Познавательное занятие на тему: «Одежда. История одежды».
(старшая группа)
Программное содержание:
Познакомить детей с краткой историей возникновения одежды, особенностями головных уборов в разное историческое время. Уточнить знания детей об особенностях мужской и женской одежде; о сезонной одежде. Развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к одежде.
Материалы и пособия: изображения первобытных людей, римлян, средневековых людей, людей в одежде 17 – 18 в.в., современных людей; ткацкий станок; изображения головных уборов в разное время у разных народов; заготовки с изображением 2- х шкафов и разной одежды (мужской и женской); игровизоры на каждого ребёнка, картинки с изоб-ражение 2-х шкафов и разной сезонной одежды, бумажные куклы с набором бумажной одежды для них; физ. минутка.
Ход.
Восп. Доброе утро! Какие вы нарядные и красивые сегодня. Давайте скажем друг другу приятные слова – комплименты.
Игра «Комплименты».
(Дети по очереди или по желанию говорят друг другу комплименты).
Восп. Ребята, мы живём с вами в современном мире, и можем красиво и нарядно одевать-ся. Но так было не всегда.
(На интерактивной доске изображение первобытных людей, римлян, средневековых лю-дей, костюмы 17- 18 в.в., современная одежда)
Древние люди использовали всё, что было у них под руками, что окружало их.
Что это могло быть?
Дети дают свои варианты ответов.
Восп. Правильно. Это могли быть шкуры, которые перетягивали, сшивали сухожилиями животных (именно тогда появились первые иглы из костей); солома и крупные листья; а первыми головными уборами могла служит кокосовая скорлупа или панцири черепах.
Если мы посмотрим на одежду людей Древнего Рима, то увидим, что и мужчины, и жен-щины носили туники, это большой кусок материи, обмотанный вокруг тела. Кстати, пер-вое ткацкое устройство было изобретено именно в эти времена (показ изображения ткац-кого станка на интерактивной доске).
Человечество развивалось, улучшалась и совершенствовалась одежда и головные уборы людей. Так, по головному убору, в разное время, можно было определить семейное поло-жение, возраст, социальный статус (слой), количество детей (показ изображений с голов-ными уборами в разное время, у разных народов).
Первые брюки, как считается, появились у кочевников, у кочевых племён, т.к. они много времени проводили в дороге на лошадях, и такой вид одежды, как юбки, был в дороге неу-добен. Вы согласны? Давайте проведём эксперимент.
( Ранее заготовленную простыню – «тунику» обматываем вокруг любого мальчика (как в Древнем Риме) и просим сесть «верхом на лошадь» (на стул) Ну как, удобно?
Дети соглашаются с тем, что в юбке садиться на лошадь очень неудобно.
Восп. В средние века в восточных европейских странах женщин могли сжечь на костре только за то, что они носили шаровары. Позже одежда стала выглядеть более пышно и на-рядно, особенно женская, со множеством юбок и дополнительных деталей в костюме
(17 - 18 в.в.). Мужские брюки - штаны стали шить только в 19 в. фабричным способом. Готовые брюки складывались в стопки, так образовывались складки на них. Появились «стрелки» на брюках. А в 20 в. женщины стали много носить брюки, джинсы. По сей день этот вид одежды очень популярен у женского населения, хотя придумали его первона-чально для мужчин. Мужчины, однако, юбки носить не стали. Исключение могут соста-вить шотландцы, национальным элементом их костюма является шотландская юбка. Ещё можно в современном мире увидеть подобие юбок только у тех племён и народов, у кото-рых остался старый уклад жизни. Например, у африканских народов. Как вы думаете, а где раньше хранили одежду?
Дети дают свои варианты ответов.
Восп. Раньше люди хранили одежду в сундуках. А сейчас для этого есть специальные шкафы и гардеробы. Ребята, посмотрите, сколько одежды разбросано, всё перемешано: и женская одежда, и мужская.
(На столе лежат вырезанные картинки с изображением разной одежды. Дети подходят к столу).
Давайте наведём порядок: женскую одежду пусть повесят в правый шкаф мальчики, а девочки наведут порядок в левом шкафу и повесят туда всю мужскую одежду.
(Дети «развешивают» одежду по шкафам. Шкафы расположены на магнитной доске. Дети с помощью магнитов располагают одежду в 2 шкафа)
Восп. Всё убрано, разобрано. Давайте проверим вашу работу.
(Воспитатель с детьми проверяют шкафы с одеждой.)
Восп. Молодцы! Хорошо справились с этим трудным заданием. Надеюсь, что вы так же аккуратно относитесь и к своей одежде, правда? Ещё очень важно носить одежду чистую, поглаженную. Вы со мной согласны? Но если одежда запачкалась, то её надо привести в порядок. Что же надо сделать?
Физ. минутка (выполняем движения согласно текста)
Ох, испачкалась одежда, Всю одежду мы замочим,
Мы её не берегли: Пятна тщательно потрём,
Обращались с ней небрежно, Постираем, прополощем,
Мяли, пачкали в пыли. Отожмём её, встряхнём.
Надо нам её спасти, А потом легко и ловко
И в порядок привести. Всё развесим на верёвках.
В тазик воду наливаем, А пока одежда сушится,
Порошок мы насыпаем. Мы поиграем и покружимся.
Восп. Ребята, проходите на свои места. На ваших столах лежат игровизоры., в них рас-положены картинки. Рассмотрите их. Что на них нарисовано?
(На листах бумаги, вставленных в игровизоры, нарисованы по 2 шкафа и разные предметы одежды). С помощью фломастеров распределите одежду по шкафам: в 1-й шкаф повесьте одежду, которую мы надеваем в холодное время года, а во 2-й шкаф – одежду для теплого времена года. Задание понятно? Приступайте.
Дети выполняют задание за столами.
Восп. Наши глаза и руки работали, теперь им надо немного отдохнуть. Закройте глаза, и повторяйте за мной.
Правой рукой дотроньтесь левого уха.
Левой рукой дотроньтесь до правого плеча и т.п.
Восп. Ребята, у вас на столах лежат куклы. Подберите им одежду.
Дети «одевают» бумажных кукол.
Восп. После занятия с ними можно будет аккуратно поиграть. Ребята, а что вам запом-нилось сегодня больше всего?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.