Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Мичуринска Тамбовской области
|
||||
|
||||
Рабочая программа
учебного предмета
«Стилистика и культура речи»
10-11класс
Составитель:
учитель русского языка
первой квалификационной категории
Озерова Наталья Валерьевна
МИЧУРИНСК
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа « Стилистика и культура речи » для 10 -11класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по русскому языку (Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования по русскому языку. - //Официальные документы в образовании, 2004, №5) и программы Соколовой Л.Л., Яковлевой Ю.Г. Стилистика и культура речи. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. –СПб.: 2008. ). Программа Соколовой Л.Л., Яковлевой Ю.Г. отвечает требованиям государственного стандарта.
1. Планируемые результаты
Личностные результаты
- осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию;
- стремление обогащать свой словарный запас и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- умение оценить собственную речь с точки зрения соблюдения норм общения и речевого поведения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей.
Метапредметные результаты
- умение определять стили речи и анализировать письменные и устные тексты разных стиилей;
- владение разнообразными приемами стилистического анализа;
- владение стилистическими нормами: умение оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение умениями работать с
учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять
простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать
выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- умение выступать перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты
- знание лингвистических средств языка и умение находить их в тексте;
- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования.
2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Название раздела
|
Количество часов |
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
|
1 |
10 класс Введение |
6 |
Определение стилистической принадлежности текстов, знакомство с историческими аспектами языковых изменений и основными качествами речи (содержательностью, точностью, понятностью, чистотой, выразительностью, богатством и разнообразием речевых средств). |
2 |
Орфоэпия |
4 |
Определение смыслоразличительной функции фонемы. Знакомство с фонетической системой языка. Исправление орфографических ошибкок, связанных с неправильным произношением слов. |
3 |
Словообразование |
3 |
Знакомство с основными способами словообразования и грамматическими трудностями, связанными с образованием слов. |
4 |
Лексика |
14 |
Основные группы лексики. Многозначность как средство создания олицетворения, метафоры. Тавтология и способы ее устранения. |
5 |
Типология речевых ошибок |
7 |
Определение видов речевых ошибок. |
6 |
11 класс Речеведение |
14 |
Определение стилей речи в книжной ,разговорной, письменной форме. |
7 |
Морфология |
9 |
Понятие о грамматических ошибках, исправление ошибок в построении предложений, использовании деепричастного оборота. |
8 |
Синтаксическая стилистика |
11 |
Способы устранения однообразия синтаксических конструкций |
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Темы разделов
|
Количество часов |
Тема урока |
Дата проведения |
||||
план |
факт |
|||||||
1. 1 |
Введение(6часов) |
1 |
Стилистика как лингвистическая единица. Стили речи. |
|
||||
1 |
Стилистические ресурсы языка.
|
|
||||||
3. |
|
1 |
Исторические аспекты языковых изменений. Взаимосвязь исторических и языковых явлений. |
|
||||
4. |
|
1 |
Лексика и строй речи в XVIII-XIX в. и на современном этапе. Литературный язык и молодежный сленг. |
|
||||
5. |
|
1 |
Культура речи: речь правильная и речь хорошая. Основные качества речи (содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность, богатство и разнообразие речевых средств). |
|
||||
6. |
|
1 |
Книжная и разговорная речь. Устная и письменная формы. Виды речи. Норма и ее варианты. |
|
||||
7. |
Орфоэпия (4 часа) |
1 |
Фонетическая система языка. Смыслоразличительная функция фонемы. |
|
||||
8. |
|
1 |
Орфоэпия и орфография. Основные орфоэпические нормы. |
|
||||
9. |
|
1 |
Интонация. Логическое ударение. Пауза. Мелодика. Темп и тембр речи. |
|
||||
10. |
|
1 |
Использование аллитерации и ассонанса в поэзии. Стилистические недочеты в звуковой организации прозаической речи. |
|
|
|||
11. |
Словообразование (3 часа) |
1 |
Основные способы словообразования. |
|
||||
12. |
|
1 |
Грамматические трудности, связанные с образованием слов. |
|
||||
13. |
|
1 |
Окказионализмы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы как средство выражения авторской оценки. |
|
||||
14. |
Лексика (14 часов) |
1 |
Основные группы лексики. Лексикологические словари. Структура словарной статьи. |
|
||||
15. |
|
1 |
Лексическое и грамматическое значение слова. |
|
||||
16. |
|
1 |
Полисемия. Многозначность как средство создания олицетворения, метафоры. |
|
||||
17. |
|
1 |
Омонимия. Каламбур. Градация. |
|
||||
18. |
|
1 |
Синонимическое богатство русского языка. Типы лексической синонимии. Выбор нужного слова. |
|
||||
19. |
|
1 |
Тавтология и способы ее устранения. |
|
||||
20. |
|
1 |
Антонимы и омонимы и их использование. |
|
||||
21. |
|
1 |
Стилистическая окраска слов. Пометы в словаре. |
|
||||
22. |
|
1 |
Эпитет. Постоянные эпитеты. |
|
||||
23. |
|
1 |
Паронимы. Ошибки, связанные с употреблением паронимов. |
|
||||
24. |
|
1 |
Устаревшие слова и неологизмы и их использование в литературе. |
|
||||
25. |
|
1 |
Исконно русские слова и заимствованные. |
|
||||
26. |
|
1 |
Профессионализмы |
|
||||
27. |
|
1 |
Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки. Их использование. |
|
||||
28. |
Типология речевых ошибок(7часов) |
1 |
Ошибки, вызванные неправильным выбором слова |
|
||||
29. |
|
1 |
Ошибки, нарушающие стилистическое единство текста |
|
||||
30. |
|
1 |
Лексическая неполнота высказывания |
|
||||
31. |
|
1 |
Многословие (речевая избыточность) |
|
||||
32.
