Рабочая программа учебной дисциплины
Эффективное поведение на рынке труда
основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена
специальность 35.01.23 «Хозяйка(ин) усадьбы»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда»
В настоящее время на молодых специалистов распространяется проводимая в РФ государственная молодежная политика, которая "представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов, направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности". А одним из ее положений является "становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда".
Программа общепрофессиональной учебной дисциплины составлена с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259, с изменениями и дополнениями в редакции от 2017 года) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015г.).
Несмотря на положительные сдвиги, наметившиеся в области занятости, трудоустройство выпускников образовательных организаций затруднено. Одним из факторов, затрудняющих трудоустройство молодых специалистов, является их низкая конкурентоспособность, неподготовленность к выходу на рынок труда.
Современный рынок труда предъявляет определенные требования к работнику. Необходимо быть не только квалифицированным специалистом, и уметь ориентироваться в информации о потребностях рынка труда, знать и использовать наиболее эффективные способы поведения при поиске работы и общении с работодателем.
В связи с этим установлена цель изучения дисциплины:
Сформировать представление о рынке труда, поиске информации о возможностях трудоустройства, создать условия для формирования адекватной самооценки, обучить эффективным способам самопрезентации, навыкам эффективного общения с работодателем на собеседовании и успешной адаптации на новом рабочем месте.
Задачи:
1. Сформировать базовые понятия о рынке труда и показать возможные пути выхода на рынок труда.
2. Обучить составлению индивидуального плана поиска работы.
3. Оказать помощь в процессе самопознания личностного роста и сформировать умения адекватно оценивать себя.
4. Научить навыкам самопрезентации и способам получения приглашения на собеседование.
5. Отработать навыки вербального и невербального общения.
6. Повысить правовую информированность по вопросам заключения трудового и гражданско-правового договора.
При проведении занятий используются следующие основные методы:
1. Групповая дискуссия. На каждом занятии предлагается блок вопросов для обсуждения.
2. «Мозговой штурм». Проводится с учетом сложности и проблемности темы и по соответствующим правилам.
3. Творческие, практические задания, ролевые игры и жизненные ситуации. Данные методы способствуют более активному включению обучающихся в работу, вызывают у них большой интерес.
4. Беседа.
В ходе работы на занятиях могут использоваться технические и наглядные средства обучения. Изложение теоретического материала сопровождается решением практических задач и иллюстрацией жизненных примеров.
Последовательность изучения тем программы раскрывается в тематическом плане, в котором указано количество аудиторных часов и количество часов для самостоятельной работы обучающихся.
Итоговым контролем при изучении учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» является дифференцированный зачет.
СОДЕРЖАНИЕ
|
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
3. условия реализации учебной дисциплины |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА»
1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.01.23 «Хозяйка(ин) усадьбы. Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при организации профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «Эффективное поведение на рынке труда» направлена на освоение обучающимися следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
В связи с этим установлена цель изучения дисциплины:
Сформировать представление о рынке труда, поиске информации о возможностях трудоустройства, создать условия для формирования адекватной самооценки, обучить эффективным способам самопрезентации, навыкам эффективного общения с работодателем на собеседовании и успешной адаптации на новом рабочем месте.
Задачи:
1. Сформировать базовые понятия о рынке труда и показать возможные пути выхода на рынок труда.
2. Обучить составлению индивидуального плана поиска работы.
3. Оказать помощь в процессе самопознания личностного роста и сформировать умения адекватно оценивать себя.
4. Научить навыкам самопрезентации и способам получения приглашения на собеседование.
5. Отработать навыки вербального и невербального общения.
6. Повысить правовую информированность по вопросам заключения трудового и гражданско-правового договора.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-Задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;
-Составлять объявления, резюме, портфолио и использовать каналы распространения сведений о себе.
-Осуществлять коммуникации с потенциальными работодателями (организовать диалог, проявлять мастерство телефонного общения проходить собеседование).
