Рабочая программа по экономике для специальности 38.02.01 "Коммерция"
Оценка 5

Рабочая программа по экономике для специальности 38.02.01 "Коммерция"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
другое
Взрослым
24.02.2023
Рабочая программа по экономике для специальности 38.02.01 "Коммерция"
Программа для студентов 1 курса по дисциплине"Экономика"
РП Экономика К-22-1.docx

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е   У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й   П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й   К О Л Л Е Д Ж»

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

общеобразовательной учебной дисциплины

«ЭКОНОМИКА»

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

подготовки специалистов среднего звена

специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Югорск, 2022

 

 

ОДОБРЕНА

методическим объединением социально-экономических дисциплин

Протокол №_1_

От «_31_» августа 2022г

 

 

 

Председатель _________  Е.Ю.Костоусова

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и результатов опроса работодателей.

Заместитель директора по учебной работе

 

______________________   И.А. Крицына

                                      

 

 

 

 

 Разработчик: БУ ПО ХМАО-Югры «Югорский политехнический  колледж»,  преподаватель высшей квалификационной  категории Е.Ю.Костоусова

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА». 6

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.. 7

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 9

Тематический план и содержание учебной дисциплины.. 13

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА». 17

8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 19

 

           

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» составлена на основе:

-       рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

-       Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экономика»;

-       Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
(утв. 
приказом Министерства образования и науки РФ от 15 мая 2014 г. N 539);

-            ФЗ от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

-       Приказа Минобрнауки России, Минпросвещения России от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59778) (официально опубликован 11.09.2020).

Программа общеобразовательной учебной дисциплины  «Экономика» предназначена для изучения экономики  в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Ведущие педагогические технологии, используемые при реализации дисциплины – интерактивные, ИКТ - технологии, что соответствует Стратегической миссии и Программе развития колледжа. В основу Программы развития Югорского политехнического колледжа положена технологически ориентированная модель организации содержания образования, направленная на реализацию информационно-коммуникативных технологий обучения (ИКТ).

Содержание  программы «Экономика направлено на достижение следующих целей: 

­        освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

­        развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов,   оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;

­        воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;

­        овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет, анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе и в семье;

­        овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;

­        формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании  рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе  профессии и дальнейшего образования;

­        понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях.

В программу включено содержание,  направленное на   формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).  

Программа учебной дисциплины «Экономика» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют  содержание учебного материала, последовательность его изучения, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального  образования, специфики программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Обществознание», «Экономика организации», «Налоги», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Основы предпринимательской деятельности».

 Раздел1 Микроэкономика и Раздел 2 Макроэкономика  содержат темы профессиональной направленности. Данные темы направленны на изучение функционирования  рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности в сфере предпринимательства и торговли.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»

 В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение экономических знаний для каждого человека. Возникает необходимость формирования представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, владения системными экономическими знаниями, опыта исследовательской деятельности.   

«Экономика» изучает жизнь общества и государства с позиции экономической теории, выделяет различные уровни экономики, которые характеризуют деятельность индивидов, семей, предприятий в области микроэкономики, макроэкономические процессы на государственном и международном уровне. Содержание  учебной дисциплины «Экономика» является начальной ступенью в освоении норм и правил деятельности экономических институтов: муниципальных округов, субъектов Федерации, в целом государства Российской Федерации и международный уровень экономических отношений.

Изучение   экономики в профессиональных образовательных организациях,  реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов. 

При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально - экономического профиля  профессионального образования экономика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования,  но более углубленно, как профильная учебная дисциплина,  учитывающая специфику  осваиваемых профессий или специальностей. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического и естественнонаучного профилей профессионального образования, специальностей СПО  гуманитарного профиля профессионального образования экономика изучается по программе    интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», включая экономику и право,   обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

Особое внимание при изучении учебной дисциплины уделяется:

- формированию у обучающихся современного экономического мышления, потребности в экономических знаниях; 

- овладению умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации, 

- воспитанию уважения к труду и предпринимательской деятельности,

- формированию готовности использовать приобретенные знания в  последующей трудовой деятельности.

Изучение  общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета  или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП.

 

 

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Экономика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области  «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. Учебная дисциплина «Экономика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. 

