МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю:
Зам директора по УР ГАПОУ «БСК»
г. Бузулука Оренбургской области
_____________ Е.Н. Индерейкина
«_____»____________ 2019г.
рабочая программа по дисциплине
ЕН. 01 математика
Специальность: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
2019год
Рабочая программа по дисциплине ЕН.01. «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Организация-разработчик
ГАПОУ «БСК» г. Бузулука Оренбургской области
Разработчик:
Болдырева М. А.– преподаватель математики высшей категории ГАПОУ «БСК» г. Бузулука Оренбургской области
Шутемова А. Н.– преподаватель математики высшей категории ГАПОУ «БСК» г. Бузулука Оренбургской области
Внутренняя техническая экспертиза:
Заведующий УМО: Кривоносова Г.Б.
Руководитель ПЦК: Жупикова Н.В.
Внутренняя содержательная экспертиза:
Заведующий УМО: Кривоносова Г.Б.
Руководитель ПЦК: Корочкина Е Ю.
Внешняя техническая и содержательная экспертиза:
Руководитель городского МО учителей математики – Пирогова Н.А.
Рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
Пр .№ ________ от «____»__________ 20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
3. условия реализации учебной дисциплины
|
12 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
13 |
I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01 Математика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 Математика является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для повышения квалификации и профессиональной подготовке работников по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина ЕН.01 Математика относится к дисциплинам математического и общего естественнонаучного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Результатом освоения программы учебной дисциплины ЕН.01 Математика организации является овладение обучающимися общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Контролировать и соблюдать основные показатели разработки месторождений.
ПК 1.2. Контролировать и поддерживать оптимальные режимы разработки и эксплуатации скважин.
ПК 1.3. Предотвращать и ликвидировать последствия аварийных ситуаций на нефтяных и газовых месторождениях.
ПК 2.1. Выполнять основные технологические расчеты про выбору наземного и скважинного оборудования.
ПК 2.5.Оформлять технологическую и техническую документацию по эксплуатации нефтегазопромыслового оборудования.
ПК 3.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование и организацию производственных работ на нефтяных и газовых месторождениях.
ПК 3.3 Контролировать выполнение производственных работ по добыче нефти и газа, сбору и транспорту скважинной продукции
В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- решать прикладные задачи в профессиональной деятельности.
В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
- основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
- основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятности и математической статистики;
- основы интегрального и дифференциального исчисления.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов;
- самостоятельной работы студента 32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
64 |
в том числе: |
|
практические занятия |
24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
32 |
в том числе: |
|
внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалами учебника Богомолов Н.В. Практические занятия по математике, конспектом лекций, зачетные работы |
|
Итоговая аттестация в форме устного экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Математика
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
РАЗДЕЛ 1. |
Основные понятия и методы математического анализа |
18 |
|
Введение
Тема 1.1. Основы дифференциального исчисления |
Содержание учебного материала: |
6 |
|
1.Значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ. Основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности. Основные понятия и методы математического анализа. Функция. Производная функции. |
2 |
2 |
|
2. Дифференциал функции и его приложение к решению задач. |
2 |
2 |
|
3. Исследование функции с помощью производной.
|
2 |
2 |
|
Практические занятия: ПЗ №1. Производная: решение прикладных задач в области профессиональной деятельности |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа: |
4 |
|
|
1. Замечательный предел. |
2 |
3 |
|
2. Производная в решении прикладных задач |
2 |
3 |
|
Тема 1.2 Основы интегрального исчисления
|
Содержание учебного материала: |
4 |
|
1.Первообразная функция. Неопределенный интеграл. |
2 |
2 |
|
2.Определенный интеграл и вычисление площадей плоских фигур. |
2 |
2 |
|
Практические занятия: ПЗ № 2. Приложение определенного интеграла. |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
4 |
|
|
1. Неопределенный интеграл. |
2
|
3 |
|
2. Приложение интеграла. |
2 |
3 |
|
Тема 1.3 Дифференциальные уравнения |
Содержание учебного материала: Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям. Дифференциальные уравнения (виды, способы решения). |
2 |
2 |
Практические занятия: ПЗ № 3 Решение дифференциальных уравнений. |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа: |
4 |
|
|
1. Уравнения Коши. |
2 |
3 |
|
2. Частные решения дифференциальных уравнений. |
2 |
3 |
|
Раздел 2. |
Основные понятия линейной алгебры |
16 |
|
Тема 2.1 Матрицы. Операции над матрицами |
Содержание учебного материала: Основные понятия линейной алгебры. Матрицы. Операции над матрицами |
2 |
2 |
|
Практическая работа: ПЗ № 4. Элементарные преобразования матриц. |
2 |
3 |
Самостоятельная работа: |
4 |
|
|
1. Обратная матрица. |
2 |
3 |
|
