РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ « БИОЛОГИЯ » По профессии : 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ « БИОЛОГИЯ » По профессии : 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству

Оценка 5
Образовательные программы
docx
17.02.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ  « БИОЛОГИЯ »  По  профессии : 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству
Разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций и рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования от 21 июля 2015 г.
РП Биология мастер.docx

 


МИНИСТЕРСТВО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ  ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ФИЛИАЛ   КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«Уссурийский агропромышленный колледж» в Ханкайском районе

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 « биология »

 

По  профессии : 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил :  преподаватель  Вострикова О.Г                    Подпись_________

Рассмотрено:

Утверждаю:

На заседании ЦК общеобразовательных дисциплин

Председатель Рыжих Т.М  

Протокол №_10_ от «_ »июнь 2021_г. __________

 

Заведующий учебно-производственной работой филиала «УАПК» в Ханкайском районе Бас Е.А.

«   »  06 2021г. Подпись_______

 

 

 


Разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной  дисциплины   «Биология»  для профессиональных образовательных организаций и рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования  от 21 июля 2015 г.

 

 

 

 

Составитель:

Преподаватель   филиала  КГБ ПОУ  «Уссурийский агропромышленный колледж» в Ханкайском районе Вострикова О.Г

 

Рецензенты:

Преподаватель биологии ,химии  КГБ ПОУ «УАПК» Шарина Ольга Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

№п/п

Содержание

Стр.

1.

Пояснительная записка

4

2.

Общая характеристика учебной дисциплины

5

3.

Место учебной дисциплины в учебном плане

6

4.

Результаты освоения учебной дисциплины

7-8

5.

Тематический план

9

6.

Содержание учебной дисциплины

10-14

7.

Темы индивидуальных исследовательских и творческих проектов

15-16

8.

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

17-21

9.

Информационное обеспечение обучения

22-23

 

9.1 Основная литература

 

 

9.2 Дополнительная литература

 

 

9.3 Рекомендуемая литература для студентов

 

 

9.4 Интернет-ресурсы

 

10.

Перечень заданий для внеаудиторной самостоятельной работы

24-25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Пояснительная записка

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по

общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена

 

 

 

2.      Общая характеристика дисциплины

Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле.

Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой. Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.

Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.

Изучение  учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе.

При освоении профессий СПО естественно-научного профиля профессионального образования биология изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей. Что  выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, демонстраций, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов и т. п.

При  составлении содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением  среднего общего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Место учебной дисциплины в учебном плане

Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Биология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

В учебных планах ППКРС,  место учебной дисциплины «Биология» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение

студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      Тематический план

Наименование разделов и тем

Макс

учебная

нагрузка

Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа

Всего

ЛПЗ

 

Введение

2

2

-

-

Раздел 1. Учение о клетке

74

52

4

22

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

25

20

2

5

Раздел 3. Основы генетики и селекции

42

28

2

14

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

42

28

-

14

Раздел 5. Происхождение человека

40

40

8

-

Раздел 6. Основы экологии

48

42

8

6

Раздел 7. Бионика

14

12

-

2

Всего

287

224

24

63

Промежуточная аттестация в форме диф. зачёта

 

 

 

 

Итоговая аттестация в форме экзамена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      Содержание учебной дисциплины.

 

Введение

Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их

многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания

живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании

современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей.

Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Демонстрации

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.

 

Раздел 1. Учение о клетке

Тема 1.1  Химическая организация клетки.

Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Тема 1.2 Строение и функции клетки.

Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями

(СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Тема 1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Тема 1.4 Жизненный цикл клетки.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез.

 

Демонстрации

1.Строение и структура белка.

2.Строение молекул ДНК и РНК.

3.Репликация ДНК.

4.Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.

5.Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений

и животных.

6.Строение вируса.

7.Фотографии схем строения хромосом.

8.Схема строения гена.

9.Митоз.

 

Практические занятия:

1.      Сравнение строения клеток растений и животных по рисункам.

 

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

 

Тема 2.1 Размножение организмов.

Организм — единое целое. Многообразие организмов.

Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Тема 2.2 Индивидуальное развитие организма.

 Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство

их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

Тема 2.3 Индивидуальное развитие человека.

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

 

Демонстрации

1.Многообразие организмов.

2.Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

3.Фотосинтез.

4.Деление клетки.

