Министерство образования Республики Башкортостан
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Салаватская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей технологии и эстетического цикла (Протокол №__от____сентября 2019г.) _______________ И.С. Новокрещенова
|
СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР _________О.М. Шивцова «___»____________2019г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Салаватская КШ __________Т.П. Турбина (Пр.№____от «_____» сентября 2019г.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профессионально-трудовому обучению (декоративно-прикладному искусству)
для 5класса
на 2019 – 2020 учебный год
|
|
Автор – составитель: Суркина Елена Сергеевна, учитель технологии высшей категории |
2019г.
Содержание
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Общая характеристика учебного предмета |
4 |
3. |
Описание места учебного предмета в учебном плане |
5 |
4. |
Личностные, базовые и предметные результаты; оценка достижения планируемых результатов |
6 |
5. |
Содержание учебного предмета |
10 |
6. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности |
12 |
7. |
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (приложение 1) |
16 |
8. |
График проведения контрольных работ, реализации проектной деятельности (приложение 2) |
29 |
9. |
Контрольно-измерительные материалы (приложение 3) |
30 |
1. Пояснительная записка.
Предлагаемая программа по декоративно-прикладному искусству предназначена для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Она составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ Салаватская коррекционная школа на 2019-2020 учебный год и на основании программ: «Ремесло» для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости в коррекционной школе VIII вида, авторы М.В. Лазорева, И.А. Анисимова; «Начала художественного ремесла» для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости в коррекционной школе VIII вида, авторы Е.В. Царева, С.Е. Щербакова. Программа носит вариативный характер, так как в классах вместе обучаются дети с лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости.
Структура адаптированной образовательной программы для умственно отсталых детей соответствует основной цели их образования ― введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, ориентированного на норму развития. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования умственно отсталых обучающихся как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования умственно отсталых детей как овладение знаниями, умениями и навыками, которые необходимы ребёнку в обыденной жизни, для решения различных практических задач. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
- развитие организационных умений и навыков;
- закрепление и расширение знаний;
- ознакомление учащихся с видами и свойствами, назначением и применением предметов, способами их обработки;
- совершенствование общетрудовых умений и навыков;
- осуществление эстетического воспитания;
- ознакомление учащихся с профессиональной деятельностью людей.
Наряду с основными задачами на уроках трудового обучения решаются и специальные (коррекционные) задачи направленные:
- на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности;
- на повышение познавательной активности;
- на компенсацию недоразвития эмоционально-личностной сферы;
- на коррекцию недоразвития моторных функций.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, коллективные, групповые.
Технология обучения: вводный урок, урок формирования (сообщения) новых знаний, урок формирования и закрепления умений и навыков обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, комбинированный урок.
Методы, в основе которых лежит способ организации урока:
- словесный (беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по образцу, по инструкционным картам, схемам, по памяти).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчёт о проделанной работы.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
Трудовое обучение – важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Труд является благоприятным условием его обучения и воспитания. Формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков способствует социальной адаптации ребёнка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития. Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Темы в программе могут быть исключены и или включены новые темы, относящиеся к народным ремеслам, в зависимости от технического оснащения школы, профессионального уровня учителя, места проживания воспитанников, а также от народных традиций данной местности.
Целью программы является не только знакомство с различными техниками, древними и современными, традиционными и нетрадиционными, но и овладение элементарными навыками изготовления тех или иных изделий.
Особенности психофизического развития данной категории детей являются причиной того, что на первых порах обучения ученики нуждаются в значительной помощи учителя и ещё не могут самостоятельно выполнять многие трудовые задания. Однако помощь педагога на разных этапах обучения должна варьироваться и постепенно уменьшаться.
Основное содержание подготовки состоит в том, чтобы в процессе обучения сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определённую сумму специальных знаний. На уроках труда учителю следует выявлять возможности каждого воспитанника обучению и соответствующим образом ориентировать его. При обучении труду также необходимо систематически осуществлять эстетическое воспитание. Помочь детям понять и почувствовать красоту изделий, красоту материала, отличать аккуратные работы от плохих, некачественно сделанных работ. Учителю нужно в каждом конкретном случае определить, на чём именно заострить внимание обучающихся.
Тематика занятий строится с учётом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более успешно усваивающим предмет детям предлагается более сложная конструкция, менее подготовленным модно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.
Контрольные работы составляются учителем, с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей детей, объёма изученного материала, с опорой на разработанное тематическое планирование.