|
|
1 |
Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов |
|
||||
33. |
|
1 |
Лексическая сочетаемость. Оксюморон. |
|
||||
34. |
|
1 |
Ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. |
|
||||
35. |
11 класс
Речеведение(14часов)
|
1 |
Типы и стили речи. Речь книжная и разговорная,
письменная и устная. |
|
||||
36. |
|
1 |
Научный стиль речи. Особенности устной и письменной формы. |
|
||||
37. |
|
1 |
Устное выступление. |
|
||||
38. |
|
1 |
Публицистический стиль. Устное
выступление. |
|
||||
39. |
|
1 |
Публицистический стиль. |
|
||||
40. |
|
1 |
Официально-деловой стиль. |
|
||||
41. |
|
1 |
Официально-деловой стиль. |
|
||||
42. |
|
1 |
Разговорный стиль речи. |
|
||||
43. |
|
1 |
Художественный стиль. |
|
||||
44. |
|
1 |
Художественный стиль. |
|
||||
45. |
|
1 |
Средства связи предложений в тексте. Проработка переходов между микротемами. |
|
||||
46. |
|
1 |
Фактическая и логическая ошибка. |
|
||||
47. |
|
1 |
Логические ошибки и их исправление |
|
||||
48. |
|
1 |
Тезис и аргументы. Допустимые и недопустимые аргументы. Различные виды доказательств. |
|
||||
49. |
Морфология(9часов) |
1 |
Морфология и орфография. Понятие о грамматической ошибке. |
|
||||
50. |
|
1 |
Типология грамматических ошибок. |
|
||||
51. |
|
1 |
Ортология имени существительного. |
|
||||
52. |
|
1 |
Ортология имени прилагательного. |
|
||||
53. |
|
1 |
Ортология имени прилагательного. |
|
||||
54. |
|
1 |
Ортология местоимения. Роль местоимений в тексте. |
|
||||
55. |
|
1 |
Ошибки, связанные с употреблением местоимений. |
|
||||
56. |
|
1 |
Ортология глагола, использование видо-временных несоответствий. Причастие, деепричастие. |
|
||||
57. |
|
1 |
Ортология глагола, использование видо-временных несоответствий. Причастие, деепричастие. |
|
||||
58. |
Синтаксическая стилистика(11часов) |
1 |
Построение предложений. Богатство и бедность синтаксических конструкций. |
|
||||
59. |
|
1 |
Синтаксический параллелизм. Способы устранения однообразия синтаксических конструкций. |
|
||||
60. |
|
1 |
Способы выражения подлежащего и сказуемого. |
|
||||
61. |
|
1 |
Ошибки в согласовании определений и
приложений. |
|
||||
62. |
|
1 |
Ошибки в управлении. |
|
||||
63. |
|
1 |
Использование вводных и вставных конструкций. |
|
||||
64. |
|
1 |
Использование вводных и вставных конструкций. |
|
||||
65. |
|
1 |
Ссылки и цитирование. Различные способы введения цитат в текст. |
|
||||
66. |
|
1 |
Вопросительные и восклицательные предложения. Риторический вопрос и его художественная функция. |
|
||||
67. |
|
1 |
Фигуры речи (многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, анафора, эпифора). Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Период. |
|
||||
68. |
|
1 |
Фигуры речи (многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, анафора, эпифора). Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое. Период. |
|
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.