Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда
Оценка 4.9

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Оценка 4.9
doc
20.01.2020
Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда
рабочая программа эф. пов.на рынке труда гр.З12.doc

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

Эффективное поведение на рынке труда

основной профессиональной образовательной программы

подготовки специалистов среднего звена

специальность  35.01.23 «Хозяйка(ин) усадьбы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда»

В настоящее время на молодых специалистов распространяется проводимая в РФ государственная молодежная политика, которая "представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов, направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности". А одним из ее положений является "становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда".

Программа общепрофессиональной учебной дисциплины составлена с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259, с изменениями и дополнениями в редакции от 2017 года) и Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций (2015г.).

Несмотря на положительные сдвиги, наметившиеся в области занятости, трудоустройство выпускников образовательных организаций затруднено. Одним из факторов, затрудняющих трудоустройство молодых специалистов, является их низкая конкурентоспособность, неподготовленность к выходу на рынок труда.

Современный рынок труда предъявляет определенные требования к работнику. Необходимо быть не только квалифицированным специалистом, и уметь ориентироваться в информации о потребностях рынка труда, знать и использовать наиболее эффективные способы поведения при поиске работы и общении с работодателем.

В связи с этим установлена цель изучения дисциплины:

         Сформировать представление о рынке труда, поиске информации о возможностях трудоустройства, создать условия для формирования адекватной самооценки, обучить эффективным способам самопрезентации, навыкам эффективного общения с работодателем на собеседовании и успешной адаптации на новом рабочем месте.

Задачи:

1. Сформировать базовые понятия о рынке труда и показать возможные пути выхода на рынок труда.

2. Обучить составлению индивидуального плана поиска работы.

3. Оказать помощь в процессе самопознания личностного роста и сформировать умения адекватно оценивать себя.

4. Научить навыкам самопрезентации и способам получения приглашения на собеседование.

5. Отработать навыки вербального и невербального общения.

6. Повысить правовую информированность по вопросам заключения трудового и гражданско-правового договора.

При проведении занятий используются следующие основные методы:

1. Групповая дискуссия. На каждом занятии  предлагается блок вопросов для обсуждения.

2. «Мозговой штурм». Проводится с учетом сложности и проблемности темы и по соответствующим правилам.

3. Творческие, практические задания, ролевые игры и жизненные ситуации. Данные методы способствуют более активному включению обучающихся в работу, вызывают у них большой интерес.

4. Беседа.

         В ходе работы на занятиях могут использоваться технические и наглядные средства обучения. Изложение  теоретического  материала  сопровождается  решением  практических  задач  и  иллюстрацией жизненных примеров.

         Последовательность изучения тем программы раскрывается в тематическом плане, в котором указано количество аудиторных часов и количество часов для самостоятельной работы обучающихся.

Итоговым  контролем при изучении учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» является дифференцированный зачет. 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.                 ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ

2.                 СТРУКТУРА и  содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.                 условия реализации  учебной дисциплины

 

4.                 Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА»

1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.01.23 «Хозяйка(ин) усадьбы. Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при организации профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Программа  учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

   Учебная дисциплина «Эффективное поведение на рынке труда» направлена на освоение обучающимися следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

   В связи с этим установлена цель изучения дисциплины:

   Сформировать представление о рынке труда, поиске информации о возможностях трудоустройства, создать условия для формирования адекватной самооценки, обучить эффективным способам самопрезентации, навыкам эффективного общения с работодателем на собеседовании и успешной адаптации на новом рабочем месте.

Задачи:

   1. Сформировать базовые понятия о рынке труда и показать возможные пути выхода на рынок труда.

   2. Обучить составлению индивидуального плана поиска работы.

   3. Оказать помощь в процессе самопознания личностного роста и сформировать умения адекватно оценивать себя.

   4. Научить навыкам самопрезентации и способам получения приглашения на собеседование.

   5. Отработать навыки вербального и невербального общения.