Главными характерными особенностями изделий, которые делают дети, является практичность, красочность, декоративность и лаконичность. Это делает изделия понятными и доступными не только для изготовления, но и для восприятия. В прошлом традиционным мастерством овладевали с детства, начиная с наблюдения и выполнения каких-либо несложных работ. Здесь все основано на отработанных профессиональных навыках и приемах выработанных на протяжении многих поколений.
Ремесло и декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать, преобразовывать предметный мир. Люди стремились к тому, чтобы вещи были не только практичными и удобными для использования, но и привлекательными по внешнему виду. Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища – все служило объектом ремесла и творчества, любая вещь могла тать художественным произведением.
В программе предусматривается дифференцированный подход к обучающимся с разными возможностями в усвоении учебного плана по трудовому обучению, что обеспечивает вариативностью программы «ДПИ».
Дети с нарушениями в умственном и физическом развитии вполне способны овладеть многими из этих приемов, что и предусматривается программой.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Профессионально-трудовое обучение (ДПИ)» как часть предметной области «Технология» изучается в 5 классе при нагрузке 6 часов в неделю в качестве федерального компонента (обязательного) учебного плана, программа рассчитана на 34 учебных недели.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по ДПИ, но и иным предметам. Изучение предмета «ДПИ» основано на межпредметных связях с предметами: «Чтение (литературное чтение), «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
4. Личностные, базовые и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по «ДПИ» направлено на достижение обучающимися базовых, личностных и предметных результатов.
Базовые результаты характеризуют уровень сформированности способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «ДПИ»:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России и Республики Башкортостан; знание культуры своего народа, своей республики, основ культурного наследия; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и своей республики, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета. АООП (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами:
- минимальный - является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью;
- достаточный - не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
· знание правил организации рабочего места; · знание видов трудовых работ; · знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; · знание названий инструментов, необходимых для урока, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; · знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия); · умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; · умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей; · умение составлять стандартный план работы по пунктам; · умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; · умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; декоративными лентами, природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; бисером; древесиной и др.); · умение выполнять несложный ремонт одежды.
|
· знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; · знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; · знание видов художественных ремесел; · умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради; · умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ; · умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; · умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно расходовать материалы; · умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; · умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; · оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); · устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; · выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения. |
Система оценки планируемых предметных результатов освоения программы.
Подход к оценке знаний и умений обучающегося с умственной отсталостью по «академическому» компоненту предлагается в целом сохранить в его традиционном виде. При этом учёт особых образовательных потребностей умственно отсталого ребёнка предполагает введение специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребёнка в освоении образовательной программы, оценки собственно коррекционного эффекта обучения и обеспечения возможности гибкой индивидуальной корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» — от 51% до 65% заданий;
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Оценка практических работ
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы. Обучающийся хорошо владеет материалом, знает основы композиции, легко ориентируется в задании, творчески подходит к выполнению работы, аккуратен и соблюдает технику безопасности во время работы;
Оценка «4» - выставляется за аккуратное выполнение работы, обучающийся хорошо владеет материалом, но допускает неточности в выполнении работы, несмотря на помощь учителя; испытывает затруднения при выполнении работы творческого характера
Оценка «3» - выставляется обучающемуся за неаккуратную работу, имеющую грубые неточности в выполнении работы (в восприятии формы, конструкции, величины, цвета предметов, расположения в пространстве), выполненную со значительной помощью и требующую корректировки со стороны учителя, изобразительная деятельность только репродуктивного характера.
При сомнительных результатах практической работы, оценка всегда ставится в пользу ученика.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов во время бесед принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения материала; б) полнота ответа; в) последовательность изложения и речевое оформление ответа;
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя логично сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности; делает некоторые ошибки в речи; недостаточно свободно владеет материалом;
Оценка «3» ставится, если обучающийся излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить своё высказывание примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в значительной помощи учителя.
Выставление отметки за семестр выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.
Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по семестрам с учетом динамики индивидуальных учебных достижений обучающихся на конец года.
5. Содержание учебного предмета.
На всех этапах обучения учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами декоративно-прикладного искусства, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить традиции, связанные с украшением интерьера помещения. Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.
5 класс
6 часов неделю.
В программу включены следующие разделы:
Вводный урок.
Работа с бисером.
