Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой
Оценка 5

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Оценка 5
docx
13.01.2020
Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой
Род.яз. 6 кл..docx

                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.А. Потапова»

 

 

 

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

 

на заседании МО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «СОШ  №3 им. А.А. Потапова»

 

Протокол №1

__________________________

_______________А.А.Осипов

 

от «30» августа 2019 г.

 

«30» августа 2019 г.

Приказ от           2019 г. №

 

 

 

Рабочая программа

 

     Наименование учебного предмета    родной (русский) язык

     Классы  6

     Учитель, квалификация, педагогический стаж        Мухарева Ирина Анатольевна, первая категория, 21 год

     Количество часов по учебному плану: всего 17 часов  в год; в неделю  0,5  часа

 

 

    Планирование составлено на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература»; Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский  родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования под. ред. О.М. Александровой.

 

 

·         Учебник для общеобразовательных учреждений . Русский родной язык : 6 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская,С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2019,  рекомендовано Министерством образования  и науки Российской Федерации

 

 

 

    Рабочую программу составила                                                                                                                 Мухарева И.А.

 

 

                                                                           1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по родному (русскому) языку для 5-9 классов разработана в соответствии с Федеральный законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17  декабря  2010 г. № 1897, Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением, протокол заседания № 1/15 от 15.04 2015 года, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №3, рассмотренной на педсовете 15.04.2015 года протокол № 6, утверждённой приказом от 1.07.2015года № 237, Примерной рабочей программой по учебному предмету «Русский  родной язык» для образовательных организаций под. ред. О.М. Алекандровой, реализующей программы основного общего образования , рекомендованной Министерством образования и науки Российской  Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию.  Приказа Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», учебного плана МБОУ «СОШ № 3 имени А.А. Потапова» на 2019-2020 учебный год (федерального  и регионального  компонента, компонента ОУ), годового учебного календарного графика на текущий учебный год,  учебно-методического комплекса.

При разработке рабочей программы учтены:

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.; зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).
  • Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

 

Учебно-методический комплекс:

·         Русский родной язык : 6 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская,С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение, 2019.рекомендовано Министерством образования  и науки Российской Федерации

 

 

 

 

На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения родного (русского)  языка в 6 классе являются:

- воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры,

- включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

 

Количество часов по учебному плану –17ч.

 

                                        2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  « РОДНОЙ  РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

Раздел 1 Язык и культура (4 часа)

 Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Русский язык - язык русской художественной литературы. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

 Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).

 Раздел 2. Культура речи (6 часов)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).

Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы и стилистические варианты употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода и категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.). Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.   Речевой этикет Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (7 часов)

Язык и речь. Виды речевой деятельности Точность, логичность, выразительность, чистота и богатство речи.

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Текст как единица языка и речи Текст, тематическое единство текста.  Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

Функциональные разновидности языка Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответобобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа).

Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

 

                  3. Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения предмета «Родной Русский язык»

 

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

                                                        4. КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование

                                                                    6 класс 2019-2020 учебный год                                                        

 

урока№

Наименование раздела программы

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

                                       Планируемые УУД

Дом. задание

     Личностные         

          Метапредметные

                                                                              Тема 1. Язык и культура (4 ч)

1

Русский язык – национальный язык русского народа. Краткая история русской письменности. Национально-культурное своеобразие диалектизмов.

 

узнают об  исторических изменениях в  языке, об этимологии языка.

узнают различия  общеупотребительных слов и  диалектной лексики . определяют уместность / неуместность использования диалектных слов в обиходе или в художественном произведении.

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях

П. 1-3 ,

выучить

2

Неологизмы: группы по сфере употребления и стилистической окраске.  Этимология некоторых неологизмов

 

узнают понятие лексикология как раздела науки о языке, учатся употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

П. 4-5 выучить

3

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Отражение во фразеологии обычаев, истории, быта, культуры народа

 

учатся употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

П.6-7 выучить

4

Лексические заимствования из славянских и неславянских языков, из языков народов России. Контрольная работа  по теме «Язык и культура»

 

учатся употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. Выполняют задания контрольной работы

Подгото-вить презента-ции по заданным темам.