В учебных планах ППКРС, ППССЗ  учебная дисциплина «Экономика» находится в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для  профессий СПО  или специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение  студентами следующих результатов: 

личностных:

­  развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого  для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

­  формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение места и роли в экономическом пространстве;

­  воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;                                   

метапредметных: 

­  овладение умениями сформулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

­  овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью их разрешения;

­  формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в конституции Российской Федерации;

­  генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и Мирового сообщества; 

­  умение применять исторический, социологический, юридический подход для всестороннего анализа общественных явлений;

 предметных:

­  сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

­  понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и  нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества,  сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

­  сформированность  экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения  и общества в целом;

­  владение навыками поиска актуальной экономической информации в  различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

­  сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

­  умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика); 

­  способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области  предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

­  понимание  места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире. 

­   формирование общих компетенций:

­  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

­  ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

­  ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

­  ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

­  ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

­  ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

­  ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

­  ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

­  ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

­  ОК 10. Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.

­  ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

­  ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

Освоение содержания дисциплины  обеспечивает достижение студентами следующих личностных результатов согласно Программе воспитания ППКРС/ППССЗ:

­  ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

­  ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость

­  ЛР 15 Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий.

 

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                                         

Раздел Микроэкономика

Тема1. Современная экономика и экономическая наука.

Понятие экономики. Основные элементы экономики.  Основные проблемы рыночной экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Экономическая система общества. Типы экономических систем обществ.

Практическое  занятие: Обсуждение вопросов  основных этапов развития экономической науки. Обсуждение докладов. Тестирование по теме «Экономическая система общества»

 

Тема 2. Факторы современного производства

Производство: основные черты, факторы производства. Воспроизводство и его фазы. Воспроизводство: простое, убывающее, расширенное. Кругооборот производственных фондов.

Человеческий фактор производства. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Наемный труд и профессиональные союзы.

Средства производства. Основные и оборотные производственные фонды. Физический и моральный износ Оф. Показатели эффективности использования основных и оборотных фондов.

Практические занятия: Обсуждение вопросов.  Факторы современного производства. Использование ограниченных ресурсов. Решение задач и построение Границы производственных возможностей. 

 

Тема 3. Плата за факторы производства

Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Научные подходы к категории процент. Заработная плата. Рента. Земельная рента.

Практические занятия: Обсуждение вопросов по теме «Плата за факторы производства. Решение задач.

 

Тема 4. Экономические отношения в обществе

Собственность и конкуренция. Собственность: сущность, типы и формы. Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.

Формы организации бизнеса.   «Предприятие» и «предпринимательство». Виды и формы предприятий, Производственная характеристика и структура предприятий. Предпринимательство: понятие, сущность и формы. Организационно-правовые формы хозяйствования.

Товарно-денежные отношения, товарное обращение. Деньги, банки и кредит. Деньги и их роль в экономике. Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.  Банковская система. Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Понятие и функции коммерческих банков. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.  Сущность кредитования. Принципы кредитования. Функции кредитования. Виды кредита

Практические  занятия: Тестирование, обсуждение вопросов по теме «Собственность».

Составление таблицы сравнительных характеристик: «Фомы организации бизнеса». Обсуждение вопросов по теме.

Работа с кейсами по темам: «Собственность как основа производственных отношений», «Преобразование собственности в России»,  «Формы и виды собственности в России». «Сравнительный анализ натурального и товарного производства»,  «Доходы от собственности»,

Работа с кейсами по темам: «Функции денег и закон денежного обращения», «Определение величины денежного агрегата», « Банки и банковская деятельность», «Сущность и назначение кредита», «Виды и формы кредитов»

 

Тема 5. Рынок: его функции и структура

Рынок и его основные факторы. Понятие рынка. Основные виды рынков. Функции рынка. Элементы рыночного механизма. Важнейшие условия возникновения рынка. Участники рынка.  Монополия и конкуренция. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.

Спрос и предложение товаров. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночная цена.

Издержки и доходы фирмы. Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.

Практические занятия: Тестирование, решение задач, построение графиков по теме: Спрос, предложение и рыночная цена.

Тестирование по теме: Рынок: его функции и структура.

Тестирование, решение задач по теме: Издержки и прибыль предприятия.