5.Митоз.

6.Бесполое размножение организмов.

7.Образование половых клеток.

8.Мейоз.

9.Оплодотворение у растений.

10.Индивидуальное развитие организма.

11.Типы постэмбрионального развития животных.

Практические занятия:

1.      Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

 

Раздел 3. Основы генетики и селекции

 

Тема 3.1 Основы учения о наследственности и изменчивости.

 Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Тема 3.2 Закономерности изменчивости.

 Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.

Тема 3.3 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Тема 3.4 Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

 Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

 

Демонстрации

1.Моногибридное и дигибридное скрещивание.

2.Перекрест хромосом.

3.Сцепленное наследование.

4.Мутации.

5.Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных.

6.Гибридизация.

7.Искусственный отбор.

8.Наследственные болезни человека.

9.Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

 

Практические занятия:

1.      Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

 

 

 

 

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное учение.

 

Тема 4.1 Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

Тема 4.2 История развития эволюционных идей.

Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

Тема 4.3 Микроэволюция и макроэволюция.

 Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовани (С. С. Четвериков, И. И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

 

Демонстрации

1.Критерии вида.

2.Структура популяции.

3.Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.

4.Эволюционное древо растительного мира.

5.Эволюционное древо животного мира.

6.Представители редких и исчезающих видов растений и животных.

 

Практические занятия:

1.      Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

 

Раздел  5. Происхождение человека

Тема 5.1 Антропогенез.

Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Тема 5.2 Человеческие расы.

Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

Демонстрации

 

1.Черты сходства и различия человека и животных.

2.Черты сходства человека и приматов.

3.Происхождение человека.

4.Человеческие расы.

 

Практическое занятие:

1.      Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека

2.      Доказательства родства человека и животного

3.      Основные этапы эволюции человека

4.      Несостоятельность расовой теории

 

 

Раздел 6. Основы экологии

 

Тема 6.1 Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Тема 6.2 Биосфера — глобальная экосистема.

 Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

Тема 6.3 Биосфера и человек.

 Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Тема 6.4 Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.

 Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

 

Демонстрации

 

1.Экологические факторы и их влияние на организмы.

2.Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

3.Ярусность растительного сообщества.

4.Пищевые цепи и сети в биоценозе.

5.Экологические пирамиды.

6.Схема экосистемы.

7.Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме

8.Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере.

9.Схема агроэкосистемы.

10.Особо охраняемые природные территории России.

 

Практические занятия:

1.      Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной

экосистеме и в агроценозе.

2.      Описание экологической системы

3.      Взаимодействия организмов в экосистеме

4.      Описание факторов среды

 

Раздел 7. Бионика.

Тема 7.1 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их

использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных.

Демонстрации

1.Модели складчатой структуры, используемой в строительстве.

2.Трубчатые структуры в живой природе и технике.

3.Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.      Темы индивидуальных исследовательских и творческих проектов

п/п

Темы индивидуальных исследовательских и творческих проектов

 

1

Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние

2

Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

3

Драматические страницы в истории развития генетики.

4

Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении

5

История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина

6

«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

7

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

8

Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка раз-

личных гипотез происхождения

9

Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

10

Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого

общества.

11

Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

12

Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

13

Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

14

Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

15

Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной

экосистеме — биосфере.

16

Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости

17

Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

18

Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их

ступени.

19

Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

20

Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

21

Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов

(на конкретных примерах).

22

Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные

дожди, смоги и их предотвращение.

23

Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.      Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

 

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности

студентов (на уровне учебных действий)

Введение

-Ознакомление с биологическими системами разного

уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой.

-Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины

мира и практической деятельности людей.

-Обучение соблюдению правил поведения в природе,

бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране

Раздел 1. Учение о клетке

Тема 1.1.

Химическая организация клетки

-Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов.

-Получение представления о роли органических

и неорганических веществ в клетке

Тема 1.2.

Строение и функции клетки

-Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов.

-Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

-Приготовление и описание микропрепаратов клеток

растений.

-Сравнение строения клеток растений и животных по

готовым микропрепаратам

Тема 1.3.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

-Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.

-Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК

Тема 1.4.

Жизненный цикл клетки

-Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.

-Умение самостоятельно искать доказательства того,

что клетка — элементарная живая система и основная

структурно-функциональная единица всех живых организмов

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Тема 2.1.

Размножение организмов

-Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов.