   6. Повысить правовую информированность по вопросам заключения трудового и гражданско-правового договора.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-Задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;

-Составлять объявления, резюме, портфолио  и использовать каналы распространения сведений о себе.

-Осуществлять коммуникации с потенциальными работодателями (организовать диалог, проявлять мастерство телефонного общения проходить собеседование).

-Оформлять документы при трудоустройстве.

  В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-Понятие рынка труда, наиболее востребованные профессии и формы занятости.

-Технологию трудоустройства, способы поиска работы,  формы самопрезентации.

-Понятие, типы и виды профессиональных карьер.

-Системы профессионального непрерывного образования, роль повышения квалификации.

-Основы трудового законодательства.

-Понятие, этапы и виды  профессиональной адаптации.

 

   1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение  программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 13 часов.

   

 

 

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

 

в том числе:

 

 

практические занятия

16

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

13

 

в том числе:

Изучение нормативно-правовых актов

Изучение сайтов работодателей и служб занятости населения.

Составление резюме и автобиографии

Составление  портфолио выпускника

Тестирование

 

 

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  « Эффективное поведение на рынке труда»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1  РЫНОК ТРУДА

 

 

 

Тема 1.1

Анализ современного рынка труда

Содержание учебного материала

6

 

1

Понятие рынка труда и его развитие. Государственное регулирование рынка труда. Рынок  труда, его цели, функции и участники. Спрос и предложение на рынке труда и факторы влияющие на них. Конкуренция на рынке труда. Региональный рынок труда. Дискуссионный вопрос  о  степени  государственного  присутствия  на  рынке  труда.  Методы и инструментарий государственного регулирования рынка труда.

2

2

2

Безработица как социально-экономическое явление. Виды безработицы. Последствия безработицы. Уровень безработицы и уровень занятости. Методы регулирования безработицы.

2

2

3

Характеристика видов профессиональной деятельности.

Виды профессиональной деятельности. Понятие профессии, специальности, квалификации. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Общероссийский классификатор  профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

Проведение анализа рейтинга самых популярных мужских и женских профессий.

 

2

 

 

Тема 1.2

Профессия и профессиональная деятельность

Содержание учебного материала

4

 

4

Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии

трудоустройства. Виды профессиональной деятельности. Понятие профессии. «Вечные профессии и специальности, обслуживающие насущные  потребности  человека.  «Сквозные»  (распространенные) профессии и специальности. «Перспективные» профессии и специальности. «Свободные» профессии и специальности для режима самозанятости.

2

2

5

Конкурентоспособность на рынке труда. Семь моделей конкурентоспособности специалиста

2

2

Раздел 2 ТЕХНОЛОГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА

 

 

 

Тема 2.1 Современные способы поиска работы

 

 

 

Содержание учебного материала

12

 

6

Трудоустройство. Процесс трудоустройства. Понятие и виды трудоустройства, формы взаимодействия с работодателем, сравнительна характеристика способов набора персонала. Основные причины и этапы трудоустройства. Постановка целей, составление перечня требований соискателя к работодателю. Действия необходимые для успешного поиска новой работы (пассивная и активная фаза).

2

2

7

Способы поиска работы. Информация на рынке труда.

 Каналы распространения сведений о себе. Непосредственное обращение к работодателю, использование посреднических фирм, использование личных связей,  объявлений о вакансиях и поиске работы, СМИ. 

2

 

8

Государственные и частные службы трудоустройства. Государственные службы занятости: профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий, пособия. Частные службы трудоустройства: виды, возможности.  Службы содействия трудоустройству образовательных организаций. Организованные мероприятия – Дни карьеры, Ярмарки профессий.

2

2

9

Формы первичного отбора кандидатов на вакансии: резюме, автобиография, анкетирование, тестирование, деловое сопроводительное и рекомендательное письмо, телефонный разговор,  собеседование.

2

2

10

Особенности взаимодействия с работодателем. Электронная переписка с работодателем. Особенности делового письма. Особенности общения с работодателем по телефону.