2. Исследование векторов на матрицы. (Приведение матрицы к треугольному виду) |
2 |
3 |
|
Тема 2.2 Определители |
Содержание учебного материала: Определитель n-го порядка. Алгебраические миноры. |
2 |
1 |
|
Практическая работа: В ПЗ № 5. Вычисление определителей. |
2 |
3 |
Тема 2.3 Методы решения систем линейных уравнений |
Содержание учебного материала: |
6 |
|
1.Метод Крамера. |
2 |
2 |
|
2.Метод Гаусса. |
2 |
2 |
|
3.Матричный метод. |
2 |
2 |
|
|
Практическая работа: ПЗ № 6. Решение систем линейных уравнений. Прикладные задачи в области профессиональной деятельности. |
2 |
3 |
Раздел 3. |
Основные понятия теории комплексных чисел. |
8 |
|
Тема 3.1 Понятие комплексного числа |
Содержание учебного материала: Основные понятия теории комплексных чисел. Понятие о комплексных числах. Действия над комплексными числами. |
2 |
2 |
|
Практическая работа: ПЗ № 7. Действия над комплексными числами. Геометрическая интерпретация. |
2 |
3 |
Самостоятельная работа: Операции над комплексными числами. |
2 |
3 |
|
Тема 3.2 Формы комплексных чисел |
Содержание учебного материала: Тригонометрическая и показательная формы комплексных чисел. Формула Муавра. |
2 |
2 |
|
Практическая работа: ПЗ № 8. Извлечение корней из комплексного числа, возведение в степень |
2 |
3 |
РАЗДЕЛ 4. |
Основные понятия теории вероятностей и математической статистики |
14 |
|
Тема 4.1 Элементы теории вероятностей
|
Содержание учебного материала: |
4 |
|
1.Основные понятия теории вероятностей. Понятие события и вероятности события. Достоверные и невозможные события. Классическое определение вероятностей. |
2
|
2
|
|
2.Теоремы сложения и умножения вероятностей. |
2 |
2 |
|
Практические занятия ПЗ № 9. Решение прикладных задач на определение вероятности в области профессиональной деятельности. |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа |
4 |
|
|
Событие. Вероятность случайного события. |
2 |
3 |
|
Закон больших чисел. |
2 |
3 |
|
Тема 4.2 Случайная величина, ее функция распределения |
Содержание учебного материала: Случайная величина. Дискретная и непрерывная случайная величина. Закон распределения случайной величины. Математическое ожидание и дисперсия. |
2 |
2 |
Практическое занятие. ПЗ № 10. Числовые характеристики случайной величины. |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа: |
4 |
|
|
1. Закон распределения случайной величины. |
2 |
3 |
|
2. Сбор статистических данных. |
2 |
3 |
|
Тема 4.3 Элементы математической статистики |
Содержание учебного материала: Основные понятия математической статистики. Выборка. Представление данных. |
2 |
2 |
Практическая работа. ПЗ № 11. Статистические параметры распределения. |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа: Обработка статистических данных. |
2 |
3 |
|
РАЗДЕЛ 5. |
Основы интегрального и дифференциального исчисления |
8 |
|
Тема 4.1 Численное интегрирование |
Содержание учебного материала: Основы интегрального исчисления. Формулы прямоугольников. Формула трапеций. Формулы Симпсона. Абсолютная погрешность при численном интегрировании |
2 |
2 |
|
Практическое занятие. ПЗ № 12. Формулы прямоугольника, трапеции, Симпсона. |
2 |
3 |
Самостоятельная работа: Приложение численных методов. |
2 |
3 |
|
Тема 5.2 Численное дифференцирование |
Содержание учебного материала: |
4
|
|
1. Основы дифференциального исчисления. Формулы приближенного дифференцирования, основанные на интерполяционных формулах Ньютона. Погрешность в определении производной. |
2 |
2 |
|
2. Обобщающее занятие по теме «Основы интегрального и дифференциального исчисления». |
2 |
2 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Математика»
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места по количеству обучающихся;
2. рабочее место преподавателя;
4. аудиторная доска для письма;
5. Учебное чертежное оборудование.
6. Таблицы
Технические средства обучения:
1. мультимедиа проектор; интерактивная доска;
2. персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
Основная литература:
1. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. - М.: Высш. шк., 2018. - 495 с.
2. Валуцэ И.И. Математика для техникумов. - М.: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. Лит., 2017 - 576 с.
3. Пехлецкий И.Д. Математика. Учебник – 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2017.-304 с.
Информационные ресурсы
1. http://mathem.hl/ru/
2. http://math.child.ru/
3. http://zadachi.mccme.ru/
4. http://mschool.kubsu.ru/
5. http://sumik.open-edu.ru/SUMIK/e-SUMIK-Matematika.index.HTM и др.
Для преподавателей
1. Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федерова Н.Е. и др. под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2016.
2. Данко П.Е. высшая математика в упражнениях и задачах в 2 частях.- М. : ООО «Издательство Оникс», 20174 г. – 416 с.
3. Малахов А.Н. Высшая математика: учебное пособие. М.: МЭСИ, 2016.-306с
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: |
|
- Решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности |
Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, решение прикладных задач. |
Знать: |
|
-Значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ; |
Доклады, рефераты. |
-Основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; |
Защита реферата, практические задания, тесты. |
-Основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
|
Практические задания, тесты, внеаудиторная самостоятельная работа, решение прикладных задач. |
-Основы интегрального и дифференциального исчисления. |
Практические занятия, тесты, внеаудиторная самостоятельная работа |
Итоговая аттестация в форме устного экзамена |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.