Лепка. Пластилин.
Работа с природным материалом.
Работа с тканью, лентами. Шитье. Техника «Канзаши».
Работа с бросовым материалом.
Работа со шпагатом.
Работа с витражными красками.
Работа с бумагой и картоном. Квиллинг (работа с бумагой)
Композиционные и декоративные работы (выполнение в смешанных техниках).
Предполагаемые результаты обучения:
- знать название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- знать правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- знать приёмы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- уметь правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
- уметь организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- выполнять изделия по инструкционной карте или собственному замыслу.
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество часов в семестр |
Количество часов в год |
||
1 |
2 |
3 |
|||
5 |
6 |
62 |
64 |
78 |
204 |
Контрольные работы: 1 контрольная работа в семестр (3 семестра), 1 итоговая контрольная работа.
Запланирована 1 экскурсия.
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Учебно-методический комплекс:
Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ Салаватская КШ (вариант 1).
На уроках используется наглядный, иллюстративный, демонстрационный, раздаточный дидактический материал в соответствии с тематикой предмета.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются:
- наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета, каталог иллюстраций;
- оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер).
Дополнительная литература:
1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории. – СПб.: Детство-Пресс, 2001
2. Водяная, Л. Оригами. – чудеса из бумаги. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
3. Гайдаенко, Е.А. Нечто из ничего. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
4. Горнова, Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. - Волгоград, Учитель, 2008;
5. Давыдова, Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 32с.
6. Давыдова, Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80с.
7. Давыдова, Г.Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
8. Давыдова, Г.Н. Поделки из бросового материала. Выпуск 3. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 48с.
9. Леонова, О. Рисуем нитью. Ажурные картинкы. – СПб.: Литера, 2005
10. Нагибина, М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224с.
11. Петрова, И.М. Аппликация для дошкольников: Учебно-методическое пособие для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 64с.
12. Петрова, И.М. Объёмная аппликация: учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 48с
13. Пищикова, Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 64с.
14. Проснякова, Т.П. Уроки мастерства. Учебник для 3-го класса. 2-е изд., исправленное. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2003. – 120с.
15. Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 100с.
16. Соколова, С.В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитанников ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 64с.
Титова, Е. П. Методика преподавания модуля "Декоративно-прикладное творчество на уроке технологии" /1 - сентября. - 2008.
17. Узорова, О.В. Физкультурные минутки. – М.: Астрель-АСТ-Ермак, 2004. – 100с.
18. Цирулик, Н.А. Уроки творчества. Учебник для 2-го класса. 2-е изд., исправленное. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2003. – 112с.
Электронные образовательные ресурсы:
Ремесло, декоративно-прикладное искусство |
Энциклопедия искусства - http://www.artprojekt.ru/Menu.html |
Электроннная библиотека - http://www.bibliotekar.ru/index.htm |
Страна мастеров - http://stranamasterov.ru/ |
Методическая копилка - Искусство - http://vmo.omskedu.ru/modules/smartsection/category.php?categoryid=75 |
Для учителя ИЗО - http://www.proshkolu.ru/user/kuchina70/folder/45623/ |
Творческое объединение учителей технологии - https://vk.com/club31110104 |
Екатерина Богдановна, автор сайта Masterclassy.ru. - http://masterclassy.ru/rassylka/14101-30-luchshih-master-klassov-konkursy-i-podarki-vypusk-247.html |
Блог дизайнера Kulikova Anastasia: https://e.mail.ru/message/14417825820000000488/ |
Клуб рукоделия - https://vk.com/be.kreativ |
Идеи для творчества и подарков своими руками - https://vk.com/i_d_t |
Рукодельный домик, хобби, вкусные рецепты - https://vk.com/public51453752 |
Романтика и декор своими руками - https://vk.com/romantika_for_you |
Природный материал/аппликации - http://aplikacii.ru/category/natural |
Поделки своими руками - http://montessoriself.ru/sledyi-zhivotnyih-dlya-detey |
Канзаши - http://mamakuban.ru/index.php/blog?start=44; https://www.youtube.com/watch?v=JIDHKXGgDc4; http://vk.com/wall-40119191_316992 |
Роспись витражными красками - http://urozhayniy.com/vitrazhnaya-rospis-diska-svoimi-rukami-master-klass-lyudmilyi-vorontsovoy/ |
Образовательный процесс оснащается.