-Умение самостоятельно находить отличия митоза от

мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки

Тема 2.2.

Индивидуальное развитие

организма

-Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на

примере развития позвоночных животных.

-Умение характеризовать стадии постэмбрионального

развития на примере человека.

- Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов.

-Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира

Тема 2.3.

Индивидуальное развитие

человека

-Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.

-Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека

 Раздел 3. Основы генетики и селекции

Тема 3.1.

Закономерности изменчивости

-Ознакомление с наследственной и ненаследственной

изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира.

-Получение представления о связи генетики и медицины.

-Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой.

-Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале.

-Анализ фенотипической изменчивости.

-Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм

Тема 3.2.

Основы селекции растений,

животных и микроорганизмов

-Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции.

-Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н. И. Вавиловым.

-Изучение методов гибридизации и искусственного отбора.

-Умение разбираться в этических аспектах некоторых

достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека.

-Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

Тема 4.1.

Происхождение и начальные

этапы развития жизни на Земле

-Анализ и оценка различных гипотез происхождения

жизни.

-Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции.

-Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер.

-Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных.

-Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной работы.

-Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)

Тема 4.2.

История развития

эволюционных идей

-Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей

К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина.

-Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

-Развитие способности ясно и точно излагать свои

мысли, логически обосновывать свою точку зрения,

воспринимать и анализировать мнения собеседников,

признавая право другого человека на иное мнение

Тема 4.3.

Микроэволюция

и макроэволюция

-Ознакомление с концепцией вида, ее критериями,

подбор примеров того, что популяция — структурная

единица вида и эволюции.

-Ознакомление с движущимися силами эволюции

и ее доказательствами.

-Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс.

- Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития.

-Умение выявлять причины вымирания видов

Раздел 5. Происхождение человека

Тема 5.1.

Антропогенез

-Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

-Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов,

доказывая их родство.

-Выявление этапов эволюции человека

Тема 5.2.

Человеческие расы

-Умение доказывать равенство человеческих рас на

основании их родства и единства происхождения.

-Развитие толерантности, критика расизма во всех его

проявлениях

Раздел 6. Основы экологии

Тема 6.1.

 Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой

и окружающей средой

-Изучение экологических факторов и их влияния на

организмы.

-Знакомство с экологическими системами, их видовой

и пространственной структурами.

-Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем.

-Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями

в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом.

-Умение строить ярусность растительного сообщества,

пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды.

-Знание отличительных признаков искусственных со-

обществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

-Описание антропогенных изменений в естественных

природных ландшафтах своей местности.

-Сравнительное описание одной из естественных при-

родных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

-Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе

Тема 6.2

Биосфера — глобальная

экосистема

-Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме.

-Наличие представления о схеме экосистемы на при-

мере биосферы, круговороте веществ и превращении

энергии в биосфере.

-Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах

Тема 6.3

Биосфера и человек

-Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде.

-Умение определять воздействие производственной

деятельности на окружающую среду в области своей

будущей профессии.

-Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения.

-Описание и практическое создание искусственной

экосистемы (пресноводного аквариума). Решение эко-

логических задач.

-Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

-Обучение соблюдению правил поведения в природе,

бережному отношению к биологическим объектам

(растениям, животным и их сообществам) и их охране

Раздел 7. Бионика

Тема 7.1

Бионика как одно из направле-

ний биологии и кибернетики

Ознакомление с примерами использования

в хозяйственной деятельности людей морфо-

функциональных черт организации растений и жи-

вотных при создании совершенных технических си-

стем и устройств по аналогии с живыми системами.

Знакомство с трубчатыми структурами в живой при-

роде и технике, аэродинамическими и гидродинами-

ческими устройствами в живой природе и технике.

Умение строить модели складчатой структуры, ис-

пользуемые в строительстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.      Информационное обеспечение обучения

 9.1 Основная литература

1. Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —М., 2014.

2. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.

3. Константинов В.М, Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология : учебник для НПО и СПО «Академия», 2015

4. Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.

5. Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый

уровень, 10—11 класс. — М., 2014.

6. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—

11 класс. — М., 2014.

 

 

9.2 Дополнительная литература

1.Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2010.

2.Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2010.

3.Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М., 1939.

4.Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.

5.Кобылянский В. А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. — М.,

2010.

 

9.3  Рекомендуемая литература

 

1.Орлова Э. А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2010.

2.Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010.

