Рабочая программа по дополнительному курсу"Стилистика и культура речи"(10-11кл)
Оценка 5

Рабочая программа по дополнительному курсу"Стилистика и культура речи"(10-11кл)

Оценка 5
docx
29.05.2020
Рабочая программа по дополнительному курсу"Стилистика и культура речи"(10-11кл)
стилистика и культура речи 10-11 кл(рус.яз).docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» 

г. Мичуринска Тамбовской области

Утверждаю:

и.о.директора МБОУ СОШ №1

 

Шишкина Т.В.

Приказ №_____

от «___» ___________ 2018 года

 

Рассмотрена на заседании

Научно-методического Совета

и рекомендована к утверждению

    Протокол № ____

от «___» ___________ 2018 года

 
 

 

 

 

 

 

 

 


Рабочая программа

учебного предмета

 «Стилистика и культура речи»

10-11класс

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель русского языка

первой  квалификационной категории

Озерова Наталья Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      МИЧУРИНСК

                                                              2020

 

                                               Пояснительная записка               

Рабочая программа « Стилистика и культура речи » для 10 -11класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по русскому языку (Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования по русскому языку. - //Официальные документы в образовании, 2004, №5) и программы Соколовой Л.Л., Яковлевой Ю.Г. Стилистика и культура речи- // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. –СПб.: 2008. ). Программа Соколовой Л.Л., Яковлевой Ю.Г. отвечает требованиям государственного стандарта.

                                                 1. Планируемые результаты

Личностные результаты

- осознание эстетической ценности русского языка, уважительное  отношение к родному языку, стремление  к речевому самосовершенствованию;

- стремление обогащать свой словарный запас и усвоение  грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- умение оценить собственную речь с точки зрения соблюдения норм общения и речевого поведения;

-  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей.

Метапредметные результаты

- умение  определять стили речи и анализировать письменные и устные тексты разных стиилей;

- владение  разнообразными приемами стилистического анализа;

- владение  стилистическими нормами: умение  оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;

- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

 

Предметные результаты

- знание лингвистических средств  языка и умение  находить их в тексте;

- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

 - понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования.

                                

                       

 

                              2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                    п/п

Название раздела

 

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

 

1

10 класс

Введение

              

             6

Определение стилистической принадлежности текстов, знакомство с  историческими аспектами языковых изменений и основными качествами речи (содержательностью, точностью, понятностью, чистотой, выразительностью, богатством и разнообразием речевых средств).

2

Орфоэпия

               4                                  

Определение смыслоразличительной функции фонемы. Знакомство с фонетической системой языка. Исправление орфографических ошибкок, связанных с неправильным произношением слов.

3

Словообразование

              3

Знакомство с основными способами словообразования и грамматическими трудностями, связанными с образованием слов.

4

Лексика

             14

Основные группы лексики. Многозначность как средство создания олицетворения, метафоры. Тавтология и способы ее устранения.

5

Типология речевых ошибок

              7

Определение видов речевых ошибок.

6

11 класс

Речеведение

         

           14

Определение стилей речи в  книжной ,разговорной, письменной  форме.

7

Морфология

            9

Понятие о грамматических ошибках, исправление ошибок в построении предложений, использовании деепричастного оборота.

8

Синтаксическая стилистика

            11

Способы устранения однообразия синтаксических конструкций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы разделов

 

Количество часов

      Тема урока

     Дата проведения

план

факт

     1.            1

Введение(6часов)

1

Стилистика как лингвистическая единица. Стили речи.

 

1

Стилистические ресурсы языка.

 

 

     3.             

 

1

Исторические аспекты языковых изменений. Взаимосвязь исторических и языковых явлений.

 

     4.             

 

1

Лексика и строй речи в XVIII-XIX в. и на современном этапе. Литературный язык и молодежный сленг.

 

     5.             

 

1

Культура речи: речь правильная и речь хорошая. Основные качества речи (содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность, богатство и разнообразие речевых средств).

 

     6.             

 

1

Книжная и разговорная речь. Устная и письменная формы. Виды речи. Норма и ее варианты.

 

     7.             

Орфоэпия (4 часа)

1

Фонетическая система языка. Смыслоразличительная функция фонемы.

 

     8.             

 

1

Орфоэпия и орфография. Основные орфоэпические нормы.

 

     9.             

 

1

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Мелодика. Темп и тембр речи.

 

 10.             

 

1

 Использование аллитерации и ассонанса в поэзии. Стилистические недочеты в звуковой организации прозаической речи.

 

 

 11.             

Словообразование (3 часа)

1

Основные способы словообразования.

 

 12.             

 

1

Грамматические трудности, связанные с образованием слов.

 

 13.             

 

1

Окказионализмы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы как средство выражения авторской оценки.

 

 14.             

Лексика (14 часов)

1

Основные группы лексики. Лексикологические словари. Структура словарной статьи.

 

 15.             