 

Раздел  Макроэкономика

 

Тема 6. Макроэкономические показатели, экономический рост и нестабильность

Показатели экономического роста. Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Номинальный и реальный ВВП

 Экономический рост в обществе.  Основные факторы экономического роста.   Макроэкономическая нестабильность. Экономический цикл. Основные проявления макроэкономической нестабильности.

Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Инфляция и ее социальные последствия. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.

Практические  занятия: Тестирование, обсуждение вопросов и решение задач по теме:

Макроэкономические показатели.

Тестирование, обсуждение вопросов и решение задач по теме: Экономический рост и нестабильность.

 

Тема 7. Механизм макроэкономического регулирования

Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование.

Финансовая политика государства. Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Государственный долг и его структура.  

           Фискальная политика государства. Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.

Кредитно-денежная политика государства. Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

Социальная политика государства.  Доходы населения: структура и показатели. Понятие «потребительской корзины». Главные источники денежных доходов. Принципы распределения доходов в обществе. Проблема неравенства доходов в обществе. Кривая Лоренца и индекс Джини.

Практические  занятия: Обсуждение вопросов по теме «Механизм государственного регулирования экономики».

Письменная работа по теме «Механизм макроэкономического регулирования»

 

Тема 8. Мировая экономика СЕМИНАР 

Вопросы семинара:  «Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности»; «Международная торговля и кредит»; «Международная миграция капиталов и трудовых ресурсов; Международные валютные отношения»

 

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС/ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

в том числе в форме практической подготовки  40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 0 часов.

проведение промежуточной аттестации  – 6 час.  

 

 

 

 

 


            6.1 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Характеристика видов деятельности студентов

1

2

3

4

Раздел Микроэкономика

 

Обосновывать актуальность изучения экономики как составной части общественных наук.  

Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию об экономических процессах и проблемах.

Определять суть и особенности экономических законов, методы экономической теории.

Изучить различия элементов экономических систем.

Тема1. Современная экономика и экономическая наука.

Содержание учебного материала

1.    Понятие экономики. Основные элементы экономики.   Методы экономической теории.  Основные проблемы рыночной экономики. Экономическая система общества

2

 

2.Практическая подготовка: Изучение и анализ экономических систем, выявление достоинств и недостатков.

Тестирование по теме «Экономическая система общества».

2

Тема 2. Факторы современного производства

 

 

Содержание учебного материала

3. Производство: основные черты, факторы производства .

Человеческий фактор производства. Понятие рабочей силы. Факторы определяющие уровень производительности труда, требования к работникам нового типа. Предпринимательские и управленческие способности (ЛР4, ЛР15).

2

 

 

 

 

Освещать сущность концепции «факторов производства.  Обосновать значение предпринимательства и финансово - хозяйственной деятельности.

 Проводить анализ производственных возможностей общества, вменённых издержек, потребностей на конкретных примерах.

4. Средства производства структура и оборот капитала. Производственные фонды.

2

5.*Практическая подготовка: Подготовка и выступление студентов с докладами по теме «Другие факторы современного производства». Обсуждение вопросов.

2

6. Производственные возможности общества. Проблема выбора и ГПВ. Вмененные издержки и закон их возрастания.

https://www.youtube.com/embed/sXD62r6u5Eo?autoplay=1&enablejsapi=1&wmode=opaque

2

7. Практическая подготовка:  Решение задач и построение Границы производственных возможностей. Анализ производственных возможностей общества

2

Тема 3. Плата за факторы производства

 

 

Содержание учебного материала

Изучить понятия: цена рабочей силы и заработная плата,  основные формы оплаты труда, рента, процент и прибыль.

Проводить расчет повременной и сдельной заработной платы.

Проводить анализ показателей: ренты процента и прибыли.

8. Заработная плата. Рента, процент и прибыль.

https://youtu.be/7lOekYE5IIQ

2

 

9. Практическая подготовка: Решение задач по расчету повременной и сдельной заработной платы. Анализ показателей: ренты процента и прибыли.

2

Тема 4. Экономические отношения в обществе

Содержание учебного материала

10. Собственность. Отношения собственности и их структура.

https://youtu.be/xwb9DNU_lJI

*Практическая подготовка: Собственность: сущность, типы и формы Работа кейсом по теме «Формы и виды собственности» (ЛР14) Обсуждение вопросов.

1

 

1

Изучить понятие собственность, виды собственности в различных странах.  Изучить различие государственной, муниципальной и частной собственности. 

Анализировать основные формы организации бизнеса.

