МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГБПОУ РК «КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Введено в действие приказом директора от «____» _____________ 20____ г. № ____________ |
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по ур ________________ Н.В. Чернышева
|
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК
2015 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета Протокол № ______ от «____» _____________ 2015 г. Председатель методсовета ___________________ Н.В. Чернышева |
Рассмотрено и одобрено на заседании предметной цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № ______ от «____» _____________ 2015 г. Председатель ПЦК ________________ Ю.А. Зимина |
|
|
|
|
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) по специальностям:
08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», укрупненная группа специальностей 08.00.00 «Техника и технологии строительства», 15.02.08 «Технология машиностроения», укрупненная группа специальностей 15.00.00 «Машиностроение», 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», укрупненная группа специальностей 15.00.00 «Машиностроение», 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий», укрупненная группа специальностей 18.00.00 «Химические технологии», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», укрупненная группа специальностей 38.00.00 «Экономика и управление»
составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций. Рекомендована ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 377 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»
Разработчики:
Зимина Юлия Алексеевна, преподаватель русского языка и литературы
Ерохина Анна Владимировна, преподаватель русского языка и литературы
©
©
©
©
©
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
13 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
16 |
«Русский язык и Литература. русский язык»
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности: 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», укрупненная группа специальностей 08.00.00 «Техника и технологии строительства», 15.02.08 «Технология машиностроения», укрупненная группа специальностей 15.00.00 «Машиностроение», 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», укрупненная группа специальностей 15.00.00 «Машиностроение», 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий», укрупненная группа специальностей 18.00.00 «Химические технологии», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», укрупненная группа специальностей 38.00.00 «Экономика и управление»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин, базовых.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и
способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации,
информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных
и организационных задач в процессе изучения русского языка;
• предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово- родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность
представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 78 часов; внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
117 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) |
78 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
- |
практические занятия |
10 |
контрольные работы |
6 |
курсовая работа (проект) |
- |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) |
39 |
в том числе: |
|
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) |
- |
работа с учебником |
12 |
ответы на контрольные вопросы |
8 |
работа со словарями, справочниками |
10 |
работа над рефератами |
9 |
Итоговая аттестация в форме письменного экзамена |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, контрольные работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Введение |
1. |
Язык как средство общения. Язык как система. Понятие о русском литературном языке. |
2 |
1 |
||
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи |
|
9 |
|
|||
Тема 1.1. Язык и речь. Функциональные стили речи. Текст как произведение речи |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Язык и речь. Основные требования к речи. Функциональные стили речи. Характеристика. Стили речи. Жанры. Языковые средства. Особенности построения. Типы речи. Признаки. Способы связи предложений. Признаки, структура текста. Композиционные элементы. Средства и виды связей предложений в тексте. Смысловая и композиционная целостность текста. |
|
1 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк, устное выступление, доклад, дискуссия. Отзыв о прочитанной книге, просмотренном фильме, спектакле. Составление современных видов текста (интервью, реклама, деловые диалоги). |
7 |
|||||
Раздел 2. Лексика и фразеология |
|
8 |
||||
Тема 2.1. Лексическая система и ее единицы |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1.
|
Слово. Лексическое и грамматическое значение слов. Многозначность слов. Прямое и переносное значение. Лексика с точки зрения ее употребления. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас. |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. |
- |
|||||
Тема 2.2. Фразеология |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Употребление фразеологизмов в речи. Лексические и фразеологические словари. Афоризмы, пословицы и поговорки. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. Крылатые слова. Библеизмы. Фамильярность и просторечность. Народно-поэтическая лексика. Словари и справочная литература по фразеологии. |
4 |
|||||
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография |
|
8 |
||||
Тема 3.1. Фонетика. Орфоэпические нормы |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Основные фонетические единицы. Ударение. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: нормы ударения и произношения. Выявление и исправление ошибок в употреблении. Использование орфоэпического словаря |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. |
|
|||||
Тема 3.2. Орфография |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Правописание безударных гласных и звонких согласных. Правописание гласных после шипящих и – Ц |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. Сообщение по теме: «Языковые изменения в русском языке рубежа XX-XXI веков».Составление орфографического словаря, викторин и тестов по теме. |
4 |
|||||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография |
|
6 |
||||
Тема 4.1. Морфема как значимая часть слова. Словообразование |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Понятие о морфеме, типы морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования, словообразовательные элементы. Словообразовательный анализ. |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. |
- |
|||||
Тема 4.2. Орфография |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Правописание чередующихся гласных в корне слова. Правописание приставок при-, пре-. |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия: практическая работа № 1. Основные правила орфографии. |
2 |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. |
- |
|||||
Раздел 5. Морфология и орфография |
|
24 |
||||
Тема 5.1. Понятие о частях речи Имя существительное |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||
1. |
Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Правописание имен существительных |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. |
- |
|||||
Тема 5.2. Имя прилагательное |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание имен прилагательных. |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. |
- |
|||||
Тема 5.3. Имя числительное |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Морфологический разбор имени числительного. Правописание и употребление в речи имен числительных. |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. |
- |
|||||
Тема 5.4. Местоимение |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Лексико-грамматические разряды местоимений. Морфологический разбор местоимения. Правописание и употребление в речи местоимений. |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. |
- |
|||||
Тема 5.5. Глагол |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Лексико-грамматические разряды глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов. |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся.