Для выполнения работ необходимы определённые материалы, инструменты и приспособления:
- бисер разных видов и размеров;
- проволока №3 и №4;
- леска;
- природный материал (веточки, крылатки клёна, ракушки, жёлуди, семена тыквы, подсолнуха, арбуза, ягоды рябины, шишки);
- бумага цветная, гофрированная, бархатная, писчая, обёрточная; картон цветной, белый, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки;
- различные оригинальные материалы (пуговицы, камешки, блёстки, бусинки);
- нитки для вязания ярких цветов;
- разного вида ткань, атласные ленты;
- вата, синтепон, капрон;
- шпагат;
- разная фурнитура для декора;
- бросовый материал (старые газеты, туалетная бумага, коробки картонные, пластиковые стаканчики, пластмассовые бутылки, баночки, компьютерные диски, одноразовые тарелки; поролон, спички, кусочки кожи, ткани, проволоки);
- клей ПВА и «Момент»;
- иголки, иголки для вышивки, ножницы, линейки и пр.;
- клеевой пистолет;
- карандаши простые и цветные, краски, кисти.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Дата проведения |
Кол-во часов |
Содержание материала |
Словарь |
Эколого-валеологическое и региональный компонент |
||
I семестр |
||||||||
1 2 |
2.09.19 |
|
2 |
Вводное занятие. Беседа, ознакомление учащихся с особенностями предмета. Правила техники безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. |
|
|
||
Работа с бисером |
||||||||
3 4 |
4.09.19 |
|
2 |
Вводное занятие. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Техника безопасности. Материалы и инструменты в бисероплетении. |
|
|
||
5 6 |
5.09.19 |
|
2 |
Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция. Техники плетения. |
|
|
||
7 8 |
9.09.19 |
|
2 |
Техники плетения: параллельное, игольчатое, петельное. |
|
|
||
9 10 |
11.09.19 |
|
2 |
Техники плетения: параллельное, игольчатое, петельное. |
|
|
||
11 12 |
12.09.19 |
|
2 |
Плетение на проволоке. Практическая работа по плетению в плоской параллельной технике, с применением петельного плетения. |
|
|
||
13 14 |
16.09.19 |
|
2 |
Плетение на проволоке. Игрушки-сувениры. Практическая работа по плетению в плоской параллельной технике, с применением петельного плетения. |
|
|
||
Пластилинография |
||||||||
15 16 |
18.09.19 |
|
2 |
Из истории лепки. Понятие «пластилинография». Свойства пластилина. Основные способы и приемы работы с пластилином. |
пластилинография |
|
||
17 18 |
19.09.19 |
|
2 |
Открытка «Осенний лист». Вымазывание. |
|
|
||
19 20 |
23.09.19 |
|
2 |
Панно «Осеннее дерево». Жгут. |
|
|
||
21 22 |
25.09.19 |
|
2 |
Композиция «Ветка рябины». |
композиция |
|
||
23 24 |
26.09.19 |
|
2 |
Композиция «Подсолнух». Жгут. |
|
|
||
25 26 |
30.09.19 |
|
2 |
Композиция «Бабочка». Жгут. |
|
|
||
27 28 |
2.10.19 |
|
2 |
Композиция «Фрукты». Вымазывание. |
|
|
||
29 30 |
3.10.19 |
|
2 |
Экскурсия в парк с целью сбора природного материала. Обработка природного материала. |
|
|
||
31 32 |
7.10.19 |
|
2 |
Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей). |
аппликация |
|
||
33 34 |
14.10.19 |
|
2 |
Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей). |
|
|
||
35 36 |
16.10.19 |
|
2 |
Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей). |
|
|
||
Работа с природным материалом |
||||||||
37 38 |
17.10.19 |
|
2 |
Приёмы обработки природного материала. Правила работы с засушенными листьями. Демонстрация образцов, иллюстраций, выполненных из природного материала. |
