Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.А. Потапова»
|
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
|
|
на заседании МО |
Заместитель директора по УВР |
Директор МБОУ «СОШ №3 им. А.А. Потапова» |
|
|
Протокол №1 |
__________________________ |
_______________А.А.Осипов |
|
|
от «30» августа 2019 г.
|
«30» августа 2019 г. |
Приказ от 2019 г. № |
|
Рабочая программа
Наименование учебного предмета родной (русский) язык Классы 6 Учитель, квалификация, педагогический стаж Мухарева Ирина Анатольевна, первая категория, 21 год Количество часов по учебному плану: всего 17 часов в год; в неделю 0,5 часа
Планирование составлено на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература»; Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования под. ред. О.М. Александровой.
· Учебник для общеобразовательных учреждений . Русский родной язык : 6 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская,С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2019, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации |
|
|||
Рабочую программу составила Мухарева И.А.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 5-9 классов разработана в соответствии с Федеральный законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением, протокол заседания № 1/15 от 15.04 2015 года, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №3, рассмотренной на педсовете 15.04.2015 года протокол № 6, утверждённой приказом от 1.07.2015года № 237, Примерной рабочей программой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций под. ред. О.М. Алекандровой, реализующей программы основного общего образования , рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Приказа Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», учебного плана МБОУ «СОШ № 3 имени А.А. Потапова» на 2019-2020 учебный год (федерального и регионального компонента, компонента ОУ), годового учебного календарного графика на текущий учебный год, учебно-методического комплекса.
При разработке рабочей программы учтены:
Учебно-методический комплекс:
· Русский родной язык : 6 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская,С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2019., рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения родного (русского) языка в 6 классе являются:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры,
- включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Количество часов по учебному плану –17ч.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Раздел 1 Язык и культура (4 часа)
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Русский язык - язык русской художественной литературы. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи (6 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).
Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы и стилистические варианты употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода и категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.). Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Речевой этикет Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (7 часов)
Язык и речь. Виды речевой деятельности Точность, логичность, выразительность, чистота и богатство речи.
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи Текст, тематическое единство текста. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответобобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа).
Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
3. Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения предмета «Родной Русский язык»
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
4. КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
6 класс 2019-2020 учебный год
урока№ |
Наименование раздела программы |
Дата |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Планируемые УУД |
Дом. задание |
|
Личностные |
Метапредметные |
|||||
Тема 1. Язык и культура (4 ч) |
||||||
1 |
Русский язык – национальный язык русского народа. Краткая история русской письменности. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. |
|
узнают об исторических изменениях в языке, об этимологии языка. узнают различия общеупотребительных слов и диалектной лексики . определяют уместность / неуместность использования диалектных слов в обиходе или в художественном произведении. |
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях |
П. 1-3 , выучить |
2 |
Неологизмы: группы по сфере употребления и стилистической окраске. Этимология некоторых неологизмов |
|
узнают понятие лексикология как раздела науки о языке, учатся употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. |
П. 4-5 выучить |
||
3 |
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Отражение во фразеологии обычаев, истории, быта, культуры народа |
|
учатся употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. |
П.6-7 выучить |
||
4 |
Лексические заимствования из славянских и неславянских языков, из языков народов России. Контрольная работа по теме «Язык и культура» |
|
учатся употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. Выполняют задания контрольной работы |
Подгото-вить презента-ции по заданным темам. |
||
Тема 2. . Культура речи (6 часов) |
||||||
5 |
Основные орфоэпические нормы русского языка. Вариативность нормы |
|
Учатся правильно использовать орфоэпические нормы слов |
Сохраняют достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
|
Овладение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
|
П. 8-9 отрабо-тать задания |
6 |
Основные лексические нормы русского языка. Синонимы, антонимы, омонимы. Смысловые и стилистические особенности употребления |
|
Учатся находить нарушения лексических норм . исправлять их , строить высказывания, соблюдать лексические нормы. |
П.10-11 Составить синонимические ряды. |
||
7 |
Типичные ошибки употребления синонимов, антонимов, омонимов. Практическое занятие «Орфоэпические и лексические нормы русского языка» |
|
Учатся находить нарушения лексических норм . исправлять их , строить высказывания, соблюдать лексические нормы. |
П. 12. Решить тест. |
||
8 |
Основные грамматические нормы русского языка. Категория рода. Категория склонения. |
|
Учатся определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправлять ее, не допускать нарушения грамматических норм. |
П. 13-14, выпол-нить задания на карточках. |
||
9 |
Национальные особенности речевого этикета. Практическая работа. Построение диалогов по нормам речевого этикета |
|
используют в речевой практике при создании устных и письменных высказываний национальные особенности родного языка, основные нормы родного языка , речевой этикет |
П. 15-16, выпол-нить задания после п. 16 |
||
10. |
Контрольная работа по теме «Орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка» |
|
Выполняют задания контрольной работы. |
|
Выпол-нить задания на карточках |
|
Тема 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч) |
||||||
10 |
Речь: функции, приемы построения, виды речевой деятельности |
|
Учатся пользоваться правилами речевого этикета. Использовать этикетные выражения в определенной речевой ситуации и объяснять уместное их использование. |
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; сформированность ответственного отношения к учению; • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
|
П. 17-18 |
11 |
Эффективные приемы чтения: предтекстовый, текстовый, послетекстовый этапы работы |
|
Отрабатывают приемы смыслового чтения. |
Отрабо-тать выразите-льное чтение |
||
12 |
Текст устный и письменный. Тематическое единство текста. Типы текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение |
|
Понимают особенности текста, стили речи, создают тексты, определять типы и стили речи, прямой и обратный порядок слов и предложений в тексте , средства связи. |
П. 19-20. Выпол-нить анализ теста. |
||
13 |
Практическая работа. Построение монологического высказывания на заданную тему |
|
Строят монологическое высказывание на заданную тему, используя прямой и обратный порядок слов и предложений. |
П.21, подгото-вить устное сочинение |
||
14. |
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Практическая работа Устное сочинение-рассказ о событии, рассказ о «бывальщине»
|
|
Выясняют особенности разговорного стиля: назначение , сферу употребления, языковые приметы. Строят диалоги согласно речевой ситуации |
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. ) |
П. 21. пересказ |
|
15 |
Устное сообщение в публицистическом стиле. Отличительные черты |
|
Выясняют особенности публицистического стиля: назначение , сферу употребления, языковые приметы. |
Подгото-вить рассказ о событии, происходящем в стране. |
||
16 |
Научный стиль. Основные средства и правила устного сообщения. Составление плана выступления |
|
Выясняют особенности научного стиля: назначение , сферу употребления, языковые приметы. Строят выступление согласно речевой ситуации |
П. 22-23. Подгото-вить устное сообще-ние |
||
17. |
Устное сообщение в любой форме: словарная статья, научное сообщение, презентация. |
|
Слушают устные сообщения одноклассников, анализируют, оценивают. |
Организо-вать работу со словарем «Мой лексикон» |
||
18. |
Резервный урок. Повторение по темам «Язык и культура», «Культура речи» |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.