                                                                              Тема 2. . Культура речи (6 часов)

5

Основные орфоэпические нормы русского языка. Вариативность нормы

 

Учатся правильно использовать орфоэпические нормы слов

 Сохраняют достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Овладение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

 

П. 8-9 отрабо-тать задания

6

Основные лексические нормы русского языка. Синонимы, антонимы, омонимы. Смысловые и стилистические особенности употребления

 

Учатся находить нарушения лексических норм . исправлять их , строить высказывания, соблюдать лексические нормы.

П.10-11 Составить синонимические ряды.

7

Типичные ошибки употребления синонимов, антонимов, омонимов. Практическое занятие «Орфоэпические и лексические нормы русского языка»

 

Учатся находить нарушения лексических норм . исправлять их , строить высказывания, соблюдать лексические нормы.

П. 12. Решить тест.

8

Основные грамматические нормы русского языка. Категория рода. Категория склонения.

 

Учатся определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправлять ее, не допускать нарушения грамматических норм.

П. 13-14, выпол-нить задания на карточках.

9

Национальные особенности речевого этикета. Практическая работа. Построение диалогов по нормам речевого этикета

 

используют в речевой практике при создании устных и письменных высказываний  национальные особенности родного языка, основные нормы родного языка ,  речевой этикет

П. 15-16, выпол-нить задания после

п. 16

10.

Контрольная работа  по теме «Орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка»

 

Выполняют задания контрольной работы.

 

Выпол-нить задания на карточках

                                                                        Тема 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)

10

Речь: функции, приемы построения, виды речевой деятельности

 

Учатся пользоваться правилами речевого этикета. Использовать этикетные выражения в определенной речевой ситуации и объяснять уместное их использование.

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; сформированность ответственного отношения к учению; • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

 

П. 17-18

11

Эффективные приемы чтения: предтекстовый, текстовый, послетекстовый этапы работы

 

Отрабатывают приемы  смыслового чтения.

Отрабо-тать выразите-льное чтение

12

Текст устный и письменный. Тематическое единство текста. Типы текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение

 

Понимают  особенности текста, стили речи, создают тексты, определять типы и стили речи, прямой и обратный порядок слов и предложений в тексте , средства связи.

П. 19-20. Выпол-нить анализ теста.

13

Практическая работа. Построение монологического высказывания на заданную тему

 

Строят монологическое высказывание на заданную тему, используя прямой и обратный порядок слов и предложений.

П.21, подгото-вить устное сочинение

14.

 Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Практическая работа Устное сочинение-рассказ о событии, рассказ о «бывальщине»

 

 

Выясняют  особенности разговорного стиля: назначение , сферу употребления, языковые приметы. Строят диалоги согласно речевой ситуации

осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. )

П. 21. пересказ

15

Устное сообщение в публицистическом стиле. Отличительные черты

 

Выясняют  особенности публицистического стиля: назначение , сферу употребления, языковые приметы.

Подгото-вить рассказ о событии, происходящем в стране.

16

Научный стиль. Основные средства и правила устного сообщения. Составление плана выступления

 

Выясняют  особенности научного стиля: назначение , сферу употребления, языковые приметы. Строят выступление согласно речевой ситуации

П. 22-23. Подгото-вить устное сообще-ние

17.

Устное сообщение в любой форме: словарная статья, научное сообщение, презентация.

 

Слушают устные сообщения одноклассников, анализируют, оценивают.

Организо-вать работу со словарем «Мой лексикон»

18.

Резервный урок. Повторение по темам «Язык и культура», «Культура речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой

Рабочая программа по дисциплине "Родной русский язык 6 класс. УМК О.М. Александровой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020