|
- |
|||||
Тема 5.6. Причастие и деепричастие как особые формы глагола |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Образование причастий. Морфологический разбор причастия. Правописание причастий. Причастный оборот. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастия. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот. |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|||||
Тема 5.7. Наречие и слова категории состояния |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Значения и грамматические признаки наречия. Морфологический разбор наречия. Правописание наречий. Группы слов категории состояния, их функции в речи, отличие от слов омонимов. |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия: практическая работа № 2. Самостоятельные части речи. |
2 |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. Работа с учебной и справочной литературой. Составление плана и тезисов ответа. Написание рефератов. |
8 |
|||||
Раздел 6. Служебные части речи |
|
12 |
||||
Тема 6.1. Предлог как часть речи |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Грамматические признаки предлогов. Правописание предлогов. Употребление предлогов. |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|||||
Тема 6.2. Союз как часть речи |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||
1. |
Союз. Правописание союзов. |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|||||
Тема 6.3. Частица, междометия и звукоподражательные слова |
Содержание учебного материала |
4 |
||||
1. |
Значение частицы. Разряды частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Правописание. Пунктуация |
|
1 |
|||
2. |
Междометия и звукоподражательные слова. Значение междометия и звукоподражательных слов. Правописание. Пунктуация. |
|||||
Лабораторные работы |
|
|
||||
Практические занятия: практическая работа № 3. Служебные части речи. |
2 |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление творческих заданий по данному разделу.
|
2 |
|||||
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация |
|
48 |
||||
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1.
|
Основные единицы синтаксиса. Понятие о словосочетании. Структуры, типы словосочетаний. Связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложений. |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка индивидуальных сообщений по теме «Основные единицы синтаксиса». Выполнение упражнений. |
3 |
|||||
Тема 7.2. Простое предложение |
Содержание учебного материала |
6 |
||||
1.
|
Понятие о предложении. Типы предложений. Виды простых предложений. Прямой и обратный порядок слов. |
|
2 |
|||
2. |
Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. |
|||||
3. |
Односоставные и неполные предложения. |
|||||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольные работы |
- |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составление кроссвордов, викторин, вопросов по теме. |
5 |
|||||
Тема 7.3. Осложненное простое предложение |
Содержание учебного материала |
8 |
||||
1. |
Понятие об осложненном простом предложении. Предложения с однородными членами. |
|
2 |
|||
2. |
Предложения с обособленными и уточняющими членами и знаки препинания в них. |
|||||
3. |
Обращения, междометия, вводные слова и предложения, употребление их в речи. |
|||||
4. |
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, цитатах, диалоге. |
|
||||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия: практическая работа № 4. Простое предложение. |
2 |
|||||
Контрольная работа: контрольная работа № 1. «Синтаксис и пунктуация простого предложения». |
2 |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|||||
Тема 7.4. Сложное предложение |
Содержание учебного материала |
6 |
||||
1.
|
Понятие о сложном предложении. Типы сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях |
|
2 |
|||
2. |
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. |
|||||
3. |
Бессоюзное предложение. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. |
|||||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия: практическая работа № 5.Сложное предложение. |
2 |
|||||
Контрольная работа: контрольная работа № 2. «Синтаксис и пунктуация сложного предложения». |
2 |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подбор иллюстраций, выполнение презентаций по теме «Сложное предложение». Редактирование текста. |
6 |
|||||
Тема 7.5. Сложное синтаксическое целое |
Содержание учебного материала |
2 |
||||
1. |
Сложное синтаксическое целое как компонент текста, его структура, анализ. Построение. |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
||||
Практические занятия |
- |
|||||
Контрольная работа: контрольная работа № 3. |
2 |
|||||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
|||||
Всего: |
117 |
|
||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- телевизор
- видеоуроки
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1. Власенков А. И., Рыбченкова Русский язык. – М. «Просвещение», 2014;
Дополнительные источники
1. Загоровская О.В., Григоренко О.В.. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. М.: Просвещение, 2009;
2. Загоровская О.В., Григоренко О.В.. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ, часть В. М.: Просвещение, 2009;
3. Нарушевич А.Г.. Русский язык, сочинение на ЕГЭ. М.: Просвещение, 2009;
Егораева Г.Т., Петрова В.И.. ЕГЭ. Выполнение заданий части А.М.: Экзамен, 2009.
Словари
1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Интернет-ресурсы
1. Дистанционная
поддержка учителей-словесников
http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
2. Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
3. Интерактивные словари русского языка http://www.gramota.ru/
4. Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
5. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
6. Мир слова русского http://www.rusword.com.ua
7. Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htm
8. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
9. Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
10. Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
11. Редактор.ru http://www.redactor.ru/
12. Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
13. Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
14. Русский язык http://www.cdo.tpu.edu.ru/rab_progr/russ_jaz.html
15. Русский язык. Справочно-информационный портал http://www.gramota.ru/
16. Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM
17. Русское письмо http://character.webzone.ru
18. Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/
19. Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/ http://www.slovesnik.ru
20. Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
21. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
22. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
23. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова http://mega.km.ru/ojigov/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Основные показатели оценки результата |
Умения: |
|
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления; |
Оценка результатов деятельности на практических занятиях. |
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; |
Оценка результатов деятельности на практических занятиях, оценка выполнения творческих работ. |
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; |
Оценка выполнения творческих работ. |
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; |
Оценка результатов деятельности на практических занятиях. |
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; |
Оценка результатов деятельности при выполнении самостоятельных работ. |
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; |
Оценка результатов деятельности на практических занятиях. |
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; |
Оценка результатов деятельности на практических занятиях. |
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; |
Оценка результатов деятельности на практических занятиях. |
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. |
Оценка результатов деятельности на практических занятиях. |
Знания: |
|
- связь языка и истории, русского и других народов;
|
Оценка выполнения домашних работ, оценка результатов деятельности на практическом занятии. |
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык языковая норма, культура речи; |
Оценка результатов деятельности на практическом занятии. |
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; |
Оценка выполнения домашних работ. |
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. |
Оценка результатов деятельности на практическом занятии. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.