2

2

11

Стратегия поведения выпускника на рынке труда (лекц. стр. 28-30)

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

Изучение сайтов центров занятости: Департамента труда и занятости населения Завитинского района, Амурской области центр занятости населения и иных (местонахождение центров, предоставляемые услуги).

2

3

Тема 2.2 Резюме, как

основной документ

соискателя при

поиске работ               

Содержание учебного материала

4

 

12

Резюме, его роль при трудоустройстве. Виды, правила составления. Основные ошибки при написании резюме. Ложь в  резюме. Характеристика личных и профессиональных качеств.

2

2

13

Основные разделы и оформление резюме. Способы подачи резюме.

Анализ готовых резюме

2

2

Практическая работа №1 Оценка востребованности специальности, профессии  на рынке труда ( в т.ч. региональном). Определение перечня потенциальных работодателей.

Анализ готовых объявлений соискателей и работодателей. Подготовка личного объявления в СМИ 

2

2

Практическая работа №2 Личностные и деловые качества.  Оценка своих сильных и слабых сторон, проведение SWOT-анализа.

2

2

Практическая работа №3  Подготовка личного резюме.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

6

 

Резюме и автобиография: различия и сходства.

Подготовка личной автобиографии по предложенному шаблону.

Оценка своих сильных и слабых сторон, проведение SWOT-анализа. Подготовка общего перечня деловых и личных качеств.

2

2

2

 

Тема 2.3 Собеседование при трудоустройстве

 

 

 

Содержание учебного материала

4

 

14

Собеседование.

Психологические особенности построения диалога с работодателем при собеседовании. Продуктивные приемы и способы эффективной коммуникации в процессе трудоустройства. Формирование имиджа и положительного впечатления, манера поведения и речь. Разрешение конфликтных ситуаций, формирование чувства уверенности в себе. Способы саморегуляции при прохождении собеседования.

2

2

15

Составление примерного перечня вопросов работодателя к соискателю. Составление примерного списка вопросов соискателя. Определение возможных «неудобных вопросов». Предварительный сбор информации о потенциальном работодателе. 

2

 

Практическая работа № 4 Составление примерного перечня вопросов работодателя к соискателю. Составление примерного списка вопросов соискателя. Определение возможных «неудобных вопросов».

2

2

Практическая работа № 5 Предварительный сбор информации о потенциальном работодателе.  «Проигрывание» ситуации собеседования. «Самопрезентация»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

3

 

Подготовка примерного перечня вопросов, связанных с поиском работы,  которые вы хотели бы задать работодателю по телефону. Подготовка примерной структуры разговора.

Составление  портфолио выпускника, как инструмента успешного трудоустройства. 

 

2

1

 

3

Раздел 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

 

 

 

Тема 3.1

Понятие карьеры и карьерная стратегия

Содержание учебного материала

4

 

16

Понятие «профессиональная карьера». Типы и виды профессиональных карьер. Основные компоненты профессиональной карьеры. Критерии успешности и способы построения профессиональной карьеры. 

2

1,2

Тема 3.2 Планирование профессиональной карьеры

17

Планирование карьеры. Шаги построения профессиональной карьеры. Управление деловой карьерой. Внутренние факторы, влияющие на успешность карьеры. Внешние факторы, влияющие на успешность карьеры.

2

1,2

 

Практическая работа № 6 Учет потребностей рынка и развитие профессионально значимых качеств, умений и навыков.

2

2

Практическая работа № 7 Этапы проектирования профессиональной карьеры. План реализации карьеры. Наличие «запасного варианта».

2

2

Практическая работа № 8 Разбор раздела № 3

2

2

 

 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

2

3

ИТОГО за год

36

 

ВСЕГО: Максимальная учебная нагрузка

54ч

 



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные:

1. Голубь Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. – Самара: ЦПО, 2011.

2. Резник С.Д. Организационное поведение  (практикум: деловые игры, тесты)  [Электронный ресурс]: Уч. пос./С.Д. Резник, И.А.Игошина и др.; Под ред. С.Д.Резника - 2 изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013 - 320с.: Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=389913.