 

1

Лексическое и грамматическое значение слова.

 

 16.             

 

1

Полисемия. Многозначность как средство создания олицетворения, метафоры.

 

 17.             

 

1

Омонимия. Каламбур. Градация.

 

 18.             

 

1

Синонимическое богатство русского языка. Типы лексической синонимии. Выбор нужного слова.

 

 19.             

 

1

Тавтология и способы ее устранения.

 

 20.             

 

1

Антонимы и омонимы и их использование.

 

 21.             

 

1

Стилистическая окраска слов. Пометы в словаре.

 

 22.             

 

1

Эпитет. Постоянные эпитеты.

 

 23.             

 

1

Паронимы. Ошибки, связанные с употреблением паронимов.

 

 24.             

 

1

Устаревшие слова и неологизмы и их использование в литературе.

 

 25.             

 

1

Исконно русские слова и заимствованные.

 

 26.             

 

1

Профессионализмы

 

 27.             

 

1

Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки. Их использование.

 

 28.             

Типология речевых ошибок(7часов)

1

Ошибки, вызванные неправильным выбором слова

 

 29.             

 

1

Ошибки, нарушающие стилистическое единство текста

 

 30.             

 

1

Лексическая неполнота высказывания

(речевая недостаточность)

 

 31.             

 

1

Многословие (речевая избыточность)

 

 32.             

 

 

1

Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

 

 33.             

 

1

Лексическая сочетаемость. Оксюморон.

 

 34.             

 

1

Ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

 

 35.             

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс

 

Речеведение(14часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы и стили речи. Речь книжная и разговорная, письменная и устная.
Типы речи.

 

 36.             

 

1

Научный стиль речи. Особенности устной и письменной формы.

 

 37.             

 

1

Устное выступление. 
Научный стиль 

 

 38.             

 

1

Публицистический стиль. Устное выступление. 
Научный стиль 

 

 39.             

 

1

Публицистический стиль.

 

 40.             

 

1

Официально-деловой стиль.

 

 41.             

 

1

Официально-деловой стиль.

 

 42.             

 

1

Разговорный стиль речи.

 

 43.             

 

1

Художественный стиль.

 

 44.             

 

1

Художественный стиль.

 

 45.             

 

1

Средства связи предложений в тексте. Проработка переходов между микротемами.

 

 46.             

 

1

Фактическая и логическая ошибка.

 

 47.             

 

1

Логические ошибки и их исправление

 

 48.             

 

1

Тезис и аргументы. Допустимые и недопустимые аргументы. Различные виды доказательств.

 

 49.             

Морфология(9часов)

1

Морфология и орфография. Понятие о грамматической ошибке.

 

 50.             

 

1

Типология грамматических ошибок.

 

 51.             

 

1

Ортология имени существительного.

 

 52.             

 

1

Ортология имени прилагательного. 

 

 53.             

 

1

Ортология имени прилагательного. 

 

 54.             

 

1

Ортология местоимения. Роль местоимений в тексте.

 

 55.             

 

1

Ошибки, связанные с употреблением местоимений. 

 

 56.             

 

1

Ортология глагола, использование видо-временных несоответствий. Причастие, деепричастие.

 

 57.             

 

1

Ортология глагола, использование видо-временных несоответствий. Причастие, деепричастие.

 

 58.             

Синтаксическая стилистика(11часов)

1

Построение предложений. Богатство и бедность синтаксических конструкций.

 

 59.             

 

1

Синтаксический параллелизм. Способы устранения однообразия синтаксических конструкций. 

 

 60.             

 

1

Способы выражения подлежащего и сказуемого.

 

 61.             

 

1

Ошибки в согласовании определений и приложений. 
Грамматические значения подчинительных словосочетаний: 

 

 62.             

 

1

Ошибки в управлении. 

 

 63.             

 

1

Использование вводных и вставных конструкций.

 

 64.             

 

1

Использование вводных и вставных конструкций.

 

 65.             

 

1

Ссылки и цитирование. Различные способы введения цитат в текст. 

 

 66.             

 

1

Вопросительные и восклицательные предложения. Риторический вопрос и его художественная функция. 

 

 67.             

 

1

Фигуры речи (многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, анафора, эпифора). Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Период.

 

 68.             

 

1

Фигуры речи (многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, анафора, эпифора). Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Период.

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Интернета, умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; -способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - владение умениями работать с…

Интернета, умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; -способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - владение умениями работать с…

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п

Лексика 14

Лексика 14

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Мелодика. Темп и тембр речи

Мелодика. Темп и тембр речи

Паронимы. Ошибки, связанные с употреблением паронимов

Паронимы. Ошибки, связанные с употреблением паронимов

Речеведение( 14часов) 1

Речеведение( 14часов) 1

Ортология имени прилагательного

Ортология имени прилагательного

Ссылки и цитирование. Различные способы введения цитат в текст

Ссылки и цитирование. Различные способы введения цитат в текст
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2020