|
|
||
39 40 |
21.10.19 |
|
2 |
Изготовление композиции из засушенных растений. |
композиция |
|
||
41 42 |
23.10.19 |
|
2 |
Изготовление композиции из шишек и семечек. |
|
|
||
43 44 |
24.10.19 |
|
2 |
Изготовление композиции из жёлудей и крылаток клёна. |
|
|
||
45 46 |
28.10.19 |
|
2 |
Изготовление композиции из камней, веток. |
|
|
||
47 48 |
30.10.19 |
|
2 |
Изготовление композиции из засушенных листьев. |
|
|
||
49 50 |
31.10.19 |
|
2 |
Мозаика (с использованием семян, листьев). |
мозаика |
|
||
51 52 |
6.11.19 |
|
2 |
Мозаика (с использованием семян, листьев). |
|
|
||
53 54 |
7.11.19 |
|
2 |
Изготовление композиции с использованием природного материала. |
|
|
||
Работа с бумагой, картоном. Квиллинг |
||||||||
55 56 |
11.11.19 |
|
2 |
История бумаги. Опыты с бумагой. Техника безопасности при работе. |
|
|
||
57 58 |
13.10.19 |
|
2 |
Вырезание симметричных форм. Простые симметричные формы. Аппликация из геометрических фигур. |
аппликация |
|
||
59 60 |
14.11.19 |
|
2 |
Контрольная работа. Правила безопасной работы с ножницами, клеем, пластилином, с природным материалом. |
|
|
||
61 62 |
18.11.19 |
|
2 |
Работа над ошибками. |
симметрия |
|
||
II семестр |
||||||||
1 2 |
25.11.19 |
|
2 |
Квиллинг. Основные формы и фигуры. |
|
|
||
3 4 |
27.11.19 |
|
2 |
Заготовки в квиллинге. |
|
|
||
5 6 |
28.11.19 |
|
2 |
Картина на плоскости в технике квиллинг. |
оригами |
|
||
7 8 |
2.12.19 |
|
2 |
Картина на плоскости в технике квиллинг. |
|
|
||
9 10 |
4.12.19 |
|
2 |
Объёмный квиллинг. |
|
|
||
11 12 |
5.12.19 |
|
2 |
Объёмный квиллинг. |
|
|
||
13 14 |
9.12.19 |
|
2 |
Снежинка в технике квиллинг. |
|
|
||
15 16 |
11.12.19 |
|
2 |
Снежинка в технике квиллинг. |
|
|
||
Работа со шпагатом и бросовым материалом |
||||||||
17 18 |
12.12.19 |
|
2 |
Вводное занятие. Правила безопасной работы с клеем «Момент Кристалл». Изготовление вазы из пластиковой бутылки. |
|
|
||
19 20 |
16.12.19 |
|
2 |
Обмотка ваза, бутылки шпагатом. |
папье-маше |
|
||
21 22 |
18.12.19 |
|
2 |
Обмотка ваза, бутылки шпагатом. |
грунтовка |
|
||
23 24 |
19.12.19 |
|
2 |
Декорирование вазы, бутылки. |
|
|
||
25 26 |
23.12.19 |
|
2 |
Декорирование вазы, бутылки. |
|
|
||
Мелкий ремонт одежды. Работа с тканью, изготовление изделий |
||||||||
27 28 |
25.12.19 |
|
2 |
Из истории шитья и вышивания. Основные инструменты. Правила безопасной работы с иголкой. Шов «вперед иголку». Двойной шов «вперед иголку» |
шов «вперед иголка» |
|
||
29 30 |
26.12.19 |
|
2 |
Шов «ручная строчка». Шов «через край». Шов «петельный» и его варианты Тамбурные швы и его варианты |
«ручная строчка», «через край», «петельный» |
|
||
31 32 |
30.12.19 |
|
2 |
Выполнение вышивки с использованием разных видов швов |
вышивка |
|
||
33 34 |
9.01.20 |
|
2 |
Выполнение вышивки с использованием разных видов швов |
|
|
||
35 36 |
13.01.20 |
|
2 |
Выполнение вышивки с использованием разных видов швов |
|
|
||
37 38 |
15.01.20 |
|
2 |
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. Способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями |
|
|
||
39 40 |
16.01.20 |
|
2 |
Кройка и шитьё игольницы – подушечки. |
|
|
||
41 42 |
20.01.20 |
|
2 |
Декоративное украшение готового изделия. |
|
|
||
43 44 |
22.01.20 |
|
2 |
Кройка и шитье футляра для ножниц. |
|
|
||
45 46 |
23.01.20 |
|
2 |