Отличать предпринимательскую деятельность от коммерческой деятельности.

Изучить определение денег как: ценности; эталона обмена; натуральные и символические; мера стоимости. Охарактеризовать роль денег, связь денег и масштаба цен, мировые деньги. Изучить виды денег.

Охарактеризовать структуру банковской системы РФ, деятельность банков и их роль в экономике страны.  Изучить основные банковские операции и сделки, исключительную роль Центрального банка РФ, задачи и функции.

Изучить виды ценных бумаг. Отличать акции от облигаций.

11. Формы организации бизнеса. Основные виды предприятий.

Практическая подготовка: Составление таблицы сравнительных характеристик «Формы организации бизнеса».

1

 

1

12.Товарно-денежные отношения, товарное обращение. https://youtu.be/0Qf9jyUCK2s

Функции и виды денег. Закон денежного обращения

2

13. Банки и их роль в экономике.

Кредит: необходимость, сущность и основные формы.

2

14. Практическая подготовка: Выступление студентов с докладами [презентеции](ЛР14) Темы: «Сравнительный анализ натурального и товарного производства», «Развитие товарообменных отношений», «Доходы от собственности», «Функции денег», «Закон денежного обращения», «Виды денег»,  «Определение величины денежного агрегата»,

2

15. Практическая подготовка:  Выступление студентов с докладами [презентеции](ЛР14) Темы «Банки и их роль в экономике», «Банковская деятельность»,  «Центральный банк РФ, задачи и функции», «Сущность и назначение кредита», «Виды и формы кредитов». Ценные бумаги: «Акции», «Облигации»

2

 

16. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

2

 

 

Итого Iсеместр

32

 

 

Практическая подготовка Iсеместр

14

 

Тема 5. Рынок: его функции и структура

 

Содержание учебного материала

17. Рынок и его основные факторы. Монополия и конкуренция.

Практическая подготовка: Формирование знаний, умений и навыков о типах рыночных структур: монополии, совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии.

Тест https://onlinetestpad.com/ru/test/114061-38-konkurenciya-i-monopoliya

2

 

Изучить понятие рынка и его основные факторы.

Изучить формы: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии.

Раскрыть понятие и зависимость спроса и предложения от цены. Рассмотреть и провести анализ взаимодействия спроса и предложения. Изучить ситуацию  рыночного равновесия.

 Определить факторы, влияющие на формирование цены на рынке.

Изучить материал, построить кривые спроса и предложения, используя материалы из сборника задач по экономике.

Усвоить понятие затрат и расходов в коммерческих организациях.

Изучить структуру производственных расходов: прямые и косвенные.

Изучить понятия себестоимости, прибыли и рентабельности.

Производить расчет прибыли, понять методы анализа прибыли, рентабельности: продукции, капитала и др.

18. Спрос и предложение товаров.

2

19. Рыночное равновесие. Рыночная цена.

2

20. Практическая подготовка:  Решение задач по расчету рыночной цены, построение графиков взаимодействия спроса и предложения, определение рыночного равновесия, обсуждение вопросов  по теме «Спрос, предложение и рыночная цена». Тест: https://oltest.ru/tests/ekonomika/ekonom_teoriya_spros_i_predlozhenie/

2

21. Издержки, себестоимость.

2

22. Практическая подготовка:  Решение задач по расчету издержек. Построение графиков. Анализ результатов. Тестирование

https://oltest.ru/tests/ekonomika/ekonom_teoriya_izderzhki_i_dohody_predpriyatiy/

2

 

23 Прибыль и рентабельность

2

24. Практическая подготовка: расчет прибыли, понять методы анализа прибыли, рентабельности: продукции, капитала и др.

2

Раздел  Макроэкономика

 

Тема 6.

Макроэкономические показатели, экономический рост и нестабильность

 

Содержание учебного материала

25. Валовой продукт и национальный доход общества.  

2

Дать определение понятию «национальный продукт».  Охарактеризовать разницу между ВВП и ВНП.

Сформулировать конечную цель экономического роста. Исследовать причины кризисных явлений.

 Раскрыть суть цикличности в экономике.

Изучить понятие безработица; добровольная и вынужденная; полная и частичная.

Охарактеризовать понятия: явная, скрытая, фрикционная, структурная, циклическая, институциональная, естественная безработица. 