-Оформлять документы при трудоустройстве.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-Понятие рынка труда, наиболее востребованные профессии и формы занятости.
-Технологию трудоустройства, способы поиска работы, формы самопрезентации.
-Понятие, типы и виды профессиональных карьер.
-Системы профессионального непрерывного образования, роль повышения квалификации.
-Основы трудового законодательства.
-Понятие, этапы и виды профессиональной адаптации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 13 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36
|
в том числе: |
|
практические занятия |
16
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
13
|
в том числе: Изучение нормативно-правовых актов Изучение сайтов работодателей и служб занятости населения. Составление резюме и автобиографии Составление портфолио выпускника Тестирование |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Эффективное поведение на рынке труда»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1 РЫНОК ТРУДА |
|
|
|||
Тема 1.1 Анализ современного рынка труда |
Содержание учебного материала |
6 |
|
||
1 |
Понятие рынка труда и его развитие. Государственное регулирование рынка труда. Рынок труда, его цели, функции и участники. Спрос и предложение на рынке труда и факторы влияющие на них. Конкуренция на рынке труда. Региональный рынок труда. Дискуссионный вопрос о степени государственного присутствия на рынке труда. Методы и инструментарий государственного регулирования рынка труда. |
2 |
2 |
||
2 |
Безработица как социально-экономическое явление. Виды безработицы. Последствия безработицы. Уровень безработицы и уровень занятости. Методы регулирования безработицы. |
2 |
2 |
||
3 |
Характеристика видов профессиональной деятельности. Виды профессиональной деятельности. Понятие профессии, специальности, квалификации. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
|||
Проведение анализа рейтинга самых популярных мужских и женских профессий.
|
2
|
|
|||
Тема 1.2 Профессия и профессиональная деятельность |
Содержание учебного материала |
4 |
|
||
4 |
Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства. Виды профессиональной деятельности. Понятие профессии. «Вечные профессии и специальности, обслуживающие насущные потребности человека. «Сквозные» (распространенные) профессии и специальности. «Перспективные» профессии и специальности. «Свободные» профессии и специальности для режима самозанятости. |
2 |
2 |
||
5 |
Конкурентоспособность на рынке труда. Семь моделей конкурентоспособности специалиста |
2 |
2 |
||
Раздел 2 ТЕХНОЛОГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА |
|
|
|||
Тема 2.1 Современные способы поиска работы
|
Содержание учебного материала |
12 |
|
||
6 |
Трудоустройство. Процесс трудоустройства. Понятие и виды трудоустройства, формы взаимодействия с работодателем, сравнительна характеристика способов набора персонала. Основные причины и этапы трудоустройства. Постановка целей, составление перечня требований соискателя к работодателю. Действия необходимые для успешного поиска новой работы (пассивная и активная фаза). |
2 |
2 |
||
7 |
Способы поиска работы. Информация на рынке труда. Каналы распространения сведений о себе. Непосредственное обращение к работодателю, использование посреднических фирм, использование личных связей, объявлений о вакансиях и поиске работы, СМИ. |
2 |
|
||
8 |
Государственные и частные службы трудоустройства. Государственные службы занятости: профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий, пособия. Частные службы трудоустройства: виды, возможности. Службы содействия трудоустройству образовательных организаций. Организованные мероприятия – Дни карьеры, Ярмарки профессий. |
2 |
2 |
||
9 |
Формы первичного отбора кандидатов на вакансии: резюме, автобиография, анкетирование, тестирование, деловое сопроводительное и рекомендательное письмо, телефонный разговор, собеседование. |
2 |
2 |
||
10 |
Особенности взаимодействия с работодателем. Электронная переписка с работодателем. Особенности делового письма. Особенности общения с работодателем по телефону. |
2 |
2 |
||
11 |
