

5 класс

Теоретическое задание: Определение техники канзаши. Материалы, инструменты, приспособления. ТБ при работе с ножницами, иглой, клей «Момент».

 

Практическое задание:

1.       Отмерить 6 отрезков длиной 13 см на атласной ленте шириной 2.5 см. Отрезать.

2.       Вдеть нитку в иголку, на конце сделать узелок.

3.      Сложить каждую полоску атласной ленты пополам. Сшить смёточном швом каждый лепесток.

4.       Стянуть нитку, сделать узелок, обрезать нитку.

5.       Приклеить пуговицу в середину.

6.       По трафарету обвести круг  на атласной ленте шириной 5 см. Вырезать.

7.       Приклеить с обратной стороны цветка круг.

 

Критерии оценки:

1. Соблюдение правил ТБ.

2. Умение пользоваться технологической картой

3. Самостоятельность.

4. Подбор цветовой гаммы.

5. Аккуратность.

6. Законченность композиции.

 

 

Контрольная работа

по декоративно-прикладному искусству, интерьерному дизайну

за 3 семестр 2019-2020 учебный год

Точечная роспись стеклянной поверхности.

5 класс

Теоретическое задание: Определение техники точечная роспись. Основные материалы, инструменты, приспособления. ТБ

 

Точечная роспись стеклянной поверхности.

1. Обезжирить поверхность.

2. Выбрать и выполнить эскиз.

3. Перенести эскиз на стеклянную поверхность.

4. Выполнить рисунок.

 

Критерии оценки:

1. Владение материалом.

2. Соблюдение пропорций.

3. Знание основных законов композиции.

4. Самостоятельность.

7.  Аккуратность.

8. Законченность композиции.

9. Соблюдение ТБ.

 

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса

Рабочая программа по декоративно-прикладному искусству для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020