Изучить основные причины безработицы, социальные последствия и вопросы трудоустройства безработных.

Изучить экономические и социальные последствия инфляции, отличие и взаимосвязь инфляции спроса и издержек. Расчет изменения силы инфляционных процессов. Охарактеризовать виды инфляций.

26 Практическая подготовка Расчет и анализ Макро-экономических показателей. Тестирование

2

27. Экономический рост в обществе. Макроэкономическая нестабильность.

28. Безработица и ее виды. Причины и последствия.

29. Инфляция. Виды, причины и последствия

2

 

2

2

30 Практическая подготовка: Обсуждение вопросов по теме «Экономический рост и нестабильность». Тестирование.

Формулирование конечной цели экономического роста. Изучение причин кризисных явлений. Раскрытие сути цикличности в экономике.

2

31. Практическая подготовка: Расчет уровня безработицы,  Анализ последствий инфляции. Расчет величины потерь ВВП

2

Тема 7. Механизм макроэкономического регулирования

 

 

 

Содержание учебного материала

32.Финансовая система и основы налоговой политики. Практическая подготовка: Изучение налогового законодательства (твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки, способы взимания налогов.  Изучение функций и видов налогов)

https://www.youtube.com/watch?v=kbKPOSQA0tY

33. Кредитно-денежная политика государства. 

34. Социальная политика государства.

2

 

 

 

 

 

2

2

Изучить методы государственного регулирования экономики.

Сформулировать цели создания государственного бюджета. Изучить экономическую сущность понятий «дефицит» и «профицит бюджета».   Изучить возможные причины бюджетного дефицита, основные факторы, обеспечивающие сбалансированный бюджет. 

Изучить налоговое законодательство, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки, способы взимания налогов.  Изучить функции и виды налогов.

 Раскрыть определение денежно – кредитной политики.  Изучить инструменты денежно – кредитной политики, используемые ЦБ.  Изучить сущность резервов кредитных организаций в Центральном банке.

35. Практическая подготовка: Обсуждение вопросов и выполнение практических заданий по теме «Налоговая политика» (пособие Налоги_и_налогообложение_Лихолетова_НВ_2020_56_с..pdf  стр 1)

2

36. Практическая подготовка: Анализ структуры денежной массы. Решение задач по расчету денежной массы, скорости оборота денег. ( kis.pdf стр 16)

2

37. Практическая подготовка: Обсуждение вопросов по теме» Механизм государственного регулирования экономики».

2

Тема 8. Мировая экономика

[Семинарное занятие]

Содержание учебного материала

38-39 СЕМИНАР Практическая подготовка: Тема 8 Мировая экономика [«Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности»; «Международная торговля и кредит»; «Международная миграция капиталов и трудовых ресурсов; Международные валютные отношения»]

(ЛР 14-15)

2

 

2

Изучить понятие международная торговля, факторы определяющие производственные различия национальных экономик.  Раскрыть понятие индикатор интеграции национальных экономик.

 Изучить понятие Всемирная торговая организация, принципы построения торговой системы ВТО.

Изучить основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

Изучить понятие «валютный курс». Изучить факторы, влияющие на валютный курс.  Изучить понятие «валютный паритет, особенности регулирования валютного курса.

Изучить процесс глобализации мировой экономики. Изучить сущность глобализации мирового экономического сообщества.

Самостоятельная работа обучающихся

 

Работа с информационными источниками,

углубленное изучение отдельных вопросов, выполнение рефератов, презентаций, составление докладов, сообщений,  подготовка выступлений

Итого 2 семестр

46

 

Практическая подготовка 2 семестр

26

 

Итого по дисциплине: 

108

 

Экзамен

6

 


7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»

Освоение программы учебной дисциплины «Экономика» предполагает наличие в профессиональной  образовательной организации,  реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования,    учебного кабинета, в котором имеется возможность   обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной  деятельности обучающихся.       

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете  должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по экономике, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.  В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экономика» входят:

Оборудование учебного кабинета:

­   нормативные документы (Федеральный государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующие деятельность по реализации Государственной программы по дисциплине.