Стратегия поведения выпускника на рынке труда (лекц. стр. 28-30) |
2 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
|||
Изучение сайтов центров занятости: Департамента труда и занятости населения Завитинского района, Амурской области центр занятости населения и иных (местонахождение центров, предоставляемые услуги). |
2 |
3 |
|||
Тема 2.2 Резюме, как основной документ соискателя при поиске работ |
Содержание учебного материала |
4 |
|
||
12 |
Резюме, его роль при трудоустройстве. Виды, правила составления. Основные ошибки при написании резюме. Ложь в резюме. Характеристика личных и профессиональных качеств. |
2 |
2 |
||
13 |
Основные разделы и оформление резюме. Способы подачи резюме. Анализ готовых резюме |
2 |
2 |
||
Практическая работа №1 Оценка востребованности специальности, профессии на рынке труда ( в т.ч. региональном). Определение перечня потенциальных работодателей. Анализ готовых объявлений соискателей и работодателей. Подготовка личного объявления в СМИ |
2 |
2 |
|||
Практическая работа №2 Личностные и деловые качества. Оценка своих сильных и слабых сторон, проведение SWOT-анализа. |
2 |
2 |
|||
Практическая работа №3 Подготовка личного резюме. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
6 |
|
|||
Резюме и автобиография: различия и сходства. Подготовка личной автобиографии по предложенному шаблону. Оценка своих сильных и слабых сторон, проведение SWOT-анализа. Подготовка общего перечня деловых и личных качеств. |
2 2 2 |
|
|||
Тема 2.3 Собеседование при трудоустройстве
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
||
14 |
Собеседование. Психологические особенности построения диалога с работодателем при собеседовании. Продуктивные приемы и способы эффективной коммуникации в процессе трудоустройства. Формирование имиджа и положительного впечатления, манера поведения и речь. Разрешение конфликтных ситуаций, формирование чувства уверенности в себе. Способы саморегуляции при прохождении собеседования. |
2 |
2 |
||
15 |
Составление примерного перечня вопросов работодателя к соискателю. Составление примерного списка вопросов соискателя. Определение возможных «неудобных вопросов». Предварительный сбор информации о потенциальном работодателе. |
2 |
|
||
Практическая работа № 4 Составление примерного перечня вопросов работодателя к соискателю. Составление примерного списка вопросов соискателя. Определение возможных «неудобных вопросов». |
2 |
2 |
|||
Практическая работа № 5 Предварительный сбор информации о потенциальном работодателе. «Проигрывание» ситуации собеседования. «Самопрезентация» |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся. |
3 |
|
|||
Подготовка примерного перечня вопросов, связанных с поиском работы, которые вы хотели бы задать работодателю по телефону. Подготовка примерной структуры разговора. Составление портфолио выпускника, как инструмента успешного трудоустройства.
|
2 1
|
3 |
|||
Раздел 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ |
|
|
|||
Тема 3.1 Понятие карьеры и карьерная стратегия |
Содержание учебного материала |
4 |
|
||
16 |
Понятие «профессиональная карьера». Типы и виды профессиональных карьер. Основные компоненты профессиональной карьеры. Критерии успешности и способы построения профессиональной карьеры. |
2 |
1,2 |
||
Тема 3.2 Планирование профессиональной карьеры |
17 |
Планирование карьеры. Шаги построения профессиональной карьеры. Управление деловой карьерой. Внутренние факторы, влияющие на успешность карьеры. Внешние факторы, влияющие на успешность карьеры. |
2 |
1,2 |
|
|
Практическая работа № 6 Учет потребностей рынка и развитие профессионально значимых качеств, умений и навыков. |
2 |
2 |
||
Практическая работа № 7 Этапы проектирования профессиональной карьеры. План реализации карьеры. Наличие «запасного варианта». |
2 |
2 |
|||
Практическая работа № 8 Разбор раздела № 3 |
2 |
2 |
|||
|
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ |
2 |
3 |
||
ИТОГО за год |
36 |
|
|||
ВСЕГО: Максимальная учебная нагрузка |
54ч |
|
|||
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные:
1. Голубь Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. – Самара: ЦПО, 2011.