3. Румянцева, Е.В. Руководство по поиску работы, самопрезентации и развитию карьеры [Электронный ресурс] / Екатерина Румянцева. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. — 197 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=booksearch&code

4. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры  [Электронный ресурс]: Учебное пособие  / Под ред. С.Д. Резника  -  3-e изд., перераб. и доп.  - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 509 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=373095.

 

Дополнительные источники:

         1. Трудовой кодекс.

2.       Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Альфа – М : ИНФРА-М,2011;

        3. Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. Экономика организации. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2013;

         4. Резник С.Д. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студ. молодежи России: опыт  [Электронный ресурс]: Моногр.  / С.Д.Резник, Е.С.Коновалова и др.; Под ред. С.Д.Резника      - М.: НИЦ Инфра-М,      2013      -      292 с.: Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=3683995;

         5. Муштук О.З. Конфликтология: учебник под общ.редакцией О.З.Муштука – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011;

        6. Кирсанова М.В., Анодина Н.Н., Аксенов Ю.М. Деловая переписка: Учебно-практическое пособие – М.:ИНФРА-М,2010;

        7. Кукушин В.С. Деловой этикет: М: ИКЦ «МарТ»,2011;

         8. Персональный менеджмент  [Электронный ресурс]:/учебник С.Д.Резник и др.,  -  4 изд, перераб. и доп.    – М.    :ИНФРА-М,    2012.    –    559 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=144396;

Интернет-ресурсы:

1. Сайт Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:  [Электронный ресурс] - Режим доступа

http://job.dznhmao.ru/home/szn/czn.aspx?CZNF=MTc10

2.  Сайт Югорского центра занятости :  [Электронный ресурс] - Режим доступа http://ugorsk.ru/vak/

3. Григорьева М.В. Психология труда:  [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uhlib.ru/psihologija/psihologija_truda_konspekt_lekcii/p6.php

4.  Сайт Тихоокеанского государственного университета. Собеседование при приеме на работу. Как пройти:  [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pnu.edu.ru/ru/recruitment/graduates/interview/

5. Сайт КАДРЫ.RU: 7 самых популярных вопросов при приёме на работу: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kadry.ru/articles/detail.php?ID=34255

6. Готовые примеры резюме: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://upjobs.ru/obrazec-resume/

7. Сайт межрегионального координационно-аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э.Баумана: [Электронный ресурс] - Режим доступа:  www.cszum.bmstu.ru  

8.  Группа компаний  HeadHunter работает на рынке интернет-рекрутмента с 2000 года. На данный момент сайт hh.ru является одним из лучших онлайновых ресурсов для поиска работы и найма персонал : [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.hh.ru.

9. Готовые примеры резюме: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://upjobs.ru/obrazec-resume/

 

3.3. Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

1.

Комплект для промежуточной аттестации

1

бумажный

2.

Рабочая программа

1

бумажный, электронный

3.

Комплект обзорных лекций

1

бумажный, электронный

4.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

1

бумажный, электронный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 

- Задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу

практические занятия

-Составлять объявления, резюме, портфолио  и использовать каналы распространения сведений о себе.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

-Осуществлять коммуникации с потенциальными работодателями (организовать диалог, проявлять мастерство телефонного общения проходить собеседование).

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

-Оформлять документы при трудоустройстве.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

 

-Понятие рынка труда, наиболее востребованные профессии и формы занятости.

устный опрос, зачет

-Технологию трудоустройства, способы поиска работы,  формы самопрезентации.

устный опрос, зачет

-Понятие, типы и виды профессиональных карьер.

устный опрос, зачет

-Системы профессионального непрерывного образования, роль повышения квалификации.

устный опрос, зачет

-Основы трудового законодательства.

устный опрос, зачет

-Понятие, этапы и виды  профадаптации.

устный опрос, зачет

  

 

 

 

 

 

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда

Рабочая программа по Эффективному поведению на рынке труда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020