Пошив мягкой игрушки по выбору. Выкройка деталей. |
|
|
||
47 48 |
27.01.20 |
|
2 |
Пошив мягкой игрушки по выбору. Выкройка деталей. |
|
|
||
49 50 |
29.01.20 |
|
2 |
Пошив основных деталей. |
|
|
||
51 52 |
30.01.20 |
|
2 |
Пошив основных деталей. |
|
|
||
53 54 |
3.02.20 |
|
2 |
Пошив основных деталей. |
|
|
||
55 56 |
5.02.20 |
|
2 |
Сборка деталей мягкой игрушки. |
|
|
||
57 58 |
6.02.20 |
|
2 |
Сборка деталей мягкой игрушки. |
|
|
||
59 60 |
10.02.20 |
|
2 |
Набивка игрушки наполнителем. Декорирование. |
|
|
||
61 62 |
12.02.20 |
|
2 |
Контрольная работа за 2 семестр «Панно в технике квиллинг». |
|
|
||
63 64 |
13.02.20 |
|
2 |
Работа над ошибками. |
|
|
||
III семестр |
||||||||
Композиционные и декоративные работы (выполнение в смешанных техниках) |
||||||||
1 2 |
24.02.20 |
|
2 |
Из истории «канзаши». Основные инструменты. Правила безопасной работы в технике «канзаши». |
|
|
||
3 4 |
26.02.20 |
|
2 |
Цветок в технике канзаши. Подготовка заготовок-лепестков цветка. |
|
|
||
5 6 |
27.02.20 |
|
2 |
Подготовка заготовок-лепестков цветка. |
|
|
||
7 8 |
2.03.20 |
|
2 |
Подготовка заготовок-лепестков цветка. |
канзаши |
|
||
9 10 |
4.03.20 |
|
2 |
Правила безопасной работы с клеевым термопистолетом. Сборка цветка. |
|
|
||
11 12 |
5.03.20 |
|
2 |
Обмотка ободка атласными лентами. |
|
|
||
13 14 |
9.03.20 |
|
2 |
Изготовление бантика из атласных лент. Украшение ободка. |
|
|
||
15 16 |
11.03.20 |
|
2 |
Украшения для волос в технике канзаши. Подготовка лепестков. |
|
|
||
17 18 |
12.03.20 |
|
2 |
Сборка лепестков в цветок. |
|
|
||
19 20 |
16.03.20 |
|
2 |
Панно с элементами канзаши. Подготовка заготовок. |
|
|
||
21 22 |
18.03.20 |
|
2 |
Панно с элементами канзаши. Сборка. Декорирование. |
|
|
||
Работа с витражными красками |
||||||||
23 24 |
19.03.20 |
|
2 |
ТБ при работе со стеклом. Витраж. Приемы, способы выполнения. |
|
|
||
25 26 |
23.03.20 |
|
2 |
Нанесение контура. Картина на стекле фоторамки. Заполнение контура. |
|
|
||
27 28 |
25.03.20 |
|
2 |
Картина на фоторамке по выбору. |
|
|
||
29 30 |
26.03.20 |
|
2 |
Картина на фоторамке по выбору. |
витраж |
|
||
31 32 |
30.03.20 |
|
2 |
Точечная роспись акриловыми контурами. |
краски по стеклу |
|
||
33 34 |
1.04.20 |
|
2 |
Точечная роспись акриловыми контурами. |
|
|
||
35 36 |
2.04.20 |
|
2 |
Ваза. Витражные краски. |
|
|
||
37 38 |
13.04.20 |
|
2 |
Подсвечник. Витражные краски. |
|
|
||
39 40 |
15.04.20 |
|
2 |
Роспись тарелки. Витражные краски. |
|
|
||
Работа в технике декупаж |
||||||||
41 42 |
16.04.20 |
|
2 |
Из истории техники «декупаж». Основные инструменты и материал. Правила безопасной работы. |
декупаж |
|
||
43 44 |
20.04.20 |
|
2 |
Дизайнерские возможности декупажа. Понятие цвета и цветового круга. |
|
|
||
45 46 |
22.04.20 |
|
2 |
Рамка для фотографии. |
|
|
||
47 48 |
23.04.20 |
|
2 |
Декупаж свечей |
|
|
||
49 50 |
27.04.20 |
|
2 |
Декупаж на дереве. Декупаж деревянной разделочной доски. |
|
|
||
51 52 |
29.04.20 |
|
2 |
Декупаж на дереве. Декупаж шкатулки. |
|
|
||
53 54 |
30.04.20 |
|
2 |
Покрытие лаком. Декорирование изделия. |
|
|
||
55 56 |
4.05.20 |
|
2 |
Декупаж на металле. Правильная подготовка металлической поверхности. Информация по специальным грунтам. |
|
|
||
57 58 |
6.05.20 |
|
2 |
Декор металлической баночки. |
|
|
||
59 60 |
7.05.20 |
|
2 |
Декупаж на картоне. Приемы декорирования. |
|
|
||
61 62 |
11.05.20 |