­   учебно-методический комплекс средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы

­   учебники, дидактические материалы, раздаточный материал  в соответствии с образовательной программой

­   комплект типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта

­   стендовый материал, который носит обучающий характер:                                                                        рекомендаций по выполнению домашних работ;                                                                                    рекомендаций по подготовке к различным формам учебной деятельности (практикум, семинар, курсовая работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен)                                                                                                                            правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;

Технические средства обучения:

Учебно-практическое оборудование

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц

Комплект инструментов для работы у доски

Технические средства

­   Экспозиционный экран

­   Проектор

­   Компьютер с возможностью подключения к Internet.

­   Презентации  по тематике курсов экономики

Библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экономика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.   Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками,  словарями, научной и научно-популярной литературой и др. по разным вопросам экономики. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экономика» студенты должны иметь   возможность доступа к     электронным учебным материалам по экономике, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы, тесты и др.)

Содержание УМК

Наименование

Количество

Тип носителя

1

Рабочая программа

1

Электронный вариант, бумага

2

Комплект для промежуточной аттестации

1

бумага

3

Комплект для итоговой аттестации

1

бумага

4

Электронное учебное пособие

1

Электронный вариант

5

Презентации

7

Электронный вариант

6

Список литературы (основной, дополнительной, факультативной)

1

бумага

7

Тесты (входные, промежуточные, идентификационные, итоговые)

17

бумага

8

Практикум

1

Электронный вариант, бумага

9

Рекомендации по организации самостоятельной работы

1

бумага, электронный вариант

10

Рекомендации по написанию и оформлению контрольной работы

1

бумага, электронный вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов:

1.    Балашов, А.И. Экономическая теория: Учебник /А.И. Балашов и др. - М.: Юнити, 2017. - 224c.

2.    Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: Уч. / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: Инфра-М, 2019. - 160 c.

3.    Казначевская, Г.Б. Экономическая теория: Учебник / Г.Б. Казначевская. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 320 c.

4.    Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Николаевой И.П.. - М.: Юнити, 2018. - 288 c.

5.    Салихов, Б.В. Экономическая теория: Учебник / Б.В. Салихов. - М.: Дашков и К, 2016. - 724c.

6.    Соколинский, В.М. Экономическая теория (для ссузов) / В.М. Соколинский. - М.: КноРус, 2018. - 335 c.

 

  Для преподавателей:

1.    Батова Т.Н., Васюхин О.В., Павлова Е.А., Сажнева Л.П. Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2009. - 250 с. 

2.    Кочетков, А.А. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков. - М.: Дашков и К, 2016. - 696 c.

3.    Куликов, Л. М.. Основы экономической теории: учебник / Л. М. Куликов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт,2011. — 455 с.. 2011 [Электронный ресурс]:-

https://finlit.online/teoriya-ekonomicheskaya/osnovyi-ekonomicheskoy-teorii-uchebnik-kulikov.html Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск; Новое издание, 2009.

4.    Сафронов Н.А. Экономика организации М: Форум 2009

5.    Современная экономика /под ред. Мамедова О.Ю. / Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

 

Интернет-ресурсы:

6.    Электронные библиотеки: eup.ru; [Электронный ресурс]:-  www.laboratory.ru.

7.    Периодические издания: [Электронный ресурс]:- www.akdi.ru;   www. vopreco.ru

8.    Экономическая теория макроэкономика (публикации по экономике и финансам) - [Электронный ресурс]:- http://www.members.tripod.com/macroeconomics/ 


 

Скачано с www.znanio.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ОДОБРЕНА методическим объединением социально-экономических дисциплин

ОДОБРЕНА методическим объединением социально-экономических дисциплин

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» составлена на основе: - рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» составлена на основе: - рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального…

России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях

России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ

Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; ­…

Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; ­…

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий

Практические занятия: Обсуждение вопросов по теме «Плата за факторы производства

Практические занятия: Обсуждение вопросов по теме «Плата за факторы производства

Тестирование, решение задач по теме:

Тестирование, решение задач по теме:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» в пределах освоения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» в пределах освоения

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика»

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика»

Содержание учебного материала

Содержание учебного материала

Тема 5. Рынок: его функции и структура

Тема 5. Рынок: его функции и структура

Содержание учебного материала 25

Содержание учебного материала 25

Тема 8. Мировая экономика [Семинарное занятие]

Тема 8. Мировая экономика [Семинарное занятие]

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОПОП СПО на базе основного общего образования

ОПОП СПО на базе основного общего образования

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Для студентов: 1

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Для студентов: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2023