3.Лукаткин А. С., Ручин А. Б., Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник

для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.

4.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. учреждений

высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.

5.Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. — М., 2010.

 

 

9.4  Интернет-ресурсы

 

1.      www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

2.      www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

3.      www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии)

4.      .www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —экологии на сервере Воронежского университета).

5.      www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

6.      www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

7.      www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

8.      www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

9.       www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам)

10.  www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах)

11.  www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Перечень заданий для внеаудиторной самостоятельной работы

 

Наименование темы

Кол-во часов

Задание

Формы и методы контроля

Уровень усвоения

1

Раздел 1.

Учение о клетке

2

Составить таблицу «химический состав  клетки

 

Индивидуальная проверка

2

 

 

2

Конспект « Роль АТФ в клетке»

 

 

Индивидуальная проверка

 

 

 

2

 

4

Презентация « Особенности строения растительной , животной и грибной клеток"

 

Защита презентации

 

 

 

 

3

 

4

Презентация «Вирусные заболевания нашего времени и меры борьбы»

Защита презентации

 

3

4

Презентация « Процесс фотосинтеза.»

Защита презентации

 

3

2

Сообщение « Роль ДНК в передаче наследственности»

Беседа

2

4

Презентация « Процесс биосинтеза»

Защита презентации

 

 

3

2

Раздел 2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

1

Конспект «Формы бесполого размножения»

 

Индивидуальная проверка

2

 

 

4

Презентация «Влияние алкоголя, наркотиков в период эмбрионального развития»

Защита презентации

 

3

3

Раздел 3.

Основы генетики и селекции

4

Презентация «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении

Защита презентации

 

 

3

 

 

 

4

Презентация «Причины наследственной изменчивости»

Защита презентации

 

3

2

Конспект « Современные методы применяемые в селекции»

Проверка

 

2

 

 

4

Презентация « Центры происхождения культурных растений»

Защита презентации

 

 

3

 

 

4

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле.

Эволюционное учение

4

Презентация «Современные представления о зарождении жизни»

Защита презентации

 

 

3

4

Презентация «Развитие эволюционных идей»

Защита презентации

 

3

 

4

Презентация «Синтетическая теория эволюция»

Защита презентации

 

3

2

Сообщение «Эмбриональные доказательства эволюции»

Беседа

2

5

Раздел 5. Происхождение человека

-

-

 

-

 

 

-

6

Раздел 6.

Основы экологии

4

Подготовить презентацию »Многообразие биогеоценозов суши»

Защита презентации

 

3

 

2

Сообщение «Сукцессии  и их формы»

Беседа

2

7

Раздел 7. Бионика

2

Конспект «Бионика и её применении в жизни человека2

Беседа

2

 

Итого

63

 

 

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

Разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций и рекомендованной

Разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций и рекомендованной

Оглавление №п/п

Оглавление №п/п

Пояснительная записка Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной…

Пояснительная записка Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной…

Общая характеристика дисциплины

Общая характеристика дисциплины

Место учебной дисциплины в учебном плане

Место учебной дисциплины в учебном плане

Результаты освоения учебной дисциплины

Результаты освоения учебной дисциплины

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач; −− способность к оценке этических аспектов некоторых…

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач; −− способность к оценке этических аспектов некоторых…

Тематический план Наименование разделов и тем

Тематический план Наименование разделов и тем

Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

Размножение — важнейшее свойство живых организмов

Размножение — важнейшее свойство живых организмов

Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии

Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии

Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека

Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека

Круговорот углерода (азота и др

Круговорот углерода (азота и др

Темы индивидуальных исследовательских и творческих проектов № п/п

Темы индивидуальных исследовательских и творческих проектов № п/п

Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах)

Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах)

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

Тема 2.1. Размножение организмов -Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов

Тема 2.1. Размножение организмов -Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов

Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

Раздел 5. Происхождение человека

Раздел 5. Происхождение человека

Тема 6.3 Биосфера и человек -Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде

Тема 6.3 Биосфера и человек -Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде

Информационное обеспечение обучения 9

Информационное обеспечение обучения 9

Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам) 2

Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам) 2

Перечень заданий для внеаудиторной самостоятельной работы №

Перечень заданий для внеаудиторной самостоятельной работы №

Конспект « Современные методы применяемые в селекции»

Конспект « Современные методы применяемые в селекции»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2022