|
2 |
Декупаж картонной коробки для подарка. |
|
|
||
63 64 |
13.05.20 |
|
2 |
Подставка под горячее (из шпагата). Анализ образца, планирование работы. |
|
|
||
65 66 |
14.05.20 |
|
2 |
Контрольная работа за семестр «Украшения для волос в технике канзаши». Работа над ошибками. |
|
|
||
67 68 |
18.05.20 |
|
2 |
Контрольная работа за год. Работа над ошибками. |
|
|
||
69 70 |
20.05.20 |
|
2 |
Декорирование фоторамки с использованием природного материала. |
|
|
||
71 72 |
21.05.20 |
|
2 |
Коллективная работа по замыслу обучающихся. |
|
|
||
73 74 |
25.05.20 |
|
2 |
Коллективная работа по замыслу обучающихся. |
|
|
||
75 76 |
27.05.20 |
|
2 |
Подготовка к выставке. Декорирование изделий. |
|
|
||
77 78 |
28.05.20 |
|
2 |
Выставка работ за год. Подведение итогов. |
|
|
||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
№ |
Вид деятельности |
Тема |
Сроки проведения |
|
Дата проведения |
Фактическая дата |
|||
1 |
Экскурсия в парк |
Сбор природного материала |
3.10.19 |
|
2 |
Контрольная работа за 1 семестр |
Правила безопасной работы с ножницами, клеем, пластилином, с природным материалом |
14.11.19 |
|
3 |
Контрольная работа за 2 семестр |
Панно в технике квиллинг |
12.02.20 |
|
4 |
Контрольная работа за 3 семестр |
Украшения для волос в технике канзаши |
14.05.20 |
|
5 |
Контрольная работа за год |
Композиция по замыслу воспитанников с использованием акриловых контуров «Точечная роспись» |
18.05.20 |
|
6 |
Проектная деятельность |
Декорирование стеклянной тары в технике пейп-арт |
декабрь 2019 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Контрольная работа
по декоративно-прикладному искусству
за 1 семестр 2019-2020 учебный год
Правила безопасной работы с ножницами, клеем, пластилином, с природным материалом
5 класс
1. Дополнить правила безопасной работы с пластилином:
· Работай на _____________________ или на ________________________.
· Бери для работы ___________________ цвет пластилина.
· Отрежь ___________________ количество пластилина.
· Согрей кусочек пластилина ____________ своих рук, чтобы он стал мягким.
· По окончании работы __________________________ с мылом.
(Слова для справок: руки помой, теплом, необходимое, нужный, доске или клеенке)
2. Дополни правила безопасной работы с ножницами:
· Ножницы хранить в определенном месте - ___________________________ или __________________________________ .
· Передавать ножницы _____________________ .
· Работать хорошо _______________________ и ____________________________ ножницами.
· Не оставлять ножницы ________________________ лезвиями.
· Следить за ___________________ и ____________________ лезвий ножниц во время работы.
· Использовать ножницы только по __________________________ .
(Слова для справок: раскрытыми, движением и направлением, отрегулированными и исправными, кольцами вперед, по назначению, в чехле или стакане)
3. Дополни правила безопасной работы с клеем:
· _____________ хранить в плотной упакованной коробке, емкости.
· При работе с клеем используй _________________________ , если это требуется.
· Излишки клея убирай __________________ или _______________________ , осторожно прижимая ее.
· Не допуская попадания клея на _____________ или в _______________. Если клей попал в глаза, срочно вымой руки и промой глаза теплой водой.
· __________ и _______________ после работы хорошо помой теплой водой с мылом.