2. Резник С.Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты) [Электронный ресурс]: Уч. пос./С.Д. Резник, И.А.Игошина и др.; Под ред. С.Д.Резника - 2 изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013 - 320с.: Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=389913.
3. Румянцева, Е.В. Руководство по поиску работы, самопрезентации и развитию карьеры [Электронный ресурс] / Екатерина Румянцева. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. — 197 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=booksearch&code
4. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Под ред. С.Д. Резника - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 509 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=373095.
Дополнительные источники:
1. Трудовой кодекс.
2. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Альфа – М : ИНФРА-М,2011;
3. Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. Экономика организации. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2013;
4. Резник С.Д. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студ. молодежи России: опыт [Электронный ресурс]: Моногр. / С.Д.Резник, Е.С.Коновалова и др.; Под ред. С.Д.Резника - М.: НИЦ Инфра-М, 2013 - 292 с.: Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=3683995;
5. Муштук О.З. Конфликтология: учебник под общ.редакцией О.З.Муштука – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011;
6. Кирсанова М.В., Анодина Н.Н., Аксенов Ю.М. Деловая переписка: Учебно-практическое пособие – М.:ИНФРА-М,2010;
7. Кукушин В.С. Деловой этикет: М: ИКЦ «МарТ»,2011;
8. Персональный менеджмент [Электронный ресурс]:/учебник С.Д.Резник и др., - 4 изд, перераб. и доп. – М. :ИНФРА-М, 2012. – 559 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=144396;
Интернет-ресурсы:
2. Сайт Югорского центра занятости : [Электронный ресурс] - Режим доступа http://ugorsk.ru/vak/
3. Григорьева М.В. Психология труда: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uhlib.ru/psihologija/psihologija_truda_konspekt_lekcii/p6.php
4. Сайт Тихоокеанского государственного университета. Собеседование при приеме на работу. Как пройти: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pnu.edu.ru/ru/recruitment/graduates/interview/
5. Сайт КАДРЫ.RU: 7 самых популярных вопросов при приёме на работу: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kadry.ru/articles/detail.php?ID=34255
6. Готовые примеры резюме: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://upjobs.ru/obrazec-resume/
7. Сайт межрегионального координационно-аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э.Баумана: [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.cszum.bmstu.ru
8. Группа компаний HeadHunter работает на рынке интернет-рекрутмента с 2000 года. На данный момент сайт hh.ru является одним из лучших онлайновых ресурсов для поиска работы и найма персонал : [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.hh.ru.
9. Готовые примеры резюме: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://upjobs.ru/obrazec-resume/
3.3. Спецификация учебно-методического комплекса
№ |
Наименование |
Количество |
Тип носителя |
1. |
Комплект для промежуточной аттестации |
1 |
бумажный |
2. |
Рабочая программа |
1 |
бумажный, электронный |
3. |
Комплект обзорных лекций |
1 |
бумажный, электронный |
4. |
Рекомендации по организации самостоятельной работы |
1 |
бумажный, электронный |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
- Задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу |
практические занятия |
-Составлять объявления, резюме, портфолио и использовать каналы распространения сведений о себе. |
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
-Осуществлять коммуникации с потенциальными работодателями (организовать диалог, проявлять мастерство телефонного общения проходить собеседование). |
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
-Оформлять документы при трудоустройстве. |
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: |
|
-Понятие рынка труда, наиболее востребованные профессии и формы занятости. |
устный опрос, зачет |
-Технологию трудоустройства, способы поиска работы, формы самопрезентации. |
устный опрос, зачет |
-Понятие, типы и виды профессиональных карьер. |
устный опрос, зачет |
-Системы профессионального непрерывного образования, роль повышения квалификации. |
устный опрос, зачет |
-Основы трудового законодательства. |
устный опрос, зачет |
-Понятие, этапы и виды профадаптации. |
устный опрос, зачет |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.