(Слова для справок: клей, кисточку, салфеткой или тряпочкой, на одежду, в глаза, кисточку и руки)
4. Пользоваться иглой надо:
· осторожно
· быстро
· красиво
5. При работе с иглой:
· запрещается брать в рот и вкалывать в одежду
· брать в рот и вкалывать в одежду
6. Ножницы – это
· закругленный инструмент
· острый инструмент
· тупой инструмент
7. При работе с ножницами:
· можно хранить в любом месте
· бегать по мастерской
· держать ножницы острыми концами вверх
· передавать ножницы кольцами вперед
8. При работе с клеем:
· следить, чтобы клей не попал на кожу рук, лица, в глаза
· не нужно убирать в определенное место
· после работы не надо мыть руки
9. Подчеркни, какими инструментами надо пользоваться при работе с бумагой:
· ножницы, иголка, линейка, клей
· ножницы, линейка, циркуль, отвертка
· ножницы, линейка, шило, циркуль
10. Подчеркни, какими инструментами надо пользоваться при работе с пластилином:
· стека, ножницы, доска, тряпочка
· стека, карандаш, посуда с водой
Контрольная работа
по декоративно-прикладному искусству, интерьерному дизайну
за 2 семестр 2019-2020 учебный год
5 класс
1. Квиллинг это...
a) аппликация;
b) бумагокручение;
c) складывание бумаги.
2. Родина квиллинга
a) Япония
b) Китай
c) Европа
3. Когда возникло искусство квиллинга
a) конец 14, начало 15 века;
b) начало 21 века;
c) конец 19, начало 20 века.
4. Квиллинг это...
a) оригами;
b) коллаж;
c) бумажная филигрань.
5. Инструменты для квиллинга
a) клей, зубочистка, пластилин;
b) зубочистка, ножницы, бумага;
c) ножницы, проволока, бисер.
6. Техника «Квиллинг» невозможна без:
a) клей;
b) картон;
c) зубочистка.
7. Сколько существует базовых элементов?
a) 10;
b) 30;
c) 20.
8. Этапы выполнения элемента:
a) склеивание;
b) приготовление полосок;
c) скручивание спирали.
9. Квиллинг это...
a) искусство;
b) развлечение;
c) работа.
10. Нарисуйте элементы:
«Свободная спираль» «лепесток» «полумесяц»
«глаз» «капля» «ромб»
11. Назовите не менее пяти наименований, чем можно закрутить спираль (кроме инструмента для квиллинга)
Ответы
1. b
2. c
3. a
4. c
5. b
6. a
7. c
8. b, c, a
9. a
10. Правильно нарисованные элементы
11. Например:
1. Зубочистка;
2. стержень от ручки шариковой;
3. шило;
4. игла;
5. крючок для вязания.
Практическая работа:
1. выбор фона работы;
2. выбор цвета для создания композиции;
3. работа с деталями (элементами);
4. оформление работы.
Критерии оценки:
1. Соблюдение правил ТБ.
2. Умение пользоваться технологической картой
3. Самостоятельность.
4. Подбор цветовой гаммы.
5. Аккуратность.
6. Законченность композиции.
Контрольная работа
по декоративно-прикладному искусству, интерьерному дизайну
за 3 семестр 2019-2020 учебный год
Украшения для волос в технике канзаши.
5 класс
Теоретическое задание: Определение техники канзаши. Материалы, инструменты, приспособления. ТБ при работе с ножницами, иглой, клей «Момент».
Практическое задание:
1. Отмерить 6 отрезков длиной 13 см на атласной ленте шириной 2.5 см. Отрезать.
2. Вдеть нитку в иголку, на конце сделать узелок.
3. Сложить каждую полоску атласной ленты пополам. Сшить смёточном швом каждый лепесток.
4. Стянуть нитку, сделать узелок, обрезать нитку.
5. Приклеить пуговицу в середину.
6. По трафарету обвести круг на атласной ленте шириной 5 см. Вырезать.
7. Приклеить с обратной стороны цветка круг.
Критерии оценки:
1. Соблюдение правил ТБ.
2. Умение пользоваться технологической картой
3. Самостоятельность.
4. Подбор цветовой гаммы.
5. Аккуратность.
6. Законченность композиции.
Контрольная работа
по декоративно-прикладному искусству, интерьерному дизайну
за 3 семестр 2019-2020 учебный год
Точечная роспись стеклянной поверхности.
5 класс
Теоретическое задание: Определение техники точечная роспись. Основные материалы, инструменты, приспособления. ТБ
Точечная роспись стеклянной поверхности.
1. Обезжирить поверхность.
2. Выбрать и выполнить эскиз.
3. Перенести эскиз на стеклянную поверхность.
4. Выполнить рисунок.
Критерии оценки:
1. Владение материалом.
2. Соблюдение пропорций.
3. Знание основных законов композиции.
4. Самостоятельность.
7. Аккуратность.
8. Законченность композиции.
9. Соблюдение ТБ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.